4) Кающийся, подойдя к духовнику, кладёт земной поклон пред лежащим на аналое св. крестом („Как надо говеть», изд. С.-Пет. Синод. Типогр., 29 стр.). – При большом количестве исповедников, для сбережения священником при исповеди времени, каждый из них полагает этот поклон, когда ещё готовится стать на исповедь (Рук. д.с.п. 1879, 27). – В разных местах нашего отечества существуют разные обычаи касательно того положения или внешнего вида, в коем исповедывающиеся должны находиться пред священником во время исповеди. В некоторых местах, особенно на западе России, исповедывающиеся становятся на колени пред аналоем, у которого исповедает священник и, наклонив голову, смиренно высказывают пред ним свои согрешения. В других местах исповедывающиеся не становятся на колени, но только благоговейно преклоняются. Такие обычаи, без сомнения, не лишены смысла и, как наглядное выражение смирения и сердечного сокрушения со стороны кающихся, могут быть терпимы там, где они укоренились вследствие давней практики, хотя нельзя не заметить, что обычай стоять на коленях во время исповеди не есть обычай древлеправославный, а скорее наследие церкви западной римско-католической (О богослуж. зап. цер., Т.Серединского ). Всего же лучше в этом отношении обычай, соблюдаемый в Великороссии и во многих местах Малороссии, и вообще в Церкви Православной на востоке, где кающиеся исповедываются обыкновенно, стоя лицом к лицу пред священником или взирая благоговейно на икону, пред которою исповедываются. Ибо в этом случае всего удобнее даётся священнику возможность по внешнему виду приблизительно вернее судить о внутреннем состоянии грешника и соответственно этому давать ему разные наставления и внушения, А потому обычай этот всего более и должен быть поддерживаем православными священниками. В требнике П.Могилы читаем: «Каяйся... стоя..., в глубоцем смирении, аще же мощно, и со слезами, исповедует грехи свои пред священником“ (о. Хойнацкий, 127 стр.). – Относительно обычая покрывать кающегося во время исповеди епитрахилью нужно заметить, что подобное действие не указывается ни современным уставом исповеди, ни в известных исповедных уставах прежнего времени – как греческих, так и славяно-русских. Это есть обычай – позднего происхождения и притом получивший место только в русской исповедной практике. Этим обычаем даётся понять кающемуся, что исповеданные им грехи разрешаются духовником, как лицом иерархическим, как уполномоченным на то служителем Церкви. Усвояя этому обычаю такое именно внутреннее значение, должно прийти к такому относительно его выводу: раз это обрядовое действие должно оставаться в силе, то оно должно иметь место только при моменте разрешения и не должно простираться на акт выслушивания духовником исповеди (см. подр. Тайн. испов., А.Алмазова , 592–593 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Дворачек и другие их друзья, например, близкий к императору Вайс, и сочувствующие белокриницкому предприятию не заставили Амвросия долго сидеть в Вене. Уже 11(23) июля сам император Фердинанд торжественно принял митрополита, ободренного этим первым успехом:»когда приехали во дворец, то неизъяснимое великолепие царских чертогов и предстоящих от разных полков генералов рассыпало всю дряхлость господствующего митрополита» 1599 . Побывал Амвросий с Павлом и у других знатных покровителей " затейки»: графа Коловрата, князя Меттерниха, эрцгерцога Людвига 1600 . 18 сентября Императорско-Королевская Тайная Придворная и государственная канцелярия (Гоф-канцелярия) позволила Амвросию выехать в Белую Криницу 1601 . Амвросий прибыл туда к 12(24) октября 1846 г. 1602 , его радостно и торжественно встречало все местное население, а еще через две недели, 28 октября (8 ноября) 1846 г., митрополита торжественно присоединили к старообрядческой церкви. Священноинок Иероним исповедовал и причастил владыку, который в подтверждение своего православия проклял все ереси. Затем митрополит был помазан миром, которое, как было принято у старообрядцев, было освящено самим патриархом Иосифом (1643–1652) еще до раскола русской церкви. Старообрядческая иерархия стала свершившимся фактом 1603 . 6. Первые епископы Известие о создании собственной древлеправославной иерархии довольно быстро разнеслось по старообрядческому миру. " Торжество и ликование в старообрядчестве по случаю приобретения митрополита Амвросия было действительно великое. Весь старообрядческий мир пришел в движение, и большинство раскольников радостно отозвалось на весть о совершившемся в Белой Кринице событии» 1604 . Их почти двухсотлетняя мечта иметь иерархию исполнилась. Один из ведущих руководителей Рогожского кладбища " дворник» И. А. Гусев писал своему другу уставщику Евтихию Евстафьеву в Сары Кей (в Добруджу), что новый епископат – это " новый путь, ведущий в четвертый Рим» 1605 . Не только Москва, Керженец, Стародубье, но и Урал, Поволжье сейчас же были осведомлены о свершившемся событии и начали собирать средства для епископата, искать кандидатов в священники, намечать делегации для связи с Белой Криницей. В Саратове богатые купцы Перфильев и Гусев начали сбор средств, а Гусев и сам послал в Белую Криницу некоторую сумму; в Вольске во главе негласного комитета стоял тоже миллионер Серебрянников; богатый купец Мальцов возглавлял друзей Белой Криницы в Николаевске, толстосумы Кузьмичев, Гузиков и Пономарев отправили своих хвалынских уставщиков в Белую Криницу для посвящения в священники. Единоверцы и беспоповцы хлынули в поповщину 1606 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

В настоящее время связи с русскоязычными общинами у польских староверов налажены, отсутствие границ между странами Прибалтики и Польшей, наличие в староверских домах личных автомобилей и финансовое состояние, позволяющее навестить при желании братьев по вере в Риге, Даугавпилсе или Резекне, кажется, должны были бы способствовать и возрождению Войновской общины. Однако этого не происходит. Староверы из Латвии приезжают, главным образом, в Сувалки и Августов (в Габове Гронды). Возможно, главной причиной в этом случае следует считать возрастной барьер: в Войнове нет молодежи и детей, которые исповедовали бы древлеправославную веру. Прихожане моленной – это люди в возрасте от семидесяти и старше. Для сравнения еще раз позволю себе вспомнить нашу «ветков- скую» хозяйку. Она не идентифицировала себя со старообрядцами так же, как и большинство ее односельчан, говорила о себе: «Мы москали». Местных белорусов староверы называли хохлами, а значит, основанием для самоидентификации был этнический, а не конфессиональный критерий. Сформировался ли такой способ самоидентификации в результате многовековых преследований и памяти о «выгонках» с Ветки? 2.3. Сохранность книжной культуры и основ догматики Триста лет, прошедших после Раскола это много или мало? В масштабах европейской культуры, не говоря уже о восточной, наверное, мало. А в масштабах культуры России? В XVII веке в России книгопечатание стало делом государственной важности. К этому времени не только сложился корпус литургических текстов: были отредактированы и напечатаны, распространены и введены в употребление минеи, пролог, октоих, триодь, апостол. Следует признать, что за оценкой Соболевского «это не более чем XVII век» [цит. по: Вознесенский 1996: 5] следуют десятилетия пренебрежения огромным количеством бесценного исследовательского материала, называемого на научном сленге «позднятиной». 2.3.1. Язык богослужебной литературы До раскола умение писать и говорить на церковнославянском языке было прежде всего привилегией духовенства [ср.: Успенский 2002: 90], после раскола обучение чтению и основам литургического пения на церковнославянском языке в старообрядческой среде стало распространенным явлением: «Со времен раскола Русской Церкви начальное образование у старообрядцев было поставлено достаточно хорошо» [Таранец 2011: 476].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Едем дальше, смеркается, проезжаем ЗУГРЭЗС, Харцизск, Макеевку, собираюсь сойти в Макеевке, потому как в ней недостроенный храм Русской Древлеправославной Церкви - одна из целей моей поездки. Водитель не советует, так как поздно, а в Макеевке ещё несколько «обычных церквей», и, по его мнению, вряд ли немногочисленные случайные прохожие поймут, что мне надо. Снова немало домов с пробоинами, уже в Макеевке, въезжаем в Донецк. Стемнело. Вежливые люди К Донецку у меня особенное отношение. Он стал одним из моих самых любимых городов, поэтому в отдельных случаях я могу быть необъективным, но в целом надеюсь передать дух, обрисовать образ этого великого сражающегося города. Начнём с того, что миллионник, один из крупнейших, наряду с Ростовом, Волгоградом и уж, тем более, Воронежем, городов юга России был основан совсем недавно, в 1869 году. Из небольшого рабочего поселка в 1870-х годах он вырос к концу XIX-ro века в достаточно большой по тем временам промышленный город, хотя и продолжал иметь статус поселка. В следующем ХХ-м веке в нём работали и жили уже сотни тысяч людей. Он носил первоначально имена двух выдающихся людей: Хьюза (в русском произношении Юза - отсюда название «Юзовка») и «Сталино». Обрусевший валлиец Юз и его сыновья, а так же управляющий Бальфур собственно и основали первые шахты и передовой и мощнейший по тем временам металлургический завод, существующий и поныне, ставший градообразующим предприятием. Кстати, Луганск, не станица Луганская, а собственно Луганск был основан шотландцем. Пожалуй, на рубеже веков перед Первой мировой войной Юзовка (Донецк) стала самым бурно и быстрорастущим населённым пунктом Российской империи (во время Первой мировой войны эту пальму первенства перехватил у Юзовки Романов-на-Мурмане, нынешний Мурманск). В городе появились не только новые заводы, но и учебные заведения, больницы, театр. Смутное революционное время, годы гражданской войны, разумеется, не могли обойти стороной и Юзовку. Наиболее примечательным фактом той поры было создание в феврале 1918 года на территории нынешних Новороссии и соседних Днепропетровской и Запорожской областей Донецко-Криворожской Советской Республики. Столицей её был Харьков, а вскоре стал Луганск. Республика была ликвидирована немецко-австрийскими оккупантами в мае 1918 года.

http://ruskline.ru/opp/2014/10/3/vojna_i...

Откуду уби пребогато показа подвизаше свое. Колики убо утверди в древлеправославном стояти благочестии! Колики научи новопреданных блюстися догмат! И не прости токмо люди, но и честныя и благородныя персоны и фамильная и сланная лица, в древнем благочестии всекрепко утверди быти». 348 Таков же был в Олонце богатый купец Александр Гуттоев, игумен по словам Денисова, изобильный 349 и многие другие. Такие богатые расколоучители могли весьма многих обольщать и преклонять к принятию своего учета одним своим богатством. Бедные люди, не имевшие чем кормить и одевать свое семейство, иной раз по неволе соглашались на убеждения богатого расколоучителя, чтобы сходно, а может быть и даром, получить от него удовлетворение своих необходимых, насущных домашних потребностей. Равным образом и люди богатые, знатные и благородные иногда потому соглашались в образе мыслей с богатыми старообрядцами, чтобы прочнее были их взаимные связи, представлявшие много материальных выгод. – Были и такие расколоучители, которые уловляли в сети раскола своим гражданским, юридическим влиянием на народ. Таковы были особенно расколоучители из писарей, приказных – докладчиков, раскащиков или стряпчих дьяков, подъячих и т. п. Известно, какое большое, какое важное значение имели в народе все эти приказные люди в то время, когда грамотность между частными лицами была еще слишком мало распространена. Эти приказные люди, занимавшиеся деловодством были в то время единственные деловые люди, которые имели возможность усвоить себе некоторые познания в законах, приобретали уменье сочинять деловые бумаги и акты и ходить по делам в судах. Эта исключительность знания давала им значительные выгоды и преимущества: они приобрели решительное влияние на ход административных и судебных дел; они также пользовались большим почетом между частными лицами, которые ежечасно должны были прибегать к их познаниям и помощи. К сожалению, эти подкупные и хитрые законо-искусники часто употребляли во зло свое влияние. 350 Вот таков именно был, например, расколо-учитель Никита, писарь Владимирский.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТАРХ (Калинин Афанасий Спиридонович; 22.03.1907, Саратовская губ.- 4.05.2000, г. Новозыбков Брянской обл.), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси Древлеправославной Церкви (см. Беглопоповцы ). Из старообрядческой семьи. В течение 12 лет был диаконом в московском Николо-Рогожском храме, в 1951 г. рукоположен во священника, в 1963-1995 гг. протоиерей и настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора в Новозыбкове, в 1973-1987 гг. секретарь, в 1987-1995 гг. ответственный секретарь Древлеправославной архиепископии. В марте 1995 г. хиротонисан во епископа Московского и назначен помощником Геннадия (Антонова) , архиеп. Новозыбковского, Московского и всея Руси. После кончины архиеп. Геннадия (2 февр. 1996) совет епископов избрал А. Местоблюстителем престола древлеправосл. архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси. 5-8 июня 1996 г. на соборе избран архиепископом, возведен в сан 9 июня. С 1952 г. А. являлся участником всемирных, всесоюзных и российских конференций религ. деятелей по проблемам мирного сосуществования. 6 нояб. 1996 г. на совете епископов Древлеправославной Церкви под председательством А. был принят новый типовой приходской Устав, учитывающий совр. гос. законодательство о религ. объединениях. А. вел обширную переписку с духовными чадами и единоверцами в России и за рубежом, проявлял заботу об открытии новых приходов древлеправосл. иерархии, о рукоположении священнослужителей. Стараниями А. был обустроен и украшен Спасо-Преображенский кафедральный собор. А. являлся одним из основателей и преподавателей Высшего древлеправосл. ДУ, всемерно содействовал развитию издательской деятельности Древлеправославной Церкви. А.- автор десятков посланий, воззваний и статей по духовно-нравственным вопросам. Погребен близ алтаря Спасо-Преображенского собора в Новозыбкове. Лит.: [Некролог]//Древлеправославный календарь. Новозыбков, 2001. С. 205-208. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических " бесед " и посланий против федосеевцев БУГРОВ Николай Александрович (1837 - 1911), беглопоповец, предприниматель, общественный деятель, благотворитель ГЕННАДИЙ (Антонов Гурий Васильевич; 1903 - 1996), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси, глава Русской древлеправославной церкви ГЕННАДИЙ (Беляев Григорий Васильевич; 1825 - 1892), еп. Пермский Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии) АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель

http://pravenc.ru/text/75968.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Старообрядчество. Поповцы АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических " бесед " и посланий против федосеевцев АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии АРИСТАРХ (Калинин Афанасий Спиридонович; 1907-2000), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси Древлеправославной Церкви АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию БУГРОВ Николай Александрович (1837 - 1911), беглопоповец, предприниматель, общественный деятель, благотворитель ВАРАКИН Дмитрий Сергеевич (ок. 1865 - после 1929), старообрядческий начетчик из среды приемлющих священство Белокриницкой иерархии ГЕННАДИЙ (Антонов Гурий Васильевич; 1903 - 1996), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси, глава Русской древлеправославной церкви ГЕННАДИЙ (Беляев Григорий Васильевич; 1825 - 1892), еп. Пермский Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич, 1803 - 1868), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» информационный сборник, издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца ЕПИФАНИЙ (Абрамов Евфимий Кузьмич; 1885 - 1965), архиеп. Самарский (Куйбышевский), Московский и всея Руси Русской Древлеправославной церкви ИННОКЕНТИЙ (Усов Иван Григорьевич; 1870 - 1942), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии, полемист ИОАНН (Картушин Иустин Авксентьевич; 1837-1915), архиеп. Московский и всея России Белокриницкой иерархии (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ))

http://pravenc.ru/rubrics/133894.html

Прошло немало времени с той поры, как люди покинули этот благодатный край, но в памяти их вечно живы картины того далекого прошлого, сердцу близкого и незабываемого. Рукоположение первого священника для " часовенных» старообрядцев Америки 2246 . П. Мартюшев Большая часть древлеправославных христиан из-за постоянного никонианского гонения на истинную Церковь в России ушла на восток и со временем все дальше и дальше удалялась от центра в Сибирь, на Дальний Восток, в Амурскую область, а затем даже вынуждена была бежать в Манчжурию, в Китай. Несмотря на трудные условия жизни во времена гонений, наши древлеправославные христиане сохранили свою веру и в таком состоянии приехали в свободные страны, где им удалось наконец получить больше религиозной информации обо всем: об истории древней Церкви, о русской древлеправославной и о митрополите Амвросии, который восстановил трехчинную иерархию древлеправославной русской Церкви – Белокриницкую иерархию. В Австралии в библиотеке Кудриных мы нашли документальные богословские подтверждения о каноничности Белокриницкой иерархии и законности присоединения митр. Амвросия, на которого возводилась клевета никонианской миссионерской пропагандой: например, обвиняли его, что будто он был крещен обливательно. Этой лживой пропаганде ранее многие верили, да и теперь есть властолюбцы, которые верят этой лжи. В библиотеке Кудриных мы нашли такие редкие книги, как " Книга о вере», «Броня правды»,«Истинность старообрядствующей иерархии против возводимых на нее обвинений» еп. Арсения Уральского,»Исследования о крещении и святительском достоинстве Митрополита Амвросия» Ф.Е. Мельникова, и другие книги в защиту религиозной правды древлеправославной русской Церкви Христовой. После исследования мы пришли к твердому заключению, что нет спасения без христопреданного священства, без церкви Христовой, которая для этого и создана Иисусом Христом, Богом нашим... Илларион Фокеевич Басаргин был первым, который стал изучать историю Белокриницкой иерархии, и первым, кто сказал во всеуслышание, громким голосом о необходимости восстановления священства и старообрядческой епархии для часовенных старообрядцев 2247 в свободном мире. Он проживает в Австралии. Но какими язвительными насмешками был встречен его смелый, мудрый призыв его же родственниками – Басаргиными и их приспешниками на Аляске!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

15 марта 1957 г. в Куйбышеве Е. вместе с еп. Евсевием (Самарцевым) совершил епископскую хиротонию Иеремии (Матвиевича) Новозыбковского. 4-6 дек. того же года Е. провел совещание священнослужителей-беглопоповцев с участием еп. Евсевия (Самарцева). На совещании решались вопросы о кандидатах в епископы и в священники, финансовые проблемы. Е. ходатайствовал перед Советом по делам религ. культов о переводе архиепископии в Москву, ему было отказано ввиду «перегруженности» столицы. 10-14 апр. 1960 г. Е., епископы Иеремия (Матвиевич) и Евсевий (Самарцев), прот. Иоанн Исаев, священники Леонтий Дорофеев, Полиевкт Ефимов и др. священнослужители в мироварне куйбышевского Покровского храма совершили мироварение. Активность Е. вызывала недовольство Совета по делам религ. культов, местный уполномоченный требовал для архиерея «сурового наказания, а может быть, и снятия с регистрации» (Там же. Л. 55). Давление властей на Древлеправославную церковь, как и на др. религ. орг-ции, усилилось в кон. 50-х гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С.), одним из результатов гос. политики явилось обострение внутренних нестроений среди беглопоповцев. Все это стало причиной того, что в янв. 1962 г. Е., ссылаясь на преклонный возраст и нездоровье, ушел на покой (15 янв. послал соответствующее уведомление уполномоченному Совета), 24 марта был снят с регистрации. 24 марта 1963 г. в сан архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси был возведен Иеремия (Матвиевич). Арх.: ГА Самарской обл. Ф. 4089. Оп. 1. Д. 23. Л. 113 [Докладная записка уполномоченного Совета по делам религ. культов при Куйбышевском облисполкоме, 10 дек. 1955 г.]; Там же. Д. 30. Л. 50-59 [То же, янв. 1958 г.]; Там же. Д. 37. Л. 84-85 [То же, 1962 г.]. Лит.: 60 лет восстановленной Древлеправославной архиепископии. Новозыбков, 1987; Старообрядческие иерархи: Справ. мат-лы/Сост.: А. Ю. Писаревский. М., 2002. С. 87. П. В. Половинкин Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (Антонов Гурий Васильевич; 1903 - 1996), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси, глава Русской древлеправославной церкви АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель АЗАРИЯ (Азарий; † после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. АРИСТАРХ (Калинин Афанасий Спиридонович; 1907-2000), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси Древлеправославной Церкви АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию

http://pravenc.ru/text/190081.html

Журналом Священного Синода от 27 мая 2009 года в состав Комиссии внесены изменения, ее возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион. На протяжении отчетного периода, исчисляемого с даты предшествующего заседания Комиссии 8 ноября 2007 года, продолжалось изучение и обобщение опыта деятельности старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Для практической реализации рабочих программ Комиссии указом Святейшего Патриарха от 3 июля 2009 года при Покровском храме в Рубцове г. Москвы учрежден Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. Активизировались контакты Комиссии со старообрядным приходом Русской Зарубежной Церкви в городе Ири (США), где 17-22 июня 2008 года при участии представителей российских старообрядных приходов была проведена конференция «Православие в XXI веке». Силами Комиссии организованы третье (31 января 2008 года) и четвертое (17 февраля 2009 года) заседания секции «Старый обряд в Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» в рамках Рождественских образовательных чтений. На последнем заседании секции был проведен круглый стол по проблемам служения старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Развивались отношения с Русской Православной Старообрядческой церковью (Московской митрополией) и Русской Древлеправославной церковью. 1 октября 2009 года состоялась встреча председателя Комиссии архиепископа Илариона с делегацией Русской Православной Старообрядческой церкви во главе со старообрядческим митрополитом Московским и всея Руси Корнилием. В 2008 году состоялись также две встречи уполномоченных членов Комиссии с представителями Русской Древлеправославной церкви; в ходе этих собеседований поднимались богословско-исторические и церковно-канонические вопросы. ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного архиепископа Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о посещении Святой Горы Афон паломнической группой Русской Православной Церкви с 7 по 11 августа 2009 года.

http://patriarchia.ru/db/text/810642.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010