Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном [Фивейским]//Богословский вестник 1914. Т. 1. 4. С. 689–720 (3-я пагин.). (Продолжение 1248 .) —689— 1868 г.? Аксаков поместил еще статью, говорят, более замечательную, чем об обер-прокуроре прежнюю. Митрополит вызывается в Питер на декабрь. Гиляров выходит, кажется, из директоров, после ревизии Лавровым 1249 и по случаю перестройки типографии. Ректор говорит, что никто не идет в Кострому в наставники, о чем и будет Вам писать 1250 . Открывают семинарию Новочеркасскую и шесть человек, и в числе их и Беликов, изъявили желание туда поступить. Мест вообще оказалось много. О. Наместник сказал мне, что митрополит не любит академий, осуждает крепко администрацию нынешних семинарий, не любит монахов, хочет высказывать свои мысли, разве Государь сам прикажет молчать. Понравилась ему Вифания, и он хочет летом жить в ней, собирается по епархии после 26-го. Созывал старост толковать о постройке церковных домов и ссужает 200000 им за мелкие проценты. 1868 г. Августа 22. Дивлюсь я, что митрополит Иннокентий так резко многим говорит о своем намерении кри- —690— чать против нового устава. Этим он, очевидно, вредит успеху дела. Но он сам, по-видимому, предчувствует свое недолгое служение. «Спешите делать, пока я тут. Меня скоро спустят из Петербурга». Более всего занимает его проект об учреждении православного епископства в Сан-Франциско, которому подчиняются и наши приходы в Америке. Вчера был у меня ректор Орловской семинарии Палладий Пьянков 1251 . Вот кандидат на епископство, магистр и, кажется, обстоятельный человек. Макарий 1252 напечатал акафист Макарию Унженскому, и я говорил, чтобы напомнить ему о высылке к Вам акафиста. Новый ректор Рязанский, по словам бывшего у меня инспектора Рязанского, отлично усердно занимается делом. Преосвященный Алексий мало обращает внимание на уставы новые и говорит, что он сам отвечает за свои резолюции. Но состав правления мирный и не возражает. Митрополит Московский знать также не хочет возможности для правлений прекословить его воле.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но еще решительнее изменили мой семинарский взгляд на историю прочитанные тогда мной в русском переводе Тэн и Фюстель-де-Куланж, а также Дрэппер и Гизо, – книги, находившиеся тогда у моих товарищей-историков. Но ошибка была поправима, – старшие студенты говорили, что всегда можно переписаться, – надо только подать ректору прошение. Впрочем предупреждали, что это будет неприятно папаше, так как он особенно ревновал о своем, богословском отделении. Написал прошение и после ужина иду к А. В-чу. Избрал нарочно тот день, когда мне надо было идти к нему в качестве дежурного по классу и столу. Выходит такой же, как при первом приеме: светлый, ласковый, милый. Благословляет, берет меня под руку и ведет по ковру-дорожке для обычной его прогулки в зале и гостиной. Дрогнуло сердце во мне, но я остался тверд в своем намерении. Спрашивает о столе, о прочитанных лекциях. Тут я вынимаю из левого кармана сюртука прошение… Остановился папаша, отнял руку и стал против меня. «Что такое?» – спрашивает тревожно. Говорю: «Прошение о переводе меня на историческое отделение». – «Как? Почему?» спрашивает. Отвечаю: «Там профессора лучше!» – Увы! И сам Горский у меня попал в худшие профессора. Какую глубокую обиду нанес я тогда! Прости Папаша! «Да кто же, да чем же лучше?» скороговоркой и с волнением спрашивает. «Да вот, говорю, например, Ключевский, Касицын…, а на богословском кто же, кроме Вас?» Увы мне это «кроме Вас». Какая новая обида для А. В-ча. Но я тогда разве понимал, что один папаша стоил больше и стоял выше всех остальных преподавателей Академии вкупе? Со стыдом рассказываю теперь об этих грубостях рязанского бурсака, хотя на рязанской бурсе я жил только один день, ибо на другой был уже изгнан за курение папиросы в гардеробной. Послышался глубокий вздох папаши, какой он часто делал при посещении лекций преподавателей, когда он был недоволен или самими лекциями или же малочисленностью посетителей. А. В-ч начал меня всячески убеждать и уговаривать. Между прочим говорил, что я увлекся историческим отделением и думаю так о богословском по моей неопытности, – что это мне показалось так только на первый и поверхностный взгляд, – что история есть только внешняя и часто мишурная одежда, а что тело и существо в богословии, – не в интересных разных случаях и случайностях и не в остроумно-хитросплетенных комбинациях их, а в идеях и идеалах, раскрываемых богословием в догматах церкви, – и не в блестящих литературных характеристиках разных исторических лиц, а в постижении и проникновении внутреннего божественного смысла истории, руководимой божественным промыслом и осуществляющей божественную волю, – особенно истории Церкви и главнейшее – церковных догматов, как высших и точнейших выразителей исторической истины и пр. в том же роде. Говорил долго, увлекательно и с неотразимой убедительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

В Санкт-Петербургской православной духовной академии открылась II студенческая научно-богословская конференция 21 апреля, 2010. Редакция " Правмира " 20 апреля в Санкт-Петербургской православной духовной академии открылась II студенческая научно-богословская конференция. В ее работе принимают участие более 50 аспирантов и студентов духовных и светских учебных заведений. 20 апреля в Санкт-Петербургской православной духовной академии открылась II студенческая научно-богословская конференция. В ее работе принимают участие более 50 аспирантов и студентов духовных и светских учебных заведений. В качестве докладчиков в конференции участвуют представители Московской, Санкт-Петербургской и Киевской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Белорусского государственного университета и Витебского государственного университета им. П.М. Машерова, а также ряда православных семинарий: Сретенской, Перервенской, Самарской, Казанской, Ставропольской, Рязанской, Калужской, Одесской, Нижегородской, Тобольской, Хабаровской, Смоленской, Костромской, Новокузнецкой, Томской, Воронежской, Саратовской, а также Брянского духовного училища. Цель конференции – предоставить возможность студентам духовных и светских высших учебных заведений изложить в кратких докладах основные положения проводимых ими научных работ, установить дружеские контакты между представителями разных образовательных учреждений, наметить перспективные пути исследований в конкретных сферах. Конференция открылась пленарным заседанием, на котором к собравшимся с приветственным словом обратился ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Он отметил, что в этом году количество ее участников от других вузов увеличилось в полтора раза, что является свидетельством востребованности подобных мероприятий. Ректор рассказал и о другой инициативе, призванной способствовать развитию творческой активности студентов: проводимом в этом году академией совместно с Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга среди студентов и молодых преподавателей духовных и богословских учебных заведений конкурсе «Духовное образование в XXI веке».

http://pravmir.ru/v-sankt-peterburgskoj-...

Один профессор из Рязани пишет, что там ректор и инспектор уволены от должности, не объясняя почему. Неужели Алексий так круто начал свое правление? Мы успеваем; из шести книжек за 1865-й год выдаем теперь третью 278 . Только по слухам, знаю о новых штатах архиерейских. Московский ректор почему-то говорит, что это верх несообразностей всякого рода. Между прочим, указывает на Рязанского, который в звании епископа получал 4000 руб., а теперь архиепископом 1500 рублей. Макарий Орловский 279 написал акафист Антонию Римлянину. Синод определил, что в исправленном виде акафист одобряется в печать, о чем посылается вашему преосвященству указ. Сей указ с рукописью послал Макарий в синодальную типографию, оттуда присылают —135— нам, прося написать разрешение. Мы отказываемся, ибо 1) не рассматривали, 2) нам и не предписано одобрять, 3) одобренное Синодом не подлежит нашему рассмотрению. Видно, и в канцелярии Синода и в типографии потеряли все предания. Обер-прокурор, говорят, нездоров, и между причинами нездоровья то, что отвсюду доходят к нему слухи, что духовенство ругает его. Избрание митрополита в Москву было, говорят, сильным поражением его; дело приписывают Муравьеву преимущественно через Потемкину. Бахметева писала мне, разумеется, от своего кружка, что все довольны назначением этим. 1968 г. марта 11-го. Был у меня А.О. Ключарев и рассказал о будущем митрополите много доброго. Он не любит бумажных жалоб. Раз священник и диакон подают друг на друга просьбы. Он убеждал их мириться, священник не согласился. Он, как во вражде находящихся, не велел им служить до окончания дела, и тем побудил к примирению. Раз или два в год имеет обыкновение созывать к себе духовенство на обед священников и дьяконов с женами. Ключарев передавал еще слова генерал-губернатора. „Я, говорит Долгоруков, повторил во дворце слова, слышанные мною от покойного Владыки об Иннокентии: я не знаю места, которого не был бы достоин преосвященный Иннокентий“. Из Петербурга телеграммой спрашивали московских священников, Иванцова и Благоразумова, не пожелают ли они быть ректорами Рязанской семинарии? Оба отказались. На Леонида более, чем должностные лица, жалуются сельские духовные; недели по две живут из-за такого дела, которое покойный решал в пять минут. Привыкли спрашивать покойного во всех сомнениях, а тут получают выговоры, зачем беспокоят. Предстояла свадьба в одном селе; невеста несколько лет не говела, потребовал имею-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Точный отчет обо всем можно находить в «протоколах Совета Моск. дух. Академии». Профессор рецензент усмотрел в книге: «примеры, свидетельствующие о нетвердости догматических знаний и неясности догматических понятий автора». Первый указывает, что второй неправильно представляет себе «действия таинства крещения», что он в учении о первородном грехе впадает в пелагианское заблуждение, что также не различает Символов веры от Исповеданий веры, т. е. точных и обязательных источников веры от менее точных и т. д. 1041 Таким архиереем, несведущим в истинах веры, был теперь уже покойный Рязанский епископ Иустин Полянский († 1894). Таким образом видно, что не всегда-то судии наши стоят выше подсудимых. Вообще, по нашему мнению, требование, чтобы церковно-историческая наука являлась какой-то служанкой догматического богословия, понимаемого, как хотят, – в самом широком смысле, основывается на каком-то прискорбном недоразумении. В самом деле, мы вполне понимаем, когда нам говорят, что догматика русская должна быть православна, догматика протестантов протестантична и т. д.; потому что догматика есть наука сепаративная, стремящаяся отделить себя непроходимой пропастью от всякой другой догматики. Напротив, церковная история, как действительная наука, не может и не должна служить никаким ча- —723— стным сепаративным интересам. Все церкви, все христианские общества рассматриваются в ней, как единая семья, как единый народ Божий. He ее дело делить христианские народы, подлежащие ее изучению, на овец и козлищ. Она должна показать, какие перемены во всех отношениях случались в церкви христианской, при каких условиях возникли известные христианские общества; но третировать одни общества, как ложно-христианские, другие, как истинно-христианские – дело не церковной истории. Полемика между церквами происходит не на почве церковно-исторической, а на почве сепаративно-догматической, потому что с точки зрения истории все церкви – явления исторически истинные. Церковная история есть среда, где примиряются все противоположности вероисповеданий, как догматика есть, напротив, среда, где живет дух вероисповедной вражды.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в) Донесение комиссии, производившей поверочные испытания по латинскому языку: «На испытание по латинскому языку испытуемым предлагалось перевести несколько стихов из Энеиды Виргилия. Почти все явившиеся к испытанию выказали в большей или меньшей степени умение скандовать латинские стихи. Но далеко не все оказались в состоянии уразуметь смысл и дать точный перевод данных им стихов. Иные из испытуемых обнаружили, кроме малого знания латинских слов, даже недостаточное знакомство с правилами латинской грамматики. Лучшие ответы (5 и 5–) дали: один воспитанник Воронежской семинарии (5), один – Полтавской (5), один – Симбирской (5) один Минской (5–), один – Московской (5–) и один – Саратовской (5–). Затем бал 4½ имеют: пять воспитанников Московской семинарии, два – —355— Новгородской, два – Рижской, два – Рязанской и по одному воспитаннику из семинарий: Вифанской, Вологодской, Вятской, Донской, Курской, Одесской, Тамбовской, Таврической и Тверской». г) Донесение комиссии, производившей поверочные испытания по немецкому языку: «Желавших держать экзамен по немецкому языку явилось 56 человек, – все воспитанники духовных семинарий. На испытании были предложены для чтения и перевода II и III главы Евангелия Матфея. Баллы, полученные экзаменовавшимися, следующее: 5 и 5 – получили 25 человек, 4½, 4 – 15 человек и 3½ и 3– – 16 человек». д) Донесение комиссий, производившей поверочные испытания по французскому языку: «Лиц, изъявивших желание держать испытание по французскому языку, в 1895 году явилось двенадцать. Все экзаменовавшиеся обнаружили удовлетворительные сведения в чтении, разборе и переводе с французского языка на русский». е) Донесение комиссии, производившей оценку сочинений по догматическому богословию: «По догматическому богословию на тему: «Что сказать против мнения, будто надежда на благодатную помощь ослабляет рвение человека к совершению добрых дел собственными силами?» было подано и рассмотрено 83 сочинения, из коих одно принадлежит воспитаннику Виленской гимназии, одно – иностранцу, воспитаннику (не студенту) Московской семинарии, а прочие студентам разных семинарий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—314— нравственной воли ( Ин.5:40:44; 7:17 ; 1Ин.46 ). Таким образом воспитанники представляют христианскую религию не тем словом, которое в устах наших и в сердце нашем ( Рим.10:8 ), но чистейшим этерономизмом: понятно, что по­добные воззрения всего менее могут содействовать развитию ре­лигиозного чувства, а равно и богословствования теоретического, напр. пониманию Св. Писания и Отцов церкви. – Некоторые вос­питанники представляли дело еще более странно, определяя приз­нание догматических истин, как особенную самодельную обя­занность христианина, совершенно не связанную с усвоением евангельских совершенств нравственных. – Относительно пра­вильное разрешение вопроса дали, как сказано, только два воспи­танника – один Орловской, а другой Вологодской семинарии, понявшие, что стремление к добру предполагается в человеке по смыслу темы (в богатом юноше) и постаравшиеся доказать, ка­ким образом вера в Троицу и Богочеловечество дает этому стремлению характер нравственной силы. Затем следует ука­зать на некоторые другого рода достоинства сочинений. Так воспитанники Рязанской семинарии в числе трех проявили обычную в ней силу философского анализа понятий, а остальные два – обстоятельное знание священной экзегетики; последним до­стоинством обладают и оба воспитанника Нижегородской семи­нарии. Религиозное чувство сказывается по преимуществу в сочинениях большинства студентов Московской семинарии, обоих представителей Холмской семинарии и большей части воспитанников Вифанской семинарии, из которых один, ровно как и присланный из Костромской семинарии – проявили способность к рассуждениям аскетического характера, а другой начитанность во Св. Библии. Точностью определений и внешнею стройностью доказательств отличается присланный из Владимирской семи­нарии и двое воспитанников Тульской семинарии». з) Донесение о сочинении по библейской истории»: «Для сочинения по библейской истории дана была тема: «Ретро­спективный взгляд человечества на свое первобытное прошлое, как на время блаженное, постоянное недовольство настоящим и светлые ожидания лучшего в будущем – не уничтожают ли взаимно друг друга и не суть ли на самом деле те иллюзии, которые подметил и характерно выразил ветхозаветный мудрец в Екклезиаст (1:9–11)»?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в) Мало того, – похитил духовную власть и председательство в ней... четырех экзархов: Стефана Рязанского, Митрея Ростовского, Феодосия Новгородского и шляхтича Смоленского ( Феофана Прокоповича) , попежского отродия сущих обливанцев, табачников и усонадсекателей в присутствие (Синод) избра, сам же в них пятый седе рассуждати духовная, на месте отставленного им патриарха 2387 , да не претить ему —5— вводити языческие обычаи и назвася главою. А обычаи эти следующие: „брады брити, платье немецкое носити, власы растити и плести косы, банты привязывати, петли на шеях имети, пукли связывати и лаверж салом намазывати и мукою главы припутривати и табак носом пити и устами курити, и со псы из единых сосудов ясти и всякую давленину и звероядину употребляти и прочая тако поганская деяти, а древние останки благочестивых обычаев до конца истребляти“ 2388 . г) Антихрист, продолжают Странники, имел налагать всем на чело и правую руку начертание имени его ( Апок.13:16, 17 ). „Это“ – заключают они – „те козыри червлены, кои повелел Петр нашивать на плечах верных с надписью: е. р. (еретик, раскольник, отступник), – это императорские гербы 2389 , налагаемые на всем и, между прочим, на билетах, выдаваемых на получение пособия из запасных хлебных магазинов, с целью завлечь под власть свою, как предсказал Ефрем Сирин : „И даст малы снеди, печати ради тоя скверные“; это деньги, имеющие начертание имени его; это, наконец, трехперстное знамение, налагаемое на чело и правое плечо в знак „помрачения ума и направления деятельности на все законопреступное“ 2390 . д) В довершение всего, в качестве антихристовых примет в лице Петра I, приводят и то, будто он, со времени принятия императорского титула, как и предсказанный антихрист, царствовал полчетверти (2) лета, скончался, устроив наперед мысленному антихристу – дом царственный и двор христораспинательный, указом 5 февр. 1722 г. повелев признать объявленного наследника“ 2391 . —6— С сих пор, по учению Странников, антихрист и до ныне царствует на всероссийском престоле, ибо, заключают они, – наследники Петра наследовали от него отступнический титул императора, а вместе с тем и его дух и его дела: а) издавали и издают законы о преследовании раскольников и б) поддерживали и поддерживают все введенные им обычаи 2392 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: Ведомости записать в протокол настоящего собрания для напечатания в академическом журнале. IV. Отношение Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода от 27 февраля за 1768: —58— «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 21 февраля 1902 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Василий Покровский определен на должность помощника инспектора в Рязанскую духовную семинарию. Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сем Совету академии для сведения и зависящего распоряжения». Справка: По распоряжению Преосвященного Ректора Академии кандидату Василию Покровскому дано знать о состоявшемся назначении его на духовно-учебную службу. Определили: Принять к сведению. V. Отзывы о сочинении преподавателя Полтавского епархиального женского училища, кандидата богословия, Афанасия Грановского под заглавием: «Книга Премудрости Соломоновой, как памятник греческого языка своего времени», представленном (в рукописи) на соискание степени магистра богословия: а) исправляющего должность доцента Академии по кафедре еврейского языка и библейской археологии Евгения Воронцова: «Сочинение г. Грановского представляет собою опыт исследования в области греческой филологии. Сам автор подразделяет свой труд на нижеследующие отделы: 1) краткое введение (стр. 1–7), 2) библиологические сведения о книге Премудрости Соломоновой (7–35 стр.), 3) грамматический (этимологический и синтаксический) анализ языка книги Премудрости (37–111), 4) стилистические наблюдения над языком книги Премудрости (111–119) и наконец 5) терминология книги Премудрости, под каковой рубрикой сосредоточены филологические данные касательно – 1) παξ λεγμενα книги (121–147), 2) выражений, тождественных или сближающихся с выражениями у классических писателей или в неканонических книгах Ветхого Завета (стр. 147–185 параллели из классиков, стр. 185–199 таковые из неканонических ветхозаветных книг, написанных по-гречески); этот отдел как по объему, так и по значению, придаваемому ему самим автором, – весьма существенная часть всего исследования (119–199 стр.). К сочинению приложен с особой римской пагинацией (I–XXXI) лексикон слов, встречающихся в книге Премудрости с

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—592— нужна невнимательность читателя или слушателя, чтобы не видеть здесь неверности автора самому себе. Мы почти убеждены, что в слушателях автора это, конечно, не возбуждало недоумений: в проповеди, да еще длинной, трудно запомнить все: помнится, вероятно, только общий тон проповедничества. Но – читатель иное дело: заставит ли его автор забыть, что автор ранее утверждал, будто христианство «не знакомо» с такими «принадлежностями мира» как ученость? – забыть, что «безумные слова, приправленные видом научности» исходят от «крайнего неверия», как будто бы невежество уже непременно верующее (наоборот, оно доставляет еще более диких и скотских отрицателей, только одетых в одежду просвещенных наций: здесь мы могли бы напомнить автору в свое время описанное происшествие в одном из сел рязанской епархии!), вообще забыть то, что мы сейчас выше приводили? Говорим это не по рецензентской наклонности уловлять автора на противоречиях, а вот почему: ныне, к счастью, русские проповеди читаются и людьми образованными; образованный же читатель совершенно легко может заметить это, и потому автору надлежало бы дать не возбуждающее сомнений решение, что же в самом деле – вредным или полезным признает церковная кафедра ученость, просвещение и т. п., а ученые люди сотрудники ли церкви или же враги ее, пока еще не побежденные? Хотя мы думаем, что лучше всего сельскую публику и не наводить бы на подобные вопросы, но однако же думаем и то, что – не в этом заключаются главные данные, по которым проповеди о. Надеждинского должны быть признаваемы или удовлетворяющими или не удовлетворяющими своему назначению. Пусть даже слушатели проповедей его будут настроены так, что наука, ученость – оружие обоюдуострое, и не желая иметь близ себя такого оружия, сохраняют лишь в себе веру, не притязуя на ее оправдание и от науки. Тем не менее мы вынуждаемся думать, что проповеди автора и в отношении к нравственным запросам его исключительно сельских слушателей не всегда достигают надлежащего уровня. – Прежде всего нельзя не заметить в нравственных понятиях, предла-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010