Сщмч. Петр Петриков, свящ. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Сергеевич Петриков (19.01. 1903, г. Можайск Московской губ. (ныне Московской обл.) - 27.09. 1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 15 сент., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи конторщика (впосл. помощника начальника ст. Тучково Московско-Брестской железной дороги). Учился в приходском уч-ще на ст. Батюшково Московско-Брестской железной дороги, затем в Вязьме Смоленской губ., с. Кубинском Верейского у. Московской губ., на ст. Мещёрская Московско-Брестской железной дороги, а с 1913 г.- в Можайском реальном уч-ще (с 1918 единая трудовая школа 2-й степени). В 1919 г. параллельно с обучением в трудовой школе посещал занятия во время общеобразовательного триместра и сдал экзамены в Московской горной академии. В 1920 г. окончил Можайскую единую трудовую школу. Зимой 1920/21 г. учился в школе телеграфистов, но не окончил ее из-за болезни отца. Летом 1921 г. вел крестьянское хозяйство в доме у родителей и зарабатывал шитьем обуви. В том же году П. по ходатайству наркома здравоохранения Н. А. Семашко был принят без экзаменов на медицинский фак-т 2-го Московского гос. ун-та. Был одним из лучших студентов, получал стипендию 1-й категории. Весной 1922 г. вслед. переутомления от занятий перенес нервное заболевание. После 2-летнего лечения в амбулатории при железнодорожной больнице пришел к вере. По инициативе П. в Можайске был создан Союз христианской молодежи. Познакомившись с прп. Нектарием (Тихоновым), стал его духовным сыном. В июне 1925 г. Можайским еп. Борисом (Рукиным) рукоположен целибатом во диакона и в том же году местоблюстителем Патриаршего престола Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) - во иерея. В Москве П. не имел прихода и служил в храмах, помогая знакомым священникам, в т. ч. в 1925-1926 гг.- в Вознесенской ц. на Ильинке - на подворье Антиохийской Православной Церкви и с 1928 г.- в Николаевской ц. в Подкопаях - на подворье Александрийской Православной Церкви . В марте 1931 г. назначен в храм во имя свт. Николая в Клённиках.

http://pravenc.ru/text/2580200.html

30 августа (12 сентября) 1925 года на престольный праздник Патриарший Местоблюститель служил в Троицком соборе монастыря, где покоились мощи благоверного князя Даниила Московского. Монастырь был заполнен молящимся народом. Путь к раке со святыми мощами устилал ковер из живых цветов. Войдя в храм, митрополит Петр прошел к мощам святого и благоговейно приложился к ним. Некоторые монахи видели, что, когда он пошел к солее, над мощами образовалось как бы облако, в котором возник образ святого князя Даниила; и во все время, пока митрополит шел к алтарю, образ этот сопровождал его. Священномученик Петр помогал многим заключенным и сосланным. Он сам отправлял деньги митрополиту Казанскому Кириллу, архиепископу Никандру (Феноменову, 3 марта 1933 г.), своему предшественнику по Крутицкой кафедре, томившемуся в ссылке в Туркестане, секретарю патриарха Тихона Петру Гурьеву и другим изгнанникам. Полученные деньги митрополит Петр обычно сразу отдавал для отправки в тюрьмы, лагеря и места ссылки. Он благословил приходские причты жертвовать в пользу заключенных священнослужителей. Вся деятельность Патриаршего Местоблюстителя вызывала крайнее недовольство гонителей Церкви. В ГПУ был выработан план по устранению митрополита Петра и учинению нового раскола. Своим орудием враги Церкви избрали нескольких честолюбивых архиереев во главе с епископом Можайским Борисом (Рукиным, 1931 г.), к этой группе принадлежал и архиепископ Екатеринбургский Григорий (Яцковский, 9 марта 1932 г.), впоследствии возглавивший ее. Нельзя перечислить все интриги, коварство, ложь, которые были использованы для достижения этой цели – разрушить Церковь , но святитель остался верен своему долгу заботы о Церкви и народе Божием. Власти понимали, что им не удастся сделать из него орудие в исполнении своих разрушительных для Церкви замыслов. 11 ноября 1925 года комиссия по проведению декрета об отделении Церкви от государства при ЦК ВКП(б) постановила: «Поручить т. Тучкову ускорить проведение наметившегося раскола среди тихоновцев… В целях поддержки группы, стоящей в оппозиции к Петру, …поместить в “Известиях” ряд статей, компрометирующих Петра, воспользовавшись для этого материалами недавно закончившегося обновленческого собора. Просмотр статей поручить т.т. Стеклову П.И., Красикову П.А. и Тучкову Е.А. Им же поручить просмотреть готовящиеся оппозиционной группой декларации против Петра. Одновременно с опубликованием статей поручить ОГПУ начать против Петра следствие».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Секретарь протоиерей Павлов. [Печать Временного Высшего Церковного Совета] 1. Журнал Московской Патриархии. 1931. 1 2. Воскресное чтение (Варшта). 1930. 3. Украинский Православный Благовестник. 1927. 4. Жизнеописание Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: Рукопись 5. Архив составителя 6. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы Телеграмма архиепископа Екатеринбургского Григория [Яцковского] – главы ВВЦС, митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] с сообщением об освобождении последнего Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Крутицким Петром [Полянским] от обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя ...Местоблюститель Вас освободил... Архив составителя Третье письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Сергия к архиепископу Екатеринбургскому Григорию [Яцковскому] от 26 января (8 февраля) 1926 г Заявление епископа Переяславского Дамиана [Воскресенского] Временному Высшему Церковному Совету (ВВЦС) о своём выходе из состава последнего Выявилось окончательно, что наш «совет и дело от человек» ( Деян.5:38 ), a потому вполне обдуманно заявляю Вашему Высокопреосвященству о своём выходе из состава ВЦС. Ради мира церковного братски прошу Вас и прочих иерархов последовать моему смирению. 20 января (2 февраля) 1926 г. Епископ Дамиан. Москва С подлинным верно: Епископ Павлин [Крошечкин]. Архив составителя Директива одному из московских благочинных, изданная московским викарием епископом Можайским Борисом [Рукиным] от имени григорианского Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС) для привлечения под своё начало московского приходского духовенства Благочинному…………………. сорока г. Москвы Протоиерею…………………. Патриарший Местоблюститель Высокопреосвященнейший митрополит Пётр, скорбя о начавшихся недоумениях и разделениях в Православной Церкви за время нахождения вне свободы и о том, что Преосвященные митрополиты Сергий [Страгородский], Михаил [Ермаков] и архиепископ Иосиф [Петровых], которым распоряжением его от 22 ноября (5 декабря) 1925 г. поручалось временное управление Церковью, по разным причинам не могут быть Заместителями его как Патриаршего Местоблюстителя (митрополит Сергий Страгородский , как не имеющий права выезда из Нижнего и свободы церковного управления, митрополит Михаил Ермаков, как совершенно отклонивший от себя эти обязанности, архиепископ Иосиф Петровых , как совсем неизвестный подлежащей советской власти), признал полезным, в интересах мира и единения церковного, новым своим распоряжением от 19 января (1 февраля) 1926 г. временно, до выяснения его дела, поручить исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя архиепископам: Николаю [Добронравову] Владимирскому, Димитрию [Беликову] Томскому, Григорию [Яцковскому] Екатеринбургскому с правом этой архипастырской коллегии по соглашению с властями приглашения для совместной работы потребного количества других архипастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Не дожидаясь решения Собора или хотя бы Местоблюстителя на этот счет, митрополит Михаил в явочном порядке стал подписываться как «митрополит Киевский» и носить положенные иерарху с таким титулом две панагии, в чем был поддержан епископом Борисом (Рукиным). Ситуация с украинско-московскими церковными делами, к радости богоборческой власти, стала приобретать новый тревожный оборот. В подготовленном ОГПУ «Обзоре политического состояния СССР» за октябрь 1925 г. было сказано: «Видный противник митрополита Петра тихоновец Борис Можайский, поддерживаемый киевским митрополитом, сорганизовал группу, которая предъявляет требования Петру о необходимости легализации тихоновщины как единственного выхода из обострившегося положения […]. Возможен раскол» . В этой сложной ситуации митрополит Петр прибег к совету православных епископов с Украины. К осени 1925 г. их в Москве сосредоточилось уже достаточно большое число (некоторые были вышеупомянуты в показаниях Косткевича). Помимо митрополита Михаила сюда входили архиепископы Черниговский Пахомий (Кедров) и Херсонский Прокопий (Титов), епископы Каменец-Подольский Амвросий (Полянский) и Ананьевский Парфений (Брянских). Последним в сентябре 1925 г. к ним присоединился епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик). В итоге число православных украинских епископов в Москве стало сопоставимым с их числом на самой Украине. Среди высланных в Москву украинских иерархов были и те, кому Местоблюститель особенно доверял. Позднее, в 1926 г., митрополит Петр показал на допросе: «Что касается епископов, с мнением которых я считался особенно, то это: Николай Добронравов, Пахомий, Прокопий, Амвросий и другие» . Видно, что из четырех особо отмеченных святителем Петром архиереев трое были украинскими (оставшийся – архиепископ Николай – занимал Владимиро-Суздальскую кафедру). Состоявшееся в Даниловом монастыре неформальное совещание Местоблюстителя с московскими украинскими архиереями достаточно однозначно высказалось о невозможности титулования митрополита Михаила «Киевским», более того, даже на должность Экзарха в ходе обсуждения была предложена другая кандидатура – епископа Дамаскина (Цедрика).

http://bogoslov.ru/article/1108065

Видя, что арестовывают всех значительных и стойких архиереев, Местоблюститель и сам приготовился к аресту. Составил завещание о преемстве первосвятительской власти и позаботился, чтобы оно дошло по назначению. 9 декабря Местоблюститель был арестован. Следствие длилось до конца мая 1926 года. К этому времени григорианцы определились как отдельная раскольничья группа, митрополит Агафангел отказался от своих прав на местоблюстительство, место заместителя занял митрополит Сергий (Страгородский). 21 мая Особое Совещание при коллегии ОГПУ приговорило: епископов Амвросия (Полянского), Прокопия (Титова), священника Петра Шипкова, псаломщика Иоанна Попова, бывшего товарища обер-прокурора Синода Петра Истомина – к трем годам концлагеря; епископа Тихона (Шарапова) и священника Иоанна Скворцова – к трем годам ссылки в Казахстан; епископов Николая (Добронравова), Дамаскина (Цедрика), Гурия (Степанова), Иоасафа (Удалова), Парфения (Брянских), Пахомия (Кедрова), священников Николая Покровского, Василия Скворцова, Константина Скворцова, бывшего обер-прокурора Синода Александра Самарина, мирян Владимира Токаревского, Кирилла Матвеева, Феодора Челищева – к ссылке в Зырянский край на три года; священника Николая Семеняко – к ссылке в Зырянский край на два года; епископа Германа (Ряшенцева), диакона Михаила Шика и мирян Льва Хреновского, Иоанна Мещерского – к ссылке в Казахстан на два года; мирянина Константина Виноградова – к условной высылке в Зырянский край на два года; бывшего обер-прокурора Синода Владимира Саблера и крупного дореволюционного дипломата Павла Мансурова – к лишению права проживания в шести крупных городах с их областями. 17 августа 1926 года коллегия ОГПУ постановила: прекратить следствие по обвинению епископа Никона (Дегтяренко), члена церковного совета Сретенского монастыря Владимира Андронова, архимандрита Серафима Крутеня, келейника почившего Патриарха Тихона Константина Пашкевича, митрополита Серафима (Александрова), который был арестован только для того, чтобы ГПУ было удобней провести очную ставку с епископом Борисом (Рукиным).

http://fond.ru/kalendar/954/petr/

24) Вотчина Живоначальные Троицы Сергиева монастыря, что пожаловал блаженные памяти Государь Царь и Великий Князь Федор Иванович всея Руссии Живоначальные Троицы Сергиева монастыря архимандрита Митрофана с братьею..., а дал в 7090 (1582) году по отце своем по Царе и Великом Князе Иван Васильевиче всея Русии и село Кляпово на реке на Сетуне 65 , а в нем церковь Никола Чудотворец, а в церкви образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строение монастырское. 25) Живоначальные Троицы Сергиева монастыря село Андреевское погост 66 , а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и все церковное строение и клепало монастырское. Села ж Андреевского погост, а на погосте место церковное Бориса и Глеба 67 . Стан Угожской 26) За дьяком за Макарком Ивановым сыном Поздеевым в поместьи по отдельной выписи 132 (1624) году, что было преж сего в вотчине за боярином за Стенаном Васильевичем Годуновым, а преж боярина было за Григорьем, да за Гаврилом, да за Кузмою, да за Иваном Рукиным, пустошь, что было село Марьино, а в нем место церковное Николы Чудотворца 68 . 27) В Угожском же стану пустошь, что были погост Живоначальные Троицы на реке на Торусе 69 . 28) Пустошь, что был погост Успение Пречистые Богородицы на реке на Москве 70 . 29) Пафнутьева монастыря вотчина село Куриково на речке на Торусе 71 , да на речке на Мосуровке, а в селе церковь Преображение Господа нашего Иисуса Христа древяна клетцки, стоит пуста. 30) Того ж Пафнутьева монастыря вотчина, пустошь, что было село Городище 72 , а в нем церковь Николы Чудотворца. 31) Вотчина Андроньева монастыря, что на Москве, по приправочным книгам, что было в поместьи за Гришею за Бикейковым, да за Кирилом Дичковым, и Государь Царь отдал то поместье по дяде своем князе Юрье Ивановиче в Андроньев монастырь архимандриту с братьею по духовной грамоте, деревня Ладыгино, на реке на Москве 73 . 32) Вотчина Новодевичья монастыря село Починки, а Кубенское тож, на речке на Сетуне 74 ; в государевой жалованной грамоте 7079 (1571) году написано: «дал то село князь Иван Иванович Кубенской», а в селе был храм Леонтей Чудотворец Ростовской, запустел от литовского разорения.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Человек, знаменитый в нашей истории под именем Тушинского вора, или просто вора, вора по преимуществу, показался впервые в белорусском местечке Пропойске, где был схвачен как лазутчик и посажен в тюрьму. Здесь он объявил о себе, что он Андрей Андреевич Нагой, родственник убитого на Москве царя Димитрия, скрывается от Шуйского, и просил, чтобы его отослали в Стародуб. Рагоза, урядник чечерский, с согласия пана своего Зеновича, старосты чечерского, отправил его в Попову Гору, откуда он пробрался в Стародуб. Прожив недолго в Стародубе, мнимый Нагой послал товарища своего, который назывался московским подьячим Александром Рукиным, по северским городам разглашать, что царь Димитрий жив и находится в Стародубе. В Путивле жители обратили внимание на речи Рукина и послали с ним несколько детей боярских в Стародуб, чтобы показал им царя Димитрия, причем пригрозили ему пыткою, если солжет. Рукин указал на Нагого; тот сначала стал запираться, что не знает ничего о царе Димитрии, но когда стародубцы пригрозили и ему пыткою и хотели уже его брать, то он схватил палку и закричал: «Ах вы б... дети, еще вы меня не знаете: я государь!» Стародубцы упали ему в ноги и закричали: «Виноваты, государь, перед тобою». Стародубцы начали давать государю своему деньги и рассылать по другим городам грамоты, чтобы высылали к ним своих ратных людей на помощь царю; как в других городах, так и в Стародубе теперь жители слушались одного человека, какого-то Гаврилу Веревкина, успевшего взять в свои руки народную волю. Нашелся между стародубцами сын боярский, который решился ехать под Тулу в царский стан и спросить самого царя Василия, зачем он подыскался царства под прирожденным государем? Мученик обмана умер геройски, поджариваемый на медленном огне и повторяя те же речи, что Шуйский подыскался под прирожденным государем. Этот прирожденный государь между тем рассылал грамоты по литовским пограничным городам с просьбою о помощи: «В первый раз, – писал он, – я с литовскими людьми Москву взял, хочу и теперь идти к ней с ними же». О том же писал к мстиславскому державцу Пацу рославский наместник и воевода, князь Дмитрий Мосальский: «Чтобы вы прислужились государям нашим прирожденным Димитрию и Петру, прислали бы служилых всяких людей на государевых изменников, а там будет добра много; если государь царь и государь царевич будут на прародительском престоле на Москве, то вас всех служилых людей пожалуют своим великим жалованьем, чего у вас на разуме нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Очень рано при помощи опытных наставников овладев секретами регентского и певческого искусства, мальчик пел на клиросе в богородском Богоявленском кафедральном соборе, сам пробовал руководить хором. Был иподиаконом при Богородском епископе викарии Московской епархии Никаноре (Кудрявцеве). 23 сентября 1923 г., по данным ОГПУ, Патриарх Тихон «за резкий отзыв о себе» отстранил епископа Никанора от управления викариатством . Уже после последовавшей вскоре смерти епископа Никанора, в октябре 1923 г., на Богородское викариатство был хиротонисан епископ Платон (Руднев), иподьяконом которого также был Сергей Извеков. В Богородске Сергей Извеков одним из лучших учеников заканчивает школу второй ступени имени В.Г. Короленко, о чем в октябре 1925 г. ему было выдано свидетельство . В этой школе, преобразованной из гимназии, еще работали старые преподаватели. В годы учебы проявился интерес Сергея к изобразительному искусству и поэзии. В августе 1925 г. Сергей приехал в Саровскую пустынь, выразив желание принять здесь монашеский постриг . В это время здесь подвизалось около 150 монахов. Празднование дня памяти преподобного 1 августа собирало огромное число паломников со всей страны. Один из старцев пустыни благословил будущему Патриарху ехать в Москву: «Тебя ждут там». Осень 1925 г. была уникальным временем в истории православной Москвы, после смерти Патриарха, как бы успокоившись, антицерковные органы советского государства ослабили контроль за Церковью, руководитель которой святитель Петр, опираясь на епископов из Даниловского монастыря, действовал все более решительно и смело. Приехав в Москву к празднику Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Сергей Извеков оказывается в Сретенской обители, где его друг М.Е. Губонин знакомит его с настоятелем монастыря епископом Борисом (Рукиным). Епископ Можайский Борис, человек высокоодаренный, но честолюбивый, в то время уже лидер оппозиционной группы епископов, которые готовили отстранение от местоблюстительства митрополита Петра (Полянского). Уже в декабре 1925 г. эти епископы образовали т.н. григорианский раскол. Епископ Борис летом-осенью 1925 г. совершал достаточно много монашеских постригов, намереваясь пополнить состав братии молодыми монахами. Так, 22 августа 1925 г. здесь им был пострижен будущий архиепископ Иероним (Захаров) , в миру Владимир Захаров, тогда же рукоположенный епископом Борисом во иеромонаха . Сергей Извеков произвел хорошее впечатление на епископа Бориса своим регентским мастерством и остался в Сретенской обители. Здесь, 4 декабря 1925 г., от руки епископа Бориса он принимает иноческий постриг с именем Платон . Ранний постриг, как уже говорилось, — во многом заслуга матери, с детства готовившей сына к монашеству, так как еще до рождения обещала Богу посвятить сына Ему.

http://bogoslov.ru/article/748140

В ОГПУ тем временем продолжалась подготовка григорианского раскола. Переговоры об условиях существования новой структуры чекисты вели в основном с епископом Можайским Борисом (Рукиным). Именно ему было предложено составить декларацию о полном сочувствии советскому правительству в обмен на легализацию. Поскольку статус епископа Бориса (Рудкина) был невысок, в ОГПУ решили привлечь к расколу более известных архиереев. Среди согласившихся на авантюру был архиепископ Екатеринбургский Григорий (Яцковский), имя которого и дало название расколу. Однако в Москве новую организацию именовали «борисовщиной». 22 декабря в Московском Донском монастыре состоялось совещание 10 архиереев, избравших «Временный Высший церковный совет» (ВВЦС) в составе шести иерархов во главе с архиепископом Григорием (Яцковским). Лидеры нового раскола проигнорировали назначение митрополита Сергия и заявили, что после ареста митрополита Петра Церковь осталась без управления, так как назначать себе преемника он не имел права. В своем обращении к пастве григориане заявили, что при митрополите Петре церковная ситуация ухудшилась и созданный ныне ВВЦС должен исправить ситуацию и подготовить канонически правильный Собор. Митрополит Сергий, узнав о самочинии григориан, тут же опротестовал их действия. Раскольники в ответ солгали, что не знали о назначении митрополита Сергия заместителем местоблюстителя и пригласили его в ВВЦС для выяснения церковного положения. Григориане вполне могли использовать митрополита Сергия для упрочения своего канонического положения, а затем «выставить его за дверь». К тому же со стороны митрополита Сергия было вовсе неразумно, получив власть от местоблюстителя, вступать в союз с организацией, которая хулила митрополита Петра. А потому 29 января 1926 г. митрополит Сергий запретил григориан в служении. Чтобы поправить свое положение, раскольники решили обратиться к митрополиту Петру и передали ему свой доклад. Пользуясь изолированным положением святителя, аферисты представили дело так, что назначенные им заместители либо не могут, либо не хотят взять власть в Церкви, и предложили передать церковное управление коллегии. Введенный в заблуждение митрополит Петр разрешил деятельность коллегии, что раскольники тут же представили, как передачу им власти. 4 марта митрополит Петр предложил митрополиту Сергию прибыть в Москву для переговоров с григорианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синода (обновленческого). До появления воззвания Петра Крутицкого эта группа подавала надежды, что она окажет свое давление на епископов и постарается сдвинуть их с непримиримой позиции. Но как только появилось воззвание Петра… они заговорили другим языком и опустили свой флаг… то же самое произошло и с тихоновскими мирянами».«… До распространения воззвания Петра Крутицкого большинство духовенства и церковно–приходских советов Тамбовской епархии готовы были принять участие в благочиннических собраниях и епархиальном съезде… на миролюбивое настроение»низов»сильно повлияло воззвание Петра Крутицкого. На благочиннические съезды, собранные после появления этого воззвания, тихоновцы уже почти не явились…»«В целом ряде епархий, как иллюстрируют приведенные данные, идущая из Крутиц непримиримая линия тихоновцев выразилась в полном отказе даже от разговоров о церковном примирении. Тихоновские архиереи этого типа или отмалчивались, или сразу резко выражали свое отрицательное и враждебное отношение и вообще боялись даже вступать в какие–либо сношения с синодальными представителями: очевидно, они буквально исполняли директивы своего начальства, но были и такие архиереи, где, что называется, удавалось»завязать разговор»с тихоновскими главарями, однако кончались эти разговоры обычно той же непримиримостью». После послания Местоблюстителя советские газеты начали печатать статьи, обвиняющие его в контрреволюционной деятельности . На обновленческом соборе священник Александр Введенский прочел фальшивый документ, в котором Местоблюститель обвинялся в связях с заграницей. Уже спустя месяц после смерти Патриарха Тихона ГПУ начало создавать новый раскол в Церкви. Представитель ГПУ Полянский встретился с Московским викарным епископом Борисом (Рукиным) и предложил ему создать инициативную группу»Защита православия» и подать от ее имени соответствующее ходатайство во ВЦИК. Представитель ГПУ уверял, что Православная Церковь после этого будет немедленно легализована, причем Церковь решительно отмежуется от всех новшеств, включая обновленчество.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010