Глава 3 1–32. Восстановление Неемией стен Иерусалима и перечень лиц, потрудившихся над этим делом. III гл. кн. Неемии, описывающая построение т. н. второй стены Иерусалима и называющая много мест в нем, имеет чрезвычайно важное значение для изучения топографии свящ. города в период библейский. Но, к сожалению, указания рассматриваемой главы не везде определенны. Равным образом, не во всех пунктах тверды и те представления о топографии древнего Иерусалима, которые составлены на основании других свидетельств и в особенности на основании раскопок. Исследованиями Вильсона на юго-зап. холме, раскопками Уоррена вблизи площади храма, Гутэ – на Офеле, Русского Палестинского Общества на северо-зап. стороне древнего города, трудами Английского Палест. Общества и многолетними работами архитектора Шика выяснено немало спорных вопросов, связанных с местоположением Иерусалима. Но все-таки и доселе в этой области остается много проблематического. Вследствие этого, а также по причине неполноты текста III гл. Неемии и вероятной поврежденности его, топографические указания главы не всеми исследователями понимаются одинаково и некоторые отдельные пункты стены Неемии, названные в рассматриваемом месте, могут быть указаны только предположительно. Описание стены в 3 гл. начинается с Овечьих ворот, лежавших на северной стороне, недалеко от сев.-вост. угла храмовой площади. Далее отмечаются в западном направлении отдельные пункты стены (башни Меа и Хананела, ворота Рыбные, Старые), которые все находились на северной стороне. Поворачивая к юго-зап., стена, как видно из последующего описания, приближалась к старой (Соломоновой) северной стене, с которой она соприкасалась, вероятно, вблизи теперешней башни Давида, отождествляемой с упоминаемой у Неемии Печной башней. Отсюда стена шла прямо к югу до юга-зап. оконечности юго-зап. холма и направлялась по краям его. Вблизи названной оконечности были ворота Долины, а на востоке от них, на юго-вост. углу упомянутого холма – ворота Навозные. На южной стороне города, пересекая долину Тиропеон, стена подходила к юго-вост. холму, на южной оконечности которого, вероятно, были ворота Источника. С этого пункта поворачивала к северу и шла параллельно Кедронской долине. В этой (восточной) части стены, на юго-восток от храма, находились, по-видимому, Конские ворота. Достигнув сев.-вост. угла храмовой площади около угольного жилья (ст. 31), стена загибала на запад и подходила к недалеко отстоявшим от угла Овечьим воротам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Храмы, башни и ворота Соловецкого монастыря Пять основных мощных оборонительных башен стоят по вершинам кремлевского пятиугольника. Остальные башни — дополнительные. Ширина гранитных валунов, из которых сложены башни, доходит до 1,5 м, масса — до 7 т, высота без шатров — около 15 м. Толщина стен на уровне пола — 6 м, с высотой доходит до 3,5 м. Отличительная черта соловецких башен — их коническая форма. Изначально на башнях не было шатров, они заканчивались боевыми зубцами. Шатровые крыши появились b XVIII beke. В боевых камерах ярусов башен стояли пушки. Святые ворота. Главный, парадный вход в монастырь . Фото Vitold Muratov/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Успенская башня (Оружейная). Здесь хранилось монастырское оружие . Фото Виктора Куркова Рыбные ворота (Сельдяные). Служили для ввоза в монастырь рыбы . Фото Fercu 69/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Корожная башня (Сторожевая). Фото Юрия Бродского solovki.ca . Дозорные в башне следили за морем и сушей; недалеко от башни — корги, небольшие каменистые островки Никольская башня (Северная). В честь святителя Николая, которого особо почитали на Русском Севере . Фото Mihail Vasiliev/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Никольские ворота. Находятся около Никольской башни . Фото Visem/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Квасоваренная башня. Находится напротив монастырской квасоварни . Фото Ta2014/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Квасоваренные ворота. Находятся в торце пристенка, названы по квасоваренной службе, находившейся возле них Поваренная башня. Фото Виктора Куркова. oldboy.icnet.ru Находится напротив монастырской поварни Поваренные ворота. Находятся в торце пристенка, названы по поваренной службе, находившейся возле них Святоозерские ворота. Выходят к Святому озеру . Фото Aepyceros melampus/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Архангельская башня (Южная, Водяная). В честь придела Михаила Арханела в Спасо-Преображенском соборе, башня выходит на Святое озеро, из которого монастырь снабжался водой . Фото Новинской Г./Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Архангельские ворота.

http://sever.foma.ru/hramy-bashni-i-voro...

Астрахань. Кремль. Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкий собор Троицкого монастыря в Астрахани. Дата постройки: 1697-99гг.  Место: г.Астрахань, Кремль. Заказчик: митропилит Савватий.  Материал: кирпич. Функция: монастырский собор. Тип: крестово-купольный четырехстолпный трехапсидный с пониженными подпружными арками; пятиглавый; ветви креста и угловые компартименты перекрыты крестовыми сводами, с круглыми столбами. Композиция: осевая симметрия, на подклете, с трех сторон одноярусные галереи. Из кн. Воробьев А.В. Астраханский Кремль. - Астрахань, 1958. Монастырский собор, изначально деревянный, был построен на этом месте уже в 1576 г. Инициатором его постройки на северном склоне бугра был игумен Кирилл - один из первых православных миссионеров края. Об этом известно благодаря царской грамоте Царя Иван Васильевича, в которой говорится, что он жалует «богомольца своего игумена Кирилла» всевозможными льготами за то, что он «... в монастыре общую обитель построил и храм Живоначальной Троицы поставил». Инициатором строительства современного каменного храма был митрополит Савватий. По существовавшим тогда правилам, монахи Троицкого монастыря имели в городе торговые лавки и беспошлинно в них торговали, кроме этого монастырю принадлежали рыбные ловли (учуги). Это позволило накопить достаточно средств для строительства каменного собора, который был возведён к 1603 г. В те времена в Астрахани были не редки крупные пожары, так в 1623 г. пожар бушевал не только на территории города, он перекинулся и на кремлевский двор. После пожара Троицкий монастырь был в скором времени восстановлен. В 1700 г. Троицкий монастырь был приписан к Троице-Сергиевой Лавре, в ведении которой находился до 1764 г. С 1765 по 1807 г. монастырские здания находились под управлением Приказа Общественного призрения, и астраханские власти даже решили сломать все сооружения монастыря. Кельи и Святые ворота разобрали, кирпич пошел на сооружение гимназии, настала очередь церквей, но астраханский архиепископ Анастасий Братановский сумел их отстоять.

http://sobory.ru/article/?object=06838

В тот день мы с младшей дочкой Машей приехали в Оптину пустынь. Специально сбежали из Москвы в монастырь на неделю оптинских праздников, которые идут там в это время один за одним. Если честно, будь моя воля, я бы там вообще поселилась. Но воли Божией, видимо, пока нет. Оптину я люблю абсолютно за всё. Оптину я люблю абсолютно за всё: за то, что Бог здесь близко; за слезы очищения; за огромное количество чудес, которые здесь со мной происходили За тот первый мой приезд почти двадцать лет назад после «Пасхи красной». Я вошла через ворота, и душа запела, почувствовала, что это ее место силы… За то, что Бог здесь близко… За слезы очищения… За тишину и умиротворение… За огромные сосны до небес, которые, наверное, еще видели старцев… За журчание Жиздры... За неспешную монашескую молитву… За огромное количество чудес, которые здесь со мной происходили… Даже за оптинские рыбные пельмени люблю… Еще очень люблю за встречи. Сколько же их здесь было… Со сколькими прекрасными людьми я здесь познакомилась. С кем-то мы дружим до сих пор. А иногда эти встречи быстрые, мимолетные. Несколько взглядов, несколько слов. Но в этих взглядах и словах – душа человеческая, что-то очень важное, что хочет сказать мне Господь. Несколько минут, иногда – секунд, но это уже целая история. Да, за истории я Оптину тоже очень люблю. Особенно за такие, которые мелькнули короткой вспышкой перед глазами. А ты потом думаешь, думаешь, вспоминаешь… Так было и в тот день. Я припарковала машину на монастырской стоянке. Пока выгружала коляску, разные наши вещи, а Маша сидела внутри, ко мне подошел какой-то мужичок. По виду не совсем бомж, но и не из «цивилизованных» явно. – Собираю на помощь храму в Луганской области… Не поможете? Если честно, помогать я не хотела. Во-первых, денег с собой было немного, а во-вторых, скорее всего, он врал. Ну, я так подумала. Я уже там видела нищих, которые сегодня спасались от потопа в Крыму, потом, на волне, были беженцами с Донбасса… Одни и те же люди. Но, с другой стороны, а кто знает, может, и не врал. И, в конце концов, я приехала в монастырь просить у Бога разных милостей. Будет странно, если я при этом не окажу милость другому.

http://pravoslavie.ru/148992.html

Свой расцвет монастырь получил в конце XVI - haчaлe XVII веков. В это время во владении монастыря находились боле сотни российских деревень и сел, несколько мельниц, бортные и охотничьи угодья, скотные дворы, рыбные ловли, в таких городах как Дорогобуж, Вязьма, Москва, Смоленск у него имелись свои монастырские подворью и тоговые лавки. В самом kohцe XVI века в Болдинском Свято-Троицком монастыре было развернуто крупное каменное строительство. Возводились пятикупольный Троицкий собор, трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы, колокольня. Большой " удар " по Болдинскому монастырю нанесло Смутное время, попавшее на haчaлo XVII века, и нашествие поляков. С 1617 по 1654 годы Дорогобужскиие земли находились под управлением Польского королевства, а в нем государственной религией являлось католичество. Монахи монастыря во время Смуты большей частью покинули его, а затем земли и сам монастырь был передан Смоленскому иезуитскому коллегиуму (учебное заведение католической церкви). После 1654 года, когда Москва вновь отвоевала у поляков Дорогобужскую землю, монастырь был восстановлен, однако владения его заметно были сокращены, и составляли ко второй половине XVII века около двух десятков деревень. 1764 год ознаменовался тем, что императрица Екатерина II отобрала у монастырей их земли, которые впоследствии были розданы дворянам. Это стало причиной упадка монастырей, очень большое количество которых из-за бедности становились недействующими. В это время выжить Болдинский монастырь смог благодаря благотворительным взносам прихожан, одним из крупных пожертвователей был князь Андрей Долгоруков. Монастырь испытывает свой расцвет в 70-80 roды XIX века. Настоятелем был назначен иеромонах, а затем архимандрит Андрей (Васильев). В его управление, в течение 24 лет, были восстановлены и отремотированы все храмы и здания монастыря, построены новые Святые ворота, кельи, постройки для хозяйственных нужд, гостиница, настоятельский дом, мельница на озере, просфорная, посажен огромный сад. На месте, где когда-то была келья преподобного Герасима (основателя), примерно в 50 м от монастыря, была отстроена каменная часовня. На основе древних списков архимандрит Андрей написал и издал " Житие преподобного Герасима " .

http://sobory.ru/article/?object=10903

будем строить. Замысел Неемии встретил искреннюю поддержку со стороны начальствующих в Иудее и в этом сказалось Божие благоволение (см. ком. к Езд. 1,5 ). 2:19–20 Враги Израиля высмеивают попытку восстановления городских стен, на что Неемия отвечает, что Бог «благопоспешит» строителям. 2 Санаваллат... Товия. См. ст. 10 и ком. Гешем Аравитянин. Третий, наряду с Санаваллатом и Товией (ст. 10), противник Неемии. Возможно, Гешем предводитель арабов, контролировавший территорию к югу от Иудеи. Теперь Неемия оказывается с трех сторон окруженным врагами: Санаваллат на севере, Товия на востоке и Гешем на юге (см. ком. к 4,7.8). 2 Бог Небесный. См. ком. к 1,5. благопоспешит нам. Неемия просил у Бога помощи в достижении своей цели (1,11); теперь же он выражает полную уверенность в том, что всемогущий Бог дарует Своему народу успех. вам нет части. См. ком. к Езд. 4,3 . Глава 3 3:1–32 Неемия подчеркивает, что вся совокупность народа Божиего, а не только одни великие вожди, необходима для исполнения Божественного искупительного замысла (ср. Еф. 4,16 ). 3 Елияшив. Внук Иисуса, первосвященника во дни Зоровавеля (см. ком. к Езд. 2,2 ). Овечьи ворота. Эти ворота находились на северо-восточном углу городских стен (ср. Ин. 5,2 ). Описание строительства в следующих стихах идет против часовой стрелки, до тех пор, когда снова упоминаются Овечьи ворота (ст. 32). от башни... до башни. Эти башни находились на северном отрезке стены, т.е. на участке, наименее благоприятном для обороны. 3 Ворота Рыбные. Главный въезд в город с северной стороны ( 2Пар. 33,14 ; Соф. 1,10 ), которым, вероятно, и воспользовались купцы, упоминаемые в 13,16. 3 знатнейшие из них не наклонили шеи своей. Т.е. не все сыны Израиля откликнулись на творимое Богом через Неемию. 3 Старые ворота. Они располагались на северо-западном углу городских стен. 3 стены широкой. Эта стена была расположена с западной стороны города. 3 против дома своего. Иедаия, как и все прочие строители, работал на участке стены, ближайшем к своему дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Соф.1:9 . И отмщу яве на вся предвратныя в день той, исполняющия храм Господа Бога своего нечестием и лестию. С Евр: «посещу в тот день всех, которые перепрыгивают через порог, которые наполняют дом Господа своего насилием и обманом». LXX, повидимому, имеют в виду священников, которые, во время служения, жили в предверии храма 13 , т. е. близ самого храма, и которые наполняли храм Божий своим нечестием и обманами, т. е. приносили вещи и дары в храм, похищенные у других неправдою и обманом. или которые лицемерили в храме, представляясь святыми, когда на самом деле были нечестивы. Т. е. в день нашествия врагов (Халдеев) Я поражу, говорить Господь, всех священников, живущих при храме, которые наполняли дом Господа Бога своего неправдами и обманом. С Еврейского переводят и понимают различно толковники 14 . Соф.1:10 . И будет в день он, глаголеть Господь, глас вопля от врат избодающих, и плачь от вторых, и сотрение велие от холмов. С Евр: «и будет в тот день, говорит Господь, вопль у ворот рыбных, и рыдание у других ворот, и великое разрушение на холмах». Теперь пророк говорит о том, что случится, когда Халдеи вторгнутся в Иерусалим. Тогда настанет, говорит он, страшное поражение, вопли избиваемых будут слышимы от ворот рыбных (избодающих 15 ). Рыбные ворота находились в Иерусалиме, в стене, окружавшей нижний город. О царе Манассии говорится, что, возвратясь из Вавилона, он «построил внешнюю стену города Давидова, по западной стороне Геона, по лощине и до входа в рыбныя ворота» ( 2Пар. 33:14 ). Тогда, продолжает св. пророк, будет плач от вторых, т. е. от вторых ворот, или от второй части города, о которой упоминается в 4-й книге Царств, где жила при царе Иосии пророчица Олдама ( 4Цар. 22:14 ). Эта часть города называлась нижним городом. Т. е. будет страшный вой Иудеев, убиваемых Халдеями, такой вопль, который будет слышим как в верхней, так и в нижней части города, по всему Иерусалиму. Тогда же, говорить пророк, будет сотрение велие от холмов, т. е. тогда будет великое разрушете, по бл. Иерониму, «от Сиона и верхней части города», или от холмов, которые окружали нижний город. «Когда враги разобьют городскую стену, поясняет бл. Феод., и отворят врата, тогда с восклицанием и воплем побежите укрыться в стенах святилища. Когда же и врата храма также будут отперты для врагов, предадитесь плачу, и будете поражаемы. И если некоторые из вас займут вершины гор, или войдут в высокие домы, то подвергнутся такой же гибели». Бл. Феодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

При последних словах Иисус, внимательно слушавший старика, внезапно разволновался и стал оглядываться по сторонам. Он не понимал причин неожиданно возникшей тревоги. Может быть, он увидел перед собой страшное видение из недалекого будущего – человека, распятого на кресте, над которым была прибита надпись, гласившая: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» ( Мф.27:37 ; Мк.15:26 ; Лк.23:38 ; Ин.19:19 )? Может быть, он почувствовал его боль и его страдания как свои собственные? Этого никто не знает. Волнение было очень сильным, но длилось недолго. Увидев рядом своих родителей, Иисус успокоился и вновь начал слушать повествование. «Однако никакие ухищрения врагов не смогли помешать Неемии. Господь не позволил им осуществить их коварные замыслы. За пятьдесят два дня были восстановлены не только стены, но и все ворота: Овечьи, Рыбные, Навозные, Старые, Водяные, Конские и прочие. Согласно обычаю, после окончания строительства нужно было принести жертвы Богу и освятить заново возведенные стены. А какое освящение возможно без песнопений во славу Всевышнего? Для этого были созваны певчие, не только жившие в самом Иерусалиме, но и те, кто построил для себя жилища за его пределами. Им было приказано прийти в Иерусалим „для совершения освящения и радостного празднества со славословиями и песнями при звучании кимвалов, невелов и киннор» (Неемии 12:27). И они пришли отовсюду – и из Иерусалима, и из сел Нетофафских, и из Беф-Гаггилгала, и с полей Гевы и Азмавета. Собрался огромный хор. После положенного обряда очищения Неемия разделил всех певчих на два больших хора. К ним были присоединены священники с трубами: Захария, Шемайя, Азариил, Милалай, Гилалай, Маай, Нафанаил, Иуда и Хананий. Затем оба хора и священники с трубами поднялись на стены. Это было грандиозное зрелище. Светило яркое солнце. Все певчие, музыканты и священники были одеты в соответствующие такому случаю особые облачения. Звучала божественная песнь в сопровождении музыкальных инструментов: Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Труднее понять, судя по исторически известным отношениям ассирийских царей к побежденным и плененным царям, факт возвращения Манассии из плена (продолжительность пленения нельзя представлять значительной; гадательно полагают ее не более года); однако чего-либо невозможного и здесь нет. 2 Паралипоменон указывает (ст. 12–13) на покаяние и обращение Манассии (памятником которого осталась молитва его, ср. ст. 18) как на внутреннюю причину помилования и возвращения Манассии; наряду с этим могло иметь место внешнее, благоприятное для него стечение обстоятельств в виде, например, какого-либо политического переворота в Ассирии. Что, во всяком случае, возвращение Манассии не было делом благоволения ассирийского царя, видно из того, что первым делом Манассии по возвращении было укрепление Иерусалима и других городов Иудей (ст. 14). По вопросу о плене и возвращении Манассии см., например, у Kleinert " a в Riehm. Handwörterbuch des biblischen Alterthums. Bd. II, s.s. 962–963 (см. «Толковую Библию», т. II, с. 561). О «второй» стене Иерусалима, начатой Езекией ( 2Пар.32:5 ) и лишь доконченной и сильнее укрепленной Манассией (ст. 14), см. комментарии к ( 2Пар.32:5 ). Часть города, обнимаемая этой стеной, называлась «второй» (евр. мишне), ( 4Цар.22:14 ). О Гионе см. комментарии ко ( 2Пар.32:30 ). Об Офеле – см. примеч. ко ( 2Пар.27:3 ). «Рыбные ворота» (евр. шаар (гад) дагим), ср. ( Неем.3:3,12:39 ; Соф.1:10 ), находились в середине второй стены Иерусалима, на севере города, приблизительно на месте нынешних Дамасских ворот; названы были так, быть может, потому, что через них миряне провозили рыбу в Иерусалим ( Неем.13:16 ). Вместе с внешним укреплением своей столицы и своего царства Манассия, по возвращении из плена, прилагал особое попечение об удалении из храма и Иерусалима принадлежностей идолослужения (ст. 15) и о восстановлении правильного и благоговейного служения Иегове в храме Его (ст. 16). Но понятно само собой, что полвека косневшая в идолослужении масса народная не могла быть достаточно восприимчивой к благочестивым начинаниям царя и по-прежнему тяготела к культу высот, хотя бы и Иегове (ст. 17). И сама реформа Манассии – уже в силу краткости срока (от возвращения Манассии до смерти) – не могла быть ни сколько-нибудь полной, ни тем более глубокой, почему и потребовалась вскоре новая коренная реформа Иосии (ср. ст. 15 с ( 4Цар.23:5–15 )).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Назовем теперь ворота Иерусалимские. С запада, у замка Давидова: Бабуль-Халиль, так названные потому, что они ведут чрез Вифлеем в Хеврон, называемый арабами Эль-Халиль; это также ворота Яфские и врата Юдоли, упоминаемые у Неемии ( Неем 2:13 ; 2Пар 26:9 ). Обогнув вдоль стен западный угол города и направясь по северной стороне, – нет других ворот кроме Дамасских. Мы говорили уже, что эта западная угловая часть Иерусалима, где находится святая Голгофа, не была застроена, и что древние стены составляли тогда входящий угол, а теперь этот угол выходящий. Во входящем углу древнего Иерусалима было двое ворот, с одной стороны железные, а с другой Судные; эти последние находятся теперь на конце Страстного пути. Нынешние ворота Дамасские, Бабуш-Шам, падают на местность древних врат, упоминаемых у Неемии ( Неем 3:6; 12:39 ). После ворот Дамасских следуют ворота Бабуль-Саххара, это ворота Иродовы, также Ефраимские, или Вениаминовы; они теперь закладены, но в них есть калитка. На восточной части Иерусалима существуют теперь одни ворота, это Гефсиманские или Св. Стефана; мусульмане называют их: Бабус-ситти Мариам, именем Пресвятой Девы Марии, поблизости Ее гробницы; они занимают место древних ворот Овчих, по указанию Неемии и Святого Евангелиста Иоанна ( Неем 3:1–32; 12:39 ; Ин 5:2 ). Между этими воротами и северо-восточным углом иерусалимских стен были врата рыбные, названные так у Неемии ( Неем 3:3; 12:39 ; 2Пар 33:14 ; Соф 1: 10 ) и в других местах Библии. Продолжая путь от ворот Гефсиманских, встречаем мы закладенные золотые ворота, Бабуль Дарагие; это, вероятно, библейские ворота Мифкад; близ них были, при повороте горы Мории с востока на запад, врата Конские; это угол коний врат восточных Пророка Иеремии. По южной стене, противу Силоама видны также закладенные ворота Мограби; это врата Гнойные, Неемии (Porta Sterquilinaria); тут также есть калитка, которою располагают одни жители мечети Омаровой; она ведет в палисадник, принадлежащий мечети. Близ ворот Гнойных были врата водные; вероятно, над самым источником Силоамским на оконечности горы Сионской, которая входила тогда в состав города. Теперь с южной стороны Иерусалима существуют одни ворота Сионские, противу мечети, занимающей место Тайной Вечери; они называются мусульманами Бабуль-Неби-Дауд; то есть Пророка Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010