Зеленый сад или Белый виноград. Эта хлыстовская секта образовалась в пермском краю. Богородицей в этой секте обыкновенно бывает старуха, называемая также пятницей. Лазаревщина. Последователи этой секты отравляют ближних ради спасения и составляют в хлыстовщине нечто сходное с морелыциками, душителями, тюкальщиками и сократителями. Духовные скопцы – приближаясь по учению к скопцам не производят, однако, над собою операции. В скопчестве замечательны две секты: Перевертыши, которые, не производя над собою скопческой операции, оттягиванием и кручением вместилища семенных ядер достигают полной половой неспособности. Эта секта проявилась в особенности в Тамбовской губернии. Постоянное оттягивание и кручение в одну сторону, иногда почти с детства, вело к разрыву семенных канатиков и таким образом достигалось скопчество без операции. Проколыши – прокалывали себе семенные канатики и давали таким образом истекать жизненным сокам. Особенно известна Куткинская секта проколышей, открытая 1841 г. в Лифляндии на берегу озера Пейпуса. Секту Куткина называли в простонародье также «фармазонами»; но это название прилагается больше к секте Татариновой, хотя нельзя отрицать что между хлыстовской сектой Татариновой и сектой Куткина были некоторые общие черты, так как и самое скопчество было первоначально лишь сектой в хлыстовщине. XVII. Единоверие Долго в России верили, что раскол порожден схоластическими спорами об обрядовых подробностях. Истинное значение его могло быть уяснено лишь при той степени знакомства с историей, которой в былое время не достигали и не считали нужным достигать. Если раскол схоластическая распря, то стоит только начать прения, победить противников в споре – и дело улажено. Кажется так? Так и поступали во время стрелецкого волнения в правление Софии; так хотели поступать даже в царствование Петра I, когда раскол переходом своим из церковного протеста в политический ясно обнаружил свой истинный характер. Епископ Питирим уполномочивается обращать в православие нижегородских раскольников. Он пишет им 130 вопросных пунктов; они в ответ обращаются к нему с 240 подобными же вопросами. Питирим имел в своих стараниях успех только наружный и может быть именно потому, что роль его была двойственна. Он старался действовать увещаниями, а увещания предполагают кротость; но, с другой стороны, в своих секретных сообщениях Петру I он советовал принимать меры строгости против «раскольников» 234 . Между открытым и конфиденциальным образом действий епископа было разногласие. Особенного успеха не могло быть. Окончательного успеха нельзя было ожидать от прений и при большей доли искренности в сношениях. Теперь о нем не могло быть и речи. Раскол в нижегородской епархии затем усиливался все более, пока наконец Екатерина II в первые годы своего царствования при посещении этой местности нашла ее переполненной раскольниками.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

12. Закрытие доступа окончившим семинарию в высшие светские учебные заведения, из-за чего задерживались озлобившиеся за это насилие и заражавшие своим озлоблением других (Сергий Финляндский). 13. Отсутствие воспитания в собственном смысле (Владимир Московский, Гурий Новгородский, Тихон Пензенский, Иннокентий Тамбовский). Кроме этого, делу воспитания сильно мешало: 14. Многолюдность семинарий и училищ (Питирим Курский, Иннокентий Тамбовский). 15. Назначения на ответственные должности лиц с неустановившимся еще, вследствие их возраста, характером и взглядами (Евлогий Холмский). 16. Постоянная перемена начальствующих лиц, особенно монахов (Арсений Харьковский, Архангельский Комитет, Гурий Новгородский, Дмитрий Херсонский). 17. Общежития с большим количеством воспитанников (Назарий Нижегородский). Отсюда следовали: 18. Рознь и неприязнь между воспитателями и воспитанниками (Архангельский Комитет, Иоаким Оренбургский, Гурий Новгородский, Евлогий Холмский). 19. Упадок дисциплины (Арсений Харьковский, Евлогий Холмский, Владимир Екатеринбургский). 20. Светские преподаватели богословских наук, не знающие глубины пастырского служения, не одушевленные пастырскими идеалами (Тихон Костромской, Агафодор Ставропольский). «Преподаватель практических дисциплин по пастырству хотя и добрый, религиозный человек, не внушал нам большое доверие. Когда он в вицмундире иногда горячо говорил нам о задачах пастырства или учил церковному проповедничеству, невольно в душе возникал искусительный вопрос: почему же он, так просто трактующий о пастырстве, сам не идет по этому пути? Когда один из наших преподавателей на наших глазах сделался священником, мы почувствовали к нему особое уважение, которым он дотоле у нас не пользовался», - пишет митр. Евлогий (Георгиевский). 21. Возложение на одних и тех же лиц обязанностей учебно-административных и хозяйственных (Дмитрий Херсонский, Владимир Московский). 22. Чрезмерная нагрузка воспитателей (Дмитрий Херсонский). 23. Материальная необеспеченность преподавателей (Дмитрий Херсонский).

http://pravoslavie.ru/2220.html

В рамках XX Международных Рождественских чтений пройдет семинар «Духовное наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского» 26 декабря 2011 г. 10:06 В рамках XX Международных Рождественских чтений 22-23 января 2012 года в Московской духовной академии и Издательском Совете Русской Православной Церкви будет проводиться семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского». Работу семинара возглавит заместитель председателя Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, заведующая Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН, доктор филологических наук, профессор М.И. Щербакова. В мероприятии примут участие: заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, заместитель председателя Научно-редакционного совета, кандидат богословия игумен Евфимий (Моисеев); преподаватель Московских духовных школ иеромонах Питирим (Творогов); доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Воропаев; доктор филологических наук, профессор МПГУ Е.В. Николаева; доктор филологических наук, сотрудник ИМЛИ РАН Д.С. Московская; кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела русской классической литературы ИМЛИ РАН О.А. Крашенинникова; преподаватель Петрозаводского государственного университета Н.И. Соболев, а также представители духовных учебных заведений Русской Православной Церкви — Московских, Санкт-Петербургских и Киевских духовных школ, Рязанской, Тамбовской, Владимирской, Одесской и Екатеринодарской духовных семинарий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , а также учащиеся МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского педагогического государственного университета и Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Программа 22 января (МДА) 23 января (Издательский Совет) Сведения о работе семинара, а также доклады, сделанные во время чтений, будут доступны на сайте Издательского Совета и сайте Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Адрес эл. почты для связи: lizunov@pcroc.ru . Тел.: (495) 789-90-45, добавочный (в тоновом режиме) — 22-41. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1852549.ht...

После присоединении Тамбовской епархии и г. Борисоглебска к Синодальной области южные границы её отодвинулись до устья реки Вороны в Хопер, где стояла Новохоперская крепость, построенная в 1710 г. и принадлежавшая Воронежской епархии. 291 Восточнее – в бассейне р. Медведицы Синодальная область граничила с Астраханской епархией. В расширенном объеме, в 1724 г., в Синодальной области было всего – 4675 церквей. 292 В 1725 г. 19 церквей Ржевского уезда, Новоторжской приписи отошли со всеми доходами в Синодальную область, они издревле состояли в Новгородской епархии и только по указу патриарха Иоакима, «незнаемо каким случаем», были приписаны к Патриаршей области. В 1721 г. 28 апреля по просьбе новгородского архиепископа Феодосия погосты были возвращены ему, в уважение жалоб духовенства. Патриаршие ржевские и тверские приказные люди, дворяне и солдаты, «чинили отписанному духовенству многие убытки в денежных сборах». 293 Любопытно рассуждение самого Синода по поводу вторичного присоединения ржевских церквей к бывшей Патриаршей области. 24 мая 1725 г. Синод рассуждал так: 19 погостов Ижевского уезда 28 апреля 1721 г. приписаны были к Новгородской епархии «для лучшего токмо обретающихся тамо церковников охранения», ныне же «для многого в Синодальном штате недостатка» доходы ржевских погостов оказались «зело нужными», а потому и приговорил, «отреша их от Новгородской епархии» со всеми доходами приписать в ведомство Синодального дома. 294 Таким образом, материальный интерес по-прежнему брал перевес над охранением церковников даже у самого Св. Синода. Тот же материальный интерес, долго был одной из главных причин двойственности епархиальной подведомственности городов и уездов Синодальной области, пограничных с Нижегородской епархией и переполненных раскольниками. Как известно, города Балахна, Юрьевец-Повольский и часть Галицкого уезда по р. Унжу по денежным делам ведались в бывшем Патриаршем Приказе, а по другим отраслям епархиального управления давно подлежали ведению нижегородского епископа Питирима. При учреждении Св. Синода Питирим писал (26 февраля 1721 г.) Феодосию, архиепископу новгородскому: «про Арзамас и Вязники доложить Государю, чтобы им быть в Нижегородской епархии, понеже раскольников тут много» и архиерею (т. е. Питириму) за ними следить нельзя, потому они не его епархии, и из Нижегородской епархии (раскольники) тут укрываются». 295 Приговор Св. Синода состоялся через год. 15 февраля 1722 г. определено: «города Яропольч, Гороховец, Арзамас и Вязниковскую Слободу и уездных всякого звания людей духовными и раскольническими делами и поставлением во священство, кроме сборов, которые собирались и высылались в прежде бывший патриарший дом, а ныне присылаются в Свят. Правит. Синод, ведать преосвященному Питириму». Последний обязывался, доставлять в Синод двойные раскольничьи оклады. 296 То же самое, только раньше (25 сентября 1721 г.), подтверждено относительно Юрьевца-Повольского. 297

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Потом вдруг, взглянув на часы: «Надо искать такой-то стенд. Нас там ждут...» Так и было – нас ждал один немецкий издатель, оказывается, старый знакомый Владыки, и его католичество ничуть не мешало общению. Их объединяло, как я убедился по разговору, многолетнее участие в миротворческом движении. Немец после того, как заполучил наш фолиант с «Евангелием», принялся его листать, заохал-заахал и торжественно заявил: «Мой брат Питирим, твой из Софии телефонный звонок оправдал мои надежды – я выставляю на стенде ваш подарок. ..» И посулил, что обязательно будет рекламировать его. Владыка подмигнул мне: а ты, мол, сомневался, что получится продемонстрировать Западной Европе, как Россия стала возрождать старинно-прославленную иконописную школу. Тамбов – Мичуринск... Как-то звонок: «Найдешь ли дней пять свободных? Ты ведь, знаю, не бывал в Тамбовских землях... Так приглашаю. Вот, потянуло на родину...» И предстал он в этом дорожном общении новыми для меня гранями своих настроений, чувствований и интересов. ... Проявил знание того, что произошло на Тамбовщине в 20-е годы – коротко, но выразительно напомнил мне о крестьянском восстании с лозунгом «Советская власть без коммунистов!» по призыву Антонова и о его подавлении войсками под командованием Тухачевского. ... Привел к дому своего рождения. В глазах грусть – стоит этот двухэтажный особнячок запущенным, с зияющими язвами кирпичных выщербин по стенам. ... Подивил своенравным тактом в общении с главой области – это когда тот вызвался сопровождать знатного гостя-земляка в дороге из Тамбова в Мичуринск. Своенравие же выразилось в том, что Владыка без единого слова, а только тем, что несколько раз, недовольно поморщившись, задвигал усами, – дал понять губернатору, что излишни здесь, в вагоне, обращения «Ваше Высокопреосвященство» в оранжировке уж слишком пышно-подобострастных интонаций. И незаметно-ненавязчиво – некое застолье тоже помогало – повел беседу так, как хотелось ему. При этом, однако, ничуть не ущемлял собеседника в его желании преподнести свою область наилучшим образом. Владыка же затеял разговор иной: как поощрять и развивать благотворительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Некоторые вещи мы потом переспрашивали, уточняли, но такая возможность была не всегда. Случались и оговорки, не все возможно было выверить по другим источникам. И конечно, пусть читатель имеет снисхождение к тому, что это — всего лишь записи мирских женщин. За неточности понимания и погрешности изложения несем ответственность только мы. Дерзая открыть миру наши скромные сокровища, мы отдаем себе отчет, что «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», но все же надеемся, что «благодать сочувствия» в какой-то степени будет дарована и нам, а главное — ушедшему от нас рассказчику. Вечная ему память! Т. Л. Александрова Т. В. Суздальцева НАША РОДОСЛОВНАЯ Николай (Доброхотов), епископ Тамбовский и Шацкий. Один из предков митрополита Питирима Я происхожу из старинной священнической семьи. Откуда идет мой корень, я не знаю, но с 1685 г. мой род обосновывается в Тамбове, потому что епископ Питирим, назначенный на Тамбовскую кафедру из вяземских архимандритов, привез с собой родную сестру, духовника и небольшую группу священников-миссионеров для того, чтобы просветить мордву. В числе этих миссионеров были и мои предки, — таким образом, с конца XVII в. по епархиальным спискам прослеживается непрерывный большой перечень моих дедов и прадедов. Мой дядя, брат отца, Александр Андреевич, бывший инспектором Тамбовской семинарии, писал об этом диссертацию, но его в двадцатые годы убили, а диссертация, хранившаяся в Тамбовском архиве, погибла вместе с другими документами в 1942 г., когда враг подходил к Воронежу, и в страхе уничтожались все архивы. Так что, к сожалению, остались только семейные предания. Оба моих деда были сельские священники. Один служил в селе под названием Селезни, другой — в селе Космодемьяново. По рассказам о них я и сужу о жизни сельского батюшки, который вместе со своими прихожанами пахал, сеял, доил корову, водил лошадь, на праздниках позволял себе и повеселиться, а прихожане могли к нему запросто подойти, — он был свой в среде своих. Священник Андрей Нечаев, дед митрополита Питирима Отец, Владимир Андреевич, служил в Ильинском храме г. Козлова. Храм был разностильный, из-за того, что неоднократно делались ремонты, росписи в нем сохранились только XIX века. При отце тоже делался ремонт, и в реставрации росписей принимал участие молодой художник Герасимов. Кто бы мог тогда подумать, что со временем он станет президентом Академии художеств! А он, будучи еще студентом, подрабатывал на реставрации церквей.

http://pravoslavie.ru/1957.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Святитель Питирим Тамбовский (Память 28 июля). Святитель Питирим родился в 1644 году. По преданию, местом рождения его считают Смоленскую губернию. Но ничего не известно ни о его родителях, ни о воспитании, ни о служебной деятельности святителя. Неизвестно также, каких именно лет Питирим, в мире Прокопий, оставил мир и посвятил себя исключительно на служение Богу, но раннее призвание его на 40 году в высокий сан архиерейства показывает, что он с молодых еще лет поступил в монашество. Верный своему призванию, молодой инок Питирим, строго сохранял иноческие обеты и, возрастая и укрепляясь телесно, укреплялся еще более в благочестии. Воздержание, строгая подвижническая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним и рассудительность, скоро возвысили его пред всеми, и Питирим в молодые еще годы поставлен был игуменом Вяземской Предтеченской обители. Можно думать, что в этой же обители он принял и пострижение в монашество. В скором времени, он был возведен в сан архимандрита. В 1684 году архимандрит Питирим был вызван в Москву для рукоположения во епископа в Тамбов и 15 февраля 1685 г. был хиротонисован. Не успел еще Питирим принять архипастырского рукоположения, как должен был принять на себя заботы устроения неустроенной своей епархии, так как его предшественник, по краткости своего пребывания на кафедре, не имел времени привести в порядок свою новооткрытую епархию, и потому все бремя устроения Тамбовской епархии пало на святителя Питирима. Средства были ничтожные, почему преосвященный Питирим нашелся вынужденным, вскоре по своем рукоположении, не выезжая еще из столицы, исходатайствовать у великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей для увеличения крайне скудного содержания как архиерейского дома, так и кафедрального собора, пожалования ему «в удовольствование» трех монастырей: Рождество-Богородицкого-Чернеевского, Успенского-Сергиева, на Проломе, монастырей и Вышенской пустыни. Преосвященный Питирим, прибыв на свою епархию 1-го марта 1686 года, не имел для себя никакого совершенно помещения, почему вынужден был, среди разнообразных трудов на пользу Церкви, заняться еще постройкой для себя и для своей свиты дома и разных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отошел ко Господу митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим Москва, 4 ноября 2003 г. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим 4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, отошел ко Господу один из старейших иерархов Русской Православной Церкви митрополит Юрьевский и Волоколамский Питирим. Митрополит Питирим (в миру – Константин Нечаев) родился 8 января 1926 года в г. Мичуринске, в семье священника Тамбовской епархии. По окончании средней школы учился в Московском государственном институте путей сообщения. В 1945 году стал старшим иподиаконом патриарха Алексия I в Богоявленском соборе. В 1947 году закончил Московскую духовную семинарию, в 1951 – Академию со степенью кандидата богословия, защитив кандидатское сочинение по теме: " Значение Божественной любви в аскетических воззрениях преподобного Симеона Нового Богослова " . В 1959 году принял монашество с именем Питирим и стал инспектором духовных школ. Через четыре года был рукоположен во епископа Волоколамского и Юрьевского. В 1971 году возведен в сан архиепископа, а в 1986 — митрополита. Много лет, с 1963 по 1994 гг., митрополит Питирим возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии, был главным редактором " Журнала Московской Патриархии " и председателем редакционной коллегии сборника " Богословские труды " . При нем издательская деятельность Русской Церкви была поставлена на совершенно новый уровень, сформирован огромный профессиональный коллектив. Большое значение митрополит Питирим придавал возрождению и популяризации русского православного пения. По его инициативе создано несколько церковных хоров, выступавших с концертными программами в нашей стране и за рубежом. Под руководством владыки Питирима снимались церковные документальные фильмы. В журналах и сборниках митрополит Питирим опубликовал более 70 богословских статей. Он автор нескольких книг, посвященных жизни Православной Церкви и церковному искусству. Митрополит Питирим выступает на механико-математическом факультете МГУ Митрополит Питирим — доктор богословия, профессор, академик Российской Академии естественных наук, заведующий кафедрой теологии Московского института инженеров транспорта, доктор теологического факультета Пражского университета, профессор кафедры ЮНЕСКО «Золотое наследие Руси».

http://pravoslavie.ru/8093.html

По своей особенной расположенности к этой обители, святитель Питирим озаботился, при своей еще жизни, обеспечить ее, исходатайствовавши у служивых людей с. Бовина достаточное количество земли со всяким вотчинным угодьем. В 1691 г. он сам освятил новоустроенный соборный храм Рождества св. Иоанна Предтечи. Обитель, при неусыпных трудах святителя, вскоре обустроилась, и число братий постепенно увеличивалось так, что при Варлааме было в обители 30 человек иноков. Не доведши еще до конца построения мужской обители, святитель Питирим приступил к устроению и женского монастыря. Побуждением к этому были просьбы благочестивых женщин, во главе которых была родная его сестра Екатерина, желавших всецело посвятить себя на служение Богу. В 1690 году преосвященный Питирим неподалеку от крепости, на левом берегу реки Студенца, устроил женскую обитель и сам освятил в скором времени устроенный в ней главный деревянный храм, в честь Вознесения Господня. Первой постницей и настоятельницей этого монастыря была сестра его Екатерина. При Вознесенской церкви был устроен придел в честь тезоименитой ей великомученицы Екатерины. Игуменья Екатерина, неизвестно, когда скончавшаяся, была погребена близ древнего деревянного Вознесенского храма. В настоящее время над ее гробницей стоит небольшая часовня. Созидая новые обители и приводя их в порядок, святитель Питирим не оставлял без своей особой заботливости монастырей, прежде его устроенных в Тамбовской епархии. Так, в Козловском мужском монастыре, вместо прежнего деревянного храма Пресв. Троицы, по его старанию, сооружен новый величественный каменный храм. По освящении храма, в знак своего особенного к обители благорасположения, святитель Питирим 19 августа 1692 года послал от себя в новоустроенный храм на благословение обители образ Св. Троицы в окладе с венцами и гривнами златыми. С христианской любовью он относился к меньшим братьям и особенно простирал свои попечения на людей несчастных. Неподалеку от Тамбова, в пяти верстах, в Пашкельской слободе Донской, большей частью, жили ссыльные, и для этих-то несчастных, к умягчению их загрубелых сердец и к утешению, святитель Питирим устроил храм во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010