Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Рязанский Спасский. 2.      Солотчинский. 3.      Богословский. 4.      Радовицкий. 5.      Рязанский Троицкий. 6.      Рязанский Духов. 7.      Рязанский Богоявленский. 8.      Аграфенин. 9.      Рязанский Казанский. 10.      Горетов. 11.      Ольгов. 12.      Терехов. 13.      Зарецкий. 14.      Переницкий. 15.      Жерновский. 16.      Федосеев. 17.      Нищевский. 18.      Данковский. 19.      Зачатиевский. 20.      Рязанский Димитриевский. 1 Спасский (Спасо-Преображенский) в Рязани, существовал в XV веке. Ныне второклассный. [V, 735.] Архимандриты Иоанн , 1461. Кассиан , 1535–39. Фома , 1550 и 51. Симеон , 1564. Иоасаф в 1569 на покое в Симонове. Иона Ремезов , 1581, 84, 89, 97, 98, 99. Феодорит , 1604, а в авг. 1605 хирот. в архиепископа Рязанского. Трифон , с 1606. Рафаил , 1613–1618, 17 дек. хирот. в еписк. Коломенского. Дионисий , 1619–21. Ефрем , 1623–31, 1635. Герасим , 1635–38. Савва , в мар. (sic) 1644. Боголеп , 1647–73. Иосиф , 1674–82; † ... Филарет перев. из Чернеева монастыря 25 февр. 1683. Упом. до 1700. Лев , из иеромонахов, произведён 24 авг. 1701; до 1720. Мисаил Копцев , с 1720; † в окт. 1728. Ануфрий , в 1728–37; †.... Алимпий 21 февр. 1738 перев. из Рязанского Духова, а 27 нояб. 1741 – в Солотчинский мнтрь. Давид Данилевич 27 нояб. 1741 перев. из Солотчинского. Упом. до 1749. Ефрем 16 янв. 1754 перев. из Солотчинского, а 6 сент. 1756 обратно в тот же мнтрь. Сергий в 1756 перев. из Рязанского Богословского монастыря; † 1760.... [? Амвросий Андреевский , 1759, из префектов Троицкой семинарии. (Опис., стр. 97).] Антоний Ядрило в 1761 перев. из Рязанского Богословского; † 1 мая 1813. Иероним Алякринский 10 июня 1813 перев. из Солотчинского монастыря; † 18 мар. 1828. Илиодор Чистяков в 1828 перев. из Рязанского Троицкого, а вскоре – в Новгородский Антониев мнтрь. Аполлинарий определён 24 сент. 1828, а в сент. 1829 перев. в ректора Олонецкой семинарии. После в Астраханском Спасском. Гедеон Вишневский в 1829 перев. из Рязанского Троицкого и вскоре – в Каменец-Подольский Троицкий мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.Б. Григорьев Сочинение митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского «Иго Господне благо и бремя его легко» Источник Данная публикация является вводной статьей к изданию текста обнаруженного произведения митрополита Стефана Яворского , которое будет подготовлено и осуществлено в ближайших номерах Вестника ПСТГУ (Серия: Богословие. Философия). При подготовке работы использованы архивные материалы Отдела рукописей Государственного Исторического музея, Ярославского государственного архива, Отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Впервые в литературе проводится научный анализ уникального рукописного текста митрополита Рязанского и Муромского, местоблюстителя Патриаршего престола преосвященного Стефана Яворского . Во вводной статье рассматриваются взаимоотношения между тремя выдающимися иерархами-богословами Русской Православной Церкви Стефаном (Яворским) , Феофилактом (Лопатинским) и Феофаном (Прокоповичем) , анализируются их богословские разногласия и приоткрываются новые страницы в истории русского полемического богословия первой пол. XVIII в. Около 1712 г. царь Петр Алексеевич в одном из частных разговоров задает графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину 1 некий вопрос о возможности христианского спасения через исполнение дел закона, т. е. ветхозаветного и/или христианского законодательства, вызванный, вероятно, знакомством царя с протестантской литературой и его собственными рассуждениями о необходимости соблюдения обрядовой составляющей христианской жизни, в свою очередь тесно связанной с православным аскетическим учением и нравственным богословием. Таким образом, восприятие Петром ответа на этот вопрос могло иметь для России весьма далеко идущие последствия. Как был сформулирован вопрос, мы не знаем, но его суть определенно касалась толкования слов апостола Петра об «иге неудобоносимом». Мусин-Пушкин отвечал императору, что «тяжесть толикая в законе была того ради, яко не давал закон места покаянию» 2 , иными словами, с приходом Христа Закон упраздняется, т. к. уступает место благодати. Вопрос этот рассматривался христианским богословием неоднократно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В.В. Каширина Успенский Вышенский монастырь Приветственный адрес от полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, руководителя рабочей группы при Президенте Российской Федерации по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, иных культовых зданий и сооружений А.Д. Беглова Приветствую участников и организаторов юбилейных X Феофановских чтений! Святитель Феофан вошел в историю нашей страны как один из самых выдающихся писателей-богословов России XIX в., его творения оказали огромное влияние на духовное возрождение современного ему общества. Главная задача юбилейных X Феофановских чтений – подвести итоги и наметить дальнейшие перспективы изучения богословского наследия святителя Феофана Затворника . Отрадно, что проведение заседания в Успенском Вышенском монастыре позволит исследователям рассказать слушателям о своих научных достижениях, принять участие в соборной молитве у мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского , поклониться главным святыням Вышенского монастыря, посетить музей святителя Феофана, основанный в его кельях. Желаю вам успехов и плодотворной работы на благо России и Русской Православной Церкви! Приветственное слово первого заместителя председателя правительства Рязанской области С.А. Самохина Добрый день, уважаемые участники чтений! Я рад приветствовать вас от имени губернатора Рязанской области О.И. Ковалева. Проведение Х юбилейных Феофановских чтений – значимое событие для региона. Это часть большой совместной работы по сохранению наследия Феофана Затворника . Жизнь великого духовного наставника Феофана Затворника всегда будет примером для нас и последующих поколений: в своем неустанном стремлении работать для того, чтобы мир вокруг становился лучше, в стремлении помогать ближнему, заботиться о нуждающихся. Мы в Рязанской области бережно относимся к памяти и наследию святителя Феофана и гордимся тем, что он выбрал наш край в качестве своей жизненной обители. Он был наставником и учителем для всех рязанцев. Его многочисленные труды имеют особое значение и сегодня, когда мы активно стремимся продолжать лучшие традиции нашего Отечества, воспитывать подрастающее поколение на основе уважения к истории и культуре России.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Варлаам (Успенский), архиеп. Тобольский. Портрет. XIX в. (Успенский Василий Иоаннович; 1801, с. Ухолово Ряжского у. Рязанской губ.- 31.03.1876, белгородский Троицкий мон-рь), архиеп. Тобольский и Сибирский. Род. в семье свящ. Иоанна Семёнова, впосл. протоиерея, служившего в г. Сапожок Рязанской губ. Обучался в Рязанской ДС, c 1824 г.- в МДА. 6 нояб. 1827 г. пострижен в монашество, 11 дек. рукоположен во иеродиакона, 28 июля следующего года - во иеромонаха. В 1828 г., после окончания курса со степенью магистра, определен в Вифанскую ДС учителем церковной истории и греческого языка, затем инспектором. В 1831 г. причислен к соборным иеромонахам Донской иконы Божией Матери московского муж. мон-ря, ревизовал духовные уч-ща. 1 сент. 1832 г. переведен в Тульскую ДС профессором богословских наук и инспектором, 17 янв. следующего года назначен ректором ДС с возведением 12 февр. в сан архимандрита и назначением настоятелем белёвского в честь Преображения Господня мон-ря. 10 марта 1834 г. переведен в Воронежскую епархию ректором ДС и настоятелем Акатова во имя свт. Алексия мон-ря, назначен первоприсутствующим членом консистории. С 4 мая 1837 г. ректор Курской ДС и настоятель белгородского Троицкого мон-ря; состоял членом консистории, благочинным мон-рей, цензором проповедей, ревизовал духовные уч-ща. По поручению Синода составил «Классическое руководство по догматическому богословию», к-рое не было принято из-за большого объема и неясности изложения. С 1 янв. 1842 г. находился на чреде священнослужения в С.-Петербурге, в марте того же года назначен корректором издаваемых Синодом канонических правил на слав. и рус. языках, с апр. состоял членом Комиссии по переводу Библии на рус. язык, участвовал в комитете по рассмотрению дела проф. СПбДА прот. Герасима Павского (перевод ВЗ на рус. язык и издание ее студентами в литографированном виде). В отличие от большинства признал Павского виновным. В нояб.-дек. 1842 г. ревизовал Нижегородскую ДС, воспитанники к-рой обвинялись в поджогах и распространении подметных писем. В результате тщательной проверки, проведенной В., обвинения были сняты.

http://pravenc.ru/text/154211.html

Иосиф, архиепископ Воронежский и Задонский (Богословский Иван Иванович) Родился 18 августа 1800 года в селе Кобыльском Зарайского уезда Рязанской губернии в семье причетника. Обучался будущий святитель в Зарайском духовном училище, с 1824 года – в Рязанской духовной семинарии, затем, по рекомендации ректора духовной семинарии, поступил в Московскую духовную академию. В 1828 году окончил курс Московской духовной академии со степенью старшего кандидата. 20 августа того же года пострижен в монашество; 5 сентября рукоположен во иеродиакона, а 8 сентября – во иеромонаха. 19 марта 1829 года назначен инспектором Московской духовной семинарии. 19 марта 1833 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Заиконоспасского монастыря. 13 ноября 1834 года назначен ректором Московской духовной семинарии. 27 декабря 1842 года митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым , † 1867; память 19 ноября/2 декабря) хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской митрополии. 20 ноября 1849 года переведен епископом Оренбургским и Уфимским. С 27 августа 1853 года – епископ Воронежский и Задонский. 3 апреля 1860 года возведен в сан архиепископа. 23 августа 1861 года при ближайшем участии преосвященного открыты мощи святителя Тихона Задонского . 14 ноября 1864 года уволен на покой по болезни глаз и потере зрения в Воронежский Митрофаниев монастырь. Скончался 19 февраля 1892 года. Погребен в склепе под полом соборного Благовещенского храма Митрофаниева монастыря. Архиепископ Иосиф был сотрудником и одним из деятельных помощников митрополита Московского Филарета (Дроздова) . Преосвященный обладал замечательным проповедническим талантом, его проповеди отличались назидательностью. Ревность к славе Божией возгревала дух этого достойного архипастыря. Он вел строгую аскетическую жизнь и постоянно упражнялся в богомыслии. На 65-м году жизни преосвященный Иосиф лишился зрения и испросил себе увольнение на покой. Прошение его было удовлетворено Святейшим Синодом, и преосвященный поселился в нижнем этаже архиерейского дома в Митрофаниевом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

18 декабря Русская Православная Церковь празднует память преподобного Саввы Освященного, который является небесным покровителем наместника Новоспасской обители епископа Воскресенского Саввы. Мы предлагаем вашему вниманию рассказ владыки о своем пути к монашеству, наших небесных заступниках и о том, как выбирать имена для детей. - Владыка, как Вы приняли решение посвятить свою жизнь служению Богу и принять монашество? - Я принял постриг в 21 год. Стать монахом хотел еще в семинарии, даже пошел за советом на исповедь к духовнику, отцу архимандриту Илариону. Но когда понес прошение ректору и уже вошел в приемную, что-то меня остановило, я испугался и решил повременить с этим решением. После выпуска меня по распределению направили в распоряжение митрополита Рязанского и Касимовского Симона, - назначили преподавателем литургики и гомилетики в Рязанское духовное училище и одновременно - секретарем-референтом митрополита Симона. Владыка и помог мне утвердиться в решении принять постриг. - То есть Вы даже не размышляли о том, что Вам ближе – семейная жизнь или монашество? - После семинарии я даже не думал о том, что необходимо что-то решать. Появилось столько забот: хлопоты по училищу плюс работа секретаря, - так что думать было некогда. Определиться помог случай. Однажды я помогал митрополиту Симону надевать обувь, и он спросил: «Александр Евгеньевич, когда Вы будете монашество принимать?» И я как-то не раздумывая ответил: «Как благословите». Владыка сказал: «Завтра». Но у меня не было ни клобука, ни рясы, а только подрясник. Владыка Симон позвонил наместнику Троицкого рязанского монастыря и спросил, сколько нужно времени, чтобы все это пошить. Ответили, что неделя. И ровно через неделю, 27 ноября 2001 года, владыка Симон постриг меня в мантию в Иоанно-Богословском храме при Рязанском духовном училище с именем Савва - в честь преподобного Саввы Освященного. - Как переживается сам постриг? - Когда ползешь к алтарю (согласно чинопоследованию пострига в мантию, готовящиеся к постригу облачаются в белые длинные рубахи (хитоны) и ползут от притвора храма к алтарю – прим.), не слышишь ничего, кроме стука своего сердца. Сердце стучало очень сильно, и было ощущение, что оно ударялось об пол, словно я по полу полз сердцем, и даже слышал эхо от ударов. В алтаре, по велению владыки, я провел одну ночь, потому что, когда я принимал постриг, у нас не было монахов, которые могли бы за мной смотреть. Студенты помогли мне прочитать правило, кафизмы, Псалтирь. Всю ночь я молился, как положено, утром причастился, и меня отвели в келью. Со дня пострига я ни разу не пожалел, что стал монахом.

http://pravoslavie.ru/88908.html

(† 11 марта 1917 года) 10 марта 1917 года Московская Духовная Академия была потрясена печальным известием о том, что старейший член академической корпорации, которого она всего лишь несколько дней назад видела в своей среде на заседании академического Совета, сверхштатный заслуженный ординарный профессор Митрофан Дмитриевич Муретов вечером накануне разбит параличом и находится в тяжёлом, даже безнадёжном положении. Борьба между жизнью и смертью продолжалась недолго, и утром 11 марта, в 9½ часов утра, академического ветерана не стало. То были дни особые и для всей России, и для академии в частности, – первые дни после революции. Однако сердце многих учеников и почитателей покойного и всех, кому дорога богословская наука, откликнулись горькой и болезненной скорбью на эту преждевременную и внезапную кончину и на незаменимую для академии научную потерю. В последние годы Митрофан Дмитриевич был единственной живой связью молодой академии с академией старой, носителем академических традиций, образцом нераздельного служения и преданности науке. Он был и несколько своеобразным типом «деревенского» профессора Московской академии, с которой он так тесно сросся за долгие годы нераздельного ей служения. Почивший М.Д. Муретов был сыном священника Рязанской епархии, скончавшегося иеромонахом и духовником Московского Данилова монастыря. Родился 11 августа 1850 года. Вспоминая своё детство, М.Д. Муретов называл себя «деревенщиной полунищенской, полукрестьянской». «На навозе, в полях, лугах и лесах, вместе с русским мужиком выросли» – писал он (Богословский Вестник, 1916, т. 3, стр. 608). О своих студенческих годах М.Д. подробно рассказал сам в своих «Воспоминаниях студента XXXII курса» (Богословский Вестник, 1914, т. 3, стр. 646–676; 1915, т. 3, стр. 700–784; 1916, т. 3, стр. 582–612). «Заявив начальству рязанской семинарии о моём согласии продолжать образование в духовной академии, я мало заботился о том, в какую академию меня пошлют. А о московской академии я даже не знал, что она находится в 66 верстах от Москвы, в Сергиевом посаде» – так начинаются воспоминания Митрофана Дмитриевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Дмитрий, архиепископ Херсонский и Одесский (Муретов Климент Иванович) Родился 11 февраля 1811 года в селе Лучинске Пронского уезда Рязанской губернии в семье диакона. В 1820 году поступил в Сапожковское духовное училище, затем обучался в Рязанской духовной семинарии. В 1831 году поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил первым учеником. 11 сентября 1834 года пострижен в монашество; 27 октября рукоположен во иеродиакона, а 24 июля 1835 года – во иеромонаха. 7 октября 1835 года удостоен степени магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии на кафедру Священного Писания и герменевтики. 6 сентября 1837 года утвержден в звании профессора богословских наук. С 14 февраля 1838 года – инспектор академии. 25 марта 1838 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. С 24 апреля 1841 года – ректор Киевской духовной академии. 4 марта 1851 года хиротонисан во епископа Тульского. С 11 июня 1857 года – епископ Херсонский. 3 апреля 1860 года возведен в сан архиепископа. С 2 октября 1874 года – архиепископ Ярославский. С 26 апреля 1876 года – архиепископ Волынский. С 1882 года – архиепископ Херсонский и Одесский. Скончался 14 ноября 1883 года. Имя преосвященного Димитрия стало широко известно со времени его пребывания в стенах Киевской духовной академии. Десятилетний период его управления Киевской духовной академией замечателен как по высоте научного уровня преподавания, так и по прекрасному внутреннему строю академической жизни. По многочисленным отзывам его сослуживцев и воспитанников, он представлял из себя в высшей степени гуманного и заботливого начальника, вникавшего во все подробности академической жизни, уже тогда прославившегося своей благотворительностью и другими добрыми качествами. При первом взгляде на архимандрита Димитрия император Николай I увидел в нем особенного человека. Вот как описывается этот случай. При посещении императором Николаем I Киева митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров ; † 1857) представил ему ученую корпорацию, в числе коих был и отец Димитрий, тогда еще архимандрит и ректор академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Зарайск. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь во имя пророка Божия Илии была основана «по благословению Феодорита, архиепископа Рязанского и по челобитью тое церкви прихожен посадцких людей Гришки Повалишина с товарищи» в 1612 г. Ныне существующий Ильинский храм построен из кирпича в стиле классицизма в 1835 г. С западной стороны к церкви примыкают четырехстолпная трапезная и колокольня. В трапезной освящены два придела: Никольский и Казанский. Во время пожара 1860 г. купол церкви обрушился. Богослужения в храме прекратились в конце 1930-х гг. В нем разместили литейный цех механического завода. Последний настоятель — протоиерей Алексий Аманов был расстрелян на Бутовском полигоне в 1937 г. и ныне прославлен в Соборе новомучеников Российских. В 1996 г. храм возвращен верующим, здесь регулярно совершаются богослужения, ведутся восстановительные работы. http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=212 Ильинская церковь первоначально была основана «по благословению Феодорита, архиепископа Рязанского, и по челобитью той церкви прихожан посадских людей Гришки Повалишина с товарищи в 1612 году». При ней был придел в честь св. Николая. По окладным книгам 1676 г. Ильинская церковь значится находящейся «на посаде». В существующей каменной церкви Никольский придел освящен в 1718 г., а настоящая - Ильинская в 1740 г., которая в 1835 г. была возобновлена и того же года июня 23 освящена архиепископом Евгением в сослужении игумена Богословского монастыря Иоанна, Зарайского Николаевского собора протоиерея Петра Яковлева, Троицкой церкви прот. Иоанна Данилова и приходского священника Георгия Путятина. Во время пожара, бывшего в Зарайске 10 сентября 1860 г., купол на Ильинской церкви обрушился, но приделы и колокольню успели отстоять. В состав Ильинского прихода, кроме городских обывателей, входят сельцо Вельяминово и Маркино, в коих значится при 115 дворах 435 муж. пола и 431 жен. пола. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. Принадлежащая к Ильинской церкви часовня с древнею иконою Скорбящей в 1736 г. отдана была Вознесенской пустыни для увеличения ничтожных средств к содержанию.

http://sobory.ru/article/?object=00798

игумен Сильвестр (Стойчев) Жизнь и богословие Михаила Тареева Скачать epub pdf От редакции 7 ноября – день рождения выдающегося теолога конца XIX – начала XX века Михаила Тареева , предшественника религиозного экзистенциализма, расцвет которого Западная теология пережила после Первой мировой войны. Прочтение сочинений Михаила Тареева исходя из трагической ситуации человека двадцатого века – дело будущего. Пока что богословская мысль еще слишком соотносят творчество Михаила Тареева с его собственным контекстом, в то время как он творил как предтеча, предупреждавший о трагедиях двадцатого века и искавший – еще до Карла Барта – то христианство , которое способно остаться действенным во времена крушения всех твердынь: веры в прогресс, веры в человечность человека, веры в силу традиции… Он чувствовал бессилие всего того, на что привыкли полагаться его современники. И убеждал, что только Христос есть камень, на котором строит строить. Но его неверно понимали. И считали разрушителем традиции. Между тем, все казавшееся незыблемым падет буквально через несколько лет, и христианам останется только путь следования гонимых за Гонимым, мучеников за Мучеником, уничиженных за Уничиженных. Тот путь, о котором их предупреждал Михаил Тареев. Сегодня Богословский Портал публикует статью игумена Сильвестра (Стойчева), преподавателя Киевской Духовной Академии, ожидая в будущем активного осмысления творчества как самого Михаила Тареева , так и либеральных теологов Киева, творивших в ту же эпоху. I. Жизнь Михаил Михайлович Тареев 1 родился 7 ноября 1867 году 2 , в Рязанской губернии, в семье сельского священника. Учился в Рязанской семинарии (окончил ее в 1887 году), затем в Московской Духовной академии, которую окончил в 1891 году и на год был оставлен при академии в звании профессорского стипендиата. В 1891 году защитил магистерскую диссертацию на тему «Искушение Богочеловека» (во 2-м издании название книги было изменено на «Искушение Господа нашего Иисуса Христа»). Затем Михаил Тареев последовательно проходил преподавательские должности в Псковской (1893–1899 годы; преподает гомилетику, практическое богословие, литургику и французский язык) и Рижской (1899–1902 годы; преподает латинский язык) духовных семинариях. 6 сентября того же года принят в МДА на должность экстраординарного профессора по кафедре нравственного богословия. В 1904 защитил докторскую диссертацию «Уничижение Господа нашего Иисуса Христа ( Фил. 2, 5–11 ). Экзегетическое и историко-критическое исследование» (М., 1901). Обе диссертации и другие свои труды Михаил Тареев затем объединил под общим заглавием «Основы христианства. Система религиозной мысли» (Т. 1–5. Сергиев Посад, 1908–1910). Работы Тареева были отмечены премией митрополита Макария, однако против них велась острая полемика, на которую он отвечал часто в резком духе. С 1905 года М. Тареев – ординарный профессор МДА. В течение пяти лет (1910–1915 годы) Михаил Михайлович был членом Библейской комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010