Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви V. Русская Православная Церковь 1929-1941 К оглавлению В 1929 году НЭП был отменен; началась принудительная массовая коллективизация - раскрестьянивание России, сопровождавшееся попранием законности - высылкой миллионов крестьянских семей в Сибирь и на Север. Русская Церковь разделила судьбу народа, и ее не миновала горькая чаша репрессий. В начале 1929 года за подписью Кагановича на места была отправлена директива, в которой подчеркивалось, что религиозные организации (церковные советы, мусаваллиаты, синагогальные общества и то есть) являются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Этим фактически была дана команда к широкому применению административных и репрессивных мер в борьбе с религией. 8 марта 1929 года ВЦИК и СНК издали новое постановление о религиозных объединениях. Этим постановлением священнослужители исключались из состава «двадцаток»; религиозным объединениям воспрещалась благотворительная деятельность; частное обучение религии, дозволенное Декретом 1918 года об отделении Церкви от государства, интерпретировалось в предельно суженном объеме лишь как право родителей обучать религии своих детей. Вводилась 5-дневная рабочая неделя, и воскресенье переставало быть выходным днем. Началось массовое закрытие церквей. В 1928 году Русская Православная Церковь имела более 30 тысяч приходов (вместе с обновленческими, григорианскими и самосвятскими приходами в нашей стране оставалось еще 39 тысяч общин) - 2/3 от дореволюционного количества. В 1928 году закрыто было 534 церкви, а в 1929 - уже 1119 храмов. В 1930 году упразднение православных общин продолжалось с нарастающим темпом. В Москве из 500 храмов к 1 января 1930 года оставалось 224, а через два года - только 87 церквей, находившихся в юрисдикции Патриархии. В Рязанской епархии в 1929 году было закрыто 192 прихода, в Орле в 1930 году не осталось ни одной православной церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/440001/

«Русская Православная Церковь. XX век» – летопись XX века с акцентом на церковную составляющую Источник: Православная книга России – Отец Симеон, расскажите, пожалуйста, читателям «Православной книги России» об энциклопедии «Русская Православная Церковь. XX век». – Выход энциклопедии «Русская Православная Церковь. XX век» – большой этап в жизни издательства Сретенского монастыря. Колоссальная работа, в которой принимали участие самые разные люди: и ученые, и издательские работники. Но мне бы хотелось особенно подчеркнуть, что энциклопедия, от замысла и до последней точки, является заслугой отца Тихона (архимандрит Тихон (Шевкунов) – наместник Сретенского монастыря; главный редактор и руководитель проекта). Он сам сформулировал идею энциклопедии, рассказал авторам об этом проекте и поставил перед ними определенные задачи. Он курировал работы над энциклопедией до самого последнего момента, лично все читал, правил – в общем, самым непосредственным образом участвовал в создании этого издания. – Кто стал авторами энциклопедии? – Над энциклопедией работал очень серьезный авторский коллектив, руководителем которого стала Ольга Юрьевна Васильева (заведующая кафедрой религиоведения РАГС, профессор, доктор исторических наук, руководитель Центра истории религии и церкви Института российской истории РАН – прим. корр. ). Ольга Юрьевна много лет занимается вопросами церковно-государственных отношений, у нее есть очень интересная кандидатская и докторская диссертации о служении Русской Православной Церкви в годы Великой отечественной войны и целый ряд интересных и глубоких книг по церковно-государственным отношениям. Под ее руководством над созданием энциклопедии работала группа молодых, но уже известных авторов, например кандидат исторических наук Алексей Беглов (сейчас в Издательском совете (совместно с изд. «Арефа») вышла его книжка «В поисках безгрешных катакомб» – о церковном подполье в СССР). Также в создании энциклопедии принимали участие известный петербургский ученый, доктор исторических наук С.Л. Фирсов, кандидат исторических наук А.В. Журавский, кандидат исторических наук Д.В. Сафонов, доктор богословия, специалист по вопросам украинской автокефалии В.И. Петрушко.

http://pravoslavie.ru/36897.html

Доклад. М.: Московская Патриархия, 1948 Содержание Раздел I. История экуменического движения, его участники и формы проявления 1. «Вера и Устройство» 2. «Жизнь и Деятельность» 3. «Всемирный Союз международной дружбы чрез посредство церквей» 4. Объединение двух направлений 5. Энциклика Константинопольского Патриарха 1920 г. 6. Всемирные юношеские христианские организации Раздел II. Отношение к экуменическому движению со стороны не-англиканских и не-протестантских вероисповеданий 1. Римо-католики и экуменическое движение 2. Мнение зарубежных русских православных иерархов о возможности участия в экуменическом движении 3. Отношение братских Православных Церквей к экуменическому движению 4. Русские зарубежные православные богословы и экуменическое движение Раздел III. Разбор решений Эдинбургской и Оксфордской конференций 1937 г. 1. Конференция по вопросам вероучения и церковного устройства в Эдинбурге (3–18 августа 1937 г.) 2. Оксфордская экуменическая конференция по вопросам церкви, общества и государства (июль 1937 г.) Раздел IV. Экуменическое движение после войны Раздел V. Отношение Русской православной церкви к экуменическому движению в настоящий период его развития Наши выводы     Русская Православная Церковь приступила к изучению экуменического движения совсем недавно. Внешняя обстановка, создавшаяся вокруг нее как в семье братских Православных Церквей, так и в инославных церковных кругах мира, оказалась весьма неблагоприятной для того, чтобы она могла быть уверенной в искренности любого мирового объединения прочих православных Церквей с инославным миром. Русская Православная Церковь не принимала до сих пор участия ни на одном экуменическом совещании или конференции. Руководители экуменического движения сочли возможным восполнить этот недостаток за счет русских православных церковных и научно-богословских деятелей, проживающих в Западной Европе на положении русских эмигрантов и не считающих себя состоящими в юрисдикции Русской Православной Церкви. Не без воли Божией сложились обстоятельства, вследствие которых Русская Православная Церковь в течение многих лет находится в стороне от церковной деятельности и движений богословской мысли в прочих христианских исповеданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

Митрополит Иларион: Несмотря на трудности, Русская Православная Церковь неизменно совершала попечение о православных верующих Китая 26 ноября 2010 г. 17:25 В ходе пресс-конференции, которая прошла 25 ноября 2010 года в Отделе внешних церковных связей , председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион затронул, в частности, вопросы жизни Китайской Автономной Православной Церкви . Как отметил владыка Иларион, в нынешнем году исполнилось 325 лет существования Православия в Китае. История его ведется с того момента, когда в Пекин вместе с пленными казаками-албазинцами прибыл русский священник Максим Леонтьев. С 1713 года в Китае действовала Русская духовная миссия, которая в течение долгого времени исполняла также функции российского дипломатического представительства. На базе Миссии, которая существовала и в XX веке, в 1957 году была образована Китайская Автономная Православная Церковь. Однако за годы «культурной революции» от нее почти ничего не осталось, и многие православные храмы, которые были возведены в прежние времена, оказались либо разрушенными, либо перестроенными под различные нужды. После начала политики реформ и открытости в Китайской Народной Республике власти страны открыли Покровский храм в Харбине, а затем и храмы в некоторых других городах Китая. «Русская Православная Церковь, — отметил председатель ОВЦС, — все эти годы совершала попечение о православных верующих Китая, хотя это не всегда было легко». В настоящее время у Китайской Православной Церкви есть только два священнослужителя-китайца, оба они находятся в весьма преклонном возрасте: одному исполнилось 87 лет, другому — 83 года. «Отдел внешних церковных связей на протяжении многих лет работал над установлением регулярных контактов с государственными органами Китайской Народной Республики, — рассказал митрополит Волоколамский Иларион. — Особый вклад в это внес мой предшественник на посту председателя ОВЦС, а ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Именно в годы его руководства Отделом внешних церковных связей установились прочные партнерские отношения между ОВЦС и Государственным управлением КНР по делам религий».

http://patriarchia.ru/db/text/1328433.ht...

От редакции. Гражданский устав Русской Православной Церкви, разработанный Комиссией Священного Синода по подготовке изменений в Уставе об управлении Русской Православной Церкви в связи с новым законодательством СССР о свободе совести и религиозных организациях, составлен на основании Устава об управлении Русской Православной Церкви и является документом, закрепляющим за нашей Церковью права юридического лица, узаконивающим ее деятельность и определяющим ее взаимоотношения с государством. 31 января 1991 года настоящий Устав был одобрен Священным Синодом, 30 мая 1991 года зарегистрирован Министерством юстиции РСФСР. В связи с внесением ряда поправок в действующий Закон о свободе совести и религиозных организациях настоящий Устав представлен также для регистрации в Министерство юстиции СССР. I. Общие положения 1. Русская Православная Церковь, или Московский Патриархат, является самоуправляемым (автокефальным) религиозным объединением (религиозной организацией) граждан, признаваемым другими Автокефальными Православными Церквами, образованным в целях совместного осуществления права на свободу исповедания и распространения православной христианской веры, а также для попечения о религиозно-нравственном просвещении общества. Русская Православная Церковь является юридическим лицом и действует на территории СССР при соблюдении законодательства Союза ССР, союзных и автономных республик и правил, установленных настоящим Уставом. Свое управление и регулирование внутрицерковной жизни она осуществляет на основе своего канонического Устава. На территории других государств Русская Православная Церковь несет свою миссию в соответствии с действующими там законами, а также настоящим Уставом и каноническим Уставом. 2. Русская Православная Церковь ведет свое историческое бытие от Крещения Руси, имевшего место в 988 году в Киеве при великом князе Владимире. С 1448 года является Автокефальной Церковью. В 1589-1700, 1917-1925 и с 1943 года имела и имеет патриаршую форму управления. До 1942 года именовалась Поместной Российской Православной Церковью. Нынешнее название вошло в употребление с 1943 года.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1338...

Положение об общественной аккредитации педагогического работника июня 2014 Положение об общественной аккредитации педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) православной культуры в централизованной религиозной организации  " Русская Православная Церковь " разработано на основе и в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, Федеральным законом Российской Федерации 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации " . Положение определяет условия и порядок проведения общественной аккредитации педагога. На основании распоряжения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Р-01/12 от 06.05.2014 Синодальный отдел религиозного образования и катехизации определяет  и утверждает  критерии и требования, условия и процедуру проведения общественной аккредитации педагогических работников, формы испытаний (контрольно-измерительных материалов, тестов и др.), критерии оценки и т.д. Органом, уполномоченным осуществлять общественную аккредитацию педагогических работников, преподающих в рамках основных образовательных программ учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) православной культуры, является епархия Русской православной Церкви, которая через епархиальный отдел религиозного образования и катехизации будут осуществлять общественную аккредитацию педагогов. Положение утверждено Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием 06 июня 2014 года.   ПОЛОЖЕНИЕ  ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА, ПРЕПОДАЮЩЕГО УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, КУРСЫ, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛИ) ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ " РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ "  1. Отношения, регулируемые положением 1.1. Настоящее Положение регулирует порядок общественной аккредитации педагогического работника, преподающего в рамках основных образовательных программ учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) православной культуры, направленные на получение обучающимися знаний о нравственных принципах, исторических и культурных традициях Русской Православной Церкви, православного христианства, в централизованной Религиозной организации Русская Православная Церковь (далее - Русская Православная Церковь).

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах Источник Содержание От издательства От автора Глава I. Государственно-церковные отношения в СССР – объект исторического исследования §1. Задачи исследования, терминология, методологическая основа §2. Характеристика источников §3. Русская Православная Церковь и государственная религиозная политика в 1917–1938 гг Глава II. Изменение Государственно-церковных отношений в годы второй Мировой войны §1. Положение Русской Церкви накануне Великой Отечественной войны (1939–1941 гг.) §2. Патриотическая деятельность Московской Патриархии §3. Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР §4. Ликвидация обновленческого и григорианского расколов §5. Религиозная политика советского государства в годы войны Глава III. Церковное сопротивление в СССР §1. Иосифлянское движение §2. Катакомбное движение §3. Религиозные диссиденты Глава IV. Московская Патриархия на Международной арене §1. Русская Церковь в центре «большой политики» §2. Ослабление внешнеполитической активности Патриархии §3. Новая активизация международной деятельности Церкви Глава V. Государственно-церковные отношения в 1945–1965 гг §1. Временное «перемирие» 1945–1953 гг §2. Укрепление позиций Патриархии – 1953–1957 гг §3. Снова «война» – 1958–1964 гг Заключение     редакционная коллегия тома: кандидат искусствоведения, доцент, протоиерей Валентин ЧАПЛИН (Крутицкое Патриаршее Подворье, Москва) профессор Дмитрий Владимирович ПОСПЕЛОВСКИЙ (Университет Западного Онтарио, Канада) профессор Вильям ван дер БЕРКЕН (Теологический факультет Утрехтского Университета, Голландия) профессор Эрих БРИНЕР (Институт «Вера во втором мире», Швейцария) кандидат исторических наук Александр Юрьевич ПОЛУ НОВ (Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова) Илья Владимирович СОЛОВЬЕВ (Крутицкое Патриаршее Подворье, Москва) Валентин Арсеньевич НИКИТИН (Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Кострюков Глава 17. Русская Церковь в эмиграции § 1. Русская Зарубежная Церковь в 1920 –1926 гг. Следствием революционных событий, Гражданской войны и красного террора стала массовая эмиграция из России. По данным Лиги Наций, страну покинуло 1 млн 160 тыс. человек, хотя некоторые современники считали, что количество беженцев достигало 4 млн. В ноябре 1920 г. после поражения Русской армии П.Н.Врангеля Крым покинуло Высшее церковное управление (ВЦУ) Юга России. 19 ноября 1920 г. на пароходе «Великий князь Александр Михайлович » в стамбульском порту состоялось первое заседание ВЦУ за пределами России под председательством митрополита Антония (Храповицкого) . Основание для своей деятельности архипастыри-изгнанники видели в 39-м правиле Трулльского Собора. Согласно этому канону, главе Кипрской Церкви епископу Иоанну, переселившемуся с паствой из завоеванного сарацинами Кипра в область Константинопольского Патриархата, разрешалось и в изгнании сохранить свои права и полномочия. Иерархи ссылались также на исторические прецеденты, когда древние святители ( Афанасий Великий , Григорий Чудотворец , Киприан Карфагенский и др.) покидали свои кафедры во время гонений. 20 ноября того же года патриарх Тихон издал указ 362, согласно которому епархиальные архиереи, отрезанные от священноначалия границами и линиями фронтов, имели право создавать митрополичьи округа под председательством старейшего архиерея. Этот указ впоследствии был взят за основу для существования Русской Православной Церкви заграницей (Русская Зарубежная Церковь , РПЦЗ). 2 декабря 1920 г. патриарший местоблюститель Вселенского престола митрополит Дорофей (Маммелис) подписал грамоту, согласно которой русским иерархам позволялось создать временную комиссию для пастырского руководства диаспорой. О предоставлении этой комиссии прав самостоятельного церковного управления в документе не говорилось, однако ВЦУ рассматривало себя как самостоятельный орган. К такому осознанию архиереев-беженцев подталкивали письма из разных уголков мира с просьбой сохранить единую церковную структуру в изгнании. В эмиграции оказались сотни священников и около 30 русских архиереев, среди которых было немало авторитетных иерархов. Беженцы понимали, что подчинение Поместным Церквам в той ситуации невозможно, хотели сохранить русское наследие, богослужебные традиции, а также единое руководство вплоть до падения власти большевиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русская Церковь на перепутье ХХ века. Опыт исторического осмысления РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_88878.html 19 сентября 2011 Михаил Тюренков Русская Церковь на перепутье ХХ века. Опыт исторического осмысления Источник:  http://www.taday.ru/text/1207498.html Татьянин день В сентябре в издательстве " Арефа " вышла новая книга члена Синодальной комиссии по канонизации святых, магистра богословия, профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова " Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века " . Писать об очередной книжной новинке профессора-протоиерея Георгия Митрофанова для меня, уж простите за тавтологию, не в новинку. В 2004-м в журнале " Посев " вышла моя рецензия " Нравственный приговор большевизму " на книгу отца Георгия " Россия XX века – " восток Ксеркса " или " восток Христа " . Духовно-исторический феномен коммунизма как предмет критического исследования в русской религиозно-философской мысли первой половины XX века " . Пару лет назад мне довелось принять активное участие в дискуссии вокруг сборника публицистических статей и проповедей " Трагедия России: " запретные " темы истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике " , итогом которой стал текст " Послевкусие Гражданской войны " , где я сам для себя смог пусть не расставить точки над " i " , но хотя бы обозначить некоторое многоточие под самой трагичной и при этом важнейшей историософской проблемой XX века. Увы, точку под Русской гражданской войной в обозримом будущем поставить едва ли удастся. И если испанский каудильо Франко еще в 1959 году торжественно открыл гигантский военный мемориал – " Долину павших " – памяти жертв Гражданской войны всего двадцатилетней давности, увековечив память как " белых " , так и " красных " , то представить себе, что в 1937-м товарищ Сталин (которого нередко пытаются представить чуть ли не русским термидорианцем) открыл бы подобный мемориал, к примеру, в том же Севастополе, да еще и пригласил бы из Парижа на его открытие генерала Деникина, можно только в горячечном бреду. Впрочем, даже сегодня, когда многие из власть имущих одновременно чтят память Феликса Эдмундовича и Юрия Владимировича и при этом участвуют в торжественных перезахоронениях останков белых генералов и антисоветских философов, представить подобное достаточно сложно. И не столько потому, что деяния властей кажутся лицемерными (уверен, что многие из высших чиновников совершенно искренни в своих действиях), сколько в связи с отсутствием в нашем обществе внятного осмысления наиболее трагических страниц отечественной истории.

http://religare.ru/2_88878_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Забытый юбилей 260 лет со дня освящения первого православного храма Кенигсберга 16.09.2020 736 Время на чтение 17 минут 15 сентября 1760 года (4 сентября по ст.ст.) - в этот день прошло торжественное освящение в Кенигсберге первого православного храма во имя Воскресения Христова. Известно, что православная община была официально зарегистрирована в Кенигсберге ещё в 1656 году. В последующие годы власти города неоднократно подтверждали её права, определяли ей места для богослужений. Однако собственного здания храма у православных не было. Василию Квасовскому удалось построить только часовню. Первый православный храм в Кенигсберге был освящён во время Семилетней войны, когда Восточная Пруссия фактически стала на несколько лет российской губернией, а в Кенигсберге находился российский губернатор. Русская армия взяла Кенигсберг 22 января 1758 года. Её командующий генерал-аншеф Виллим Фермор сообщил императрице Елизавете Петровне: «Я за поздним временем не успел, всех благ подателю, должные благодарительные молитвы по вступлении моем сегодня принести, но отложить принужден до завтра, чего ради приказано удобную палату в шлосе очистить и церковь Божию в оной поставить, а генералитету, штаб и обер-офицерам для того завтра поутру у гаупт-квартиры собраться повестка учинена». Русская армия того времени была православной. В каждом полку по штату существовала полковая церковь и священник при ней. Он мог совершать для военнослужащих все необходимые богослужения. Такая полковая церковь и была поставлена в «удобной палате» в «шлосе» (орденском замке) Кенигсберга для совершения благодарственного молебна. После занятия Восточной Пруссии русская армия двинулась дальше, но в Кенигсберге был оставлен гарнизон С марта 1758 года в Кенигсберге стояли Азовский и Архангелогородский пехотные полки. Походные полковые церкви попеременно развёртывались в орденском замке и считались гарнизонной церковью. Довольно быстро Кенигсберг стал тыловым городом. При этом потребность в проведении в Кенигсберге постоянных богослужений постоянно увеличилась. В городе появилось довольно много русских чиновников и членов их семей. Число русских купцов из-за войны также увеличилось: они снабжали действующую армию всем необходимым, а коммуникации проходили через Восточную Пруссию. Между тем русская армия под командованием генерал-аншефа Фермора вела боевые действия против прусаков.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/16/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010