Александр Б. (Бровкович А., Никанор). Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. Ч. 1: Сочинения исторические. – СПб., 1861. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории: Исторический очерк. – СПб., 1870. Барановский В., Поташенко Г. Староверие Балтии и Польши: Краткий исторический и биографический словарь. – Вильнюс, 2005. Барское Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. – СПб., 1912. Барсов К.В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII-XVIII вв. – М., 1890. Барсов Е.В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. – СПб., 1874. Безгодов A.A. Христиане-поморцы Украины: краткий обзор и постановка вопроса//Старообрядчество Украины и России: прошлое и современность. Материалы 11 Всеукраинской научно-практической конференции; 1–3 октября 2004 года, г. Киев. Киев, 2004. – С. 82–86. Безгодов A.A., Михайлов С.С. Подмосковная «Патриаршина»: страница истории староверия в Орехово-Зуевском районе. – М., 2003. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. – М., 2004. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. 2-е изд. доп. и испр. – СПб., 1900. Боченков В.В. П.И. Мельников (Андрей Печерский): Мировоззрение, творчество, старообрядчество. – Ржев, 2008. Бубнов Н.Ю. Памятники старообрядческой письменности: Сочинения Геронтия Соловецкого. История о патриархе Никоне . СПб., 2006. Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. – СПб., 1995. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. – М., 1992. Воскресенская Т.А. Новгородские старообрядцы-беспоповцы во второй половине XIX – начале XX века: Мировоззрение. Быт. Культура. – Великий Новгород, 2008. Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. – М., 1996. Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России: Сборник научных статей и материалов. – СПб., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

В эстетизированную форму, использующую яркие образы, облечена и новая этическая система, установившаяся с принята-ем христианства на Руси, в «Поучении» одного из самых образованных князей того времени-Владимира Всеволодовича Мономаха (1053–1125) 116 . Владимир призывает своих детей и всех, кто слушает «сю грамотицю», постоянно иметь страх Божий в душе своей и творить милостыню «неоскудну», ибо в этом он видит «начаток всякому добру» (ПЛДР 1, 392). Далее со ссылкой на библейские и раннехристианские тексты он поучает хранить душу и тело в чистоте, быть кроткими и почтительными к старшим, негневливыми, немстительными, не увлекаться едой, питьем и женщинами, остерегаться лжи, пьянства и блуда, быть гостеприимными и милостивыми к больным и нищим, хорошо помнить все, что знаешь, и изучать то, чего не знаешь, быть трудолюбивыми и добродетельными, врагов своих побеждать покаянием, слезами и милостынею (396–400). Основной свод этических норм, выработанный человеческой культурой с древности до раннего Средневековья и закрепленный в христианской этике, был с пониманием принят на Руси. И хотя он здесь, как, собственно, и повсеместно, оставался в целом лишь идеалом, практически и в принципе недостижимым для обычного человека, живущего в реальном историческом обществе, именно в качестве идеала он оказался вполне отвечающим нравственным потребностям русского человека раннего Средневековья. С особым воодушевлением воспринята была на Руси основная идея христианской этики-идея любви к ближнему, которую по патристической традиции основывали на любви Бога к людям 117 . Феодосий Печерский (середина XI в.) проникновенно и ярко описывает божественное человеколюбие и призывает людей подражать ему. Из любви к человеку Бог сотворил его и согрешившего не оставил в погибели, но ради снятия с него греха сам претерпел страдания и смерть, и на своих плечах внес человека на небо и посадил его «одесную Отца» (ПДРЦУЛ 1, 38). Много о человеколюбии и милосердии Христа писал и Кирилл Туровский , призывая людей следовать божественному примеру-возлюбить Бога и своих ближних.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

«На образцах византийской литературы, -писала Н. А. Демина, -в то время воспитывались все образованные люди христианского мира. Она отвечала запросам людей, стремившихся к нравственному усовершенствованию и созерцательной жизни» 127 . Книжность, принесенная на Русь из Византии, открыла наиболее чутким к духовной жизни русичам новые горизонты и новые уровни бытия-прежде всего сферу христианской духовности, а вместе с ней и духовные миры греко-римской умственной жизни и ближневосточной религиозности. Неофиты Киевской Руси, пожалуй, впервые именно при соприкосновении с византийской литературой ощутили себя причастными к миру более древних культур других народов, к вселенскому бытию, к самому Богу. Потребности русской жизни, однако, невозможно было удовлетворить только византийской книжностью, и на Руси уже с XI в. появляются русские писатели, более полно выражавшие чаяния своего народа, чем заезжие греки. Удивительно быстро растет книжный фонд русской культуры. По подсчетам Б. В. Сапунова, в период с X до середины XIII в., то есть в домонгольской Руси, он исчислялся не менее чем 130– 140 тысячами томов рукописных (!) книг 128 . В русских городах активно распространяется грамотность, чтение входит в обиход даже простых горожан 129 . Вслед за богослужебными книгами на Руси были переведены, а затем и стали составляться многочисленные сборники, содержавшие произведения или отрывки из них многих византийских и античных писателей и мыслителей, в которых находились сведения по философии, поэтике, риторике, а также многие эстетические суждения. К XIV в. на русский язык были переведены многие основные сочинения крупнейших византийских мыслителей ( Василия Великого , Григория Нисского , Иоанна Златоуста , Псевдо- Дионисия Ареопагита , Иоанна Дамаскина , Феодора Студита и многих других). Из них, а также на основе постоянного общения с образцами византийского искусства древнерусские люди достаточно полно познакомились с хорошо развитой византийской эстетикой, творчески усвоив многие ее положения и обогатив ими собственное эстетическое сознание. Духовное как эстетическое

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Н.А. Ложкина Библиографический список 1. Алексий (Дородницын) . Византийские церковные мистики XIV в./Еп. Алексий (Дородницын)//Полн. собр. соч./Еп. Алексий (Дородницын) . – Саратов, 1913. – Т. 1. – С. 3–140. 2. Алпатов М. А. Андрей Рублев. Около 1370–1430: альбом/М. А. Алпатов. – М.: Изобр. искусство, 1972. – С. 205. 3. Алпатов М. А. Искусство Феофана Грека и учение исихастов/М. А. Алпатов//Византийский временник: сборник. – М., 1969. – Т. 33. – С. 190–202. 4. Амвросий (Погодин) , архимандрит. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния/Архимандрит Амвросий (Погодин) . – Репр. воспроизведение изд. 1963 г. – Владимир: Посад, 1994. – С. 242. 5. Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева/В. Антонова//Государственная Третьяковская галерея: материалы и исследования. – М., 1956. – Вып. 1. – С. 31. 6. Афонский патерик, или Жизнеописания святых на Афонской горе просиявших. Т. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1897. – С. 1053. 7. Афонский патерик. Ч. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1883. – С. 388. 8. Балашов Д. М. Ветер перемен/Дм. Балашов//Север. – 1987. – 5/8. С. 27–40. 9. Белобородое О. А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому/О. А. Белобородое//Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник: сообщения/Загорск, гос. истор.-худож. музей-заповедник. – Загорск, 1958. – Вып. 1. – С. 12–25. 10. Белоброва О. А. Живопись XIV века/О. А. Белоброва//Троице-Сергиева лавра: художественные памятники/О. А. Белоброва. – М„ 1968. – С. 73–76. 11. Борисов Н. С. Сергий Радонежский/Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 2009. – С. 298. 12. Борисов Н. С. «И свеча бы не угасла...»: исторический портрет Сергия Радонежского/Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 1990. – С. 300. 13. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика: XI–XVII века/В.В. Бычков. – М.: Мысль, 1992. – С. 637. 14. Василий (Кривошеий), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов /Архиепископ Василий. – Париж: Имка-пресс, 1980. – С. 354. 15. Вздорнов Т. И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сергиевой лавры и «Троица» Андрея Рублева/Т. И. Вздорнов//Древнерусское искусство/Отв. ред. О. И. Подобедова. – М., 1970. – Т. 5: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV–XVI вв. – С. 115–154.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Князь Евгений Трубецкой в своей книге «Три очерка о русской иконе» (1915–1918) относит к этой «солнечной мистике» ассист – тончайший золотой цвет (обладающий глубоким символическим значением который мягкими мазками наносится на изображения Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы Указанный тип неумозрительной коммуникации, следуя Умберто Эко, был бы комплементарен герметической мысли II века (мистическая интуиция, духовное озарение)     Луис Анхель Аранго (1903–1957) – колумбийский финансист, управляющий Банком Республики Колумбия. Покровительствовал многочисленным культурным проектам, основал Библиотеку Банка Республики, которая ныне носит его имя. (Примечание переводчика) . Перевод является авторизованным и содержит небольшие дополнения и корректировки. Оригинальный текст см.: Flórez Arcila R.D. El ícono ortodoxo como símbolo y mensaje.//500 años del arte ruso: íconos de la Galería Tretyakof de Moscú. Bogotá: Banco de la República, Biblioteca Luis Ángel Arango, 2002. P. 51-55. (Примечание переводчика) . Константинос Кавафис (1863–1913) – греческий поэт. В эпиграф вынесено его стихотворение «В церкви» (перевод Ю. Морица). (Примечание переводчика) . О теории символа Псевдо-Дионисия Ареопагита – наиболее целостной в патристике, см.: Культура Византии. IV – первая половина VII века./Под редакцией Удальцовой З.В. М.: Наука, 1984. С. 526-529. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. 2-е издание. М.: Мысль, 1995. С. 39. Иконы, на которых запечатлены сюжеты священной истории о любви, сострадании и эсхатологическом страхе. См.: Бычков В.В. Указ. соч. С. 40-42. Токен (от англ. token – знак, символ, опознавательный знак, жетон; в семиотике) – конкретный представитель типа объектов. (Примечание переводчика) . Тип (в семиотике) – абстрактная идея. См.: Бычков В.В. Указ. соч. С. 52. Неоплатоники считали эманацию (лат. emanatio – истечение, распространение) следствием онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира; эта избыточность проявляется в непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии Единого (Блага). (Примечание переводчика) .

http://bogoslov.ru/article/1569473

 На Триоде Цветной Суворовым Н. И. была обнаружена надпись киноварью: «Сия книга Дионисия чудотворца…». Суворов Н. И . Глушицкий монастырь… С. 86.  См. Житие преподобного Дионисия Глушицкого…С. 112, 117–118.   Зарубин Н. Н . очерки по истории библиотечного дела в Древней Руси//Сборник Российской Публичной библиотеки. Т.2. Материалы и исследования. Вып. 1. 1924. С. 219.  Житие преподобного Корнилия Комельского… С. 285.  Имеется приписка в рукописи Бесед святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея, находящейся в собрании Костромского музея-заповедника: «…а писана сия святая книга Беседы… и с перевода преподобного отца нашего святаго старца Корнилия Комелскаго чудотворца, а перевод его рука». Сергеев А. Г. Библиотека Корнилиево-Комельского монастыря: проблемы реконструкции/А. Г. Сергеев//Книжные центры Древней Руси. Кирилло-Белозерский монастырь. РАН. Институт русской литературы (Пушкинский Дом)/отв. ред. С. А. Семячко. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2004. С. 480.  Там же. С. 482.  Там же. С. 486.   Яблонский В . Пахомий Серб и его агиографические писания: Биографический и библиографически-литературный очерк/В. Яблонский. СПб., 1908. С. 48.   Бычков В. В. Русская средневековая эстетика, XI–XVII вв./В. В. Бычков. М.: Мысль, 1992. С. 189.  В житии преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских прямо говорится, что они не сразу выбрали место для жизни, а Ферапонт по своим соображениям отошел от прп.Кирилла и еще некоторое время походил один, прежде чем прийти на место будущего Богородице-Рождественского монастыря.  См. жития преподобных Авраамия Чухломского, Кирилла Белозерского, Александра Ошевенского, Александра Свирского, Кирилла Новоезерского. Верюжский И. П., свящ . Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всей Церковью и местночтимых/свящ. И. П. Верюжский. Вологда, 1880. Коноплев Н. А. Святые Вологодского края/Н. А. Коноплев. М., 1895. С. 231.   Муравьев А. Н. Путешествие по святым местам русским/А. Н. Муравьев. М.: Институт русской цивилизации, 2014. С. 120.

http://bogoslov.ru/article/6174669

См.: Бычков В.В. Указ. соч. С. 43. Там же. С. 50. См.: Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Новосибирск: Сибирь XXI век, 1991. С. 47, 52. Ассист (лат. assist – присутствующий) – «как бы эфирная, воздушная паутинка тонких золотых лучей, исходящих от Божества и блистанием своим озаряющих все окружающее. Когда мы видим в конце ассист, им всегда предполагается и как бы указывается Божество, как его источник». См.: Трубецкой Е. Указ. соч. С. 47. Ассистом в основном расписывается одежда Христа, Богородицы, а также святых. (Примечание переводчика) . В своей книге «Интерпретация и гиперинтерпретация» У. Эко писал: «Истина уподобляется невысказанному или скрытому». См.: Eco U. Interpretation and Overinterpretation. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. P. 33.   Литература 1. Asimov I. Constantinopla. Madrid: Alianza Editorial, 2001. 2. Cavafis C.P. Poesía completa. Madrid: Alianza Tres, 1994. 3. Ducellier A. Bizancio y el mundo ortodoxo. Madrid: Biblioteca Mondadori, 1992. 4. Eco U. Interpretation and Overinterpretation. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. 5. Treadgold W. Breve historia de Bizancio. Barcelona: Paidós, 2001. 6. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. 2-е издание. М.: Мысль, 1995. 7. Культура Византии. IV – первая половина VII века./Под редакцией Удальцовой З.В. М.: Наука 1984. 8. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М.: Искусство, 1981. 9. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV веков. Л.: Искусство, 1981. 10. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Новосибирск: Сибирь XXI век, 1991. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: 10 января 2022 10 28 августа 2020 10 29 июля 2020 10 21 мая 2020 10 29 апреля 2020 10 23 апреля 2020 10 17 апреля 2020 10 13 апреля 2020 10 10 марта 2020 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011

http://bogoslov.ru/article/1569473

   2. Эстетика поздней античности. II-III века. М. Наука, 1981.   325 с .    3. Estetica antichitatii tirzii. Secolele II- III. Prefamb de Ion Janosi. Bucuresti: Editura Meridiane, 1984.   420 p. (румынск . яз .)    4. Византийска естетика . Теоретически проблеми . София: Наука и изкуство, 1984. 180 с. (болгарск. яз.)    5. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство, 1984. 264 с .    6. A bizб nci eszmй tika. Budapest: Condolat, 1988. 235 p. (венгерск. яз.)    7. Buзahmujcka естетика. Teopujcku проблеми. Перев. Дuмumpuje М. Калезич. Београд: Просвета, 1991. 329 с. (сербск. яз.)    8. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к Истине, 1991. 407 c.    9. Естетскиот лик на битието. [ Скопье]: Табернакул, 1992. 104 с. (макед. яз.)   10. Русская средневековая эстетика. XI - XVII века. М .: Мысль , 1992. 638 с .   11. The Aesthetic Face of Being. Art in the Theology of Pavel Florensky. Crestwood, NY: St.Vladimir " s Seminary Press, 1993. 101 p. (англ . яз .)   12. AESTHETICA   PATRUM. ЭСТЕТИКА   ОТЦОВ   ЦЕРКВИ.   I. Апологеты. Блаженный Августин. - М., Ладомир, 1995. 593 с.   13. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., Ладомир, 1995. 332 с. + 32 ил.   14.    2000   лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 1. Раннее христианство. Византия. М., СПб, Университетская книга, 1999. 575 с.   15. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М., СПб, Университетская книга, 1999. 527 с.   16.    Кратка историа на византийската естетика. София, Тавор, 2000. С.   414 (болг. яз.).   17. 2000 Jahre Philosophie der Kunst im christlichen Osten: Alte Kirche, Byzanz, Russland. Wь rzburg, Augustinus-Verlag, 2001. S. 447 (немецк . яз .)   18. Эстетика .   М ., Гардарики , 2002; 2004; 2005. С . 558.   19. Эстетика. Краткий курс. М., Проект, 2003. С. 384.   20. Эстетика. Изд. 2, перераб. и дополнен. М., Гардарики, 2006. С. 573.   21. Под покрова на света София. София, Захарий Стоянов, 2006. С.335. (болгарск. яз.)   22. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007. - 743 с.

http://bogoslov.ru/person/390277

  23.    2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 1. Раннее христианство. Византия. М.: ООО «Издательство МБА», 2007. 575 с. + 68 чб ил.   24. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М.: ООО «Издательство МБА», 2007. 527 с. (Библиография работ автора по 2007) + 67 ч/б ил.   25. Триалог: Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры. М.: ИФ РАН, 2007. 239 с.   (в соавторстве с Н.Б. Маньковской и В.В. Ивановым).   26. Художественный Апокалипсис Культуры: Строматы ХХ века. Непарадигматический гиперпроект Виктора Бычкова. Суперроман с ХХ веком. 1-я книга. М.: Культурная революция, 2008. 816 с.   27. Художественный Апокалипсис Культуры: Строматы ХХ века. Непарадигматический гиперпроект Виктора Бычкова. Суперроман с ХХ веком. 2-я книга. М.: Культурная революция, 2008. 832 с.   28. Эстетика: Краткий курс. М.: Академический проект. 2009. 452 с.   29. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. М.: Ладомир, 2009. 633 с. С илл.   30. Триалог: Разговор Второй о философии искусства в разных измерениях. М.: ИФ РАН, 2009. (в соавторстве с Н.Б. Маньковской и В.В. Ивановым).         Брошюры     31. Эстетическое сознание Древней Руси.   М. Знание, 1988. Серия " Эстетика " .   64 с.   32. Эстетика в России XVII века. М., Знание, 1989. Серия " Эстетика " . 4. 64 с.   33. Эстетический лик бытия (Умозрения Павла Флоренского).   М. Знание, 1990. Серия " Эстетика " . 6. 64 с.   34. Смысл искусства в византийской культуре.   М., Знание, 1991. 64 с.   35. Марица Прешич. Альбом (русский, сербский и английский текст.   Београд, 1996.       Авторские проекты (автор проекта, главный редактор, один из ведущих авторов):   36. История эстетической мысли. Т. 1. Древний мир. Средние века. М.: Искусство, 1985.   37. История эстетической мысли. Т. 2. Средневековый Восток. Европа XV-XVIII веков. М.: Искусство, 1985.   38. Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI-XVII века. М.: Ладомир, 1996.

http://bogoslov.ru/person/390277

«Образ Античности» — сборник статей С. С. Аверинцева, посвященный нескольким главным его темам: риторике и рационализму, «литературе» и «словесности», жизни мысли и слова в разных культурах и эпохах. В конце концов смысл этой книги Аверинцева можно определить как раздумье над «средиземноморским почвенничеством», христианской Европой как синтезом двух начал — античного и библейского, их сложными пересечениями и взаимовлияниями: в данном случае античному началу отдано больше места, но и библейское, христианское начало не забыто. Ко всему прочему Аверинцев чудесно пишет: его эссе — чистое наслаждение, даже если вы далеки от их проблематики. «Эстетика поздней античности (II–III вв.)» — работа Виктора Бычкова, исследующая эстетические идеи раннехристианских авторов II–III вв. Раннехристианская эстетика рассматривается как переходный этап между Античностью и Средневековьем. Интерес работы в том, что ранняя патристика, казалось бы, вообще не затрагивала вопросов эстетики, а в тех редких случаях, когда это происходило, она занимала скорее антиэстетические позиции: и вот именно в этом материале Бычков ищет новые идеи, которые зародили средневековую эстетику. Эстетические идеи неоплатоников, эпикурейцев, стоиков, гностиков, манихеев и т. д. приводятся как контекст формирования патристической эстетики. «Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI–XVII вв.» — коллективная монография под руководством В. В. Бычкова, выдающегося исследователя христианской культуры. Книга откроет богословскую природу следующих тем: эстетическое сознание Древней Руси; образ Софии Премудрости Божией как символ Древней Руси; поэтика литературы; эстетика древнерусского города; поэтика архитектуры; эстетика древней пластики; архитектура; живопись; декоративно-прикладное искусство; церковно-певческое искусство; постсредневековые реминисценции; Симеон Полоцкий; Юрий Крижанич; Николай Милеску Спафарий; «Урядник сокольничья пути»; теория живописи; музыкальная эстетика; поэтика литературы; эстетика первого театра; эстетика города; архитектура; живопись; декоративно-прикладное искусство; традиционное направление церковно-певческого искусства; барочные формы музыкальной культуры. Музыка

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010