«Разбор сочинения Ренана – «Жизнь Иисуса». «За веру и против неверия». «Подол. Еп. Вед.» Киев, 1899.· «Речь при пострижении в монашество инспектора Могилевской духовной семинарии о. Аркадия Константиновича». «Приб. к «ЦВ» 1893, 17, стр.680–681. Переводы: «Земная жизнь Господа Спасителя» (перевод с немецкого). Киев, 1874–1882 гг. и др. «Толковая Псалтирь Загабена» (перевод с греческого). «Мученики Колизея” (перевод с английского). «Пастырские послания Св. Ап. Павла” (перевод с французского и многие другие). Литература: «Церк. Вед.» 1890, 31, стр.351. -«- 1893, 31, стр.253. -»- 1896, 19–20, стр.163. -«- 1896, 45, стр.397. -»- 1900, 17, стр.131. -«- 1902, 14, стр.71. «Приб. к «ЦВ” 1899, 13, стр.535, 537. -»- 1901, 45, стр.1671. -«- 1904, 16, стр.586–589. «Русск. Паломн.» 1888, 16, стр.195. -»- 1904, 18, стр.311, 312. «Церк. Вестн.» 1891, I, cmp.II. -«- 1891, 33, стр.523. -»- 1891, 41, стр.651. -«- 1891, 51–52, стр.817. «Изв. Каз. Еп.» 1883, 22, стр.710. -»- 1884, 22, стр.после 722, 14–15. -«- 188 , 8, стр.188. «Воскресн. день» 1900, 28, стр.333. «Моск. Ведом.» 1902, 139–140. -»- 1904, 100, Некролог. «Новое время» 1904, 100, Некролог. «Труды Киев. Д. А.» 1888, сентяб., стр.13, 14. «Мисс. Обозрение» 1901, декабрь, стр.877. -«- 1904, август, стр.312. «Прав. Собес.» 1899, ноябрь, стр.180. -»- 1904, май, стр.839–841. «Подол. Еп. Вед.» 1896, 50. «Екатеринб. Еп. Вед.» 1900, 7–9. «Историч. Вестн.» 1904, июль. - " - 1904, май, стр.760 (некролог). «Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1904 год», стр.104–105. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 511, стр.77 Булгаков, стр.1400, 1403, 1405, 1408, 1415.· БЭС т.1, стб.850. БЭС m.II, стб.1582, 1709, 1824, 2195. БЭЛ m.V, стб.348–349. БЭЛ т. Х, стб.622. НЭС т. XIX, стб.625, дополн. т.1 а , стр.837.· О religioznom nevestve, in: Prav. izn’ 1984,5,1–4. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Об Алексии см.: РБС. Алексинский—Бестужев (1900). С. 20 и след. Источников по этому периоду, за исключением отчетов обер-прокуроров, почти нет; воспоминания иерархов и других современников, из которых можно было бы почерпнуть ясное представление об эпохе, редки. Возможно, именно это стало причиной отсутствия и специальных исследований. См. § 9. Никанор. 1. С. 60–66; Шомпулев В. Характеристика архиереев Саратовской епархии за шестьдесят лет, в: Русс. ст. 1912. 151. С. 252. В этой работе освещена деятельность и других епископов, начиная с Якова Вечеркова (1832–1847) и до начала XX в. Антоний Николаевский, епископ Енисейский (1873–1881) и Пензенский (1881–1889) (РБС. Алексинский—Бестужев (1900). С. 221); епископ Минский (1877–1880), а затем Астраханский (1880–1889) Евгений Шерешилов (ПБЭ. 2. Стб. 109 и след.); Дионисий Хитров, епископ Якутский (1867–1883) и Уфимский (1883–1896) (Савва. 6. С. 575; Барсуков Н. Дионисий Хитров. М., 1902); епископ Оренбургский (1866–1879) и Новочеркасский (1879–1887) Митрофан Винницкий (ПБЭ. 5. Стб. 5); Иоанникий Руднев, управлявший последовательно шестью епархиями (1864–1900) и скончавшийся митрополитом Киевским (ПБЭ. 6. Стб. 771–784; Шомпулев. Ук. соч. С. 252); Лаврентий Некрасов, епископ Курский (1898–1904) и Тульский (1904–1908) (Ист. в. 1908. 5. С. 778); Исидор Никольский, митрополит Петербургский (ПБЭ. 5. Стб. 1071–1074); Антоний Вадковский, митрополит Петербургский (см. библиогр. к § 9, прим. 461 к гл. 2). Этот список можно было бы продолжить, см.: Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 466. Anm. Среди епископов было немало талантливых проповедников. Проповеди на церковно-политические темы в XVIII в. говорили Феофан Прокопович и иногда Стефан Яворский, в XX в.— Антоний Храповицкий. Выдающимися мастерами чисто церковной проповеди в XVIII в. были Гедеон Криновский, Арсений Могилянский, Димитрий Сеченов, Иннокентий Нечаев, Амвросий Протасов и Анастасий Братановский; в XIX в. — Филарет Дроздов, Иннокентий Борисов, Михаил Десницкий, Амвросий Ключарев, Виссарион Нечаев, Кирилл Богословский-Платонов, Иоанн Доброзраков, Александр Светлаков, Никанор Бровкович, Иустин Вишневский и др. Подробно о проповеди см. соответствующую главу в т. 2.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Об Алексии см.: РБС. Алексинский-Бестужев (1900). С. 20 и след. Источников по этому периоду, за исключением отчетов обер-прокуроров, почти нет; воспоминания иерархов и других современников, из которых можно было бы почерпнуть ясное представление об эпохе, редки. Возможно, именно это стало причиной отсутствия и специальных исследований. См. § 9. 1011 Никанор. 1. С. 60–66; Шомпулев В. Характеристика архиереев Саратовской епархии за шестьдесят лет, в: Русс. ст. 1912. 151. С. 252. В этой работе освещена деятельность и других епископов, начиная с Якова Вечеркова (1832–1847) и до начала XX в. 1012 Антоний Николаевский, епископ Енисейский (1873–1881) и Пензенский (1881–1889) (РБС. Алексинский-Бестужев (1900). С. 221); епископ Минский (1877–1880), а затем Астраханский (1880–1889) Евгений Шерешилов (ПБЭ. 2. Стб. 109 и след.); Дионисий Хитров, епископ Якутский (1867–1883) и Уфимский (1883–1896) (Савва. 6. С. 575; Барсуков Н. Дионисий Хитров. М., 1902); епископ Оренбургский (1866–1879) и Новочеркасский (1879–1887) Митрофан Винницкий (ПБЭ. 5. Стб. 5); Иоанникий Руднев, управлявший последовательно шестью епархиями (1864–1900) и скончавшийся митрополитом Киевским (ПБЭ. 6. Стб. 771–784; Шомпулев. Ук. соч. С. 252); Лаврентий Некрасов, епископ Курский (1898–1904) и Тульский (1904–1908) (Ист. в. 1908. 5. С. 778); Исидор Никольский , митрополит Петербургский (ПБЭ. 5. Стб. 1071–1074); Антоний Вадковский , митрополит Петербургский (см. библиогр. к § 9, прим. 461 к гл. 2). Этот список можно было бы продолжить, см.: Smolitsch. Russisches Monchtum. S. 466. Anm. 1015 Никанор. 1. С. 110; Сборник. 113. 1. С. 66–70; Евлогий. С. 108; Савва. 9. С. 200 (о Леонтии Лебединском). Бывали и епископы, не слишком охотно участвовавшие в архиерейских богослужениях, например, Казанский архиепископ Иона Павлинский (Сборник. 113. 1. С. 52 и след.) или Астраханский епископ Афанасий Дроздов (Савва. 8. С. 83). 1017 О Феофане имеется довольно обширная литература, наиболее подробна работа: Корсунский И. Преосв. Феофан, еп. Владимирский и Суздальский. М., 1895; см. также: Smolitsch. Leben und Lehre der Starzen (1936). S. 178–193 (2-е изд. 1952. S. 160–173); idem. Russisches Monchtum (1953). S. 441 и след. Об Амвросии Орнатском : Жмакин В. , в: Русс. ст. 1883. 7. С. 129–178; РБС (лит.); Smolitsch. Russisches Monchtum. S. 454 и след. Ср. ниже § 23. 1018

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Варлаам князь Эристов 1811–1817. Митр. Феофилакт Русанов 1817–1821. Митр. c 1819. Иона Василевский 1821–1832. Митр. c 1828. Моисей Богданов-Платонов 1832–1834. Евгений Баженов 1834–1844. Исидор Никольский 1844–1858. Митр. c 1856. Евсевий Ильинский 1858–1877. Иоанникий Руднев 1877–1882. Павел Лебедев 1882–1887. Палладий Раев 1887–1892. Владимир Богоявленский 1892–1898. Флавиан Городецкий 1898–1901. Алексий Опоцкий 1901–1905. Николай Налимов 1905–1906. Нинон Софийский 1906–1908: Иннокентий Беляев 1909. Алавердское викариатство, учрежд. в 1886 г. Епископы: Виссарион кн. Дидиани 1886–1898. Кирион Садзагедов 1S98–1900. Димитрий кн. Абашидзе 1902–1903. Евфимий Елиев 1903–1905. Петр Кончуев 1905–1907. Давид Качахидзе 1907. Бакинское викариатство 19 Епископы: Никандр Феноменов 1905. Григорий Вахнин 1907–1910. Пимен Пегов 1911. Горийское викариатство, учр. в 1811 г. Епископы (в Тифлисе): Досифей Пицхелаури 1812–1814. Гервасий Мачавариани 1814–1817. Стефан кн. Джорджадзе 1818–1839. Архп. Никифор кн. Джорджадзе 1842–1851. Иоанн Авалиани 1852–1858. Гавриил Кикодзе 1859–1860. Геронтий Папита-Швили 1862–1869. Александр Окропиридзе 1869–1898. Леонид Окропиридзе 1898–1900. Кирион Садзагедов 1900–1902. Вениамин Барнуков 1902–1905. Евфимий Елиев 1905–1906. Петр Кончуев 1907–1909. Гурийско-Мингрельская 20 Кафедра в г. Поти Епископы Гурийско-Мингрельские: Григорий кн. Дадиани 1886–1898. Александр Окропиридзе 1898–1903. Димитрий кн. Абашидзе 1903–1905. Георгий Аладов 1905–1908. Леонид Окропиридзе 1908. Донская, учр. в 1829 г. Кафедра в Новочеркасске Архиепископы Новочеркасские и Георгиевские: Афанасий Телятьев 1829–1842. Еп. до 1830. Донские и Новочеркасские: Игнатий Семенов 1842–1847. Иоанн Доброзраков 1847–1807. Платон Городецкий 1867–1877. Александр Добрынин 1877–1879. Митрофан Вицинский 1879–1887. Макарий Миролюбов 1887–1894. Докат Бабинский-Соколов 1894. Афанасий Пархомович 1894–1908. Владимир Сеньковский 1908. Аксайское викариатство, учр. в 1871 г. Епископы (в Новочеркасске): Никанор Бровкович 1871–1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Нижний Новгород, 1907 Карея, административный центр Афона. Фотография 2002 г. Д. А. Менькова Ильинский скит (современный вид). Фотография Д. А. Менькова Митрополит Сербский Михаил (Йованович). Из кн.: Титов Ф. И., прот. Императорская Киевская Духовная академия Ватопед. Современный вид. Из кн: Images of Athos. Mount Afhos, 1997 Хилендар. Фотография 2000 г. Д. А. Менькова Зограф. Вид на соборный храм вмч. Георгия. Фотография 2000 г. Д. А. Менькова Заслуженный профессор КДА по кафедре церковной истории И. И. Малышевский . Из кн: Корольков И. Н. Иван Игнатьевич Малышевский ... Киев. 1897 Профессор КДА по кафедре словесности и языкознания И. М. Бобровницкий. Из кн.: Титов Ф. И., прот. Императорская Киевская Духовная академия Заслуженный профессор КДА по кафедре гомилетики и истории проповедничества В. Ф. Певницкий . Из кн.: Пятидесятилетний юбилей заслуженного ординарного профессора Киевской Духовной академии Василия Феодоровича Певницкого. Киев, 1905 Митрополит Кишиневский и экзарх Молдо-Влахийский Гавриил (Банулеско-Бодони). Из кн.: Юбилейный сборник Кишинева 1812–1912 Епископ Чигиринский Дмитрий (Ковальницкий), ректор КДА в 1898–1902 гг. ЦИА ПСТГУ Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожскнй Антоний (Вадковский) , в 1892–1898 гг. –- архиепископ Финляндский. ЦИА ПСТГУ Александро-Невская лавра в С.-Петербурге. Из кн.: Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб., 1999 Митрополит Киевский Иоанникий (Руднев), первенствующий член Св. Синода (1898–1900). Из кн.: Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1. М., 1996 Митрополит Киевский и Галицкий Феогност (Лебедев), в 1892–1900 гг. архиепископ Новгородский. ЦИА ПСТГУ Листок из Дневника митрополита Арсения. ГА РФ. Ф. 550 Д. 511. Л. 13 Профессор СПбДА по кафедре истории славянских церквей И. С. Пальмов . Из кн.: Сосуд избранный. СПб., 1994 Епископ Нарвский Иоанн (Кратиров), ректор СПбДА (1895–1899). ЦИА ПСТГУ Санкт-Петербургская Духовная академия Из кн. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

3 Здесь надо заметить, что «проскомисание без фелони» архимандрит Спиридон в своё время даже и представить не мог, поэтому об этом он здесь и не говорит. Это, как оно ни грустно, справедливо называют «московской» практикой, ныне всё больше «входящей в моду» – прим. изд. 4 Иоанникий (Руднев), митрополит Московский (1882–1891), Киевский и Галицкий (1891–1900). Видный церковный деятель второй половины XIX века. Окончил Киевскую Духовную Академию, преподавал. В 1900 г. почил в Голосеевском скиту Киево-Печерской Лавры. 7 Видимо, архимандрит Спиридон имеет в виду святителя Uoahha I , митрополита Киевского, и одно из двух его известных посланий: либо к папе Римскому Клименту III, либо к Иакову Черноризцу. Но в переизданном в настоящее время издании митрополита Макария (Булгакова) «История Русской Церкви» – первого послания из них нет, а во втором, хотя и есть о проскомидии, но нет о соли. Поэтому мы приведем параллельное место из послания митрополита Никифора Киевского к Муромскому князю Ярославу (оно есть и в другом его же послании «О латинах к неизвестному князю»): «Ведаи,... яко хлеб есть совершен: есть бо мука, аки тело, а квас, аки душа, а соль, аки ум, вода же, аки дух живот [жизни]» (Т.2, с.567) – изд.) 8 Устно архимандрит Спиридон рассказывал, что частица Богородичная была много больше всех других, и только немногим меньше Агнца, т.е. вырезалась на всю печать. Так как тогда на ней, как правило, был точно такой же крест, как и на агничной или, в крайнем случае, она была именословной («MAPIЯ»). Ибо сейчас, когда на ней иконка Божией Матери, обычно вырезают небольшую частицу сбоку, чтобы не портить образ. Были и другие печати, но они были только для исключительных случаев – так и теперь, например, имениннику из числа братии Лавры на день Ангела преподносится просфора с Собором Отцев Киево-Печерских. Такие просфоры дарились посетившему Лавру Государю, гостям – архиереям. Но в будни они не использовались (тем более в просфорах для частного поминовения) и народу не раздавались. Это, как и многое другое, началось только после революции. Народ не привык, и бабки (рассказывал архимандрит Спиридон) друг другу говорили: «Дывысь, вже на просфорах перше (первое) Мая пышуть!» – изд.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2. Священник Василий Феодорович Руднев, впоследствии архимандрит Тихон (с 1882 г.); ум. 1904 г. 3. Архиепископ Литовский Алексий (с 1885 г.); ум. 1890 г. 4. Протоиерей Алексей Феодорович Некрасов (с 1885 г.); ум. 1901 г. 5. Протоиерей Сергей Константинович Смирнов (с 1887 г.); ум. 1888 г. 6. Профессор Виктор Димитриевич Кудрявцев-Платонов (с 1887 г.); ум. 1891 г. 7. Профессор Павел Иванович Горский-Платонов (с 1887 г.); ум. 1904 г, 8. Профессор Димитрий Феодорович Голубинский (с 1889 г.); ум. 1903 г. 9. Профессор Иван Николаевич Корсунский (с 1891 г.); ум. 1899 г. 10. Митрополит Киевский Иоанникий (с 1892 г.); ум. 1900 г. 11. Архиепископ Тульский Никандр (с 1892 г.); ум. 1893 г. 12. Архиепископ Тверский Савва (с 1892 г.); ум. 1896 г. 13. Протоиерей Николай Васильевич Благоразумов (с 1893 г.). 14. Профессор Петр Иванович Цветков (с 1893 г.). 15. Юлия Ивановна Базанова (с 1893 г.). 16. Варвара Петровна Кельх (с 1893 г.). 17. Протоиерей Александр Михаилович Иванцов-Платонов (с 1894 г.); ум. 1894 г. 18. Протоиерей Григорий Петрович Смирнов-Платонов (с 1894 г.); ум. 1898 г. 19. Профессор Григорий Александрович Воскресенский (с 1896 г.). 20. Епископ Угличский, ныне Архангельский, Иоанникй (с 1897 г.). 21. Епископ Чистопольский, ныне Волынский, Антоний (с 1898 г.). 22. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (с 1898 г.). 23. Граф Сергей Владимирович Орлов-Давыдов (с 1900 г.); ум. 1905 г. 24. Митрополит С.-Петербургский Антоний (с 1904 г.). 25. Архиепископ Ионафан (с 1904 г.). 26. Архиепископ Ярославский Сергий (с 1904 г.); ум.1904 г. 27. Епископ Таврический, ныне Архиепископ, Николай (с 1904 г.). 28. Епископ Костромский Виссарион (с 1904 г.); ум. 1905. 29. Епископ Ставропольский Агафодор (с 1904 г.). 30. Управляющий Андрониевым монастырем в Москве Епископ Нафанаил (с 1904 г.). 31. Павел Сергеевич Владимирский (с 1904 г.). 32. Ольга Никитична Кек (с 1904 г.). 33. Архиепископ Литовский Никандр (с 1905 г.). 34. Епископ Ямбургский Сергий (с 1905 г.). З5. Профессор Василий Александрович Соколов (с 1905 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/b...

Павлов-Сильванский Н. И. Символизм в древнем русском праве//Журн. мин-ва нар. просвещения. 1905. Ч. 359. Пернштейн Иоанн, посол императора Максимилиана II при Московском дворе в 1575 г./Пер. с итал. гр. М. Д. Бутурлина//Чтения в имп. О-ве истории и древностей российских. 1876. Кн. 2. Петрей де Ерлезунда П. История о великом княжестве Московском/Пер. с нем. А. Шемякина. Ч. 3–4//Чтения в имп. О-ве истории и древностей российских. 1867. Кн. 2. Писаревский Н. Значение Стоглавого Собора (1551 г.) в истории Русской Церкви//Богосл. вестн. 1895. Т. 2. Победоносцев К. П. Акты, относящиеся до юридического быта древней России, т. 1: Рецензия//Арх. ист. и практ. сведений, относящихся до России/Изд. Н. Калачова. СПб., 1859. Кн. 4. Покровский А. О соборах юго-западной Руси XV-XVII веков.//Богосл. вестн. 1906. Т. 3. Прение Данила, митрополита Московскаго и всея Руси, со старцем Васьяном, 1531 года, мая 11 дня//Чтения в имп. О-ве истории и древностей российских. 1847. Кн. 9, отд. 4. Рожков И. А. Очерки юридического быта по Русской Правде//Журн. мин-ва нар. просвещения. 1897. Ч. 314. Розанов Н. П. Грамота царя Михаила Феодоровича Серпуховскому протопопу с братией//Чтения в имп. О-ве истории и древностей российских. 1869. Кн. 2. Руднев М. Церковное судопроизводство по делам о расторжении брака по причине супружеской неверности//Христ. чтение. 1901–1902. Савва, еп. Жичский. К вопросу о компетенции судов государственного и церковного по преступлениям духовных и монашествующих лиц//Богосл. вестн. 1911. Т. 1–2. Самуилов В. Десятильники и поповские старосты//Церк. ведомости. 1900. 35. Он же. Духовные правления//Церк. ведомости. 1900. 40. Сервицкий А. И. Опыт исследования ереси новгородских еретиков или жидовствующих//Правосл. обозрение. 1862. Т. 8. Сергеевич В. И. Русская Правда и ее списки//Журн. мин-ва нар. просвещения. 1899. Ч. 321. Сергеевский Н. Д. К учению о религиозных преступлениях//Журн. мин-ва юстиции. 1906. Апрель. Сильвестр, архим. К вопросу о бракоразводном процессе//Вера и разум. 1904. Т. 1, ч. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

– Александр Викторович Ельчанинов происходил из семьи потомственных военных. Он родился в Николаеве, где его отец Виктор Яковлевич Ельчанинов в то время служил штабс-капитаном 58-го пехотного полка. Его матерью была Екатерина Ивановна (в девичестве Оссовская), дочь надворного советника. Крещен был Александр 13 апреля того же года, а Таинство Крещения совершил полковой священник Николай Руднев. Отец Александра закончил службу в 1891 году в чине подполковника Новобаязетского резервного пехотного полка, командующим батальоном, кавалером ордена Святого Станислава 3-й степени. Через два года он умер, и его вдова осталась с четырьмя детьми на руках: Николаем, Александром, Борисом и Евгенией. Семья жила в Тифлисе, где прошло детство и юность Александра. Надо сказать, что в эти времена Тифлис был одним из важнейших центров русской культуры, окруженным инородцами и иноверцами. Семья Александра была очень небогата, жила на пенсию. Хотя Александр и был вторым сыном, он чувствовал себя старшим, и с самой юности фактически содержал семью. Он учился на деньги меценатов, подрабатывал частными уроками. – Как вы считаете, в силу чего сдружились гимназисты Павел Флоренский, Володя Эрн и Саша Ельчанинов? Что-то, наверное, их объединило? – Ельчанинов, Эрн и Флоренский были одноклассниками во 2-й Тифлисской классической гимназии, которая была уникальным учебным заведением. Преподавание велось тут на высочайшем уровне. Многие ее выпускники стали впоследствии известными деятелями. Вместе с ними тут учились Бурлюки, Розенфельд (будущий товарищ Каменев), Церетели, Асатиани и другие. Выпуск 1900 года был особенно блистательным – 9 золотых медалей. Когда друзья учились в старших классах, в гимназию пришел новый учитель древних языков Георгий Николаевич Гехтман. Он-то и сыграл важную роль в их становлении и выборе дальнейшего пути. Г.Н. Гехтман создал в гимназии кружок по изучению истории и философии, куда и вошли А. Ельчанинов, В. Эрн, П. Флоренский. Их кумиром был философ Владимир Соловьев. По окончании гимназии в 1900 году они дружно решили отправиться учиться в российские столицы, мечтая познакомиться и поклониться Владимиру Соловьеву. Уже в дороге они узнали, что Владимир Соловьев скончался. Владимир Эрн и Павел Флоренский поступили в Московский университет, один на историко-филологический, другой на физико-математический факультеты, а Александр Ельчанинов на историко-филологический факультет Петербургского университета. Все время учебы студенты переписывались со своим учителем Георгием Николаевичем, встречались с ним, когда приезжали к родным в Тифлис. Г.Н. Гехтман был замечательным человеком и педагогом. Связи с ним его ученики сохранили на всю жизнь.

http://pravoslavie.ru/4563.html

Алексия у дверей его келлии ежедневно можно было видеть несколько посетителей, приходивших к нему за советами, за облегчением своего горя, с просьбами за живых и умерших. Ничто не удерживало посетителей о. Алексия: ни холод, ни жар, ни дождь, ни снег; к преп. Алексию шли и летом, и зимой, и ранней весной, и поздней осенью, но более всего старец был обременяем посетителями летом, когда ничего не препятствовало путешествию в Голосеевскую пустынь. У келлии преп. Алексия можно было встретить и священников, и монахов, и мирян. К о. Алексею приходили и богатые и бедные, и знатные и не знатные, и учёные и необразованные, и заботящиеся о своём спасении и забывшие о том, как нужно угождать Богу... Но больше всего у келлии преподобного толпилась беднота, которую питал он не одним словом Божиим, но и хлебом насущным. О. Алексий всех одинаково принимал, всех старался обласкать, каждому чем-либо помочь. И действительно, он помогал страждущим людям. В келлию его люди входили расстроенные, с мрачными лицами, взволнованные, а выходили спокойными, умиротворёнными, со слезами радости на глазах. У старца Алексия искали умиротворения своей совести не одни паломники и монахи, но и архипастыри, и даже Киевские митрополиты. Так, Черниговский архиеп. Антоний вызывал о. Алексия к себе в Чернигов в апреле 1911 г. для предсмертной духовной беседы и на его руках предал дух свой Богу. Голосеевская пустынь есть ни что иное, как дача Киевских митрополитов, где они летом отдыхают от своих архипастырских трудов. В течение пребывания о. Алексия в Голосеевской пустыни на Киевской митрополичьей кафедре сменилось четыре архипастыря: Высокопреосвященные Иоанникий Руднев (1891 – 1900), Феогност Лебедев (1900 – 1903), Флавиан Городецкий (1903 – 1915) и Владимир Богоявленский (1915 – 1918). Два из них, особенно продолжительно пребывавшие на Киевской кафедре, – митр. Иоанникий и митр. Флавиан – имели о. Алексия своим духовником, а митр. Владимир несколько раз просил молитв у о. Алексия. 9. Святитель Феодосий Черниговский В 1896 году вся Россия трепетно и радостно ожидала открытия мощей великого угодника Божия, более 200 лет нетленно почивавшего в Чернигове,– святителя Феодосия. Задолго до этого события начали собираться со всех концов православные люди в скромный доселе город Чернигов, а ко дню самого открытия святых мощей – 9-го сентября – город принял вид волнующегося человеческого моря. Прибыл в числе почётных гостей и митрополит Киевский Иоанникий. Его сопровождал о. Алексий. В то время слава о его подвижнической жизни, даре прозорливости и удивительном смирении разнеслась далеко за пределы его родного города Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010