Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Русская Церковь при Патриархе Иосифе. Часть I В. Петрушко. Курс лекций по истории русской Церкви Патриарх Иоасаф I скончался 28 ноября 1640 г. Однако его преемник на Патриаршестве был избран только спустя почти полтора года. Причина такого промедления не вполне ясна. Избрание нового Патриарха было довольно необычным для Русской Церкви: на сей раз его действительно, а не формально избирали из 6 кандидатов, предложенных царем Михаилом Феодоровичем. Избрание нового Предстоятеля Русской Церкви происходило 20 марта 1642 г. Собравшиеся в Москве русские архиереи по приказу царя написали 6 жребиев. Кандидатами, которых назвал сам государь, стали два архиепископа – Серапион Суздальский и Пахомий Астраханский, архимандрит Московского Симонова монастыря Иосиф и три игумена – Соловецкий Спасо-Преображенский Маркелл, Московский Богоявленский Иона и Псковский Святогорский Макарий. Жребии были опечатаны и отправлены в Успенский собор. Сначала три из них были положены в панагию перед Владимирской иконой Пресвятой Богородицы. После молебна один из них был вынут. Затем то же самое повторили еще с тремя жребиями. Затем два вынутых жребия были вновь положены перед иконой, и после третьего молебна вынут один, который нераспечатанным отнесли к государю. Михаил Феодорович распечатал его и возвестил имя нового Патриарха. Им стал Симоновский архимандрит Иосиф. Позже, в 1917 г. практически тем же самым образом будет избран на Патриаршество и св. Тихон (Беллавин). После Патриаршества кроткого и мудрого Иоасафа I и стабилизации нового типа взаимоотношений Церкви и государства, с усилением последнего, царь Михаил уже не опасался чрезмерного усиления Предстоятеля Церкви, подобного тому, которое имело место при Филарете. Вероятно, именно по этой причине и было допущено реальное избрание нового Патриарха, а не его традиционное назначение по указу государя, как бывало прежде. И тем не менее, на всякий случай Михаил Феодорович продемонстрировал новому Патриарху, что он хотя и Предстоятель Русской Церкви, но все же является подданным царя: государь не стал после интронизации Иосифа целовать его руку и клобук, как это делалось ранее.

http://sedmitza.ru/lib/text/436317/

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Антоний (Храповицкий) и Харьковская епархия в апреле - декабре 1917 г. 28.10.2010 771 Время на чтение 6 минут О событиях, происходивших в Харьковской епархии в условиях революционных изменений 1917 г., даже специалистам известно пока немного. Это, безусловно, обедняет представление об истории России. Особенно, если учесть, что Харьков по численности населения занимал 8-е место в Российской Империи. В границах же сегодняшней Украины это был город с самым высоким процентом людей, назвавших русский язык родным. По переписи 1897 г. 89,1% составляли русские: 63,17% - великороссы и 25,92% - малороссы с.13.]. Перед Февральской революцией 1917 г. в Харьковской епархии православного населения было почти 3 млн. чел., 1063 церкви (2522 чел. духовенства, из них 93% выпускники духовных академий или семинарий), 12 монастырей (3092 чел.) л.27, 13]. В данном кратком очерке на основании архивных материалов главное внимание будет уделено некоторым тенденциям в жизни Харьковской епархии в апреле - декабре 1917 г. После Февральской революции 1917 г. комиссаром духовных дел в Харькове стал присяжный поверенный В.И. Рапп (его помощником - священник Владимир Шаповалов), а затем присланный Киевской украинской Церковной Радой урядник Корнильев л.1]. Антиправославные силы, революционеры всех мастей прежде всего хотели удалить из Харькова правящего архиепископа Антония (Храповицкого), авторитетного иерарха и известного богослова, который открыто высказывал своё отрицательное отношение к революционным событиям. 16 апреля 1917 г. в Благовещенском соборе часть прихожан потребовала удаления архиерея из епархии. Комиссар духовных дел приказал архиепископу Антонию покинуть Харьков в трёхдневный срок. Однако под давлением верующего народа, этот срок увеличили до 5-ти дней и позволили оставаться в пределах губернии до решения Св. Синода с.427]. Владыка Антоний подал прошение на покой и отбыл в Святогорский монастырь своей епархии. Однако революционные губернские власти не разрешили ему пребывание в пределах Харьковской губернии. 15 мая 1917 г. по постановлению Св. Синода он отправился на покой в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Временное управление епархией было поручено первому викарию - епископу Старобельскому Феодору (Лебедеву).

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/29/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Стратос Калафати, фото Афона, видео Стратос Калафати, фото Афона, видео Святогорцы нуждаются в помощи. Эта простая истина недоступна пониманию многих русских паломников, которые эгоистически надеются просмотреть как можно больше монастырей и приложиться к большему количеству Святынь. И скачут подобно горным козлам по Афонским просторам в поисках такого брата, с которым можно было бы выпить и послушать сплетни о святогорцах и их жизни. Такие " туристы " приезжают по многу раз, но не видят подлинной жизни и не имеют на Афоне друзей, потому что не привыкли ничего делать бескорыстно. В основном это люди, которые научились в миру с помощью денег манипулировать близкими. На Афоне они подобны человеку, который пришел в магазин и заплатил за то, что ничего не купил…   Как написал одному батюшке старец Иосиф Исихаст: «Я получил твое письмо, но кроме денег не нашел там ни одного слова. Как бы написано было: вот, возьми и заткнись... Большего огорчения для меня ты не мог придумать...»   Подборка снимков Стратоса рассказывает о том, как прекрасно путешествие по Афонским раздольям нормальных людей, выросших в традиции. Они помогают монахам везде, где требуется, и сами получают от монахов гораздо больше, чем дают.   В этом и состоит тайна. Как говорит Симеон Афонский : Упустишь возможность помочь ближнему – упустишь и возможность встретиться с Богом. Комментарии Всего комментариев: 6 2015/06/15, 20:53:16 Вот бы знать, куда и что привезти. Я и мои друзья, бывавшие на Афоне, с огромной радостью привезут это. В пределах разумного, конечно. Мы не олигархи все-таки. Наоборот, когда я собираюсь на Св.Гору меня только и спрашивают: а не нужно ли туда что-нибудь передать? Так что, только скажите. В сентябре собираюсь опять. Что везти и куда? протоиерей Георгий 2014/10/14, 16:11:23 Печально читать такие заметки на сайте Святой Горы Афон. Люди - разные , есть среди всех народов.Русские -открытые и искренние люди.Только бездуховный человек может написать так обо всех людях.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=46&iid=194...

Иларион, епископ Крутицкий (Сарский и Подонский) (Григорович) Родился 20 декабря 1696 года в г. Соснице, на Украине. Окончил Киевскую духовную академию. В 1721 году пострижен в монашество в Киевском Братском монастыре и определен учителем в Киевской духовной академии. Из академии перешел в Харьковский коллегиум преподавателем и проповедником. В 1726 году назначен префектом. В 1733 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Святогорской обители Белгородской епархии, откуда переведен в Никольский монастырь г. Белгорода. В 1740 году перемещен в Саввино-Сторожевский монастырь (Московская епархия). В 1743 году переведен в Чудов монастырь. С 17 декабря 1744 года – архимандрит Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. С 15 марта 1748 года – член Святейшего Синода. 22 мая хиротонисан во епископа Крутицкого. Скончался 3 декабря 1760 года. Погребен в усыпальнице, под придельным храмом прежнего Крутицкого архиерейского дома. Епископ Иларион 12 лет управлял Крутицкой епархией и считался одним из самых замечательных архипастырей за все годы, предшествовавшие его святительству на Крутицах. Он стяжал в Москве славу человека богоугодной жизни, снискал любовь народа. Его считали святым. Епископ Иларион в течение ряда лет участвовал в исправлении славянской Библии. Он занимался и литературными трудами. Труды: Слово в Неделю шестую по Пасхе. – М., 1742. Слово на Новый год. – М., 1747. Слово на тезоименитство императрицы Елизаветы Петровны. – М., 1748. Литература: Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 239, 641; ч. 2. – С. 353; ч. 6. – С. 879, 893. Леонид, иеромонах. История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. – Калуга, 1876. – С. 65, 110. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 1-е изд. – СПб., 1895. – С. 67. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 267.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Геннадий, архиепископ Псковский и Изборский В 1587–1588 годах – игумен Псковского Святогорского монастыря. С 1592 года – архимандрит Московского Чудова монастыря. 16 февраля 1595 года хиротонисан во епископа Псковского с возведением в сан архиепископа. С первых же дней заботился об ограждении прав своей кафедры от постоянного посягательства светских властей и частных лиц. В 1596 году им была получена «тарханная » грамота, запрещавшая мирянам вмешиваться в святительский суд. Скончался 24 августа 1609 года (по РБС, т. 4, С. 413 – в 1608 году). Погребен в Псковском Троицком кафедральном соборе. Преосвященный Геннадий заботился о благолепии храмов своей епархии. В 1598 году по его инициативе были покрыты золотом купола кафедрального собора. Время святительства Геннадия было очень тяжелое и тревожное. В 1601–1603 годах в Псковской земле был сильный голод, за которым следовали междоусобицы, вызванные появлением самозванцев. Главным средством в борьбе с бедствиями архиепископ Геннадий считал молитву. Он старался «совестить неистовых силою слова Божия». При нем был исполнен обет, данный псковичами во время осады Пскова войсками Стефана Батория, а именно: в 1603 году совершен крестный ход из Печерского монастыря во Псков. Несмотря на старость, преосвященный Геннадий с удивительной неутомимостью, «яко исполин», по выражению современника, участвовал в крестных ходах. По личным качествам архиепископ Геннадий был человек добродушный и снисходительный, но не очень образованный. Захват власти «тушинцами» и признание народом самозванца настолько поразили престарелого владыку, что он скончался «от кручины». Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 2. – С.850–853, 1383. Карамзин H. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 1842–1843, т. 12, прим. 310. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 10. – С. 138. Барсуков Η. П. Род Шереметьевых: в 2 т. – СПб., 1881–1882, т. 2. – С. 146–148.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на международной научно-богословской конференции «Россия — Афон: тысячелетие духовного единства» 5 жовтня 2006 р. 15:41 Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на международной научно-богословской конференции «Россия — Афон: тысячелетие духовного единства» на тему: «Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Афона в ХХ веке». Ваше Святейшество и все высокое собрание! Я избрал эту тему, потому, что не всем ныне известны обстоятельства трагической и героической жизни русского Афона в минувшем веке. Русское святогорское иночество наряду с периодами расцвета переживало и времена упадка и запустения. Одним из таких драматических — является совсем недавнее от нас время — ХХ век. В начале ХХ века (1) русские на Святой Горе владели Пантелеимоновым монастырем, 2 скитами, признанными официально, 2 скитами не признанными, 31 келией и множеством других мелких поселений. Численность русских монахов в 1903 году равнялась 3496 человек (2). Славянские монастыри здесь всегда пользовались автономным управлением, однако их положение, к сожалению, изменилось в худшую сторону, когда внешняя власть над Святой Горой перешла от мусульман-турок к православным грекам в 1912-1913 гг. (3). Последние сразу же обнаружили стремление поставить святогорскую общину под свой контроль (4) и подчинить ее светской юрисдикции (5). Греческое правительство в сложной международной обстановке первой половины ХХ века, хотя и должно было «признавать и соблюдать традиционные права и свободы, которыми пользовались негреческие монашеские общины Афона» (6), на деле, вопреки гарантиям Лиги Наций, безнаказанно проводило на Афоне ряд законодательных и административных мер (7), противоречащих Лозанскому договору. Греческие власти приняли все меры для того, чтобы прекратить приток в Пантелеимонов монастырь русских иноков, количество которых к 1928 г. (8) уменьшилось до 20 человек. Афон стал превращаться в ассоциацию только греческих монастырей. В феврале 1945 года святогорская русская братия обратилась с просьбой о помощи (9) к Русской Православной Церкви, которая подняла свой голос в защиту всеправославной святыни (10). С этого момента началась трудная и фактически продолжающаяся до сих пор борьба Русской Православной Церкви за сохранение русского присутствия на Святой Горе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203729...

Мощи преподобного Силуана Афонского будут впервые доставлены в Россию Москва, 6 февраля 2016 г. Чудотворные мощи преподобного Силуана Афонского будут впервые доставлены в Россию с Афона для поклонения верующих в связи с празднованием юбилея 1000-летия русского монашества на Святой Горе, – сообшает корреспондент портала «Русский Афон» .      Об этом проинформировал 5 января во время пресс-конференции в МИА " Россия сегодня " заведующий архивом и библиотекой Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря монах Ермолай (Чежия). «Важный проект, который по благословению священноначалия осуществляется, — это привоз в Россию святых мощей преподобного Силуана Афонского, выдающегося русского святого XX века, которого почитает весь православный мир. Это давняя мечта всех верующих, и не только верующих в России, — чтобы этот великий русский святой, хотя бы его святые мощи, вернулись на родину, и русские православные люди имели бы возможность им поклониться», — сказал представитель Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Новый ковчег с мощами прп. Силуана Как уточнил о. Ермолай, мощи прп. Силуана Афонского привезут в Россию 3 июля. По его словам, «целых три месяца мощи будут присутствовать в России, и сейчас Русская Православная Церковь занимается выработкой программы перенесения мощей». Предполагается, что одним из пунктов пребывания мощей будет являться родина святого — бывшая Тамбовская губерния, а ныне Липецкая область. Организаторы торжеств также планируют установить в сентябре 2016 года в селе Шовское Лебедянского района Липецкой области, где родился преподобный Силуан Афонский, памятник этому святому, открыть посвященный ему музей и завершить там же восстановление храма в его честь. Преподобный Силуан (мирское имя Симеон иоаннович Антонов, 1866-1938) – выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Его святые чудотворные мощи хранятся в этой святогорской обители и еще никогда не вывозились за пределы Афона. Родился прп. Силуан Афонский в 1866 году в селе Шовском Лебединского уезда Тамбовской губернии в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова и супруги его Соломониды. В 19 лет решил поступить в Киево-Печерскую Лавру, но отец настоял, чтобы он сначала поступил на военную службу, которую он проходил в Санкт-Петербурге в сапёрном батальоне. Осенью 1892 года он приехал в паломничество на Святую Гору Афон, где и остался, поступив в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. В 1896 году был пострижен в мантию. Послушания проходил на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение монастыря вне Афона), в старом Нагорном Руссике. В 1911 года по пострижении в схиму с именем Силуан нёс послушание монастырского эконома. Стяжал умную сердечную молитву, за свои молитвенные подвиги был удостоен явления Самого Господа. Скончался 11 (24) сентября 1938 года. После смерти оставил свои записки, опубликованные в 1952 году его духовным сыном архимандритом Софронием (Сахаровым). Многие монашествующие называют их «Новым Добротолюбием».

http://pravoslavie.ru/90397.html

На Афоне состоялось погребение игумена Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина) 6 августа 2016 г. 15:05 5 августа 2016 года в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре состоялось погребение новопреставленного игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина), преставившегося ко Господу 4 августа на 101 году жизни. Божественную литургию и чин погребения возглавил прибывший в русскую святогорскую обитель по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност . Разделить с братией Пантелеимонова монастыря богоугодную печаль о почившем отце прибыли также прот Святой Горы схимонах Варнава, игумен монастыря Григориат схиархимандрит Христофор, представители всех афонских обителей. Проститься со старцем-игуменом собрались все братия русской святогорской обители, в том числе настоятели и насельники скитов и подворий монастыря. Спустились к обители из различных пустынных келий, дабы проститься с блаженным старцем, почти все русские келлиоты Афона. Всю ночь, до начала утреннего богослужения, у мощей усопшего отца игумена продолжалось чтение Евангелия, которое совершали поочередно все насельники обители. Прибывший в монастырь глубокой ночью архиепископ Феогност также принял участие в чтении. В заупокойной Литургии приняли участие все служащие братия и гости обители. После отпуста владыка Феогност зачитал соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла. К началу отпевания в монастыре собралось около 300 богомольцев из числа монашествующих и мирян. Архиепископ Феогност прочитал над почившим разрешительную молитву. В конце отпевания, перед началом чина последнего целования, ко всем собравшимся обратился прот Святой Горы схимонах Варнава: «С уверенностью в воскресении и преставлении от временного и тленного, к вечному и нетленному, мы провожаем в этот час честные мощи блаженного раба Божия, господина игумена схиархимандрита Иеремии, который многие годы, как добрый пастырь сей паствы, руководил многие души ко спасению. Премудрый и рассудительный старец, человек деятельной любви и высокого смиренномудрия, учащий, во-первых, своими делами, а в последствии — и словами, он был добрым и истинным наставником своих духовных чад к лествице добродетелей, терпения и молитвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4581708.ht...

Святейший Патриарх Кирилл поклонился Иверской иконе Божией Матери Портаитисса (Вратарница) в монастыре Ивирон 6 июня 2013 г. 00:07 5 июня 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Иверский монастырь на Афоне, где совершил молебен в соборном храме обители и поклонился Иверской иконе Божией Матери в Иверской часовне. Со Святейшим Владыкой молились представитель Константинопольского Патриархата на Святой Горе Афон митрополит Милетский Апостол, члены официальной делегации Русской Православной Церкви, братия монастыря. В храме присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, председатель комитета Государственной Думы России по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Л.Э. Слуцкий. После молебна Святейшего Патриарха приветствовал игумен монастыря архимандрит Нафанаил. Упомянув о том, что точный список с главной святыни обители — Иверской иконы Богородицы — находится в самом сердце Москвы, отец Нафанаил сказал: «Божия Матерь " Вратарница " стала сердцем Святой Руси, а мы стали братьями, поскольку у нас общая Матерь и заступница Портаитисса " Вратарница " . Бывая в Москве, мы чувствуем себя, как дома, и когда принимаем здесь паломников, в первую очередь Вас, Ваше Святейшество, мы ощущаем, что принимаем братьев, родных людей в нашем родном доме — доме Божией Матери " Вратарницы " . В каком-то смысле все мы стали москвичами, а русские паломники — святогорцами». Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к игумену и братии со словом: «Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Апостол! Ваше Преподобие отец Нафанаил, игумен сей святой обители! Досточтимый отец Василий! Дорогие отцы и братья! Я хотел бы сердечно поблагодарить вас за эту замечательную возможность еще раз в своей жизни посетить Иверскую обитель. Всякий раз, когда моя нога ступала на Афон, я шел сюда, чтобы помолиться перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы " Вратарница " . Я сопровождал в паломнических поездках своих блаженнопочивших предшественников: Святейшего Патриарха Пимена и Святейшего Патриарха Алексия II, также у меня была возможность здесь быть помимо этих замечательных случаев. Должен сказать, что, видимо, особое чувство испытывает каждый русский паломник, который входит под сень этой святой обители.

http://patriarchia.ru/db/text/3022595.ht...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Перечень литературных трудов Святогорца Перечень литературных трудов Святогорца Представляем читателям перечень литературных трудов покойного Святогорца отца иеросхи-монаха Сергия, доказывающий неутомимую его деятельность и замечательное трудолюбие. Кроме «Писем к друзьям о Святой Горе Афонской», отец Сергий написал: 1) «Путеводитель по Святой Горе Афонской и указатель ее святынь и прочих достопамятностей». Эта книга отпечатана в 1854 году в Санкт-Петербурге и издана в пользу Пантелеимоновой обители; 2) «Описание Есфигмено-Вознесенского монастыря», еще не напечатано; 3) «Палестинские записки», не обработаны окончательно и частью затеряны или подарены кому-либо; 4) «Русские иноки на Святой Горе Афонской с X до XIX века». Это сочинение доведено до XVI века и не напечатано; 5) «Афонский патерик, или Описание житий всех прославленных отцев Афонских». Труд весьма обширный, за смертью отца Сергия оставался неоконченным и не приготовленным к печати, но впоследствии приведен к концу и пересмотрен монахом Русского Пантелеимонова монастыря отцом Азарием. Патерик напечатан и издан в пользу нашей обители в Санкт-Петербурге в 1860 году, в двух больших томах, с двумя картинами, изображающими святых угодников афонских; 6) «Русский Пантелеймонов монастырь на Святой Афонской горе». Напечатан и издан в Санкт-Петербурге в 1854 году в пользу нашей обители. Это сочинение удостоилось милости- вого внимания Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича и посвящено его имени; 7) «Акафист святому великомученику и целителю Пантелеймону». Перевод с греческого. Напечатан трижды в Санкт-Петербурге и Москве в 1861 и 1863 годах, в пользу нашей обители; 8) «Духовные стихотворения Святогорца». Напечатаны и изданы в Санкт-Петербурге в 1862 году, в пользу нашей обители. Сверх того, отец Сергий постоянно исправлял послушание обители: вел обширную переписку от монастыря с Россиею.   Святая Афонская Гора. Русский Пантелеймонов монастырь. 1864 г. Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=1282

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010