Е. изображался в минеях. В рост святой представлен на диптихе из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (2-я пол. XI в.). Сцена его мучения изображена в ц. Сорока мучеников в Велико-Тырнове, Болгария (ок. 1230) и в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318). В искусстве поствизант. периода иконография Е. сохранилась в неизменном виде, лишь иногда одеяние святого украшали многообразными орнаментами. Е. с дарохранительницей представлен на миниатюре греко-груз. рукописи (РНБ. O.I.58. Л. 124, XV в.). Рядом со св. Лаврентием он изображен в ц. свт. Николая (Богдана) в Рэдэуци, Румыния (1559); в ряду диаконов с дарохранительницей и кадилом - на фреске собора мон-ря Ксенофонт на Афоне (1633-1654). Сцена мучения Е. сохранилась в нартексе кафоликона мон-ря Преображения в Метеорах (1552, мастер Джорджи). В древнерус. искусстве наиболее ранние изображения св. диаконов (неидентифицируемы, т. к. не сохранились надписи с именами) есть в соборе Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) и в соборе Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря в Вел. Новгороде (1125). Е. изображен в ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.); на ораре среди св. диаконов (кон. XVI в., Москва, мастерская Д. И. Годунова (?), ЦАК МДА). В искусстве XVI-XIX вв. изображения Е. нередко размещались на одной из дверей иконостаса: икона сер. XVIII в. из музея Ипатиевского мон-ря (Евпл?). Е. среди св. диаконов изображался иногда на столбиках царских врат иконостаса. Лит.: Δρανδκις Ν. Β. Βυζαντινα τοιχογραφαι της Μσα Μνης. Αθνα, 1964. Σ. 81; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1997. С. 520; Евсеева. Афонская книга. 175. С. 322; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XIII в. СПб., 2004. С. 761; Костромская икона/Авт.-сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. Кат. 219. Н. В. Герасименко Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/187252.html

настоятеля Белокриницкого мон-ря архим. Геронтия (Леонова), посланного из Белой Криницы к старообрядцам в Россию с сообщением о присоединении митр. Амвросия и за сбором средств. Рус. правительство потребовало удаления Амвросия из старообрядческого мон-ря, Синод обратился к К-польскому Патриарху Анфиму VI с просьбой вернуть митрополита в лоно К-польской Церкви. Австр. правительство выслало Амвросия в г. Цилли (совр. Целе, Словения), где он, впрочем, продолжал поддерживать отношения со старообрядцами. Меры рус. правительства не смогли также прекратить «зловредное влияние заграничного раскола на Россию»: в 1847 г. среди российских старообрядцев циркулировал проект, заключавшийся в том, чтобы обратиться к имп. Николаю I с просьбой о разрешении учредить старообрядческую архиерейскую кафедру и в России «по образу и подобию» заграничной иерархии (РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Д. 2167; Оп. 147. Д. 538 и др.). Не исключено, что эти надежды наряду со спорами об обливательном крещении в Греческой Церкви были причиной того, что появление белокриницкого священства в России было отсрочено на неск. лет. Становление Б. и. За свое недолгое пребывание в Белой Кринице (с 12 окт. 1846 по 6 дек. 1847) митр. Амвросий возвел в различные степени священства 10 чел. Одним из его главных дел было поставление себе преемника, что было специально оговорено в «Условии», подписанном греч. митрополитом и старообрядцами. 6 янв. 1847 г. священноинок Кирил (Тимофеев) был рукоположен Амвросием во епископа с. Майнос (поселение некрасовцев в Турции), 8 февр. Кирил был поставлен наместником Белокриницкой митрополии. 24 авг. 1847 г. Амвросий и Кирил рукоположили Аркадия (Дорофеева) во епископа Славского (совр. Слава-Русэ, Румыния). 28 авг. 1848 г. Кирил единолично рукоположил во епископа Браиловского (совр. Брэила, Румыния) Онуфрия (Парусова). 3 янв. 1849 г. Кирил и Онуфрий поставили Софрония (Жирова) во епископа Симбирского. 4 янв. Онуфрий и Софроний возвели Кирила в сан митрополита Белокриницкого (при этом в соответствии с практикой Русской Церкви до сер.

http://pravenc.ru/text/77938.html

г. Кэушень) и др. Для данного периода характерны культуры Скела-Кладовей и Прекриш. Наиболее характерной для начала неолита на территории Р. является культура Криш. Для позднего неолита характерны культуры Боян (Мунтения, юго-восток Трансильвании, Юж. Молдова (здесь и далее под топонимом Молдова подразумевается территория, соответствующая территории одноименной исторической провинции Р.)), Турдаш (Трансильвания и Сев. Олтения), Хаманджия (Добруджа) и Буго-Днестровская. Энеолит на территории Р. называют также эпохой расписной керамики культур Гумельница (Мунтения, Юж. Молдова), Петрешти (Трансильвания) и Кукутень (Кукутени)-Ариушд Триполье (Молдова и Вост. Трансильвания). Интересен тот факт, что возле с. Кэрбунари был обнаружен клад, относящийся к культуре Кукутень-Триполье. Он состоял из 852 предметов, 444 из к-рых были изготовлены из меди (Istoria ilustrat. 2009. P. 10-16). Во 2-й пол. III тыс. до Р. Х. из Сев. Причерноморья в Центр. и Юго-Вост. Европу вторглись индоевроп. пастушеские племена. Расселение и ассимиляция ими автохтонов привели к появлению на юго-востоке Европы населения иллирийцев и фракийцев. Территория Р. в эпоху бронзы (ок. 1700-700 гг. до Р. Х.) стала частью географического ареала обитания протофракийских племен. К VII-VI вв. до Р. Х. археологи относят оформление сходной для всей территории Р. материальной культуры. Формирование первых политических образований. К началу культуры Гальштат ок. VIII в. до Р. Х. начался процесс оформления этнических общностей фракийцев и гето-даков. Основным населением территории Р. стали племена гето-даков. Сведения о ранней истории гето-даков скудны, о них упоминали античные авторы сер. VI - нач. II в. до Р. Х. Гекатей Милетский, Гелланик Митиленский, Скилакс из Карианда, Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Андротион, Мнасей и др. В IV-III вв. до Р. Х. развитие общественных отношений у гето-даков находилось на стадии родоплеменных союзов. К III в. до Р. Х. относится объединение гето-дакийских племен царем Дромихетом, власть к-рого распространилась на значительную территорию.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

С сер. IV в. стремительно развивался процесс «втягивания» придунайских Г. в империю. Их предводитель Атанарих оказал помощь Прокопию (365– 366) во время его выступления против имп. Валента (364–378). Отряд Г. был сформирован из воиновразличных территориальных округов Готии. В 366 г. выступление Прокопия было подавлено, Г. захватили в плен и на рынках городов Фракии продали в рабство ( Amm. Marc. Rer. gest. XXVII 5. 1; Eunapius. Fragmenta. 37; Zosim.Hist. IV 7. 10). С целью наказания Г. имп. Валент в 367– 369 гг. дважды переходил через Истр и углублялся на их территорию. Этим карательным экспедициям предшествовало тщательное укрепление линии границы напротив Готии (CTh. XV 1, 13; Zosim. Hist. IV 10). Во время первого похода (367) часть Г. попала в плен. Другим удалось отступить и укрыться от римлян ( Amm. Marc. Rer. gest. XXVII 5. 2, 3, 4; Zosim. Hist. IV 11). В 369 г. имп. Валент снова переправился в Готию, но рим. войска столкнулись с воинственным гот. племенем грейтунгов. Решающего успеха Валент, вероятно, не добился. В результате переговоров между рим. императором и «судьей» придунайских Г. Атанарихом был заключен мир. По условиям договора Истр стал границей между империей и Г., к-рые теперь не были федератами, римляне отказали им в поставках продовольствия и резко ограничили торговлю. Заниматься торговлей Г. разрешалось в городах Константиане Дафне и Новиодуне (совр. Исакча, Румыния) ( Amm. Marc. Rer. gest. XXVII 5. 6; 7, 8; Zosim. Hist. IV 11; Themistius. Orationes. X 135). Ок. 370 г. в Готии развернулась борьба за власть между Атанарихом и Фритигерном ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 27; Sozom. Hist. eccl. IV 30; Theodoret. Hist. eccl. IV 33). Римляне оказали поддержку Фритигерну, принявшему христианство. В 375 г. теснимые гуннами придунайские Г. разделились. Разногласия касались вопроса переселения в Римскую империю. Сторонники Фритигерна видели спасение Г. в союзе с империей. Они надеялись укрыться от гуннов не только за рим. лимесом, но и за его могуществом и авторитетом ( Orosius. Hist. adv. pag. VII 32). Сподвижники Атанариха видели перспективу спасения соплеменников в открытом военном противостоянии гуннам. После безуспешного сопротивления гуннам Атанарих оставил «страну готов» и без особых трудностей завоевал обл. Кавкаланд, локализация к-рой до сих пор остается спорной ( Amm. Marc. Rer. gest. XXXI 4. 12, 13). Переселение придунайских Г. в империю

http://pravenc.ru/text/531505.html

При имп. равноап. Константине Великом (306-337) рим. политика на дунайской границе вновь активизировалась. Между Эском и Суцидавой был сооружен каменный мост через Дунай (открыт в июле 328). Были отремонтированы укрепления на сев. берегу Дуная, самыми важными из к-рых были лагеря в Дробете и Сучаве; также была построена новая крепость - Константиана Дафна. В 332 г. имп. Константин разгромил на равнине Мунтении племена вестготов и тайфалов, напавших в зап. части Баната на союзников римлян - сарматов-аргарагантов. В результате политики имп. Константина в Дунайском регионе установился мир, не нарушавшийся на протяжении 30 лет, вслед. чего он носил титулы Gothicus Maximus (Готский величайший) и Dacicus Maximus (Дакийский величайший) ( Const. Magn . Epit. XIII 2// Popa-Lisseanu. 1943. P. 132). Период политического спокойствия в регионе, прерванный лишь непродолжительным вторжением герм. племен остготов, обусловил наивысший расцвет Сынтана-де-Мурешско-Черняховской культуры. Осенью 376 г., пользуясь разрешением восточнорим. имп. Валента (364-378), на территорию империи под началом Фритигерна и Алавива перешли отряды вестготов. На севере Дуная оставался Атанарих, к-рый в свою очередь под натиском гуннов перешел через Дунай на территорию Римской империи. Гунны опустошили земли Молдовы, юга Мунтении, Олтении, Баната и Кришаны. Основная масса гуннов поселилась в Ср. Подунавье, в сферу их господства входили территории Дакии и Добруджи. Своего могущества держава гуннов достигла в сер. V в. при вожде Аттиле. Но после его смерти (453) входившие в гуннскую державу гепиды во главе с королем Ардарихом захватили основные области гуннов по р. Тисе, земли Кришаны, Баната, Трансильвании и Олтении. Центром гепидов был Банат, но они контролировали и др. территории: некоторые античные авторы называют Дакию этого периода Гепидией. В то же время в этом регионе появились племена лангобардов, которые вели военные действия против гепидов ( Procop. De bello Gothico. III 33// Popa-Lisseanu. 1943. P. 87-88).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Столкнувшись с ростом международной напряженности в сер. 30-х гг. XX в., румын. дипломатия под рук. министра иностранных дел Н. Титулеску (1882-1941) вначале пыталась поддержать усилия по созданию системы коллективной безопасности в Европе. 9 февр. 1934 г. Р. присоединилась в Балканскому пакту с участием Греции, Турции и Югославии (т. н. Балканская Антанта). В июне 1934 г. были восстановлены дипломатические отношения с СССР, велись переговоры о заключении договора о взаимопомощи. С отставкой Титулеску 29 авг. 1936 г. данный курс был свернут, началось постепенное сближение Р. с нацистской Германией. Мюнхенское соглашение (29-30 сент. 1938) фактически покончило с Малой Антантой, поскольку Чехословакия не получила помощи от своих союзников. 23 марта 1939 г. было заключено экономическое соглашение с Германией, давшее ей преференции в сфере торговли и инвестиций. В апр. 1939 г. Великобритания и Франция предоставили Р. односторонние гарантии независимости, однако это не остановило усиления влияния нацистской Германии. Р. в 1939-1947 гг., вторая мировая война. С нападением Германии на Польшу 1 сент. 1939 г. Р. не оказала ей помощи в соответствии с союзным договором и объявила о нейтралитете. Руководство Польши и войска, отступившие на территорию Р., были интернированы. 28 мая 1940 г. был заключен т. н. нефтяной пакт с Германией, усиливший экономическую зависимость Р. от Германии. 26-27 июня 1940 г. СССР выдвинул Р. требование о немедленном возвращении Бессарабии, упомянутой в секретном приложении к советско-герм. договору 1939 г., а также о передаче СССР Сев. Буковины. Р. приняла данное требование, 28 июня румын. войска и администрация были выведены из региона. 2 авг. 1940 г. на сессии Верховного Совета СССР была создана Молдавская ССР, часть Бессарабии и Сев. Буковина вошли в состав Украинской ССР. В июле 1940 г. Р. отказалась от англо-франц. гарантий. Правительство Й. Джигурту заявило о прогерм. ориентации. Однако данные действия не смогли предотвратить новые территориальные уступки. Под нажимом Германии и Италии Р. согласилась передать Венгрии Сев. и Сев.-Вост. Трансильванию (по условиям 2-го Венского арбитража, 30 авг. 1940) и Болгарии Юж. Добруджу (по Крайовскому договору, 7 сент. 1940), где проводился обмен болг. и румын. населением. В общей сложности Р. потеряла ок. 31% территории и 33% населения.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

До сер. 50-х гг. XX в. Р. последовательно придерживалась просоветского курса во внешней политике. 4 февр. 1948 г. был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с СССР. Р. поддержала СССР в конфликте между Сталиным и лидером Югославии Иосипом Брозом Тито, в июне 1948 г. в Бухарест из Белграда была переведена штаб-квартира Коминформа. В 1949 г. Р. участвовала в создании и вступила в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ; основан 18 янв. 1949), в 1955 г. - в Организацию Варшавского договора (основана 14 мая 1955). 14 дек. 1955 г. Р. была принята в ООН. Во время Венгерского восстания (23 окт.- 9 нояб. 1956) Р. поддержала действия СССР. Венг. лидер И. Надь был выдан властями Р. венг. властям (казнен 16 июня 1958). Приход к власти коллективного руководства в СССР после смерти Сталина и в особенности начало десталинизации в 1956 г. Георгиу-Деж воспринял как угрозу его личной власти. В 1954-1955 гг. он временно уступил пост генерального секретаря РРП Г. Апостолу, однако сохранил реальную власть в партии. В 1956 г., во время усиления разногласий в руководстве партии, он сохранил поддержку большинства членов политбюро и впосл. сместил своих противников. Георгиу-Деж формально поддержал десталинизацию, однако не допустил критики своих действий в сталинский период. До самой смерти (19 марта 1965) Георгиу-Деж сохранял прочные позиции, его окружение неофициально называли baronii lui Dej (бароны Дежа). После вывода советских войск из Р., произведенного по инициативе Георгиу-Дежа (соглашение с Н. С. Хрущёвым 15 авг. 1958), возросла самостоятельность Бухареста в отношениях с Москвой. Р. отвергла идею усиления интеграции в рамках СЭВ, согласно к-рой должна была иметь сельскохозяйственную специализацию. Под влиянием событий Карибского кризиса (окт. 1962) руководство Р. по закрытым дипломатическим каналам сообщило США, что в случае военного конфликта между СССР и США Р. сохранит нейтралитет. Пленум ЦК РРП в апр. 1964 г. выступил с заявлением по вопросам международного коммунистического и рабочего движения, поддержав принцип равноправия социалистических стран в отношении идеологии и невмешательства во внутренние дела. В 1964 г. в Р. большим тиражом под редакционным названием Însemnri despre Români: Manuscrise inedite (Заметки о Румынии: Неопубликованные рукописи) была издана компиляция работ К. Маркса, в которых давались резкие оценки роли Российской империи в истории Дунайских княжеств и Бессарабии. В румын. историографии стал подниматься вопрос о Бессарабии в негативном для СССР ключе.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

В авг. 1806 г. Порта без согласования с российской стороной отправила в отставку господарей - молдавского Александру Мурузи (1792-1793, 1802-1806) и валашского Константина Ипсиланти (1802-1806, 1806-1807), после чего 11 нояб. рус. армия ген. И. И. Михельсона без предупреждения вошла в Молдавское княжество (эти действия не противоречили ст. 16 Кючук-Кайнарджийского договора), и за короткий срок рус. войска заняли Дунайские княжества. 18 дек. Порта объявила Российской империи войну (1806-1812). 25 июня (7 июля) 1807 г. в Тильзите между франц. имп. Наполеоном I и российским имп. Александром I Павловичем был заключен мирный договор, по к-рому разделялись сферы влияния в Европе, Российская империя вывела свои войска из Дунайских княжеств. Как следствие Тильзитского договора в Слободзее (12 авг. 1807) было подписано соглашение между Российской и Османской империями, предусматривающее прекращение военных действий. 30 сент. (12 окт.) 1808 г. в Эрфурте между Российской империей и Францией была подписана секретная конвенция, по к-рой Наполеон I давал согласие на инкорпорирование Дунайских княжеств в состав Российской империи, которая в свою очередь признавала господство французов в Испании. Великобритания и Австрия были недовольны укреплением позиций России на Востоке и сорвали русско-тур. мирные переговоры. В марте 1809 г. Слободзейское соглашение было нарушено (из-за договора с Османской империей и Великобританией и ввода последней флота в Чёрное м. Россия выдвинула ультиматум) и военные действия возобновились на Кавказе и в Дунайских княжествах. К сер. 1811 г. значительно ухудшились русско-франц. отношения, Российская империя стремилась быстрее заключить мир с Османской империей, чтобы передислоцировать войска к зап. границам. Османская империя, будучи не в состоянии продолжать войну, старалась затянуть переговоры, чтобы добиться более благоприятных для себя условий. Переговоры, прошедшие осенью 1811 г. в Джурджу, оказались безрезультатными, 1 марта 1812 г. они были возобновлены в Бухаресте. 16(28) мая был подписан мирный договор, по к-рому вост. часть Молдавского княжества между Днестром и Прутом (впосл.- Бессарабская губ.) вошла в состав Российской империи; Дунайские княжества возвращались Османской империи, но подтверждалась их автономия, дарованная на основе Кючук-Кайнарджийского (1774) и Ясского (1791) договоров ( Nistor . 2003. Vol. 2. P. 629-641; Mischevca . 2012). Валашское восстание 1821 г.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

О военной силе этого объединения свидетельствует тот факт, что в 292 г. до Р. Х. Дромихет взял в плен Лисимаха - полководца царя Александра Великого (Македонского), выступившего против гетов ( Diodor Sic. Biblioteca//FHDR. 1964. Vol. 1. P. 197). На развитие гето-дакийских племен оказывали влияние расположенные на зап. побережье Понта Эвксинского (Чёрного м.) греческие полисы - Истрия (Истрос), Томис (Томы; ныне Констанца), Каллатис (ныне Мангалия). Греч. колонисты, поселившиеся на зап. берегу Чёрного м. еще в VII в. до Р. Х., сталкивались с враждебностью местного населения. Нестабильная ситуация была разрешена переходом полисов под защиту нек-рых местных правителей. Найденный в Истрии грекоязычный декрет, высеченный на камне (III в. до Р. Х.), упоминает Залмодегикоса, властелина гетов на севере Добруджи (возможно, бывшего правителем и на левом берегу Дуная), к-рый установил протекторат над полисом. Ок. 200 г. до Р. Х. в др. греч. декрете из Истрии упоминается царь гетов Ремакс, к-рый, будучи, по утверждению некоторых историков, наследником царя Дромихета, правил либо в Мунтении, либо на юге Молдовы. Как и Дромихет, Ремакс в упомянутом источнике назван βασιλες, что говорит о нем как о крупном правителе. Помимо греков значительное влияние на материальную культуру гето-даков оказали скифы. Это были северопричерноморские племена скотоводов и земледельцев - носители одного из индоевроп. языков. Благодаря вост. и греч. влиянию, а также вслед. захватнической политики скифы к сер. IV в. до Р. Х. образовали собственное гос. формирование рабовладельческого типа. Данные археологических исследований говорят о том, что миграция кельтов на восток затронула долину р. Тиса и Трансильванское плато в посл. трети IV в. до Р. Х., однако массовая кельтская колонизация этих территорий произошла через год после смерти Лисимаха (281), во время вторжения кельтов на Балканы. Около 175 г. до Р. Х. или немного позже, в конце латенского периода (кельтская археологическая культура железного века, V-I вв.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

подписал с Османской империей акт о вассальной присяге, к-рый стал фундаментальной основой отношений между Трансильванией и Османской империей до конца османского сюзеренитета над этой областью: султан обязывался «не оставлять» Трансильванию, даже если потеряет все др. владения в Европе, брал на себя обязательства охранять и защищать жителей Трансильвании, предоставив им право выбирать князей; трансильванские князья должны были выплачивать Порте харадж (подать). Т. о., сохранив внутреннюю автономию, Трансильвания должна была подчиниться Порте в области внешней политики. После 1566 г. княжество проводило свою внешнюю политику на европейском уровне. Так, Трансильвания приняла антигабсбургскую ориентацию не только как вассал Османской империи, но и как член европ. коалиции, направленной против Свящ. Римской империи (инициирована Францией, Речью Посполитой и Швецией). Кроме того, до кон. XVI в. и в XVII в. нек-рые трансильванские князья планировали многочисленные коалиции, центром к-рых должно было стать княжество Трансильвания. Первым князем, к-рый отчасти реализовал план создания коалиции вост. гос-в, был католик Стефан Баторий. Его избрание при поддержке Рима королем Речи Посполитой в 1575 г. позволило заключить унию между Речью Посполитой и княжеством Трансильвания. В 1595 г. его племянник Жигмонд (Сигизмунд) Батори пытался установить власть над Валашским и Молдавским княжествами, предварительно присоединившись, вопреки воле трансильванского гос. собрания, к Священной Лиге (против Османской империи). В 1613-1629 гг. князь-кальвинист Габор Бетлен планировал создание протестант. королевства Дакия, которое включило бы в себя Речь Посполиту и Молдавское и Валашское княжества и приняло бы более активное участие в антигабсбургской коалиции. В 1657 г. князь Дьёрдь II Ракоци пытался воплотить свои надежды на широкую автономию Трансильвании и вступление на польск. трон: он присоединился к военной кампании против польск. кор. Яна II Казимира, возымевшей катастрофические последствия для Трансильвании (армия Дьёрдя II была разбита сначала поляками, затем - крымскими татарами). Религиозная реформа в Трансильвании. В сер. XVI в. Трансильвания претерпела глубокую конфессиональную трансформацию. Проникновение гуманистических идей Ренессанса во 2-й пол. XV в. подорвало позиции традиц. церковной культуры и в широком плане подготовило Реформацию. Интерес к этому движению религ. обновления проявился преимущественно в сфере центральной власти, со стороны знати, но также и в городах. Молодежь из семей богатых венгров и немцев-саксов все чаще обучалась в ун-тах за пределами Трансильвании. Расширению горизонтов познания также способствовало развитие книгопечатания.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010