1179 Об Ахене очень любопытный сведения в XIX письме С. Васильева из за границы, напеч. в 246 Москов. Вед. 1880 г. Примеч. Преосв. Саввы. 1195 Преосвящ. Нил, Архиеп. Ярославский, бывши в августе 1867 г. на юбилее почившего в Бозе Митрополита Филарета, посетил Москву и оттуда испросил у Его Высокопреосвященства соизволение совершить в Московском Успенском Соборе, накануне храмового праздника Успения Пресв. Богородицы, молебен и в Чудове монастыре 15 августа литургию. Я был в это время также в Москве, и после праздника отправлялся в Троицкую Лавру, чтобы проститься со Владыкою. Когда я рассказал при этом Митрополиту, как Преосв. Нил праздновал в Москве праздник, Владыка сказал: «Да, он поехал, ­чтобы ­рекомендовать себя Москве на мое место». Примечание Преосв. Саввы. Ср. т. III Хроники, стр. 761. 1197 Подлинное письмо хранилось у Протоиерея Киево-Софийского Собора Н. И. Флоринского, женатого на родной племяннице Архиепископа Смарагда. 1203 Преемником Преосв. Нила на Ярославской кафедре был архиеп. Димитрий Муретов (со 2 Октября 1874 г.), а после него в 1876 г. 15 Мая в Ярославль назначен был Преосв.­ Леонид с возведением в сан архиепископа; в том же 1876 г. 15 Декабря он скончался. 1212 Имеется в виду «Сборник памятников относящихся до книгопечатания в России. Выпуск первый. Издание Московской Синодальной Типографии. Текст В. Е. Румянцова. Москва, 1872». 1221 Бердникова, помощника Викторова по Румянцевскому музею и инспектора Синодальных певчих. † 7 января 1880 г. 1222 Николая Платоновича, известного историка и библиографа, автора известного труда: Жизнь и труды Погодина. 1227 Настоятельницу Коломенского Успенско-Брусенского Монастыря, см. о ней т. III Хроники по указателю, а также статью Архим. Григория в Московских Епархиальных Ведомостях 1873 и­ 1874 г. 1229 Николая Феодоровнча, ныне доктора церковной истории, ординарного профессора Московской Духовной Академии. 1242 Димитрию Васильевичу, сенатору, замечательному государственному деятелю трех царствований: Елисаветы, Петра III и Екатерины II. Род. 1718 г., † 1785 г. См. о нем Русская Старина 1874 г., т. IX, 163–173 (статья С. А. Рудаковой ) и ее же Материалы к его биографии, там же, т. XI, 478–496.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Сия икона, именуемая и Новгород-Северской, по нынешнему нахождению её, написана св. Петром, митрополитом Всероссийским, когда он жил на Волыни в монастыре, устроенном им близ Ковеля при реке Рате в урочище Новый Дворец, ныне не существующем. Во время гонения на православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенёс её в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда устроялся монастырь Суражский в Черниговской губернии при городе Сураже, преосвященный Антоний Стаховский благословил ею этот монастырь (упразднённый в 1786 году). В 1677 г. 14 августа икона перенесена была из старой церкви в новую в крестном ходе перед литургией. Св. Димитрий Ростовский , прибывший в это время на поклонение чудотворному образу, рассказывает, что 16 августа Никодим, игумен Цеперский. оглашал в церкви после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери. По местному преданию (см. описание Новгород-Северского монастыря. Чернигов. 1873 г.), архиепископ Лазарь Баранович передал эту икону в Новгород-Северский Преображенский монастырь, где она и доныне для жителей города и окрестных мест служит предметом благоговейного чествования и поклонения. 259 Наименование Богоносца присвоено св. Игнатию, как говорит предание, потому, что он был тем именно дитятей, которого во время Своей земной жизни Иисус Христос, взяв однажды на руки, показал в пример Апостолам, сказав: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царствие Небесное» ( Мф.18:23 ). – Называется св. Игнатий – Богоносцем также потому, что был постоянно по всем делам своим носителем Бога и имени Божьего в уме и сердце и устах своих. 262 Эти акты помещены у Рюиварта, т. I, 15–48 («Месяцесл. Вост.» архим. Серг., т. II, ч. 2, стр. 393). 267 Житие Даниила, описанное учеником его, известно и Раичу (II. 544) – в музее Румянцева, стр. 157. Извлечение из него – в Гласнике VI, 35–41. 268 Житие кр. Милютина говорит о Милютине: «в юности своей имел воспитателя и наставника блаженного во архиепископех Сербских Даниила мужа свята и преподобна» (Сербляк л. 55). Но Милютин († 1320 г.) был много старше Даниила († 1338 г.) Потому невероятно, чтобы последний был воспитателем первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович (15.05.1852, г. Козлов (ныне Мичуринск) Тамбовской губ.- 3.07.1917, с. Хлебниково Московского у. и губ.), философ, религ. мыслитель и историк культуры, почетный член МДА. К. род. в семье купца 1-й гильдии Александра Степановича Кожевникова и его жены Натальи Васильевны. Родители К. были глубоко верующими людьми и отличались широкими научными и культурными интересами. К. получил хорошее домашнее образование, включавшее изучение европ. и древних языков. После смерти родителей, сначала матери, а затем и отца, К. занимался хозяйственными и финансовыми делами семьи, взял на себя заботы об образовании младших братьев, Григория и Дмитрия, к-рые, успешно завершив обучение в Московском ун-те, стали учеными-естественниками. Сам К. в 1868-1873 гг. числился в ун-те вольнослушателем и не получил диплома о высшем образовании. Своими обширными знаниями К. был всецело обязан самообразованию. Владение языками и редкое трудолюбие позволили К. быть в курсе исследований в области философии, христ. богословия, истории культуры и науки. Он стал ученым, в к-ром усвоенная с детства правосл. вера органично сочеталась с научными интересами и любовью к лит-ре, живописи, музыке и театру. Особое место в его жизни занимала поэзия. В. А. Кожевников. Фотография. Рубеж XIX и ХХ вв. В. А. Кожевников. Фотография. Рубеж XIX и ХХ вв. В 1874 г. в родном городе К. вышла его 1-я публикация - «Нравственное и умственное развитие римского общества во II в.», удостоившаяся ряда положительных рецензий в столичных и провинциальных изданиях. Событием огромной важности для всей последующей жизни К. стало его знакомство в 1875 г. в Румянцевской б-ке с философом Н. Ф. Фёдоровым , к-рый произвел на К. глубокое впечатление. К. стал сторонником учения Фёдорова, затем ближайшим помощником, редактором, собеседником в обсуждении его основных идей и соавтором неск. статей. По завершении имущественных дел семьи К., считая необходимым восполнить свое философское и историческое образование, отправился в длительную, с 1880 по 1894 г., поездку в Европу. Он знакомится с европ. культурой и самостоятельно изучает в б-ках Европы труды по философии, религии и истории культуры. Весной 1888 г., во время краткого путешествия по Востоку, К. совершает паломничество на Св. землю. Его поездка в К-поль нашла отражение в 2 статьях «Из путевых впечатлений по Востоку», опубликованных в 1898 г. в ж. «Русский вестник». В кон. 90-х гг. К. знакомится со своей буд. женой Анной Васильевной Андреевой (1864-1949), окончившей Московскую консерваторию по классу фортепиано; их брак был заключен в 1901 г. В браке родились дочь Анна (1903-1980), проработавшая более 30 лет в Московской Патриархии, и сын Александр (1906-1938), ставший биологом.

http://pravenc.ru/text/1841666.html

Сулоцкий А. И., протоиерей. Тобольские и томские архипастыри, или Краткая История Тобольской и Томской епархии. – Омск, 1881. Сулоцкий А. И., протоиерей. Забота Павла, митрополита Тобольского и Сибирского об утверждении христианства в своей епархии//Миссионер. – 1873, 34. Сулоцкий А. И., протоиерей. Описание краткое всех церквей, существующих в г. Тобольске, и пространное Тобольского Софийского собора. – М., 1852. Сулоцкий А. И., протоиерей. Краткая история Тобольской и Томской епархии//Иркутские епархиальные ведомости. – 1881. Абрамов Н. А. Тобольские пожары//Тобольские губернские ведомости. – 1857, 14. Абрамов Н. А. Материалы для истории христианского просвещения Сибири, со времени покорения ее в 1581 году до начала XIX столетия//Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1854, 2, 3. – С. 15–56. Абрамов Н. А. Павел первый, митрополит Сибирский и Тобольский//Странник. – СПб., 1867, 10, октябрь. Абрамов Н. А. Павел первый, митрополит Сибирский и Тобольский//Тобольские епархиальные ведомости. – 1859, 23–24. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 6. – С. 413. Сырцов И. Я., протоиерей. Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетии//Тобольские епархиальные ведомости. – 1887, 13. Недоседов А. Павел I, митрополит Сибирский и Тобольский//Тобольские епархиальные ведомости. – 1888, 13–14. – С. 274. Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири: в 2 т. – 2-е изд. – СПб., 1886. Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032– 1882 гг. – Иркутск, 1883. Строев П. М. Выходы государей, царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича, Феодора Алексиевича, всея Русии самодержцев (с 1632 по 1682 г.). – М., 1844. – С. 660, 661. Андриевич В. К. История Сибири. – СПб., 1889, ч. 2. – С. 23, 235, 328, 331–335. Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников Императорской публичной библиотеки. – СПб., 1882. – С. 355. Востоков А. X. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музея, составленное Александром Востоковым. – СПб., 1842. – С. 440.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

285 288). 154 Протоиерей Иоанн Константинович Радзимовский, происходивший из малороссийского дворянства, с 1754 по 1769 г. находился на гражданской службе. Затем перешёл в походную канцелярию графа Румянцова. В 1773 г., в чине поручика, принял рукоположение в священника в село Жарнокисав, Золотоношского уезда. В скором времени был переведён протоиереем в местечко Тенёво, Таращанского уезда. Затем был Смелянским протопопом, имея приход в м. Ольшаной, и наконец, Звенигородским протопопом. Скончался в Звенигородке в 1830 г. – КЕВ., 1891г., 147148. Материалы для воссоединения жителей юго-западного края России с православной церковью»». – «Письма», XCIII, прим. 205 208. 157 Феофан Леонтович был виленским старшим с 1755 г. до 15 сентября 1757 г. – АКДК., ?, л. 23. – Ф. Смирнов, «Вил. Свтодух. Мон.», 177181. 159 АКДК., ? л. 35. – Авраамий Флоринский был избран виленским старшим из префектов академии 1757 г. В 1760 г., он был переведён архимандритом Цареконстантиновский монастырь, владимирской епархии. АКДК., ? лл. 23. 50. – Ф. Смирнов, «Вил. Свтодух. Мон.», 181. – Скончался в ростовском яковлевском монастыре 30 апреля 1797 г. – П. Строев, «Списки иер.» 671. 342. 340. 366. 160 АМогДК., связка 174275 гг., 2. – Сиф Гамалея избран в виленские старшие из киевских кафедральных уставщиков, 22 сентября 1760 года. – АКДК., ?, л. 51. – Оставался старшим до 1764 г. Большую часть времени проводил в разъездах, подолгу проживая в Москве, а монастырём управлял его наместник, иеромонах Ираклий. – Ф. Смирнов, «Вил. Свтодух. Мон.», 181182. – АСС., 1763 г., 134, л. 7. 163 АСС 1749 г., 57, лл. 1720. – АМогДК., связка 174275 гг., 2. – АСС., 1770 г., 110, л.4. – АСС., 1740 г., 95, л.2. – АСС., 1791 г., 229, л. 3. 165 АМогДК., связка 174275 гг., 2. Указ 1759 г. 28 июля. – См. также АСС., 1772 г., 327, 81. 189 «Холмский грекоуниатский месяцеслов», 1873 г, стр. 4143. Увещательные письма к Холмскому епископу Рылло короля и канцлера. – Из писем короля, 19 февраля 1766 г. «Мы не могли без прискорбия слышать просьбы и жалобы, приносимые нам со стороны дизунитов, в королевстве нашем обитающих, против униатов духовного и светского звания, которые, вопреки трактатам, существующим между государствами польским и российским, не перестают принуждать их различными способами к принятию унии, насильственно отнимать церкви, которыми они владели до сего времени», и пр.; «наше желание, чтобы ничего подобного в нашем королевстве не случалось» – Из письма коронного канцлера Андрея Замойского. «Рекомендую обратить вам в своей епархии серьёзное внимание на своё духовенство и на народ, вверенный вашему пастырскому руководству, и удерживать их от проявления ненависти к дизунитам, а тем более от преследования их и принуждения к принятию унии – – – Пусть постыдные и наглые поступки (униатского духовенства) не будут иметь места в вашей епархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

23 февраля 1842 г. историк Иван Петрович Сахаров в одном из своих писем к М. П. Погодину призывал: «Надобно с Никона согнать тучу... Я видел подлинное дело, когда его присылали из Москвы в Синод... Из всего дела только обширные одни ответы Никона на запросы Стрешнева с Паисием; но копии с них есть в Румянцевском музее и Академии наук» – РГБ, ф. 231/11, к. 29, д. 26, л. 15. Назову лишь самые известные в историографии издания материалов о патриархе Никоне XIX в.: Забелин 1848, 53 – 70; Ламаиский 1861. Суворов 1867, 110 – 119; Пальмер 1 – 6; Леонид 1873, 1601 – 1640; Леонид 1876; Леонид 1878; Гиббенет 1,2; Белокуров 1882, 287 – 320; Белокуров 1887, 1 – 149; Попов 1894, 350 – 368, 289 – 298; Дело 1897; Успенский 1903, 362 – 388; Белокуров 1905, 28 – 29. 38 В. М. Ундольский, вероятно, во время сбора материалов для исследования отношения патриарха Никона к соборному уложению 1649 г. (работа опубликована: Ундольский 1886, 605 – 620), делал выписки из «Возражения» патриарха Никона по рукописи И. Д. Беляева (РГБ, ф. 29 (собр. И. Д. Беляева), 37): первый раз, согласно дате на бумаге, послужившей историку для черновых записей («Министерство народного просвещения. Императорский Московский университет. Императорское Общество истории и древностей российских. Москва... дня 184... года»), работа проводилась в 1840-х гг. (РГБ, ф. 704 (архив В.М.Ундольского), к. 23, л. 37 – 45 об.); позже, согласно помете в беловой рукописи историка, работа над выписками завершилась 14 июня 1853 г. в Воскресенском монастыре (РГБ, ф. 310 (собр. В.М. Ундольского), л. 62). Тема работы В.М. Ундольского привлекала внимание историков XIX в.; 31 января 1862 г. Михаил Николаевич Лонгинов в одном из своих писем к Михаилу Петровичу Погодину сообщал об окончании работы В. М. Ундольского над статьей о патриархе Никоне – РГБ, ф. 231/11, к. 19, д. 40. Особым интересом к личности патриарха Никона объясняется наличие еще одной рукописи со сделанными в середине XIX в. выписками из сборника Воскресенского монастыря, посвященного патриарху Никону (РГБ, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Священномученик Петр Соколов Священномученик Петр родился 15 января 1873 года в семье священника Мотомского прихода Белозерского уезда Новгородской губернии Василия Соколова. Первоначальное образование Петр получил в родном селе в школе, подведомственной Министерству просвещения, а затем, по окончании Белозерского духовного училища, поступил в Новгородскую Духовную семинарию и окончил ее в 1892 году. В том же году Петр Васильевич был определен псаломщиком в собор при военной крепости в городе Двинске, в 1895 году он был переведен в Москву в одну из церквей при воинской части, в 1896м – рукоположен во диакона ко храму святителя Николая в Старом Ваганькове при Румянцевском музее. Духовенство этого храма окормляло военнослужащих артиллерийского ведомства Московского военного округа; в это время настоятелем храма был священник Леонид Чичагов, впоследствии митрополит Серафим, закончивший жизнь мученически. В 1902 году диакон Петр был перемещен к церкви при 1-й Гренадерской артиллерийской бригаде на Ходынском поле. В 1908 году он был рукоположен во священника и служил в храме при Сергиево-Елизаветинском трудовом училище увечных воинов города Москвы. В 1919 году в связи с закрытием всех дореволюционных училищных храмов отец Петр был назначен в Константино-Еленинский храм в селе Майданово Клинского уезда Московской губернии, в 1930 году – переведен в Скорбященскую церковь в Клину. В 1921 году отец Петр был возведен в сан протоиерея, в 1930 году награжден митрой. В 1925 году протоиерей Петр был назначен благочинным Клинского района, а в 1936 году и Солнечногорского . В Скорбященской церкви отец Петр прослужил до ареста в 1938 году. В конце января был допрошен дежурный свидетель, а в самый день ареста, 2 февраля, – сосед священника, подписавший показания, составленные следователем. – Кого вы знаете из служителей религиозного культа в Клинском районе и с кем персонально поддерживаете связь и в чем она выражается? – спросил священника следователь.

http://fond.ru/kalendar/120/petr/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИСАВЕТА Григорьевна Румянцева (1873, дер. Ильинская Костромской губ.- 40-е гг. ХХ в., Казахстан), исп. (пам. 31 июля, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Жила в дер. Вандышки Кинешемского р-на Ивановской промышленной обл. 20 февр. 1936 г. арестована вместе со свящ. сщмч. Константином Разумовым , свящ. сщмч. Иоанном Румянцевым и мц. Анной Серовой по обвинению в «антисоветской агитации», а также в том, что принимала у себя дома священнослужителей и паломников, заключена в тюрьму г. Кинешмы. Виновной себя не признала. 15 июля 1937 г. приговорена к 5 годам ссылки в Казахстан. В 40-х гг. писала жалобу на «неправое осуждение» и просила разрешения вернуться на родину, но НКВД ей в этом отказал. Умерла в ссылке, погребена в безвестной могиле. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 9974-П, 7601-П. Лит.: Дамаскин. Т. 2. С. 246-253. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН Михайлович Блинов (1874-1932), исп. (пам. 19 марта, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1892 – 1938), прот., сщмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Ивановской митрополии) АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых)

http://pravenc.ru/text/189841.html

Февраля 4 (17) Священномученик Петр (Соколов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Петр родился 15 января 1873 года в селе Мотома Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника Василия Соколова . Первоначальное образование Петр получил в родном селе в школе, подведомственной Министерству просвещения, а затем, по окончании Белозерского Духовного училища, поступил в Новгородскую Духовную семинарию и окончил ее в 1892 году. В том же году Петр Васильевич был определен псаломщиком в собор при военной крепости в городе Двинске, в 1895 году он был переведен в Москву в одну из церквей при воинской части, в 1896-ом – рукоположен во диакона ко храму святителя Николая в Старом Ваганькове при Румянцевском музее. Духовенство этого храма окормляло военнослужащих артиллерийского ведомства Московского военного округа, в это время настоятелем храма был священник Леонид Чичагов, впоследствии митрополит Серафим, закончивший жизнь мученически. В 1902 году диакон Петр был перемещен к церкви при 1-й Гренадерской артиллерийской бригаде на Ходынском поле. В 1908 году он был рукоположен во священника и служил в храме при Сергиево-Елизаветинском трудовом училище увечных воинов города Москвы. В 1919 году в связи с закрытием всех дореволюционных училищных храмов отец Петр был назначен в КонстантиноЕленинский храм в селе Майданово Клинского уезда Московоской губернии, в 1930 году – переведен в Скорбященскую церковь в Клину. В 1921 году отец Петр был возведен в сан протоиерея, в 1930 году награжден митрой. В 1925 году протоиерей Петр был назначен благочинным Клинского района, а в 1936 году и Солнечногорского. В Скорбященской церкви отец Петр прослужил до ареста в 1938 году. В конце января был допрошен дежурный свидетель, а в самый день ареста священника, 2 февраля, житель соседнего дома, который подписал показания, составленные следователем. Протоиерей Петр был допрошен на следующий день после ареста. – Кого вы знаете из служителей религиозного культа в Клинском районе и с кем персонально поддерживаете связь и в чем она выражается?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 июля (13 августа) Исповедница Елисавета Румянцева Исповедница Елисавета Григорьевна Румянцева родилась в 1873 году в деревне Ильинская Костромской губернии. Жила в деревне Вандышки Кинешемского района Ивановской промышленной области. 20 февраля 1936 года арестована вместе со священниками священномучеником Константином Разумовым, священномучеником Иоанном Румянцевым и мученицей Анной Серовой по обвинению в «антисоветской агитации», а также в том, что принимала у себя дома священнослужителей и паломников. Была заключена в тюрьму города Кинешмы. Виновной себя не признала. 15 июля 1937 года приговорена к 5 годам ссылки в Казахстан. В 40-х годах писала жалобу на «неправое осуждение» и просила разрешения вернуться на родину, но НКВД ей в этом отказал. Умерла в ссылке, погребена в безвестной могиле. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года. Игумен Дамаскин (Орловский) Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/610/elisaveta/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010