Тем не менее, в последнее время в литературе наметилась тенденция придавать документам 1686 г. едва ли не определяющее значение. В частности, указывается, что содержащееся в этих документах выражение χ δειαν… χειροτονεν в отношении права Московского патриарха рукополагать Киевского митрополита якобы означает не «имеет власть хиротонисать», а «имеет дозволение/уполномочен (sur autorisation) хиротонисать», и что обязательство Киевского митрополита воспринимать Московского патриарха ς γροντος κα προεσττος, «как старшего и предстоятеля», якобы в действительности означает «его признание в качестве духовного отца» и не более того. Подобные выводы представляют собой всего лишь попытку выдать желаемое за действительное. Так, согласно словарю Э. Криараса, наиболее авторитетному словарю греческого языка византийского и поствизантийского периодов, первые – т. е. основные – значения у слова δεια – следующие: 1) ελευθερα να κνει κανες, 2) απλυτη ελευθερα, т. е. «свобода делать что-либо», «полная свобода (действий)», а отнюдь не выданная кем-то вышестоящим «авторизация». В свою очередь, термин προεστς (προεστς), согласно тому же словарю, означает «начальника» в самом широком смысле слова; а главное, можно указать на примеры использования этого слова в качестве синонима термина «патриарх». Никаких ограничений власти Московского патриарха рукополагать Киевского митрополита или дозволений Киевскому митрополиту относиться к Московскому патриарху «просто как к духовному отцу» документы 1686 г. в действительности не содержат. Киевский митрополит полностью и безоговорочно подчиняется ка нонической власти Московского патриарха. Нет в этих документах и утверждений о том, что Киевский митрополит якобы сохраняет за собой статус «экзарха Константинопольского патриарха» в отношении Малороссии. Выражение «экзарх» в отношении Киевского митрополита встречается в двух второстепенных документах июня 1686 г. – патриарших посланиях духовенству и верным Киевской митрополии, а также им же вместе с гетманом. Адресатам этих посланий предписывается не выходить из послушания митрополиту Гедеону, который назван «митрополитом Киевским… и экзархом всея России». Выражение «экзарх всея России» можно понимать двояко – либо как претензии Константинопольского патриарха на всю Русь, что шло бы вразрез с решениями Великого Константинопольского собора 1593 г. и нарушало бы целый ряд священных канонов, либо как синоним перехода митрополита Киевского под власть патриарха всея Руси – по аналогии с тем, как в предшествующую эпоху тот же митрополит мог называться «экзархом Константинопольского патриарха». Очевидно, что приемлемым толкованием является именно второе: митрополит Киевский признается экзархом [патриарха] всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Тем не менее, в последнее время в литературе наметилась тенденция придавать документам 1686 г. едва ли не определяющее В частности, указывается, что содержащееся в этих документах выражение χ δειαν… χειροτονεν в отношении права Московского патриарха рукополагать Киевского митрополита якобы означает не «имеет власть хиротонисать», а «имеет дозволение/уполномочен (sur autorisation) хиротонисать», и что обязательство Киевского митрополита воспринимать Московского патриарха ς γροντος κα προεσττος, «как старшего и предстоятеля», якобы в действительности означает «его признание в качестве духовного отца» и не более Подобные выводы представляют собой всего лишь попытку выдать желаемое за действительное. Так, согласно словарю Э. Криараса, наиболее авторитетному словарю греческого языка византийского и поствизантийского периодов, первые — т. е. основные — значения у слова δεια — следующие: 1) ελευθερα να κνει κανες, 2) απλυτη ελευθερα, т. е. «свобода делать что-либо», «полная свобода а отнюдь не выданная кем-то вышестоящим «авторизация». В свою очередь, термин προεστς (προεστς), согласно тому же словарю, означает «начальника» в самом широком смысле а главное, можно указать на примеры использования этого слова в качестве синонима термина Никаких ограничений власти Московского патриарха рукополагать Киевского митрополита или дозволений Киевскому митрополиту относиться к Московскому патриарху «просто как к духовному документы 1686 г. в действительности не содержат. Киевский митрополит полностью и безоговорочно подчиняется ка нонической власти Московского патриарха. Нет в этих документах и утверждений о том, что Киевский митрополит якобы сохраняет за собой статус «экзарха Константинопольского патриарха» в отношении Малороссии. Выражение «экзарх» в отношении Киевского митрополита встречается в двух второстепенных документах июня 1686 г. — патриарших посланиях духовенству и верным Киевской митрополии, а также им же вместе с Адресатам этих посланий предписывается не выходить из послушания митрополиту Гедеону, который назван «митрополитом Киевским… и экзархом всея России». Выражение «экзарх всея России» можно понимать двояко — либо как претензии Константинопольского патриарха на всю Русь, что шло бы вразрез с решениями Великого Константинопольского собора 1593 г. и нарушало бы целый ряд священных канонов, либо как синоним перехода митрополита Киевского под власть патриарха всея Руси — по аналогии с тем, как в предшествующую эпоху тот же митрополит мог называться «экзархом Константинопольского патриарха». Очевидно, что приемлемым толкованием является именно второе: митрополит Киевский признается экзархом [патриарха] всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/5383649.ht...

Священный Синод: Действия Константинопольского Патриархата — грубейшее попрание церковных канонов 8 сентября, 2018. Новостная служба Данные действия заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской Церквами Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 8 сентября 2018 года Священный Синод Русской Православной Церкви выражает решительный протест и глубокое возмущение в связи с опубликованным 7 сентября 2018 года коммюнике Генерального секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, в котором сообщается о назначении двух иерархов этой Церкви — архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) — «экзархами» Константинопольского Патриархата в Киеве. Данное решение принято без согласования с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной Поместной Церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой Поместной Церкви (2-е правило II Вселенского Собора; 20-е правило Трулльского Собора; 13-е правило Антиохийского Собора; 3-е, 11-е и 12-е правила Сардикийского Собора). Оно полностью противоречит остававшейся до сего дня неизменной позиции Константинопольского Патриархата и лично Патриарха Варфоломея, который неоднократно заявлял, что признаёт Блаженнейшего митрополита Онуфрия единственным каноническим главой Православной Церкви в Украине. Решение Константинопольского Патриархата принять к рассмотрению вопрос о предоставлении автокефалии «православным верующим Украины» принято вопреки воле епископата Украинской Православной Церкви, который единодушно высказался за сохранение её существующего статуса. В оправдание своего вмешательства в дела иной Поместной Церкви Константинопольский Патриарх приводит ложные толкования исторических фактов и ссылается на якобы имеющиеся у него исключительные властные полномочия, каковыми он в действительности не обладает и никогда не обладал. Данные действия заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской Церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового Православия.

http://pravmir.ru/svyashhennyiy-sinod-de...

В действительности Священный Синод 24 декабря 2004 года постановил «признать необоснованными и недействительными канонические прещения, налагаемые на клириков лишь за открыто исповедуемое ими желание следовать линии Преосвященного митрополита Евлогия, заявлявшего о своем намерении вернуться в юрисдикцию Русской Православной Церкви, как только восстановятся нормальные условия ее жизни, и делом подтвердившего истинность своих слов». Таким образом, отмечает пресс-служба, речь идет не о дисциплинарных решениях вообще, но лишь о тех, что приняты на указанных основаниях. Данное «решение Священного Синода следует рассматривать в тесной связи с тем фактом, что каноническое положение приходов Экзархата, до сего дня не имеющих законного разрешения Священноначалия Русской Православной Церкви на переход в Константинопольский Патриархат, фактически еще не урегулировано». Пресс-служба вновь подчеркивает, что принятые в Экзархат клирики Сурожской епархии никогда не были законным образом отпущены из своей епархии. «В отношении же самого епископа Василия (Осборна) можно лишь отметить, что руководство Экзархата прибегает к спорной и недостаточно обоснованной теории о правах Константинопольского Патриархата, которую не разделяет вся полнота Православной Церкви. Этот вопрос подлежит обсуждению на высшем иерархическом уровне Константинопольского и Московского Патриархата». Наконец, пресс-служба прокомментировала принятие в Экзархат священника Мирона Богуцкого, в 1993 году запрещенного в священнослужении архиепископом Курским и Белгородским Ювеналием и перешедшим в раскольничий «Киевский патриархат». Пресс-служба указывает, что в соответствии с церковными нормами священнику Богуцкому следовало обратиться к Священноначалию Церкви, от которой он откололся, дабы урегулировать свое каноническое состояние. Однако священник Богуцкий был принят в Экзархат без предварительного обращения к Священноначалию Русской Православной Церкви; более того, за ним было признано приобретенное в расколе «протоиерейство».

http://pravoslavie.ru/19003.html

Эта запись вводила в заблуждение многих исследователей, которые на ее основании делали вывод, что упомянутый митрополит просил (как и его предшественник Гедеон до получения из Константинополя «отпустительных» грамот на Киевскую митрополию) о титуле «экзарха Константинопольского престола» . По-видимому, составитель описи допустил ошибку, встретив в текстах рассматриваемого дела упоминания прошения о данном титуле предыдущего митрополита Гедеона. Лишь Федор Титов, выдающийся дореволюционный историк Русской Церкви, который изучал архивное дело о визите в Москву и посвящении Варлаама (Ясинского) в митрополиты, кратко отметил в своем труде, что тот просил о титуле экзарха Московского патриарха, но получил отказ . Однако данное наблюдение не нашло отражения в позднейшей литературе. И действительно, Варлаам Ясинский в 1690 г., как и следовало ожидать, просил царское правительство разрешить ему «писатись экзархом, и в лавре Киево-Печерской монахов и мирских людей рукополагати… ему митрополиту аки бы экзарху и наместнику в Малой Росии от самаго Святейшаго патриарха Московского» . Однако в просьбе этой Варлааму (Ясинскому) было отказано, поскольку в Москве не пожелали делиться с Киевским митрополитом властью над одной из главнейших ставропигий страны (в царской жалованной грамоте она была определена как «архимандрия в России по степени первая» ). Однако по сути дела московские власти все же пошли на частичные уступки новому митрополиту, разрешив совершать рукоположения в лавре с ведома Московского патриарха: «А хиротонисати Киево-Печерские лавры монахов и мирских, приступающих ко священству, аще они сами того требовати будут, с ведома его, Святейшаго, благословенного и блаженнейшаго патриарха Московского ему, Преосвященному митрополиту, позволено» . В итоге традиция ношения титула патриаршего экзарха предстоятелями Киевской митрополии, сложившаяся в 30-х гг. XVII в., просуществовала относительно недолго и не была возобновлена при переходе данной церковной области под власть Московского патриарха .

http://sedmitza.ru/lib/text/9985755/

· 20 июля (в пятницу) возобновились протесты палестинцев в секторе Газа. В ходе столкновения был убит на линии разграничения еврейский солдат. В ответ Израиль подверг сектор Газа ракетно-бомбовым ударам, которые продолжались 20 и 21 июля. · 12 августа лидеры 5 стран – России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана подписали соглашение о правовом статусе Каспийского моря. «Согласно документу , основная площадь водной поверхности Каспия остается в общем пользовании сторон, а дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности между ними на основе международного права. Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов осуществляются по согласованным сторонами правилам. При реализации масштабных морских проектов в обязательном порядке учитывается экологический фактор. Конвенция фиксирует положение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав, определяет пять прикаспийских государств ответственными за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами». РИА Новости. · 2 сентября Синаксис Константинопольской Церкви сделал провокационное заявление: «Константинопольский патриархат может предоставлять автокефалию без каких-либо согласований» (с иными заинтересованными православными Церквами). Вслед за этим были назначены два экзарха Константинопольского Патриарха в Киев для устроения здесь автокефалии под руководством Фанара (стамбульского квартала, где расположена резиденция Константинопольских Патриархов). Экзархами стали архиепископ Памфилийский Даниил из «УПЦ в США» и епископ Эдмонтонский Иларион из «УПЦ в Канаде». · 14 сентября состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. На повестку для были вынесены провокационные действия Константинопольского Патриархата. Было решено приостановить поминовение Патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением, приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата, Приостановить участие Русской Православной Церкви во всех Епископских собраниях, богословских диалогах, многосторонних комиссиях и других структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского Патриархата и внести в сугубую ектенью на каждой литургии прошения о единстве Православной Церкви во всем мipe сущей.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/05/le...

Думается, что для правильной оценки развития церковной жизни русской эмиграции было бы по меньшей мере несправедливо вообще не упомянуть этих людей, тем более что они приняли живое участие в жизни эмиграции и даже характеризовались многими как более русские, чем русские родом. При этом не были учтены клирики Московской Патриархии, которые после Второй мировой войны часто выезжали из Советского Союза на определенный срок, чтобы обслуживать тот или иной приход московской юрисдикции, что стало фактически нормой с 1960-х гг., особенно в Германии и Австрии, а также (в меньшей степени) во Франции, Бельгии и Нидерландах. Этих людей считать эмигрантами вообще нельзя – они являлись гражданами Советского Союза, приезжали в служебную командировку на более или менее короткий срок и в большинстве своем никак не интегрировались в церковно-общественную жизнь эмиграции. Цели и задачи данной работы определил и характер ее источников. Работа построена преимущественно на основании архивных материалов из фондов Епархиального управления Западно-Европейского Русского Экзархата Константинопольского Патриархата (далее АЕУА.) 5 и канцелярии Архиерейского Синода Русской Православной Зарубежной Церкви довоенного периода. 6 Значительная часть архивных материалов, использованных в данной работе, впервые вводится в научный оборот. К сожалению, руководство епархий Московской Патриархии в Западной Европе не сочло возможным удовлетворить нашу просьбу о получении доступа к своим архивам. Этот пробел частично восполнен использованием сведений, приведенных на страницах «Журнала Московской Патриархии» (ЖМП) за период 19461990 гг. и на страницах различных местных журналов, информационных бюллетеней и листков бывшего Патриаршего Экзархата в Западной Европе. Большим подспорьем в работе послужили также периодические издания русской эмиграции. В первую очередь были использованы различные печатные материалы, почерпнутые из общецерковных, епархиальных, приходских журналов и листков. 7 Наиболее важную роль в раскрытии дат хиротоний, назначений, кончин сыграли официальный журнал Архиерейского Синода Зарубежной Церкви «Церковные Ведомости» (с 1932 г. – «Церковная Жизнь») и официальный журнал Западно-Европейского Экзархата Русских Православных Церквей Константинопольского Патриархата «Церковный Вестник», издаваемый в Париже с перерывами с 1927 г. по сей день. Были также привлечены материалы общественных газет эмиграции, в которых часто публиковались некрологи, статьи по случаю различных юбилеев и памятных дат, связанных со священнослужителями. Значительное число такого рода материалов можно найти в парижских газетах «Последние Новости» (19211940), «Парижский Вестник» (19401944), «Русская Мысль» (с 1947 г.), в нью-йоркской газете «Новое Русское Слово», а также в церковно-общественных газетах «Церковное Обозрение» (Белград, 1922–1944), «Православная Русь» (Джорданвилль, с 1947 г.), и в журнале «Вестник Русского (Студенческого) Христианского Движения» (Париж, с 1926 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди пяти экзархатов Русской Церкви за границей – в Средней Европе, в Западной Европе, в Америке и Китае,– есть экзархат в Чехословакии. Первые четыре экзархата осуществляют духовное руководство над русскими приходами за границей. Экзархат же в Чехословакии стоит на особом положении: он объединяет православных чехов, моравов и словаков, граждан суверенного государства Чехословакии. Поэтому от лица Русской Церкви вносится предложение: на ряду с Главами и Представителями Автокефальных Православных Церквей просить принятые резолюции подписать и Экзарха Чехословакии Высокопреосвященного архиепископа Пражского и Чешского Елевферия. По последнему вопросу, возражений нет? Нет. Как известно, на наш Юбилейный Праздник собрались церковные делегации от 10 Автокефальных Православных Церквей: Русской, Константинопольской, Антиохийской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Греческой, Польской и Албанской. На нашем Юбилейном Празднике присутствует также и почетный гость, Патриарх-Католикос всех армян Георг VI. Подписывать все резолюции, как это принято нами 10 июля, на прошлом пленарном заседании, будут Главы и Представители Православных Автокефальных Церквей. Но делегации Константинопольской и Греческой Церквей не принимают участия в нашем Совещании и, следовательно, их подписей под резолюциями не будет. Составляется, таким образом, восемь подписей восьми Православных Автокефальных Церквей, участвующих в Совещании. Девятая подпись, принятая только сейчас, будет принадлежать Экзарху Чехословакии, архиепископу Пражскому и Чешскому Елевферию. Имею честь объявить, что Представители Антиохийской Церкви – высокочтимые Митрополиты Эмесский Александр и Ливанский Илия, участвующие в наших совещаниях, будут подписывать акты, принимаемые на совещании, и от лица Александрийской Церкви. Таким образом, подписей под принятыми нами резолюциями будет десять: от девяти Православных Автокефальных Церквей и от Экзарха Чехословакии. Кроме подписей девяти Представителей Автокефальных Православных Церквей и подписи Экзарха Чехословакии, мы будем просить его Святейшество Католикоса-Патриарха всех армян Георга VI не отказать дать свою подпись под теми резолюциями, с которыми он выразит свое согласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Родос (1-15 ноября 1964 года). Греческий иерарх встретился со Святейшим Патриархом Алексием, имел общение с председателем ОВЦС митрополитом Никодимом, в том числе по темам развития диалога Православной Церкви с инославными церквами и Древними Восточными нехалкидонскими церквами. В знак братской любви и на молитвенную память Патриарх Алексий передал Патриарху Афинагору через митрополита Мелитона икону, которая была помещена предстоятелем Константинопольской Церкви в домашней часовне. Предполагалось, что ответным визитом станет поездка митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на Фанар, которая изначально планировалась в апреле 1968 года, но затем по техническим причинам была перенесена на май, а после и вовсе на неопределенное время. Причиной переноса стал отказ иерарху в выдаче турецкой визы. Патриарх Алексий неоднократно просил Патриарха Афинагора содействовать в вопросе выдачи турецкими властями въездной визы председателю В ответных посланиях Патриарх Афинагор выражал горячее пожелание того, чтобы поездка митрополита Никодима на Фанар состоялась, но указывал на отсутствие возможности помочь в решении проблемы с Между тем в ОВЦС готовилась обширная повестка переговоров митрополита Никодима с Патриархом Афинагором и иерархами Константинопольского Патриархата. В нее вошли все актуальные в то время вопросы взаимоотношений Московского и Константинопольского Патриархатов: визит Патриарха Афинагора в Москву; подготовка Предсобора и обсуждение повестки заседания Межправославной комиссии в Женеве; вопросы православно-англиканского и православно-старокатолического диалогов; позиция Константинопольского Патриархата по взаимоотношениям с Римско-Католической Церковью, по отношению к IV Ассамблее Всемирного совета церквей и самой межхристианской организации; отношение Константинопольской Церкви к Русской Православной Церкви Заграницей и Североамериканской митрополии, а также к Западноевропейскому экзархату русских приходов; перспективы признания Фанаром автокефального статуса Православной Церкви в Чехословакии, предоставленного Московским Патриархатом в 1951 году; пополнение русских монашеских общин на Святой Горе Афон; возможность исключения из списка учреждений Константинопольского Патриархата, публикуемого в ежегодном межправославном греческом календаре-справочнике, Православной Церкви в Чехословакии, Эстонской и Латвийской архиепископий и Православной Церкви в Венгрии; наконец, место Грузинской Православной Церкви в диптихах.

http://patriarchia.ru/db/text/6096564.ht...

В связи тем, что украинские верующие в диаспоре нуждаются в канонической опеке УПЦ, был открыт приход в Канаде Ричмонд Хилл (регион Большой Торонто). Эту территорию Константинопольского Патриархата канонически считает своей. Очень важным для православной миссии был последний Синод РПЦ в этом году (26 декабря 2019 г.), на котором было принято постановление «О возможности принятия Крещения с сохранением национального имени» (журнал 165). Это постановление улучшает православную миссию среди инославных конфессий и утверждает РПЦ Вселенской Церковью, уже давно вышедшую за грани народов бывшей Российской Империи. На этом же Синоде были приняты вынужденные меры в связи с антиканоническими действиями Патриарха Александрийской Православной Церкви. Этот выход русских приходов из состава АПЦ, присвоение им ставропигийного статуса, является и миссионерским шагом, так как к ним вполне сможет по своему желанию присоединиться африканская паства коренного населения, а также те священники с паствой, которые стали гонимые за отстаивание чистоты православия, канонической позиции по отношению к незаконному признанию раскольников на Украине патриархом Феодором. Вполне реально, что следующим шагом будет создание Африканского экзархата с полноценными епархиями, так как, к сожалению, греческая миссия страдает эллинистическим шовинизмом. На очереди стоит и создание Латино-Американского экзархата. Известно, чтов Латинской Америке от традиционных конфессий массово отказывается местное население. Решение Синода от 26 декабря 2018 года по образованию патриарших экзархатов в Западной Европе и Юго-Восточной Азии (журналы 105, весьма плодотворное и архимиссионерское, подтвердило в этом году развитие вселенской миссии РПЦ. В 2019 г. президент Филиппин Дутерте пригласил русских православных миссионеров на Филиппины, хотя там действует миссия РПЦЗ. Активно развивается миссия в Таиланде, где уже есть своя семинария и сеть православных приходов. Исходя из пасторских соображений, Индонезийская миссия РПЗЦ вошла в состав Юго-Восточного экзархата РПЦ и активно действует.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/04/vs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010