С. 49-88; Антоний (Храповицкий), архим. [Мнение ректора МДА об отзыве А. А. Жданова на докт. дис. М. Д. Муретова]//Там же. С. 88-93; Жданов А. А. «Новейший реставратор» ветхозаветного храма. Серг. П., 1893. 2 т.; Терновский С. А. Отзыв о соч. доцента МДА [М. Д.] Муретова «Ветхозаветный храм. Ч. 1: Внешний вид храма»//ПС. 1894. Ч. 3. 12. Прил. С. 1-40; Муретов М. Д.//ЭС. 1897. Т. 39. С. 210; Троицкий С. В. Об именах Божиих и имябожниках. СПб., 1914; Иларион (Троицкий), архим. Проф. М. Д. Муретов († 11 марта 1917 г.): [Некр.]//БВ. 1918. Т. 1. 3/4/5. С. 145-168; Симон (Новиков), архим. Проф. МДА М. Д. Муретов и его труды по Четвероевангелию//ЖМП. 1972. 4. С. 75-80; Отчет о деятельности Комиссии по науч. изданию Слав. Библии за 1915-й г.//БТ. 1975. Сб. 14. С. 214-217; Протокол заседания Комиссии по науч. изданию Слав. Библии 6 марта 1916 г.//Там же. С. 217-219; Правдолюбов С., диак. Вклад проф. МДА М. Д. Муретова в правосл. библеистику: [Курс. раб.]/МДА. Загорск, 1978. 2 ч. Ркп.; Переписка свящ. П. А. Флоренского и М. А. Новоселова с присоединением писем иеросхим. Германа Зосимовского, иеросхим. Антония (Булатовича), иером. Пантелеимона (Успенского), В. М. Васнецова, Ф. Д. Самарина, Ф. К. Андреева, С. Н. Дурылина, И. П. Щербова/Общая ред. игум. Андроника (Трубачёва). Томск; Новосиб., 1998. С. 55-56, 87-88, 114-116, 124, 181-187; Флоренский П., свящ. Сочинения. М., 1999. Т. 3(1). С. 570; Рус. писатели-богословы, историки Церкви, исследователи и толкователи Свящ. Писания: Биобиблиогр. указ./Сост.: А. С. Чистякова, О. В. Курочкина. М., 20012. С. 348-356; Мень А., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 2. С. 245-247; Бырлэдяну Г., свящ. Обзор трудов проф. М. Д. Муретова в области истолкования Свящ. Писания НЗ: Дис./МДА. Серг. П., 2006. Ркп.; Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. М., 2009; Барсегова А. Э. Эстетическая проблематика в трудах проф. МДА М. Д. Муретова//Религиоведение. 2010. 2. С. 127-134; Кузьмина Е. В. Теология и герменевтика: М. Д. Муретов//Вестн.

http://pravenc.ru/text/Муретов.html

1045 Там же, л. 19 об. Преп. Амвросий Оптинский , объясняя требования, предъявляемые к истинному монаху, призывал: «Если… не хотим жить по своей воле и разуму, то не должны уклоняться от стези и учения свв. отцов, которые велят нам смиряться, покоряться, отсекать свою волю» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 118. С. 101–102). 1046 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 20. «Воля Божия исполняется в отсечении своей воли» (Письма о. Антония. С. 245). 1047 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 3. «В монастыре первый долг – отвержение себя, своей воли и разума» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 181). 1048 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 84. «Отвержение своей воли и разума составляет крест или скорбь, служащие нам на спасение» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 181). 1050 Там же, л. 101 об. Оптинский старец Макарий тем, кто жил по своей воле, говорил, что наша воля есть медная стена между Богом и нами. (Письма о. Макария. Т. 3. С. 496). Игумен Антоний Оптинский утверждал, что своевольник никогда не находит покоя в своих действиях, потому что «своя воля человека не столько учит, сколько мучит» (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 110). 1051 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 28. Оптинский игумен Антоний писал: «Самосмышлению своему не верьте ни в чем» (Письма о. Антония. С. 233). 1052 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 45. Преподобный Амвросий Оптинский учил: «По мысленным внушениям, и то с рассуждением и великим рассмотрением, живут одни только совершенные. А новоначальные и немощные и страстные должны жить под правилом и руководством» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 126. С. 110). 1053 «Без благословения и одобрения духовной матери своей ничего не начинайте, не только рукоделия какого и внешнего упражнения, но самой молитвы, то есть келейного правила, количества поклонов, чтения книг, воздержания, поста, бдения, трудов и проч… И если они не будут рассмотрены, одобрены и благословлены святою матерью Вашею, то и Богу не будут приятны» (Письма о. Антония. С. 233). В письме к новопостриженному монаху о. Антоний Оптинский писал: «Обетов и канонов на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет Вам более пользы, нежели тысячу поклонов своевольных, чему верьте без сомнения» (Письма о. Антония. С. 239).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

811. На страдание Господа, во Свитый и Великий Пяток. 1839. I. 303. 812. На святую Пасху. 1840. II. 36. 813. Из текста: В начале бы слово. 1840. II. 194. 814. На Святую Пятьдесятницу. 1834. II. 245. 815. На Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. III. 162. 816. Похвальное Пресвятой Деве, Богородице Марии. 1839. IV. 27. 817. Похвальное Апостолу Павлу. 1840. II. 304. 818. Похвальное Апостолу Андрею. 1839. IV. 188. 819. Похвальное Иоанну Златоустом у. 1840. I. 65. I.       Беседы: 820. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа. 1832. XLVIII. 265. 821. На Святую Пасху. 1835. II. 3. 822. О предании Божественной Литургии. 1839. IV. 36. 823. Послание к Армянам о Вере. 1841. I. 351. Св. Феодота, Епископа Анкирского †около 431 I. Слова: 824. В день Рождества Христова. 1825. XX. 270. 825. На Святую Богородицу и на Симеона. 1841. I. 226. II. Беседы: 826. В день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. IV. 303. 827. В день Иоанна Богослова, против Нестория. 1839. II. 190. 828. III. Толкование на Символ Св. Никейских трехсот осьмнадцати Отец. 1841. II. 214. Преподобного Марка Подвижника †около 450 829. Слово о посте. 1834. II. 250. 830. О тех, которые думают оправдаться делами, 226 глав. 1821. III. 267. 831. О законе духовном 200 глав. 1821. II. 237. 832. Разговор ума со своею душою. 1828. XXIX. 14. Св. Нила †450 833. Увещания к монахам. 1835. III. 139. 834. Увещания. 1827. XXV. 271. 835. Беседа о нравственных и других предметах, содержащих в себе правила для духовной жизни. 1830. XXXIX. 146. 836. Сто пятьдесят три главы о молитве. 1828. XXXII. 125. 837. Об осьми злых духах. 1826. XXIV. 125. 838. О различных порочных помыслах. 1827. XXVII. 43. 839. Духовные мнения. 1827. XXV. 271. 840. Краткие мысли. 1827. XXVII. 168. 841. Учительное письмо о Святой Троице. 1830. XL. 3. 842. Письма: Зосиме домостроителю, Филимону Схоластику, Досифею, Птоломею, Маркиану, Ксенону, Феодориану, Евфразию Епископу, Афанасию Екдику, Иппонику, Амфилохию, Декуриону, Максимиану, Аттику Чтецу, Елевферию, Мартину Диакону, Левкадию, Фортунату, Феоне, Химазию, Леониду, Гераклиту Схоластику, Феофилу Стратиону, Евсевию Диакону, Евифию, Сосфену, Зосарию, Трибуну, Помпею Диакону, Аникию, Аффонию, Самаритянину, Ему же, Вениамину Еврею, Ему же, Клеарху, Евлампию, Аглаию, Евграммию, Ему же, Ему же, Астерию Чтецу. 1828. XXXVI. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

AStag D.Sophianos, Acta Stagorum. Τ πρ τς θεσσαλικς πισκοπς Σταγν παλαι βυζαντιν γγραφα (τν τν 1163, 1336 κα 1393). Τρικλιν 13 (1993) 7–67. AstAmas Asterius of Amasea, Homilies I–XIV, ed. C.Datema. Leiden 1970 (Index 221, 254–364). [ca 400] Astrol W.Hübner, Ergänzung eines Astrologentextes. Byz 46 (1976) 368–374. AstSoph M.Richard, Asterii Sophistae commentariorum in psalmos quae supersunt. Acceduntaliquot homiliae anonymae. Oslo 1956. AthanEp The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinople, ed. A.–M.Maffry Talbot. Washington 1975 (Indices 446–464). [ca 1300] AthanPG Athanasii Archiepiscopi Alexandrini opera omnia. PG 25–28. [s.IV] AthChatzik A.Fagherazzi, Modelli epistolari di Atanasio Chatzikis. Padova 1981 (Wörterverz. 19), [s.XIII] Athenaika A.Papadopoulos – Kerameus, θηνακ κ το ιß» κα ιγ» ανος. ρμονα 3 (Athen 1902) 209–224, 273–293 (Wörterverz. 214–216, 507 f.). Attal Michaelis Attaliotae Historia, ed. I.Bekker. Bonn 1853 (Index 323–327). [s.XI] AttalPon L.Scoutas, Πνημα τταλειτου, in: I.Zepos – P.Zepos, Jus Graeco – Romanum VII. Athen 1931,411–497. [s.XI]. AubRech M.Aubineau, Recherches Patristiques. Amsterdam 1974 (Index 387–405). AufDrach J.Aufhauser, Das Drachenwunder des hl. Georg, Leipzig 1911 (Index 252 f.). AVaz F.Uspenskij – V.Beneševi, Vazelonskie Akty. Leningrad 1927. [s.XIII–XV] AXen Actes de Xenophon, Ed. dipl. par D.Papachryssanthou. Paris 1986 (Index 245–294). AXer Actes de Xéropotamou. Ed. dipl. par J.Bompaire. Paris 1964 (Index 249–293). AZog W.Regel – E.Kurtz – B.Korablev, Actes de Zographou. VV 13 (1907) Priloenie I. BaldAnth B.Baldwin, An Anthology of Byzantine Poetry. Amsterdam 1985. Balsam I–II Theodorus Balsamon. PG 137 (=I), 138 (=II), [s.XII] BalsamEpigr K.Horna, Die Epigramme des Theodoros Balsamon. WSt 25 (1903) 165–217. [s.XII] BalsamKan M.Gedeon, Θεοδρου το Βαλσαμνεις λσεων κανονικν διφοροι γραφα. EkklAl 39 (1915) 169–173, 177–182, 185–188. [s.XII] BalsamTheod T.Papazotes, πιστολ το Θεοδρου Βαλσαμνος πρς τν πρτο το Παπικου Θεοδσιο (1191). Θρακικ πετηρς 3 (1982) 295–313.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Ryken L. (2009). Understanding English Bible Translations. Wheaton: Crossway Books. Schleiermacher F. (1838). Ueber die verschiedenen Methoden des Uebersetzens//Friedrich Schleiermacher’s sämmtliche Werke. 3. Abtheilung: Zur Philosophie. Bd. 2, P. 207–245. Berlin. Schwarzwald O.R. (1993). Mixed Translation Patterns: the Ladino Translation of Biblical and Mishnaic Hebrew Verbs//Target, 5(1), P. 71–88. Seidman N. (2006). Faithful Renderings: Jewish Christian Difference and the Politics of Translation. Chicago and London: University of Chicago Press. erban A. (2005). Archaising versus Modernising in English Translations of the Orthodox Liturgy: St John Chrysostomos in the 20th Century//L. Long (ed.), Translation and Religion: Holy Untranslatable?, P. 75–88. Clevedon; Buffalo; Toronto: Multilingual Matters. Sippilä S. (2011). Thanslating the Translation – The LXX in Modern Languages//The Bible Translator, 62(1), P. 12–21. Smith K.G. (2006). Direct Translation: Striving for Complete Resemblance//Conspectus, 1, P. 27–43. Sperber D., Wilson D. (1986). Relevance: Communication and Cognition. Oxford: Blackwell. Statham N. (2003). Dynamic Equivalence and Functional Equivalence: How Do They Differ?//The Bible Translator, 54, P. 102–111. Statham N. (2005). Nida and «Functional Equivalences»: The Evolution of Concept, Some Problems, and Some Possible Ways Forward//The Bible Translator, 56, P. 29–43. Stine P. C. (2004). Let the Words Be Written: The Lasting Influence of Eugene A. Nida. Atlanta: SBL. Streett M.J. (1999). The Necessity of Hebrew in the Translation of an Orthodox Old Testament Canon//St, Vladimir " s Theological Quaterly, 42(3–4), P. 339–358. Thuesen P. J. (1999). In Dicordance with the Scriptures: American Protestant Battles over Translating the Bible. New York and Oxford: Oxford University Press. Toury G. (1980). In Search of a Theory of Translation. Tel Aviv: Porter Institute. Towner P. H. (2009). A Case for De-familiarizing 2Corinthians//Journal of Biblical Text Research, 24, P. 214–247.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Владислав убрался в Польшу, заключив мир на старых условиях, а победители пришли в Москву с множеством неприятельских знамен, которые повесили над гробницей Филарета Никитича, упокоившегося наконец с миром. Благородный поступок Волконского-Меринка, вопреки приказу из Москвы, не оставившего на польской стороне ни одного из своих воинов, крестьян и горожан Белой, был вознагражден царем Михаилом Федоровичем. Михаил Борисович Шеин, заплативший честью за спасение остатков тяжким трудом созданной Филаретом армии, потерял голову на плахе. Ничего не меняется на Руси. Дворцовые разряды. Спб., 1850. Т. 1. С. 490-491. Письма русских государей и других особ царского семейства. М., 1841. Т. 1. Смирнов А. П. Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России. М., 1874. С. 214. ПСРЛ. Спб., 1910. Т. 14. С. 149. Попов А. Н. Изборник... М., 1869. С. 217-218. СГГиД. М., 1822. Т. 3. С. 200-201. Подробнее см.: Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978. С. 229-239. Смирнов П. П. Новое челобитье московских торговых людей о высылке чужеземцев. Киев, 1912. С. 21—22 и др. ДАИ. Спб., 1846. Т. 2. 76. СГГиД. Ч. 3. С. 245—253. А. П. Смирнов считает эту грамоту лучшим творением Филарета. Смирнов А. П. Святейший патриарх Филарет... С. 35-37. Там же. Филарета подозревают в причастности к ссылке на Соловки знаменитого героя Смуты писателя Авраамия Палицына. Но обстоятельства дела темны и даже была ли то ссылка — неизвестно. ДРВ. М., 1776. Ч. 6. С. 162-223. Первая, Марья Володимировна Долгорукова, умерла вскоре после свадьбы, как подозревали, от злоотравного зелья. При содействии Филарета Никитича были возобновлены и вновь построены монастыри: Макариев Желтоводский, Игрицкий, Лебедянский Троицкий, Нижегородский Печерский, Воронежский женский, Феодоровский Московский, Спасский Севский, Долбиновый Астраханский, Акатов Алексеевский и др.; пустыни: Югская, Богородицкая Площанская, Троицкая Опшина и др.; Анзерский на Белом море и др. скиты. Патриарх также принимал личное участие в строительстве многих приходских храмов.

http://sedmitza.ru/lib/text/439769/

Его же. Митрополит Филарет, как администратор и судия в Московской епархии//Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета, митрополита Московского: в 2 т. М. 1883, т. 2, стр. 48–88. Заплатин С. Учение о молитве Филарета, митрополита Московского. Свято-Троице-Сергиева лавра, 1912. Звездинский М. Взгляд Филарета, митрополита Московского на единоверие и его отношение к нему//Душеполезное чтение. М. 1900, ч. 3, стр. 635–645. И.А. Митрополит Филарет о господствующих в современном нравственно-правовом сознании понятиях. М. 1905//Вера и Церковь . 1905, I–V. Игнатов П.П. Канонические воззрения и практика митрополита Филарета//Журнал Московской Патриархии, М. 1956, 10. Иоанн (Митропольский) , иеромонах. Речь при сретении в Бозе почившего архипастыря высокопреосвященнейшего митрополита Филарета в Троице-Сергиевой Лавре, произнесённая в Троицком соборе 26 ноября 1867 г.//Православное обозрение. М. 1867, ноябрь. Иосиф, архимандрит. Митрополит Филарет, как обличитель вольномыслия//Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета, митрополита Московского: в 2 т. М. 1883, т. 2, стр. 203–214. Линд Т. Митрополит Филарет. М. 1913. Муравьев А.Н. Мои воспоминания//Русское обозрение. 1895, 5, стр. 33–34, 40–41. Мелетий, иеромонах. О блаженной кончине приснопамятного митрополита Филарета. М. 1867, стр. 102–103. Погожев Е.Н. (Поселянин Е.). Идеалы христианской жизни. СПб., 1913, стр. 202, 203, 205. Погожев Е.Н. (Поселянин Е.). Русские праведники последних веков: в 7 т. (1–3; 5–8). СПб., 1917, стр. 230, 261, 262, 315, 368, 402, 404, 458,460–463, 465, 523. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. Петроград, 1916, стр. 470. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки Е. Поселянина. Изд. 3. СПб., 1910, стр. 728, 245, 414, 508. Полесский Ю. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) //Журнал Московской Патриархии. 1951, 4, стр. 41–47; 6, стр. 36–43.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Лит.: Краткое ист. описание Десятинной первопрестольной соборной церкви в Киеве. СПб., 1829. Полтава, 18492; Л[ебединце]в П. Г. Почему Десятинная в Киеве церковь известна в народе под именем Десятинного Николая//Киев. старина. 1883. 8. С. 755-757; Айналов Д. В. К вопросу о строительной деятельности св. Владимира//Сб. в память св. равноап. кн. Владимира. Пг., 1917. Вып. 1. С. 21-39; Каргер М. К. Княжеское погребение XI в. в Десятинной ц.//КСИИМК. 1940. Вып. 4. С. 12-20; он же. Археологические исслед. Др. Киева: Отчеты и мат-лы (1938-1947). К., 1950. С. 45-140; он же. Древний Киев. М.; Л., 1958. Т. 1; 1961. Т. 2; Корзухина Г. Ф. К реконструкции Десятинной ц.//Сов. Арх. 1957. 2. С. 78-90; Ильин М. А. О наименовании Десятинной ц.//Там же. 1965. 2. С. 266-268; Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Др. Руси, X-XIV вв. М., 1972. С. 33, 35, 38, 40, 49-50, 63, 76, 99, 116, 123-132, 303, 307-308; он же. Церковь в системе гос. власти Др. Руси: Десятина и ее происхождение//«Крещение Руси» в трудах рус. и сов. историков: [Сб. ст.]. М., 1988. С. 245-257; он же. Государство и церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 7, 11, 28-32, 38, 42, 76-77, 79, 87, 89, 125, 137, 193; Мурьянов М. Ф. О Десятинной церкви князя Владимира//Вост. Европа в древности и средневековье: Сб. ст. М., 1978. С. 171-175; Красовский И. С. Реконструкция плана фундаментов Десятинной ц. в Киеве//Сов. Арх. 1984. 3. С. 181-189; он же. О плане Десятинной ц. в Киеве//Рос. Арх. 1998. 3. С. 149-156; Пуцко В. Г. «Богородица Десятинная» и ранняя иконография Покрова//FS für F. von Lilienfeld. Erlangen, 1982. S. 355-373; он же. «Богородиця Десятинна» - мiф чи icmopuчha peaлiя?//Ruthenica. К., 2006. Т. 5. С. 162-169; Тихомиров М. Н. Об общеслав. основе института десятины//«Крещение Руси» в трудах рус. и сов. историков. 1988. С. 258-264; Логвин Н. Г. Первоначальный облик Десятинной ц. в Киеве//Древности славян и Руси: [Сб. ст.]. М., 1988. С. 225-230; Рапов О. М. Рус. церковь в IX - 1-й трети XII в.: Принятие христианства. М., 1988. С. 240-244; Kämpfer F. Eine Residenz für Anna Porphyrogenneta//JGO. N. F. 1993. Jg. 41. S. 101-110; Церква Бoropoдuцi Десятинна в Kuïbi: До 1000-лimmя освячення. К., 1996; Медникова Е. Ю. , Егорьков А. Н. К технологии росписи Десятинной ц.: (По мат-лам коллекции М. К. Каргера 1948 г.)//Рос. Арх. 2000. 2. С. 61-69; Козак Н. Лimonuchi «майстри iз Гpekib» та Десятинна церква у Льbibcьkoro ун-ту. Сер.: Мистецтвознавство. Льbib, 2002. Вип. 2. С. 115-122; Михайлов К. А. Киевский языческий некрополь и ц. Богородицы Десятинная//Рос. Арх. 2004. 1. С. 34-45; Ричка В. Киïв - Другий (З icmopiï noлim. думки та iдeoлoriï cepeдhьobiчhoï Pyci). К., 2005; Александрович В. «Богородиця Десятинна» - noзipha старокиïвська peлikbiя//Ruthenica. К., 2005. Т. 4. С. 161-168; Козюба В. [К. ] Дocлiджehhя садиби Десятинноï церкви у в 1908-1914 рр.: (За мат-лами щoдehhukib Д. В. же. С. 169-214.

http://pravenc.ru/text/171768.html

М., 1962, с. 11). Походный храм, в котором молился царь, был посвящен преподобному Сергию. Подробнее об этом см.: Kmpfer Frank. Die Eroberung von Kazan 1552 a1s begenstand der Zeitgenssischen russischen Historiographie. – Forschungen zur osteuropischen Geschichte. Berlin, 1969, S. 7–161. 11 Один исследователь также обратил внимание на это, отметив только внешний фактор, т. е. его певческие способности, и высказал предположение: «Упоминания о нем (протопопе Андрее.– И. М.) в летописях рисуют его музыкально грамотным человеком. Не является ли именно Андрей автором (или одним из авторов) так называемого «Казанского» знамени, сочиненного по случаю взятия Казани в 1552 году?» (Л. Майкапар. Из истории музыки Древней Руси. – «Вопросы истории»), 1971, 6, с. 213–214. 14 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею (далее: ААЭ). СПб., 1836, т. I, с. 246. См. также: С. Соловьев. История России с древнейших времен. М., 1960, кн. 3, т. 5–6, с. 710; кн. 4, т. 7–8, с. 99. 16 ПСРЛ, т. 13, ч. 1, с. 239. Совершенно аналогично сообщение летописи под 1556 годом о крещении царской дочери Евдокии (с. 265). 19 См.: Псковские летописи. М., 1955, вып. 2, с. 245. Предыдущий духовник Иоанна Грозного также в конце жизни принял постриг в Чудовом монастыре (см.: П. Васенко. «Книга Степенная царского родословия» и ее значение в древнерусской исторической письменности. СПб., 1904, ч. 1, с. 194). Предстоящее монашество было предвозвещено преподобным Даниилом Переяславским в чудесном видении священнику Андрею, когда он был в военном походе в 1552 году под Казанью (С. Смирнов. Житие преподобного Даниила..., с. 76). А. Зимин говорит о царском духовнике: «Андрей протопоп (будущий митрополит Афанасий), духовник царя, в середине века принадлежал к числу наиболее доверенных лиц Ивана IV. Он близко стоял к деятельности Избранной рады. Гонения на сторонников Адашева в 1561–1562 гг. могли быть одной из причин, почему Андрей в 1562 г. постригся в Чудовом монастыре в монахи под именем Афанасия» (Л. Зимин. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964, с. 239). Трудно, однако, увязать опалу протопопа с последующим его избранием в митрополиты. 20 Повесть была опубликована по поздним спискам Г. 3. Кунцевичем (см.: Г. Кунцевич. Сказание о последних днях жизни митрополита Макария (15 сентября-31 декабря 1563 г.). – Отчеты о заседаниях имп. Общества любителей древней письменности в 1907–1910 гг. Памятники древней письменности и искусства (далее – ПДПИ), Яг 176, СПб., 1911). Указанная Повесть будет цитироваться нами по списку начала XVII века в составе Хронографа 1599 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

206 См., например: Из прошлого. Ч. II. М., 1917. Третья часть была опубликована частично в «Голосе минувшего» за 1916 г. 2). В полном виде воспоминания Н.В. Давыдова (Василич Н.) сохранились в его архивном фонде (РГАЛИ. Ф. 164. Оп. 1). 209 Таинственный старец Феодор Кузьмич в Сибири и император Александр I/Составлено Томским кружком почитателей старца Феодора Козьмича. Харьков, 1912. С. 146 (далее – Таинственный старец… 1912). 214 Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения правительствующего Синода (1791–1895 гг.). СПб.,1896. С. 47. 219 ППБЭС. Т. 2. С. 1803. Капитальный труд «Указание пути ко спасению» несколько раз издавала Оптина пустынь до революции. 228 Третье издание «Сказания…» воспроизведено в кн. «Император-старец Феодор Кузьмич». М., 2002. С. 185–226. 231 Следует отметить, что традиция называть именно так жития подвижников благочестия существовала, хотя и не получила широкого распространения. 238 См., например, переписку братьев Александра I – Николая Павловича и Михаила Павловича: ГАРФ. Ф. 728, Коллекция документов Рукописного отделения библиотеки Зимнего Дворца. Оп. 1. Кн. 3. Д. 1402. 240 РГАЛИ. Ф. 487, Скалдин А.Д. Оп. 1. Д. 137. Л. 4; 6–6об. На откровениях, связанных с происхождением Феодора Кузьмича, мы остановимся специально в следующей главе. 244 Е.З. Захаров после третьего издания «Сказания…», в 1897 г» опубликовал еще брошюру «Из прошлого. Легенда о кончине Императора Александра Павловича», представляющую собой извлечение из труда Н.К. Шильдера «Император Александр I, его жизнь и царствование». В начале XX в. томский собиратель материалов о Феодоре Кузьмиче Н.А. Гурьев называет Е.З. Захарова «известным почитателем покойного старца». См.: Таинственный старец… 1912. С. 5. 245 Кн. Галицын Н.С. Рассказы об императорах Павле I и Александре I//Русская старина. 1880. Сентябрь-декабрь. С. 740–744. 247 В той же местности, где жил отшельник, «жили двое бывших придворных служителей. Один из них опасно заболел и, не имея возможности самому отправиться к затворнику, упросил своего товарища посетить его и испросить у него помощи или указания средства исцеления больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010