Несмотря на то что венг. властям удалось помешать румынам проявить себя в качестве привилегированной группы на центральном уровне в Трансильвании, румыны функционировали на уровне местных институтов, собирались в местные собрания, приспосабливались к офиц. правилам (издавали документы на лат. языке, обеспечивали председательство на своих собраниях высокопоставленных сановников королевства и воеводства и т. д.). Т. о., после 1366 г. правосл. румыны были лишены возможности участвовать в политической жизни гос-ва как сословие, не могли присутствовать в общих сословных собраниях Трансильвании. Последний письменный источник, в к-ром упомянуто universitas Valachorum (сословие румын), датируется маем 1355 г., когда в Турде было созвано общее трансильванское сословное собрание ( Pop. 2000). В XV в. румыны, не имевшие своей официально признанной элиты, были полностью исключены из политической жизни Трансильвании и в силу этого не считались опасными, как, напр., во время восстания в Бобылне (весна 1437 - зима 1438; выступление мелких венг. дворян и свободных венг. и румын. крестьян, от к-рых католич. епископат требовал выплаты единым платежом церковной десятины, не собиравшейся с 1434 г.; при этом румыны, будучи православными, ранее от нее были освобождены). 16 сент. 1437 г. в Кэпылне трансильванская знать, представители католич. клира, саксы и секуи сплотились в fraterna unio (братский союз) против крестьян, что стало проявлением тенденции к усилению автономии Трансильвании в Венгерском королевстве. В документах сер. XV в. объединение знати венгров, секуев и саксов упомянуто как tres nationes (три нации); это выражение в документах предшествующих веков было известно как tres partes Transsylvaniae (три части Трансильвании) и подразумевало территории, населенные саксами, секуями и венграми. После 1500 г. этот союз был известен как unio trium nationum (союз трех наций), являясь по сути союзом 3 привилегированных наций Трансильвании, политическое и юридическое сближение которых способствовало созданию отдельной политической элиты, в результате чего Трансильвания в документальных источниках того периода все чаще обозначалась как отдельное гос-во в рамках Венгерского королевства: «regnum Transilvaniae» (королевство Трансильвании) или «regnum Transsylvanum» (Трансильванское королевство) ( Pop.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

После Адрианопольского договора (2(14) сент. 1829) в Добрудже была создана Тулчская архиепископия (до 1878). Добруджа в 1-й пол. XIX в. После Адрианопольского мира Силистрийский эялет был упразднен; возник Дунайский вилайет с центром в Рущуке, в к-рый вошли Добруджа и Болгария. На экономическое, социальное и демографическое положение региона значительно повлияли русско-турецкие войны, которые в значительной степени проходили на территории Добруджи. Исчезли мн. населенные пункты, сократилось население. После русско-турецкой войны 1828-1829 гг. численность населения Добруджи, по некоторым данным, достигала 60 тыс. чел.: согласно исследованиям Й. Йонеску де ла Брада, из 16 тыс. семей 3636 были семьями румын, 2268 - турок, 2225 - татар, 1194 - болгар и др. (Istoria românilor. 2003. Vol. 7. Pt. 1. P. 222). Во время правления султанов Махмуда II (1808-1839) и Абдул-Меджида I (1839-1861) в Османской империи были проведены реформы, в т. ч. провозглашено юридическое равенство между христианами и мусульманами. Это могло бы способствовать эмансипации добруджских румын, но на практике, несмотря на то что новое право в отношении собственности на землю в Добрудже оказало положительное влияние на немусульм. население, адм. злоупотребления и разрушения региона в результате войн в значительной степени свели на нет преимущества реформ. С сер. XIX в. в Добрудже возросло национальное самосознание румын, что проявилось в повышенном интересе населения к румын. школам и правосл. Церкви ( Isar. 2003. Pt. 1. P. 167-168). Добруджа в 1848-1877 гг. После революции в Дунайских княжествах 1848 г. значение Добруджи в глазах османских властей в связи с экономической и со стратегической ценностью Дуная и его устьев значительно возросло. В 1850 г. османская администрация направила в Добруджу инспекцию в лице инженера Г. Йовану и Йонеску де ла Брада. Опросив население, они обнаружили, что бóльшая часть добруджцев четко осознаёт свою румын. национальную идентичность, что румын. язык является живым языком общения в регионе и обеспечивает связь в т.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

И. Гуменый История после объединения Дунайских княжеств (сер. XIX-XXI в.). Объединение Дунайских княжеств, образование единого государства, правление кн. Александру Йоана Кузы (1859-1866). Парижская конвенция, заключенная 7(19) авг. 1858 г. представителями Российской империи, Австрии, Франции, Великобритании, Пруссии, Сардинии и Османской империи, определила международный статус Дунайских княжеств: они стали называться «Соединенные (Объединенные) княжества Молдовы и Валахии», остались под номинальной властью султана и получили свободное управление, которое в каждом княжестве осуществляли свой господарь и свое выборное собрание. В янв. 1859 г. кн. Александру Йоан Куза был избран на господарский престол чрезвычайными собраниями сначала Молдавского (5 янв.), затем Валашского (24 янв.) княжеств. Несмотря на то что формально данное решение не нарушало Парижскую конвенцию, великие державы ранее не предусматривали возможности «двойного избрания» одного лица на престолы княжеств. Политическая элита княжеств в интересах объединения страны рассчитывала использовать противоречия между великими державами и поставить их перед свершившимся фактом. Франция и Россия выступали сторонниками объединения, Австрия и Османская империя - противниками; однако 25 авг. (6 сент.) они признали Кузу как господаря Соединенных княжеств. Т. о., «двойное избрание» положило начало процессу объединения страны. 11 окт. 1859 г. было создано единое командование армией, 12 нояб.- общий генштаб. 11(23) дек. 1861 г. Куза манифестом провозгласил создание единой Р. Объединение завершилось 24 янв. 1862 г., когда в Бухаресте были созданы единое правительство и парламент. Ключевым соратником Кузы был М. Когэлничану, возглавлявший правительство в 1863-1865 гг. и проведший ряд реформ. Столкнувшись с сильной консервативной оппозицией по вопросу об аграрной реформе, 5 мая 1864 г. Куза и Когэлничану осуществили гос. переворот, распустив парламент и издав Развивающий статут к Парижской конвенции - фактически новый основной закон страны (принят на референдуме 10-14 мая 1864). Установилось авторитарное правление Кузы. Впервые был учрежден 2-палатный парламент.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Кроме того, посольские книги М. Л. содержат уникальную информацию о данях и «поминках», отправлявшихся в Крымское ханство с различных территорий ВКЛ. При этом они имеют отсылки на их установление во время военно-политического доминирования Орды в странах Вост. Европы. Книги М. Л. наглядно раскрывают историю функционирования гос. аппарата ВКЛ. Источники М. Л. подробно освещают историческое, культурное, экономическое, внешне- и внутриполитическое прошлое народов, проживавших на территории таких совр. гос-в, как Белоруссия, Латвия, Польша (прежде всего регионы Подляшья и отчасти Мазовии), Россия, Украина, а по нек-рым аспектам - Молдавия и Румыния. Нек-рые книги частично или полностью представляют собой реестры документов, ранее выданных канцелярией. Книги М. Л. наглядно раскрывают историю функционирования гос. аппарата ВКЛ. Согласно условиям Рижского мирного договора 1921 г. значительный комплекс материалов и книг М. Л. (531 ед. хр.), включавший в состав древние акты, родословные росписи и таблицы, межевые карты, книги Непременного совета и дела новейшего делопроизводства, инвентари, начиная с 1923 г., несмотря на обоснованные протесты ряда экспертов, стали передаваться Польше. Ее властям было отказано лишь в передаче нек-рых книг М. Л., т. к. они касались истории белорусских и украинских земель, находившихся в составе СССР. В 1944 г., во время антифашистского восстания в Варшаве, часть из переданных книг М. Л. была безвозвратно утрачена. В 50-х гг. XX в. к сохранившимся в СССР книгам М. Л. была присоединена т. н. Посольская Метрика, а затем проведена валовая нумерация всех единиц хранения. Во 2-й пол. XVIII в. польск. архивистами была начата публикация отдельных материалов М. Л. Большую роль сыграл М. Догель, одним из первых обративший внимание на внешнеполитические документы, сохранившиеся в составе М. Л. В нач. XIX в. в Российской империи внимание на М. Л. обратили члены кружка гр. Н. П. Румянцева . Позднее его сотрудники (напр., И. И. Григорович и др.) использовали оригинальные документы книг М. Л. при издании Актов, относящихся к истории Западной России. В сер. XIX - нач. XX в. документы попали и в др. многотомные публикации, среди которых следует выделить Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, «Акты Литовской Метрики», «Акты Литовско-русского государства», Русскую историческую библиотеку и др. В них печатались как ранее опубликованные, так и впервые введенные в научный оборот источники. Кроме того, архивисты Российской империи стали первыми делать публикации книг М. Л. полностью. Эта традиция продолжилась в первые годы советской власти.

http://pravenc.ru/text/2563088.html

Поворотным моментом в истории всего Карпатского региона стало нашествие авар, расселившихся на этих территориях в 567-568 гг. Значительная часть этих земель оказалась под контролем Аварского каганата. Вместе с аварами пришли и др. племена. В сер. VI в. группы славян пересекли Вост. Карпаты и обосновались в верхнем бассейне р. Олт - в юго-вост. части Трансильвании, о чем свидетельствуют исследованные там поселения (Пояна, Безид, Филиаши) (Legenda sf. Dimitru della Tesalonic//Ibid. P. 100). Авары неоднократно вторгались в Византию, в 626 г. вместе со славянами и персами осаждали К-поль (Ibidem). В 791-803 гг. авары потерпели ряд поражений от франков, возглавляемых кор. Карлом Великим (768-814; с 800 император), и болгар под предводительством хана Крума, после чего они распались на мелкие группы и постепенно ассимилировались с разными народами ( Panaimescu . 1990. Р. 40-45). Наибольшее значение из всех народов, селившихся в Дакии после ухода рим. легионов, имели славяне, сыгравшие роль, аналогичную роли германских племен на западе Европы. Стремясь контролировать области, опустошение к-рых приносило большие доходы, славяне в VI в. стали селиться на землях к северу от Дуная, где проживало древне-романское население. Будучи земледельцами, славяне в течение непродолжительного времени смогли оказать на коренное население большее влияние, чем др. племена ( Theoph. Chron. //FHDR. 1970. Vol. 2. P. 601). В кон. VI в. Византийская империя выступила против варваров: армия, возглавляемая имп. Маврикием (582-602), посредством ряда военных походов в Мунтению против славян и за Тису против авар попыталась отвести опасность от северных границ. Первые бои прошли успешно. В 602 г. византийские войска на Дунае восстали, Маврикий был свергнут и убит. Славяне из Мунтении и с юга Молдовы и авары из Трансильвании прорвали визант. границу на Дунае, что сыграло важную роль в истории народов Юго-Вост. Европы. Началось массовое заселение славянами Фракии, Иллирии и территорий вплоть до Сев. Греции. Уход славян изменил демографический баланс на территориях к северу от Дуная в пользу романизированного населения. Отдельные группы славян на протяжении 2 столетий были ассимилированы местным населением.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Именно с началом Реформации в Трансильвании особое внимание было обращено на Православие и правосл. румын, в среде которых реформаторы пропагандировали новые теологические и церковно-политические идеи. Для того чтобы реорганизовать правосл. образ жизни, внимание было сконцентрировано на правосл. литургической традиции: согласно соч. Reformatio Ecclesiae Хонтеруса, совершенствование литургии могло быть достигнуто только через восстановление преимущественной роли Свящ. Писания в богослужении. Серия печатных изданий на румын. языке, выходивших начиная с сер. XVI в. и подготовленных правосл. румын. клириками, находившимися в интеллектуальной и духовной близости к реформаторам-саксам, демонстрирует тот факт, что магистраты городов с саксон. бюргерством инициировали по крайней мере программу катехизации православных в лютеранство. В 1544 г. в Сибиу на румын. языке вышел «Малый катехизис» М. Лютера (1-я книга, напечатанная на румын. языке). Издание нового перевода лютеран. катехизиса в 1559-1560 гг. патронировалось брашовским градоначальником Й. Бенкнером, к-рый 12 марта 1559 г. объявил реформу Православной Церкви в Брашове; эти действия были зафиксированы в хронике, к-рую составили С. Масса, М. Фухс и Й. Трауш (Quellen zur Geschichte von Braov-Kronstadt. 1903. S. 80). В 1551-1553 гг. было напечатано славяно-румын. Четвероевангелие, в котором слав. текст был заимствован из Четвероевангелия, изданного в Тырговиште (1512) иером. Макарием из Цетине (Черногория), в то время как румын. текст представлял собой адаптацию перевода на венг. язык Библии редакции Лютера. Согласно мнению нек-рых исследователей, распространение в Трансильвании лютеран. катехизической лит-ры на румын. языке следует рассматривать в общем неконфессиональном контексте обновления Церкви в XVI в., а не как попытку магистратов городов с преобладанием саксов обратить правосл. румын в лютеран-евангелистов ( Philippi. 1985). Фактически усилия трансильванских лютеран, приложенные к тому, чтобы заинтересовать правосл. население Трансильвании в церковной реформе, не были сугубо местной инициативой - проект установления связей с Вост. Церквами в интересах христианства в целом был задуман в Виттенберге (инициатива Ф. Меланхтона - сподвижника Лютера) ( Karmiris. 1966. S. 77-104, 150-173; Benga. 2003). В целях реализации этого проекта и необходимости ознакомить правосл. население с основными доктринами Евангелической церкви трансильванским реформатором В. Вагнером (уроженец Брашова, закончил Виттенбергский ун-т) под рук. Меланхтона на греческом языке был составлен катехизис (опубл. в Брашове в 1550) ( Wagner. 2000; Müller. 2001).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Поводом к походу послужило обращение венгерского кор. Сигизмунда I Люксембурга (1387-1437; с 1433 император) к папе Римскому Бонифацию IX (1389-1404) и к др. западноевроп. правителям с просьбой о помощи в борьбе против тур. угрозы. Поражение серб. войск в битве на Косовом поле (1389) сделало юж. границы Венгрии открытыми для набегов. В 1390-1393 гг. были захвачены Видин и Тырново, на которые претендовал Сигизмунд I. Ситуация еще более осложнилась после того, как султан Баязид I (1389-1402) вторгся в соседнюю Валахию и изгнал местного правителя, воеводу Мирчу Старого, возведя на престол своего ставленника (1394), а в 1395 г. напал на Венгрию. Призыв Сигизмунда I встретил наибольший отклик на франц. землях: помощь в борьбе против турок предложили франц. кор. Карл VI, герц. Людовик Орлеанский и Филипп Храбрый, герц. Бургундии. В 1394 г. Бонифаций IX издал 2 буллы, в которых объявил о начале священной войны в Боснии, Хорватии, Далмации и Славонии ( Atiya. 1938. P. 435-436). В 1395 г. кор. Сигизмунд I предпринял поход в Валахию, восстановил на престоле Мирчу Старого и вышел к Дунаю, захватив крепость М. Никополь (ныне Турну-Мэгуреле, Румыния). Местом сбора войска крестоносцев был объявлен г. Буда. В 1396 г. в поход выступили франко-бургундская армия во главе с гр. Жаном де Невером, отряд сеньоров Ангеррана де Куси и Анри де Бара, а также передовой отряд маршала Жана ле Менгра (по прозвищу Бусико) и Филиппа д " Артуа, гр. д " Э. 20 апр. основные силы крестоносцев вышли из Дижона и в сер. мая достигли г. Регенсбург, где к ним присоединилась имперская армия во главе с пфальцгр. Рейнским Рупрехтом II Виттельсбахом. К кон. июля союзники Сигизмунда I прибыли в Буду и объединились с венгерской армией. Меньшая часть войска (гл. обр. венг. отряды) продолжила наступление, начатое Сигизмундом I в 1395 г. Пройдя через территорию Валахии, где к ним присоединился отряд Мирчи Старого, крестоносцы вышли к М. Никополю и остановились напротив Никополя, крупной крепости, расположенной на противоположном берегу Дуная. Никополь имел ключевое значение для военной кампании, т. к. он был плацдармом для вытеснения османов с Балканского п-ова и прорыва к К-полю. Основная часть армии направилась к крепости вдоль сев. границы совр. Болгарии, минуя гористую Валахию. 10 сент. крестоносцы начали осаду Никополя. Союзный венецианский и генуэзский флот вошел в устье Дуная и заблокировал крепость.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

В сер. 1940 г., при Н., в РумПЦ действовали 5 митрополий (Молдавская, Буковинская, Бессарабская, Олтенийская, Трансильванская) и 13 епископий (Констанцская, Бузэуская, Куртя-де-Арджешская, Галацкая, Хушская, Романская, Рэдэуцкая, Карансебешская, Клужская, Орадянская, Арадская, Хотинская, Измаильская) (Власть и Церковь в Вост. Европе. 2009. Т. 1. С. 91-92), клир составляли 9067 священнослужителей, действовали 10 ДС, в к-рых учились 2656 студентов, и 5 ДА, где обучались 200 чел., а также 3 богословских фак-та - Бухарестского, Кишинёвского и Черновицкого ун-тов, на которых занимались 2,5 тыс. студентов (ГлСПЦ. 1941. 2. С. 46; 7. С. 163). 28 июня 1940 г. Румыния передала Советскому Союзу Бессарабию и Сев. Буковину, откуда в Румынию мигрировали все 3 служивших на этих территориях архиерея и часть священнослужителей. 30 авг. Румыния была вынуждена передать Венгрии Сев. Трансильванию, где венг. власти стали проводить политику насильственной мадьяризации и репрессий, в т. ч. и в отношении РумПЦ: была расформирована ДА в Тимишоаре, 2 правящих архиерея и представители интеллигенции высланы из страны, изгнаны или убиты неск. сот священников, а также члены правосл. общин, разрушены церкви, тысячи румын перешли в католичество или поддержали унию. Позже Румыния передала Болгарии Юж. Добруджу. 6 сент. 1940 г., после вынужденного отречения от румын. престола Кароля II в пользу его 18-летнего сына Михая I, в Румынии было сформировано правительство во главе с премьер-министром ген. Й. В. Антонеску, который вступил в альянс с гитлеровской Германией. 12 окт. в Румынию были введены немецкие войска, 23 нояб. она присоединилась к Тройственному пакту. В этот период Н. неск. раз обращался к королю и главе правительства с просьбой об отставке и о разрешении вернуться в Нямецкий мон-рь, но эти прошения удовлетворены не были. Антонеску заявил, что новые порядки коснутся и РумПЦ. Н. представил ему ответные предложения (тесная работа с гос-вом, ужесточение требований к кандидатам во иереи и архиереи). 3 дек. 1940 г. начал работу Синод РумПЦ. Совместно с министром по делам религии Браиляну Синод представил правительству меморандум из 30 пунктов, в к-ром затрагивались организационные вопросы РумПЦ и проблема крещеных евреев. Потеря страной земель в 1940 г. была провозглашена как акт, противоречащий Божественной справедливости (Bundesarchiv Berlin. R 5101/23174. Bl. 30, 36). В кон. 1940 г. Антонеску подписал закон, согласно к-рому в Румынии на легальном положении оставалось только 7 Церквей и конфессий (в т. ч. РумПЦ, к к-рой отнесли и старообрядцев), всем приступавшим к служению представителям духовенства требовалось утверждение Министерства по делам религий. В марте 1941 г. правительство запретило всем священнослужителям вступать в к.-л. партии, а все священники, участвовавшие в гражданской войне 21-24 янв. 1941 г., были лишены сана (Ibid. Bl. 40).

http://pravenc.ru/text/2565576.html

Его узнаваемый иконографический тип сохранился в поствизант. живописи. В это время он обычно изображался со свитком: в росписи собора мон-ря Нямц, Румыния (1497); на иконах «Большой Деисус со святыми» (2-я пол. XV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), «Св. Евфимий» (XVI-XVII вв., ГРМ), «Святые Феодосий и Евфимий» (2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в., Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос) - оба с раскрытыми свитками, на иконе (XVII в.) из мон-ря Дионисиат на Афоне; в росписях парекклисиона св. Архангелов собора мон-ря Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе), Греция (1634); в церкви монастыря Хурези, Румыния (1654). С длинным посохом Е. В. представлен на иконе Эммануила Цанеса (1682, Греч. ин-т визант. и поствизант. исследований, Венеция). Его продолжали изображать и без свитка, как на иконе Дичо Зографа «Антоний Великий и Евфимий Великий» (1859-1860) из иконостаса собора Св. Троицы во Вране, Сербия. На Руси была воспринята византийская традиция изображения Е. В. Вероятно, образ святого был включен в декорацию первых древнерус. храмов, но его не всегда можно идентифицировать. Во имя Е. В. были освящены церкви на Владычном дворе в новгородском Детинце (1445) и в Вяжищском мон-ре (1466), обе не сохранились ( Лифшиц. С. 516-518. Ил. 414). Е. В. изображен в ц. Симеона Богоприимца в Зверином Покровском мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.); в соборе Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1502); на 2-частной иконе из праздничного чина (сер. XVI в., ПИАМ). Е. В. представлен среди избранных святых: на 2-сторонней иконе-таблетке «Святые Антоний Великий, Евфимий Великий и Савва Освященный» (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ); на новгородской иконе «Избранные святые» (1498, ГРМ); на иконах «Преподобные Савва Освященный, Антоний Великий, Евфимий Великий, Герасим иже на Иордани, Феодосий Великий и Харитон Исповедник» (кон. XV - нач. XVI в., Покровский старообрядческий собор в Рогожской слободе, Москва) и «Богоматерь Владимирская с избранными святыми» (сер. XVII в., ГВСМЗ) - на поле.

http://pravenc.ru/text/187761.html

Обычно Е. облачена в длинный мафорий, покрывающий голову, в руке крест; обликом схожа с Евдокией, прмц. из Гелиополя,- идентификация возможна только при наличии надписей или указания дня памяти. Изображения Е. в визант. рукописных минологиях не сохранились - минеи на последний месяц года (авг.) редко иллюстрировались. Остаются неидентифицированными образы Евдокии в ряде памятников визант. монументальной живописи, напр. в ц. Св. Софии в Охриде, Македония (сер. XI в.); в мон-ре Хумор, Румыния (1535); в ц. Усекновения главы св. Иоанна Крестителя в Арборе, Румыния (1541). Образ Е. встречается в настенных минологиях в ц. Сорока мучеников в Велико-Тырнове, Болгария (1230), в церкви в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18), а также в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 123 об.). В древнерус. искусстве известны образы Е. в соборе Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.), в ц. Спаса Преображения на Нередице (1199); на иконе Дионисия в ц. Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре (1502). Предположение о том, что в древних росписях изображена прп. Евдокия, память к-рой была включена в рус. месяцесловы XI-XII вв., тогда как упоминание о Е. встречается с XIII в., остается недоказанным. В рус. иконописи нередко Е. присутствует в составе избранных святых. В XVII в. царем Алексеем Михайловичем при ц. вмц. Екатерины в Теремном дворце Московского Кремля был устроен придел во имя Е., небесной покровительницы его матери. Е. изображена: на дробнице 2-й пол. XVI-XVII в. на подвесной пелене к иконам «Богоматерь Донская» и «Господь Вседержитель на престоле» из Благовещенского собора Московского Кремля (80-90-е гг. XVIII в.); на иконах «Свт. Николай, с избранными святыми на полях» (ок. 1592, ТСЛ), «Избранные святые» (кон. XVI-XVII в., ГЭ), «Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие» (1820, АМИИ) мастера Ивана Богданова-Карбатовского (1762-1835), «Складень трехстворчатый» (1-я четв. XIX в., НТМЗГД), «Деисус с избранными святыми» (2-рядная икона, 1-я четв. XIX в., ЧОКГ); на полях икон «Иоанн Богослов в молчании» (кон. XVIII в., музей «Невьянская икона»), «Рождество Христово с преподобными Дием и Евдокией на полях» (кон. XIX в., Покровский старообрядческий храм на Рогожском кладбище в Москве) и др.

http://pravenc.ru/text/187077.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010