Беспоповцы сами же стали предпринимать попытки к взаимному внутри своего течения объединению. Брачники и безбрачники (поморцы и федосеевцы) приняли государственный Закон о старообрядческих общинах. На основании данного Закона и те и другие всюду организовывали свои приходы, в которых вели метрические записи браков. «Получился явный парадокс: «безбрачники» с записанными в общине браками». Поморцы же решили воспользоваться новым положением федосеевцев и предложили им сплотиться, но состоявшиеся в Москве по этому вопросу беседы не привели к объединению 221 . Журнал « Церковь » требовал, чтобы со стороны архипастырства Древлеправославной Церкви было проявлено как можно больше усилий к объединению старообрядцев: «Задачу объединения старообрядчества нужно сделать неразрывной частью нашего религиозного сознания, движущей силой в нашем церковно-общественном росте». Но война с Германией и вспыхнувшая затем революция лишили старообрядцев возможности объединения. Но, несмотря ни на что, тема старообрядчества является основой для русской истории, культуры и философии, так как в наиболее чистом виде показывает важнейшие характеристики русской самобытности, а как религиозное явление представляет собой самое традиционалистское и архаичное направление мирового христианства. В настоящее время ввиду отсутствия религиозной цензуры и возможности открыто высказываться как в интернете, так и в других средствах массовой информации, полемика между старообрядческими течениями приобретает новую окраску. Также сейчас можно наблюдать значительное повышение интереса к старообрядческой традиции у широких слоев населения. Этому способствуют: появление статей в периодической печати и сети Интернет (у основных течений старообрядцев есть официальные сайты), телерепортажи и радиопередачи, проведение выставок и различных конференций. Литература 1 . Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович/ Н.Ф. Каптерев . В 2-х т. Т. 1. [Текст] – М.: 1996. – С. 278. 2 . Зеньковский С.А. Русское старообрядчество/ С.А. Зеньковский . В 2-х т. Т. 1. [Текст] – М.: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. – С.688.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6-7 февраля состоялся Совет Московской митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви Москва, 12 февраля 2007 г. Митрополит Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий (Титов) Московская митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви предпринимает меры к улучшению напряженных отношений с Белокриницкой митрополией, глава которой, проживающий в Браиле (Румыния), претендует на главенство среди всех православных старообрядцев, сообщает агентство Интерфакс-Религия . Совет Московской митрополии под председательством главы Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Корнилия (Титова) на своем заседании на прошлой неделе " ради мира церковного " согласился при официальных сношениях с собратьями в Румынии употреблять исторически сложившийся титул " архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан митрополит " , однако подчеркнул, что это " не означает признания Московской митрополией духовно-административной власти над собою со стороны Белокриницкой митрополии " . По-видимому, постановление стало ответом на упразднение Белокриницкой митрополией ее " временной Российской епархии " . Решение об этом было принято собором Белокриницкой митрополии еще в 2004 году. Однако соответствующее постановление после неоднократных запросов было официально передано в Московскую митрополию лишь за несколько дней до заседания ее совета, который расценил принятое решение как " положительный шаг, направленный на восстановление канонического церковного порядка " . Совет выразил надежду на " продолжение процесса подготовки к общему освященному Собору Церкви Христовой, на котором единственно возможно решение всех вопросов наших взаимоотношений " . Как известно, попытка провести совместный Собор в сентябре прошлого года при участии румынских старообрядцев во главе с митрополитом Леонтием оказалась неудачной. Собор, приуроченный к 160-летию принятия в " старую веру " родоначальника старообрядческой иерархии греческого митрополита Амвросия прошел в украинском селе Белая Криница, где и состоялось в свое время это историческое событие. " Белокриницкое согласие " с тех пор стало одним из названий РПСЦ.

http://pravoslavie.ru/20843.html

Из книги Валеева видно, что до момента своего закрытия в 1930 году «Общественная церковь» на Кузнечной вполне себе процветала. Но после закрытия долгое время, почти полвека, старообрядцы не отправляли здесь обрядов. И лишь в 1973 году для возобновления богослужений был выкуплен старый деревянный дом, стоявший напротив той самой Белокриницкой церкви. Сразу возвели небольшой купол с крестом и превратили это место в закрытый старообрядческий саратовский храм – Белокриницкий молельный дом. Для справки могу дополнить, что старообрядчество, древлеправославие — это совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х гг. патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской. Кому принадлежало здание юридически, я не выяснял. Но подозреваю, что сделка с недвижимостью в СССР была оформлена на частное лицо. На деревянный дом претендовала Новозыбковская община, которой было разрешено использовать храм в случае необходимости. Новозыбковская Архиепископия – это прежнее название Русской Древлеправославной Церкви, одно из старообрядческих поповских согласий, действующих в Российской Федерации и некоторых иных странах. Получается, что новозыбковцы те же самые старообрядцы. После возрождения церкви Космы и Дамиана на Комсомольской улице в 1990-х годах, Белокриницкий молельный дом был закрыт. В 2001–2003 годах шли переговоры по продаже здания Римско-католической апостольской администратуре. Сделка между католическим епископом Клеменсом Пиккелем и председателем совета Успенской старообрядческой общины Тимофеем Гилевым была заключена, но впоследствии так и не состоялась из-за несогласия с продажей митрополита Алимпия. Успенская Старообрядческая община Саратова обратилась с иском к администрации города с требованием установить факт использования нежилого здания на улице Кузнечной в качестве церкви. Старообрядцы просят признать право собственности на молельный дом. Об этом сообщала в свое время пресс-служба Арбитражного суда Саратовской области. Одноэтажный деревянный дом, расположенный по адресу: ул. Кузнечная, 46, община приобрела у частного лица еще в 1973 году. Впоследствии «Общество старообрядцев белокриницкого согласия» было переименовано в «Успенскую старообрядческую общину Саратова», но здание не было перерегистрировало и теперь решило установить право собственности через суд.

http://sobory.ru/article/?object=47903

Председатель Братства «Радонеж» Евгений Никифоров беседует с советником председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Борисом Михайловичем Лукичевым. - Борис Михайлович, как Вы оказались в Синодальном отделе? - В Администрации Президента я проработал 14 лет и занимался государственно-конфессиональными отношениями. В основном организовывал взаимодействие Администрации с Русской Православной Церковью и со старообрядческой, Древлеправославной. -Тогда вы часто встречались со Святейшим Патриархом Алексием II, и у вас остались теплые воспоминания, которые мы опубликовали на нашем сайте. Ваши воспоминания особенно интересны сейчас, когда мы отмечаем пятую годовщину со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия. Какое на вас он произвел впечатление при первой встрече? - Первая встреча произошла, когда я еще был действующим полковником. И это было счастье, потому что для меня открылась дверь в мир Русской Православной Церкви. Встреча с таким человеком дала мне сильный импульс, чтобы двигаться дальше. Это было в Елоховском Богоявленском соборе, в алтаре. Его Святейшество поздравляли с днем именин. Он внимательно выслушал всех. А потом сам, вспомнив, что это еще и День Российской армии, поздравил нас и подал руку каждому. Я-то еще не понимал тогда, что это было Божие благословение! И просто с радостью ее пожал. Это было начало моего воцерковления. Но главное- тогда начинался новый этап во взаимодействии Русской Православной Церкви и государства. Святейший Патриарх прошел большой путь, когда со стороны государства было другое отношение к Церкви, когда существовал отдел по делам религии. С принятием нового Закона о свободе совести и о свободе вероисповеданий началась новая эпоха церковно-государственных отношений, при этом церковные интересы стали выдвигаться на первый план. И Патриарх Алексий фактически заново сформировал взаимоотношения между Церковью и государством. Строил их так, чтобы и Церковь начала развиваться, как он говорил: получила новое крещение, и государство, опираясь на духовную мощь и нравственный потенциал Церкви, двигалось вперед. Считаю, это ему удалось, мы все очевидцы происходящего.

http://pravoslavie.ru/67825.html

ИОВ (Зрянин Иван Андреевич; † 1872), 1-й еп. Кавказский и Донской старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИОСИФ (Антипин Иаков Исакович; 1853-1927), 1-й еп. Иркутский и всея Вост. Сибири старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ исторический центр старообрядцев-поповцев (см. в ст. Беглопоповцы), возникший в 60-70-х гг. XVIII в. на землях саратовского Заволжья ИРИНАРХ (Лапшин Иоанн Игнатьевич; 1832-1902), еп. Ярославский и Костромской старообрядцев Белокриницкой иерархии (ныне Русская православная старообрядческая церковь) ИРИНАРХ (Парфёнов Иван Васильевич; 1881-1952), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия) КАБАНОВ Иларион Георгиевич (окт. 1819 - 1882), апологет старообрядческой Белокриницкой иерархии, автор «Окружного послания» КОНОН (Смирнов (Дураков) Косма Трофимович; 12.10.1798 - 21.01.1884), еп. Новозыбковский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию МЕЛЕТИЙ (Картушин Михаил Поликарпович; 1859-1934), старообрядческий архиеп. Московский Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви) МИХАИЛ (Семёнов Павел Васильевич; июнь 1873 или 1874 - 1916), писатель, публицист, еп. Канадский Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви) НИКОДИМ (Латышев Никита Тимофеевич; 1916-1986), архиеп. Московский и всея Руси старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ПАВЕЛ (Великодворский Петр Васильевич; 1808-1854), инок, деятель согласия старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ПАВЕЛ (Машинин Пантелеимон Кузьмич; 1905-1980), архиеп. Новозыбковский, глава беглопоповцев (с 2002 Русская древлеправославная церковь (РДЦ)) ПАНСОФИЙ (Ивлиев (Ивлев, Иевлев) Павел Яковлевич; 1881-1937), Ростовский и Курский епископ в согласии беглопоповцев ПАФНУТИЙ (Овчинников Поликарп Петрович; 1827-1907), старообрядческий еп. Коломенский Белокриницкой иерархии, публицист ПАФНУТИЙ (Шикин Патап Максимович; 1815-1890), старообрядческий еп. Казанский и Вятский Белокриницкой иерархии, публицист

http://pravenc.ru/rubrics/133894.html

Со своей стороны как человек, много лет занимающийся этой проблемой, попробую прокомментировать каждый из пунктов обсуждаемого документа: 1. Учитывая встречающиеся расхождения в современной пастырской практике, подтвердить определение Святейшего Синода за 1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому крещенные в любом из старообрядческих согласий воссоединяются с Русской Православной Церковью посредством совершения Таинства Миропомазания. Здесь ничего нового. Разъяснения требует лишь одно. Как известно, через Миропомазание в Церковь издревле принимаются еретики «второго чина», то есть отпадшие от Ортодоксии. Со старообрядцами все несколько иначе: староверы-беспоповцы по понятным причинам вовсе лишены этого Таинства (а потому оно восполняется как отсутствовавшее), поповцы же (Русская Православная старообрядческая Церковь и Русская Древлеправославная Церковь) имеют сомнительные, с точки зрения каноничности, иерархии (а потому совершенное над ними Миропомазание также сомнительно). 2. Поручить Синодальной богослужебной комиссии совместно с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством отредактировать чины воссоединения с Церковью последователей старообрядческих согласий с учетом постановления Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года и последующих соборных актов. Тексты чинопоследований (по новому и по старому обряду) представить на утверждение Священному Синоду. Этот момент очень важный. Прежние чины воссоединения составлялись в те времена, когда старообрядчество считалось виновным не только в необоснованном «отложении» от Церкви (как известно, разрыв со священноначалием возможен только в том случае, если таковое исповедует соборно осужденную ересь – см. 15-е правило Двукратного собора). Таким образом в чинах содержались проклятия в том числе и на то, что сегодня в Русской Церкви признается равночестным. Именно поэтому сегодня необходим новый чин воссоединения, максимально лояльный к староверам и их воззрениям, которые, повторюсь, практически во всем, за исключением отказа от единства со всей церковной полнотой, правы.

http://pravoslavie.ru/64228.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Участники Всемирной встречи старообрядцев «Путь Аввакума» призвали создать международное общественное движение «Старообрядцы мира» 04.06.2007 Православные и старообрядцы могут вести диалог между собой, думая о настоящем и будущем веры. Об этом заявил 2 июня «патриарх» Русской древлеправославной церкви (РДЦ) Александр. " Мы должны жить, как братья, и мы молимся о духовном единстве и воссоединении Церквей " , - отметил предстоятель РДЦ. Он принял участие в круглом столе по проблемам раскола, который прошел 2 июня в Улан-Удэ в рамках Всемирной встречи старообрядцев мира " Путь Аввакума " . " Интерес к диалогу есть, следовательно, он важен и необходим " , - подчеркнул собеседник главы РДЦ отец Иоанн Миролюбов, секретарь комиссии по старообрядческим и древлеправославным приходам отдела внешнецерковных сношений Русской Православной Церкви. Делегации Московского Патриархата и РДЦ договорились продолжить дискуссии. В них также участвуют представители " беспоповских " течений старообрядцев. Разобщенность — одна из наиболее обсуждаемых тем на форуме старообрядцев. И его делегаты делают практические шаги к сближению. В пятницу 1 июня участники встречи староверов мира призвали единоверцев создать международное общественное движение " Старообрядцы мира " . Главными целями движения должны стать сохранение уникальной культуры старообрядцев, а также сохранение " древлеправославного благочестия " , которое чтят все многочисленные направления «дониконианского Православия». Встреча старообрядцев мира " Путь Аввакума " , посвященная 250-летию начала массового переселения сторонников древлеправославия в Сибирь и Забайкалье, собрала около 3 тыс. участников из 11 регионов России, 10 стран дальнего и ближнего зарубежья. Во встрече принимают участие 20 старообрядческих священников различных церквей, более 100 ученых, занимающихся непростой историей раскола. Среди почетных гостей — предстоятель Русской древлеправославной церкви, «патриарх Московский и всея Руси» Александр. Русскую старообрядческую церковь представляет епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян.

http://drevo-info.ru/news/3086.html

К кандидату в патриархи выдвигаются следующие требования: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Предстоятелем Русской Православной Церкви с 1 февраля 2009 года является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев; род. 20 ноября 1946, Ленинград, СССР); с 1995 года по 2000 год митрополит Кирилл являлся председателем Синодальной рабочей группы по выработке концепции Русской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества, в частности, именно под его руководством был разработан документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятый на Архиерейском соборе 2000 года, а 6 декабря 2008 года избран Патриаршим Местоблюстителем. 27 января 2009 года Поместным собором митрополит Кирилл был избран Патриархом Московским и всея Руси, интронизация состоялась 1 февраля 2009 года. Современная титулатура патриархов Современное понятие «патриарх» используется в современных православных Поместных церквях в следующей титулатуре: Также титул «патриарх» используется в некоторых «православных» сообществах: Украинской православной церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП), Украинской автокефальной православной церкви канонической (УАПЦК), Турецкой православной церкви, Русской Древлеправославной церкви. Титул «патриарх» используется в католицизме в отношении глав Восточных католических церквей, глав Венецианской и Лиссабонской архиепархий, главы Латинского Патриархата Иерусалима, архиепископа Гоа и Дамана, примаса Востока, а также титулярного патриарха Западной Индии (вакантная кафедра). На 2020 год в католицизме существует пять епископов латинского обряда, носящих данный титул и шесть предстоятелей восточных церквей своего права. Восточнокатолические церкви возглавляются патриархами или верховными архиепископами. Отличие патриархов от последних заключается в том, что римский епископ согласует его избрание после, а не до интронизации. В обоих случаях предстоятель избирается епископатом конкретной церкви, а не назначается из Рима, как это бывает в отношении патриархов, принадлежащих к Латинской церкви.

http://azbyka.ru/patriarx

МАТЕРИАЛЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РПЦ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВОПРОСУ СТАРООБРЯДЧЕСТВА ноября 2000 Из заседания Священного Синода 4 июня 1999 года под председательством Патриарха      Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об отношениях Русской Православной Церкви со старообрядчеством в связи с соответствующим поручением Священного Синода в заседании 29 декабря 1998 года. Из заседания Священного Синода 4 июня 1999 года под председательством Патриарха      Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об отношениях Русской Православной Церкви со старообрядчеством в связи с соответствующим поручением Священного Синода в заседании 29 декабря 1998 года.       Постановили:      1. Одобрить результаты переговоров, проведенных митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, Председателем Отдела внешних церковных сношений, с представителями Старообрядческой Митрополии и Древлеправославной Поморской Церкви.      2. На основании решений Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1971-го и 1988 годов о снятии клятв на старые обряды призвать епархиальных архиереев и духовенство Русской Православной Церкви учитывать в практической деятельности на местах своего служения вышеупомянутые общецерковные решения.      3. Осудить имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола, явившиеся результатом вмешательства светских властей в дела Церкви.      4. Призвать издательства, выпускающие церковную литературу, применять критический подход к переизданию литературы, напечатанной в дореволюционное время, когда под влиянием светской власти старообрядчество критиковалось некорректными и неприемлемыми методами.      5. В рамках мероприятий, посвященных 2000-летию Рождества Христова, организовать совместные со старообрядцами вечера древнерусского церковного пения. Пригласить представителей старообрядцев и на другие мероприятия, посвященные 2000-летию Рождества Христова.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

39. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул.: Изд-во БГПУ, 1999. 40. Миролюбов И., свящ. Деятельность Московского Печатного двора при патриархе Иосифе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев Посад, 1993. 41. Михайлов С.С. Сергиев Посад и старообрядчество. М.: «Apxeoдokciя», 2008. 42. Молзинский В.В. Историк Н.М. Никольский. Его взгляды на старообрядчество в русской истории.//Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М.: Музей истории и культуры старообрядчества, Боровский историко-краеведческий музей, 2002. 43. Николин А., свящ. Церковь и Государство (история правовых отношений). М.: Издание Сретенского монастыря, 1997. 44. Никольский В. К. Сибирская ссылка протопопа Аввакума.//Институт Истории, Ученые записки РАНИИОН, Т.2, М., 1927. 45. Никольский Н.М. История Русской Церкви. М.: Издательство политической литературы, 1985. 46. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001. 47. Плотников К., свящ. История русского раскола известного под именем старообрядчества. Петрозаводск, 1898. 48. Полознев Д. Ф. Русская Православная Церковь в XVII в./Православная Энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. 49. Предисловие./Выписки из творений Святых Отцов и Учителей Церкви по вопросам сектантства (репринт издания: Выписки из творений Святых Отцов и Учителей Церкви, в русском переводе, а также из старопечатных и древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия, пререкаемым старообрядцами. Составил самарский епархиальный миссионер иерей Димитрий Александров. СПб., 1907). Тверь: Тверское отделение Российского международного фонда культуры, 1994. 50. Предисловие./Шушерин И. Повесть о рождении, воспитании и жизни Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России. Перевод, примечания, предисловие. Цековно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия».

http://pravoslavie.ru/74764.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010