Тамбов. Вознесенский женский монастырь. Собор Вознесения Господня (новый). Собор. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 2007 и 2014. Архитектор:А.С. Лунькин, Г.М. Лунькина, Д.В. Третьяков Ссылки:   Адрес: Россия, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Московская, д. 37 Координаты: 52.730823, 41.461944 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Вознесения Господня находится на территории Вознесенского Тамбовского женского монастыря, расположенного на северной окраине города Тамбова. Первая каменная церковь Вознесения Господня с приделами во имя Николая Чудотворца и святой великомученицы Екатерины на территории обители была возведена по проекту архитектора И.Р. Кругликова под руководством епископа Феофила в 1791-1798 годах на средства прихожан Христорождественской церкви и благотворителей. В 1925 году храм закрыт, разорен и впоследствии разрушен богоборцами. В 1997 году при проведении археологических работ раскрыт фундамент собора, в 2009 году начаты восстановительные работы. В настоящее время величественный пятиглавый соборный храм Вознесения Господня со стройной колокольней действует, является духовным центром монастыря, красивейшим архитектурным сооружением начала третьего тысячелетия. От Спасо-Преображенского собора отчётливо видны полихромные главки " под Всилия Блаженного " и пятиярусная колокольня Вознесенского собора одноимённого монастыря. Вознесенский монастырь основал епископ Питирим в 1690 году. Когда-то это была северная окраина города - устье речки Студенец. Монастырь был основан как женский, и первой его игуменьей стала сестра епископа Питирима Екатерина. Первые постройки монастыря были деревянные, в 1724 году все они сгорели. Тамбов первой половины XVIII века был небогатым городом и позволить себе отстроить целый монастырь с нуля местное духовенство конечно же не могло. Долгое время тут не было ни храма, ни сестринских корпусов - только кельи для монахинь, да и те - простые деревянные избы! Но в 1764 году, во время реформы Екатерины II, когда многие монастыри попали за штат или вовсе закрылись, Тамбовскому повезло - его определили в третий класс с относительно небольшим, но постоянным содержанием. В 1798 году был освящён первый каменный храм монастыря Вознесенская церковь, спроектированная местным мастером Иваном Кругликовым и послушником Саровской пустыни Нафанаилом. В 1816 году заложили второй храм - во имя иконы Богоматери " Всех Скорбящих Радость " , дошедший до наших дней в почти первозданном виде, в отличие от Вознесенской церкви, которая не устояла в 1930-е годы.

http://sobory.ru/article/?object=34645

Описание иконы Девпетерувская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Эта икона явилась в 1392 году 29 февраля. Один из древнейших списков с Девпетерувской иконы Божией Матери ныне находится в Николаевской церкви села Батюшкова, или Бататкова, Дмитровского уезда Московской губернии. На этом образе Младенец Иисус изображен стоящим с правой стороны на коленях Богоматери; левая рука Его положена на плечо Девы Марии, правая рука Которой покоится на правом плече Иисуса. В тамбовском Преображенском кафедральном соборе, над гробницей святителя Питирима, находится другой чудотворный список Девпетерувской иконы Божией Матери. Этот образ прежде был келейной иконой святителя, и перед ней Питирим воссылал свои усердные молитвы к Господу Богу. Особенно она прославилась в 1833 году вследствие одного чудесного события. Одна женщина, муж которой по ложному обвинению был заключен в тюрьму, увидела однажды во сне неизвестного ей старца. Этот старец приказал ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и отслужить пред ней молебен. Он показал ей также и сам[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Девпетерувская Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Девпетерувская. Фрагмент иконы " Нечаянная радость со 120 чудотворными иконами Богоматери " . Первая половина XIX века. Образ полностью соответствует описанию Е. Поселянина, но ныне распространен совершенно другой (оплечный) образ. Файл 13734.jpg:   Размер: 614x700, 0.43 MPix, 72 Kb. Дата: 2011-09-27, анонимно. Рейтинг изображения: 11 (429) , (49) . Описание: Девпетуровская. Снессорева, стр. 158: Сия икона явилась в 1592 году Древний список сего образа находится в селе Бататкове, или Батюшкове, в Николаевской церкви Московской епархии Дмитровского уезда. На иконе изображается Божия Матерь со стоящим младенцем Иисусом, с правой стороны, и на плече Иисуса покоится правая рука Богоматери.

http://pravicon.com/icon-90

Однако личная религиозность Государя Николая Александровича, и в особенности его супруги, была чем-то бесспорно большим, чем простое следование традициям. Царская чета не только посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, но и совершает паломничества, как это было в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского. Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли уже Императора и Императрицу. Специально для них совершались службы в царскосельском Феодоровском соборе, построенном в стиле XVI века. Здесь Императрица Александра молилась перед аналоем с раскрытыми богослужебными книгами, внимательно следя за ходом церковной службы. Нуждам Православной Церкви Император уделял огромное внимание во все время своего царствования. Как и все российские императоры, Николай II щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. Император сам участвовал в закладке новых храмов и других церковных торжествах. Личное благочестие Государя проявилось и в том, что за годы его царствования было канонизировано святых больше, чем за два предшествующих столетия, когда было прославлено лишь 5 святых угодников. За время последнего царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 г.), преподобный Серафим Саровский (1903 г.), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 г.), святитель Иоасаф Белгородский (1911 г.), святитель Ермоген Московский (1913 г.), святитель Питирим Тамбовский (1914 г.), святитель Иоанн Тобольский (1916 г.). При этом Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Император Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.

http://pravicon.com/info-3046

Кондак, глас 3 Юже подражая неплодную смоковницу,/аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся,/но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице,/стеню от сердца и вопию:/умилися, Благосердая,/и мне, окамененному сердцем,/благоволи подати душевное и сердечное умиление. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее, именуемой Тамбовская-Смоленская, глас 4 Днесь светло красуется град Тамбов,/и святитель Христов Питирим радуется./Сияет бо ныне чудесы икона Твоя, Владычице,/юже из первопрестольнаго града Москвы святитель принесе,/и дивное людем являет Твое заступление,/подающи исцеление всем, с верою к Тебе притекающим./Темже умильно вопием Ти:/спасай нас иконою Твоею,/Дево Всепетая. Кондак, глас 3 Ангели Божии и вси святии на Небеси ныне радуются,/видяще славу Твою, Пречистая Дево./Вернии бо людие пред иконою Твоею/приносят Тебе благодарственныя молитвы,/ради милости и щедрот, явленных всем нам,/наипаче же граду нашему./Потщися, Богородице Дево,/и в дни спасати нас Твоим заступлением. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 4 Яко многоценное сокровище прият град Шуя/чудесно написанную икону Твою,/Пресвятая Владычице, Дево Богородице,/во исцеление лютыя язвы и во утешение православных Тобою дарованную,/от неяже источники благодатныя и до ныне обильно изливаются./Пробави, Пречистая, и на будущее время милости Твоя ведущим Тя,/храни град Твой и всю Русскую землю/и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих. Ин тропарь, глас тойже Всеблагая и премилостивая Заступнице рода христианскаго,/Пречистая Дево Богородице,/припадающе пред святым и чудотворным Твоим образом,/имже от лютаго смертоносия град Шую древле избавила еси,/умильно взываем Ти:/не престай под кровом Своея благости/сохраняти от бед и обстояний град Твой/и вся грады и веси страны Российския/и молити Сына Твоего, Христа Бога нашего,/да спасет души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Среди преступников можно встретить немало людей с высшим образованием, имевших прежде видное общественное положение, которые, однажды став на неправый путь, потом все дальше и дальше уходили по нему. Они попадали в тюрьму, в лагеря, наконец, освобождались. И что же? Раз содеянный грех , если он остался нераскаянным, начинает укореняться в душе грешника и неизбежно, подобно болотной трясине затягивает, влечет за собою все новые и новые грехи. Как непререкаемое правило, все такие несчастные люди откровенно признавали свою полную зависимость от греха: «Не могу оставить преступную жизнь и начать трудиться». Господь требует от нас изменить мысли, настроения, с корнем вырвать непотребные страсти, заполняющие душу и уводящие нас от Христа. Удалить все нечистое из души – и значит погубить душу; кто так погубит свою душу, тот найдет ее и сохранит для жизни вечной, ибо его душа станет легкой и беспрепятственно воспарит к Богу. Она найдет высшее благо в общении с Ним. Итак, чтобы стяжать жизнь вечную, надо стать рабом праведности. Каждое доброе дело, каждая усердная молитва оставляет глубокий благодатный след в душе человека, освящает его сердце. И если слова истины и дела милосердия будут все чаще повторяться, то влечение к благим делам будет становиться все сильнее и глубже в душе человека, и со временем им овладеет святая привычка к добру и правде. В конце концов, он так привыкнет к делам любви, так реально ощутит в сердце своем благодатные плоды этих святых деяний, что станет незаметно для себя рабом праведности. Разве не подлинными рабами праведности были великие отцы-пустынники или святители? Или Святой Отец наш Питирим, чудотворец Тамбовский 13 ? Он весь был в плену добра, равно как преподобные Серафим Саровский , Сергий Радонежский, Антоний и Феодосии Печерские и весь бесчисленный сонм Святых Отцов. Потребность молиться, очищать свое сердце, умножать в нем любовь стала непреодолимой потребностью их святых душ. Забыв обо всем, они стремились только к освобождению от греха, только к рабству праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Петру, митр. Московскому, всея России чудотворцу, глас 4 Яже прежде безплодная земле,/ныне веселися:/се бо Христос светильника в тебе показа,/яве сияюща в мире,/и исцелевающа недуги и болезни наша./Сего ради ликуй и веселися со дерзновениием://святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй. Перевод: Прежде бесплодная земля, ныне веселись: ибо вот, Христос светильник в тебе показал, ярко сияющий в мире и исцеляющий недуги и болезни наши. Потому ликуй и веселись со дерзновением: ибо святитель Всевышнего все это совершающий. Ин тропарь, на перенесение мощей, глас 4 Наста днесь всечестный праздник/пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,/веселя изрядно твое стадо,/и верное отечество, и люди,/о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,/еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней//и спастися душам нашим. Перевод: Сегодня настал почитаемый всеми праздник перенесения священных мощей твоих, святитель Петр, особо радующий твое стадо, и верное отечество, и людей, о которых не прекращай молиться Христу Богу, чтобы дарованной от Него тебе пастве сохраниться в безопасности от ухищрений врагов и спастись душам нашим. Питириму, еп. Великопермскому, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и милости сокровище,/архиереев украшение,/людей зырянских наставниче,/святителю Питириме,/душу свою за Христа положивый,/моли Единаго Человеколюбца о пастве твоей и о всех//любовию чтущих память твою. Перевод: Православия наставник, благочестия учитель и милости сокровищница, архиереев украшение, народа зырянского наставник, святитель Питирим, жизнь свою за Христа положивший, моли Единого Человеколюбца о пастве твоей и обо всех с любовью почитающих память твою. Питириму, еп. Тамбовскому, глас 4 Веры и благочестия наставниче,/Церкве светильниче, монашествующих образе,/святителю Питириме премудре,/стадо твое благочестно упасл еси/и ко Христу привел еси,/темже в Вышних венцем славы украшен,/с нами на земли духом пребываеши, сияя чудесы./Моли Христа Бога,//спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

и. предание связывает чудо исцеления в 1695 г. свт. Питирима от тяжелого недуга ( Молчанов. 1914. С. 122). С того времени началось почитание К. Т. и. как чудотворной. Она «посетила много домов в городе и за городом и осушила не мало слез у разного рода несчастных» ( Хитров. 1861. С. 309). Истечение слез от К. Т. и. явилось предзнаменованием последовавших за ним значительных перемен в стране и в Тамбовской епархии. Весной 1695 г. строительство каменной соборной церкви было приостановлено. Тамбов тогда стал местом сбора войск, готовившихся к походу на Азов. В 1-ю военную экспедицию, неудачную, рус. полки выходили из 2 пунктов: с царем Петром Алексеевичем - из Москвы, с ген. П. Л. Гордоном - из Тамбова. При подготовке ко 2-му походу, 1696 г., были мобилизованы все средства юга Руси; даже церкви были привлечены к строительству Азовского флота. Тамбовского епископа обязали возводить в Воронеже на средства епархии галеры, поэтому денег на окончание каменного собора в Тамбове не было. В недостроенном церковном здании свт. Питирим до своей кончины в 1697 г. успел освятить придел во имя свт. Николая. Правление Петра I началось с гос. реформы, в результате к-рой было упразднено Патриаршество, а 15 мая 1701 г.- Тамбовская епархия (вновь открыта в 1758). В 1738 г. деревянные соборы в Тамбове были разобраны; их материал использовали на достройку каменной соборной церкви (Там же. С. 271). К. Т. и. была перенесена в иконостас придела свт. Николая нижнего храма. Собор был достроен в камне лишь в 1799 г., при еп. Тамбовском и Пензенском Феофиле (Раеве). В 1861 г., при еп. Тамбовском и Шацком свт. Феофане Затворнике (Говорове), К. Т. и. по-прежнему хранилась в кафедральном соборе, где также находилось живописное «Распятие» с предстоящими Божией Матерью и св. ап. Иоанном Богословом, написанное, по преданию, свт. Питиримом. К. Т. и. имела новую серебряную позолоченную ризу чеканной работы «с венцами в лучах»; венцы на Божией Матери и Младенце Иисусе были унизаны стразами, топазами и бирюзой; звезда на убрусе Богородицы выложена стразами и украшена искусственным бриллиантом, звезда на плече украшена аметистом. Икона помещалась под стеклом в деревянной резной позолоченной раме (Там же). На рубеже XIX и XX вв. К. Т. и. нек-рое время хранилась в верхнем храме ( Фиксен. 1904. С. 107).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Вообще, память святителя Питирима в Тамбове и других окрестных городах чтится, как память святого и чудотворца. К такому уважению к памяти святителя были побуждением благодатные исцеления, полученные по вере в чудодейственную силу его мощей. Особенное прославление святителя совпадает со временем открытия мощей святителя Воронежского Митрофана и относится к 1832 г. С этого времени при кафедральном соборе была заведена книга для записи благодатных исцелений, бывших при его гробнице. В настоящее время число чудес, по имевшейся у нас рукописи, простирается до 200. Упомянем о некоторых. Курская помещица М. М. Бибикова, от сильной и постоянной скорби вследствие кончины любимого ее мужа, подверглась сильному удару, от которого лишилась употребления ног. После всех докторских пособий, не получив ни от кого облегчения в болезни, Бибикова обратилась с молитвою к Богу, прося Его небесной помощи. Она долго путешествовала по святым местам. Не знавши прежде о святителе Питириме, Бибикова, после чудного во сне откровения (в Воронеже), отправилась в Тамбов в июне 1843 года; по прибытии в город, она немедленно привезена была в кафедральный собор. На руках вынесли больную из экипажа служители и, посадив на особенно устроенный стул, внесли ее в храм. Сидя на стуле, Бибикова, после литургии, просила отслужить молебен чудотворной иконе Казанской Божией Матери и панихиду по святителе Питириме. Из собора Бибикова возвратилась на квартиру. По прибытии в дом, когда стала пить чай, вдруг почувствовала в ногах какое-то движение и вслед за тем, ощущая в себе расположение и способность к хождению, приказала прислуге поводить ее по комнате. Походивши немного при помощи других, она стала ходить затем одна. После чего Бибикова, прибывши в собор, на другой день сама уже вышла из экипажа, отстояла литургию, молебен Богоматери и панихиду по святителе Питириме, и в скором времени сделалась совершенно здоровой. Проникшись благоговением к святителю Питириму, М. М. Бибикова, в благодарность за полученное при его мощах исцеление, хотела устроить над его гробницей великолепный балдахин, как над угодником Божиим, но преосвященный Николай не дозволил ей. Потом Бибикова, не оставляя своего усердия, устроила на гробницу высеребренную доску с изображением святителя, в одной руке держащего крест, а в другой – Евангелие, и, вместе с тем, пожертвовала на гробницу бархатное, с серебряными кистями, покрывало, а в скором времени из С.-Петербурга она выслала 25 рублей на масло для лампады над гробницей святителя и еще новое дорогое покрывало на гробницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В издание М. В. Толстого вошли сведения о 456 святых (с дополнениями - 477) из 58 городов России. Эти сведения иногда являются единственным источником данных о жизни местночтимых святых. «Книга...» была выстроена по географическому принципу - биографические справки, содержащие данные об имени святого, о том, кем он был, где подвизался и когда скончался, были помещены не согласно месяцеслову и не по алфавиту, а в зависимости от того, святым какой местности почитался тот или иной подвижник. В большинстве случаев даты и биографические данные брались не из житийных источников: даже для самых чтимых святых дата преставления, в т. ч. год, могла быть ошибочной. «Книга» известна в нескольких редакциях. Она может именоваться также «Книга обдержащая в себе собрание всех российских святых и чюдотворцов» (РНБ. Мих. Q. 351; НСРК. Q. 36). Отдельной редакцией является «Повесть о российских чудотворцах» (РНБ. Q.I.382). Свт. Иоасаф Белгородский. Портрет. 3-я четв. XIX в. (РГБ) В царствование имп. Николая II наметился перелом в вопросах К. святых, что было следствием прежде всего личного благочестия государя. За 20 лет правления имп. Николая II (с 1896 по 1916) были прославлены для общецерковного почитания 7 святых: 9 сент. 1896 г.- свт. Феодосий, архиеп. Черниговский († 1696); 19 июля 1903 г.- прп. Серафим Саровский († 1833); 12 июня 1909 г. восстановлено общецерковное почитание блгв. кнг. Анны Кашинской (схим. Евфросинии; пам. 12 июня; согласие императора было дано 7 нояб. 1908); 4 сент. 1911 г.- свт. Иоасаф (Горленко) , еп. Белгородский († 1754); 12 мая 1913 г.- сщмч. Ермоген, патриарх Московский и всея Руси († 1612); 28 июля 1914 г.- свт. Питирим , еп. Тамбовский († 1697); 10 июня 1916 г.- свт. Иоанн (Максимович) , митр. Тобольский († 1715). Первоначальное местное прославление свт. Иоанна Тобольского состоялось по инициативе еп. (с 5 окт. 1916 г.- архиеп.) Тобольского Варнавы (Накропина) . В этом акте Святейший Синод усмотрел проявление самочиния и не одобрил его. Но император поддержал решение о прославлении свт. Иоанна и настоял на том, чтобы Синод провел эту К., что и было сделано. Вопрос о К. прп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского рассматривался очень долго, нек-рые члены Синода возражали против К., предлагая отложить прославление. Лишь прямое вмешательство имп. Николая II ускорило процесс. На торжествах прославления прп. Серафима Саровского государь присутствовал лично. Когда обсуждалась возможность прославления прп. Серафима, в Синоде смущение вызвало состояние его мощей, к-рые не сохранились в совершенном нетлении. Этот случай помог выяснить подлинное учение Церкви о нетленности мощей святых. Древняя Церковь в отличие от установившейся в XVII-XIX вв. практики К. в России не видела в нетленности мощей непременного условия для почитания подвижника в лике святых. Этот вывод имел важное значение в дальнейшем, когда Церковь решала вопрос о К. святых, мощи которых либо оставались в безвестном месте, либо не сохранились в совершенном нетлении.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010