«Уповаем, что уже не далек тот вожделенный день, значится между прочим в этом послании, когда новое Положение о Зарубежной Русской Церкви, остающейся по прежнему в неразрывном союзе с Матерью-Церковью и в полном единении со всею Вселенской Церковью, войдет в жизнь, и мы ощутим себя единым обновленным церковным организмом, исполненным духом и способным осуществить ту высокую миссию, какая возложена Промыслом на русских православных людей в разсеянии сущих». В том же послании от 6/19 декабря говорится о желательности «возстановления единства юрисдикции, ибо без этого условия, церковное примирение было бы непрочным и ежеминутно могло бы подвергаться новым испытаниям». Послание это было подписано на самом последнем заседании Совещания, после тщательного обсуждения его содержания и принятия некоторых поправок, предложенных Митрополитом Евлогием. Таким образом приведенными фразами как бы завершались те переговоры по вопросу о юрисдикции, которые не прекращались в течение всего совещания. Как известно, Митрополит Евлогий настаивал на  разрешении ему сохранить двойную юрисдикцию, т. е. добивался согласия на вхождение его в новую церковную организацию с сохранением звания экзарха Вселенского Патриарха. Представители Собора указывали на полную неканоничность такого положения. В ходе прений, Митрополит Евлогий, переводя вопрос по преимуществу в плоскость своей признательности Константинопольскому Патриарху, сначала выразил благодарность Патриарху Варнаве за готовность выступить посредником для получения ему разрешения на выход из Константинопольской юрисдикции «Церк. Жизнь» стр. 166), а потом говорил, что сам не может обратиться с подобным ходатайством, но подчинился бы, если бы Константинопольский Патриарх признал необходимым для блага Церкви освободить его от звания своего экзарха тамже, стр. 174). В послании, как мы видели, уже после этих прений, в коих заявления Митр. Евлогия страдают такою недоговоренностью, согласие его на единую юрисдикцию получило более ясное выражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Московская Патриархия отнеслась к экзархату как к обычным епархиям, в те годы присоединяемым к Русской Церкви. Поэтому было проигнорировано главное средостение к объединению, а именно юрисдикция Константинопольской Патриархии. Оставив без должного внимания этот факт, отложив его решение на потом, коммунистическое государство и Московская Патриархия в 1945 г. получили только видимость единства. Еще одной причиной неудачи в деле объединения стало игнорирование Москвой установившихся в экзархате принципов церковной свободы, основанных на наследии Собора 19171918 гг. Наконец, последней ошибкой Московской Патриархии стала глубокая убежденность, что разделение не имеет принципиального характера, что стоит вместо архиепископа Владимира (Тихоницкого) назначить «своего» архиерея, стоит силовым решением упразднить экзархат, как все проблемы исчезнут. Однако проблема разделения, основанная на продолжавшейся в послевоенные годы несвободе Русской Церкви, не могла быть решена таким путем. Объединение Московского Патриархата и Североамериканской митрополии также не состоялось. Причина была прежде всего в стремлении ее к автокефалии, которая к тому времени назрела. Но желание Советского государства использовать Московскую Патриархию в своих интересах воспрепятствовало ее примирению с митрополитом Феофилом (Пашковским). Стремление Североамериканской митрополии к полной независимости стало причиной разделения с Зарубежным Синодом. В то время как последний считал свою независимость временной, Североамериканская митрополия помышляла о постоянной автокефалии. Если РПЦЗ желала оставаться русской, то митрополия поспешно уходила от русского наследия. Не произошло объединения Зарубежной Церкви с Западноевропейским экзархатом. Получив каноническое прикрытие со стороны Вселенского Престола, экзархат в какой-то мере утратил понимание миссии, изначально принятой на себя русским изгнанием. Идеологические векторы Русской Зарубежной Церкви и экзархата не совпадали. И говорить об административном единстве двух структур было бесполезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По его словам, первым шагом для разрешения сложившейся ситуации должно стать возвращение к тому положению, в котором все православные церкви находились до 2018 года, когда " решения принимались соборно, а не единолично " . " Но ведь трудно себе представить, что Константинопольский патриарх захочет к этому вернуться. Он теперь считает себя вправе принимать единоличные решения, не советуясь с другими церквами, вопреки их воле и им в ущерб. И иерархи Константинопольского патриархата нам твердят: " Украинская автокефалия — это свершившийся факт " . Ну, раз это так, то и разделение в мировом православии — тоже свершившийся факт " , — сказал митрополит Иларион. Он добавил, что в Русской Православной Церкви молятся о вразумлении Константинопольского патриарха и тех иерархов, которые под его давлением признали раскол. " Верим, что соборным разумом церкви можно уврачевать раскол в мировом православии. Но надо смотреть на вещи реалистично: в условиях, когда соборные механизмы на межправославном уровне разрушены, этого ожидать трудно " , — заключил представитель Русской Православной Церкви. Митрополит Иларион также оценил возможность переговоров с иерархами Александрийской церкви. В Русской Православной Церкви будут вести переговоры с иерархами Александрийского патриархата, если они выразят несогласие с решением Александрийского патриарха, признавшего ранее украинских раскольников, рассказал в интервью председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Митрополит Иларион назвал теоретическим вопрос о том, могут ли в Русской Православной Церкви исключить из состава новообразованного экзархата в Африке территории, возглавляемые иерархами Александрийской церкви, которые (если они) объявят о своем непризнании украинских раскольников. " Если такая ситуация возникнет, мы будем ее изучать, вступим в переговоры. Но можно предположить, что в случае открытого несогласия с патриархом такие архиереи будут просто смещены со своих кафедр " , - сказал митрополит Иларион. В Русской Православной Церкви не могут отказать в окормлении православным верующим в Турции, также отметил в интервью РИА " Новости " председатель ОВЦС.

http://radonezh.ru/2022/01/02/mitropolit...

Наконец, протопресвитер Василий — человек, стоявший у истоков Русского студенческого христианского движения. Начиная с первого Пшеровского съезда, он бессменный председатель РСХД, мыслимого им как путь христианизации современного человека.В.В.Зеньковский обладал редким педагогическим и пастырским даром: «Я люблю людей,— писал он,— в их индивидуальности, в их своеобразии. Если угодно, это есть чутье к чужой душе». Вероятно, только человек с таким чутьем, предполагающим честность и открытость, смог бы осуществить (не он один, конечно) такой действительно уникальный опыт, каким было студенческое христианское движение, объединявшее молодежь эмиграции по всей Европе. Видеть дальше других Всегда окруженный молодежью Василий Васильевич очень мечтал о женитьбе, о семье, но так и не женился. В 1939 году во Франции (за день до объявления войны!) Зеньковский был арестован как подозреваемый в связях с немцами (все-таки бывший министр прогерманской Директории). Заключение длилось около года: сначала в тюрьме, затем в лагере. Именно в этот период жизни Зеньковский пришел к решению принять священство, не откладывая. В марте 1942 года митрополит Евлогий (Георгиевский) совершил священническую хиротонию Василия Зеньковского.К священству Зеньковский шел и осознавал его иначе, чем, например, его коллега по Богословскому институту протоиерей Сергий Булгаков. Булгаков расценивал священство как выражение и завершение богословского умозрения, для Зеньковского акцент в священстве стоял скорее на экклезиологическом, общественном служении. И на пастырстве.Его обвиняли в склонности к компромиссам как в жизни, так и в творчестве. В его «Истории русской философии» чувствуется стремление все понять и все простить, критическая реакция почти всегда смягчена добрым словом о заслугах и позитивном вкладе. Но чутье к чужой душе и опыт психолога позволяли Зеньковскому видеть дальше других и трезво оценивать ситуацию. Например, в 1946 году, после смерти митрополита Евлогия, благодаря протопресвитеру Василию Русский Экзархат остался в лоне Константинопольского Патриархата, хотя значительная часть духовенства и мирян выступала за воссоединение с Московской Патриархией. Сегодня нам легко представить, какова была бы судьба этих русских приходов в Европе, учитывая, что Церковное управление в России (особенно его «внешнеполитическая» деятельность) было полностью подчинено интересам богоборческого режима. В 1959 году, после смерти преемника митрополита Евлогия — митрополита Владимира (Тихоницкого), отцу Василию было предложено архиерейство, но от перспективы возглавить Экзархат он наотрез отказался.Умер протопресвитер Василий Зеньковский в Пасху 1962 года. Слова пасхального канона «Христос воскресе» были последними, что он слышал.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/7/92...

Было оглашено приветствие председателя президиума Национальной академии наук Беларуси В.Г. Гусакова, в котором была дана оценка перспективам межрелигиозного диалога в стране и его вкладу в развитие государства. Был особо подчеркнут вклад приснопамятного первого Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева) в формирование здоровой общественной и религиозной обстановки в этой стране. Ксендз Франтишак Рудь передал собравшимся приветствие митрополита Минского-Могилевского Католической Церкви Иосифа Станевского и указал на важную роль духовного фактора в общественной жизни, который ныне приобрел особую актуальность. Главный раввин объединения общин прогрессивного иудаизма в Беларуси Григорий Абрамович в своем приветствии оценил многовековой опыт межконфессиональных и межрелигиозных отношений на территории страны и представил оценку его значимости и перспектив. Преподаватель  Минской духовной семинарии  архимандрит Никодим (Генералов) огласил приветствие ректора семинарии протоиерея Виктора Василевича, указавшего на необходимость сохранения мира между людьми, к чему христиане призваны Богом через Священное Писание. Пленарная часть конференции открылась докладом заместителя директора по научной работе Института Европы РАН Р.Н. Лункина на тему роли религии и духовных ценностей в современном многополярном мире и диалоге цивилизаций. Далее с докладом о месте белорусского Православия в контексте современных вызовов и трансформаций выступил проректор по научной работе Минских духовных школ А.В. Слесарев. Докладчик представил подробный анализ попыток вмешательства Константинопольского Патриархата в дела Русской Православной Церкви на территориях современных Польши, Украины, Беларуси и Литвы в XX-XXI вв. и поддержку религиозного сепаратизма в первой половине XX века в соответствии с польской концепцией формирования т.н. Интермариума как «санитарной» зоны между Балтийским и Черным морями для отделения России от Западной Европы. Кроме того, было представлено осмысление попыток Константинопольского Патриархата по созданию церковных структур белорусских эмигрантов в США в XX столетии.

http://patriarchia.ru/db/text/6119414.ht...

Что произошло? Согласно Устава Экзархата, общее собрание Архиепископии выдвигает кандидата на пост экзарха. Предложенного кандидата должен утвердить либо отвергнуть Константинопольский Патриарх, которому напрямую подчиняется Экзархат. Во все предыдущие разы так и бывало: собрание выдвигало кандидата, Вселенский Патриарх утверждал этот выбор и назначал избранного — экзархом. В этот раз на общем собрании было выдвинуто, насколько я знаю, три кандидата. Ни одного из них Вселенский Патриарх не утвердил в качестве главы Экзархата, а постановил, что митрополит Галльский Эммануил — глава епархии Константинопольского Патриархата во Франции, который после ухода на покой прежнего главы — архиепископа Гавриила, временно управлял Экзархатом русских приходов, должен продолжить свое управление в качестве главы этой структуры. Общему собранию Экзархата было предложено вновь собраться и выдвинуть какого-нибудь «адекватного» кандидата на должность викария митрополиту Эммануилу, который и будет, как сказано в письме Вселенского Патриарха, «иметь попечение о религиозных и литургических потребностях приходов в соответствии с их языком и традициями». На мой взгляд, произошло то, что должно было произойти рано или поздно. Константинопольский Патриарх покончил с самостоятельным существованием этой структуры, поскольку, видимо, ему надоела вся эта вольница и демократия, которая там была на протяжении многих лет — выборность епископа, самостоятельное управление, особый устав. Он терпел эти вольности и подыгрывал всему этому до той поры, пока существовала хотя бы потенциальная опасность того, что некоторые люди — священники и миряне — решат воссоединиться с Русской Православной Церковью, от которой некогда они отделились, и восстановить прерванное законное каноническое общение. Как только такая опасность исчезла — исчезла и необходимость игры в демократию. Приходам русской традиции было предложено влиться в греческую епархию. Свое существование Экзархат русских приходов в Западной Европе ведет с 1931 года, когда митрополит Евлогий — русский иерарх, управлявший в то время русскими приходами в Западной Европе, увел эти приходы в раскол, разорвав каноническую связь с Русской Церковью и подчинив их напрямую Вселенскому Патриарху. В Томосе Вселенского Патриарха 1931 года, который учреждал Экзархат православных русских приходов в Западной Европе в юрисдикции Константинопольского Патриархата, говорилось о том, что существование Экзархата — шаг временный, до той поры, пока в Русской Церкви не будет восстановлена нормальная жизнь.

http://pravmir.ru/arxiepiskopiya-russkix...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Константинополь подтвердил сообщения о роспуске экзархата русских приходов 29.11.2018 10:58 Версия для печати Москва, 29 ноября. Константинопольский патриархат официально подтвердил расформирование экзархата русских приходов в странах Европы, сообщает РИА Новости . Константинопольский патриархат в ходе заседания Синода Константинопольской церкви, который проходит в Стамбуле с 27 по 29 ноября, решил распустить Западноевропейский экзархат русских приходов. Принятым решением аннулируется патриарший томос от 1999 года. В свою очередь, в экзархате заявили, что еще не получили официального уведомления об этом, подчеркнув, что с данным вопросом к патриархату не обращались, а также не участвовали ни в каких предварительных консультациях. Согласно заявлению Константинопольского патриархата, решение о роспуске Западноевропейского экзархата русских приходов «отвечает пастырским и духовным нуждам нашего времени», и целью такого решения является «усиление связи традиционных русских приходов с церковью Константинопольского патриархата».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Несмотря на решение суда, архиепископ Гавриил, глава экзархата русских приходов, ясно дал понять на встрече с епископом Нестором Корсунским в конце августа, что вопрос, связанный с передачей ключей собора в Ницце, должен быть решен Московским Патриархатом непосредственно с православной ассоциацией Ниццы, т.е. архиепископ Гавриил по сути отмежевался от вопроса. Таким образом, встреча не принесла никаких результатов. Запланировано следующее расширенное заседание между представителями Константинопольского Патриархата и Московского Патриархата. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru

http://pravmir.ru/soobshhestvo-konstanti...

При том, что значительную часть общин русской православной традиции составляют перешедшие в Православие представители местных народов, в дальнейшем структура митрополичьего округа могла бы стать хорошим основанием для образования в Западной Европе своей Поместной Церкви. Обращение Предстоятеля Русской Православной Церкви вызвало живой интерес в среде русской эмиграции в Западной Европе. Наиболее активными сторонниками этой идеи была создана общественная организация под названием «Движение за поместное Православие русской традиции в Западной Европе», которая поставила перед собой задачу всячески содействовать сближению между Экзархатом, Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью, а затем — и созданию Поместной Православной Церкви. К сожалению, предложения, сформулированные в обращении Святейшего Патриарха, не встретили понимания со стороны нового руководства Экзархата русских православных приходов в Западной Европе. Порой делаются попытки подвергнуть сомнению искренность этих предложений и таким образом их дискредитировать. За рассматриваемый нами период Отделу внешних церковных связей пришлось приложить немало усилий для нормализации церковного положения в Эстонии. Мы столкнулись с попыткой Константинопольского Патриархата представить решение о предоставлении своей церковной структуре в Эстонии статуса автономной Церкви в качестве одобренного всеми Поместными Православными Церквами. При этом утверждалось, что константинопольская структура является Поместной Церковью Эстонии, а приходы Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата могут существовать лишь в качестве подворий Русской Православной Церкви. Особенно острой стала ситуация после визита в Эстонию Константинопольского Патриарха Варфоломея в ноябре 2000 года. Заявления, сделанные в ходе этой поездки, по существу означали отказ от компромиссных соглашений, по крайнему снисхождению со стороны Московского Патриархата и ради восстановления мира во вселенском Православии принятых в 1996 году по итогам переговоров в Цюрихе.

http://sedmitza.ru/lib/text/429550/

Тем более искаженной является ссылка на журнал того же заседания Священного Синода, в котором будто бы утверждается, что Московский Патриархат намеревается «принять в свою юрисдикцию всякого священника, зависящего от экзархата, не требуя от него отпускной грамоты». В данном журнале речь идет о направлении на служение в Корсунскую епархию клирика Ростовской епархии Русской Православной Церкви, ранее находившегося под запрещением и без соизволения Священноначалия покинувшего пределы своей епархии. Относительно принятых в Экзархат клириков Сурожской епархии можно лишь вновь повторить, что они никогда не были законным образом отпущены из своей епархии, что в свое время было подробно изложено в письме архиепископа Корсунского Иннокентия архиепископу Команскому Гавриилу. В отношении же самого епископа Василия (Осборна) можно лишь отметить, что руководство Экзархата прибегает к спорной и недостаточно обоснованной теории о правах Константинопольского Патриархата, которую не разделяет вся полнота Православной Церкви. Этот вопрос подлежит обсуждению на высшем иерархическом уровне Константинопольского и Московского Патриархата. Протоиерей Георгий Ашков, о котором также упоминается в сообщении совета Экзархата, был в свое время принят руководством Экзархата без отпускной грамоты, лишь на основании документа о его увольнении за штат Московской епархии . В связи с этим архиепископу Команскому Гавриилу было направлено письмо соответствующего содержания со стороны Священноначалия Русской Православной Церкви. Незаконность действий руководства Экзархата была отмечена Священным Синодом Русской Православной Церкви, который затем счел возможным урегулировать положение данного клирика, поскольку в данном случае со стороны архиепископа Команского Гавриила был, наконец, получен подобающий запрос. В заключение, относительно священника Мирона Богуцкого, приветствуя его желание вернуться из раскола, следует заметить, что нормы церковных отношений требуют, чтобы, придя к покаянию, он обратился к Священноначалию той Церкви, от которой откололся, дабы урегулировать свое каноническое состояние. Допущение до служения клирика, исшедшего из «Киевского патриархата», и, более того, признание приобретенного им в расколе «протоиерейства» (что следует из списков, опубликованных на официальном сайте Экзархата), без предварительного обращения к Священноначалию Русской Православной Церкви, никак не соответствует этим нормам. В суждениях же о причинах запрета священника Мирона нельзя опираться лишь на свидетельство самого запрещенного священнослужителя, которое по понятным причинам может не вполне совпадать с истиной. Официальный сайт Корсунской епархии /Патриархия.ru   Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203799...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010