Устав религиозной организации «Русская Православная Церковь» (гражданский), 1998 г. Скачать epub pdf I. Общие положения 1 . Русская Православная Церковь (другое официальное наименование Русской Православной Церкви – Московский Патриархат) – самоуправляемая (автокефальная) централизованная православная религиозная организация, объединяющая религиозные организации Русской Православной Церкви, в целях совместного осуществления права на свободу исповедания и распространения православной христианской веры, а также для попечения о религиозно-нравственном просвещении общества, признаваемая другими Автокефальными Православными Церквами. 2 . Русская Православная Церковь является юридическим лицом и обладает правами и обязанностями в соответствии с законодательством Российской Федерации, с соблюдением канонических правил и внутренних установлений Русской Православной Церкви. На территории других государств Русская Православная Церковь действует в соответствии с законодательством этих государств. 3 . Свое управление и регулирование внутрицерковной деятельности Русская Православная Церковь осуществляет на основе Канонического Устава об управлении Русской Православной Церкви. 4 . Русская Православная Церковь имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. 5 . Русская Православная Церковь может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 6 . При изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, Русская Православная Церковь в месячный срок уведомляет об этом регистрирующий орган. Русская Православная Церковь ежегодно информирует государственный орган, зарегистрировавший Русскую Православную Церковь , о продолжении ею своей деятельности. 7 . Русская Православная Церковь не участвует в деятельности политических партий и политических движений и не оказывает им материальную и иную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/usta...

Предисловие Глава I. Исторический обзор деятельности русской православной эмиграции 1. Деятельность Русской Православной Церкви за границей на Балканах 2. Русская православная эмиграция в Центральной Европе 3. Русская православная эмиграция в Северной Европе (в Финляндии) 4. Русская православная эмиграция в Западной Европе 5. Русская православная эмиграция в Северной Африке 6. Русская православная эмиграция в США и Канаде 7. Русская православная эмиграция в Южной Америке 8. Русская православная эмиграция в Японии 9. Русская православная эмиграция в Китае Национально-политическая ситуация в Китае и Православная Церковь до японского вторжения Начало японского вторжения в Китай и деятельность Православной Церкви на оккупированных территориях Японо-китайская война и ее влияние на жизнь русской православной эмиграции 10. Русская православная эмиграция в Персии (Иране) Выводы Глава II. Архивы, источники и основные группы исследователей истории русской православной эмиграции 1. Архивы по истории русской церковной эмиграции, их формирование и судьба, степень изученности 2. Периодическая печать 3. Публикация документов 4. Нарративные источники (письма, воспоминания, автобиографии) 5. Биографии выдающихся деятелей Русской Православной Церкви 6. Обзор основных групп исследователей русской православной эмиграции Выводы Глава III. Разделение российской православной диаспоры в 19171920-х годах, каноничность и историческая оправданность создания РПЦЗ 1. РПЦЗ – Московский Патриархат – «Евлогиане» – 2. Указ 362: долгие споры о «канонической платформе» «Книжная полемика канонистов» Выводы Глава IV. История Советской религиозной политики в отношении русской церковной эмиграции и международная деятельность Московской патриархии 1. Историческая ситуация. – Основные события 2. Главные спорные моменты в трактовке представителей различных групп ученых Выводы Глава V. Германская религиозная политика в годы Второй мировой войны, участие священнослужителей РПЦЗ в деятельности Российских антисоветских воинских формирований 1. Германская религиозная политика в годы Второй мировой войны в отражении различных групп историков 2. Участие священнослужителей РПЦЗ в деятельности российских антисоветских воинских формирований (современная российская историография) Выводы Источники и научная литература Источники Публикации документов Воспоминания Научная литература Русская научная литература Зарубежная научная литература Русские и зарубежные научные публикации в Интернете  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русская Православная Церковь в России и Русская Православная Церковь за рубежом: перспективы взаимоотношений. Священник Максим Обухов. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ Русская Православная Церковь в России и Русская Православная Церковь за рубежом: перспективы взаимоотношений Священник Максим Обухов, 12/06/2001 Датой образования Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ) как особой юрисдикции считается начало 20-х годов прошлого столетия, когда русская эмиграция оказалась в полной изоляции от основной массы гонимых верующих на Родине. В это трудное время от тела Русской Православной Церкви (РПЦ) отделились Польская, Финляндская и некоторые другие Церкви. Об этом написано и сказано много, на этот счет существуют разные мнения. События 20-х годов постепенно становятся все дальше и дальше от нас, уже почти не осталось живых свидетелей, а факт раскола остается налицо и объединения двух частей Русской Церкви так и не произошло. В дополнение к существующему разделению между РПЦ, российским государством и РПЦЗ возникли имущественные споры. После революции значительная часть заграничной недвижимости Российской империи досталась Зарубежной Церкви - это храмы и соответствующие земельные участки по всей Европе и на Святой земле. После распада Советского Союза Российская Федерация " вспомнила " о своей церковной собственности за рубежом и предъявила претензии на том основании, что РФ является правопреемником СССР и, взяв на себя его долги, имеет право и на его имущество. Зарубежная Церковь в свою очередь настаивает на своих правах, не признавая за РПЦ правопреемственности дореволюционной Церкви. В разных странах имущественный вопрос решается по-разному - так, в Палестинской автономии правительство Арафата признало право на собственность бывшей Российской империи за РФ, а германское правительство признает это право за РПЦЗ.

http://zavet.ru/obuhov-rpcz.htm

В Пекине завершил работу круглый стол «Соотечественники и Русская Православная Церковь: опыт соработничества в Азии» 13 декабря, 2011. Юлия Маковейчук 11 декабря 2011 года в столице Китая завершил свою работу круглый стол «Соотечественники и Русская Православная Церковь: опыт соработничества в Азии». 11 декабря 2011 года в столице Китая завершил свою работу круглый стол «Соотечественники и Русская Православная Церковь: опыт соработничества в Азии». Утром в храме Успения Пресвятой Богородицы в Пекине была совершена Божественная литургия, которую возглавил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филарет (Булеков). Ему сослужили клирики, участвовавшие в конференции: секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарёв, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Токио протоиерей Николай Кацюбан, настоятель православной общины в Шанхае протоиерей Алексий Киселевич, настоятель прихода святых апостолов Петра и Павла протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Джакарте иеромонах Иоасаф (Тандибиланг), настоятель Успенского храма в Пекине священник Сергий Воронин и сотрудник ОВЦС иеродиакон Роман (Киселев). За богослужением молились представители российской дипломатической миссии в Пекине, члены делегации ОВЦС, участники круглого стола и соотечественники, проживающие в китайской столице. Далее в Российском культурном центре Пекина прошло заключительное заседание круглого стола. В его рамках состоялись презентация книги «Митрополит Иннокентий Пекинский» и просмотр документального фильма «Бэйгуань. Последняя Российская духовная миссия в Китае», посвященного митрополиту Виктору (Святину), начальнику миссии. По итогам конференции было принято коммюнике.   Коммюнике круглого стола «Соотечественники и Русская Православная Церковь: опыт соработничества в Азии» (11 декабря 2011 года, г. Пекин, Китай):   10–11 декабря 2011 года в Пекине, Китай состоялся круглый стол «Соотечественники и Русская Православная Церковь: опыт соработничества в Азии». Эта встреча явилась продолжением взаимодействия Русской Православной Церкви и Министерства иностранных дел Российской Федерации в сфере координации работы с соотечественниками в различных регионах мира. Первая региональная конференция прошла в Брюсселе 21-22 июня 2009 года, вторая – 22-23 августа 2010 года в Буэнос-Айресе.

http://pravmir.ru/v-pekine-zavershil-rab...

прот. Пётр Перекрестов Приложение I. Русская Зарубежная Церковь 594 † ИОАНН, архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский Русская Зарубежная Церковь есть часть Русской Церкви, находящаяся вне границ Российского государства и в настоящее время возглавляемая Первоиерархом и Архиерейским Синодом, избранным Собором епископов Русского Зарубежья. Русская Церковь имеет свою Заграничную часть уже около двух веков. Проповедь христианства языческим племенам Азии повлекла создание миссий, сделавшихся с течением времени епархиями, в Китае и Японии. Продолжением проповеди в Азии явилось распространение Православия среди языческого населения на Алеутских островах и на Аляске и создание миссии для Северной Америки и затем епархии. В Западной Европе начиная с XVIII века устроялись церкви сначала при Российских посольствах, а затем и отдельно от них в местах, посещавшихся русскими при поездках за границу. Все эти церкви считались состоящими в епархии митрополита Петроградского и в последнее перед революцией время находились в непосредственном заведовании его викария, епископа Кронштадтского. Никто из восточных патриархов, авторитет которых высоко чтился русским народом, как и никто из других глав Православных Церквей, никогда не возражал против такого распространения Русской Церкви. Если по церковным канонам тридцатилетняя давность достаточная, чтобы храм или место считались принадлежащими той епархии, которая в течение тех лет владела ими, то тем более нужно признать бесспорным за Русской Церковью право на те места, которые в течение многих десятков лет окормлялись ею. С уверенностью можно сказать, что этот вопрос никогда не был бы поднят, если бы Российская империя, а с ней и Русская Церковь оставались в прежней силе и славе и не стряслось с ними бедствие. После крушения монархии Русская Церковь продолжала внутри и вне России пользоваться прежними правами. Но так продолжалось недолго. Вскоре началось на нее гонение. Коммунистическое правительство, пришедшее к власти, поставило себе целью искоренение всякой религии, которая, по марксистскому учению, является предрассудком и суеверием. Главный удар был направлен на Православную Церковь , к которой принадлежало подавляющее большинство русского народа и которая вдохновляла его в течение веков с самого крещения. Начались закрытия церквей, преследования и убийства священнослужителей, перешедшие затем в систематическую борьбу с Церковью с целью ее уничтожения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская национальная идея и русская идеология Сегодня нашу национальную идеологию являют «национальные проекты» 25.10.2023 1282 Время на чтение 9 минут 1. Человек есть существо идеологическое, ибо он есть существо разумное, а значит и историческое. Конечно, при этом он и существо мистическое (аскетическое), сакральное, художественное (словесное), эстетическое, харизматическое. Любая идеология не отделима от национальной идеи. По существу, это дальнейший шаг или шаги в осуществлении национальной идеи, в нашем случае русской идеи. Национальная идея это, по существу, идеал или путеводная Звезда, Русская Звезда на Русском небосводе. Рассмотрим это в историческом порядке. Первая Русская идея связана с осуществлением Промысла Божия о России, с принятием Русью православной веры и последующей христианизацией всех сфер жизни народа и принятием нового идеала, идеала Святой Руси. Почему мы стали Святой Русью? Потому, что с принятием православия в нас стала «жить глубокая, никогда не утоляемая жажда праведности, неистощимое желание приблизиться и прикоснуться к ней. И в этой жажде праведности человек православен и свят при всей своей обыденной греховности». В своем художественном творчестве И. Шмелев показал осуществление этого идеала в России в XIX веке (романы «Лето Господне»; «На богомолье» и др.). Конечно, в России был и другой, по существу, анти-идеал – окаянная Русь. И он тоже живет в России, у богоборцев в первую очередь. 2. Русские идеи в истории России не сменяются, они дополняются. Первая, вторая, третья уходят в глубину, не в подсознание, а в глубину сознания и быта Народа. По А.А. Ухтомскому это «долгодействующие» хронотопы России и доминанты русского человека, вечные ценности России и русского человека, в частности. В целом это золотой век нашей истории (см.: Дверницкий Б.Г. «Железный век России»). Серебряный век в России, это обретение единой государственности для русского народа, и нового идеала – «Москва – Третий Рим». Возникает идеологема «Москва – Третий Рим» при Василии Третьем, затем, при Иване Грозном, то есть при двух русских князьях, которые впервые называют себя царями… Это не просто мечта о Вечном граде, которая существовала в самой идее Рима, но это и идея кочующего града в пустыне, христианского царства, которое странствует и завоюет мир перед концом истории. Поэтому Рим является, по учению св.Андрея Кесарийского, городом, удерживающим мир от пришествия Антихриста, тем последним Царством, где найдет себе прибежище Церковь. И значит можно считать Россию «удерживающим от прихода антихриста» (2 Фес. 2:7).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/25/ru...

Митрополит Иларион: Когда мы говорим, что Церковь находится поверх схватки, это не означает, что происходящее ее не касается Русская Православная Церковь не занимает ту или иную сторону в политическом конфликте. 23 мая, 2014 Русская Православная Церковь не занимает ту или иную сторону в политическом конфликте. 22 мая в Туле состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона со студентами вузов города – Тульского государственного университета, Тульского педагогического университета имени Л.Н. Толстого и других. Во встрече, которая прошла в ТулГУ, также приняли участие митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, епископ Белевский и Алексинский Серафим, министр образования Тульской области Д.В. Бычков, ректор Тульского государственного университета М.В. Грязев, заведующий кафедрой теологии ТулГУ протоиерей Лев Махно, преподаватели, представители духовенства. Присутствующие задали митрополиту Илариону вопросы о жизни и миссии Церкви, о ситуации на Украине, роли мирян в церковной жизни и другие. Вопрос: Как Русская Православная Церковь воспринимает и оценивает ситуацию на Украине? Митрополит Иларион: Вопрос очень непростой и очень болезненный, и я хотел бы, чтобы вы хорошо понимали, что Русская Православная Церковь – это не только Церковь России, но и Церковь Украины, а также Белоруссии, Молдавии, Казахстана, четырех государств в Средней Азии, трех государств в Балтии, Китая и Японии. По сути дела, это многонациональная, всемирная Церковь. Более того, если говорить о количестве верующих, по этому показателю Русская Православная Церковь является второй христианской Церковью после Римско-Католической Церкви. Мы должны понимать, что у Русской Православной Церкви в силу ее размеров, влияния, числа паствы, в силу ее интернационального характера – совершенно особые задачи. Она не может идентифицироваться с позицией только одного государства, не может решать задачи только одной страны. На так называемом постсоветском пространстве она является объединяющей силой для людей, разделенных политическими границами. Границы, которые возникли на этом пространстве в начале 90-ых годов, Церковь уважает, но существует она поверх тех границ. Именно этим и обусловлена роль, которую сегодня играет она и в России, и на Украине и в других перечисленных странах.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-kog...

Русская Православная Церковь — нападает или защищается? (Видео + Текст) 25 апреля, 2012. Редакция " Правмира " Русская Православная Церковь — нападает или защищается? — дискуссия на эту тему прошла в эфире телеканала Дождь. Видео + текст программы. Русская Православная Церковь — нападает или защищается? — дискуссия на эту тему прошла в эфире телеканала Дождь . Ведущая программы Юлия Таратута обсудила тему с участниками круглого стола: Андреем Кураевым, протодиаконом, профессором Московской Духовной Академии; Ириной Ясиной, экономистом и правозащитником; Андреем Десницким, библеистом; Виктором Бондаренко, предпринимателем и коллекционером; Дмитрием Смирновым, протоиереем. Юлия Таратута: Добрый день. В эфире наша традиционная программа «Круглый стол». И сегодня мы будем обсуждать крайне актуальную тему. Всё то, что волнует общество, все то, что волнует всех нас — это отношение, сложившееся сейчас, и некоторое напряжение, возникшее между церковью и обществом. По крайней мере, какой-то частью этого общества, и часть эта, в большинстве своём, наиболее активная. Тему нашей сегодняшней программы мы сформулировали вопросительно, как обычно, вот так: «Русская православная церковь — нападает или защищается?». Мы наблюдаем неожиданную конфронтацию — такой не было уже несколько десятилетий. А Патриарх Кирилл, как только что говорили нам в сюжете, считает, что против РПЦ и против него лично развязана информационная кампания, и собирает прихожан отстоять веру. А оппоненты изумлены, что церковь полагает себя вне критики. Мы хотим сегодня обсудить и вечные ценности, такие как милосердие, мораль, и терминологии, свойственные или не свойственные церкви. И о том, какие важные понятия, возможно, исчезли или появились в церковном словаре. И наши гости сегодня — правозащитница общественной деятельности Ирина Ясина, диакон профессор Московской духовной академии Андрей Кураев, библеист Андрей Десницкий и основатель движения «Россия для всех» Виктор Бондаренко. Мой первый вопрос, собственно, по мотивам того, что мы сегодня услышали в сюжете и вообще по мотивам того, что происходит, наверное, я адресую его вам, отец Андрей. Вопрос такой: вообще церковь вне критики?

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Русская Православная Церковь поддерживает предложение перенести Всеправославный Собор 13 июня, 2016. Новостная служба Решение об этом принято на экстренном заседании Священного Синода 13 июня. ПРАВМИР. Русская Православная Церковь не примет участие во Всеправославном Соборе на Крите и обратится к Константинопольскому Патриарху о переносе сроков проведения собора. Решение об этом принято на экстренном заседании Священного Синода. Русская Православная Церковь не примет участие во Всеправославном Соборе Об этом 13 июня на брифинге после экстренного заседания Священного Синода Русской Православной Церкви сообщил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Он отметил, что Русская Церковь не сможет участвовать в Соборе в случае неучастия других Поместных Православных Церквей, т.к. будет нарушен консенсус и Собор не будет Всеправославным. В официальном заявлении, опубликованном по результатам Священного Синода говорится, что было принято решение: «Поддержать предложения Антиохийской, Грузинской, Сербской и Болгарской Православных Церквей о переносе проведения Всеправославного Собора на время, которое надлежит в дальнейшем установить по итогам общеправославного обсуждения и при непременном условии согласия Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей; незамедлительно направить соответствующее предложение Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею и всем Предстоятелям Поместных Православных Церквей; в случае, если и это предложение Святейшей Константинопольской Церковью не будет принято, а Собор на Крите, несмотря на отсутствие согласия ряда Поместных Православных Церквей, все же будет созван, — с глубоким сожалением признать невозможным участие в нем делегации Русской Православной Церкви». Отвечая на вопрос корреспондента “Правмира” о проблемах Вселенского Православия, проявившихся в нестроениях при подготовке предстоящего Собора, митрополит Иларион сказал: — Как известно, Антиохийский Патриархат прервал общение с Иерусалимским Патриархатом из-за ссоры вокруг церковной юрисдикции над Катаром и над Аравийским полуостровом в целом. Сербская Православная Церковь в своем заявлении отметила неурегулированные проблемы во взаимоотношениях с Румынской Православной Церковью, которая создала на канонической территории Сербской Православной Церкви свою епархию. Такие проблемы существуют и у нас, поскольку Румынская Церковь создала свою юрисдикцию на территории Молдовы, которая входит в каноническую территорию Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

священник Андрей Хвыля-Олинтер Скачать epub pdf Часть четвертая: основные сведения о православии 4.1. Справка о Русской Православной Церкви 4.1.1. Общие сведения о православии Среди всех религий в России Русская Православная Церковь стоит на первом месте по количеству религиозных организаций и по общей численности входящих в них верующих (в несколько раз превосходят остальные вместе взятые). Однако, знания о православии у многих граждан нашей страны, к сожалению, удручающе малы, а зачастую не соответствуют или противоречат действительности. Поэтому в настоящем пособии приведены краткие справочные сведения о православии и Русской Православной Церкви, подготовленные, в частности, для служащих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Наименование – « православие » появилось не в связи с каким-либо властным или авторитетным решением, а в среде христиан, как бы само собой. Православная вера учит, что она учреждена на Откровении Божьем и Им непрестанно обусловливается. Откровение Божие сообщено людям в Священном Писании – Библии и Священном Предании , во всей своей полноте находящемся во Вселенской Церкви – единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви . Священное Предание есть живое слово Божие (живое откровение Божие), жизнь и сознание Тела Христова в Духе Святом. Священное Писание есть письменное слово Божие (записанное Откровение Божие), возникшее (написанное, собранное и канонизированное) в Церкви. Эта Церковь представляет собой Богочеловеческий организм , возникший в 33 году в Иерусалиме в День Пятидесятницы и непрерывно живущий в единстве веры и духа. В настоящее время общая численность православных в мире составляет более 220 млн. человек. Русская Православная Церковь возникла в конце 10 века после официального принятия христианства Киевской Русью в 988 году. До официального крещения христианство на Руси уже занимало достаточно прочные и авторитетные позиции в разных слоях населения. Русская Православная Церковь до 1448 года существовала в качестве митрополии Константинопольского патриарха. Угроза унии с католиками, прекращение существования Византии как православного государства дали основания для создания независимости Русской Православной Церкви. После 1917 года Русская Православная Церковь , как и все остальные религии России, подверглась жесточайшим преследованиям со стороны государства. Во время Великой Отечественной Войны Русская Православная Церковь заняла патриотическую позицию и внесла значительный вклад в победу над врагом. По официальным сведениям статистики, в целом к православным относит себя около 88,95% всего населения России.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010