«Действительно», – говорит святой Иоанн Златоуст , – «когда ученик видит порочных учителей, то делается хуже их, потому что он не останавливается на степени развращении своего учителя. Когда учитель добродушен, ученик подражает ему; а когда он худ, то еще и превосходит его в том, потому что нет ничего легче, как сделаться худшим. Он называет его сыном геенны, т.е. точно таким, какова сама геенна. Α слова «вдвое худшим вас» сказал для того, чтобы и порочных учеников устрашить, и книжников поразить сильнее за то, что они были учителями беззакония». 303 Апостолы и их преемники, исполняя заповедь Господа ( Мф.28:19–20 ), возвещают Его учение во все концы вселенной (ср. Рим 10:18 ) и всех верующих богодарованными средствами прививают ко Христу ( Ин.15:1–5 ; Рим 11:17 ), «созидая Тело Христово, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного» ( Еф.4:11–16 ). Стих 16–22-й . «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен». Иудеи, боясь нарушить 3-ю заповедь десятисловия ( Исх.20:7 ), избегали клятвы именем Божиим в своем житейском обиходе и употребляли клятвы священными предметами. Фарисеи и книжники разделяли эти клятвы на обязывающие дающего их и не обязывающие ни к чему. Клятвы «золотом» и «даром на жертвеннике» относились к клятвам первого рода, а клятвы: «храмом», «жертвенником» и «небом» – к клятвам второго рода. Фарисеи говорили: «кто поклянется храмом, то ничего», т.е. такая клятва не обязательна, нарушивший ее не подлежит осуждению, неповинен, «а если кто поклянется золотом храма, то повинен», т.е. обязан исполнить клятву, а за нарушение подлежит наказанию. 304 Господь, показав ( Мф.23:17–19 ) неосновательность деления клятв на обязательные и необязательные для клянущегося, утверждает ( Мф.23:20–22 ), что клянущийся «жертвенником», «храмом» и «небом», вопреки уверению фарисеев и книжников, дает такую клятву, которая обязывает давшего к исполнению и в случае нарушения делает его клятвопреступником.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Для нравственного воспитания монахов повествование 7-й главы книги Иисуса Навина также может найти приложение. Святитель Григорий Богослов так наставляет девственников: «Некто из древних, когда тайно, без ведома вождя, присвоил себе златый язык 299 , одежду и несколько денег, нанес тем вред целому народу. В какой же степени выше жребий одушевленной твари, в такой, или еще в большей, худо для девы возвращение назад» 300 . Измена монашескому обету – это измена Христу, образом которой служит неповиновение Ахана Богу: «Имея пречистого Жениха, Которого красота бесплотна, не сопрягайся с другим. Он будет тебе не муж, а прелюбодей, восхищающий любимое у живого Супруга. Ужели, посвятив сосуд Богу, присвоишь его себе?.. Что маловажнее золотого языка и одной дидрахмы? Но они, будучи похищены, погубили воинство. Взирай на сие, дева, и повинуйся Богу» 301 . Как иерихонские сокровища были посвящены Богу, также и девственники посвящены Христу, своему небесному Жениху. Как известно, ветхозаветные образы очень широко используются в древней аскетической литературе, и истолковываются прежде всего в нравственном аспекте. Внимание себе – одна из главных составляющих монашеского делания. «Будь внимателен к себе, и да не будет слова лукавого в сердце твоем. Не склоняйся на лукавый помысл. Так пострадал некто из древних, скрыв в куще своей нечто» 302 . «Отвергнем все преступные пожелания, чтобы не погибнуть, подобно Ахару» 303 . Ориген предлагает аллегорическое толкование Нав. 7:21 : Между добычей увидел я одну Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдеся сиклей; это мне полюбилось и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним. «Не думаю, что похищение небольшого количества золота представляло бы из себя грех столь великий, что за него должно было быть истреблено собрание Господне… Большое украшение содержится в словах, большая красота в речах философов или риторов, всего народа, который находится в городе Иерихоне, которые суть люди этого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Дукшта-Дукшинской от 27.04 1937 г.//Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. Оккультизм и Йога: Летопись сотрудничества. М., 1996. Т. 2. С. 303.), не замечая, что звучит оно скорее «обзывательски» 151 Письма Елены Рерих, 1929–1938 гг. Т. 1. С. 439. 152 Там же. Т. 2. С. 12. 153 Блаватская же отказывает Христу даже в этом. Для нее Иисус – просто человек. 154 Тареев М.М. Христианская философия. М., 1917. Ч. 1: Новое богословие. С. 31–32. 155 Свт. Григорий Нисский. Против Евномия. 6, 3//Творения. М., 1863. Ч. 6. С. 52 156 См.: Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. С. 76–77. 157 См.: Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. С. 132. 158 Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. С. 180–182. 159 Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. 2. С. 132. 160 Честертон Г.К. Вечный человек. С. 162. 161 Разрушенный в 146 г. до Р.Х., Карфаген был вновь заселен при Цезаре – в 44 г., но уже римскими колонистами. Религиозный культ был романизирован 162 Ханаан – самоназвание жителей той страны, что греки нарекли Финикией. Латиняне называли их пунийцами. В Септуагинте (греческом переводе книг Ветхого Завета) Карфаген поименован как Кархедон; в масоретском тексте (и, соответственно, в русском синодальном переводе) это – Фарсис (см.: Ис.23 6, 10, 14). 163 Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. 1. С. 162. Подробнее см.: Там же. Т. 2. С. 17–18. О знакомстве библейских авторов с этим финикийским обычаем свидетельствует Иисус Навин: В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его ( Нав. 6:25 ). Ср.: И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, и погубил душу свою.. В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина ( 3Цар.16:32–34 )

http://azbyka.ru/dary-i-anafemy-chto-xri...

е. добро, и то, чего нужно избегать, т. е. зло, но вместе с тем не дарует нам любовь и силу к исполнению того добра, которое мы познали. Ведь и то и другое равно дары Божии: и знание, и любовь, потому что о знании говорит Давид: научает человека разумению, а о любви – возлюбленный ученик: любовь от Бога. Ведь иначе нечестиво верить в то, что благодать Божия дарует нам знание, которое, если оно одно, по словам Павла, кичит, т. е. вызывает самомнение, но вместе с тем не дарует любви, которая созидает и дает нам силу творить добро. Поэтому как знание того, что должно делать, так и любовь к тому, что должно делать, равным образом дар Божественной благодати. Знание дается уму, а любовь – воле, этим двум первым и главным силам души. Правило 124 (113) Угодно было: всякому, кто скажет, что благодать оправдания даруется нам с тем, чтобы то, что мы можем совершать с помощью самовластия, с помощью благодати мы исполняли с большей легкостью, как будто если бы благодать и не подавалась, то мы хотя и не с легкостью, но все же могли бы и без нее исполнить Божественные заповеди, – да будет анафема. Ведь когда Господь говорил о плодах заповедей, то не сказал: без Меня можете делать с трудом, но сказал: без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). (Карфаг. 120–123, 125–127.) Толкование И это правило анафематствует пелагиан и целестиан за следующее их мнение: поскольку Бог сотворил нас самовластными [ 302 ] , то пусть и не с легкостью, а с трудом, но всё же мы можем исполнить заповеди и без Божественной благодати, с помощью же Божественной благодати мы можем исполнить их [ 303 ] с большей легкостью. Ведь Господь, беседуя о Божественных заповедях, не сказал: «Без Меня можете исполнять их с трудом», но сказал прямо: Без Меня не можете делать ничего, ни с легкостью, ни с трудом. Значит, все зависит от Божественной благодати, и без нее мы ничего не можем исполнить [ 304 ] . Правило 125 (114) Угодно было: всякому, кто сочтет и скажет, что слова святого апостола Иоанна если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ) надо понимать таким образом: мы не должны говорить «в нас нет греха» по смирению, а не потому, что это истинно так, – да будет анафема.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

е. максимум, нужно представлять себе не иначе, как только в форме самых отвлеченнейших религиозных представлений и понятий. Напротив – Христос имел богосознание самое живое и наглядное, сильное и ясное, полное и совершенное. Религиозное чувство в Нем неотделимо от Его религиозного сознания; в Нем как бы вовсе нет теоретического богосознания; но оно всегда живет и движется в самой Его жизни. Мы, конечно, далеки от того, чтобы отрицать во Христе естественный ход человеческого развития, и это тем более невозможно, что само Евангелие вполне ясно говорит о постепенности Его развития (Лук., 2: 40, 52); но мы не можем допустить, чтобы во Христе находилось когда-нибудь в совершенном покое Его Божеское естество, ибо такой покой равняется его поло­жительному отрицанию. Вот почему необходимо допустить, что, при совершенно естественном ходе развития человеческого естества, в Иисусе постоянно просвечивались отблески также и Его Божеского естества, обожествлявшие, так-сказать, самую Его человеческую при­роду. Наконец, против мнения Шлейермахера говорит и самопознание Христа, Который многократно свидетельствует о Своем учении, именно о сверхъестественном и богооткровенном. „Мое учение, – говорит он, – не Мое, но Пославшего Меня“ (Иоан., 7: 16–17). „Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю“; „что Я слышал от Него, то и говорю миру“. „Когда вознесете Сына человеческого, тогда узнаете, что это Я, и что ничего не делаю от Себя; но как научил Меня Отец Мой, так и говорю“ (8: 26–28). Эта же самая мысль подтверждается и в других местах (см., напр., Иоан. 12: 47–50 ). 319/344 Таким образом нельзя допустить того, чтобы Христос пришел к Своему самосознанию путем естественного человеческого развития. Но нельзя ли умственное развитие Христа объяснить путем какого-нибудь школьного образования? Действительно, есть ученые, которые отвечают на этот вопрос утвердительно; но они несо­гласны между собой в указании лишь на то, где именно Христос получил Свое образование, потому что одни указывают на Египет 303 , как на источники мудрости Иисусовой, другие – на школы иудейские палестинские.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Еккл. 9 :2. Участь 288 одна праведному и нечестивому, доброму и злому, и чистому 289 и нечистому, и приносящему жертву н не приносящему, как доброму, так и грешнику, как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. Еккл. 9 :3. Это худо во всем, совершающемся под солнцем, что участь одна всем 290 , и сердце сынов человеческих (бывает от сего) исполнено лукавства, и неустойчивость 291 в сердце 292 их и 293 в жизни их (остается) и по удалении их к мертвым 294 . Еккл. 9 :4. Ибо кто постоянно имеет общение со всеми живыми? 295 Есть надежда, что пес живой лучше мертвого льва 296 . Еккл. 9 :5. Ибо живые знают, что они умрут, а мертвые ничего не знают, и нет им более награды, так как забыта и память о них: Еккл. 9 :6. И любовь их, и ненависть их, и ревность их уже погибли, и нет им более на веки части 297 во всем, чт6 делается под солнцем. Еккл. 9 :7. Прииди, ешь в веселии хлеб твой и пей с радостным сердцем вино твое, ибо 298 угодны Богу дела твои 299 . Еккл. 9 :8. Да будут во всякое время одежды твои белы и елей да не оскудеет на голове твоей. Еккл. 9 :9. И наслаждайся 300 жизнию с женою, которую ты полюбил, во все дни жизни юности 301 твоей, данной тебе под солнцем, во все суетные дни твои 302 , ибо это-доля 303 твоя в жизни твоей и в труде твоем, которым ты занимаешься под солнцем. Еккл. 9 :10. Все, что найдет (нужным) рука твоя делать, по силе твоей делай, ибо нет ни работы, ни размышления, ни разума, ни мудрости в аду, куда ты пойдешь 304 . Еккл. 9 :11. Еще я видел под солнцем, что не проворным дается быстрый бег, не сильным-победа, не самому 305 мудрому 306 -хлеб, не разумным-богатство, не разсудительным-благорасположение 307 , но время и случай назначен им всем 308 . Еккл. 9 :12. Ибо и сам 309 человек не знает времени своего: как рыбы уловляются в пагубную мрежу и как птицы запутываются в сеть, подобно им и сыны человеческие уловляются сетью в бедственное время, когда оно внезапно постигнет их. Еккл. 9 :13. И видел я сию 310 мудрость под солнцем, которая показалась мне 311 великою:

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Если же принцип равноправия мужчины и женщины не окончательно проведён в современном обществе, то в этом виновато не христианство, а то общество, которое далеко стояло, и продолжает далеко стоять от христианских начал жизни. Таким образом, и во втором случае обвинение Бебеля носит на себе характер не столько критики, основательного разбора, справедливого упрёка, сколько лжи, клеветы. Нам остаётся рассмотреть ещё одно обвинение, какое Бебель возводит на христианство. Бебель обвиняет христианство ещё в следующем: „Так как женщина, согласно христианскому учению, нечистая, соблазнительница, внёсшая в мир грех и погубившая мужчин, то, поэтому, апостолы и отцы Церкви смотрели (будто бы) на брак, на совместную с женщиною жизнь, только как на необходимое зло, как ныне смотрят на проституцию. Тертуллиан восклицал: „женщина, ты должна постоянно ходить в печали и лохмотьях, с глазами, полными слёз раскаяния, чтобы заставить забыть, что ты погубила род человеческий. Женщина, ты – врата адовы!”. И далее: „должно выбрать безбрачие, хотя бы человеческий род погиб”. Иероним говорит: „Брак – всегда грех; всё, что можно сделать, это простить его и освятить, поэтому его и сделали церковным таинством”. Ориген заявляет: „Брак – нечто нечистое и нечестивое, средство сладострастия”, и чтобы противостоять искушению, он кастрировал себя. Августин учит: „безбрачные будут блестеть на небе, как светлые звёзды, а их родители (произведшие их) уподобятся тёмным звёздам”. Евсевий и Иероним оба согласны, что изречение Библии: „плодитесь и множитесь” „не соответствует более времени и не касается христиан” 303 . „Вот почему, будто бы, и Иисус, принадлежавший к секте, налагавшей строгий аскетизм и самокастрацию, на вопрос учеников, хорошо ли жениться, сказал им: „не все вмещают слово сие, но кому дано: ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

«Если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» ( 2Пет. 2:20 ). 303. Могут ли быть прощены грехи, совершённые после Крещения? Для согрешивших после Крещения есть средство получить прощение грехов: это – покаяние . О Миропомазании 304. Что такое Миропомазание? Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании частей тела освящённым миром (составом из масел и благовоний – ред. ), во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие в духовной жизни. 305. Что говорится об этом Таинстве в Священном Писании? О внутреннем действии этого Таинства говорится в Священном Писании у евангелиста Иоанна: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2:20, 27 ). Подобным образом и апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). Отсюда и взяты слова, произносимые при Миропомазании: Печать дара Духа Святаго. 306. О внешнем действии Миропомазания следует предполагать, что слова евангелиста Иоанна относятся и к нему. Также известно, что апостолы, для подавания крещаемым даров Святого Духа, употребляли рукоположение (см. Деян. 8:14–17 ). Преемники же апостолов вместо этого стали употреблять Миропомазание , чему могло послужить примером помазание, употреблявшееся во времена Ветхого Завета (см. Исх. 30:25 ; 3Цар. 1:39 . Святой Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии, гл. 4). 307. В чём состоит особенность святого мира? Право освящать святое миро принадлежит высшим иерархам как преемникам апостолов, совершавших рукоположение для подавания даров Святого Духа. 308. Что означает помазание святым миром частей тела?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Если очи славы Господней суть радость и мир и счастие для смиренных и верных рабов Господа, то преступникам глаголет Господь устами Амоса: „Обращу на них очи Мои на беду им, а не во благо“ 303 . И позже Иезекииль 304 говорил о жителях Иерусалима „Обращу лице Мое против них: из одного огня выйдут и другой огонь пожрет их“. В следующих стихах рисуется нравственный упадок общества, и обещается наказание грешникам и успокоение тем, которые соблюдают себя в чистоте. 9 . Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло. 10 . Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих; 11 . а беззаконнику – горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его. Горе тому обществу, в котором нет даже стыда, – этой последней узды страстей. Где существует еще стыд, там не умерло сознание творимого греха; но когда и это сознание исчезает, когда об дурном деле говорится, как об деле обычном, не вызывающем ни в ком чувства отвращения или удивления, тогда общество погибло 305 . Оно не только бесполезно в жизни человечества, оно вредно общей цели, – совершенствованию, – и потому должно погибнуть. Так исчезали древние государства и общества, убитые собственными беззакониями, „ибо сами на себя навлекли зло“. „Чтобы остаться в живых, ищите добра, а не зла“, говорит пророк Aмoc V. 14 . Это есть всеобщий закон для всех народов и государств. Более чистые и нравственные и сохранившие в душе религиозные чувства расы и племена овладевали землею и создавали свои царства на развалинах тех государств, которые одряхлели, вполне предавшись животной жизни и распутству, утратив стремление к развитию разума и духовной жизни. Что это явление возможно среди самых культурных рас своего времени, тому примером служит языческий Рим 306 . „Есть Бог , судящий на земле“, говорит Псалом LVII (11–12), который выражает те же мысли о праведниках, как и 10-й стих настоящей главы Исаии. Праведник, потому только, что он творит добро-принадлежит Господу. Не так нечестивый, он находится в постоянном возмущении против Бога. Но из главы XVIII Бытия, мы знаем, что общество, нагло предающееся злу, обречено на гибель; „это народ“, как говорит Втор. 32:28 , – „потерявший рассудок“; его могут еще спасти находящиеся среди его праведники,-но при их безсилии-приговор Божий свершится.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Здесь евангелист просто и умело показывает трагический парадокс казни Иисуса руками людей, которых Он так любит. Конец перикопы добавляет оттенок скорби: ученики «не разумели сих слов, а спросить Его боялись» (9:32). Каким бы ни был точный смысл отрывка, хорошо заметно, сколь сложно ученикам понять Иисуса. Даже прослушав ряд поучений и объяснений, они не стали лучше понимать Учителя. На своём пути к страшному концу Мессия совсем одинок. Однако Мк 9:31 , как и соответствующий текст Мк 8:31 , не ограничивается христологией Страстей. Ведь Иисус предсказывает не только свою смерть, но и своё Воскресение: «И, по убиении, в третий день воскреснет». Христология Власти здесь уравновешивает скорбь Страстей и даёт взглянуть на кроткий облик Победителя смерти. 8. За вторым предсказанием о Страстях и до конца девятой главы идет серия речений Иисуса (9:33–37; 9:38–41; 9:42–50) 301 . Они довольно разрозненны, но все прямо или косвенно соотносятся с пророчеством в Мк 9:31–32 302 . (А). Первая группа речений входит в перикопу Мк 9:33–37 . Одна из основных мыслей здесь заключена в словах Иисуса: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (9:35) 303 . Это было сказано в ответ на вопрос учеников «кто больше?» (9:34) 304 . Здесь Иисус устанавливает чёткий критерий того, кто из учеников «первый» или «больший»: такой ученик должен быть «из всех последним и всем слугою». Учение ясное, и Мессия вскоре применит это правило к себе: «ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать жизнь свою для искупления многих» (10:45) 305 . Относится это, прежде всего, к Страстям, где сочетаются полное уничижение с совершенным служением. Мк 9:35 показывает значение христологии Страстей для человеческого ученичества. В то же время становится ясно, что Страсти – это не изолированное христологическое событие, а совершенный и абсолютный архетип высокого человеческого развития. Своё учение Иисус сопровождает примером ребёнка (9:36–37). Этот пример иллюстрирует необходимость быть последним по рангу, но в то же время учит, что ценность человека зависит от его отношений с Христом: «Кто примет одно из таких детей во имя Моё, тот принимает Меня» (9:37) 306 . Очевидно, что перед нами скрытое, но постепенное продвижение к христологии Власти. Последний шаг в данном направлении осуществляется в оставшейся части ст. 37: «...a кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010