Раздел II. Деятельность Русской Православной Церкви II.12. Межправославные отношения II. 12.1. Общие принципы межправославного сотрудничества Об укреплении сотрудничества Поместных Православных Церквей (принято Архиерейского Собора 2004 г., «Определение о вопросах внешней деятельности Церкви», 3 абзац) В области межправославных отношений Русская Православная Церковь , твердо следуя данной Господом заповеди о единстве христиан, будет, как и прежде, стремиться укреплять связи с автокефальными Православными Церквами в духе братолюбия и соборности. Наша Церковь выступает за более тесное и координированное сотрудничество Поместных Православных Церквей в разрешении стоящих перед мировым Православием проблем, в частности, в вопросе противостояния расколам. Собор выражает озабоченность имеющими место нестроениями в межправославных отношениях. Отметив, что такие случаи возникают вследствие оскудения братской любви, Собор призывает Поместные Православные Церкви крепить межправославное единство, воздерживаясь от шагов, способных нарушить мир церковный. О развитии братских отношений с Поместными Православными Церквами (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2008 г., определение " О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», пп. 28,29) 28. Сознавая важность единого православного свидетельства перед лицом современного мира, Русская Православная Церковь заявляет о решимости неустанно заботиться о развитии братских отношений со всеми Поместными Православными Церквами. Архиерейский Собор поддерживает усилия Святейшего Патриарха и Священного Синода, направленные на укрепление всеправославного единства. . 29. Собор вынужден признать нынешний уровень общеправославного взаимодействия несоответствующим потребностям времени. Серьезную угрозу представляет отступление от незыблемых устоев межцерковных отношений, определенных священными канонами, что неминуемо приводит к опасным последствиям для единства Православия. Русская Православная Церковь подтверждает свою готовность терпеливо, в духе христианской любви разрешать возникающие проблемы и призывает всех к неуклонному следованию по пути канонической правды. Об основах Взаимоотношений между Поместными Православными Церквами

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Русская Православная Церковь ХХ век 4 марта К. П. Победоносцев Весной 1901 года – В обществе активизировались дискуссии о церковных реформах. Вопрос о церковных реформах в течение многих десятилетий входил в число табуированных. Оберпрокурор Святейшего Правительствующего Синода К. П. Победоносцев искренно полагал, что именно в Церкви «хранится необходимый России “запас простоты”, надеялся, что духовные средства позволят обойтись без переустройства “учреждений”». По мнению Победоносцева, любые разговоры о реформировании строя церковного управления мешали «нормальному» течению государственной жизни, поскольку Церковь и царство в России представляли собой нераздельное целое. Именно поэтому он считал принципиально недопустимым пересмотр петровской синодальной системы, почти за 200 лет своего существования ставшей вполне традиционной. Конечно, и светские власти прекрасно понимали актуальность религиозного вопроса. Доказательством может служить политическое завещание председателя Комитета министров Н. Х. Бунге, еще в 1890-х гг. на первый план ставившего «вопрос о введении широкой веротерпимости». Однако проведение любых мероприятий в этом направлении предполагало прежде всего дарование прав и свобод главенствовавшей в стране конфессии — в том числе права на самостоятельное, свободное от мелочной регламентации и опеки решение внутрицерковных вопросов. Иначе говоря, необходимо было ослабление государственного контроля. Но понятный в теории вопрос непросто было перевести в практическую плоскость — ведь на протяжении почти двух веков Русская Православная Церковь существовала в теснейшей зависимости от государства и представить последствия даже частичного пересмотра синодальной системы при всем ее несовершенстве было непросто. Это представляло тем большую трудность, что за XVIII и XIX вв. она стала частью единой системы управления империи и ее изменение неминуемо повлекло бы за собой цепную реакцию, вызвав необходимость реформы других звеньев. Привычка опираться в трудных случаях на государственную помощь создавала дополнительные проблемы в случае изменения церковно-государственного устройства.

http://pravoslavie.ru/5375.html

священник Алексий Федотов Скачать epub pdf IV ГЛАВА. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ § 1. Возрождение монастырей, приходов, и религиозного образования, социального служения Церкви. 1990-е годы – сложнейший и противоречивый период в жизни не только Русской Православной Церкви, но и России в целом. События 1991 года, закончившиеся развалом Советского Союза и окончательно победившая в1993 году поставило Российское государство и общество в совершенно новые исторические условия. Сегодня сложно давать объективную оценку 1990-х – слишком недалеко отстоят они от нас. Однако это не значит, что не нужно их рассматривать. Для Русской Православной Церкви 1990-е годы – время, когда дважды ей пришлось делать выбор, какую форму государственной власти в России она поддерживает. Взвешенность и осторожность решений Святейшего Патриарха Алексия II способствовали тому, что Церковь безболезненно пережила события и 1991 и 1993 года. 1990-е годы – также время, когда дважды менялось Российское Законодательство о религии – в 1990 и 1997 годах. Перемены в законодательстве способствовали росту числа православных приходов; начинают появляться и первые монастыри. Поддержка Русской Православной Церкви со стороны первого Президента РФ Б.Н. Ельцина обуславливала быстрые темпы открытия новых религиозных общин. 13 мая 1990 года скончался Патриарх Пимен. Последние годы он, в силу болезней, не мог уже уделять много внимания вопросам собственно церковного управления. Из трех кандидатов – митрополита Киевского и Галицкого Филарета, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия и митрополита Ростовского и Черкасского Владимира – Поместный Собор Русской Православной Церкви 1990 года избрал Патриархом Московским и Всея Руси митрополита Алексия. Избранный Собором Святейший Патриарх Алексий принял на себя бремя управления Церковью в трудный период. Налицо была «неготовность сложившихся норм церковной жизни к разительным переменам, происходящим в государстве, сознание духовенства отставало от стремительных перемен в сознании общественном» 357 . Все изменилось с избранием нового Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЦВ 15-16 (388-389) август 2008 /  25 августа 2008 г. Русская Православная Церковь не осталась в стороне от осетинской трагедии В дни грузинской агрессии против Южной Осетии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий обратился к правящим архиереям Русской Православной Церкви с просьбой об организации сбора гуманитарной помощи пострадавшим. 15 августа в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция на тему «Участие Русской Православной Церкви в оказании помощи пострадавшим в результате гуманитарной катастрофы в Южной Осетии». Перед журналистами выступили председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий и архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Участники пресс-конференции рассказали, что в этом проекте будет использована европейская практика, когда собираются не вещи и продукты, а деньги, на которые впоследствии закупается все необходимое. Для этой цели во Внешпромбанке открыты рублевый и валютный счет. Особое внимание будет уделяться финансовой прозрачности программы. Решения о закупках будут приниматься государственными и церковными структурами непосредственно на месте. Программа охватывает все епархии Русской Православной Церкви, и многие из них уже направили средства для помощи пострадавшим. Митрополит Сергий подчеркнул, что при этом очень важна возникающая атмосфера взаимопомощи. Помощь может быть любой — от нескольких рублей до нескольких сотен тысяч, и в проекте смогут принять участие все, кто захочет помочь. Ситуация в месте трагедии непростая, но Церковь имеет возможность работать в ней как никакая другая государственная или общественная структура, в частности, создав условия для размещения и проживания беженцев и их детей — такая возможность есть у некоторых монастырей. «Социальный отдел имеет опыт проведения подобных мероприятий — в Чечне, Ингушетии, Осетии, а также в Ливане. Русская Православная Церковь активно помогала тем, кто пострадал в результате терактов в Беслане, Москве и других городах России», — напомнил митрополит Сергий.

http://e-vestnik.ru/society/osetinskaya_...

М.Б. Данилушкин Глава 12. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война Русская Православная Церковь в 1941–43 годы О нападении фашистской Германии на Советский Союз 9/22 Июня 1941 г. митрополит Сергий узнал, вернувшись в свою резиденцию из Богоявленского собора, где он отслужил воскресную литургию, Московский первосвятитель ясно сознавал, что в этот роковой для нашей страны час испытаний Русская Церковь , верная Своим традициям, должна быть вместе с народом, чтобы благословить мужественных, поддержать растерянных и упавших духом, вразумить тех, кто надеялся на близкий конец коммунистической власти, не разобравшись, что война началась не с коммунистами, а с Россией. Митрополит ушёл к себе в кабинет, и вскоре близкие к нему услышали удары пишущей машинки: он уже писал послание к Церкви по случаю начала войны. «Невзирая на свои физические недостатки – глухоту и малоподвижность, – вспоминал позднее архиепископ Димитрий (Градусов), – митрополит Сергий оказался на редкость чутким и энергичным: своё послание он не только сумел написать, но и разослать по всем уголкам нашей необъятной Родины в первый же день войны». 469 Послание гласило: Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая договора и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству. Но не первый раз приходится Русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и Верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти и по вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларионответил на вопросы издания «Вечерние новости» (Сербия). — Русская Православная Церковь поддерживает военную интервенцию в Сирию как единственный способ спасти христиан и сохранить христианское наследие в этой стране. Как Вы объясняете нерешительность христианского Запада в этом вопросе? — Вдохновляясь словами Спасителя: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9), Русская Православная Церковь всегда призывала сильных мира сего, которые поставлены Господом управлять народами (см. Притч. 8:15), посредством переговоров искать мирного и взаимоприемлемого решения всех спорных вопросов, возникающих между государствами. Мир является благодатным даром Божиим, о котором мы молимся и который испрашиваем у Господа для себя и для всех людей. Это в полной мере относится и к событиям на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии, ставшей местом жесткого вооруженного противостояния между различными политическими и религиозными группами, жертвами которого оказываются, в первую очередь, христиане. Положение наших братьев в стране, где ученики Христа «в первый раз стали называться христианами» (Деян. 11:26), в высшей степени тяжелое. В тех местах, где радикальные исламисты приходят к власти, христиане фактически полностью уничтожаются — либо физически, либо изгоняются за пределы своей родины. Православные люди с болью в сердце наблюдали многочисленные случаи насилия, похищений и убийств епископов и монашествующих, варварское разрушение древних храмов. Наша Церковь не один год призывала международное сообщество обратить внимание на геноцид христиан на Ближнем Востоке и не оставаться в стороне от этой трагедии, грозящей полным исчезновением христианства в местах его зарождения. Единственным способом спасти сирийских христиан от полного уничтожения или изгнания из своих домов является восстановление мира в этой многострадальной стране. К сожалению, политический процесс до настоящего времени не привел к облегчению участи невинных людей, и им необходима военная защита. Поэтому, когда Российская Федерация приняла ответственное решение об использовании вооруженных сил для защиты сирийского народа от произвола террористов, Русская Церковь, как и другие традиционные религиозные объединения нашей страны, поддержала это решение. Но здесь важно отметить, что участие российских войск в установлении мира на сирийской земле не может быть названо интервенцией, так как оно не нарушает суверенитет сирийского государства, по просьбе которого и оказана военная помощь, и не предусматривает насильственную смену законно избранного народом правительства.

http://pravoslavie.ru/89907.html

Преодоление Патриарх Алексий II и Митрополит Лавр. Бутово 2004 год. У Русской Православной Церкви появился реальный шанс воссоединиться с Церковью Зарубежной (РПЦЗ). В начале мая 2006 года в Сан-Франциско должен состояться IV Всезарубежный Собор РПЦЗ, который и должен дать ответ на главный вопрос – объединится или нет Русская Православная Церковь? Если ответ будет положительным, то русские духовники, похоже, создадут мировой прецедент – в истории Христианской Церкви еще не было случая, когда удавалось полностью преодолеть раскол. Для России, пережившей за время раскола не один тяжелейший кризис, начиная с революции и кончая развалом Союза, это может означать духовное примирение со своим прошлым и новый импульс для развития нации. Речь идет прежде всего о возвращении того весомого положения нашей страны в мире, каким оно было до революции. История раскола или история объединения? Русская Православная Церковь за границей официально была создана в 1924 году на основании указа патриарха Тихона как временное церковное образование. Ключевым моментом в размежевании стало подписание в 1927 году Декларации, призывающей к отказу от конфронтации с советской властью митрополитом Сергием, который являлся главой Церкви в России. Зарубежная Церковь из эмиграции категорически отвергла Декларацию, разорвала связь с СССР, «до упразднения в России безбожной власти». Формально нынешнее размежевание сравнивают с расколом XVII века, когда тогдашний патриарх Никон начал внутрицерковные реформы. Но фактически эта историческая параллель некорректна. Противоречия между двумя частями одной церкви заключались скорее в неких оценочных категориях по отношению к определенным историческим событиям. «Зарубежники», к примеру, хотели, чтобы РПЦ осудила Декларацию Сергия и канонизировала ряд церковных деятелей, замученных в ГУЛАГе. Московскую Патриархию трудно упрекнуть в нежелании идти навстречу. На следующий день после прилета в Москву глава Русской Православной Церкви за рубежом митрополит Лавр был приглашен на патриаршее богослужение на Бутовский полигон, по случаю закладки церкви новомучеников и исповедников Российских. И хотя РПЦ подчеркнула, что специально не «подгоняла» мероприятия к приезду делегации, символизм происходящего был очевиден – патриарх Алексий II и митрополит Лавр рука об руку положили первые камни в фундамент церкви, стоящей на месте, где НКВД убил тысячи людей, в том числе сотни священников. Что касается Декларации, то еще раньше патриарх Алексий II осудил ее, признав, что «неправда замешана в… Декларации и Русская Церковь больше не руководствуется ею».

http://pravoslavie.ru/4946.html

Шестое пастырское послание преосвященного Платона к православным эстам и латышам Прибалтийского края, о том, что православная русская церковь с самого основания ее и доселе хранила истинную древлеотеческую и благодатную веру христову Источник Возлюбленные мои братия и чада о Господе, православные эсты и латыши прибалтийского края! Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( Рим.1:7 ). Объяснив вам в предыдущем послании, что наша русская Церковь приняла от востока при князе Владимире истинную, древле-отеческую и благодатную веру Христову, я намерен теперь показать вам, братья, что эта вера, по благости Божьей, во все последующие века сохранялась в нашем отечестве неизменно – во всей целости. Для доказательства сей истины я мог бы проследить с вами ученье нашей Церкви из века в век, и вы увидели бы, что оно в каждом веке было одно и тоже и ни в чём не разнилось от учения древней православной Церкви Христовой. Но такое наследование потребует много времени и может быть утомительно для вас. Поэтому я, не вдаваясь в оное, представлю в подтверждение рассматриваемой истины другие, более краткие и понятные для вас доказательства. И прежде всего скажу вам, возлюбленные, что наша Церковь в первые веки её существования не могла повредить, или в чём-либо изменить принятого ею с востока учения. Почему? Потому, что она, как я сказал в четвертом послании моём к вам, с самого основания и в продолжении шести сот лет находилась под верховным надзором святейших константинопольских патриархов, которые отечески пеклись, чтобы эта юная дщерь их паствы находилась в совершенном единомыслии с материю её – восточною Церковью , и как можно более утвердилась в правоверии. Для этого они до половины XV века 1 , в продолжении 450 лет сами назначали ей главных правителей – митрополитов, а нередко и епископов, и преимущественно присылали их из Греции. Все пастыри, присылаемые ими в Россию, за исключением одного митрополита Исидора, принявшего унию с Римом и поэтому отвергнутого русскою Церковью , были люди благочестивые и преданные православию, а многие даже и святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

     Разговор о том, кто является наследником российского императорского престола, может показаться оторванным от современных реалий – вопрос о восстановлении монархии в настоящее время поднимается редко и заметных дискуссий не вызывает. По этой причине рассуждения на тему престолонаследия интересны, пожалуй, в первую очередь историкам. Возможно, тема действительно ушла исключительно в научно-историческую область. С другой стороны, проигнорировать практическую сторону вопроса также нельзя – монархические настроения в церковной среде имеют место и базируются на мнении авторитетных святых. «Россия ждет христолюбивого воинства, христолюбивых царей и вождей, которые поведут русский народ не для славы земной, а ради верности русскому слову правды», – говорил, например, святитель Иоанн (Максимович) в одной из проповедей. История делает немало неожиданных поворотов и вопрос о монархии при определенных условиях обретет практическую значимость. Позиция Церкви в решении проблемы престолонаследия может оказаться весьма интересной. Вопрос отношения Русской Церкви к династическим спорам в ХХ в. в настоящее время еще не отражен в историографии. И если Церковь в Отечестве на протяжении десятилетий не могла высказать свое мнение по вопросу престолонаследия, то Русская Православная Церковь заграницей (РПЦЗ), находившаяся в условиях свободы, такую возможность имела. Летом 2018 г. автором этих строк была опубликована статья «Русская Зарубежная Церковь и династия Романовых» . Исследование позволило сделать вывод, что Русская Зарубежная Церковь никогда не признавала великого князя Кирилла Владимировича императором, а в отношении его потомков позиция не была однозначной. Так, РПЦЗ признала Владимира Кирилловича главой Императорского дома, а Архиерейский Собор РПЦЗ в сентябре 1939 г. призвал русский народ объединиться вокруг него. Однако в послевоенные годы наблюдалось серьезное охлаждение к Владимиру Кирилловичу, соборных и синодальных определений относительно великого князя более не имеется.

http://pravoslavie.ru/118820.html

В.И. Холмогоров А. Русская десятина Русская десятина получила свое название от города Рузы (Московской губ.). В состав ее входили как городские, так и уездные «жилые данные церкви», состоявшие в XVII и в первой половине XVIII в. в Русском уезде, кроме одной церкви Живоначальной Троицы, что на погосте Георгиевском, Можайского уезда, переписанной в 1707 г. из Можайской десятины «по близости» в Русскую. По сохранившимся приходным книгам патриаршего приказа видно, что в Рузской десятине городских и уездных церквей за 7136 (1628) г. 11 было 10, в конце XVII стол. 31 и в первой половине XVIII стол. 47 церквей, из числа которых по распоряжению синодального казенного приказа, вследствие прошения духовенства, были перечислены из Русской десятины «поблизости» в Волоколамскую церкви; а) Илии пророка в Теряевой слободе; б) Живоначальной Троицы в селе Смолинском; в) Покрова пресв. Богородицы в селе Покровском и г) Рождества Пресв. Богородицы в селе Покровском 12 . В городе Рузе некогда был «Десятильничий двор», который заведывал духовными делами. Русская десятина находилась в ведении одного «поповского старосты», который собирал «окладные и не окладные пошлины» с духовенства и представлял оные в патриаршую казну, кроме церквей находившихся в монастырских вотчинах, с которых «церковные окладные пошлины» в патриаршую казну собирались монастырскими стряпчими. (См. Патр. Прик. кн. 110, стр. 135). В предлагаемой Русской десятине, кроме церквей собственно Русского уезда (Московской губ.), находятся церкви, перечисленные во время генерального межевания в 1767 г. из Русского уезда в другие уезды: Клинский, Волоколамский, Звенигородский и Можайский. 1. Воскресения Христова соборная церковь с приделом Николая Чудотворца в городе Рузе Соборная церковь Воскресения Христова, построенная издревле, в начале XVII века была уничтожена вероятно от Литовского разорения, ибо в писцовых дозорных книгах 136 (1628) года 13 написано: «В Рузе внутри города была соборная церковь Воскресения Христова, а ныне место церковное пусто.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010