Поэтому в соответствии с канонами Вселенского I Собора (325), фиксирующими формирование церковных митрополий на Востоке (4-е прав.), Византийский епископ должен был находиться в подчинении Ираклийского митрополита, однако данные о сколько-нибудь активном участии последнего в церковной жизни К-поля в источниках отсутствуют. Вероятно, это объясняется тем, что К-поль изначально обладал особым статусом в системе гос. управления и не был включен во Фракийский диоцез ( Dagron. 1974. P. 62-64). Впосл. за Ираклийским митрополитом будет закреплено почетное право рукоположения К-польских патриархов (Ibid. P. 418-419; Петр (Л " Юилье). 2005. С. 203-204). I Вселенский Собор. Роспись ц. мон-ря Ставрополеос (Румыния). XVIII в. I Вселенский Собор. Роспись ц. мон-ря Ставрополеос (Румыния). XVIII в. Свт. Александру приписывается активное участие в арианских спорах; ему было адресовано письмо свт. Александра Александрийского, осуждающее Ария и его сторонников ( Theodoret. Hist. eccl. I 4). В 336 г. имп. Константином в К-поле был созван Собор, в к-ром принял участие ряд епископов из Иллирика и с Востока ( Hilar. Pict. Fragm. hist. III 27; см. Константинопольские Соборы ). Свт. Александр не играл на Соборе руководящей роли и, вероятно, даже противился его проведению. Тем не менее созыв в К-поле Собора указывает на превращение этого города в один из центров соборной деятельности на Востоке. Очевидно, что это было мотивировано не значимостью К-польской кафедры, а присутствием в городе имп. двора. Позднее, в сер. IV в., при имп. Констанции II (337-361), центр соборной активности переместится вслед за имп. резиденцией в Антиохию, а затем в Сирмий. В 336 г. евсевиане, сторонники одного из самых влиятельных вост. епископов, Евсевия Никомидийского, собирались организовать возвращение Ария в лоно Церкви. Свт. Александр К-польский активно выступал против реабилитации Ария, несмотря на угрозу низложения со стороны Евсевия Никомидийского, и, согласно преданию, именно «по его молитвам ересиарх неожиданно умер» в К-поле за день до того, как он должен был быть официально оправдан и принят в Церковь ( Athanas.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архитектура ДМАНИССКИЙ СИОНИ собор в честь Успения Пресв. Богородицы (IX в.), кафедра Дманисской и Дманисско-Агарак-Таширской епархий Грузинской Православной Церкви ДОБРОВЭЦ с. и мон-рь в 40 км к юго-востоку от г. Яссы (Румыния), где находится ц. в честь Сошествия Св. Духа 1503-1504 гг. ДОЛХЕШТИЙ-МАРИ с. в 15 км к востоку от г. Фэлтичени (Румыния), где находится ц. вмц. Параскевы - одна из старейших в Молдове ДОМИНИК [Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга] (после 1170 - 1221), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников ДЯЛУ жен. общежительный мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в Тырговиштской архиепископии Митрополии Мунтении и Добруджи Румынской Православной Церкви ЕВАНГЕЛИСТРИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ в честь иконы Благовещения Пресв. Богородицы на о-ве Тинос, одно из важнейших мест паломничества в Греции ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (пустынь) (Подольской епархии Московской митрополии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл. ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположен на вершине Елеонской горы, примерно в 200 м от места Вознесения Господня ЕРАЗГАВОРС [позднее Ширакаван], уничтоженное в сер. ХХ в. городище к северо-востоку от древнего Ани (иль Карс, Турция), на правом берегу пограничной с Арменией р. Арпачай (Ахурян) ЕРЕРУЙК [Ереруйкская базилика] (кон. V в.), раннехрист. храм (мартирий) близ пос. Анипемза обл. (марза) Ширак Республики Армении ЕФИМОВ Николай Ефимович (26.04.1799 - 11.09.1851), архит., исследователь древнерус. зодчества, рисовальщик ЗАДАР один из крупнейших городов в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., центр католич. архиеп-ства

http://pravenc.ru/rubrics/123090_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Храмовая архитектура (отдельные храмы) ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства ВЛАХЕРНЫ район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы ГЕФСИМАНИЯ местность у подножия Елеонской (Масличной) горы, к востоку от Иерусалима , вблизи долины Иосафата (Кедронской); место молитвы Господа Иисуса Христа перед взятием под стражу и Крестной смертью ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ главный храм христ. мира, где заключены 2 святыни и свидетельства Воскресения Христова - Голгофа и Гроб Господень, а также др. св. места ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖУГА древний город на левом берегу р. Аракс, в исторической обл. Сюник Вел. Армении (ныне Нахчыванская Автономная Республика в составе Азербайджана) ДМАНИССКИЙ СИОНИ собор в честь Успения Пресв. Богородицы (IX в.), кафедра Дманисской и Дманисско-Агарак-Таширской епархий Грузинской Православной Церкви ДОБРОВЭЦ с. и мон-рь в 40 км к юго-востоку от г. Яссы (Румыния), где находится ц. в честь Сошествия Св. Духа 1503-1504 гг. ДОЛХЕШТИЙ-МАРИ с. в 15 км к востоку от г. Фэлтичени (Румыния), где находится ц. вмц. Параскевы - одна из старейших в Молдове ДЯЛУ жен. общежительный мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в Тырговиштской архиепископии Митрополии Мунтении и Добруджи Румынской Православной Церкви ЕВАНГЕЛИСТРИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ в честь иконы Благовещения Пресв. Богородицы на о-ве Тинос, одно из важнейших мест паломничества в Греции ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ЕРАЗГАВОРС [позднее Ширакаван], уничтоженное в сер. ХХ в. городище к северо-востоку от древнего Ани (иль Карс, Турция), на правом берегу пограничной с Арменией р. Арпачай (Ахурян) ЕРЕРУЙК [Ереруйкская базилика] (кон. V в.), раннехрист. храм (мартирий) близ пос. Анипемза обл. (марза) Ширак Республики Армении ЗАДАР один из крупнейших городов в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., центр католич. архиеп-ства ЗАЛЬЦБУРГ город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли Зальцбург и резиденция католич. архиепископа ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗАРНДЖА с. в горной местности (Армения), в к-ром находится храм 30-40-х гг. VII в., памятник арм. средневек. зодчества

http://pravenc.ru/rubrics/123104_2.html

После падения Белграда (1521) и битвы на Мохачском поле (1526) к 1541 г. большая часть Венгрии оказалась под османской властью, а правосл. верующие на ее территории перешли в юрисдикцию Охридской архиепископии . К этому периоду относятся и первые сведения о правосл. епископах на венг. землях: напр., в 1479 г. упоминается митр. Дионисий в Енополе (ныне Инеу, Румыния). О многочисленности серб. населения на территории Венгерского королевства в сер. XVI в. свидетельствует массовый переход недовольных местными властями серб. гарнизонов на сторону везира Мехмед-паши Соколовича, насильно обращенного в ислам этнического серба, что стало одной из причин успешного османского завоевания Баната (1551-1552). Но во время войны Габсбургской монархии и Османской империи (1593-1606) по призыву Вены сербы в том же Банате восстали уже против османов. При подавлении этого восстания турки казнили еп. Темишварского Феодора (Тивадаровича), а 27 апр. 1594 г. на холме Врачар в Белграде сожгли мощи свт. Саввы Сербского. После восстановления автокефалии (1557) Печская патриархия установила связи с епархиями на территории Юж. Венгрии. В османском дефтере «Митрополии и епископии в Румелии и Анатолии» (1641-1655) указаны 13 епархий (большинство в ранге митрополий) Печской патриархии, располагавшихся на землях севернее рек Сава и Дунай, до османского завоевания принадлежавших Венгрии: в т. ч. кафедры в Белграде, в Сегедине (Сегеде), в Солноке (Сольноке), в Будиме (Буде), в Коморане (Комароме), в Темишваре (Темешваре, ныне Тимишоара, Румыния), во Вршаце, в Панчеве и в Пожеге. Ислам. право запрещало строительство, но допускало ремонт немусульм. храмов, поэтому в XVI-XVII вв. были восстановлены мн. серб. храмы и монастыри, в т. ч. духовные центры Крушедол и Хопово : в первом была резиденция митрополита Венгерского, во втором - резиденция его викария, епископа Сремского. Учреждению К. м. способствовали как многочисленность правосл. населения в Паннонии и действовавшие здесь правосл. епархии, так и активная османская экспансия.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

Атрибуты мученического чина - крест и венец - постоянно встречаются в песнопениях. В текстах Октоиха имеются слова, прямо указывающие на изображение Христа, держащего венцы, и сонма ангелов, с венцами в руках летящих навстречу воинам. Крест прославляется как «оружие непобедимое», сокрушающее врагов. Возможно, на иконе с крестом изображен имп. Константин, к-рому перед битвой с имп. Максенцием, положившей основание христ. империи, был явлен в небе крест с надписью: «Сим побеждай!» Ближайшей аналогией является фреска ц. св. Креста в Пэтрэуци (Румыния), кон. XV в., с изображением имп. Константина и св. воинов на конях, следующих за арх. Михаилом, указывающим на крест в небесном сегменте. Столь же многочисленны и разнообразны в текстах Октоиха варианты темы «источника воды животней», воплощенной на иконе в изображении водоема с изливающимся из него потоком. В одном из песнопений Октоиха предстает почти вся иконографическая программа иконы: «                                    » (мученичен 6-й песни канона утрени среды 6-го гласа). Такое соотношение текста и изображения позволяет поместить икону в ряд произведений, в основе к-рых лежит литургическая поэзия. В сер. XVI в. были созданы новые иконографии, основанные на стихире Пятидесятницы «          », тропаре 1-й песни воскресного канона 4-го гласа «      », песнопениях «    », «    ». Процессия воинов. Фрагмент иконы “Благословенно воинство Небесного Царя”. Сер. XVI в. (ГТГ) Процессия воинов. Фрагмент иконы “Благословенно воинство Небесного Царя”. Сер. XVI в. (ГТГ) Название иконы перекликается с одной из центральных тем в послании в Свияжск митр. Московского и всея Руси Макария, в к-ром подвиг рус. воинов в борьбе с Казанским ханством уподобляется подвигу мучеников и исповедников христианства. В связи с этим основное направление в изучении произведения обусловил исторический контекст. Ряд исследователей рассматривают икону как аллегорическую картину победоносного возвращения рус. войска в Москву, представленную как «Небесный Иерусалим», из покоренной Казани, отождествляемой с изображенным на иконе горящим градом. В соответствии с текстом послания митр. Макария предпринимались также попытки отождествить изображенных на иконе персонажей с различными святыми и деятелями рус. истории. Однако икона является примером духовного осмысления всемирной истории в образе воинствующей Церкви. Символизм, свойственный этому произведению, в целом характерный для сознания эпохи, не сводим к аллегориям или иносказанию, тем более к такому, когда образ высшего, небесного, понимается как аллегория земного.

http://pravenc.ru/text/149329.html

Среди них были предки епископа готов Вульфилы († ок. 383), который считается создателем гот. алфавита и переводчиком Библии на гот. язык ( Philost. Hist. eccl. II 5). Христианство среди готов распространилось достаточно широко - исследователи признают существование своей Церкви у готов уже с IV в. Бóльшая часть христианизированного населения проживала в треугольнике: юг Молдовы - восток Мунтении - Юж. Подунавье. Среди участников I Вселенского Собора находился епископ готов Феофил ( Popescu . 1994. P. 178-186). Его преемник Вульфила и нек-рые др. епископы консолидировали Церковь на землях готов в составе Римской империи, установив тесные связи с Церковью Вост. Римской империи (позже Византийской империи). Готская Церковь дала мн. мучеников, среди которых Евтихий из Кесарии Каппадокийской (сер. III - сер. IV в.), мч. Савва Готфский (из Бузэу; † 372), 26 готских мучеников († ок. 375). С филологической т. зр. лат. происхождение дако-рим. христианства доказывают основной христ. терминологией, сохранившейся в румын. языке и имеющей лат. происхождение: Dumnezeu (Господь; от лат. Domine Deo - Господи Боже), cruce (крест; лат. crux), Crciun (Рождество; от лат. creationem - сотворение), cretin (христианин; лат. christianus), înger (ангел; лат. angelus), biseric (церковь; лат. basilica), a boteza (крестить; лат. baptisare), a cumineca (причащать; лат. communicare), Florii (Вербное воскресенье; лат. Florilia), Pate (Пасха; лат. Paschae), Rusalii (Троица; лат. Rosalia), sfânt (святой; лат. sanctus), pgân (язычник; лат. paganus) и др. Согласно румын. церковной историографии, процесс распространения и консолидации христианства на территории совр. Р. завершился в VI-VII вв. После VII-VIII вв. церковные структуры были по-разному консолидированы на территориях будущих Валашского и Молдавского княжеств и Трансильвании, в конечном счете они были оформлены в юрисдикции К-польской Церкви и стали основой для образования румын. правосл. митрополий (подробнее см. в ст. Молдавская митрополия, Унгро-Влахийская митрополия и Трансильванская митрополия ).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константинопольская Православная Церковь ИОАНН II КАППАДОКИЕЦ († 520), свт. (пам. греч. 25 авг.), патриарх К-польский (с 17 апр. 518), один из организаторов преодоления Акакианской схизмы ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский], патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, , свт. (пам. греч. 21 февр.) ИОАНН VIII КСИФИЛИН (ок. 1010 или 1012 - 1075), патриарх К-польский (c 1064), визант. юрист, судья и номофилакс имп. школы права в К-поле, автор юридических и агиографических сочинений ИОАНН XI ВЕКК (30-е гг. XIII в. - 1297), патриарх К-польский (26 мая 1275 - 26 дек. 1282), богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической Церковью в Византии ИОАНН XIII ГЛИКА (ок. 1260 - после 1319), патриарх К-польский (1315 - 1319), визант. гос. деятель, ученый, писатель ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МОНАСТЫРЬ НА ПАТМОСЕ имп., патриарший, ставропигиальный, муж., общежительный, находится в юрисдикции К-польского Патриархата ИОАНН АПОКАВК (ок. 1155-1233), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель ИОАНН АРГИРОПУЛ (ок. 1393/94 или ок. 1415 - 1487), визант. ученый, гуманист, филолог, сторонник унии К-польской и Римско-католической Церквей ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИОАНН КОЛОВ (кон. IX в.), подвижник, ученик прп. Евфимия Нового Фессалоникийского, основатель мон-ря Иоанна Колова на Афоне ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН МАВРОПОД (после 1000? - после 1081?), свт. (пам. греч. 5 окт.), митр. Евхаитский, визант. писатель, интеллектуал ИОАНН МАКСЕНЦИЙ архим., лидер группы монахов из пров. М. Скифия (совр. Добруджа, Румыния), которые в 1-й пол. VI в. отстаивали теопасхитскую формулу ИОСИФ (Стойка; † ранее 1711), 1-й правосл. еп. (впосл. архиепископ) Мараморошский, экзарх К-польского патриарха в Трансильвании, исп. (пам. рум. 24 апр.) ИОСИФ II (ок. 1360 - 1439), патриарх К-польский, сторонник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами ИОСИФ I ГАЛИСИОТ († 1283), патриарх К-польский, противник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами ИОСИФ ИСИХАСТ [Иосиф Молчальник, Иосиф Пещерник] (в миру Франгискос Коттис; 1897-1959), выдающийся подвижник благочестия XX в., духовный наставник мн. афонских монахов

http://pravenc.ru/rubrics/121496_8.html

Лука Столпник?) перенесено на Fol. 238; в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 270v, 3-я четв. XI в.); в Минологии 1327-1340 гг. (Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 20v) и др.), так и совместные с прп. Лукой Столпником, память к-рого приходится на тот же день (напр., миниатюра из греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книги образцов (РНБ. O. I. 58. Л. 90, XV в.)). Нередко Д. С. представлен вместе со святыми, прославившимися тем же подвигом столпничества (напр., на миниатюре из Лондонской Псалтири (Lond. Add. 19352. Fol. 3, 16, 26, 1066 г.),- между преподобными Симеоном и Алипием Столпниками; на иконе «Преподобные Симеон Столпник и Даниил Столпник», сер. XVI в., ЦмиАР), а также в составе избранных святых (напр., на новгородской иконе «Отечество, с избранными святыми», нач. XV в., ГТГ - Д. С. справа от престола, прп. Симеон слева, ап. Фома или ап. Филипп внизу). В росписи храмов изображение столпников могло помещаться в алтарной зоне, напр. образы Д. С. и прп. Симеона в алтарных нишах ц. св. Варвары в Соганлы, Каппадокия (нач. XI в.), или среди преподобных в ряду столпников (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- вместе с прп. Алипием; ц. Спаса Преображения на Ильине ул. (1378) - в Троицком приделе вместе с преподобными Симеоном Столпником, Симеоном Дивногорцем и Алипием), а также в настенных минологиях под 11 дек. (церкви вмч. Димитрия Маркова мон-ря, Македония (ок. 1376), Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386), св. Апостолов (Спаса) в Пече, Косово и Метохия (1561), свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718)). Икона с образом Д. С. могла входить в состав расширенного Деисуса (напр., иконы из иконостаса Богородице-Рождественского собора Ферапонтова мон-ря, нач. XVI в., КБМЗ, и Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., ГММК). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., Д. С. описан как «старец с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 14. 3). В Филимоновском сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) о нем сказано: «...поживе лет 80; подобием вельми стар, брада доле Власиевы (сщмч.

http://pravenc.ru/text/171316.html

Во 2-й пол. XVI в. в творчестве крит. мастера Михаила Дамаскиноса (или мастера его уровня) складывается, как было доказано М. Хадзидакисом, новый иконографический тип, представляющий Е. на троне ( Chatzidakis M. Icons of Patmos: Questions of Byzantine and Post-Byzantine Painting. Athens, 1985. P. 121, N 72). Эта иконография получила известность в XVII в. благодаря произведениям крит. мастера Иеремии Палладаса, работавшего в XVII в. в Синайском мон-ре и его подворье в Ираклионе (Ираклио) на о-ве Крит. Особенно известна икона 1612 г., написанная им для главного иконостаса кафоликона Синайского мон-ря: Е. изображена сидящей в легком повороте, ее левая рука на колесе, в этой же руке она держит Распятие, в правой - пальмовую ветвь, перед Е. на пюпитре лежит раскрытое Писание. Облачение составляют имп. платье: плащ на горностаевом меху, украшенный орнаментами и изображением орлов, корона, волосы уложены и покрыты сетчатым головным убором. В нижней части - астрономический глобус, чернильница, философские книги и др. символы мудрости. Иногда, как на иконе 2-й пол. XVII в. критского же мастера свящ. Виктора (Византийский музей, Афины), святая держит Распятие и пальмовую ветвь в одной левой руке. Отдельные элементы этой иконографии были заимствованы из произведений итал. мастеров. Огромный авторитет Синайского мон-ря оказал влияние на широкую популярность этой иконографии. Она повторялась в произведениях многих греч. мастеров XVII-XVIII вв. Георгиоса Клонцаса, Сильвестра Теохариса, Эммануила Ламбардоса, Филофея: икона 40-х гг. XVII в. из ц. Архангелов в Сараеве, круг Сильвестра Теохариса; икона XVII в. (Греч. ин-т в Венеции); икона мастера Филофея (60-е гг. XVII в., ГЭ) и др. Прп. Григорий и вмц. Екатерина. Избранные святые. Икона. Сер. XIX в. (собрание Е. В. Ройзмана) Прп. Григорий и вмц. Екатерина. Избранные святые. Икона. Сер. XIX в. (собрание Е. В. Ройзмана) Изображения Е., в рост, с пальмовой ветвью и опирающейся на колесо, известны в иконописи (икона «Избранные святые» из Епископского дворца в г. Тузла, Босния и Герцеговина (XVIII в.)) и в росписи храмов (в соборах мон-рей Хурези, Румыния (1694) и Св. Троицы в Метеорах (нач. XVIII в.)).

http://pravenc.ru/text/189599.html

Венгерская унитарианская церковь Румынии (румын. Biserica unitarian maghiar din România). Начало деятельности унитарианской церкви в Трансильвании относится к сер. XVI в. Антитринитарные идеи (см. ст. Антитринитарии ) - отрицание догмата о Св. Троице - активно пропагандировал кальвинистский еп. Франц (Ференц) Давид, к-рый сначала был католиком, а с 1556 г. стал лютеранином. Эдикт о религ. терпимости, принятый в Турде в 1568 г., предоставил новой конфессии статус признанной, в эту веру обратился трансильванский кн. Янош II Жигмонд Запольяи, ставший единственным в истории правителем-унитарианцем. Хотя унитарианские идеи имели хождение в Европе, а позже распространились и в США, они так и не оформились в единую доктрину; также не сложилась общая организационная структура унитарианской церкви. Унитарианская церковь Трансильвании - это 1-я официально признанная унитарианская церковь в истории, хотя свое название, unitaria religio, она получила позже, в 1600 г. Ее центром был Клуж (ныне Клуж-Напока), где к этой конфессии присоединилась бóльшая часть мадьярской знати. Позже унитарии подвергались преследованиям как со стороны князей реформатского (кальвинистского) исповедания, так и со стороны католиков Трансильвании, в результате количество униатарианских церквей сократилось с 425 в сер. XVI в. до 125 в 1700 г. В 2015 г. в унитарианской церкви действовало 147 храмов. Службы проходят на венг. языке, поскольку членами этой церкви являются только венгры. В 2012 г. унитарианская церковь Трансильвании воссоединилась с Венгерской унитарианской церковью (Biserica unitarian maghiar). Форма организации культа - синодально-пресвитериальная, приходы обладают автономией. На центральном уровне унитарианская конфессия управляется синодом (во главе к-рого стоят епископ и 2 куратора), высшей консисторией и церковной консисторией. Подготовка священников производится в рамках унитарианской секции Единого протестантского ин-та в Клуж-Напоке, этому культу принадлежат также 2 церковных лицея. Унитарианская церковь Румынии входит в Международную ассоциацию за религ. свободу с центром во Франкфурте-на-Майне (Германия) и в Международный совет унитариев и универсалистов.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010