И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» ( Мф.17:1–4 ). Сердце «Видеть глазами сердца; слышать гул мира ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца…» (Живая этика. Сердце.1). В Добротолюбии находим: «…Я не знаю другого падения монаху, кроме того, когда он верит своему сердцу» 302 . Прощение «Никто, даже Высочайший Дух не может простить содеянных прегрешений, ибо это противоречило бы закону кармы» 303 . Но Евангелие и Добротолюбие говорят: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ); «Говорите, что вы грешники, и оплакивайте все, в состоянии нерадения вами наделанное. За это благоволение Господа будет с вами, и будет действовать в вас: ибо он благ, и отпускает грехи всех, обращающихся к Нему, кто бы они не были, так что не помянет об них более» 304 . Ленин и коммунизм «Прежнее примитивное деление на касты, на классы и на занятия заменяются сложным различием по светотени. Явление, как очищенный коммунизм, отберет лучшие слои человечества» 305 ; «Можете представить, что в свое время Ленин уже ощутил без малейшего материального основания непреложность нового строения. И невидимые лодочки подвезли провиант к его одинокому кораблю. Монолитность мышления бесстрашия создала Ленину ореол слева и справа…. Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина, ибо не было другого, кто ради общего блага мог бы принять большую тяготу. Не по близости, но по справедливости, он даже помог делу Будды… Книги его мы меньше любим, они слишком длинны, и самое ценное в нем в книгах не выражено. Он сам не любил свои книги. Ленин – это действие, но не теория…. Лучше прочитать жизнь Ленина. Никогда не жаловался, никогда не считал себя ущемленным, говорил, как непреложную, свою веру. Появление Ленина примите, как знак чуткости Космоса....

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sud-sove...

И как чтились весьма пророки и их слова у любящих их и богобоязненных в то время, так же почитаются слова пророков, и слова Писаний, и поучения тех, кто учит нас, у людей богобоязненных теперь, причем они радуются тем, кто говорит им: «Идемте в дом Господень» 303 , и радуются словам Писаний и учению тех, кто поучает их, подобно тем, которые нашли обильную добычу 304 , согласно тому, как написано, потому что лучше приобрести учение, (а) не серебро, и знание, чем отборное золото 305 , согласно тому, как написано, и лучше день один (провести) во дворах дома Господня 306 перед теми, кто разумеет Его, чем сто вне их, согласно Писаниям. Если же наш Спаситель, который может все, говорит (слова): «Ваш дом оставляется вам и для вас» 307 , то насколько воспримут учение люди богобоязненные, чтобы удалиться от людей непослушных, ропщущих и выступающих против слов Господа, и учения тех, кто учит их словом Господа Иисуса, и против слова апостола: «Твой брат и еретики – после того, как ты порицал их, и после того, как ты запрещал им, и после того, как ты увещевал их, и после того, как ты поучал их не раз, и не два, и не три, но очень много раз, и они не захотели слушать, по воле Божьей, а не по воле каждого из них, – да отвратишься ты от этих (людей) и да удалишься от них» 308 . Если бежал Лот из городов, в которых жил, чтобы не погибнуть вместе с жителями Содома и Гоморры, согласно тому, как приказали ему ангелы Господни: «Скорей уходи из городов беззакония, чтобы ты не был предан вместе с ними гневу, который падет на них от Бога спустя некоторое время» 309 , то насколько убегут люди богобоязненные от людей непослушных, и спорящих, (и) противящихся, чтобы гнев Бога не пал на них вместе с этими (людьми) на земле, и чтобы они не были осуждены судом, которым Господь Иисус будет судить таких (людей) в день, когда Он посетит их (т. е. в день кончины), и в день суда при скончании века. Если богобоязненные в свое время бежали из собрания людей, которые грешили в пустыне, чтобы не погибнуть вместе с ними, согласно Писаниям: «Не участвуйте с ними в их грехах, чтобы вы не погибли вместе с ними в гневе и каре, которая падет на них от Бога» 310 , то и теперь подобает, чтобы богобоязненные люди во всяких собраниях бежали от людей ропщущих, порицающих, нашептывающих, и клевещущих, и согрешающих во всяких делах, чтобы они не погубили свои дела и все труды и избежали гибели, которая падет на тех (людей) в проклятиях, и обвинениях, и осуждениях от Господа Иисуса в день истинного суда Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

И просят их обо всем и ищут от них чести» (1, 193). Из последних слов цитаты видно, что Никон не только был сторонником самостоятельности Церкви, но и не одобрял влияния того тлетворного духа придворности, который давал такие отрицательные результаты еще в Византийском белом придворном духовенстве с его духом чрезмерной «экономии», приспособления к обстоятельствам и толкованием канонов, идущим вплоть до их уничтожения, с чем так боролся между прочим Св. Феодор Студит . xii) Царь не компетентен в деле суда над епископами – клириками В той же цитате Никон упоминает о недопустимости для царя судить Епископов. Об этом он говорит много и подробнее в других местах, и мы приведем это место, где он обосновывает свое положение канонами (1, 302, 303): «Тем, которые хотят быть судимы перед светскими судьями, будучи клириками или какого нибудь чина духовного, Апостол говорит: осмеливается ли кто из вас, имея дело против другого идти на суд перед неправедными, а не перед святыми? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?» ( 1Kop. VI, 1, 2 ). Видишь ли, ответотворче, что потом они будут судить мир, а ты хочешь, чтобы теперь мир судил их? И как же кто сможет быть судимым теми, кого он сам должен судить? «Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?» Это, говорит он, приносит вам стыд и несказанное унижение. Не знаете ли вы, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? ( 1Kop. VI, 3 ). Видишь ли ты великое превосходство чести священства? Если Павел говорит, что мы будем судить ангелов, а не только дела этого мира, то как можно для святых принять суд от светских лиц? Поэтому, он говорит ( 1Kop. VI, 4 ): «Когда вы имеете житейские тяжбы, поставьте судьями тех, которые, по крайней мире уважаемы в Церкви ( 1Kop. VI, 5 ). К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы разсудить между братьями своими? Если нет такого, то лучше оставить дело совсемъ…» По IV Вс.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

И сказал третий: «Я – Иезекииль, тот, кого сожгли христоубийцы. Все эти муки претерпели мы, но не смогли обратить каменные сердца Иудеев» 359 . И пал я на лице свое, взывая к благости Божией, ибо милостив Он был ко мне, избавив от рода Еврейского. И был голос, говорящий: «Блажен ты, Павел, возлюбленный Божий, блаженны и уверовавшие через тебя в имя Господа нашего Иисуса Христа, ибо им уготована жизнь вечная». (50) Еще говорил тот голос, как пришел другой человек, возглашая: «Блажен ты, Павел!». И вопросил я ангела: «Кто он, господин мой?» И сказал он мне: «Человек сей – Ной, живший во времена потопа». Когда же приветствовали мы друг друга, спросил я его: «Кто ты?». И сказал он мне: «Я – Ной, ста лет отроду построивший ковчег; и не снимал я хитона, который носил, и не стриг волос, но, упражняясь в воздержании, не приближался к жене своей, и вот, к ста годам хитон мой не порвался, и волос головы не поредел, и не перестал я проповедывать людям: «Покайтесь, ибо, се, грядет потоп». И никто не внял, но все смеялись надо мною, не стыдясь беззаконий своих, пока не пришли воды и не погубили всех» 360 . (51) И, оглянувшись, увидел я вдалеке еще двоих. И вопросил ангела: «Кто они, господин мой?». И сказал он мне: «Люди сии – Енох и Илия». И подойдя, приветствовали они меня, говоря: «Радуйся, Павел, возлюбленный Божий!» И сказал я: «Кто вы?». В ответ же Илия пророк сказал мне: «Я – Илия пророк, вознесший молитву к Богу, и сделал Он так, что три года и шесть месяцев не сходил дождь на землю за нечестие сынов человеческих 361 . Часто тогда ангелы взывали к Богу, прося дождя. И услышал я [как сказал Он им]: «Будьте долготерпеливы до тех пор, пока возлюбленный мой Илия не вознесет молитву, и Я ниспошлю дождь на землю...»... 362 303 Т. е. между 375–385 гг. по Р. X. (годы правления Грациана в Западной Римской империи; Феодосий правил Восточной Римской империей в 373–395 гг.). 309 Власти (exoysiai) – см. прим. 2 на с. 153 к Откр. Варуха. Здесь они находятся на подобающем им месте. 311 Буквально следовало бы перевести примерно так: «на что похож, какой вид имеет их исход из мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

И сказала Сарра Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее... (Ст. 10). Как согласить с благочестием Сарры ее, по-видимому, жестокую просьбу об изгнании Агари с Измаилом? Хотя ближайшим поводом к этой просьбе было естественное чувство неудовольствия оскорблённой матери на Агарь и ее сына; но это чувство Сарра сумела бы, конечно, победить в себе, если бы оно не совпадало вместе с волею Божиею об Измаиле и его матери, которую (волю) Сарра подразумевала или предчувствовала. Сию волю свою Господь открывает тотчас же после вышеозначенных слов Сарры. 302 Таким образом, Сарра здесь выше суда человеческого, и прося изгнать служанку с ее сыном, она не одно только личное свое выражает неудовольствие, но как бы по вдохновению οт Бога пророчествует, что сын рабыни «не наследует с сыном ее Измаилом». И показалось это Аврааму весьма неприятным... но Бог сказал... во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее... (Ст. 11. 12). … ибо в Исааке наречется тебе семя... Сии слова Бога Аврааму означают то, что истинными детьми Аврамовыми будут потомки Исаака (Евреи); ибо из них образуется народ избранный, из среды которого произойдёт сам обетованный Мессия, Иисус Христос. 303 В духовном смысле Апостол Павел разумеет под потомками Исаака всех верующих в Иисуса Христа, яко чад Исаака по обетованию. 304 И от сына рабыни Я произведу (великий) народ, потому что он семя твое… (Ст. 13). Замечательно, что ради Авраама не лишается благословения и потомство Измаила, который был от рабыни. Отсюда мы узнаем, что святость и праведность родоначальника может привлекать милость Божию « на отдаленных его потомков. Весьма важный урок для тех, которые имеют быть отцами и родоначальниками. Глава XXII. Восьмое Богоявление Аврааму и принесение Исаака в жертву И было, после сих происшествий Бои искушал Авраама…. (Ст. 1). Для чего всеведущему Богу нужно было искушать Авраама? Цель искушений Божиих состоит в том, чтобы вывести человека на борьбу со злом; и этой борьбой укрепить человека в добре, и его окрепшую и возвышенную добродетель явить в пример и укрепление другим людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И услышал я голос Господа, говорящего: кого Я пошлю, и кто пойдет к этому народу? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете, и глазами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами своими с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их 300 ] I. Исаия, видя Господа Саваофа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, видя также и серафимов, стоящих вокруг Него, и получая отпущение грехов через огонь, принесенный с жертвенника и очистивший его уста прикосновением, – говорит, что он услышал голос Господа, Который не приказывал, а побуждал и говорил: «Кого Я пошлю, и кто пойдет к этому народу?» Затем [пророк] говорит, что он ответил Господу: «Вот я, пошли меня " 301 . Остановившись на этом месте и вникая в написанное, я нахожу, что Моисей и Исаия поступили по-разному. Ведь Моисей, будучи избран для исхода народа из земли Египетской, сказал: «Усмотри другого, кого Ты послал бы» 302 , – и он представляется противоречащим Господу. Исаия же, не будучи избран, но слыша: «Кого Я пошлю, и кто пойдет», – говорит: «Вот я, пошли меня». Итак, подобает сопоставить духовное с духовным 303 и выяснить, кто из двоих поступил лучше: Моисей ли, который после того, как был избран, возразил; или [же] Исаия, который, не будучи избран, сам пришел, чтобы быть посланным к народу. Ведь я не знаю, может ли кто, замечая противоположность поступков, наблюдаемую у обоих, сказать, что Моисей сделал то же самое, что Исаия. Итак, я отваживаюсь сравнить двух святых и блаженных мужей, вынося решение и говоря, что Моисей поступил с большим почтением, нежели Исаия. Ведь Моисей, приняв во внимание величие руководства народом, чтобы вывести его из земли Египетской и противодействовать заклинаниям 304 и злодеяниям египтян, говорит посему: «Усмотри другого, кого Ты послал бы». Но этот [Исаия], не дожидаясь услышать, что ему будет приказано сказать, как будто он был уже избран, говорит: «Вот, – говорит, – я, пошли меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ибо, как скоро отнято будет горючее вещество, без сомнения, погаснет и усиливаемый и возметаемый им огонь. А если ты подкладываешь горючее вещество в огонь, то как ему ослабеть и потухнуть? Если сам раздражаешь спокойного зверя, кто укротит его, когда он встревожен и пришел в бешенство? Содержа в уме и это, и то, что сродно с этим, навсегда перестань роскошествовать.   301-400 301. Пресвитеру Евстафию. Вражду надлежит писать на воде, чтобы скорее исчезала, а дружбу - на меди, чтобы навсегда соблюдалась твердою и непременною. А если вопреки сему поступает, по словам твоим, находящийся с тобою в ссоре, то пусть не смущает тебя это, потому что не повредит твоим венцам. И нам заповедано не то, чтобы не быть в ненависти у других - сие не от нас зависит, а может быть, и невозможно, потому что люди доблестные во всяком случае бывают ненавидимы людьми худыми, почему и святые возбуждали к себе ненависть - а напротив того: чтобы не иметь ненависти к людям, ненавидеть же в них порок. 302. Павлу. Люди отваживаются часто на дела, превышающие возможность и прощения, и наказания, - ради денег, ради права начальства и ради того, чтобы никому не уступить этого. Ибо, вознамерившись приобрести сие, приобретают с помощью тысячи злодеяний и, боясь утратить, решаются на злодеяния еще более страшные. Рассуждая, что утратить опаснее, нежели вовсе не приобретать, вымышляют самые ужасные способы. Посему, надлежит преодолевать страсти в самом начале, чтобы не оказаться нам неисцельно больными при конце. 303. Диакону Палладию. Можно подумать, что человечество по большей части в злополучии ведет себя целомудренно, а в благоденствии предается излишествам. И сие всего яснее открывается из того, что было с Евреями. Ибо перешли они Чермное море и не подверглись никакой опасности, а ступив на сушу, потерпели крушение. 304. Епископу Лампетию. О Божией сущности и о Божием величестве уму рассуждать надлежит боголепно и возвышенно, лучше же сказать, сверхъестественно. И неисследимое, неудобовыразимое, лучше же сказать, неизреченное, если потребует нужда, для слушающих выражать в речи благочестиво, с пользою и, по мере возможности, утверждаясь на делах Промысла и удостоверяясь в том, что Бог есть, а не в том, что Он такое. Ибо первое постижимо и уловимо, а второе непостижимо и неисследимо.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Иез. 13 :3. Так говорит Господь Бог: горе пророчествующим от сердца своего, которые водятся 299 духом своим, и ничего не видят! Иез. 13 :4. Как лисицы в пустыне, (так) 300 пророки твои (были) 301 , Израиль 302 : Иез. 13 :5. На твердом месте не стояли, и стада к дому Израилеву собирали 303 , не встали в день Господень 304 возвещающие, Иез. 13 :6. Видящие ложное, прорицающие пустое, говоря: „так говорит Господь“, а Господь не посылал их. И начали составлять 305 слово. Иез. 13 :7. Не ложное-ли видение вы видели и не пустыя-ли прорицания вы произносили? Вы говорите: „сказал Господь“, а Я не говорил. Иез. 13 :8. Посему скажи: так говорит Господь Бог: так как слова ваши лживы и прорицания ваши пусты, посему, вот Я на вас, говорит Господь Бог. Иез. 13 :9. И простру руку Мою на пророков, видящих ложь и прорицающих пустое: при вразумлении 306 народа Моего они не будут, и в список дома Израилева они не будут вписаны, и в землю Израилеву не войдут, и узнают, что Я-Господь Бог. Иез. 13 :10. Ибо они обманывали народ Мой, говоря: „мир, мир“! а мира не было; и он 307 строит стену, а они обмазывают ее, (но она) падет 308 . Иез. 13 :11. Скажи обмазывающим ее: падет! И найдет проливной дождь, и пошлю каменныя градины 309 на связи их, и падут, и бурный ветр разломает (ее), и она распадется. Иез. 13 :12. И вот пала стена, и не скажут ли вам: „где обмазка ваша, которою вы обмазывали“? Иез. 13 :13. Посему так говорит Господь Бог: и пущу яростный разрушительный вихрь, и пойдет потопляющий дождь во гневе Моем, каменный град наведу во гневе для истребления. Иез. 13 :14. И разломаю стену, которую вы замазывали, и падет, и повергну ее на землю, и откроются ея основания, и надет, и вы погибнете с позором, и узнаете, что Я-Господь. Иез. 13 :15. И истощу ярость Мою на стене и на обмазывающих ее, и падет. И скажу вам: нет ни стены, ни обмазывающих ее, Иез. 13 :16. Пророков 310 Израилевых, прорицающих Иерусалиму и предвидящих ему мир, а мира нет, говорит Господь Бог. Иез. 13 :17. И ты, сын человеческий, обрати лице свое на дочерей народа твоего, пророчествующих от сердца своего, и изреки на них пророчество.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 11 :9. И сказал мне Господь: составилось совещание (на зло) 291 у мужей Иуды и жителей Иерусалима. Иер. 11 :10. Они обратились к прежним беззакониям отцов своих, которые не хотели слушать слов Моих и пошли в след чужих богов, чтобы служить им, и нарушили дом Израилев и дом Иудин завет Мой, который Я заключил с отцами их. Иер. 11 :11. Посему так говорит Господь: вот Я наведу на них 292 бедствие, от которого они избавиться не смогут; и когда возопиют ко Мне, не услышу их. Иер. 11 :12. И пойдут города Иудины и жители Иерусалима, и возопиют богам 293 , которым они кадят, но они не спасут их во время скорбей их. Иер. 11 :13. Ибо по числу городов твоих были боги у тебя, Иуда, и по числу улиц Иерусалима вы поставили жертвенники постыдные, жертвенники для каждения Ваалу. Иер. 11 :14. А ты 294 не молись о народе сем и не проси о них в молении и молитве, ибо Я не услышу в то время, когда они будут взывать ко Мне (и) 295 во время бедствия их. Иер. 11 :15. Зачем возлюбленная 296 в дому Моем устроила (многия) 297 мерзости? Ужели молитвы и священныя мяса 298 удалят от тебя лукавства твои, или чрез них ты избежишь их? Иер. 11 :16. Маслиною тенистою, прекрасною на вид наименовал тебя Господь; (но) когда раздался голос, чтобы обрезать ее, воспламенился огонь в ней, великая скорбь (объяла) ее 299 , негодны стали ветви ея. Иер. 11 :17. И Господь сил 300 , насадивший тебя, изрек на тебя злое за зло дома Израилева и дома Иудина, которое они причинили себе, прогневав Меня каждением Ваалу. Иер. 11 :18. Господи! возвести мне, и я уразумею; так как я видел дела их. Иер. 11 :19. Ибо я, как незлобивый агнец, ведомый на заклание, не знал, что на меня составили лукавый замысел, говоря: придите, и вложим древо в хлеб 301 его, и истребим его с земли живущих, чтобы и имя его более не поминалось. Иер. 11 :20. Господи Саваоф 302 , судящий праведно, испытующий сердца и утробы! да увижу мщение Твое на них, ибо Тебе я вверил 303 дело мое. Иер. 11 :21. Посему так говорит Господь 304 о мужах Анафофских, ищущих души моей и говорящих: „не пророчествуй во имя Господне, а иначе умрешь от рук нашихъ“.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Из приведённого нами объяснения святого Иоанна Златоуста ясно, что «возглавление всех» во Христе заключается в том, чтобы соделать членами ( νσωμτωσις , корпорировании, воцерковлении) Церкви всех небесных и земных существ, чем завершается Божественная Икономия, Божественное Святотроическое Домостроительство. То, что было предназначено Богом как дело и служение для Адама, то есть быть «главой тела» всего творения и «царём твари» 301 , сейчас осуществляет Христос 302 , соединив в Себе весь тварный мир с Богом и между собой 303 . Это подчёркивает апостол Павел, когда говорит: Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота ( Кол. 1:16–19 ). Под понятием «полноты» ( πλρωμα) здесь не следует подразумевать только «всю полноту Божества телесно» ( Кол. 2:9 ), но одновременно и Церковь , ибо апостол сразу же дальше добавляет: вы имеете полноту в Нём ( πεπληρωμνοι) ( Кол. 2:10 ). Итак, под полнотой нужно понимать и Церковь , которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём ( Еф. 1:23 ), так, Христос и Церковь составляют одну Богочеловеческую Полноту 304 . В этом окончательно и заключительно исполняется предвечный Совет и план Божий, Им изначально желаемое назначение и предопределение мира и человека ради целостного участия в бытии и жизни, Богом созданной и Богом дарованной, то есть исполняется «Икономия благодати» Святой Троицы, которая есть Христос – Церковь . Таким образом, в «Икономии полноты времён» осуществляется «анакефалеосис (возглавление, рекапитуляция) всего и всех» в Богочеловеке Христе – в Церкви ( Еф. 1:10, 3:9–11, 21 ), где исполняются и все «Икономии» Христовы, все спасительные события и дела Его как Спасителя и Обожителя людей и мира, с целью, чтобы все творения приняли участие (причастились, объединились) в Божественной жизни и блаженстве Святой Надсущественной и Животворящей Троицы, но более всех и прежде всего – человек. Для этого Сын и Логос Божий стал Человеком, стал Богочеловеком, стал Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010