Смарагд, уже выйдя на средину церкви, послал сказать, что он его ждет. Тот отправляет собственноручное письмо о своей болезни, а Смарагд громко читает это послание и снова шлет к губернатору гонца с напоминанием, что, судя по самому писанию, автор в состоянии быть в церкви. Губернатор явился, и лишь тогда началось служение, но после него Смарагд опять сделал, энергическое внушение губернатору, что тот, как камергер, получил от Царя особое отличие в некоторых принадлежностях костюма («белые штаны»), а не хочет поспеть к царскому молебну. См. еще ниже. 84 См. у П. А. Россиева, Силуэты в «Историческом Вестнике» 1909 г., 8, стр. 416. т Н. С. Лесков, Мелочи архиерейской жизни в Полном собрании сочинений по изданию «Нивы», т. XXXV, стр. 72, 78. 85 Так Смарагд отзывался о преосвящ. Астраханском (1826–1832 г.г.) Павле (Саббатовском), о чем см. у о. Н. Т. Каменского († архиеп. Никанора), Краткая история Астраханской епархии на стр. 102 и в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» 1884 г., 2, стр. 28. 86 † Архиеп. Никанор, Биографические материалы I, стр. 245, и в «Церковно-Общественном Вестнике» VI (1879 г.), 27, стр. 3а; о. Пл. Менчиц ibid. 56–57, стр. 6а. 88 См. у † прот. М. Я. Морошкина в «Сборнике Императорского Русского Исторического Общества». т. CXIII (Спб. 1902), стр. 148. 90 † Н. С. Лесков, Умершее сословие в Полном собрании сочинений по изданию «Нивы», т. XX (Спб. 1903), стр. 120. 91 † Архиеп. Никанор в «Церковно-Общественном Вестнике» VI (1879 г.), 27, стр. 3 а. б и в Биографических материалах I, стр. 77: «Иногда он (Смарагд) и нарочно напускал на себя эту грубоватость, чтобы богатство сердечности не вырывалось наружу. Это была чопорная стыдливость». 99 См. † архиеп. Никанор, Биографические материалы I, стр. 70, 72; «Церковно-Общественный Вестник» VI (1879 г.), 26, стр. 5 б, и 27, стр. 3 а. 102 «Церковно-Общественный Вестник» VI (1879 г.), 47, стр 7 а. Об этом же случае, как бывшем во время его обучения в Орлов­ской Духовной Семинарии, сообщал нам (в письме от 14 февраля 1911 г.) и о Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

И. Соловьева, Церковно-приходская жизнь в половине прошлого века: бытовые очерки по личным воспоминаниям в «Страннике» 1909 г., апрель, стр. 524. 113 В архиве Рязанской Консистории хранится следующий документ. По какому-то случаю была выражена официальная признательность одною высокою особой Смарагду, а он сдал этот документ при такой собственноручной резолюции: «хранить сие при делах, как знак милостивого внимания такого-то к нашему недостоинству», при чем два последние слова были написаны громадными буквами, титул же высокий – самыми маленькими. 114 См. «Орловские Епархиальные Ведомости» 1906 г., стр. 603–604 – согласно «Воспоминаниям» о. Иерофея на л. 125 и обор. 117 † Н. С. Лесков, Мелочи архиерейской жизни в Полном собрании сочинений по изданию «Нивы», т. XXXV, стр. 66, при чем нужно заметить, что Лесков характеризует эту даму с самой неблагоприятной стороны, если она при своем «необыкновенном [– в худом смысле –] воспитании» достигала того, что «ее боялись все извощики»: Умершее сословие в Полном собрании сочинений по изданию «Нивы», т. XX, стр. 124. 118 «Воспоминания» о. Иерофея на л. 18 обор.–19, откуда подлинные выписки см. ниже на стр. 316, 169а . 119 Достаточно припомнить еще хоть случай или анекдот о крестном ходе, устроенном ночью по распоряжению Смарагда для освобождения священника, арестованного со святыми дарами неблаговолив­шим к архиепископу градоначальством. Хотя в достоверности этого события сомневался и сам К. С. Лесков (Мелочи архиерейской жизни в Полном собрании сочинений по изданию «Нивы», т. XXXV, стр. 65), но оно доселе удостоверяется Смарагдовыми современниками и ближайшими преемниками их. 120 Так говорит по делу построения Орловского Петропавловского собора о. Иерофей в своих «Воспоминаниях» на л. 46 обор.: см. Письма архиеп. Смарагда к архим. Иерофею на стр. 58 и в «Христианском Чтении» 1911 г., 7–8, стр. 982. 121 Даже митрополит Московский Иннокентий († 31 марта 1879 г.) еще 6 февраля 1869 г. писал епископу Енисейскому Никодиму (Казан­цеву, † 11 июня 1874 г.г.): «Не думайте, что члены Синода могут что-либо делать. Их дело только подписывать, что поднесут, пли при­шлют да в некоторые дни (по 2 часа), т. е. в среду и пяток, выслушать три-четыре дела большею частию самых обыкновенных, – и только!» См. «Странник» 1913 г., 7–8, стр. 40.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

по 24 декабря 1853 г. Даровитый по природе и всесторонне образованный высокопреосвященный Нил много путешествовал по дальневосточным окраинам и был отличным знатоком инородческих вероучений. Его сочинение «Буддизм, рассматриваемый в отношении к исследовании его обитателей в Сибири», считается до сих пор выдающим капитальным трудом. Также замечателен отчет владыки Нила Св. Синоду, напечатанный в «Хр. Чтении» за 1849 г, и много интересного представляют все его записки, помещенные в «Ярославских Епархиальных Ведомостях» за 1868,9–10 гг. Его личность и высоко-художественный талант по части оценки иконописного творчества и глубокого понимания ближайших задач истинного миссионерства охарактеризованы в удивительных чертах нашим знаменитым писателем H. С. Лесковым в прекрасном рассказе «На краю света». Владыка Нил основал в 1845 г. в 257 вер. от Иркутска на левом берегу р. Иркута при Туранских минеральных источниках Нило-Столбенскую пустынь, служащую благоустроенным пристанищем для больных. Он оставил в наследие петербургскому университету собранный при путешествиях по Сибири прекрасный минералогический кабинет. В заботах о нуждах диких северо-восточных окраин Сибири он исходатайствовал учреждение с 1852 г. Якутского викариатства, в чем ему помог тогдашний генерал-губернатор Восточной Сибири H. Н. Муравьев – граф Амурский, с которым высокопреосвященный Нил состоял в большой дружбе. Встретив в 1841 г. Иннокентия Вениаминова , возвращавшегося из Петербурга в сане епископа Камчатского, архиепископ Нил в сослужении с ним рукоположил 6 апреля 1841 г. ревностного миссионера из воспитанников Рязанской семинарии Дмитрия Хитрова в священники якутской Преображенской церкви. Впоследствии Дмитрий был походным протоиереем-миссионером в Якутском крае, потом ректором семинарии, а с 9 февраля 1868 г. под именем Дионисия викарным епископом сначала Иркутской, затем Камчатской епархии и, наконец, с 12 января 1870 г. епархиальным епископом Якутским и Вилюйским. Преосвященный Дионисий оставил по себе славу истинного просветителя якутов, как составитель азбуки и грамматики их языка и переводчик для них Евангелия, Апостола и некоторых богослужебных и общеполезных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

112 . Что может сделать школа в борьбе с народным пьянством. К сельским учителям. – СПб., 1910. 113 . Не пробуйте вина. К крестьянским детям. – СПб., 1910. 114 . Порадейте. К сельским властям. – СПб., 1910. 115 . Пропащий человек. Рассказ//Народная Трезвость. – 1911. – 1. – С. 5–24. 116 . Не беда ли? (О карточных азартных играх)//Народная Трезвость. – 1911. – 2. – С. 7–25 и отдельно СПб., 1912. 117 . Порождения ехиднины (О тайной продаже спиртных напитков)//Трезвые Всходы. – 1911. – 2. – С. 66–73 и отдельно СПб., 1912. 118 . Подумай о себе. Письма к пьянице//Народная Трезвость. – 1911. – 3. – С. 1–15. 119 . Горькая правда о пьянстве//Рязанские епархиальные ведомости. – 1911. – 4. – С. 150–157. (См. выше самостоятельные издания). 120 . Обязанности священника-духовника духовенства при совершении таинства покаяния. СПб. 1911 г. (Библиографическая заметка)//Приходский священник. – 1911. – 11. – С. 18. 121 . Снятие сана//Приходский священник. – 1911. – 12. – С. 5–8. 122 . Думы и картины на фоне народного пьянства. – СПб., 1911. 123 . Две доли. Народное чтение со световыми картинами. – СПб.: кн. маг. «Возрождение», 1911. – 42 с. 124 . Это ли жизнь?! Картины из жизни людей, преданных пьянству. Продолжение альбома «Эхо». – СПб., 1911. 125 . Закрыли. К крестьянским жёнам. Народное чтение с световыми картинами. – СПб., Отечественная тип., 1911. – 16 с. 126 . Какие корни – такие плоды. К крестьянским матерям. Народное чтение с световыми картинами. – СПб.: Отечественная тип., 1911. – 16 с. 127 . Первые учителя винопития. Народное чтение с световыми картинами. – СПб.: Тип. «Рассвет», – 16 с. 128 . Сын бобыля. Где энергия – там и успех. Народное чтение с световыми картинами. – СПб.: Отечественная тип., 1911. – 15 с. 129 . От редакции//Всероссийский Вестник Трезвости. – 1911. – 1. – С. 1–4. 130 . Деятель на поприще борьбы с алкоголизмом//Всероссийский Вестник Трезвости. – 1911. – 1. – С. 5–6. 131 . В поисках лучшего. (К истории алкоголизма)//Всероссийский Вестник Трезвости. – 1911. – 1. – С. 14–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

—364— ный журнал должен быть стать органом преимущественно сектоведения – в параллель издававшемуся под редакцией проф. Н.И. Субботина «Братскому Слову», отводившему свои страницы почти исключительно для статей о русском старообрядческом расколе. С течением времени статьи этого последнего рода стали всё чаще попадаться и на страницах «Миссионерского Обозрения», а с прекращением «Братского Слова» бывший журнал сектоведения стал в равной мере уделять внимание и расколу старообрядства. За истекший год статей о расколе в нём не меньше, а по своему содержанию он, на наш взгляд, гораздо значительнее, чем помещённая в том же журнале статьи о мистико-рационалистическом сектантстве. Другой журнал, основанный несколько лет тому назад, если не ошибаемся, профессором петербургской академии Н. С. Смирнов в бытность его преподавателем рязанской духовной семинарии, первоначально выходил под именем «Миссионерского Сборника», в виде тощих приложений к местным епархиальным ведомостям. В настоящее время он представляет самостоятельное издание, выходящее шесть раз в год небольшими выпусками (около пяти печатных листов) с довольно разнообразным и небезынтересным содержанием статей, касающихся как старообряднического раскола, так и мистико-рационалистического сектантства (напр. штунды). Кроме двух названных специальных изданий, и на страницах других духовных журналов в истекшем году, как и в предыдущих, помещались статьи, посвящённые историко-полемическому изучению разнообразных проявлений русского религиозного неправомыслия и содержания в себе сведения о современных явлениях в мире раскола и сект. Из статей этого рода имеют особенный интерес миссионерские отчеты и сообщения, к сожалению, обычно затерявшиеся на страницах епархиальных ведомостей, между тем как в них нередко можно встретить данные, представляющие не исключительно лишь местный интерес. 223 Наконец, и наша светская жур- —365— налистика за прошлый год не может быть обойдена при обзоре текущей литературы о расколе: достаточно упомянуть о напечатанных в «Русском Вестнике» статьях проф. Н.И. Субботина , представляющих продолжение его «Истории Белокриницкого священства».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Достопримечательных предметов в церкви нет. Из документов хранятся: метрические книги - с 1780 года (не все в целости), исповедные ведомости - с 1826 года (кроме некоторых годов) и др. Церковная библиотека начала составляться с 1882 года и теперь еще очень незначительна. Причт села Голдина в XVIII веке до 1787 года состоял из двух священников, диакона и четырех причетников. С 1787 года остались один священнику дьяков и два причетника. По штату 1873 года положены один священник и один псаломщик, но штатами 1885 года восстановлена в причте еще диаконская вакансия. Средствами содержания причта служат доходы от требоисправлений, сборы (денежные и хлебные) с прихожан, проценты с поминовенных вкладов (с 250 рублей) и доход от церковной земли, которой значится 33 десятины: усадебной - 3, пахотной - 26 и луговой - 4 десятины. В состав прихода входят: село Голдино, деревни Дмитриевка, Сашино, Сергиевка (выселенная в половине нынешнего столетия из села Голдина), Елизаветино (тогда же выселенная из сельца Киндякова), и сельцо Кинцяково, исстари принадлежавшее этому приходу. К 1890 году число прихожан простиралось до 901 душ мужского и 944 душ женского пола в 271 дворах. Все они православные. Некоторые уходят на заработки в города. Большинство же занимается на месте крестьянскими работами и для этого многие арендуют землю. Обычные крестные ходы бывают в селе Голдино в день памяти св. Кирилла и Мефодия (11 мая), в сельце Киндяково и деревне Елизаветино в Духов день, в других же деревнях в различные дни, по выбору прихожан. До 1875 года в селе Голдино некоторое время существовала частная школа на средства В.П. Секерина. С 1887 года в селе Голдино открыта церковно-приходская школа. Она помещается в каменном церковном здании. С 1890 года в сельце Киндяково существует школа грамоты. Историко-статистическое описание церквей Рязанской епархии (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1889-1892 годов). История, культура и традиции Рязанского края Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=17060

Жизнь его была образцом умеренности, бескорыстия и кротости. Служение Иринарха за границей (до епископства) развило в нем замечательное уме­ние общаться с людьми и в трудных обстоятельствах держать себя с достоинством. Эти-то качества особенно потребовались преосвященному при его служении в Риге, где до него не было своего викарного епископа. Пять лет преосвященный Иринарх трудился в Риге на пользу Православной Церкви. Прежде всего он приступил к обращению раскольников и имел в этом деле значительный успех. При Иринархе произошел первый массовый переход латышей от евангельско-лютеранской церкви к Православию. Преосвященный сочувственно относился к этому движению, но действия его вызывали недовольство среди немецких дворян-помещиков и евангелических патеров, не желавших укрепления Православия среди латышей. На преосвященного Иринарха посыпались доносы, его обвиняли в том, что он является виновником якобы начинающегося бунта против правительства. Эта клевета имела успех. Конфликт епископа Иринарха с губернатором Остзейского края был усугублен вмешательством государственных властей в это чисто церковное дело – порок в то время весьма распространенный. Преосвященный был вывезен из Риги почти как арестант. Однако произведенное затем следствие доказало невиновность епископа Иринарха, и он еще долгое время продолжал служить в разных епархиях. В последние годы жизни преосвященный Иринарх постоянно углублялся в созерцание тайн мира невидимого. Его занимали вопросы о бессмертии души, о будущем суде, о загробном состоянии. Скончался преосвященный, как и жил, совершенным бессребреником. После него остались лишь его сочинения, которые он издал еще в 1868 году. Посылая их в 1874 году к редактору «Вологодских епархиальных ведомостей», он просил напечатать список их «в надежде, что, может быть, кто-нибудь выпишет эти книжки и воспользуется ими, и послужат они, по слову апостола, к обращению грешника от пути заблуждения, ко спасению души его от смерти 10 ». Труды: Письма (к графу Павлову)//Рижские епархиальные ведомости.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

47 См. письма архиеп. Смарагда к архим. Иерофею на стр. 99 и в «Христианском чтении» 1911г., 11, стр. 1358. 48 См. письмо от 15 апреля 1862 г. ibid на стр. 117 и в «Христианском чтении» 1911г., 11, стр. 1513. 49 См. письмо от 19 апреля 1859 г. ibid на стр. 98 и в «Христианском чтении» 1911г., 10, стр. 1253. 50 См. письмо от 15 апреля 1862 г. ibid на стр. 117 и в «Христианском чтении» 1911г., 11, стр. 1513. 51 См. «Орловские Епархиальные Ведомости» 1906 г., стр. 602 – согласно «Воспоминаниям» о. Иерофея на л. 12 обор. 17 прим., 50 и обор. Орловские слухи о близости Смарагда к какой-то великосветской вдове (Калерии Михайловне), жившей в своем роскошном имении близ Орла, не носят укорительного для нравственности характера и не наклоняются непременно в сторону порицания. Об этом ясно говорят и самые имена известных нам знакомых и почитательниц Сма­рагдовых, каковыми были Кромские помещицы Пелагея Васильевна Шеншина и владелица села Шахова Евдокия Ивановна Мовчан (ср. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии, т. I, стр. 463–464), у которой архиепископ бывал чаще. Первая присутствовала в Рязани при самой кончине архипастыря, и по сему случаю возникали темные сказания (см. выше 1913 г., 7–8, стр. 903–904, 77 ), но опубликованные нами (в «Христианском Чтении» 1911 г., 1, стр. 117–133) письма к ней Смарагда говорят о полной чистоте их отношений, а доселе здравствующие свидетели решительно утверждают, что П. В. Шеншина глубоко уважала и любила Владыку за его «всегда привлекательные службы» церковные, доставлявшие духовно-религиозное утешение. 52 См., напр., наставления Смарагда о. Иерофею в Письмах к последнему на стр. 13, 4 и в «Христианском Чтении» 1911 г., 3, стр. 392, 4 . 53 Собственно лишь † Д. И. Ростиславов прямо намекает на это своею фразой о Смарагде: «на имя одного молодого человека, к которому покойник имел отеческое расположение, он положил еще задолго до своей смерти 30 000 р.» (см. выше 1913 г., 6, стр. 722, 60 ); но П. Д. Стремоухов пишет нам (см. стр. 164, 37 ): Об этом «в Рязани я никогда не слыхал; равно не слыхал и о его взяточничестве. Покойный вообще не пользовался расположением к себе местного населения, поэтому неудивительно всякое злословие по его адресу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Этот отец 4 Смарагда был священник, „выкрещённый“ из Евреев. В старину было ещё много „таких“ священников, особенно – во времена унии в Польше, и всем выкрестам, – уверяют, – давали фамилию Крыжановские (crzy – крест). Г. Лев Мациевич свидетельствует, что и теперь есть в Киевской губернии священники из выкрестов. Таким образом, – по словам П.А. Гильтебрандта , – сказанное архиепископом Смарагдом о своём роде оказывается истинной генеалогией, а не анекдотом, для рифмы сочинённым». Хотя это известие с точностью перепечатано было в «Киевских Епархиальных Ведомостях» (1879 г., 13, стр. 90), но не убедительно уже потому, что отец Смарагдов, несомненно, был не еврейским «выкрестом», а иерейским сыном. Что до самого выражения, то его до сих пор удостоверяют отовсюду со всех мест служения Смарагда (ср. стр. 182,3. 184,12, 194,31 5 ), якобы последний даже любил повторять эту фразу. Тем не менее должно заметить, что и здесь подозрительны самые условия её происхождения. Смарагд Крыжановский и Иосиф Семашко в своё время совсем не питали взаимной симпатии. Если второй хотел несколько повеличать своим дворянством, то первому отнюдь не полезно было упоминать ο своём еврействе, что нимало не требовалось фактически. Напротив, Смарагд с полным и равным правом мог отпарировать Иосифу, что он тоже духовного, священнического рода и одинаково обладает дворянскими преимуществами, какие были утверждены за ним с братьями Киевским Дворянским Депутатским Собранием 3 мая 1821 г., ибо «предки их, жизнь шляхетскую проводя, владели грунтом ленным дедичным»; а в копии эрекции от 1 июня 1790 г. Пётр Крыжановский называется «шляхетным». Значит, (мнимое?) само-свидетельство Смарагда о своём еврейском происхождении не ясно и не бесспорно ни по возникновению 6 , ни по смыслу, почему проф. Д.И. Ростиславов († 18 февраля 1877 г.) категорически заявляет, что этот иерарх сам «таких слов не говорил» 7 . Другое подтверждение еврейского родословия Смарагда находили в самой его наружности, но с решительностью отрицает это профессор Д.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

д) от 23 октября сего года за 5664: „По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 15-го текущего октября докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определены на духовно-учебную службу кандидаты Московской Духовной Академии: Василий Арефьев и Константин Несмелов преподавателями, первый в Самарскую духовную семинарию по обличительному богословию, истории и обличению русского раскола и местных сект, и последней – в Пензенское духовное училище (в 1-й класс) по русскому языку, с окладом жалованья положенным для учителей из студентов семинарии“. —308— К сему Канцелярия присовокупляет, что об ассигновании поименованным кандидатам следующих им, по положению, денег сообщено Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде. Справка: По распоряжению о. Ректора Академии всем означенным лицам сообщено о состоявшемся относительно их распоряжении высшего начальства, Х. Отношения Духовных Консисторий: Рязанской от 21 сентября сего года за 8124, Волынской от 23 сентября за 12:204, Вологодской от 6 Октября за 5225 и Харьковской от 30 октября за 8887 с уведомлением о получении документов окончивших курс в минувшем учебном году кандидатов Академии, обращенных в епархиальное ведомство. XI. Отношение Правления Варшавского духовного училища от 22 сентября сего года за 615 с уведомлением о получении документов, кандидата Академии, ныне смотрителя училища, иеромонаха Дионисия. XII. Отношение Правления Московской Духовной Семинарии от 27 октября сего года за 779 с уведомлением о получении документов студентов семинарии: Андрея Розанова, Ивана Никольского и Ивана Преображенского . Определили: Принять к сведению. Отношение Правления Вологодской духовной семинарии от 19 сентября за 835, при коем препровождены документы бывшего преподавателя семинарии, ныне и. д. доцента Академии, Сергея Глаголева . Определили: Документы и. д. доцента Академия Сергея Глаголева хранить при делах Совета Академии, а о получении их уведомить Правление Вологодской Духовной Семинарии. Ведомость о. Ректора Академии о пропущенных наставникам и лекциях в сентябре месяце сего года, из которой видно, что ординарный профессор, В. Ключевский опустил 6 лекций, экстраординарный проф. прот. Дмитрий Касицын – 4 лекции, орд. проф. Н. Субботин – 2 лекции, и. д. орд. проф. П. Казанский и доц. Н. Заозерский – по 1 лекции – по болезни; экстра ординарный профессор Василий Соколов и экстраорд. проф. Иерофей Татарский опустили по 4 лекции по случаю поездки в Казань в качестве представителей от Академии на юбилейное академическое торжество. Сверх сего, не было читано лекций

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010