Соловки стали Голгофой для святителя Илариона. Но Голгофа не только казнь, боль смерть, но и торжество. Во времена Петра I русский схимник Иисус, сосланный на Соловки, основал здесь Голгофо-Распятский скит, словно предчувствуя, что Соловкам уготована будет участь Русской Голгофы. В июле 1925 года святитель Иларион был переведен в Ярославскую тюрьму, и с ним начал переговоры глава 6-го отделения секретного отдела ОГПУ Е. Тучков. Готовилось устранение святителя Петра с поста местоблюстителя патриаршего престола. Владыке Илариону Тучков предлагал возвращение в Москву, где он должен был войти в группу архиереев, которые готовили церковный переворот. Это были будущие григориане, возглавлявшиеся тогда епископом Борисом (Рукиным). Но святитель Иларион не только отверг эти искушения, но и рассказал об этом сокамерникам, разгласив «оперативные приемы» ОГПУ. Такого чекисты не прощали. В 1926 году, когда истек срок заключения, против святителя было возбуждено новое уголовное дело. Ему дали новый трехлетний срок и возвратили на Соловки. Его поместили на Секирку, в штрафной смертный изолятор. «Все возможно для Господа, – шутил святитель, – когда-то Он из рыбаков сделал богословов и апостолов, теперь из богословов сделал опять рыбаков». Христианская радость древних подвижников не покидала преосвященного Илариона в годы заключения. Его веселила мысль о том, что Соловецкий лагерь может быть школой многих добродетелей: нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. В 1927 году святитель Иларион не согласился с текстом Декларации, но не порвал канонической связи с митрополитом Сергием (Страгородским), понимая вынужденный характер подписания главой Церкви этого документа. Не согласился он с церковным разделением, названным по имени основателя иосифлянским, не поддержал и другие движения «непоминающих». Во время тифозной эпидемии святитель благодаря своей активности и всеобщему авторитету отстоял за священнослужителями право ношения бороды. Кроме того, при содействии святителя собранное в 6-й роте заключенное духовенство получило некоторое ослабление режима. Но самое главное – иногда можно было совершать богослужения, как тайные, так и санкционированные лагерным начальством. Такова была знаменитая соловецкая Пасха 1925 года, когда все заключенные собрались в одном из храмов на богослужение, которое возглавил сам святитель Иларион.

http://pravoslavie.ru/33307.html

(Там, же, Патр. Прик. вязка 471, 2850) – 1715 г. показано: « церковь деревянная, при ней во дворе поп Михаил Михеев, во дворе дьячек Иван Васильев (Лантр. кн. 1715 г. стр. 147). 1722 г. ноября в » « день по указу (из Синодального Казенного Приказа), и по присланной памяти Савина монастыря Сторожевского за пометою архимандрита Сильвестра, города Рузы перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым Русские десятины погосту Воздвижения Честного Креста Господня, поп Михаила Михеев сказал по священству: вышеписанная церковь построена и освящена в прошлом во 189 (1681) г. при святейшем Иоакиме патриархе, а построена по челобитью тоя церкви всех приходских людей и дани платится по окладу по вся годы по рублю по два алтына да казенных пошлин по пяти алтын по 4 деньги, ямских и полоняничных с трех дворов; а он поп Михайла к той церкви посвящен в попы в 213 (1705) г. (sic) при святейшем патриархе Адриане на место отшедшего попа Семиона Никифорова, и на пропитание к той церкви дано издревле земли по 20 четвертей в поле, а в дву потому-ж, да сенных покосов 20 копен; да у той же церкви прихоцких 36 дворов а служба у него попа в той церкви бывает временная, а не повсядневная. Тоя ж вышеписанные церкви дьячек Иван Васильев сказал: по святой непорочной евангельской заповеди Господни – еже ей в правду: живет он у вышеписанной церкви по приговору вышеписанной церкви всех прихоцких людей, и явил новоявленную память прошлого 709 г. за рукою старосты поповского Николаевского попа Данила Родионова; а кормится он от той церкви вышеписанною даною к той церкви землею и приходом (там же, Патр. Прик. вязка 449, 825, стр. 13). 10. Воскресения Христова церковь в селе Воскресенском, на речке Вейне Воскресенская церковь , существовавшая издревле, в начале XVII века была уничтожена. Село Воскресенское, на речке Вейне, некогда принадлежавшее царевичу Росланею Камбулину, в 133 и 134 (1625–1626) г. находилось Русского уезда, Сычевского стана в поместье: «за Иваном Тимофеевым сыном Реутовым, за Дружиною Смирнова сына Рукиным, за Иваном Ивановым сыном Хреновым, за Григорьем Савиновым сыном Нестеровым»; а в селе Воскресенском место церковное попово, место дьячково, место Пономареве, пашни церковные лесом поросло, худые земли, 27 четверетей в поле, а в дву потому-ж, сена лесом поросло 50 копен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Москве отреставрируют старинную церковь у Покровских ворот Москва, 18 сентября 2014 г . В храме Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот , который является объектом культурного наследия регионального значения, проведут противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы. Об этом ИА REGNUM сообщили в пресс-службе департамента градостроительной политики Москвы. Начальная цена контракта составляет 76,8 млн рублей. Работы должны быть выполнены в течение 55 дней. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 7 октября. Итоги будут подведены 14 октября, уточнили в ведомстве формальные требования. Что касается самой реставрации, то, в частности, предполагается отреставрировать основание храма, укрепить фундаменты, которые ввиду месторасположения «на грязях», то есть в сложных геологических условиях, нуждаются в особом усилении. Также необходимо отремонтировать кровлю, оконные и дверные конструкции и другое. Помимо этого потребуется восстановление штукатурной отделки, архитектурно-лепного декора и позолоты. Церковь у Покровских ворот была сооружена в 1861 г. по проекту архитектора М. Д. Быковского на средства надворного советника Е. В. Молчанова. Ему предшествовали четыре более ранних каменных храма, а деревянная церковь с престолом Василия Кесарийского на этом месте известна с 1547 г. В объем существующего здания, выстроенного в формах классицизма, вошли части стен церкви XVIII в. и более позднего ее северного придела. В середине 1929-го года храм был захвачен представителями так называемых «григорианцев» (образовавшими Временный Высший Церковный Совет – ВВЦС) во главе с лжемитрополитом Борисом (Рукиным). Но в руках григорианцев храм пробыл недолго: в начале января 1930-го года он был закрыт по решению Моссовета от 20 декабря 1929 года для занятия церкви под зернохранилище. В середине 50-х годов здание храма было переоборудовано под дом культуры. Купол и колокольня снесены. Внутренний объем здания был разделен перегородками и перекрытиями на множество помещений, помещавшихся на трех этажах. При этом своды северного придела были разрушены и достроен третий этаж. В центральном приделе был устроен киноконцертный зал со сценой на месте Алтаря. В 1979 году свод здания дал трещину (недаром храм именовался «на Грязех»), дом культуры был закрыт и здание постановлено на капитальный ремонт. В 1980-1981 годах были проведены большие ремонтные работы по укреплению фундаментов. К началу 90-х годов в здании размещался Центр досуга и отдыха московского областного комитета профсоюзов, сообщают на сайте храма. 18 сентября 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/73705.html

Пророка и Крестителя Господня Иоанна. В том же году назначен был во вновь открытый приход и причт в полном составе (священника и двух причетников), каковой тогда же и прибыл к месту своего служения. Но за неимением средств (имелось только 200 р.) храм заложен был лишь в 1857 г., после сбора доброхотных пожертвований и покупки в 1854 г. в с. Черемховском за 230 р. прихожанами старой деревянной церкви с колокольнею, иконостасом и находящимися в нём иконами. В 1860 г. храм окончен был постройкою и освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы, без придела, которого нет и до сих пор. Причт состоит из священника и псаломщика, для помещения которых имеются два общественных дома. При церкви существует церковно-приходская школа с 1891 г. Каменский завод отстоит по железной дороге от г. Екатеринбурга в 131 в., и от г. Камышлова в 79 в. Трактом же от первого в 92 в., и от второго – в 70 в. В 2½ в. на север от завода находится конечная станция «Островская» Каменской ветки, соединяющей завод, через ст. Богданович, с Екатер.-Тюменской ж. д. Каменский приход образовался на месте поселения Далматовского монастыря, получив своё название от р. Каменки, впадающей в 2–3 вер. от завода с левой стороны в р. Исеть. Игумен Далматовской пустыни Исаак, узнав, что толщи руды железной залегают в горах при р. Железенке (ныне Каменке), за Колчеданским острожком, не опустил столь драгоценной находки. Вследствие его челобитья перед Тобольским воеводою князем Алексеем Андреевичем Голицыным, речка Железенка с приисками руды в разных местах и близлежащие пустопорожние земли с угодьями и лесами отведены были в 1682 году Тобольским боярским сыном Федором Рукиным в Успенскую Исетскую пустыню Далматова монастыря. Границы отвода простирались: к югу – до р. Исети, к западу – до р. Камышевки, к северу – до р. Белой, к востоку – до ключа, текущего в р. Исеть при Красной горе. Селитьба, основанная Игуменом Исааком при р. Железенке, может быть, существовала на том месте, где стоит теперь Каменский чугуноплавильный завод, и где тянулась Арамильская дорога, пересекающая р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очень рано при помощи опытных наставников овладев секретами регентского и певческого искусства, мальчик пел на клиросе в богородском Богоявленском кафедральном соборе, сам пробовал руководить хором. Был иподиаконом при епископах Никаноре (Кудрявцеве) и Платоне (Рудневе). В Богородске Сергей Извеков в 1925 году одним из лучших учеников заканчивает школу. В этой школе, преобразованной из гимназии, еще работали старые преподаватели. В годы учебы проявился интерес Сергея к изобразительному искусству и поэзии. В августе 1925 года Сергей приехал в Саровскую пустынь, выразив желание принять здесь монашеский постриг. В это время здесь подвизалось около 150 монахов. Один из старцев пустыни благословил будущему патриарху ехать в Москву: «Тебя ждут там». Приехав в Москву к празднику Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Сергей Извеков оказывается в Сретенской обители, где его друг, будущий церковный историк Михаил Губонин, знакомит его с настоятелем монастыря епископом Борисом (Рукиным). Епископ Борис летом-осенью 1925 года совершал достаточно много монашеских постригов, намереваясь пополнить состав братии молодыми монахами. Сергей Извеков произвел хорошее впечатление на епископа Бориса своим регентским мастерством и остался в Сретенской обители. Здесь, 4 декабря 1925 года, от руки епископа Бориса он принимает иноческий постриг с именем Платон. Молодой инок Платон не захотел остаться в братии монастыря, когда вскоре после ареста митрополита Петра (Полянского) 9 декабря 1925 года образовался григорианский раскол, одним из лидеров которого был епископ Борис, да и монашеская жизнь в Сретенской обители после ухода в раскол ее настоятеля сходила на нет. Знание богослужебного устава и церковного пения всегда отличали служение будущего патриарха. Он прекрасно руководил церковными хорами. Живший в то время в Москве брат святителя Илариона (Троицкого), возглавлявшего Сретенский монастырь в 1923 году, епископ Даниил (Троицкий) попросил инока Платона стать регентом храма Спаса Преображения в Пушкарях, который находился недалеко от монастыря на Сретенке. В 1926 году инок Платон руководил хором в храме во имя Флора и Лавра у Мясницких ворот, возле Центрального почтамта, а затем в храме преподобного Максима Исповедника на Варварке. В том же году инок Платон становится регентом правого хора храма святителя Пимена в Новых Воротниках. Прослужил здесь будущий патриарх до 1932 года. Настоятелем храма в годы служения в нем будущего патриарха был протоиерей Николай Бажанов, который и пригласил юного регента в свой храм.

http://pravoslavie.ru/36227.html

Воскресенское. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Кирпичная, ранее побеленая приходская церковь. Построена в стиле классицизма в 1792 г. (трапезная выстроена в 1846 г.) на деньги помещицы Е.М. Волковой. Основу церкви составляет односветный четверик, увенчанный световой ротондой, перекрытой куполом с главкой. Двухпридельная трапезная соединяет храм с колокольней. Колокольня состоит из двух кубических ярусов и перекрыта куполом со шпилем. Боковые фасады церкви, частично закрытые алтарями приделов, украшены пилястровыми портиками с фронтонами. Декор приделов выдержан в стиле позднего классицизма, их боковые фасады украшены фронтонами с строенными окнами. Главный престол Воскресенский, приделы Всехсвятский и Скорбященский. Внутреннее убранство не сохранилось. Передана верующим, с 2001 г. проводятся нерегулярные богослужения. 19.05.2007 г. был освящен колокол. C сайта: " Храмы Подмосковья " http://50rus.hramy.ru/ Церковь Воскресения Христова в с. Воскресенском на р. Вейне существовала издревле, но в Смутное время была уничтожена. Некогда село принадлежало царевичу Росланею Камбулину. В 1625 г. оно - за Иваном Тимофеевичем Реутовым, Дружиною Рукиным, Иваном Ивановичем Хреновым и Григорием Саввичем Нестеровым. В Писцовых книгах сказано: " а в селе место церковное, пашни церковные лесом поросли " . В 1687 г. церковная земля в вотчине боярина Михаила Яковлевича Черкасского. В 1699 г. новый хозяин, окольничий Михаил Тимофеевич Лихачёв, построил вновь церковь Воскресения Христова, в 1701 г. она освящена. В ней был священником Борис Ермолаев. Князь Матвей Петрович Гагарин в 1708 г. купил часть села у вдовы Татьяны Никитичны, другими частями владели граф Андрей Иванович Ефимовский (1753 г.), Николай Иванович Дивов (1759 г.), наследовавший своему отцу Ивану Ивановичу, Онуфрий Васильевич Волков, после которого принадлежавшая ему часть перешла в 1795 г. его вдове Евдокии с дочерьми Верой, Елизаветой, Марьей и Александрой, и вдова купила у графа П.А. Ефимовского и Н.И. Дивова их части.

http://sobory.ru/article/?object=06663

Видя, что арестовывают всех значительных и стойких архиереев, Местоблюститель и сам приготовился к аресту. Составил завещание о преемстве первосвятительской власти и позаботился, чтобы оно дошло по назначению. 9 декабря Местоблюститель был арестован. Следствие длилось до конца мая 1926 года. К этому времени григорианцы определились как отдельная раскольничья группа, митрополит Агафангел отказался от своих прав на местоблюстительство, место заместителя занял митрополит Сергий (Страгородский). 21 мая Особое Совещание при коллегии ОГПУ приговорило: епископов Амвросия (Полянского), Прокопия (Титова), священника Петра Шипкова, псаломщика Иоанна Попова, бывшего товарища обер-прокурора Синода Петра Истомина – к трем годам концлагеря; епископа Тихона (Шарапова) и священника Иоанна Скворцова – к трем годам ссылки в Казахстан; епископов Николая (Добронравова), Дамаскина (Цедрика), Гурия (Степанова), Иоасафа (Удалова), Парфения (Брянских), Пахомия (Кедрова), священников Николая Покровского, Василия Скворцова, Константина Скворцова, бывшего обер-прокурора Синода Александра Самарина, мирян Владимира Токаревского, Кирилла Матвеева, Феодора Челищева – к ссылке в Зырянский край на три года; священника Николая Семеняко – к ссылке в Зырянский край на два года; епископа Германа (Ряшенцева), диакона Михаила Шика и мирян Льва Хреновского, Иоанна Мещерского – к ссылке в Казахстан на два года; мирянина Константина Виноградова – к условной высылке в Зырянский край на два года; бывшего обер-прокурора Синода Владимира Саблера и крупного дореволюционного дипломата Павла Мансурова – к лишению права проживания в шести крупных городах с их областями. 17 августа 1926 года коллегия ОГПУ постановила: прекратить следствие по обвинению епископа Никона (Дегтяренко), члена церковного совета Сретенского монастыря Владимира Андронова, архимандрита Серафима Крутеня, келейника почившего Патриарха Тихона Константина Пашкевича, митрополита Серафима (Александрова), который был арестован только для того, чтобы ГПУ было удобней провести очную ставку с епископом Борисом (Рукиным).

http://fond.ru/kalendar/954/petr/

Человек, знаменитый в нашей истории под именем Тушинского вора, или просто вора, вора по преимуществу, показался впервые в белорусском местечке Пропойске, где был схвачен как лазутчик и посажен в тюрьму. Здесь он объявил о себе, что он Андрей Андреевич Нагой, родственник убитого на Москве царя Димитрия, скрывается от Шуйского, и просил, чтобы его отослали в Стародуб. Рагоза, урядник чечерский, с согласия пана своего Зеновича, старосты чечерского, отправил его в Попову Гору, откуда он пробрался в Стародуб. Прожив недолго в Стародубе, мнимый Нагой послал товарища своего, который назывался московским подьячим Александром Рукиным, по северским городам разглашать, что царь Димитрий жив и находится в Стародубе. В Путивле жители обратили внимание на речи Рукина и послали с ним несколько детей боярских в Стародуб, чтобы показал им царя Димитрия, причем пригрозили ему пыткою, если солжет. Рукин указал на Нагого; тот сначала стал запираться, что не знает ничего о царе Димитрии, но когда стародубцы пригрозили и ему пыткою и хотели уже его брать, то он схватил палку и закричал: «Ах вы б... дети, еще вы меня не знаете: я государь!» Стародубцы упали ему в ноги и закричали: «Виноваты, государь, перед тобою». Стародубцы начали давать государю своему деньги и рассылать по другим городам грамоты, чтобы высылали к ним своих ратных людей на помощь царю; как в других городах, так и в Стародубе теперь жители слушались одного человека, какого-то Гаврилу Веревкина, успевшего взять в свои руки народную волю. Нашелся между стародубцами сын боярский, который решился ехать под Тулу в царский стан и спросить самого царя Василия, зачем он подыскался царства под прирожденным государем? Мученик обмана умер геройски, поджариваемый на медленном огне и повторяя те же речи, что Шуйский подыскался под прирожденным государем. Этот прирожденный государь между тем рассылал грамоты по литовским пограничным городам с просьбою о помощи: «В первый раз, – писал он, – я с литовскими людьми Москву взял, хочу и теперь идти к ней с ними же». О том же писал к мстиславскому державцу Пацу рославский наместник и воевода, князь Дмитрий Мосальский: «Чтобы вы прислужились государям нашим прирожденным Димитрию и Петру, прислали бы служилых всяких людей на государевых изменников, а там будет добра много; если государь царь и государь царевич будут на прародительском престоле на Москве, то вас всех служилых людей пожалуют своим великим жалованьем, чего у вас на разуме нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

е. официальном оформлении Управления Православной Церковью, каковую до сих пор не имела, находясь на нелегальном положении. Эта “легализация» обещала облегчить бесправное положение Церкви, но требовала принятия митрополитом Петром ряда условий – как-то: 1) издания декларации определенного содержания, 2) исключения из ряда управляющих – неугодных власти епископов, т. е. устранения их от церк[овной] жизни, 3) осуждения заграничных епископов и 4) в дальнейшем определенный контакт в деятельности с Правительством в лице Тучкова. За это обещалось официальное оформление Управлений и неприкосновенность тех епископов, кои будут назначены на епархии по соглашению с властью». Из протокола допроса митрополита Петра от 12 декабря 1925 г. (первого после ареста) следует, что Тучков обещал Синод (о составе этого Синода Тучков, очевидно, также готов был позаботиться). Более того, Местоблюститель сказал на том допросе, что «со дня на день ожидал Синода» 745 . «Предлагая м[итрополиту] Петру свои условия в момент, когда ему угрожала уже личная непосредственная опасность, – продолжал Косткевич, – Правительство, безусловно, рассчитывало, что, желая сохранить свободу и спасти себя от грядущих испытаний, м[итрополит] Петр пойдет невольно на уступки. Однако, пренебрегши всеми личными соображениями, м[итрополит] Петр решительно отказался от предложенных ему условий и, в частности, отказался и подписать предложенный Тучковым текст декларации» 746 . Каким примерно был этот тучковский текст декларации, можно судить по тому, что в итоге появилось на свет в июле 1927 г. за подписью заместителя митрополита Петра. Для усиления давления на Местоблюстителя было инициировано обращение к нему архиепископа Григория (Яцковского) с епископами Борисом (Рукиным) и Иннокентием (Бусыгиным). Вскоре после публикации в «Известиях» провокационной статьи Теляковского они посетили митрополита Петра и предложили ему «реабилитировать себя, ответить на эти (обновленческие – свящ. А. М.) обвинения, собрать православных архиереев, находящихся в Москве, и обсудить положение церковных дел».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Новгородский губернатор Сиверс донес, что в исполнение этого указа сысканы им в Новгороде некоторые к тому способные люди, которые два раза отправлялись к запертым раскольникам и наконец успели уговорить их разойтись по домам и записаться в оклад. Мы видели, что Синод смотрел на Ржев Володимеров как на гнездо потаенного раскольничества. И теперь он потребовал отрешения от магистратского присутствия бургомистра Немилова, ратманов Видонова и Волоскова за содержание ими потаенного раскола и другие противности и продерзости и отсылки их вместе с другими купцами и раскольниками для следствия по требованию тверского архиерея. Сенат передал дело новгородскому губернатору. Оказывалось, что раскольники отбивали своих, за которыми архиерей присылал команду, причем Видонов бранил монахов блудниками и прелюбодеями. Когда на Пасхе священники пришли к Видонову с образами, то он запрестольный образ Богородицы положил себе на плеча, запел бездельную мерзкую песню, велел посадской женке Волосковой эту песню подтягивать, и оба плясали с образом. Тверской епископ Афанасий определил ржевского соборного протопопа Ивана Алексеева наблюдать за потаенными раскольниками. Протопоп начал прилагать об этом ревностное старание. Раскольники рассердились на него за это; трое из них – Иван Меньшой, Климентий Чупятов и Михайло Орлов – подкупили находившихся у ржевских кабацких откупщиков подпоручика Коробьина и отставного матроса Шеварина, с ними, с их солдатами и с кабацкими чумаками пришли к дому протопопа ночью под предлогом выемки запретного вина, разломали ворота и двери, заперли протопопа в избе, сломали у чулана замки, пограбили 84 рубля денег да на 42 рубля пожитков, взяли также поставленный у него на сбережение помещиком Рукиным бочонок вина, самого протопопа били смертно, также двенадцатилетнюю дочь его и малолетнюю служанку, потом связали протопопу руки и, надев на него женскую раскольничью шубу, привезли на квартиру кабацких откупщиков, а после отвезли в воеводскую канцелярию и отдали под караул.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010