Утвержденная Грамота объ uзбpahiu на Московское Государство Михаила едровича Романова съ предисловиемъ С.А.Белокурова. 2-е uздahie Императорскаго Общества Ucmopiu и Древностей Pocciйckuxъ при Московскомъ Университете. М., 1906. Использованная литература Абсолютизм в России XVII-XVIII веков. Сборник статей. М., 1964. Авалиани С.Л. О представительности на Земских Соборах XVI-XVII в.//Записки Новороссийского Университета. Т. 2, Одесса, 1900. Авалиани С.Л. Земские Соборы. Литературная история Земских Соборов. 2-е издание, исправленное и дополненное. Одесса, 1916. (Шифры РГБ: V 11/411; Шифры ГПИБ: МЕ/А-18; ч20 4/14). Авалиани С.Л. Земские Соборы. Историография, состав и теория представительства. Одесса, 1910. (Шифры РГБ: R 283/129; И 49/279; Шифры ГПИБ: А1 8/63; ч39 -/991). Адрианова-Перетц В.П. Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго//ТОДРЛ. М.; Л., 1947, т. 5, с. 95-96. Аксаков И.С. Собрание сочинений. Т. 1-7, М., 1886-1887. Т.1 Славянский вопрос. 1860-1886. Т.2. Славянофильство и западничество. 1886. Т. 3. Политические вопросы и западно-русское дело. Т. 4. Общественные вопросы по церковным делам. Т. 5. Государственный и земский вопрос. Т. 6. Прибалтийский вопрос. Т. 7. Общеевропейская политики. (Шифры ГПИБ: ДБ300/А41; Б2 3/7; К62 2/36; К102 4/7; И20 5/4; ЗС). Аксаков К.С. Дела давно минувших дел. О Земском Соборе 1642 г.//Голос, 1863, 77. Аксаков К.С. Замечания на статью г. Соловьева «Шлёцер и анти-историческое направление».//Русская Беседа. 1857, т. III. Аксаков К.С. Земский Собор 1642 г.//День. 1863, 9. Аксаков К.С. О русских глаголах. М., 1855. (Шифры ГПИБ: 115 01/45; 16 2/68; ОИК). Аксаков К.С. Опыт исторической грамматики Русского Языка Ф.Буслаева. М., 1859. (Шифр ГПИБ: 125 3/70). Аксаков К.С. По поводу VI т. Истории России г. Соловьева.//Русская Беседа. 1856, т. VI (или т. IV). Аксаков К.С. Полное Собрание Сочинений. Т. 1, Сочинения исторические, М., 1861; т. 2 Сочинения филологические, М., 1875; т. 3, Опыт русской грамматики, М., 1880 (Шифры ГПИБ: ДБ20/А41; Б2/5/17; А11 8/45; И23 3/5). Издание второе, т. 1, Сочинения исторические, М., 1883, (ГПИБ: ДБ20/А41; 128 -/30; Т10 -/10).

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/07/...

Киреевский Василий Иванович (f 1812) – гвардии секунд-майор, помещик Орловской губернии. …скупал в Москве атеистические творения Вольтера и их сжигал… – См.: ОР РГБ. Ф. 99. Карт. 23. 14. Л. 20 об. В листах использования этой рукописи, как и других, цитируемых в данной работе, имя С.И. Фуделя не значится; по-видимому, использовались выписки, сделанные другими лицами (в отличие от работы «Оптинское издание аскетической литературы…», при написании которой С.И. Фудель широко использовал документы Отдела рукописей Библиотеки им. Ленина). С. 195. .стали приводить в Орел партии пленных французов… уже больной, продолжал он дела милосердия». – Там же. Л. 22. Беэр Мария Васильевна (урожд. Елагина; 1860 – ?) – племянница Ивана и Петра Киреевских….в своих воспоминаниях добавляет, что заразился он от пленных французов… – См.: ОР РГБ. Ф. 99. Карт. 15. 51. Л. 22 об. «Бабушка моя, Авдотья Петровна Елагина… это был конец». – Там же. Л. 1,5, 5 об. «Ее дочь Мария Васильевна Киреевская… не расставалась с заветным образом и носила его на груди, несмотря на его величину». – ОР РГБ. Ф. 99. Карт. 25. 19. Л. 13, 15. Киреевская Мария Васильевна (1811–1859) – сестра Ивана и Петра Киреевских. … " бывали Пушкин, Мицкевич… и многие другие». – ОР РГБ. Ф. 99. Карт. 15. 51. Л. 22 06. – 23. С. 196. Шлейермахер Фридрих (1768–1834) – немецкий философ, богослов и проповедник, профессор Берлинского университета, где его лекции в 1830 г. слушал М.В. Киреевский. «Русская беседа» – журнал, издававшийся А.И. Кошелевым и Т.И. Филипповым (М., 1856–1860). Гиляров-Платонов Н.П. – см. примеч. к с. 67. «Мы читаем сказание о каком-то мире, совершенно нам неизвестном… до глубочайшего изгиба души». – Н.Г. [ Гиляров-Платонов Н. П. ] Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой земле пострижен-ника Святыя горы Афонския инока Парфения//Русская беседа. 1856. Кн. 3. С. 5–7. С. 197. Филарет (Пуляшкин; 1758–1842) – иеромонах Новоспасского монастыря. Киреевская Наталья Петровна (урожд. Арбенева; 1809–1900) – жена И.В. Киреевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

Болотин Л.Е. Тайна покаяния. Памяти Т.К.Куликовского-Романова. Политический памфлет//Русская Линия. 13.04.2005. http://www.rusk.ru/st.php?idar=103149 Болотин Л.Е. Уснувшее Царство//Русская Линия. 24.10.2005. http://www.rusk.ru/st.php?idar=103774 Болотин Л.Е. Чудо русской истории. В Центральном доме литераторов состоялась презентация новой книги Александра Боханова " Самодержавие. Идея Царской Власти "http://Русская Линия. 02.03.2003. Болотин Л.Е., Саулкин В.А., Хвалин А.Ю. О благочестивом Царе Иоанне Грозном. Беседа журналиста Леонида Болотина и писателя Андрея Хвалина, записанная 20 февраля 2002 года иконописцем и обозревателем радио " Радонеж " Виктором Саулкиным, но не вышедшая в эфир//Вестник Русской линии. 01.10.2002. http://www.rusk.ru/st.php?idar=6098 Большой Московский Успенский Собор - храм венчания на Царство Государей Российских Илл. Д-ра Попандопуло. М., 1883. (Шифр ГПИБ: Г20 02/253). Боханов А.Н. Самодержавие. Идея Царской Власти. М., Русское Слово, 2002. 352 с. Боханов А.Н. Царь Иоанн Васильевич Грозный» (М.: ВЕЧЕ, 2008. 345 с. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. История феодализма в России. М., 1980. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. М., 1980. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI века. (Шифр ГПИБ: ЛБ 47/652 или Л6 47/652). Буслаев Ф.И. Повесть града Иерусалим.//Летописи русской литературы и древности, издаваемые Николаем Тихонравовым. Т. 2. М., 1859. Отд 3, с. 34-43. Буссов Конрад . Московская хроника: 1564-1613. М.-Л., 1961. Бутурлин Д. История Смутного времени в России в начале 17 века. ч. 1-3. СПб., 1839-1846. Бычков А.Ф. О Царском Венчании и Mvponaмaзahuu. СПб., 1883. Оттиск из «Сельского вестника», 1883, 11-14. Валк С.Н. Грамоты полные.//Сборник статей по русской истории, посвященный С.Ф.Платонову. Пг., 1922. Вальденберг Г. Древнерусские учения о пределах Царской власти. Очерки по русской политической литературе от Bлaдuмipa Святого до конца XVIII в. Петроград, 1916. Васенко П.Г. «Книга Степенная Царского Родословия» и её значение в древнерусской исторической письменности. ч. 1. СПб., 1904.//Записки историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского Университета. ч. LXXIII.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/07/...

82 . Волошинский Я. Я. Описание древних русских монет, принадлежавших Минц-кабинету имп. Университета св. Владимира, из числа найденных близ Нежина в мае месяце 1852 г. Киев, 1853. 83 . Востоков А. X. О словенской рукописи XI в., содержащей перевод творений святого Григория Богослова /Библиографические листы, изданные П. Кеппеном. СПб., 1825. 7/Материалы для истории просвещения в России, собираемые П. Кеппеном. СПб., 1826. 2. С. 86–91; То же/Учен. зап. имп. АН Отд-ния рус. яз. и словесности. СПб., 1856. Кн. 2. Вып. 2. С. 75–80. 84 . Востоков А. X. Описание Евгениевских рукописей/Учен. зап. имп. АН Отд-ния рус. яз. и словесности. СПб., 1856. Кн. 2. Вып. 2. С. 59– 74. 85 . Востоков А. X. Описание Новгородской Софийской Минеи XI в./Там же. С. 126–128. 86 . Востоков А. X. Описания рукописей Академической библиотеки: Стихирарь месячный XI в./Там же. С. 121–126. 87 . Востоков А. X. Описания рукописей, помещенных в Библиографических листах: Супрасльская рукопись XI в./Там же. С. 80–91. 88 . Востоков А. X. Описание русских и славянских рукописей Румянцев-ского музеума. СПб., 1842. 89 . Гильфердинг А. Неизданное свидетельство современника о Владимире Святом и Болеславе Храбром/Русская беседа. М., 1856. Кн. 1. Отд. 2. С. 1–34; То же. М., 1856 ) . 90 . Горский А. В. О сношениях Русской Церкви со святогорскими обителями до XVIII столетия/Прибавления к творениям святых отец. М., 1848. Т. 6. Кн. 1. С. 129–169. 91 . Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. М., 1855–1917. 3 отд. Отд. 1: Священное Писание. М., 1855. Отд. 2: Писания святых отцов. М., 1858–1859. 2 т. Т. 1: Толкования Священного Писания. М., 1858. Т. 2: Писания догматические и духовно-нравственные. М., 1859. 92 . Грамота новгородского князя Всеволода/Русские достопамятное Общество истории и древностей российских. М., 1815. Ч. 1. С. 76–81. 93 . Греческие лицевые Четьи-Минеи Х в. византийского императора Василия Македонянина/Христианские древности и археология: 1862/Под ред. В. А. Прохорова. СПб., 1863. Кн. 4. С. 10–11.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Макарий. Ibid. Т. II. С. 366. 219 Калайдович К. Ф. Ibid. СПб., 1821 монография о Кирилле Туровском//ВЧ. 1846. Т. X. С. 39 и след. 220 Тихонравов Н. С. Летописи русской литературы и древности. М.. 1859—1863. Т. IV (смесь). С. 87 и след. (2 списка). 221 Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 1–я пол. С. 681—682. Примеч. 222 ПСРЛ. Т. I. C. 100–107. 223 Москвитянин. 1851. Кн. 2. С. 142. 224 Ibid. С. 119–134. 225 Калайдович К. Ф. Памятники… СПб., 1821; Русская беседа. 1856. 226 Оба сочинения см. в: ХЧ. 1849. Кн. 2. 227 Сказание преподобного Нестора о житии и убиении благоверных князей Бориса и Глеба//ПС. 1858. Ч. I. 4. С. 420–450; Чтения в ОИДР. 1859. Кн. I; Срезневский И. И. Сказания о святых Борисе и Глебе: Сильвестровский список XIV века. СПб., 1860. 228 Чтения в ОИДР. 1858. Кн. III; Яковлев В. Памятники русской литературы XII и XIII веков. СПб., 1872. 229 ПС. 1858. Ч. 4. III. 230 Ibid Ч. 4. I. 231 Эти редакции см. в рукописях. Печатный патерик есть уже обработка древних сказаний; начало ему положено Сильвестром Коссовым, епископом Мстиславским и Могилевским (1637—1647 гг.); монахи Киево–Печерского монастыря после него внесли не сколько своего труда в дело издания патерика; первое издание было в 1661 г. 232 ПСРЛ. Т. I. С. 81 (под 1074 г.). 233 Помещен в: ПСРЛ. Т. I. 234 Помещена в: ПСРЛ. Т. II (без первоначальной). 235 В отличие от позднейших называется 1–й Новгородской; помещена в: ПСРЛ. Т. III; сличение с текстом первоначальной летописи сделано в: Лейбович Л. И. Ibid. Т. I. 236 Отпечатано в: Сахаров И. П. Путешествия русских людей по Святой земле. СПб., издано и особо: Путешествие игумена Даниила по Св. земле в начале XII в/Под ред. А. С. Норова. СПб., 1864. 237 Издан в: Савваитов П. И. Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12 столетия. СПб., 1872. 238 Никоновская летопись//ПСРЛ. Т. IX. С. 68, 152. 239 См.: Историко–статистическое описание Смоленской губернии. С. 36; Терещенко А.. В. Быт русского народа: В 7 ч. М., 1848. Ч. V. С. 44–47; Смесь христианства с язычеством…//ПС. 1861. Ч. I. C. 266—267; Москвин В. Разглагольствие Тюменского странника; слышал я и сам на севере Московской губернии. 240

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

Вост. 196) и вот к ней-то принадлежат типографские списки и 1653) этих бесед (т. е. со включением бесед, переведенных Курбским), служившие кажется оригиналами при напечатании рассматриваемого памятника в Москве в 1664 и 1665 г. (Соп. 1461–62. Цар. 191–192). Известно, что в последствии к печ. изданию означено, какие именно беседы переведены кн. Курбским. Понятно, что такое указание есть и в тип. рук. списке, что и ввело г. Безсонова в заблуждение. Замечая в статье его сплошь и рядом подобного рода грубые сознательные или бессознательные ошибки, не знаешь, чему более удивляться: невежеству ли его в отношении к древним памятникам, или той бесцеремонности, чтобы не сказать более, с какою он выдает небывалые вещи за несомненные факты, всюду притом уверяя или показывая вид, что он говорит то или другое на основании никому неизвестных памятников, хранящихся в Типографской Библиотеке. Кстати, здесь же заметим, что уверение г. Безсонова, будто бы между типографскими рукописями хранится пачка писем Петра Великого к Федору Поликарпову и к другим лицам – неправда. Таких писем вовсе не пачка, а только два, и притом не собственноручных Петра Великого, а только за его подписью. См. Тип. рук. 1337 и 1349. 55 С предполагаемым перенесением из Синодальной Библиотеки рукописей, отобранных и по преданию доныне отбираемых у раскольников, в другое место, экономия в помещении ее выйдет самая ничтожная: типографских рукописей, а тем более книг, все-таки поместить будет негде. Кстати обряд мироварения, в настоящее время в три года раз совершаемый в мироварном зале с большой торжественностью и гораздо приличнее может быть совершаем в синодальной церкви 12-ти Апостолов, и в таком случае Типографскую Библиотеку можно перенести туда по крайней мере на время, до окончательного решения вопроса о Синодальной Конторе. 56 В Синодальной Библиотеке всех славянских пергаменных рукописей 96, в Новгородской Софийской 87, в Библиотеке бывшей Царского 44, в Рум. Музеуме 43, в Троицкой так же около 40, в Ново-Иерусалимской 33, в других Библиотеках еще менее. 58 Указываем парамейников, как рукописей чрезвычайно важных для истории славянского перевода Свящ. Писания: 1,140, 1,141, 1,153, 1,207, 1,209, 1,226–32, 1, 245–1,246 60 Библиотеку никогда не отапливают и помещена она чрезвычайно тесно. А между тем сами гг. типографские деятели в том же здании имеют большие квартиры и с казенным отоплением. Невольно тут вспомнишь умилительные отзывы г. Безсонова касательно сыновней попечительности гг. типографских деятелей о своей «воспитательнице». Читать далее Источник: Библиотека и историческая деятельность Московской синодальной типографии: (По поводу ст. г. П. Бессонова: Типографская библиотека в Москве, ист. очерк. " Русская беседа " , 1859 г. Кн. 5)./[А. Викторов]. - Москва: Унив. тип., ценз. 1859. - 55 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

«О. п.» начинается с критики «тетрадок». 401-й главе «Седмитолкового Апокалипсиса», в которой среди прочего со ссылкой на ап. Иоанна Богослова доказывалось, что троеперстие - символ антихриста , Кабанов дал такую характеристику: «Седмитолковой апокалипсис сей... есть лжесоплетенная выдумка от беспоповцев». О краткой выписке из «Книги Евстафия Богослова», в которой утверждалось, что «антихрист убиет три цари великия - веру, любовь, надежду» и уничтожит церковные таинства, автор «О. п.» пишет: «Таковое мудрование есть еретическо и богопротивно». О 3-й «тетрадке», содержащей «ложное толкование Амфилохиево вторыя песни Моисеовы», в «О. п.» сказано коротко: она «есть не согласная Священному Писанию». В 4-й «тетрадке» («Слово от старчества, лист 283 на обороте. Инока Захария ко ученику своему Стефану в малой обители на горах от града Макторица 3 поприща, близ Подолия, нарицаемого Николы») передается беседа Захарии со старцем об антихристе; старец предрекает уничтожение священства, иночества, воцарение антихриста, «брани ратныя на земли», нарушение благочестия. В «О. п.» об этой «тетрадке» говорится: все рассказанное старцем ученику «не что иное суть, точию баснословия, слуху благоразумных отвратительная». Пятая «тетрадь» содержит толкование 2-й и 7-й глав Книги прор. Даниила (сон Навуходоносора об истукане, разбитом сорвавшимся с горы камнем; описание зверя с 10 рогами). Эти пророчества в «тетради» экстраполированы на российскую историю: автор-беспоповец писал, что начиная с сер. XVII в. антихрист будет воплощаться в 10 российских царях. Кабанов опровергает это утверждение: «Десять бо перст и десять рогов знаменуют разделение Римской монархии на десять частей, а не десять царей державы Русския». Шестое изобличаемое сочинение - «Слово о бражнике» («Из книги Беседы евангельския, глава 24. О бражниках и пияницах, слово 19») - было опубликовано в 1859 г. в ж. «Русская беседа» как фольклорное произведение. В «Слове...» рассказывается о том, как пьяница, попав в рай, упрекал ап.

http://pravenc.ru/text/2578255.html

2 . Беседа о трудолюбии. – Москва, 1847. – 10 С.– Оттиск из: Прибавления к изданию Творений святых Отцев в русском переводе. – 1847. 3 . Беседа о милосердии к бедным. – Москва: Типография Готье, 1848. – 12 с.– Оттиск из: Прибавления к изданию Творений святых Отцев в русском переводе. – 1848. 4 . Беседы к глаголемому старообрядцу. – Москва: Синодальная типография, 1835. – 126 с. 5 . Введение в чтение Нового Завета. – Москва: Типография Снегирёвой, 1892. – 30 с. – Оттиск из: Радость христианина. – 1891. 6 . Донесения и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского по некоторым церковным и государственным вопросам. – СПб., 1891. – III68 с. 7 . Духовное завещание митрополита Московского Филарета//Киевские епархиальные ведомости. – 1868. – – С.77. 8 . Дух премудрости: Изъяснение главы 7-й из книги Премудрости Соломона//Христианское чтение. – 1830. – Ч.39. – С.226–240. 9 . Житие преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, Радонежского и всея России чудотворца, почерпнутое из достоверных источников, читанное в Лавре его на Всенощном бдении, июля 5 дня 1822 г. – Москва: Синодальная типография, 1836. – 78 с.– Авторство установлено по изданию: Русский биографический словарь. – СПб., 1901. – Т.21. – С.90. То же. – Москва, 1837. – 78 с. То же. – Москва: Университетская типография. 1857. То же. – 5-е изд. – Москва: Синодальная типография, 1857. То же. – 1859. – 76 с. То же. – Москва: Типография Готье. 1867. – 63 с. То же. – СПб.: Русская скоропечатня (П.С.Нахимова), 1878. – 56 С. То же. – Москва: Типо-литография Ефимова, 1880. То же. – 1888. – 59 с.: ил. То же. – Сергиев Посад: Свято-Троицкой Сергиевой Лавры собственная типография, 1908. – 54 с. То же. – 1902. – 54 с.: ил. 10 . Житие преподобного Никона, игумена Радонежского, читанное на Всенощном бдении, ноября 17 дня 1843 года в Троице-Сергиевой лавре. – Москва: Университетская типография, 1844. – 16 с. То же. – 1853. То же. – Сергиев Посад. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры собственная типография, 1901 – 16 с. Печатные труды святителя Филарета (Дроздова) приведены здесь с некоторыми дополнениями по изданию: Русские писатели богословы. Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного писания. Библиографический указатель. – 2-е изд. – Москва: РГБ, «Пашков дом», 2001. – С.426–438. В данный список не входят статьи последних лет, опубликованные в интернете.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Толкование Послания святого апостола Павла к Галатам. – СПб., 1854. Слова Агафангела, епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургского. – СПб., 1859 и Вятка, 1860. Пастырское наставление Церкви Вятской. – Вятка, 1860. Слово//Волынские епархиальные ведомости. – 1876, 11. Литература: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т./Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888, т. 3. – С. 62, 68. Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык. (Письма Филарета к Антонию ). – 2-е изд. – СПб., 1899. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования: в 3 т. – Казань, 1891–1892, т. 1–2. – С. 104–136. Барсов Н. И. Протоиерей Герасим Петрович Павский (Очерки его жизни по новым материалам)//Русская старина. – 1880, 5. Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1869, кн. 4, смесь. – С. 184, (Некрологи и воспоминания). Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Волыно-Почаевский Патерик. – М., 1888. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 120. Смирнов C. Κ., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, – 1876, 77. Московские ведомости. – М., 1870, 49; 1876, 11. Вятские епархиальные ведомости. – 1869, 20. – 1876, 9. – С. 262–266. Волынские епархиальные ведомости. – 1872, 9. – 1875, 8. – С. 287–318. Кавказские епархиальные ведомости. – 1876, 7. – С. 249–250; 11. – С. 395–398. Курские епархиальные ведомости. – 1876, 5. – С. 219–215. Самарские епархиальные ведомости. – 1868, 10. – С. 214–215. – 1892, 2. – С. 84. Донские епархиальные ведомости. – 1876, 7. Голос. – СПб., 1876, 71. Гражданин. – СПб., 1876, 11. Домашняя беседа. – 1876, 11. Духовная беседа. – 1876, 11, 23. Православный собеседник. – Казань, 1902, ноябрь. – С. 633;

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Шильдер. Т. 2. Недоверие к Строганову появилось после того, как тот попытался оказать сопротивление идее «обуздания» Бонапарта; Чарторыйский 17 июня 1806 года сдал дела барону Андрею Будбергу — именно потому, что настаивал на войне с Пруссией, войне, необходимой для скорейшего восстановления Польши, но несовместимой с антифранцузскими планами России. См.: Корф М. Жизнь графа Сперанского. В 2 т. СПб., 1861. Т. 1. Оригинал погиб в 1845 году, при перевозке. См.: Русская беседа. 1859. С. 476, 480. Цит. по: Еврейские комитеты//Еврейская энциклопедия. Т. 7. СПб. Стр. 442. Позже, из пермской ссылки, он напишет царю: «Полезнее, может быть, было бы все установления плана приуготовить вдруг, открыть единовременно: тогда они явились бы все в своем размере и стройности и не произвели бы никакого в делах смешения, но Ваше Величество признали лучшим терпеть, на время, укоризну некоторого смешения, нежели все вдруг переменить, основавшись на одной теории. Сколько предусмотрение сие ни было основательно, но впоследствии оно сделалось источником ложных страхов и неправильных понятий. Не зная плана правительства, судили намерение его по отрывкам, порицали то, чего еще не знали, и, не видя точной цели и конца перемен, страшились вредных уновлений» (Корф М. Жизнь графа Сперанского. Т. 1. С. 112). Шильдер. Т. 3. С. 2. Именно так называлась должность, которую он отвел себе в плане реформ и занял в январе 1810-го. Вяземский П. А. Стихотворения. Воспоминания. Записные книжки. Примечание. Стб. 282. Там же. Шильдер. Т. 2. С. 261. Николай Михайлович, великий князь. Граф Павел Александрович Строганов. С. 592–593. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Подробнее см.: Сперанский М. М. О военных поселениях. СПб., 1825; Предтеченский А. В. Брошюра М. М. Сперанского «О военных поселениях»//Исследования по отечественному источниковедению: Сб. статей. М.; Л., 1964; Богданов Л. П. Военные поселения в России. М., 1992. С. 86–88. См: Батеньков Г. С. Граф М. М. Сперанский и граф А. А. Аракчеев//Русская Старина. 1897. Т. 92.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/?fu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010