Для епископа Питирима в Тамбовской епархии открылось широкое поле деятельности. Ему первому пришлось заняться благоустройством новой епархии, так как предшественник его находился на Тамбовской епархии всего один год и не успел для нее ничего сделать. По приезде в Тамбов преосвященный Питирим все свое внимание направил на религиозно-нравственное воспитание своей паствы. Основными мероприятиями для достижения этой цели было строительство, восстановление и благоустройство храмов, подготовка достойного священства, благоустройство монашеской жизни и строительство монастырей. За время епископства Питирима число церквей в Тамбовском крае достигло 168-ми. Это количество храмов хотя и невелико было по сравнению с количеством церквей в других епархиях, но оно служило доказательством того, что христианство в крае стало преобладающим. Причем в связи с бедностью епархии средства на строительство церквей епископ Питирим приобретал только за счет благотворителей и своих собственных. Наиболее выдающимся событием было строительство нового каменного кафедрального собора, который, однако, не был закончен при жизни епископа Питирима. Особую пастырскую заботу проявил святитель Питирим к монастырям. По его инициативе были построены и новые обители: женская Вознесенская в Тамбове (1690), игуменией которой стала сестра святителя Питирима Екатерина, и мужская Трегуляевская (Тригуляевская) во имя Крестителя Господня Иоанна (1688) в семи верстах от Тамбова, в пустынном, окруженном лесами месте. Название эта обитель получила в связи с тем. что святитель Питирим любил уединение и при всякой возможности гулял в окрестностях Тамбова и в одиночестве предавался богомыслию. Однажды (15 сентября 1686 года) он, совершая прогулку с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и благочестивым иноком Иннокентием, просил у них совета о выборе места, которое и благословили они для основания обители. Во вновь построенной обители святитель имел свою келию. Заботясь о благолепном украшении храмов и монастырей, святитель Питирим старался, чтобы и населенные пункты имели вид христианских поселений. Так, сразу по прибытии в Тамбов на крепостных воротах и в городских слободах около караульных постов он установил распятия Христа Спасителя и иконы Божией Матери, которые привез с собой. Ограждая город иконами, святитель вверял его покрову Господа и Божией Матери и возбуждал в жителях благочестие. Привезенная святителем Питиримом копия чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, выполненная, возможно, им самим, была поставлена в Преображенском кафедральном соборе в Тамбове. Эта икона, а также привезенные святителем Казанская (также написанная, вероятно, им самим) и Ильинско-Черниговская, получившая затем название Тамбовской иконы, и икона святителя Николая прославилась чудотворениями. Девпетерувская (Питиримовская) икона Божией Матери была родительским благословением святителю, с ней он не расставался до конца жизни и завещал ее перед кончиной кафедральному собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Постепенно экономическое благосостояние Тамбовской епархии улучшалось, и у епископа Питирима появлялись возможности для развития миссионерства и храмового строительства.Одной из первых церквей, построенных по храмозданной грамоте святителя Питирима, стала Предтеченская в Пяшкильской слободе (село Донское). Как священную реликвию хранил Предтеченский храм до конца XIX столетия деревянный крест, исполненный руками святителя Питирима и подаренный храму в мае 1687 года. К концу XVII века число приходских храмов значительно возросло. Много внимания святитель Питирим уделял устройству монастырей. Обители сыграли немалую роль в освоении Верхоценской волости и значительно способствовали христианскому просвещению народов, населявших край. При содействии монастырей, особенно самых крупных из них, епископ Питирим укреплял в Тамбовском крае православную веру. Монастыри активно помогали епископу развивать недавно созданную Тамбовскую епархию. Одновременно строящийся собор свидетельствовал и о возрастающем влиянии Тамбовской епархии. После десятилетия самоотверженных трудов по управлению епархией архипастырь тяжело заболел, и строительство собора надолго прекратилось. Тамбовская паства скорбела о своем епископе и искренне возносила молитвы пред иконой Казанской Божией Матери о возвращении его к жизни. Тамбовская летопись повествует, что 6 декабря 1695 года к скорби паствы присоединился плачь Царицы Небесной — от очей иконы Казанской Богородицы явились слезы, текущие до пелены. Поднявшись с одра болезни, епископ Питирим продолжил строительство собора и изменил его план, сделав собор двухэтажным, отделал южный придел, освятил его во имя Николая Чудотворца и подготовил его для своего погребения. Тамбовский архипастырь отошел ко Господу 28 июля (ст. ст.) 1698 года в день памяти почитаемой им Смоленской иконы Божией Матери. «Истинный основатель Тамбовской церкви и возлег в основу перваго ея храма, чтобы сообщить ей полную крепость и силу», — отмечал один из жизнеописателей святителя. Над местом его упокоения была установлена резная гробница, золотой вязью на ней были означены важнейшие даты жизни епископа Питирима, на боковой стороне было написано: «Не забывайте мя, егода молитеся Господу».

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

В 70-х гг. XVII в. в Мамонтове было инициировано строительство приходской церкви. В 1673 г. крестьянин А. К. Бастрыкин пожертвовал Евангелие, «с тем чтобы оно было положено на престоле» нового храма. Однако из-за недостатка средств приходская церковь так и не была построена (Там же). В писцовых книгах 1677 г. указывалось, что в пустыни близ Глубокого оз. стоял храм во имя свт. Николая Чудотворца с правым приделом во имя прп. Алексия, человека Божия. В церкви имелся 5-ярусный иконостас. К храму примыкала трапезная и паперть (круглый 5-стенный алтарь был прирублен отдельно). На св. воротах обители возвышалась колокольня, «рублена на 4-ре стены, крыта шатром, глава обита чешуею, крест деревянный, на колокольне колокол благовестной, пожаловала государыня великая старица Марфа Ивановна, 4-ре колокола приклад донских казаков» (Мамонтова пуст. 1887. С. 97, 100). В 1674 г. М. м. принадлежали 2 слободы и 2 деревни с 702 крестьянами муж. пола, в 1685 г.- 187 крестьянских дворов (Саввино-Сторожевский мон-рь. 1893. С. 154). К нач. 80-х гг. XVII в. мамонтовская братия по договору с земцами с. Кулеватова пользовалась «Ценскою, Кулеватовскою, Ордашевскою и Челнавскою водою» (тонями). Причем зимние тони принадлежали обители «исключительно», а летом и весной монахи и крестьяне «кормились на тех водах вопче» и ловили рыбу «сетьми и бреднями, дорожками и удами, и вершами» ( Дубасов. 1993. С. 313-314). В 1681 г. по Соборному уложению об учреждении новых епархий пустынь, приписанная к Сторожевскому мон-рю, была передана на содержание Тамбовского архиепископа (АИ. Т. 5. 75; СГГД. Т. 4. 128). 9 мая 1682 г. строитель М. м. иером. Иона писал настоятелю Саввина Сторожевского мон-ря, что по грамоте 1-го Тамбовского и Козловского еп. Леонтия в пустынь явились «староста поповский села Ивенья поп Василий, да села Перкина поп Гаврил... с понятыми многими людьми для описки того монастыря за него, епископа, в домовые». Иером. Иона потребовал от прибывших предъявить царский указ о передаче обители в ведение Тамбовского епископа. Указа у них не было. За сопротивление прибывшим иером. Иона был «посажен под караул». 20 июня 1682 г. М. м. вновь был утвержден в подчинении Сторожевского монастыря, чтобы «мамонтовские служебники» «Саввинским властем во всем были послушны, и пашню пахали, и все дела делали, и доходы платили». Еп. Леонтий получил указ освободить строителя Иону и впредь «ни в чем не ведать Мамонтовой пустыни» (см. подробнее: Введенский С. Н. Тамбовский еп. Леонтий: Очерк из истории Рус. Церкви кон. XVII - нач. XVIII в.//ИВ. 1900. Т. 80. 6. С. 937-952). Однако 16 апр. 1685 г. свт. Питирим , еп. Тамбовский, в Москве просил царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей пожаловать ему на содержание кафедры вместо скудной пустыни Чернеев во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь или др. обитель.

http://pravenc.ru/text/2561794.html

Вслед за ней встаёт в нашей молитвенной и благодарной памяти святой Владимир, князь стольно-Киевский, в реке Днепре крестивший киевлян и озаривший светом христианства Русь того времени. Одновременно мы молитвенно вспоминаем и центр духовного просвещения и иноческого подвига того времени – Киево-Печерский монастырь с его дальними и ближними пещерами, сохранившими до наших дней свидетельства (святые нетленные мощи) славных духовных подвигов наших предков. Кому не известны святые подвижники Киева – Антоний и Феодосий, и их многочисленные преемники по духовным подвигам, как в самой обители, так и за её пределами? На севере нашей страны рано возник Новгород, крепкий не только силой меча, но и силой креста. Здесь просияли своими подвигами Никита, Ефрем, Иоанн и другие. Здесь воспитался и получил благословение на ратные подвиги в защиту Родины святой благоверный князь Александр Невский. Ещё дальше на север пронесли свет Христовой веры прославляемые нами Валаамские чудотворцы – Сергий и Герман, и Соловецкие – Савватий и Герман. В далёкой и суровой Сибири подвизались и привлекали к Христу святители Иннокентий, Иоанн и другие. Ближе к Москве, в Воронеже, святительствовал Митрофан – мужественный ревнитель веры и благочестия, а также Тихон Задонский  – подвижник и духовный писатель-просветитель. Невдалеке от Воронежа плодоносно святительствовал святитель Питирим Тамбовский. Почти в те же времена богомудро и благочестиво святительствовали Феодосий Черниговский и многоучёный Дмитрий Ростовский , описатель Четьи-Минеи и обличитель раскола. Много раньше их (в 14 веке) ближе к Москве, в лесах Радонежских, воссиял преподобный и богоносный отец наш Сергий, «взбранный воеводо» всей земли русской. «Чудотворец преславный и помощник скорый, инокам наставник и собеседник.., всего русского монашества северного насадитель и всея Руси игумен небесный.., а в несчастные годины нашей страны вдохновитель побед над врагами нашей отчизны великой» 82 . Великий град Москва! Здесь подвизался Василий Блаженный, а также первопрестольный святитель Пётр, предрёкший великую славу Москве. Здесь в патриаршем соборе почивает крепкий молитвенник и защитник земли русской святитель Алексий. Можно ли не упомянуть святителя Иону, страстотерпца Филиппа и священномученика Гермогена, не вспомнить их пламенную веру и защиту Москвы и православной веры от врагов родины. Великое множество других святых просияли на русской земле. Не достало бы времени повествовать об этом облаке свидетелей помощи Божией, действия благодати Христовой в спасении верующих людей нашей страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

От имени духовенства к архипастырям обратился клирик Спасо-Преображенского кафедрального собора протоиерей Петр Лукин, отметивший, что святитель Питирим начал свое апостольское служение на Тамбовщине в те времена, когда здесь было мало храмов и не хватало священников, и основные усилия архипастырь направил на духовное просвещение и нравственное развитие народа. Отец Петр подчеркнул, что архипастыри Тамбовской митрополии продолжают традиции, заложенные святителем Питиримом и другими епископами, управлявшими Тамбовской епархией, и пожелал митрополиту Феодосию, епископу Игнатию и епископу Гермогену, а также всему сослужившему духовенству, чтобы Господь воздал им за труды и подавал неоскудевающую помощь в дальнейшем апостольском служении. Заместитель главы администрации Тамбовской области Н.Г. Астафьева от имени губернатора поздравила присутствовавших с праздником всех святых Тамбовской земли. Глава Тамбовской митрополии в приветственном слове поблагодарил епископа Игнатия, епископа Гермогена и епископа Виктора, духовенство, монашествующих, прихожан собора и паломников, а также представителей власти за поздравления и отметил, что в день памяти святителя Питирима и Собора Тамбовских святых Церковь чтит чудотворный Смоленский образ Богородицы «Одигитрия». Митрополит Феодосий, в частности, сказал: «Сегодня мы вознесли сугубые молитвы Царице Небесной, святителю Питириму и святым — покровителям Тамбовской земли, которые предстоят у престола Божия и не оставляют нас своими молитвами, испрашивая у Господа благословения для нас. Благодаря их предстательству стихийные бедствия и различные катаклизмы обходят наш край.  Обращаясь в этот день к святителю Питириму, мы вспоминаем о его трудах на благо просвещения народа и распространения Православия на Тамбовской земле, в числе которых основание Вознесенского женского и Трегуляевского мужского монастырей, строительство Спасо-Преображенского кафедрального собора, открытие первого пастырского училища. Сегодня мы черпаем вдохновение в созидательной деятельности духовного покровителя нашего края. Одной из важнейших задач на современном этапе является создание в области системы непрерывного духовного образования детский сад — школа — колледж — вуз. На протяжении нескольких лет успешно развиваются Тамбовская духовная семинария, отделение православной педагогики имени преподобного Сергия Радонежского на базе Тамбовского педагогического колледжа, православная гимназия имени святителя Питирима, епископа Тамбовского. В этом году предприняты первые шаги к открытию православного детского сада, в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина ведется подготовка к открытию кафедры теологии.

http://patriarchia.ru/db/text/5250038.ht...

Описание иконы Девпетерувская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Эта икона явилась в 1392 году 29 февраля. Один из древнейших списков с Девпетерувской иконы Божией Матери ныне находится в Николаевской церкви села Батюшкова, или Бататкова, Дмитровского уезда Московской губернии. На этом образе Младенец Иисус изображен стоящим с правой стороны на коленях Богоматери; левая рука Его положена на плечо Девы Марии, правая рука Которой покоится на правом плече Иисуса. В тамбовском Преображенском кафедральном соборе, над гробницей святителя Питирима, находится другой чудотворный список Девпетерувской иконы Божией Матери. Этот образ прежде был келейной иконой святителя, и перед ней Питирим воссылал свои усердные молитвы к Господу Богу. Особенно она прославилась в 1833 году вследствие одного чудесного события. Одна женщина, муж которой по ложному обвинению был заключен в тюрьму, увидела однажды во сне неизвестного ей старца. Этот старец приказал ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и отслужить пред ней молебен. Он показал ей также и сам[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Девпетерувская Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Девпетерувская. Фрагмент иконы " Нечаянная радость со 120 чудотворными иконами Богоматери " . Первая половина XIX века. Образ полностью соответствует описанию Е. Поселянина, но ныне распространен совершенно другой (оплечный) образ. Файл 13734.jpg:   Размер: 614x700, 0.43 MPix, 72 Kb. Дата: 2011-09-27, анонимно. Рейтинг изображения: 11 (429) , (49) . Описание: Девпетуровская. Снессорева, стр. 158: Сия икона явилась в 1592 году Древний список сего образа находится в селе Бататкове, или Батюшкове, в Николаевской церкви Московской епархии Дмитровского уезда. На иконе изображается Божия Матерь со стоящим младенцем Иисусом, с правой стороны, и на плече Иисуса покоится правая рука Богоматери.

http://pravicon.com/icon-90

Это чудесное событие возвратило к жизни епископа Питирима, тяжелая болезнь оставила его, и он еще прожил около трех лет. В этот период он усиленно занялся строительством каменного кафедрального собора, но чувствуя, что дни его уже сочтены и окончить всего строительства он не сможет, святитель приложил все усилия к окончанию строительства и отделки одного из приделов храма, который сам и освятил в честь святителя Николая. Новый собор святитель снабдил за свой счет необходимой утварью, ризами (одна из риз святителя Питирима была передана позднее святителю Иннокентию Иркутскому († 1731: память 26 ноября/9 декабря, 9/22 февраля). В этом соборе он завещал и похоронить себя. Кончина епископа Питирима последовала 28 июля 1698 года, в день празднования особо чтимой им чудотворной иконы Божией Матери Смоленской. Горько оплакивала тамбовская паства кончину своего любимого архипастыря. Но и по смерти своей он не оставлял всех прибегающих к нему с просьбой о помощи. В начале XIX века в тамбовском кафедральном соборе была заведена книга, в которой отмечались чудесные исцеления от гробницы святителя. Было зарегистрировано 260 чудес. С просьбой к святителю Питириму об исцелении обращались не только православные, но и иноверцы. 28 июля 1914 года, по ходатайству Тамбовского архиепископа Кирилла (Смирнова, † 1937; память 7/20 ноября), преосвященный епископ Питирим был причислен к лику святых. Литература: Новочадова М. И. Великий светильник церкви Тамбовской святитель Питирим. – 2-е изд. – Тамбов. 1913. Лебедев В., священник. Святитель Питирим Тамбовский.Тамбов. 1913. Самбикин Д. И., священник. Святитель Питирим второй епископ Тамбовский. – Воронеж, 1872. См. также: Воронежские епархиальные ведомости. – 1880. 2. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1414. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1883. – С. 134. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 595, 891.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Икона Распятого Спасителя доселе сохранилась и свято чтится в Тамбове. Эта икона на полотне значительного размера, изображает распятого на кресте Господа с предстоящими пред Ним Божией Матерью и Иоанном Богословом. Доселе еще цела и надпись, писанная вязью, сделанная на иконе при свят. Питириме: «лета 7194 года. Апреля в 13 день поставил сей образ Распятого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на городских воротах Преосвященный Питирим, епископ Тамбовский на поклонение всему православному Христианству». Икона эта была поставлена на главных выездных воротах в Пушкарскую слободу. Побуждением к поставлению этой иконы было у святителя то, чтобы всякий, входящий и выходящий из крепости, видел пред собою своего Спасителя и, хотя бы против воли, припоминал орудие своего спасения. В настоящее время эта икона находится в нижней церкви собора, в Смоленском приделе, на северной стороне левого столба при клиросе за железной решеткой в позолоченном, с резьбой, киоте. Икона Казанской Божией Матери весьма древняя. Неизвестно, когда и кем, но написана она прежде прибытия святителя Питирима на Тамбовскую кафедру и находилась еще в древнем деревянном соборе, построенном вместе с основанием города Тамбова (в 1636 году). Во время святителя Питирима эта икона прославилась замечательным чудом: «1695 года декабря 6 дня», так рассказывается в рукописной летописи города Тамбова: «во время всенощного бдения в деревянной соборной церкви в приделе Николая Чудотворца в начале шестопсалмия явились от иконы Казанской Божией Матери от очей слезы, каплющие и текущие до пелены, что было до Великого Славословия». Далее, как бы для предупреждения возможных возражений со стороны неверующих в это чудесное событие, летописец приводит в свидетельство очевидцев людей, заслуживающих полного доверия. «Оное чудо, продолжает летопись, видели стоящие, воевода Иван Иванович Леонтьев, той церкви протопоп Сергий со всеми соборянами и дома архиерейского казначей, иеромонах Гавриил. Вероятно, после сего чудного события икона была выставлена преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Питиримом на вратах крепости для всеобщего поклонения ей. В настоящее время эта икона находится в кафедральном Преображенском соборе, в верхней церкви за первым северным столбом в позолоченной раме за стеклом. На иконе риза серебряная позолоченная с венцом в лучах, венец Божией Матери и Спасителя унизаны образами, украшены топазами и бирюзой, на плече Божией Матери звезда с аметистовым камнем. Эта икона весьма чтима в Тамбове. Богомольцы, приходящие в собор для служения панихиды по святителе Питириме, обыкновенно, прежде слушают молебен Пресвятой Деве пред Ее чудотворной иконой. Современная летопись свидетельствует, что он, любя молитву, не пропускал ни одного богослужения. Святитель любил и сам часто священнодействовать. Предание говорит, что свят. Питирим ежедневно присутствовал при богослужении и, если не сам священнодействовал, то в таком случае становился на клирос и пел, а, вместе с тем, обучал и причетников пению и чтению. Современники увековечили любовь святителя к молитве в замечательном его портрете. На портрете, или, лучше, на иконе, святитель представлен на коленах молящимся пред преподобным Прокопием с словами молитвы на устах: «пастырю мой и наставниче мой, преподобне отче Прокопие! помолися Господу Богу о душе моей». Преподобного Прокопия святитель Питирим почитал особенным своим покровителем и, вероятно, в честь его он при крещении был назван Прокопием. Память преподобного Прокопия 27 февраля, следовательно, месяцем рождения святителя Питирима можно считать февраль 1644 г. В настоящее время этот портрет поставлен над гробницей в золотой, красиво отделанной раме. Есть местное об этом портрете предание, будто бы он был написан вследствие чудесного явления святителю. На этом же образе современники выразили и свое убеждение в силе молитв своего архипастыря, принимая молитву святителя, преподобный Прокопий, в то же время, сам возносит за него молитву к Всевышнему: «Бессмертный Боже! хвалу Тебе воздаю: Отец бо Един всем, помяни душу его и сподоби его царствия небесного», и Господь ниспосылает свыше Свое благословение на молящегося святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Питирим, святитель, епископ Тамбовский и Козловский (Прокопий) († 1698; память 28 июля/10 августа в Соборе Тамбовских святых, в воскресенье перед 28 июля в Соборе Смоленских святых) Родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили любовь к Богу и святой Церкви своим детям. С раннего детства Прокопий любил посещать Божий храм и участвовал в церковном чтении и пении. Одной из характерных особенностей детских лет Прокопия была его любовь к своему святому, преподобному Прокопию Декаполиту († ок. 750; память 27 февраля/12 марта), в день памяти которого он родился. Эта любовь осталась непоколебимой на всю его жизнь и выражалась в частом молитвенном обращении к святому и в подражании его добродетелям. Без молитвенного обращения к Прокопию он никогда ничего не предпринимал. Первоначальное образование Прокопий получил в местных школах. Кроме обычной грамоты он научился иконописанию. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме смоленских чудотворных икон. Обладая незаурядными способностями, Прокопий мог бы быть выдающимся деятелем на любом жизненном поприще. Но Промысл Божий указал ему самое достойное назначение. Пленившись монашеской жизнью, он рано оставил мир и ушел в монастырь. Монашеская жизнь Прокопия началась в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре, основанном преподобным Герасимом Болдинским († 1554; память 1/14 мая). Пройдя испытательный срок, Прокопий на 21-м году жизни был пострижен в монашество с именем Питирима. Под руководством старцев-подвижников молодой инок усердно исполнял все монашеские правила; постоянно совершенствуясь, он восходил от подвига к подвигу. Вскоре Питирим был рукоположен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. Вскоре братия монастыря избрали его игуменом. Будучи настоятелем монастыря, он оправдал доверие братии, являясь для всех любвеобильным отцом и мудрым руководителем в их духовном совершенствовании. Причем сам всегда был образцом для всех в исполнении иноческих подвигов. Как наиболее достойный по высоте подвижнической жизни и по мудрому управлению монастырем, игумен Питирим 30 января 1677 года был возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010