Ни заботливые меры духовенства, ни энергические действия администрации не в силах были остановить развитие штундизма: его последователи сразу появились не только во многих селах Таращанского уезда, но и в уездах Сквирском и Звенигородском. Кроме Балабана, с 1870 года по 1876 год действовали многие другие энергичные и дерзкие пропагандисты штунды, как, напр., Лясоцкие, которые также фанатически вели пропаганду по всему югу России и управляли всеми делами штунды в качестве «старших братьев» или «пресвитеров», находясь в постоянных сношениях с немецкими колонистами и херсонскими штундистами. В 1878 году, по официальному заявлению, сделанному в «Киевских Епархиальных Ведомостях», в селах Чаплинке и Косяковке, уже не оставалось ни одного человека, не подпавшего сектантской заразе. Здесь распространению штундизма весьма много содействовали, также, Григорий и Ян Синицкие, Яков Коваль и др. В восьмидесятых годах прошлого столетия штундизм охватил уже весь юг и центральные губернии России. Штундистские общины (и даже в значительном числе) существовали уже, как это видно из всеподданнейших отчетов обер-прокурора Св. Синода за 1873–1885 гг., в следующих губерниях: Волынской, Подольской, Екатеринославской, Таврической, Полтавской, Орловской, Бессарабской, Воронежской, Харьковской, Калужской, Пензенской, Рязанской, Нижегородской, Тамбовской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Смоленской, в земле Войска Донского и даже в Москве. Впрочем, в это время штундизм еще не принял определенной сектантской организации. Происходил еще, так сказать, процесс брожения среди его исповедников. В нем царило еще несогласие и относительно вероучения, и относительно культа. Многие из увлекшихся лжеучением штунды, еще не разрывали своих отношений к православной Церкви: посещали ее богослужения, обращались к священникам, для удовлетворения своих религиозных нужд и официально еще называли себя православными, хотя уже и относились весьма критически к учению и установлениям церковным. Штундисты выделились в отдельную секту и разорвали всякую связь с Православной Церковью только тогда, когда слились с баптистами, от которых получили и свою вероисповедную систему, и свой богослужебный строй.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Определили: Ведомости записать в протокол настоящего собрания для напечатания в академическом журнале. IV. Отношение Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода от 27 февраля за 1768: —58— «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 21 февраля 1902 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Василий Покровский определен на должность помощника инспектора в Рязанскую духовную семинарию. Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сем Совету академии для сведения и зависящего распоряжения». Справка: По распоряжению Преосвященного Ректора Академии кандидату Василию Покровскому дано знать о состоявшемся назначении его на духовно-учебную службу. Определили: Принять к сведению. V. Отзывы о сочинении преподавателя Полтавского епархиального женского училища, кандидата богословия, Афанасия Грановского под заглавием: «Книга Премудрости Соломоновой, как памятник греческого языка своего времени», представленном (в рукописи) на соискание степени магистра богословия: а) исправляющего должность доцента Академии по кафедре еврейского языка и библейской археологии Евгения Воронцова: «Сочинение г. Грановского представляет собою опыт исследования в области греческой филологии. Сам автор подразделяет свой труд на нижеследующие отделы: 1) краткое введение (стр. 1–7), 2) библиологические сведения о книге Премудрости Соломоновой (7–35 стр.), 3) грамматический (этимологический и синтаксический) анализ языка книги Премудрости (37–111), 4) стилистические наблюдения над языком книги Премудрости (111–119) и наконец 5) терминология книги Премудрости, под каковой рубрикой сосредоточены филологические данные касательно – 1) παξ λεγμενα книги (121–147), 2) выражений, тождественных или сближающихся с выражениями у классических писателей или в неканонических книгах Ветхого Завета (стр. 147–185 параллели из классиков, стр. 185–199 таковые из неканонических ветхозаветных книг, написанных по-гречески); этот отдел как по объему, так и по значению, придаваемому ему самим автором, – весьма существенная часть всего исследования (119–199 стр.). К сочинению приложен с особой римской пагинацией (I–XXXI) лексикон слов, встречающихся в книге Премудрости с

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О подъёме миссионерского духа и интереса в приходском Духовенстве свидетельствует, между прочим, открытие в текущем году, по заявлению представителей духовенства, «особых миссионерских отделов» при епархиальных ведомостях (Екатеринославских, Томских и Херсонских) и общее оживление миссионерской литературы о местном расколо-сектантстве. О том же благом настроении в духовенстве красноречиво говорят и другие отрадные наблюдения как напр., привлечение миссионерскими съездами на свои заседания многих приходских пастырей, являвшихся нарочито – sua sponte, часто из далёких пределов епархий, чтобы послушать о сектах и поучиться миссионерству, вследствие чего все съезды истекшего года имели захватывающий интерес для местных деятелей миссии и духовенства, представляя ходом своих совещаний своего рода «Миссионерские курсы». Умножение в епархиях этих, многополезных для успеха миссии и ничем другим не заменимых учреждений, также должно быть отнесено к числу знаменательных в жизни миссии событий истекшего года… В течении 1898 года состоялись епархиальные миссионерские съезды в епархиях: Тамбовской (10–18 января), Рязанской (8–16 июня), Томской (в августе), Олонецкой, в Киевской (по всем 12 уездам епархий), Херсонской и Харьковской. (В последних двух епархиях в истекшем году уездные миссионерские съезды состоялись впервые, под руководством епархиальных миссионеров, причём от всех депутатов-священников требовалось наперёд представлять руководителям письменные доклады на целый ряд вопросных пунктов о состоянии в приходах расколо-сектантства и о действиях приходской миссии. В истекшем же году сделана была в Одессе, по инициативе высокопреосвященного Иустина, первая попытка «Областного миссионерского съезда», участие в котором приняли миссионеры с южных губерний. Съезд этот, между другими предметами, посвящён был обсуждению важного церковно-государственного вопроса об отношении русской штунды к немецкому, баптизму (по поводу одного кассационного решения Сената). На решения этого съезда обращено было внимание печати, г. Обер-Прокурора Св. Синода и Министра Юстиции. Мы слышали, что по поводу протеста духовного ведомства, относительно этого и других кассационных решений Сената по делам сектантства и раскола, предполагается особое совещание.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наиболее сильно за весь отчетный период церковно-школьное дело развилось в епархиях: Литовской (число школ увеличилось на 408, а учащихся – на 8.621), Смоленской (школ – на 306, учащихся – на 11.657), Подольской (школ – на 287, учащихся – на 15.700), Ставропольской (школ – на 263, учащихся – на 8939), Воронежской школ – на 239, учащихся – на 12.624), Донской (школ – на 235, учащихся – на 12.159), Минской (школ – на 234, учащихся – на 9.865), Тульской (школ – на 233, учащихся – на 11.908), Черниговской (школ – на 220, учащихся – на 10.791). Обращаясь к рассмотрению увеличения числа учащихся в церковных школах, нельзя не видеть, что особенно сильно и заметно за этот период возросло число учащихся девочек, именно оно увеличилось на 106.772 или на 62% числа их в 1894–95 учебном году (общий же прирост числа учащихся равнялся 357.522). Наиболее значительное увеличение числа учащихся девочек наблюдалось в епархиях: Подольской (7.652), Донской (5.130), Полтавской (5.106), Тульской (4.165) и Тамбовской (4.161). Из общего числа церковных школ к 1 января 1898 года насчитывалось: 14 церковно-учительских школ, 225 второклассных, 236 двухклассных, 16.279 одноклассных, 107 образцовых при духовных семинариях и женских епархиальных и духовного ведомства училищах. Школы эти большею частью одноклассные, за исключением школ при духовных семинариях: Иркутской, Курской, Новгородской, Одесской, Рязанской, Таврической и Тобольской, имеющих по два класса. Всего церковно-приходских школ к 1 января 1898 года состояло 16.861 (44%); школ грамоты было 21.614 (56%). В церковно-приходских школах обучалось 613.508 мальчиков, 172.608 девочек, итого 786.116; в школах грамоты к тому же времени состояло 445.243 мальчика, 107.239 девочек, итого 552.482. Как распределяются по епархиям школы и учащиеся в них в 1895–1986 учебном году, а также к 1 января 1898 года, можно видеть из прилагаемых ведомостей. Средним числом в каждой церковно-приходской школе обучалось 40 человек, в школе грамоты – 25. Наиболее многолюдны церковно-приходские школы в епархиях: Саратовской (66 учащихся на 1 школу), Орловской (65), Владикавказской (64), Киевской и Оренбургской (58), Херсонской (57). В школах грамоты наибольшее среднее количество учащихся наблюдается по епархиям: Владикавказской и Туркестанской (по 41), Саратовской и Кишиневской (35), Орловской, Самарской и Холмско-Варшавской (33). Помещения церков. школ

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

  в Вологодской епархии в Ростовской в приходе записано С новобрачных 6 алт. 4 д. 2 алт. 4 д. 6 алт. 4 д. – второбрачных 8 алт. 2 д. 13 алт. 2 д. 5 алт. 2 д. 13 алт. 2 д. – троебрачных 10 алт. 20 алт. 20 алт. Злоупотребления десятинников и заказчиков были, между прочим, причиной того, что сбор с венечных памятей обращен в ведение Монастырского Приказа, который взял его под свой контроль вместе со всеми другими церковными пошлинами. Впрочем, Монастырской Приказ сделал исключение в пользу Стефана, митрополита Рязанского, которому предоставлен сбор с венечных памятей в епархиях Рязанской и Тамбовской 602 , в дополнение к определенному ему содержанию, как Блюстителю патриаршего престола. – Доходы, получаемые в Приказе с этой статьи, шли частью в штатное содержание епархиальным архиереям, но не отдельно от прочих доходов Приказа. Венечный сбор с иноверческих свадеб чрез приказчиков и ведомцев Приказа в 1704 г. отправлялся в Семеновскую палату. В 1714 г. венечные деньги получили в государстве специальное назначение, по крайней мере, отчасти; при этом и самое количество налога увеличено вдвое. Именным указом повелено взимать с венечных памятей вдвое против прежних окладов для содержания лазаретов 603 и для пропитания больных и раненых солдат. В следствие такого назначения части венечных денег, при сборе и в отчетах иногда эта часть отделяется от другой под именем лазаретных денег с венечных памятей, иногда та и другая показываются слитно. Употребление лазаретных денег на другие надобности строго запрещено было. – Сбор их производился епархиальными властями – поповскими старостами, принимался при архиерейских домах и отсюда отправлялся то к губернским властям, то в Сенат, то в Коллегию Экономии, – а в Монастырской Приказ представлялись ведомости 604 . О количестве и ходе этого сбора можно судить по следующим цифрам. В псковской епархии собрано было 605                       с браков руб. к с браков руб. к. в 1714 году 117   – в 1714 году в 1715  – 294  25 в 1720  – 270  25 в 1716  –

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

2 . Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Т. 8. М.,1946. 3 . Хорошкевич А. Л. О месте Куликовской битвы//История СССР. 1980. 4 . Кучкин В. А. Русские княжества и земли перед Куликовской битвой//Куликовская битва. М.,1980. 5 . Егоров В. Л. Золотая Орда перед Куликовской битвой//Куликовская битва. М.,1980. 6 . ПСРЛ. Т. Х1. М.,1965. 7 . Иловайский Д. И. История Рязанского княжества. М.,1958. 8 . Любомудров Н. В. Местногеографические древности в Рязанской губернии//Прибавления к «Рязанским епархиальным ведомостям». 1874. 4. 9 . Россия: Полное географическое описание нашего Отечества. Т. 2. СПб., 1902. 10 . Милонов Н. П. К изучению археологических памятников и истории сел и городов на территории Рязанской области. Рязань, 1949. 11 . Уваров А. С. Две битвы//Древности. Т. 2. Вып. 2. М.,1869. 12 . Комаров К. И. К вопросу о месте битвы 1228 г. на Сити//Проблемы советской археологии. М.,1978. 13 . Пядышев Г. Е., Поход Игоря в 1185 году: Место битвы//История СССР. 1980. 14 . Рыбаков Д. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М.,1971. 15 . Федоров В. Г. Кто был автор «Слова о полку Игореве» и где располагалась Каяла. М.,1956. 16 . Шкурко А. И. Вопросы музеефикации памятников Куликовской битвы//Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М.,1983. 17 . Гоняный М. И., Зайцев А. К., Маркина Е. Д., Фоломеев Б. А. Куликово поле и его археологические памятники//Археологические памятники Европейской части РСФСР. М.,1985. 18 . Наумов А. Н. Основные этапы изучения и мемориалиэации Кулико ва поля и сражения 1380 г.//Музей-заповедник «Куликово поле»: концепция развития. Тула, 1999. 19 . Гоняный М. И., Гриценко В. П., Зайцев А. К. Задачи сохранения и использования археологического наследия Куликова поля//Музей-заповедник «Куликово поле»: концепция развития. Тула, 1999. 20 . Челяпов В. П. О месте Вожской битвы 11 августа 1378 года//Рязанская областная научная конференция по историческому краеведению. Рязань, 1990. 21 . Челяпов В. П. Археологические работы по поиску места Вожской битвы//Материалы международной научной конференции, посвященной 600-летию спасения Руси от Тамерлана и 125-летию со дня рождения И. А. Бунина. Елец, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В. И. 125 я мучился, и все дела сам со с… производил (производил с…), глаза потерял, сердце истерзал. Вновь же присланный... мало что проразумевает Скажите С… 126 , что я скоро наряжу ревизию, может быть, испрошу и отселе чиновника, чтоб было всё исправно, и во всей точности согласно с законами; и чтоб был страх и опасение». 27 (XI) 127 10 Ноября того же года в письме [к о. Иерофею Смарагд] сообщает о своей службе, жизни, здоровье; и, благословляя меня служить в 21 день того месяца в Орловском Девичьем Монастыре, по случаю храмового праздника, с какою отеческою любовию и попечительностию Архипастырь заботится об Игуменье и сёстрах! «Свидетельствуйте от меня усердное почтение и благословение честнейшей старице, Игуменье Еликониде 128 , и скажите ей, что писать не имею ни малейшего времени, хотя и знаю, что нужно было бы утешить её нашим письменным приветом. Со времени приезда моего в столицу, получил более 300 писем, ( Иван Андреев 129 насчитал). Когда же тут отвечать на оные? Сами судите, и всем прочим скажите. Прошу также кланяться Марии Ипполитовне, и сказать, что я зятю её Николаю Васильевичу В. дозволил поднять в его дом Свенскую Божию Матерь 130 . Не пропустите Г-жи Вениамины Золштейн 131 , и утешьте её моим пастырским памятованием». 28 (XII) 132 24 Ноября того же года, говоря, что в Епархиях, где исправные Консистории 133 , давно уже представили (представлены) ведомости по разбору Духовенства 134 , [Смарагд] изволил присовокупить: «Ныне Святейший Синод посылает уже подтвердительные и побудительные указы о скорейшем представлении сего дела Высшей Власти. Побуждения сии, разумеется, относятся к ленивейшим Епархиальным Управлениям, в числе которых обретаемся и мы»... 24 числа того же месяца [Ноября 1853 года], говоря в письме о многом по Епархиальному Управлению и Архиерейскому Дому, Архипастырь [Смарагд] не думает ни о трудах своих, ни о важности своего сана и занятий; напротив того, смиренно пишет: «Вот уже и Синодские протоколы толстые принесли, и побуждают оставить сие маранье до следующего удобного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

с ректором Антонием приехал из Архангельска ученик Сергиев и принят в семинарию на казенное содержание. В 1830 г. инспектор академии Иосиф перевел двоих своих родственников из тверской семинарии, чтобы лучше наблюдать за ними, и вносил за их содержание. Профессор с. петербургской семинарии И. Симеоновский перевел из рязанской семинарии своего родного брата в 1840 году. Инспектор семинарии Иоасаф в том же году перевел своих детей из курской епархии в петропавловское училище, а по выходе своем из петербургской семинарии отправил их в рыльское училище. В 1838 г. было предписание Комиссии дух. уч. чтобы семинарии «принимали детей духовенства других епархий в том только случае, когда на сие получат разрешение от епархиального преосвященного и когда сими детьми будут представлены надлежащие документы о их рождении и происхождении.» Еще ранее (1834 г.) было предписано – сообщать выписки из именных ведомостей об иноепархиальных учениках в местное семинарское правление и архиерею, но в именных ведомостях местной семинарии им не числиться, если снова не перейдут в нее. Особенно часты были случаи временного перемещения в петербургскую семинарию иноепархиальных воспитанников, приезжавших сюда вместе с лицами монашествующими, вызываемыми на чреду священнослужения. Подобные воспитанники не только поступали на время, но иногда просто лишь допускались к слушанию уроков в петербургской семинарии, а числились в семинарии своей епархии. Напр. в 1826 г. вместе с ректором псковским Иннокентием приехал ученик высш. отдел. Пономарев и чрез год опять просил увольнения, так как Иннокентий возвращался во Псков. С Иустином, ректором черниговской семинарии, приехал в 30-х годах, ученик средн. отд. Як. Дорогоневский. С Иоанном, ректором харьковского коллегиума, вызванным на чреду, перешел ученик высш. отд. Рудинский, в 1840 г. Тогда же из подольской семинарии перешел ученик Н. Чернявский, назначенный в свиту архиепископа подольского Кирилла, вызванного в св. Синод. Иные из приехавших таким образом и курс оканчивали в петербургской семинарии, числясь в своей, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

176 См. в сборнике: «Некоторые опыты упражнений воспитанников Санкт-Петербургской Духовной Академии», стр. 87–88. 177 См. в прощальной речи Смарагда к Астраханской пастве в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» 1895 г., 18, стр. 455–456. 178 См. письма Смарагда: – к И. Ф. Глушкову в «Русском Архиве» 1891 г., кн. I, стр. 379; – к С. Д. Нечаеву от 7 февраля 1835 г. у о. Г. И. Шавельского, последнее воссоединение с православною церковию униатов Белорусской епархии, стр. 33. См. выше «Христ. Чтение» 1912 г., 3, стр. 317. 179 См. «Орловские Епархиальные Ведомости» 1906 г., 20, стр. 593 – согласно «Воспоминаниям» о. Иерофея на л. 2. 184 См. «Воспоминания» о. Иерофея на л. 6 и в «Орловских Епархиальных Ведомостях» 1906 г., 20, стр. 601–602 и 595. См. и Письма архиеп. Смарагда к архим. Иерофею на стр. 56 и в «Христианском Чтении» 1911 г., 7–8, стр. 980: «в письмах нередко (иногда) раз­решал (Смарагд) такие дела, давал такие советы, которые избавляли Епархиальное Управление от бесплодной переписки и неприятных беспокойств». 186 ibid. VI (1879 г.), 26, стр. 5б. См. слова митр. Филарета выше «Христ. Чтение» 1912 г., 9, стр. 953. 188 ibid., л. 123 обор. См. выше «Христ. Чтение» 1912 г., 10, стр. 1073; 1913 г., 2, стр. 179; 3, стр. 318. 189 См. письмо Смарагда о. Иерофею от 20 марта 1854 г. на стр. 76 и в «Христианском Чтении» 1911 г., 9, стр. 1144. 190 «Воспоминания» о. Иерофея, л. 105 обор.–106: «Честность и твердость души святительской до того была непоколебима, что, не смотря ни на какую значительную или сильную личность, или знакомство, Преосвященный (Смарагд) никогда и никому не уступал в требованиях без письменных и следственных доказательств и суда; особенно он свято поддерживал состояние духовенства против нередких посягательств на его честь и спокойствие». 191 Ibid., л. 123 обор.: Смарагд «при производстве следствий обвиняемым давал средства к оправданию и потому снисходил на их прошения, хотя и незаконные, о перемене следователей, с тем условием, что, после чинимого снисхождения к оправданию себя во время следствия, если обвиняемый и затем не оправдается: то на суде может подвергнуться большему взысканию».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Комплекс бывшей усадьбы Рюмина хорошо сохранил сложную многосоставную структуру с разнообразными постройками. Главный дом принадлежит к самым ярким архитектурным произведениям зрелого классицизма в Рязани. Церковная пристройка в русско-византийском стиле не нарушает стилистического единства. Декор фасадов дома и отделка парадных интерьеров близки казаковской школе. Другие постройки усадьбы, несмотря на позднейшие переделки, сохраняют композиционную связь с домом. Поставленный торцом к ул. Свободы, главный дом вытянут с северо-запада на юго-восток по красной линии квартала. К северо-востоку от дома по линии ул. Свободы расположена баня, соединенная с ним воротами. К юго-восточному крылу дома примыкает ледник. Библиография: Рязанские епархиальные ведомости. 1868, 8; Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархиии, ныне существующих и упразднённых, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетия и библиографическими указаниями. Т. 1. Зарайск, 1884. с. 37, 12; Русская старина. Т. 82. 1894, XII. с. 69–74; Русский биографический словарь. Т. 17. Пг., 1918, с. 757, 758, 762, 763; Историческая записка Рязанской первой мужской гимназии: 1804–1904 (репринтное переиздание с рязанской публикации 1904 г.). Предисл. И.П.Попова. Рязань, 1995. с. 63–65; Михайловский Е., Ильенко И. Рязань. Касимов. М., 1969. с. 137; Солодовников Д.Д. Переяславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1995. с. 132, 159; Аграмаков И., Каширин Е. Прогулки по губернской Рязани: Исторический путеводитель. Рязань, 2000. с. 39, 150; Филиппов Д.Ю. Застройка площади Гостиного двора Рязани в конце XVIII–XIX века (опыт архивной реконструкции)//Вторые Яхонтовские чтения. Материалы научно-практической конференции. Рязань, 23–25 октября 2002 года. Рязань, 2003. Архивные источники: ГАРО. Ф. 4. Оп. 33. Д. 451. http://svodokn.ru/object/107878423?open=true Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Располагалась с левого торца здания как сфотографировано у меня. Имела главку поверх кокошников.

http://sobory.ru/article/?object=10421

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010