125:4. Потоки на полдень. В сезон дождей в Палестине вади напоминают переполненные водой реки. Однако в летнее время, когда вода особенно нужна, они пересыхают. В засушливом пустынном регионе к югу от Иерусалима периодическое наполнение водой этих вади приносило облегчение и жизнь. 128:6. Трава на кровлях. Верхняя кровля жилых домов в Израиле состояла из положенных поперек стен балок, между которыми укладывались тростник и трава. Вся крыша затем покрывалась глиной, чтобы заделать щели и защитить дом от проникновения воды. Иногда семена, сохранившиеся в траве, прорастали, но быстро увядали, не имея корней. 131:6. Ефрафа, Иарим. Ефрафа в ряде фрагментов отождествляется с родиной Давида ( Руф. 4:11 ; Мих. 5:2 ). «Поля Иарима»: обычно считают, что это Кириафиарим, где в течение двадцати лет хранился ковчег Завета. См. коммент. к 1Цар. 6:21 . 131:7. Поклонимся подножию. Во-первых, следует отметить, что ковчег Завета считался подножием невидимого престола Божьего (см. коммент. к Исх. 25:10–22 ). Во-вторых, подножие должно рассматриваться как неотъемлемая часть царского престола. В-третьих, подножие престола символизирует покорение царем своих врагов (см. коммент. к Пс. 109:1 ). И, наконец, поклонение подножию является таким же способом выражения почтения, как и обычай простираться ниц перед Богом или царем. На «Черном обелиске» Салманасара III израильский царь Ииуй изображен целующим землю перед ассирийским царем. В эпосе «Энума элиш» боги целуют ноги Мардука, подавившего мятеж и ставшего верховным богом пантеона. «Обхватить ноги» означало выразить самоуничижение и мольбу. Эта поза описывается в самых разнообразных литературных аккадских источниках, когда речь идет о беженцах или просителях, выражающих таким образом свою покорность. 131:17. Рог Давиду. См. статью «Общие сведения» в коммент. к Псалтири. 131:17. Светильник помазаннику. См. коммент. к Пс. 17:29 . 132:2. Елей на голове. Гостям на пирах в Древнем мире щедрые хозяева часто умащали лбы елеем. Так, например, в ассирийском тексте времен правления Асархаддона сообщается, что царь «смочил головы» своих гостей на пиру «отборными маслами» (елеем). Елей предохранял кожу лица от высыхания в жарком климате Среднего Востока. В египетской «Песне арфиста» и в месопотамском эпосе о Гильгамеше изображены люди, облаченные в тонкие льняные одежды и с помазанными миром головами. При помазании священников использовалось самое лучшее масло, и это символизировало дары Бога Своему народу и ту ответственность, которая возлагалась на его вождей с помощью этого ритуала. В практике израильтян помазание было знаком избрания и часто связывалось с наделением Духом. См. коммент. к Лев. 8:1–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

После вавилонского плена, кроме писанного закона, нормой еврейского права является также закон неписанный, устный, в своей большей части вошедший в состав мишны. Что касается судей не еврейского происхождения, в частности римских, то и они также сообразовались с правом еврейского народа (ср. Ин. 18:31; 19:7 ), насколько оно им было известно ( Ин. 18:39 ). Так как, то право, совершителями и защитниками которого были еврейские судьи, в народном сознании имело божественное происхождение, так что искание суда во имя сего права являлось как бы исканием суда Бога ( Исх. 18:15 ; Втор. 1:17 ), то посему и самые судьи назывались «богами» ( Исх. 21:6; 22:28 ; Пс. 81:1, 2, 6 ). Закон предписывал судьям справедливость, бескорыстие и нелицеприятие ( Исх. 23:6–8 ; Втор. 1:16–18; 18:19–20 ). К сожалению, судьи часто не оправдывали своего высокого назначения, извращали закон и судили лицеприятно, в чем их обличали святые мужи (ср. Пс. 81 ; Ис. 1:23 ; Ам. 5:7 ) и Сам Христос Спаситель ( Мф. 23:23 ). Высшим обнаружением такой несправедливости еврейских судей было осуждение на крестную смерть Христа Спасителя ( Мф. 26:66 ). § 86. Судопроизводство у израильтян Места для судопроизводства были различные. Старейшины селений и небольших городов производили суд у ворот селения или города ( Втор. 21:19; 22:15; 25:7 ; Руф. 4:1 ; Притч. 22:22 ; Зах. 8:16 ). Но отдельные судьи производили суд в своих жилищах или около них. Так, Моисей производил суд у своего шатра ( Исх. 18:13 ), пророчица Девора под пальмой ( Суд. 4:5 ), еврейские цари – в особых помещениях своих дворцов (ср. 2Цар. 14:4 ; 3Цар. 3:16; 10:18–19 ), проконсулы – в особых судебных палатах ( Деян. 25:23 ), прокураторы – в преториях 276 ( Ин. 18:28, 33 ). Иерусалимский синедрион производил суд в помещениях близ храма (ср. § 83). Временем производства суда были утренние часы дня ( Пс. 100:8 ; Иер. 21:12 ). Производить суд в субботу и праздничные дни запрещалось устным законом (ср. Беца, V, 2). Когда суд производился собранием нескольких лиц, то одно из них исполняло обязанности председателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Вергилий. Роспись зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля. 1564 г. Вергилий. Роспись зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля. 1564 г. В 37 г. по просьбе Мецената В. взялся за новую поэму, к-рая была издана в 29 г. и названа «Георгики» (от греч. τ γεωργικ - земледелие, сельское хозяйство). Поэма написана в подражание Гесиоду в распространенном в то время жанре дидактических пособий. Это сочинение разделено на 4 кн., каждая освещает определенную сторону жизни земледельца. Так, 1-я кн. сообщает о земледелии, 2-я - о разведении садов и виноградников; 3-я - о животноводстве, 4-я - о пчеловодстве. Среди источников, к-рые В. использовал при написании поэмы, кроме «Трудов и дней» Гесиода называют также трактат Марка Теренция Варрона «О сельском хозяйстве», одноименное сочинение Катона Старшего и нек-рые др. Однако, создавая «Георгики», В. не ставил перед собой задачу написать учебник агрономии. Используя популярную форму изложения, автор передает свои представления о мире и месте человека в нем. В исследовательской лит-ре, посвященной В., нет единого мнения о характере философских взглядов, отраженных в поэме. Часто замечают связь «Георгик» с эпосом Лукреция «О природе вещей», однако вопрос о том, следует В. эпикурейцу или полемизирует с ним, остается открытым ( Дилите. С. 296-297). К написанию героического эпоса «Энеида» (Aeneis), самого большого своего произведения, В. приступил сразу после издания «Георгик». Герой эпопеи - Эней, из разоренной Трои прибывший в Лаций, где он основал Рим (новую Трою, или Илион), и ставший родоначальником рода Юлиев, из к-рого произошел Август Октавиан. Работая над поэмой, В. написал сначала все повествование прозой, а затем изложил этот текст гекзаметром. Сюжетно «Энеида» представляется продолжением «Илиады»: в поэме Гомера Эней является героем будущего ( Homer. Il. XX 302-303, 307-308). Проработав над сочинением ок. 10 лет в Италии, В. отправился в Грецию и Азию, чтобы завершить свою поэму, увидев своими глазами место ее действия. Но во время путешествия В. заболел и умер. Перед смертью он просил, чтобы его незаконченная и, по его мнению, несовершенная эпопея была сожжена. Однако по настоянию имп. Октавиана Августа друзья В. Луций Варий Руф и Марк Плотий Тукка нарушили завещание поэта и издали «Энеиду», внеся в нее самые незначительные поправки.

http://pravenc.ru/text/150393.html

Его явление положит конец плену ( Мих.5:2 ), он освободит израильский народ от власти ассирийцев ( Мих.5:4–5 ). Христианская экзегеза, начиная с Евангелий, ссылающихся на Мих.5:1 ( Мф.2:6 ; Ин.7:42 ; ср. также Лк.2:4 ), единодушно отождествляет правителя, о котором пророчествует Миха ( Мих.5:1 ), с Йешуа на-Машиахом. И ты, Бэйт-Лехем, Эфрата… Мих.5:1 – прямая речь YHWH. и – два названия одного и того же города ( Быт.35:19, 48:7 ; 1Цар.17:12 ; Руф.4:11 и др.), расположенного в 10 км к югу от Йерушалаима. Родина Давида и родина его чудесного и победоносного потомка – правителя в Исраэле, о котором дальше идёт речь. Этимологически Эфрата значит «плодоносная», Бэйт-Лэхэм – «дом хлеба». Возможно, уточнение Эфрата необходимо для того, чтобы не перепутать иудейский Бэйт-Лэхэм с одноимённым городом, который располагался на территории колена Звулуна ( Нав.19:15 ). LXX, кажется, считают Эфрату человеческим именем: κα σ Βηθλεεμ οκος το Εφραθα. Это небезосновательно, ср. МТ книги Диврэй нф-Йамим ( 1Пар.2:24, 50, 4:4 ), где это также имя человека. Некоторые комментаторы 237 полагают, что Эфрата – это эпоним, и изначально так звали главу некоего семейного клана (что подтверждается текстами Диврэй на-Йахим), потом этим именем стали называть местность, в которой он жил, а затем название перешло и на главный город этой местности – Бэйт-Лэхэм. …столь малый, чтобы быть средь кланов Йенуды… Между Йерушалаимом и Бэйт-Лэхэмом – большая разница: Йерушалаим – столица государства, Бэйт-Лэхэм – небольшое селение в колене Йенуды. Когда-то самый младший сын Ишая из незначительного Бэйт-Лэхэма Божьей волей стал во главе всего израильского народа, отвоевал у йевусеев Йерушалаим, сделал этот город столицей Исраэля и воссел в нём на престоле. Новый правитель будет из потомков Давида и так же, как он, несмотря на своё смиренное происхождение, прославит и колено Йенуды, и свой малый (или юный – ) 238 клан (другие примеры использования в значении малый – напр., Ис.60:22 ; Пс.119 /118:141; Дан.8:9 ) 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Но есть и трудности. Несмотря на различие между царем и архитектором, Филон постоянно подчеркивает, что именно Бог создал мир: термины, относящиеся к действующему субъекту, которые он использует в связи с актом творения — poietes, demiourgos, technitis, — применяются к Самому Богу, а не к каким-то Его представителям, и именно поэтому он может сказать, что Бог создал мир «без советника (oudeni parakleto (i) , который бы помогал Ему (который был рядом с Ним?), но полагаясь только на Себя» (Opif. Mund. 23). Он, конечно, был знаком с восьмой главой книги Притчей, поскольку он цитирует Прит. 8:22 в de Ebrietate 31 и ссылается на тот же отрывок в de Virtutibus 62, но источник языка, говорящего о субъекте действия, и многие из его ключевых идей здесь скорее можно найти у Платона Timaeus 27c-40d, чем в книге Библии . На самом деле в de Ebrietate 31 есть намек, что он не понимал amon в смысле ремесленника или архитектора. Там он называет Премудрость «матерью и кормилицей всех»: кормилица (tithenes) может быть аллюзией на amon, вокализируясь как активное причастие omen (ср. Чис. 11:12, Ис. 49:23 и фем. omenet в Руф. 4:16, 2 Цар. 4:4, а также GenR 1:1 цитируется выше); перевод Акилы tithenoumene как «выкормленная», вероятно, отражает вокализацию пассивного причастия amun. Короче говоря, как и в случае с Бен-Сирой, хотя слова Филона чреваты двусмысленностью, в них напрямую не утверждается, что Тора действовала в качестве Божьего субъекта в сотворении мира. Поэтому, когда автор послания Колоссянам утверждает, что Христос является действующим субъектом творения, он, безусловно, отождествляет Христа с Премудростью из Прит. 8, но это не означает, что он был знаком с концепцией Торы как действующего субъекта творения и просто поменял ее на Христа. Мы не должны недооценивать оригинальность его собственной экзегезы. Я думаю, что он действительно мог быть первым известным нам экзегетом, связавшим Прит. 8 с Быт. 1 и, в частности, интерпретировавшим reshit Быт. 1:1 в свете reshit Прит. 8:22, в результате чего первый стих стал пониматься следующим образом: «через Премудрость Бог создал небеса и землю».

http://bogoslov.ru/article/6168474

Pesh Peshitta Phoen. Phoenician pl. plate (illustration) Q Quelle (Ger.), source thought to be behind sayings of Jesus common to Mt. and Lk. q. v. quod vide (Lat.), which see R. Rabbi Rom. Roman Suppl. supplementary volume s. v. sub verbo (Lat.), under the word Symm. Symmachus» Gk. tr. of ОТ, 2nd century AD Targ. Targum Theod. Theodotion " " s Gk. tr. of ОТ, 2nd century AD TR Textus Receptus tr. translated, translation v. (vv.) verse(s) v.l. vario lectio (Lat.), variant reading vol. volume vss versions Vulg. Vulgate б) русский язык акк. аккадский англ. английский араб. арабский арам. арамейский ассир. ассирийский библ. библейский букв. буквально вавил. вавилонский в., вв. век, века ВЗ Ветхий Завет в т. ч. в том числе г., гг. год, годы гл. глава греч. греческий дал. и далее др. и другие евр. еврейский егип. египетский ед. ч. единственное число коммент. комментарий копт. коптский лат. латинский МИД. МИДИЙСКИЙ мн. ч. множественное число напр. например нем. немецкий НЗ Новый Завет н. э. наша эра оз. озеро ок. около, приблизительно о-в остров перс. персидский примеч. примечание сакс. саксонский санскр. санскритский семит. семитский сир. сирийский слав. славянский см. смотри там-то совр. современный ср. сравни т. е. то есть т. п. тому подобное тыс. тысяча, тысячелетие тур. турецкий хр. хребет хур. хурритский финик, финикийский шум. шумерский эфиоп. Эфиопский Книги Библии Книги Ветхого Завета Быт. – Первая книга Моисеева. Бытие Исх. – Вторая книга Моисеева. Исход Лев. – Третья книга Моисеева. Левит Чис. – Четвертая книга Моисеева. Числа Втор. – Пятая книга Моисеева. Второзаконие Нав. – Книга Иисуса Навина Суд. – Книга Судей Израилевых Руф. – Книга Руфь 1 Цар. – Первая книга Царств 2 Цар. – Вторая книга Царств 3 Цар. – Третья книга Царств 4 Цар. – Четвертая книга Царств 1 Пар. – Первая книга Паралипоменон 2 Пар. – Вторая книга Паралипоменон Езд. – Книга Ездры Неем. – Книга Неемии Есф. – Книга Есфирь Иов. – Книга Иова Пс. – Псалтирь Прит. – Книга Притчей Соломоновых Еккл. – Книга Екклесиаста, или Проповедника

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:6. Телец Самарийский. Использование Самарии вместо Вефиля как места поклонения тельцу здесь выступает как эвфемизм для обозначения всего Израиля (см.: Ос. 10:5 ). В ассирийских хрониках вся провинция, или область, обычно обозначалась по названию ее столицы (см.: 4Цар. 23:19 ). 8:14. Чертоги. Древнееврейское слово hekal, возможно, родственное аккадскому ekallu (от шумерского E.GAL), «большой дом», может обозначать либо храм, либо дворец. В Самарии и других крупных городах, по крайней мере в начале царствования Иеровоама, предпринимались попытки построить укрепленные города и монументальные сооружения (см.: 2Пар. 26:9,10 об аналогичных сооружениях в Иудее). Эти попытки могут служить символом царской власти и тем самым Осия справедливо обвиняет израильтян в том, что они «забыли» Бога (см.: Втор. 32:15–18 ). 9:1–10:15 Суд над Израилем 9:1. Блудодеяния на гумнах. Гумна существовали в земледельческих обшинах по всему Израилю. Туда свозился весь собранный урожай для обработки и распределения (см.: Руф. 3:2,7 ). Там, вероятно, проходили собрания общества (см. о столкновениях в 3Цар. 22:10 ), а также праздники урожая ( Втор. 16:13 ). Однако Израиль больше не выражает истинной радости, поскольку народ показал свою неверность Богу, выразив убежденность в том, что Ваал в состоянии обеспечить им изобилие (см.: Ос. 2:7,8 ). Очевидно, эти места посещали блудницы и жрицы любви во время Праздника урожая и стрижки овец (см. коммент. к Быт. 38:15–23 ). Таким образом, воздавая благодарность за полученный урожай не Яхве, а иным богам, Израиль играет роль блудницы на гумне. 9:4. Хлеб похоронный. Дом, в котором был траур, невольно соприкасался с мертвым телом, а потому считался нечистым в течение семи дней и должен был подвергнуться ритуальному очищению, чтобы в нем возобновилась нормальная социальная и религиозная жизнь (см. коммент. к Чис. 19:11 ). Все время, пока родственники умершего считались нечистыми, их пиша также считалась оскверненной. Они могли использовать ее для поддержания своей плоти, но она не доставляла радости и не могла использоваться для принесения в жертву (см.: Иер. 16:7 ; Иез. 24:17 ). Именно так описывает Осия жизнь в изгнании, которая ожидала Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Втор.25:6 ; Руф.4:10 ср. закон о дочерях-наследницах Чис.27:1 и дал. 36:1 и д. И выше (§ 12) упомянутый случай, что раб наследует своему бездетному господину, основывается на тех же предположениях. Ср. еще заповеди десятословия и выражение в роде следующего: обирают мужа и дом его Мих.2:2 . Наряду с этим мы встречаем весьма много следов, которые доказывают, что израильтяне и в более поздние времена знали вместе с частной собственностью и общинное владение. Как известно, эта форма владения встречается у многих народов 50 . В Германии, напр., общинное владение долго держалось наряду с частным владением и кроме того в этой последней области оставило много следов. Напр., взаимные пастбищные права на поля во время пара, смена посевов, годы покоя и возделывания (земли), взаимная помощь в полевых работах, запрещение превращать поля в луга и т. д. В России доселе еще преобладает общинное владение, так как поле принадлежит только обществу и ежегодно делится между членами деревни по жребию (?). Особенно интересно, что очень сродная форма хозяйства встречается и между нынешними жителями Палестины 51 . Земля в современной Палестине, независимо от т.наз. wakf (земельное владение, законным образом подаренное благочестивым учреждениям), разделяется на две части: мульк, т. е., частная собственность в непосредственной близости к деревне, которая (собственность) может быть дарима и передаваема в наследство, и амирийе, т. е., поле, принадлежащее государству, которое отдается в аренду всей деревне. Это общинное владение делится следующим образом. По определении того, как много поля требуется для каждого члена общества, судя по величине его хозяйства, вся земля делится на участки равной величины и возможно равного качества, названия которых пишутся на малых камнях. Камешки кладутся в сумку, и затем собираются жители деревни и становятся полукругом около Имама. Последний дает маленькому, не имеющему еще 5 лет, мальчику вытаскивать камешек, гарал, евр. горал из сумы, между тем как в то же время другое дитя называет имя одного из членов деревни, который затем получает соответствующий участок земли. Апелляции на это разделение не допускается. К участию в вынимании жребия и делении не допускаются все чужеземцы, если они не получили позволения на это общества. 21). Вот доказательства того, что у израильтян некогда существовало этого рода общинное владение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Это место была гора Мория, купленная Давидом у владельца ее Иевусея Орны за 600 сиклей серебра, после того как явился на ней Давиду Ангел всегубитель с мечем простертым на Иерусалим и вслед затем по повелению Божию принесена была Давидом на сей горе жертва Богу. На жертву Господь ниспослал с неба огонь, и язва прекратилась. С сего времени Давид неоднократно приносил жертвы на горе Мории и назначил ее для построения храма. Священная важность этого места возвышалась еще преданием, что здесь Авраам приносил во всесожжение сына своего Исаака. – Работы по созданию храма кончены были в 8-й месяц ( 3Цар. 6:38 ), а освящение его отложено было до следующего года и последовало в 7-ой в священном году и первый в гражданском месяце Тисри ( 3Цар. 8:2 ). Освящение храма положено было совершить в этот месяц потому, что первая половина его проходила в трех праздниках. – Труб (1 день месяца), Очищения (10 день) и Кущей (15 день). К последнему празднику обязаны были являться, по закону Моисееву, все Израильтяне мужеского пола. Таким образом торжество освящения храма должно было увеличиться от совпадения с великими годовыми праздниками. – Празднование освящения началось в 8-й день месяца и продолжалось до 23-го дня со включением праздника Кущей ( 3Цар. 8:65–66 ; 2Пар. 7:9–10 ). – К участию в торжестве освящения Соломон собра вся старцы Исраилевы в Сионе. – Старцы Израилевы – это лица, имевшие судебную и начальственную власть в городах Израилевых ( Нав. 2:4 ; Руф. 2:11 ), отправлявшие свою должность на площади у городских ворот ( Иов. 29:7 ) и в качестве представителей своих сограждан присутствовавшие при общественных жертвоприношениях ( 1Цар. 15:30 ). В этом качестве старейшины Израилевы, вместе с начальниками колен и главами семейств 1 , должны были присутствовать и при освящении храма. Торжество освящения началось перенесением в храме ковчега завета с Сиона, из града Давидова, куда и собрал Соломон старцев. Сион – горная возвышенность на юге Иерусалима. Градом Давидовым, или крепостию Давидовою, она называлась потому, что на вершине ее сначала стояла Хананейская крепость, которую взял Давид, и которую он расширил, обстроил и обратил в свою резиденцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Слова Божественного Кирилла : Пост препятствует восстанию безумных страстей и покрывает душу, то есть, страсти ее: гнусные пожелания и неразумный гнев. Дидим г оворит, что Господь, хотя и редко ходил однако же с учениками своими на пиршества, дабы и там доставлять собравшимся пользу Своим учением, но наедине постился, а особенно при наступлении времени страдания Его, когда по случаю отнятия жениха, постились, как говорить Евсевий , и ученики Его. Посему злонравные иудеи, не видя наедине провождения Им времени в посте, но видя только изредка бывшее Его присутствие на пиршествах, возымели о Нем мнение, что Он любит есть и пить (у Никиты в изд. Своде). 12. И положих одеяние мое вретище. Вретищем Господь называет здесь плоть по причине жесткости и твердости ее Слова Дидима : Вретище изображает жестокую и изнурительную жизнь, также плач. Но и это обращалось для Господа в притчу, то есть в поношение. Ибо обыкновенно злые бесчестят добрых за страдания их, потому что, как говорит Сирах: Богопочитание для грешника мерзость (Сир.1, 22). Феодорита : По причине сего, говорит, я болезную и изнуряю тело постом. Но и это было для них поводом к смеху. А также измождаю себя и одеждою из вретища, принимая вид плачевный, но беззаконные и это взяли в случай к насмешкам. Исихия : Ибо Господь по истине жестокий грех наш надел на Себя, как паук на себя вретище. И бых им в притчу. 13. О Мне глумляхуся седящии во вратех, и о Мне пояху пиющии вино. Должно думать, что Христос по смерти своей сделался притчею и примером для иудеев, которые, например, говорили, если бы то испытал враг наш, что было с распятым Иисусом; без сомнения также было и то, что иудеи собравшись пустословили и часто разговаривая о Христе, обвиняли Его. Сказал: сидевшие у ворот потому, что в древности собирались к воротам храма, или и к воротам городским, и там, сидя, разговаривали о различных предметах. Сверх того можно предполагать, что пения и песни о Христе производили с насмешками собиравшееся иудеи, когда у них бывали пиршества и столы. А что у старейшин иудейских было обыкновение садиться у ворот, как говорит Исихий, о том свидетельствует история Руфи, в которой написано так: пошел и Вооз к воротам и там сидел и сказал родственнику своему: повороти сюда и посиди здесь скрытно; потом взял десять человек из городских старейшин и сказал им: сядьте здесь, и сели (Руф.4, 1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010