303 , будто наше состояние (τ καθ’ μς) нуждалось лишь в пребывании с нами Единородного и потому Он, пожелав явиться тем, кто на земле (ср. Вар.3:38 ), сообщаться с человеками и показать нам путь евангельского жительства, по домостроительству облёкся в подобную нам плоть? Ведь и правда, по своей собственной природе Божество невидимо. А – Тогда они будут изобличены в том, что не знают цели вочеловечения и совсем не понимают великой тайны благочестия (ср. 1Тим.3:16 ). В самом деле, если воплощение Единородного, то есть Его вочеловечение, имеет лишь то основание, чтобы Он был видим теми, кто на земле, но ничего другого не добавило к человеческой природе, почему тогда и для нас самих —108— не будет полезнее и мудрее согласиться с мнением докетов? 304 Разоблачая Слово от плоти, а вместе и от земляного тела, эти несчастные баснословят, что Слово явилось на земле в подобии человека, 305 Разве 306 , что коль скоро Слово от Бога ни в чём не приносит пользы человеческой природе, даже когда стало плотью, лучше будет, чтобы Оно было свободно от плотской нечистоты, и сразу же показав, будто пользуется земляным телом, так достигло поставленной цели? 307 смысл Его житель- —109— ства [с нами] и какой способ Его вочеловечения, и ради чего оно совершилось? < > 308 А – Так пойди же, почтеннейший, расспроси у священных Писаний и, пристально вперив очи ума в изречения святых апостолов, хорошо рассмотри искомое. Итак, премудрый Павел говорит нам, имея в себе говорящим Самого Христа (ср. 2Кор.13:3 ): А как дети причастны плоти и крови, то и Он также стал общником оных, дабы смертью упразднить 309 имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству ( Евр.3:14–15 ). Излагает он нам это и в другом месте, иным образом: Ибо по невозможности Закона, бессильного по вине плоти, Бог, послав Сына Своего в подобии плоти греха и по причине греха, осудил грех во плоти для того, чтобы праведность, предписанная Законом, была исполнена в нас, не по плоти ходящих, но по духу ( Рим.8:3–4 ) 310 . Так разве не вполне очевидно, разве хоть кому-то не ясно, что Единородный для того стал таким, как мы, то есть совершенным человеком, чтобы с одной стороны, избавить земляное наше тело от прившедшего в него тления, через домостроительство по единению 311 , а с другой стороны, сделав собственной человеческую душу, явить её сильнее греха, окрасив её, 312 , крепостью и неизменностью Своей собственной природы 313 . 25

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—303— остается секретом г. Соловьева, потому что никакой очевидной связи между отрицанием органической теории в приложении к народу и «исключительно-механической точкой зрения» не существует. – «Отрицая форму в принципе, прибавляет г. Соловьев, логически необходимо отказаться от понимания и признания не только исторической и органической жизни, но и всякого существования, так как вполне бесформенно и безусловно просто только чистое ничто». Откуда наш философ взял, что проповедники морального аморфизма отрицают форму в принципе? Даже одно предположение, что кто-нибудь действительно может проповедовать подобную нелепость, оскорбительно для человеческого здравого смысла. – Надеемся, что читатели составил себе достаточно ясное представление о научных приемах г. Соловьева. С их образцами мы еще встретимся при рассмотрении принципов его этики, к которому теперь и переходим. Евангелие учит нас, что все содержание нравственности сводится к заповеди о любви к Богу и ближним. И. Христос говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37–40 ). Совершенно то же говорит апостол Павел: «Любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в семь слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; и так любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:8–10 ). Г. Соловьев, руководясь в построении своей этики христианским учением, не мог, конечно, отрицать того, что сущность нравственного отношения заключается в любви. Но он считает любовь лишь высшим завершением, а не основным принципом нравственности, выводя взамен этого свои принципы из чувствований – стыда, жалости и благоговения. Не трудно, однако, заметить, что здесь вносится некоторая поправка к христианскому учению: в учении И. Христа и апостолов требование любви является не только высшим и последним

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

303 Того же мнения держались и полупелагиане, которые от пелагиан отличались следующим: пелагиане считали, что все наше спасение зависит от нашего самовластия, а полупелагиане говорили, что начало нашего спасения зависит от самовластия, однако впоследствии необходима и благодать, но необходимости в предварительной благодати нет, разве только в отдельных случаях. Но и это мнение опровергается как настоящим правилом, так и Писанием. Апостол, например, говорит, что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению ( Флп.2:13 ). И еще: Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога ( 2Кор.3:5 ). Ссылаясь на последнее изречение, Августин в полемике с полупелагианами (Книга о предопределении святых. Гл. 2) говорит: «Пусть хорошенько вникнут в эти слова те, кто считает, что от нас зависит начало веры, а от Бога – ее полнота. Кто не знает, что сперва – размышление, а потом – вера?» Так что, согласно тому же Августину (Книга на Иоанна), «человек содействует действующему в нем Христу в вечном спасении и оправдании». И Соломон также сказал: ...и желание (мое) уготовляется от Господа ( Притч.8:35 .). 304 Поскольку в предыдущих правилах упоминались разные виды благодати, мы решили дать о них некоторые общие сведения. Для этого, оставив в стороне различные виды благодати, выделяемые схоластиками, мы назовем общие и признаваемые всеми богословами. Иная благодать называется предваряющей и просвещающей. Она подается всем людям без содействия самовластия: она предшествует ему, для того чтобы человек свободно согласился с истинностью Божественных повелений. Об этой предваряющей благодати говорит Феофилакт Болгарский в толковании стиха И не будет учить каждый ближнего своего, говоря: познай Господа ( Евр.8:11 ): «Так как Бог обожил нашу природу через восприятие, то Он и возжег в душах всех свет истинного богопознания, и благодатью была как бы вложена в человеческую природу некоторая способность к познанию истинного Бога» (Theoph.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

3 . Новозаветня религия во всей её нравственной чистоте и возвышенности явилась укором и обличением римского общества, которое находилось в состоянии нравственного упадка. Честь, долг, доблесть, личное достоинство, мужество оставались традиционными понятиями, на которых воспитывался римлянин. Но желание удовольствий, себялюбие, расслабленность, распущенность, корыстолюбие уже давно изнутри источили нравственный организм. Супружеская неверность, частые разводы, блуд были распространены в обществе: от членов императорской семьи до простого римлянина, жившего на Авентинском холме. В эту эпоху люди часто прибегали к самоубийству. Вскрывали вены или принимали яд. Для всех больных обществ характерно распространение любостяжания и блуда. Корыстолюбие овладевает сознанием независимо от состояния. Богатый или бедный, высокопоставленный или подчиненный, знатный или безвестный – все были заражены этим недугом. Не так жили христиане. Нравственным законом для них было Слово Божие: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф.5:1–3 ). Гонения шли волнообразно. Исследователи насчитывают десять периодов: 64 г. (Нерон), 95–96 гг. (Домициан), 98–117 гг. (Траян), 177 г. (Марк Аврелий), 202–211 гг. (Септимий Север), 250–252 гг. (Декий и Галл), 257–259 гг. (Валериан), 270–275 гг. (Аврелиан), 303–311 гг. (Диоклетиан), 311–313 гг. (Максимиан). Миланский эдикт (313 г.) св. равноапостольного Константина Великого дал христианам мир и знаменовал победу. Откуда пошло разделение Церкви на священнослужителей и мирян? иеромонах Иов (Гумеров) Церковная иерархия возникла в апостольский век. Святые апостолы составили первое поколение священноначалия Церкви, родившейся в день сошествия на них Святого Духа. Избранные ученики не только были посвящены в тайны Царствия Небесного, приняли сугубую благодать, но и обладали общецерковной дисциплинарной властью: «Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» ( 2Кор. 13:10 ); «Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» ( 1Кор. 4:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

4 Разновидностью молитвы просительной является покаянная молитва . В изнеможении от греховных влечений, в муках совести за грехи человек подобен разбитому сосуду. Сама внешность его говорит о тяжести его внутренних переживаний. Он согбен, уныл, истомлен. На его лице печать страдания. В страшной скорби он ищет исцеления от грехов у Бога и молитвенно взывает к Нему: «Грехов юности моей и преступлений, Господи, не вспоминай« 302 . »Отними... изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего 303 , и я принесу (хвалебную) жертву уст моих« 304 . Покаянная молитва, по своей сути, выражает исповедание Богу грехов, смиренное испрашивание прощения в них, обещание оставить их, она дарует свыше очищение (через таинство покаяния) 305 . Молитвы кающихся грешников Бог слышит быстро и в прощении грехов являет милосердие, изумительное и чрезвычайное. Всемерное Божие милосердие, ярко проявленное в истории покаяния древних ниневитян, что своим выразительным восклицанием некогда засвидетельствовал пророк Иона: »О Господи! Не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии» 306 . Место, время молитвы и внешние выражения молитвенного чувства 1 Первые на земле люди проявляли свое молитвенное настроение устройством жертвенников и вознесением на них жертв всесожжения Богу. При этом они сердечно призывали имя Божие, каялись пред Ним в своих грехах и испрашивали себе Божественное благословение и милость. Пророк Моисей в книге Бытия перечисляет ряд имен первых устроителей жертвенников Богу и первых молитвенников. В числе их упомянуты имена Каина, Авеля, Сифа и потомков его, имена Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Мелхиседека и других мужей 307 . Первобытные люди не имели особых определенных Богом мест для молитвы и призывали имя Господа, Бога вечного 308 , всюду, где бы ни находились, и во всех обстоятельствах личной жизни. Авраам, Исаак и Иаков, кочевавшие со своими стадами по земле Ханаанской, молились в различных местностях, но именно там, где раскидывали свои шатры 309 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

5 . Блаженным Марком таинственно сказано было сие слово. Ибо он знал, что не всякий человек достигает чистой молитвы; что же до тех, кто в самом деле достигает ее, то сама польза ее учит их, что нет более важного дела, чем она. Когда случится, что ты лишен такой молитвы, не пренебрегай правилом. 295 Если ты частично обладаешь ею, заботься о том, чтобы в остальное время соблюдать правила до мельчайших деталей; 296 ибо благодаря заботе о правилах ты будешь вновь озарен и будешь восходить к непрестанной . 297 6 . Всякий сын 298 прежде всего трудится в услужении отцу своему и лишь потом получает власть над его сокровищами, как сказал блаженный Павел: Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от рабов; он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. 299 Пусть попечителями и домоправителями твоего детского возраста, 300 руководствующими тобою, будут божественные законы и прекрасные правила твоего святого образа жизни: они помогут тебе прийти в меру полного возраста Христова. 301 7 . Ибо какая польза в законах и правилах, кроме того озарения, что рождается от них в душе? Но при их помощи исправляется человек всякий раз, когда он помрачается и сбивается с пути – то есть, при молитвы часов и уставного богослужения. 302 И как человек, который заблудился, снова возвращается к началу своей дороги и там уже обретает направление и идет туда, куда хочет; точно так же правила и законы исправляют человека, который помрачен: сбившись с пути, он возвращается к ним, и они снова направляют его на путь, с которого он сбился. Что же такое закон детей, который в свободе воспитывает человека и дает ему свет, и закон слуг, который по-младенчески ведет человека и не позволяет ему двигаться вперед – это мы намереваемся указать в своем месте. 303 8 . Нужно нам знать и следующее: пока у человека выделены определенные часы дня – иные для службы, иные для чтения, 304 иные для молитвы и иные для прочих трудов – когда подошло назначенное время, он должен исполнить свой долг 305 в это самое время; 306 и не может он пропустить это время и остаться у него в долгу; ибо по отношению к каждому правилу в своем месте и в свое время необходимо ему исполнить должное.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

6 . И иссякнут протоки и каналы речные, и высохнет всякое вместилище вод во всяком озере, поросшем тростником и камышом, 7 . И вся зеленая трава вокруг реки и все, посеянное при реке, посохнет от знойного ветра. 8 . И застонут рыбаки, и застонут все, бросающие уду в реку, и закидывающие невод и сети оставящие возрыдают. 9 . И будут в стыде чешущие лен и обрабатывающие виссон. И будут в скорби делающие 295 это. 10 . И все приготовляющие сикеру 296 опечалятся и заскорбят душою. 11 . И объюродеют князья танисские, мудрые советники царя; совет их будет безумным. Как скажете вы царю: мы сыны мудрецов, мы сыны древних царей? 12 . Где ныне мудрецы твои? Пусть же возвестят тебе и скажут, что определил Господь Саваоф о Египте? 13 . Оскудели князья танисские, и возвысились князья мемфисские 297 , и введут они в заблуждение каждое племя в Египте. 14 . Ибо Господь послал 298 на них дух обольщения 299 , и они ввели Египет в заблуждение всеми делами своими, как блуждает изрыгающий пьяный. 15 . И не будет у египтян дела, которое имело бы 300 голову и хвост, начало и конец 301 . 16 . В тот день египтяне будут, как женщины, в страхе и трепете от руки Господа Саваофа, которую Он возложит на них. 17 . И будет страна Иудейская в страх египтянам; при всяком напоминании им о ней, они будут трепетать от определения 302 , которое постановил Господь Саваоф о ней. 18 . В тот день пять городов в Египте будут говорить языком ханаанским и клясться именем Господа Саваофа; один город назовется городом Аседек 303 . 19 . В тот день будет жертвенник Господу в земле Египетской и столп 304 в пределах ее Господу. 20 . И будет он навеки знамением о Господе в земле Египетской; потому что они возопиют к Господу на притеснителей своих, и пошлет им Господь человека, который спасет их. Судящий 305 спасет их. 21 . И познан будет Господь египтянами, и узнают египтяне Господа в тот день, и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят. 22 . И поразит Господь египтян язвою великою, но и исцелит их совершенно; они обратятся к Господу, и Он услышит их и исцелит их совершенно 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

(8, 40) Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его. Как благодетеля и спасителя. (8, 41–42) И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Об этом лучше всего сказано в пятнадцатой главе Евангелия от Матфея 302 . (8, 42) Когда же Он шел, народ теснил Его. Сдавливали Его, толкаясь вокруг Него. Глава 26. О кровоточивой (8, 43–44) И женщина, страдавшая кровотечением от двенадцати лет 303 , которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась воскрилия 304 одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. «От двенадцати лет» сказано в значении: «двенадцать лет», ибо на это указали предыдущие Евангелисты. Марк же прибавил, что она не только не получила никакой пользы от врачей, но даже пришла еще в худшее состояние 305 . А что такое «воскрилие», сказано в шестнадцатой главе Евангелия от Матфея 306 . Марк говорит еще, что она подошла «сзади в народе» 307 , то есть, она смешалась с народом, стараясь остаться незамеченной. Но почему она не прикоснулась открыто? Потому что знала, что она в нечистоте и страшилась, будучи нечистой, прикасаться к Тому, Кто чист, ведь закон запрещал это 308 . Но почему тогда она не просила о выздоровлении, встав поодаль? Потому что стыдилась, что эта ее болезнь станет всем известна. А вместе с тем и опасалась, как бы в случае признания ее не отогнали бы от народа из-за ее нечистоты. (8, 45) И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Он спросил не потому, что не знал, но чтобы она призналась в том, что с ней было, поняв, что не осталась незамеченной, как надеялась, и что она не похитила своего выздоровления, но по Его доброй воле приобрела его. Тогда тем, кто за Ним следует, стала бы известной и ее вера, и Его сила, и Его всеведение и многие подражали бы ее вере, но и страшились бы Его всесилия и всеведения. А также для того, чтобы начальник синагоги еще большую веру принял от настоящего чуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

c. 38–9), слово αιος в Н. 3 встречается 71 раз: о вечной жизни 44 раза, далее в применении к Богу (3 раза) и Царствию Христову, искуплению, крови его завета, Евангелию, спасению, Его обитанию на небе, славе, нам данной, нашем наследии, утешению, участию в вечной жизни, о вечном огне (3 раза), о наказании, суде и уничтожении (4 раза). 303 Вот несколько примеров 72, 19, 27; «ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут, Ты истребляешь всякого, отступающего от Тебя». Ис. 1, 28 «всем же отступникам и грешникам погибель, и оставившие Господа истребятся ». Ср. Пс. 29, 20 , Наум 1, 15 «празднуй, Иудей, праздник твой, ибо не будет проходить по тебе нечестивый он совсем уничтожен». И однако, Ис. 28, 9 «ради имени Моего отлагает гнев Мой и ради славы Моей удерживал Себя от истребления зла ». Вообще в псалмах и пророчествах необыкновенно много говорится о погибели нечестивых, причем очень часто, если не всегда, имеется в виду не столько эсхатологическая, сколько историческая погибель. 305 У Petavel-Olliff имеется еще огромная сводка библейских текстов разного содержания на тему о бессмертии: 1, 368–392 Конечно, в такой огромной сводке можно встретить случаи и произвольного включения тех или других текстов. 306 «Двадцать раз ап. Павел повторяет нам, что смерть есть плата греха, la mort sans phrases» (1, 16) 307 «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я создаваем был в тайне, образуем был в глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» ( Пс. 138, 16–16 ) «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя» (Иерем. 1, 5). 308 Прощение и оставление грехов в таинстве исповеди не означает примирения с грехом, потому что оно предполагает действенное покаяние в человеке, на которое Господь ответствует Своей искупительной жертвой. 310 Католическое богословие с особым вкусом останавливается на вопросе о природе адского огня, как такового, и в его отличии от чистилищнего. См., напр., пространную статью A.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

IV ч. 332 стр. по изд. 1900 г.). «Прежде, нежели они низринуты (с неба), говорит Немезий, и им, как людям при жизни, предоставлена была возможность прощения. А так как они не воспользовались ею, то справедливо подверглись вечному и непреложному осуждению» (Nemes. De hom. opific. c. 1). 298 Эту мысль высказывали многие из древних, напр. Иустин (Разг. с Триф. 141), – Ириней (Пр. ересей 1, 10), – Василий В. (На Ис.14 гл.), – Кирилл иер. (Огл. поуч. IV, 1), – Иероним (Прот. Руфииа, II, 6–7; Пис. 124, к Авиту), – Августин, (О град. Бож. XV, 27; XXI, 17), – Дамаскин (Точн. изл. в. II, 4). А в житии св. Антония В. эта мысль подтверждается рассказом о том, как однажды пришел к нему диавол в образе человека и просил его помолиться об нем Богу. Великий подвижник помолился, и Бог открыл ему, что диавол должен стоять на одном месте три года, и днем и ночью молить Бога о прощении своей злобы и о даровании ему прежней славы. Когда Антоний сказал это диаволу, то последний ответил ему: «если бы я захотел помолиться Богу, то давно бы раскаялся» (Чет. Мин. под 17 Янв.). 300 В откровении ап. Иоанна это событие изображается так: произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр.12:7–9 ). Что это событие относится к прошедшему, ясно из сопоставления этого описания со словами Спасителя ( Лк.10:18 ) и указанием ап. Иуды (6 ст.). 302 Соответственно этому в описании искушений И. Христа от диавола говорится, что диавол, показав И. Христу все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее ( Лк.4:5–6 ). 303 Древние отцы и учителя церкви подробно выясняли библейское воззрение на язычество, т. е. как на происшедшее под влиянием демонов и в его целом как на область действий и господства сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010