Слав.: «Амоня».    Мул, лошак.    Слав.: «храм». (Халд. и Сир. разумеют дома свои и господ своих).    В евр.: «ворота рыб» или «рыбные».    Вероятно, во второй части города (4Цар.22:14), за второй стеной, которая шла вокруг Офела (2Пар.33:14).    Ср. 4Цар.22:14; Неем.11и Иос. Флав. Antiq. XV. 11. 5. ed. Niese V. 406 сл.    Должно читать: «Иудеи».    Помет, навоз. Глава 2 Соф.2:1—2. Соберитеся и свяжитеся, язык ненаказанный, прежде неже быти вам якоже цвету мимоходящу в день, прежде неже приити на вы гневу Господню: прежде неже приити на вы дню ярости Господни.    Превосходно изобразив суровость войны и великость имеющего наступить бедствия, Он опять благовременно обращает речь к возбуждению в них покаяния, когда уже удобно было убедить их, так как они, надо думать, приведены были в страх. Когда зачерствела душа и управляется сильной склонностью к постыдному и позорному, тогда мы нелегко приходим даже и к желанию принести покаяние, но нередко нас побуждает к этому против нашего желания страх. Итак, призывает их к общению с Собой. Как удалились они от Него и сделались чужими для Него, полагаем, чрез то, что почитали идолов и предавали ум свой на служение собственным страстям; так и наоборот будем думать, что они как бы возвращаются назад и стремятся к общению с Богом, решившись поклоняться Ему одному и повиноваться Его установлениям. «Языком» же «ненаказанным» называет народ Израильский, как презирающий и самую древнюю заповедь и нечестиво отвергающий закон, который руководствует и может приводить к добру всякого рода. Далее выказывает угрозу, что если они не соединятся («свяжитеся») с Ним при помощи только что сказанных нами средств, то ничем не будут отличаться от цветов полевых, быстро погибающих и засыхающих, — и непременно подвергнутся последствиям гнева (божественного). Итак, «дондеже время имамы, да делаим благое ко всем» (Гал.6:10). Пока Владыка попускает нам, будем творить покаяние; соединимся с Ним чрез освящение и веру; ибо таким образом мы найдем защиту для себя в день гнева и смоем с себя нечистоту грехов, прежде чем придет на нас день Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3528...

Хоровод Манаимский (7:1). Манаим, или Маханаим, город в Галааде на восточной стороне Иордана к северу от ручья Иавок. Название города означает два лагеря или два воинских полка, так как праотец Иаков по возвращении из Месопотамии встретил здесь ополчение ангелов. Выражение «хоровод Манаимский» может пониматься в двух значениях: или это указание на хоры или лики ангелов, явившихся Иакову в Маханаиме, или же здесь указывается на торжественные хороводы в воспоминание явления ангелов Иакову, чем и прославился город Маханаим. То и другое мнение может быть принято. Дщерь Надавля , или дщерь именитая (7:2). Если остановиться на имени собственном, то Надав – это священник, сын Аарона, поднимавшийся с Моисеем на гору Синай, но позднее принесший чуждый огонь в скинии, за что был Богом лишен жизни. Пшеница , с ворохом которой сравнивается чрево Суламифи (7:3). Это хлебное растение, в изобилии росшее в Палестине. Сама Святая Земля именуется землей пшеницы ( Втор. 8:8 ). Озерки Есевонские , что у ворот Батраббима. Есевон (изобретение) – город на восточной стороне Иордана, столица Сигона, царя Аморейского. Есевоном владели моавитяне, аморреи, израильтяне. Город расположился в горах. В скалах были высечены цистерны, одна из которых сохранилась поныне. С этими «озерками Есевонскими» и сравниваются глаза Суламифи. Цистерны в скалах Есевона, отражая небо, действительно напоминали глаза, устремленные к небу. Одновременно цистерны были и рыбными прудами. Бат-раббим (дочь многих) – это ворота в Есевоне. Около этих ворот и находились рыбные пруды-цистерны. Название Бат-раббим могло указывать на большую населенность города Есевона. Башня Ливанская , обращенная к Дамаску. Нет исторических сведений о такой башне. Возможно, Соломон имел в виду летний дворец на Ливане, слывший под названием башни, обращенной к Дамаску. Кармил (гора сада) – одна из самых красивых гор Святой Земли. Это вершина одноименного хребта, выдающаяся северным концом своим в Средиземное море. На юг от нее находится Саронская долина. В горе много пещер и гротов. В отличие от вершин Ливанских гор, покрытых снегом, гора Кармил круглый год одета прекрасной зеленью, действительно, она, гора сада, где растут виноград, оливки, дубы... О красоте Кармила не раз говорится в Священном Писании ( Мих. 7:14 ; Ис. 35:2 ). Потому и сравнивается голова Суламифи с цветущей красотой горы Кармил.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Назовем теперь ворота Иерусалимские. С запада, у замка Давидова: Бабуль-Халиль, так названные потому, что они ведут чрез Вифлеем в Хеврон, называемый арабами Эль-Халиль; это также ворота Яфские и врата Юдоли, упоминаемые у Неемии ( Неем 2:13 ; 2Пар 26:9 ). Обогнув вдоль стен западный угол города и направясь по северной стороне, – нет других ворот кроме Дамасских. Мы говорили уже, что эта западная угловая часть Иерусалима, где находится святая Голгофа, не была застроена, и что древние стены составляли тогда входящий угол, а теперь этот угол выходящий. Во входящем углу древнего Иерусалима было двое ворот, с одной стороны железные, а с другой Судные; эти последние находятся теперь на конце Страстного пути. Нынешние ворота Дамасские, Бабуш-Шам, падают на местность древних врат, упоминаемых у Неемии ( Неем 3:6; 12:39 ). После ворот Дамасских следуют ворота Бабуль-Саххара, это ворота Иродовы, также Ефраимские, или Вениаминовы; они теперь закладены, но в них есть калитка. На восточной части Иерусалима существуют теперь одни ворота, это Гефсиманские или Св. Стефана; мусульмане называют их: Бабус-ситти Мариам, именем Пресвятой Девы Марии, поблизости Ее гробницы; они занимают место древних ворот Овчих, по указанию Неемии и Святого Евангелиста Иоанна ( Неем 3:1–32; 12:39 ; Ин 5:2 ). Между этими воротами и северо-восточным углом иерусалимских стен были врата рыбные, названные так у Неемии ( Неем 3:3; 12:39 ; 2Пар 33:14 ; Соф 1: 10 ) и в других местах Библии. Продолжая путь от ворот Гефсиманских, встречаем мы закладенные золотые ворота, Бабуль Дарагие; это, вероятно, библейские ворота Мифкад; близ них были, при повороте горы Мории с востока на запад, врата Конские; это угол коний врат восточных Пророка Иеремии. По южной стене, противу Силоама видны также закладенные ворота Мограби; это врата Гнойные, Неемии (Porta Sterquilinaria); тут также есть калитка, которою располагают одни жители мечети Омаровой; она ведет в палисадник, принадлежащий мечети. Близ ворот Гнойных были врата водные; вероятно, над самым источником Силоамским на оконечности горы Сионской, которая входила тогда в состав города. Теперь с южной стороны Иерусалима существуют одни ворота Сионские, противу мечети, занимающей место Тайной Вечери; они называются мусульманами Бабуль-Неби-Дауд; то есть Пророка Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Великие скорби дня Господня постигнут не одни передовые и руководящие классы народа, но и всех жителей Иерусалима (как и всей Иудеи), и особенно ощутительны будут предстоящие лишения для людей богатых. Ст. 10 и 11 и рисуют картину всеобщего бедствия в Иерусалиме. Враг вступит в Иерусалим с севера, и потому наименовываются пункты, лежавшие в северной части Иерусалима: 1) рыбные ворота шаар-гаддагим, 2) вторая часть города гашне, 3) холмы, гебаот, 4) долина, махгеш. Положение всех этих местностей ввиду недостаточности данных о топографии древнего Иерусалима, может быть указано лишь с приблизительною точностью. Рыбные ворота, еврейское название которых – шаар гаддагим – неудачно передано у LXX-mu: πλη αποκενταντων, слав. от врат избодающих (вероятно, LXX вм. гаддагим читали горегим – «убивающие»), упоминаются еще во 2Пар 33.14 , Неем 3.3, 12.39 . Блаж. Иероним в комментарии своем дает неточное указание о положении этих ворот: «воротами рыбными назывались те, которые вели в Диосполис и Иоппию, среди всех дорог Иерусалима это была ближайшая к морю» (с. 251). Судя по этому сообщению, рыбные ворота должны были находиться на западной стороне Иерусалима. Но в действительности, как видно особенно из Неем 12.39 , рыбные ворота лежали на северной стороне города, быть может, на месте нынешних Дамасских ворот, в средине второй стены Иерусалима близ рыбного рынка ( Неем 13.16 ) (См. Толков Библия , т. III, с. 615 и 644). Выражением: вторая (часть города), «гамишне», которое у Иосифа Флавия, Древн. 15:11, 5, передается словами: λλη πλις, обозначается северная часть Иерусалима, расположенная на холме Лира и лежавшая между первою и второю стеною города (св. Толков. Библия, т. I, с. 248). LXX – π τσ δευτρας – и Вульгат – a secunda понимают слово гамишне в смысле ворот, но 4Цар 22.14 ; 2Пар 34.22 (где «вторая часть» представляется, между прочим, местом жительства пророчицы Олданы) не благоприятствуют такому пониманию. – Положение «холмов», гебаот, не может быть определено с точностью; однако местонахождение их в северной части города, ввиду общего контекста ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Храмы, башни и ворота Соловецкого монастыря Пять основных мощных оборонительных башен стоят по вершинам кремлевского пятиугольника. Остальные башни — дополнительные. Ширина гранитных валунов, из которых сложены башни, доходит до 1,5 м, масса — до 7 т, высота без шатров — около 15 м. Толщина стен на уровне пола — 6 м, с высотой доходит до 3,5 м. Отличительная черта соловецких башен — их коническая форма. Изначально на башнях не было шатров, они заканчивались боевыми зубцами. Шатровые крыши появились b XVIII beke. В боевых камерах ярусов башен стояли пушки. Святые ворота. Главный, парадный вход в монастырь . Фото Vitold Muratov/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Успенская башня (Оружейная). Здесь хранилось монастырское оружие . Фото Виктора Куркова Рыбные ворота (Сельдяные). Служили для ввоза в монастырь рыбы . Фото Fercu 69/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Корожная башня (Сторожевая). Фото Юрия Бродского solovki.ca . Дозорные в башне следили за морем и сушей; недалеко от башни — корги, небольшие каменистые островки Никольская башня (Северная). В честь святителя Николая, которого особо почитали на Русском Севере . Фото Mihail Vasiliev/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Никольские ворота. Находятся около Никольской башни . Фото Visem/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Квасоваренная башня. Находится напротив монастырской квасоварни . Фото Ta2014/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Квасоваренные ворота. Находятся в торце пристенка, названы по квасоваренной службе, находившейся возле них Поваренная башня. Фото Виктора Куркова. oldboy.icnet.ru Находится напротив монастырской поварни Поваренные ворота. Находятся в торце пристенка, названы по поваренной службе, находившейся возле них Святоозерские ворота. Выходят к Святому озеру . Фото Aepyceros melampus/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Архангельская башня (Южная, Водяная). В честь придела Михаила Арханела в Спасо-Преображенском соборе, башня выходит на Святое озеро, из которого монастырь снабжался водой . Фото Новинской Г./Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Архангельские ворота.

http://sever.foma.ru/hramy-bashni-i-voro...

Многие думают, что в историческом значении отнесенное нами ко времени Вавилонян, должно быть понимаемо относительно первого пришествия Спасителя, когда за чрезмерные прегрешения и неистовые крики народа: «Кровь Его на нас и на сынах наших» ( Мф.27:25 ), Иерусалим был окружен войском и толпа злоречивых детей была пожрана двумя медведями, именно Веспасианом и Титом (сравн. 4Цар.2:23–24 ). Правда, такое понимание более соответствует нашей вере, но при этом мы должны знать, что пророчество может соответствовать и предшествующим историческим событиям, или даже, что первое пленение есть прообраз второго плена и окончательного разрушения Иерусалима. А так как adagim ( ) в Еврейском несомненно обозначает не: ворота укалывающих, а ворота рыбные, то в переносном значении необходимо заметить то, что в Иерусалиме есть ворота рыбные, чрез который вносят рыб хороших, которые отделены от рыб негодных, а те, которые, при входе остальных, останутся вне, горько возрыдают. Несомненно и то. что в конце при уничтожении мира возрыдают от ворот первых те, которые не сохранили своего крещения; от ворот вторых возрыдают те, которые не принесли покаяния во грехах своих. И будет великое сокрушение на холмах, которые по причине грехов не склонились, чтобы подчинять выю свою и оплакать преступления свои. В самом деле, ведь чрез эти двое врат крещения и покаяния совершается или вступление или возвращение в Иерусалим, т. е. в Церковь Божию. Слово pila (толчея), по еврейски выраженное словом machthes ( ) и переведенное у Акилы ες τν λμον, не должно быть читаемо с первым кратким слогом, т. е. не должны мы понимать его в значении σφαρα (шар), но с долгим слогом, чтобы знать, что говорится здесь о предмете, в котором толкут жито, о предмете, имеющем пустоту, и пригодном для употребления у врачей, в котором главным образом толкут ячменные зерна. Может быть, кто-нибудь скажет, что он понял, что значит слово pila, но хочет знать, почему оно употреблено в настоящем месте. Так как раз уже началось описание взятого города в словах: «Страшный вопль от ворот рыбных и рыдания от ворот вторых, и великое терзание от холмов», то и теперь сохраняется постепенность в порядке описания и говорится о рыданиях тех, которые населяют долину Силое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

А у того ж хлебного анбара занок нутряной. Посторонь тово хлебново анбара погреб с напогребником, двери на станинах. А по другую сторону тово хлебново анбара маленькой анбарец. А в том анбарце монастырьская всякая рухледь: пять хомутин лошединых без гужов лежат просты; да на лошедях работных пять хомутов з гужами. А в том же анбарце девятеро шлей ременных, да две черты железные, да рыбные сети старые в ысподней жыре, да осмеры сохи; да в верхней жире сети рыбные новые, частухи, да десять фунтов укладу (стали), полица железная – печи закрывают; да лук стреляльной, роговой, без тетивы; а что положил с Лядин мужик, в бельцах, что был Игнатей, пищаль и та ево пищаль на лицо есть; да монастырьской ризец (резец) – ковши делают; да шесть скоблев; да тридцать косей (ручек деревянных для кос) горбушных, да два косаря жалезных, да шерсти битой три фунта, да прядева в моту четырнацать пасм; да на Орлову сторону (5 деревень, носящие одно название,) «дано ткати черново сукна шестьдесять пасм на сукно; да шерстишка в бурачке з гривенку (с фунт), да четверы гужы новые, простые, не в хомутах, шесть сиделок конских, патеры дерева хомутинные, простые, два заступа маленьких, что сени – скребут – мост; да невод большой – рыбу ловят – озерской, две куръшы рыбных, что в Челме закладовают весною. Да в том же анбаре пищальной ствол. А замок у того анбарца весучей, круглой, маленькой». «Да круг монастыря заплотин четырнацать звен, да на монастырь ворота». «У холодной церькви в паперте казенной чулан, а в том чулане конат старой конопляной – церькви строить, да три веревки сетные, конопляные. Да в паперти холодной сеть неводная, частая, да безмен – гиря железная; восмь хомутин необшитых. – Тканых портен пятдесят три аршина, рубаха, да портки шитые, новые, да штаны ровдужные, да аршын железной. Да платия в том казенном чулане: две шубы новые, шерьстию черные, да кафтан серьмяжной, новой, черьной, да белий кафтан серьмяжной новой, да ряса новая суконная – черьного сукна. Да на работниках платья – посильное дело: по двои портки, да по две рубахи дано им; да пол пуда конопля куплено нынечь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

228 Каличьи, или Конюшенные, ворота находились под Каличьей, или Конюшенной, башней, которая располагалась против Конюшенного двора. Ворота назывались Каличьими, первоначально – Калитичьими, поскольку в них была калитка, которой пользовались, когда сами ворота были закрыты. 229 Ярославский Толгский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, основан на месте явления в 1314 г. чудотворной Толгской иконы Божией Матери, при впадении в Волгу р. Толги. В Смутное время обитель была разорена поляками. 230 Житный двор находился в северо-восточном углу монастыря, между восточной линией келлий и оружейным амбаром, стоявшим у северной стены. В середине XVII в. сохранялась житница, поставленная прп. Никоном на месте Сергиевой, сгоревшей в 1408 г. во время татарского нашествия. Именно от порога и угла этой житницы люди брали щепки для излечения зубной боли, о чем упоминает Азарьин в своем предисловии к добавлениям 1653 г. 232 Монастырь в честь Покрова Пречистой Богородицы и Свт. Николая в г. Балахны Нижегородской губернии, основан иеромонахом Пафнутием в первой половине XVI в., упразднен в 1764 г. 233 Новгородская область делилась на пять частей – пятин. Такой вид административного деления встречался и в некоторых других местах России. 234 Согласно русской благочестивой традиции, по отношению к иконе не применялись слова «купить» или «продать», а только «выменять», даже и в тех случаях, когда «выменивание» происходило на деньги. 236 Печерский Вознесенский монастырь близ Нижнего Новгорода, основан около слободы Старые Печеры в 1329 г. иноком Киево-Печерской Лавры прп. Дионисием († 1385, память 26 июня). Монастырь был назван в честь иконы Печерской Божией Матери, принесенной прп. Дионисием из Киева. 237 Жильцами назывались дети бояр, дьяков и подьячих, проходившие первую службу на царском дворе и служившие на посылках. 239 На участке Волги от города Тетюшей до Черебаева находились монастырские рыбные ловли, дарованные Иваном Грозным. Златые горы – высокий правый берег Волги, в отличие от левого, пологого.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

7:4 Очи твои яко озера во Есевоне, во вратах дщерей многих. 7:5 Глаза твои – озерки Есевонские, что у ворот Батраббима. Есевон – город в горах на восточной стороне Иордана. Там в скалах были высечены цистерны, одна из которых сохранилась даже доныне. Эти цистерны и были, скорее всего, озерками Есевонскими . В скалах Есевона они отражали небо, напоминая очи, устремленные к Небу. Очи Суламифи-Невесты, очи Церкви Христовой, очи ее прозорливцев и пророков, всегда «высоко в горах», всегда устремлены к созерцанию небесных тайн. Благочестивая душа всегда взирает на Небо, стремясь к нему и скучая о нем, никогда не забывая, что там ее вечная Отчизна. Ворота Бат-раббима (дщерей многих) – это ворота в Есевоне, около которых и находились рыбные пруды-цистерны (езера). Название врат города могло указывать на большую его населенность. Это великое множество тех, очи которых отверз Христос. Мысленным очам их сердца открывались тайны Неба. Название города Есевон означает «размышление». Это те, кои о горнем помышляют, а не о земном ( Кол. 3:2 ). Бл. Феодорит видит в сравнении очей Суламифи с озерками Есевонскими и несколько иное значение. По бл. Феодориту, Церковь как через многие врата, через многие уста пророков и апостолов приемлет потоки Божественного учения и уподобляется озерам (Есевонским). Напоенная этими струями учения, она погружается в размышления (=Есевон) о Божественных тайнах. «Сим показует жених, что очи душ благочестивых суть яко езера, Божественныя восприемлющыя струи и безпрестанно преизобилующыя, так как они чрез многия врата (ибо вратами уста иносказательно нарицаются) множество вод в себя приемлют. Ибо оне от великого Моисея, и от Иисуса Навина, и от Иеремии, и от Даниила, и от Иезекииля, и от дванадесяти Пророков, и от Божественнаго Евангелия, и от святых апостолов и учителей, после них бывших, спасительныя струи приемлют». 7:4 Нос твой яко столп Ливанский, смотряяй лице Дамаска. 7:5 Нос твой – башня Ливанская, обращенная к Дамаску. Если очи видят, уши слышат, то нос – обоняет. Нос твой яко столп Ливанский. Среди ароматных кедровых рощ гор Ливанских имел Соломон, судя по словам этого текста, башню (столп), прекрасный дворец. Ливан означает божественное благоухание, приятный фимиам ладана, воскуряемый Богу от кадильного жертвенника. Господь же возниспосылает благодать Святого Духа. Приведем молитву благословения на кадило: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Церковь -Невеста обоняет божественный аромат Святого Духа и сама становится «Христовым благоуханием Богу» ( 2Кор. 2:15 ). Это благоухание делается иногда даже внешне ощутимым. Так, Н. Мотовилову дано было ощутить благоухание Духа в общении с прп. Серафимом Саровским . Многие обоняли это благоухание от святых мощей или мироточивых икон. Апостол пишет о «благоухании познания» о Христе ( 2Кор. 2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В силу того же указа 1797 г. об улучшении материального положения монастырей, Ризположенский монастырь получил 25 десятин пашенной земли близ дер. (ныне села) Шиповой слободки и рыбные ловли в копаном пруде в с. Мордыше. Ассигновки на ремонт монастыря продолжались и в начале XIX столетия. Согласно прошению игуменьи Аполлинарии от 1803 г., донёсшей, что колокольня близ Сретенской церкви во многих местах треснула и грозит падением, Консистория разрешила постройку новой колокольни. Колокольню эту решено было сделать грандиозной; образована была строительная Комиссия из архимандрита Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Мельхиседека, протопопа Ризположенского монастыря Виноградова и благочинного Покровского девичья монастыря священника Михаила Троепольского. По контракту взялся строить колокольню крестьянин с. Ставрова (Владимирского уезда) Иван Филипов в 1814 г. (по 8 р. с тысячи за кладку нового кирпича и по 10 р. из старого кирпича). Колокольня выстроена была на новом месте, с восточной стороны монастыря, для чего были разобраны бывшие в стене ворота, башня и часть стены, которые все выстроены вновь в 1816 г. суздальцами каменщиками «бобылями» из Никольской слободы (что принадлежала Покровскому монастырю) Михаилом, Егором и Николаем Ивановыми Пономаревыми. Это та самая грандиозная колокольня с колоннами в стиле того времени, которая стоит без изменения и до настоящего времени. Она четырёхъярусная; всего в высоту имеет 98 аршин; из них каменной кладки 81 аршин и шпиц с железным крестом 17 аршин. На постройку её потребовалось несколько тысяч рублей. В это время несколько увеличено и казённое содержание монастыря – ассигновано, между прочим, на починки монастырских зданий 150 рублей в год. Подвиги юродивой Марфы Яковлевны Сониной; Дальнейшая история монастыря; Список настоятельниц В конце XVIII и начале XIX столетия в Ризположенском монастыре подвизалась и пользовалась большим уважением Суздальцев юродивая Марфа Яковлевна Сонина 22 М. Я. Сонина родилась в 1723 г. в бедной мещанской семье в г. Суздале и рано осталась сиротой после смерти своих родителей, живших в Воскресенском приходе и погребённых при церкви Воскресения Христова. Живя до 20-летнего возраста в большой семье, состоявшей из нескольких женатых братьев, их жён и детей, и других сестёр, Марфа Яковлевна выучилась грамоте и привыкла к неустанному труду. Но семейная жизнь в их доме, как это часто бывает в больших семьях, шла плохо: жены братьев ссорились между собою, ссорили и братьев и всех других членов семьи, и эти семейные неурядицы производили на девушку с добрым и отзывчивым сердцем такое тяжёлое гнетущее впечатление, что она решила раз навсегда отказаться от семейной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010