20). Наконец, архимандрит о занятиях своих и своей братии обязан был каждые полгода представлять отчет в Святейший Синод, но не иначе как через нашего Константинопольского посланника и Министерство иностранных дел (п. 12). При рассмотрении подробно настоящей инструкции несостоятельность ее невольно бросается в глаза. Если при поездке одного отца архимандрита нельзя было рассчитывать на его инкогнито под видом простого поклонника, то неужели можно было рассчитывать на такое инкогнито, когда он ехал в сопровождении нескольких лиц и к тому же снабженный формальною рекомендациею русского правительства? Могло ли не знать об официальной его командировке греческое духовенство, а раз зная, как должно было отнестись оно к этому переодеванию официально командированного русским правительством лица в личину православного поклонника – и не одного, а нескольких зараз? Не должно ли было такое пребывание послужить источником многих затруднений для самой Миссии, на которую греческое духовенство, не допуская возможности прибегания к подобным средствам русского правительства, не могло смотреть иначе как на непрошеных русских соглядатаев? Относительно наших поклонников положение Миссии, по инструкции, оказывалось крайне щекотливым. По жалобам поклонников на притеснения и несправедливости местного духовенства она (Миссия), посланная от русского правительства и живущая в Иерусалиме, не имела права ничего сделать, кроме изустных дружелюбных представлений Патриарху и консулу, и должна было ограничить свое влияние на массу простолюдинов-поклонников духовными назиданиями, которые едва ли действительны, коли не сопровождаются более материальными последствиями. Ко всему этому он (очевидно, Порфирий. – Н.Л.) должен был на поклонников действовать примером собственного своего жития. Но кто же из знающих Восток не поймет, что это обоюдоострое оружие? Пример собственного благочестивого жития мог только указать на совсем противное в местном духовенстве, а в свою очередь сие последнее едва ли могло бы сносить с удовольствием такое обличение. При таких условиях Миссия не имела права вмешиваться в политические дела, ничего не смела делать без разрешения и благословения Патриарха, а перед сим последним была поставлена инструкцией в виде даже неофициального соглядатая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В отзыве графа Толстого, выразившем церковный взгляд на русское присутствие на Востоке, среди прочего, анализируется сложное положение РДМ в условиях независимого действования от нее Палестинского Комитета без четко прописанного разделения функций. «Беда в том 79 , что, от стечения обстоятельств, в иерусалимские дела вмешались различные ведомства, каждое с своею любимою целью. От сего дело, само по себе ясное, запуталось, и требующее скромности, подверглось пересуду общества, может быть, уже разнеслось в чужих краях: такая неуместная гласность, конечно, может повредить делу Миссии» 80 . И далее, имея в виду неблагополучные отношения епископа с Доргобужиновым, в еще более категоричной форме утверждается, что «кроме Святейшего Синода и Министерства иностранных дел церковные дела на Востоке не должны бы подлежать ничьему влиянию. Вмешательство в них Пароходного общества, Морского министерства 81 неправильно и крайне вредно: оно может только еще более запутать достаточно запутанные отношения» 82 . На упрек Жемчужникова в адрес Миссии, что она была отправлена прежде, чем были определены ее задачи и правила поведения, в отзыве названы причины тех проблем, которые возникли при возобновлении РДМ в Иерусалиме: «Инструкция преосвященному Кириллу и поспешность его отправления были не без ошибок, в чем отчасти виновен и обер-прокурор, которого просмотр был следующий. Во-первых, недовольно ясно был указан в инструкции дух общения и любви, соединяющий между собою все Православные Церкви, и во-вторых, не было обращено должного внимания на канонические церковные правила, коими определяются взаимные отношения Церквей и иерархий» 83 . В то же время граф Толстой не снимает вины с самого начальника Миссии: «Можно было надеяться, что для духовных лиц не было особенной нужды подтверждать сии правила. Но по ходу дел видно, что Миссия наша не всегда довольно ясно понимает свои, впрочем, очень сложные обязанности и отношения. Если она, отступая от церковных правил будет в чужих патриархиях вмешиваться в церковные дела и действовать отдельно от Патриарших Престолов, то это может повести не к согласию, а умножению вражды между ими и паствами их, к усилению недоверия к нам восточных иерархов, и затем, к самым печальным результатам» 84 , во избежание которых руководство Миссии должно следовать церковно-каноническим правилам: «Русская Миссия не может принимать прямого, самостоятельного участия в церковных делах Востока в независимости, в отдельности от греческого духовенства. Неправильно приводят нам в пример иноверных епископов, действующих в Иерусалиме совершенно независимо и самостоятельно. В том-то и состоит наше преимущество, что мы являемся на Востоке без этой, враждебной для Церкви отдельности и самостоятельности, что мы можем и должны действовать совокупно с греческою иерархиею и, следовательно, в некоторой зависимости от нее, определенной церковными законами» 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Скачать epub pdf Русская Америка являлась частью Российской империи на протяжении более ста лет. Это были обширные земли, куда входили Алеутские острова, Аляска, селение Росс в Калифорнии. Русские люди принесли туда православную веру. Влияние Православия на духовную жизнь сохранилось до сих пор, причем не только на Аляске, но и по всей Америке. В настоящее время только в Северной Америке насчитывается около шести миллионов православных христиан. Это одно из самых распространенных вероисповеданий Америки. В нынешнем году отмечается 200-летие Православия в Америке. Два столетия назад, в 1794 году, первая православная миссия, преодолев тысячи верст сушей и морем, прибыла на Кадьяк. Эта тема уже была затронута в одном из номеров нашего журнала, ныне ее продолжает статья архимандрита Августина. Архимандрит Августин (Никитин) – кандидат богословия, доцент Санкт-Петербургской духовной академии, заведующий кафедрой общей церковной истории. Сегодня, когда повсеместно возрождается вера и религиозная жизнь в России, самое время вспомнить тех подвижников, которые несли слово Божие в далекую и суровую Русскую Америку. И особо надо сказать о первой православной миссии, отправившейся двести лет назад к американским берегам. 13 августа 1794 года из Охотска вышли на Аляску два судна – «Три иерарха» и «Святая Екатерина». На первом корабле и разместилась миссия, сопровожденная особой инструкцией и наставлениями Священного Синода. Предписывалось утверждаться в примерах и добродетелях христианской жизни, внушать религиозно-нравственные понятия из Евангелия, Деяний и Посланий Апостольских. Миссии предстоял трудный, временами трагичный, но поистине одухотворенный путь. Некоторые из ее участников приняли на этом пути мученическую смерть, но свершили великое дело, неся коренному населению свет Православия. Разумеется, это были не первые христиане в тех далеких землях. Православие пришло на острова и побережье северо-западной Америки вместе с первыми русскими землепроходцами раньше. Отважные мореходы и охотники осваивали незнакомые края, строили крепости и за тысячи верст от России «заводили помаленьку Русь». Это выражение «Колумба российского» Г. И. Шелихова верно определяет характер освоения Американского континента русскими. Они не только охотились на пушного зверя, но и стремились прочно обосноваться на вновь открытой территории, несли с собой русские традиции и обычаи. А в основе этих традиций было Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

— Много ли среди ваших паломников граждан России и стран СНГ? Часто ли приезжают гости из Америки и Европы? Как вы думаете, почему эти люди обращаются к вам, а не выбирают туристические и паломнические фирмы? — Примерно половина всех принимаемых нами паломников — это россияне, большая часть второй половины — с Украины. Остальные из Белоруссии, Казахстана, Грузии, Нидерландов, Польши, Бельгии, Словакии, Франции, Италии, США, Великобритании. Бывали даже группы из Таиланда и ОАЭ. Можно с полной уверенностью сказать, что все эти люди обращаются именно к нам, а не выбирают туристические и паломнические фирмы, потому что знают, что получат именно тот уровень духовного и материального обеспечения, который поможет им всеобъемлюще открыть для себя Святую Землю. — Сколько паломников принимает Русская духовная миссия ежегодно? Как изменилась их численность в связи с ограничениями из-за коронавируса? — До пандемии Миссия принимала в среднем по шесть тысяч человек в год. За первые три месяца 2020 года мы приняли чуть более тысячи человек, а потом наступил локдаун, полное закрытие границ, в связи с чем до начала 2022 года не было ни одного паломника. Но в феврале этого года Израиль разрешил въезд вакцинированным россиянам. И хотя ощутимого роста числа паломников пока не наблюдается, на Святую Землю начали приезжать люди, мы видим их на наших богослужениях, и это нас радует. Две Церкви — одна вера — Как выстроено взаимодействие РДМ с Иерусалимским Патриархатом? Какие основные направления этого сотрудничества? — Регулярные беседы с Блаженнейшим Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофилом III , которые происходят в формате личных встреч, а также совместные богослужения и официальные мероприятия обес­печивают постоянный контакт с высшим руководством Иерусалимской Церкви и помогают слышать друг друга. В этом общении обсуждается то, что тревожит всех православных, а также осуществляется мониторинг возникающих проб­лем, в решении которых мы можем взаимно помогать друг другу. В последние два года коронавирусных ограничений, когда Израиль, как и многие другие государства, оказался в изоляции, в регионе серьезно обострились вопросы церковной собственности. Это одинаково коснулось в той или иной степени всех христианских церквей и деноминаций, представленных на Святой Земле. Иерусалимский Патриарх Феофил III трепетно и весьма ответственно воспринимает свое просветительское служение, поэтому его многочисленные ежедневные встречи с паломниками становятся откровением даже для людей, мало интересующихся жизнью Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5917156.ht...

Миссии обдорская, сургутская, алтайская и киргизская действуют в пределах двух епархий западной Сибири – Тобольской и Томской. К западной Сибири относится еще и Енисейская епархия. До 1860 г. она входила в состав Тобольской, и распространение христианства между тамошними инородцами составляло заботу тобольских миссионеров. Но с оживлением миссионерства в новое время, с учреждением отдельных миссий в западной Сибири, и здесь в 1850 г. открыта была отдельная миссия – туруханская, при туруханском Троицком монастыре. Она должна была иметь своею целью распространение христианства между остававшимися еще в язычестве тамошними инородцами – тунгусами, остяками и самоедами. Штат миссии должен был состоять из двух священников и двух причетников. Но так как в туруханском крае при далеких разъездах верст в 200–300 нет ни хлебных, ни других продуктов, с которыми сроднилась русская натура, то не находилось лиц, желавших принять на себя труд миссионерства в этом крае, и до 1861 г. туруханская миссия состояла лишь из одного священника; только с апреля этого года к нему был присоединен другой священник. Миссия, предоставленная своим собственным средствам, при особенных условиях края, понятно, имела очень ограниченный круг действий. Но при всем том к семидесятым годам настоящего столетия число просвещенных крещением инородцев туруханского края простиралось до 3,000 душ. В начале 70-х годов произошло некоторое изменение в устройстве туруханской миссии. В 1872 г. Св. Синод упразднил отдельную миссию в туруханском крае, возложив обязанности миссионерства на пять приходских священников. В туруханском крае язычников уже очень мало; но принявшие православную веру инородцы нуждаются в особом религиозном руководстве духовных пастырей, так как в них живы еще языческие предания и они продолжают придерживаться некоторых языческих обычаев и обрядов. Для многих из крещенных инородцев туруханского края не перестают иметь священное значение сопки и леса, как жилища богов и места жертвоприношений. Так, инородцы считают необходимым на сопках приносить в жертву богу промысла пули, лоскутья, одежду, шкуры песцов и соболей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Первая православно-католическая международная конференция на тему " Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей " 03.05.2006 3 мая в Вене открылась первая православно-католическая международная конференция на тему " Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей " , передает Интерфакс. В связи с этим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил в адрес участников конференции приветственное послание , в котором выразил убеждение, что Православная и Католическая церкви должны сообща отстаивать христианские идеалы перед лицом современного мира. По мнению Алексия II, совместные труды православных и католиков вселят " надежду в сердца миллионов людей, искренне ищущих Царства Божия... и не желающих довольствоваться приземленными целями " общества потребления " . Предстоятель Русской Церкви выразил убеждение в том, что " европейская цивилизация зиждется на основании христианских ценностей " . В тоже время " вне связи со своим первоисточником, - подчеркнул Святейший Патриарх, - любые ценности и идеалы, какими бы светлыми и вдохновляющими они ни казались, способны утратить свой смысл " . Отметив, что европейская история полна подобных примеров, Его Святейшество подчеркнул, что сегодня христиане Запада и Востока могут и должны указать иной путь европейской мысли, которая бы не повторяла ошибок прошлого, " когда, пытаясь использовать нечто из христианского наследия, но забыв о Христе, европейцы порождали невиданные в истории трагедии " . В свою очередь, папа Римский Бенедикт XVI , обращаясь с посланием к участникам конференции в Вене, поддержал идею развития католическо-православного диалога. Бенедикт XVI выступил за " смелую и обновленную евангелическую деятельность в Европе в третьем тысячелетии " Католической и Православной церквей. Он также отметил, что " уважение к различным духовным традициям всегда обогащало Европу " . В своем послании папа поблагодарил РПЦ за " активное содействие " организации конференции. Между тем, отношения между Русской Православной Церковью и Ватиканом по-прежнему оставляют желать лучшего. С легкостью рассыпая " уверения в дружбе и уважении " к Русской Церкви, Ватикан тем не менее не предпринимает никаких реальных шагов для налаживания нормального православно-католического диалога. До сих пор на канонической территории РПЦ продолжается активная прозелитская деятельность католиков. В России, Украине, Белоруссии, Казахстане продолжают работать католические миссионеры. Кроме того, в западных областях Украины греко-католики проявляют себя крайне агрессивно в отношении Православия. Перенос кафедры украинских униатов из Львова в Киев еще более осложнил православно-католические отношения. Русская линия Редакция текста от: 03.05.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/547.html

Но есть и вторая задача, ничуть не менее ответственная и, что замечательно, особенно характерная именно для Миссии в Иерусалиме, — это, конечно, служение нашим паломникам, прибывающим ежегодно тысячами в Святую Землю, чтобы совершить свой поклоннический путь по библейским и евангельским местам. Ежегодно несколько тысяч русских паломников из пределов России, Украины, Белоруссии, да и не только отсюда, но и из Европы, Северной Америки, прибывают в Святую Землю, чтобы поклониться Гробу Господню. На плечах духовенства нашей Миссиидуховное окормление этих людей, на время путешествия оторванных от своих родных храмов, духовников, с тем чтобы они получили здесь возможность вполне осознанно и благочестиво приобщиться к благодати святых мест и участвовать в церковных таинствах на Святой Земле. Кроме того, Миссия активно развивает благотворительную и образовательную деятельность: русское духовенство посещает детей и взрослых, находящихся на излечении в израильских клиниках, а при каждом подворье Миссии действует церковно-приходская школа, в которой обучаются дети дипломатов, сотрудников официальных учреждений бывших советских республик, а также русскоязычных граждан, работающих в Израиле по трудовым контрактам. — С какими трудностями сегодня сталкивается Миссия? — К сожалению, большинство трудностей, с которыми сегодня сталкивается наша Иерусалимская миссия, лежат в плоскости внутриполитических аспектов современной жизни Израиля. Я имею в виду многократно усилившуюся в последнее время в этой стране тенденцию к повсеместной реквизиции христианских земель в пользу общественных, муниципальных нужд. По сути, сегодня можно совершенно ответственно сказать, что та «Русская Палестина», которую собрал для нас архимандрит Антонин (Капустин) и его последователи, нуждается в защите. Знаю эту проблему далеко не понаслышке, потому что в мои прямые обязанности здесь, в Миссии, входит курирование работы наших адвокатов, непосредственное личное участие в судебных заседаниях против местных муниципальных властей и поддержание в целости как документации, так и реального имущества, земельных владений и недвижимости Миссии. Надо отметить, что попытки забрать принадлежащие христианам земли касаются не только нас, русских, но и православных греков, и католиков. Все христианские конфессии постоянно сталкиваются здесь с теми или иными угрозами их церковной собственности — земельным участкам, паломническим домам, помещениям, в которых проживают члены братств или сестричеств, — да что говорить! — даже подворья с храмами, и те подвергаются частичной реквизиции.

http://patriarchia.ru/db/text/5702405.ht...

Голда Меир, русская уроженка, напротив, отказывается самым демонстративным образом разговаривать с начальником Миссии по-русски, несмотря на знание языка. Часть Миссии находится в Иордании, другая же в Израиле, и о. Пимен долго не может попасть в арабское государство по причине взаимной нелюбви двух стран. Когда, наконец, через греческого консула ему удается получить разрешение на въезд, иорданские пограничники приветствуют русское духовное лицо радостными криками: " Москва! Булганин! Шепилов! " А через землю Миссии, находящуюся в Израиле, строят дорогу. Она имеет военное значение, и на протесты архимандрита израильские власти приводят довод: " Дорога в ваших интересах. По ней пройдут войска и отодвинут границу дальше. Вам же будет безопаснее " . Часть русских храмов занята Заграничным Синодом, и вообще сильны карловацкие настроения, даже среди Патриаршего духовенства. Вспомним, что русская Миссия в те годы возобновила свою деятельность после 40 лет затишья, а также то обстоятельство, что политика Кремля в отношении Русской Церкви вовсе не дружественна. В Миссии катастрофически не хватает кадров, финансы присылает Москва, они далеко не избыточны. О паломничестве тогда можно было лишь мечтать, но не более. Это лишь частные штрихи громадной и сложной картины. Здесь крепнет неугасимый боевой дух будущего Владыки. Стиль его корреспонденций Патриарху кипуч, и читаются эти письма подобно роману с энергическим сюжетом: " Теперь, находясь перед лицом сложившихся крайне опасных обстоятельств, я с полной ответственностью заявляю, что Московская Патриархия в вопросе о Духовной Миссии на Святой Земле допустила ряд крупных ошибок, недооценив ее всемирное значение и своевременно не проявив необходимой энергии и оперативности в деле защиты ее прав и деятельности… Я уже подчеркивал, что Русская Духовная Миссия в Иерусалиме — это самый важный и самый ответственный участок деятельности Русской Православной Церкви во всем мире. Этот участок следовало с особой любовью лелеять, укреплять, возвышать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

– Да, юридически Израиль не признал Московскую Миссию в 1948-м г. в качестве преемников той самой дореволюционной Миссии. У них был юридический статус зарубежной церковной организации в Израиле. Но не признал он их в качестве правопреемников и позже. При этом израильтяне не признали и Зарубежную Миссию историческим правопреемником дореволюционной Русской Духовной Миссии. После Второй мировой войны и переезда в Америку Синод Русской Зарубежной Церкви получил юридический статус американской корпорации. И для израильтян Русская Миссия Зарубежной Церкви была – юридически – представительством американской корпорации. На этом основании Русская Зарубежная Миссия могла пользоваться официальным юридическим статусом. Но это было уже после объединения Иерусалима в результате Шестидневной войны 1967 г. После 1967 г. для израильтян, юридически, здесь было советское церковное представительство, и было представительство американской церковной структуры. – А англичане во время Британского мандата признавали Русскую Духовную Миссию и Православное Палестинское Общество именно правопреемниками дореволюционных организаций? – Для англичан вообще важно было показать, что они здесь временно и такие вопросы не решают. Как всякое временное правительство. При этом, когда они покидали Палестину, одним из последних британских указов был указ о Русской Духовной Миссии: они признавали Русскую Духовную Миссию и Православное Палестинское Общество в качестве юридических лиц. Это была работа вл. Анастасия (Грибановского). Он долго и активно работал с англичанами, чтобы они это сделали. Но указ этот не был признан в Израиле. – Поговорим об «Апельсиновой сделке» 1964 г. – о продаже Советским Союзом русского имущества Израилю. Насколько она юридически остается в силе? – Начнём с того, что она не просто так называется «апельсиновой сделкой». Это соглашение между СССР и Израилем 1964 г., по сути, и не было юридическим контрактом: это было межгосударственное соглашение. Причем оно нарушало все существовавшие даже тогда юридические принципы.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/15/sto_le...

Решения об особенности правового статуса Святых мест, принятые на Парижском и Берлинском конгрессах, действуют до настоящего времени. Впоследствии они неоднократно подтверждались Лигой Наций и ее правопреемницей Организацией Объединенных Наций. Во второй половине XIX в. влияние России в Палестине резко возросло, так что Российская империя получила возможность непосредственного воздействия на судьбу, политику и решения Иерусалимского Патриархата. Исторической стала поездка в 1843 г. в Палестину Порфирия (Успенского) , посетившего Святые места, чтобы ознакомиться с положением церковных дел, выявить конкретные пути, по которым Россия сможет оказать помощь Иерусалимскому Патриархату. Порфирий, славившийся своим неприязненным отношением к грекам, много сделал для подъема национального самосознания православных арабов, полагая, что ситуация, когда церковью управляет греческое монашеское братство, является противоестественной. В 1847 г. была основана Русская духовная миссия в Иерусалиме, в 1882 г. – Императорское православное русское Палестинское общество. Их главными задачами стали финансовая помощь Иерусалимской церкви, укрепление православия на Ближнем Востоке и помощь русским паломникам, приезжающим в Святые места. Активно велась миссионерская работа среди арабов. На приобретенных земельных участках (в Хевроне, Айн-Кареме, на Елеоне, в Яффе) сотрудники Русской духовной миссии строили храмы и обители, открывали больницы и детские школы. Мнение ряда греческих ученых, что русские «явно направили свою деятельность против греков (...) и искусственно подогревали национальные противоречия между греками и арабами», нужно признать явным преувеличением. Однако очевидно, что и Русская духовная миссия, и Палестинское общество занимались не только духовно-миссионерской работой, но были призваны отстаивать политические интересы России на Ближнем Востоке. Преемники патриарха Кирилла не могли сравниться с ним ни по масштабу деятельности, ни по длительности правления. После смерти патриарха Иерофея (1875–1882) имела место напряженная борьба за иерусалимскую кафедру. В конце концов патриархом был избран Никодим (1883–1890). За 8 лет своего предстоятельства он построил и восстановил значительное количество храмов и монастырей, почти вдвое увеличил число народных школ. Патриарх активно сотрудничал с Палестинским обществом и в результате недовольства его русофильской политикой вынужден был оставить престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010