Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Русской Православной Церкви по периодам ИОАНН (Левицкий Иоанникий; 1857 - после 1926), архиеп. бывш. Кубанский и Краснодарский, деятель обновленчества ИОАНН (Попов Сергей Леонидович; род. 1960), митр. Белгородский и Старооскольский, глава Белгородской митрополии, председатель Миссионерского отдела РПЦ ИОАНН (Снычёв Иван Матвеевич; 1927-1995), митр. С.-Петербургский и Ладожский, церковный историк, духовный писатель ИОАНН (Соколов Владимир Сергеевич; 1818-1869), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист ИОАНН (Соколов Иван Александрович; 1877-1968), митр. Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх всея Украины, постоянный член Свящ. Синода Московского Патриархата ИОАНН [ассир. Мар Юханнан] (Шлеман (Геваргизов) Моисей; 1857-1962), еп. Урмийский и Салмасский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ИОАННИКИЙ (Руднев Иван Максимович; 1826-1900), митр. Киевский и Галицкий, свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых) ИОАННИКИЙ (Липовац Йован; 1890 - 1945) митр. Черногорско-Приморский Сербской Православной Церкви, сщмч. (пам. 4 июня), ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник ИОАННИКИЙ (Кобзев Иван Яковлевич; род. 1938), митр. бывш. Луганский и Алчевский, настоятель Луганского Николо-Преображенского собора ИОАННИКИЙ (Никифорович-Полонский (Беркут) Николай (по др. сведениям, Иван); 1742-1819), архиеп. Подольский и Брацлавский

http://pravenc.ru/rubrics/121724_50.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Епископат ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИЕРОНИМ (Фармаковский [Формаковский] Иван (?) Степанович; ок. 1735 - 1783), еп. Владимирский и Суздальский ИЕРОНИМ (Экземплярский Илья Тихонович; 1836 - 1905), архиеп. Варшавский и Привислинский, церковный писатель ИЛАРИОН (Григорович; 1696 - 1760), еп. Крутицкий (Сарский и Подонский), свт. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых; 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог ИОАНН (Соколов Владимир Сергеевич; 1818-1869), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист ИОАННИКИЙ (Руднев Иван Максимович; 1826-1900), митр. Киевский и Галицкий, свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121796_5.html

В нее поступали периодические издания: российские духовные (163 наименования, была представлена периодика всех епархий) и светские (215 наименований, гл. обр. с нач. XIX в., отдельные издания 2-й пол. XVIII в.), иностранные (111 наименований). Максимальное количество посещений б-ки было отмечено в 1908/09 уч. г. и составило до 9 тыс. чел., подавших до 30 тыс. требований на получение книг. В 1869 г. был учрежден Отдел иконоведения, действовавший до 1876 г. и в 1896-1900 гг. Его появление было вызвано потребностью представить образцы иконописания, соответствующие правосл. догматике и канонам, составить описи древних икон, дать их классификацию по стилям, школам, установить хронологические рамки их появления и т. д.; перед отделом была поставлена задача создания постоянной выставки образцов иконописного искусства, подготовка руководства для иконописцев. В работе отдела участвовали архимандрит (впосл. епископ) Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), Д. М. Струков , благотворитель Д. И. Хлудов (см. в ст. Хлудовы ), Токмаков, археограф и историк В. И. Холмогоров и др. Деятельность Отдела иконоведения привела к формированию в ОЛДП коллекции икон (первые пожертвования поступили в 1869), что способствовало созданию в 1870 г. музея, к-рый действовал при ОЛДП до 1876 г., а затем был возобновлен в 1900 г. В музее хранились иконы (в 1913 г.- 200 старинных икон; см.: Козлов. 1997. С. 140), редкие издания по археологии и фотографические снимки икон, храмов, различные предметы древности. В 1896-1900 гг. действовал Историко-археологический отдел, созданный на основе возникшего в 1889 г. Комитета по описанию церквей и приходов Московской епархии. В состав комитета входили М. С. Боголюбский (председатель), Н. А. Копьёв, В. Ф. Руднев, Д. М. Струков, В. И. и Г. И. Холмогоровы . Члены комитета (позднее отдела) занимались составлением историко-статистического описания Московской епархии. Титульный лист кн. «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». М., 1915 Титульный лист кн. «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения».

http://pravenc.ru/text/2578105.html

Воспитанниц уч-ща обучали преподаватели и выпускники Нижегородской ДС; со времени 1-го выпуска уч-ща (1872) классными воспитательницами работали и окончившие это уч-ще. По окончании курса в соответствии с уставом 1868 г. выпускницы получали звание домашних учительниц и имели право на пенсию по выслуге лет. Им преподавали общеобразовательные предметы и педагогику, а также обучали рукоделию и домоводству. В 1871 г. были основаны фундаментальная училищная б-ка и физический кабинет; с 1-й пол. 70-х гг. XIX в. действовала ученическая б-ка. В 1870 г. по благословению еп. Филарета (Малишевского) советом училища было положено основание капиталу для единовременной помощи выпускницам-сиротам. В 1874 г. еп. Иоанникий (Руднев) основал при уч-ще детский приют для призрения сирот из духовного сословия и «для приучения учениц женского училища к педагогическим занятиям с детьми как будущих матерей семейств и народных учительниц» ( Снежницкий. 1888. С. 408). В связи с ростом числа обучающихся в училище девиц (принимались представительницы всех сословий) при еп. Филарете (Малишевском) помещения домовой церкви и столовой расширили. В 1892 г. Введенская ц. была вновь расширена, 11 окт. того же года ее освятил еп. Владимир (Никольский). В 1888 г. в уч-ще обучались 344 воспитанницы, в 1900 г.- 378 воспитанниц (из них 306 из духовного сословия), в 1902 г.- 471 воспитанница. В 1900 г. в приюте жили 21 девочка и 9 мальчиков. Последний выпуск уч-ща состоялся в мае-июне 1918 г. Введенская ц. закрыта в 1919 г. Церковно-учительская школа была учреждена в Н. Новгороде еп. Модестом (Стрельбицким) в 1886 г. (официально открыта 6 сент. 1887). Ее целью являлась подготовка выпускников духовных уч-щ и недоучившихся семинаристов, являвшихся кандидатами на места диаконов и псаломщиков, к работе учителями. Курс обучения длился 2 года. В школе имелась фундаментальная б-ка, действовало общежитие для учащихся. Вскоре после перевода в 1889 г. еп. Модеста с Нижегородской кафедры школа была закрыта из-за недостатка средств.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

826 Reimarus. Vom dem Zwecke Jesu und seiner Jünger 1778. – Paulus. Das Leben Gesu, als Grundlage einer reiner Geschichte des Urchristenthums. Heidelberg 1828. 2 Bde. – Dav. Fr. Strauss. Das Leben Jesu, für das deutsche Volk bearbeitet Bonn 1891. Th. I, pp. 281–308. К иудейской концепции царства Божия принадлежит также смягченная форма ее в воззрениях современных богословов, как Грасс, Лютгерт, Иог. Вейсс, Шварцкопф, Титиус, Бернг, Вейсс и др., которые ограничивают сферу мессианской деятельности Иисуса Христа пределами иудейского народа и ставят преимущественной целью ее именно еврейский народ. По господствующему в новейшем богословии этого направления воззрению Иисус Христос усвоил себе ветхозаветный теократический идеал, как он раскрывается у пророков, с незначительными видоизменениями, и целью своей деятельности поставил восстановление в еврейском народе теократии со всеми ее духовными и внешними благами, хотя учение и дело Христово получили мировое значение, независимо от намерений Иисуса Христа... 827 Joh. Weiss. Die Predigt Jesu vom Reiche Gottes. Göttingen 1892 и 1900 2 («völlig neubearbeitete Auflage»), cp. рец. Theologische Litetatuzzeitug Leterarisches Zentralblatt 1901, 8; The American Journal of Theology 1901, 2, pp. 357–358. 828 Так, в 1752 г. Преосвященному Афанасию Епископу Коломенскому и Тульскому было подано прошение от жены отставного полковника Петра Иванова Глебова о расторжении ее брака с названным мужем по причине ее неспособности к супружескому сожитию, о его прелюбодейной жизни. Брак был расторгнут, причем сделано было и такое постановление: «Как она (истица) показала, что не имела с мужем сожития уже год и шесть месяцев, а оный муж ее полковник Глебов известно о себе показал, что ему ныне только 28 лет от роду, и он чувствует себя доброго здоровья и сложения корпуса своего, то соображая оное ее показание о неимении более года сожития с таковым его изъяснением, можно показание ее о прелюбодеянии (мужа) почесть вероятным. Но прелюбодеяние его, если и точно оно им было чинено, не относилось к нарушению супружеского с нею сожития (?), которое долженствовало прикрепляемо быть взаимным телесным сообщением, почему для предупреждения прелюбодеяния дозволяется ему вступить с иною в законный брак». Μ.Н. Руднев: «Брачные разводы по архивным документам Тульской Духовной Консистории». Стр. 6–7. Тула. 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Киевская Академия была единственной, где после реформы 1869 г. ученому монашеству удалось сохранить за собой ректорство и общее руководство. В истории Киевской Академии, бесспорно, почетное место принадлежит ее долголетнему ректору архимандриту, позже епископу Сильвестру Малеванскому (1883–1897), который, будучи профессором догматики, много способствовал развитию этой Теснейшим образом с академией была связана деятельность В. Ф. Певницкого († 1911), сначала (с 1860 г.) доцента по церковной литературе, а затем долгие годы профессора пастырского богословия, гомилетики и истории проповеди. Через его школу прошли чуть ли не все священники Киевской и южных епархий во 2-й половине XIX и начала XX в. Ему, опытному педагогу, который был к тому же и плодовитым литератором, удалось, как ни в какой другой академии, пробудить в студентах истинное усердие к проповеди. С начала 60-х гг. Певницкий опубликовал в «Трудах» академии большое число работ по проблемам Церкви и общества, особенно о реформе 1869 г. и высшем образовании. В 1905–1907 гг. он активно участвовал в подготовке церковной Нравственное богословие в продолжение нескольких десятилетий также читал человек светский — М. А. Олесницкий, сначала доцент, а затем профессор по кафедре нравственного богословия и педагогики. Как и на многих его современников, преподавателей академий после 1860 г., глубокое впечатление на него произвело протестантское богословие, его этика основывалась главным образом на системе Ричля (Ritschl) (1822–1889). Консерватор и человек строгих правил, митрополит Иоанникий Руднев (1891–1900) в конце концов заставил этика-либерала отказаться от этого предмета и с 1895 г. ограничиться лекциями по Кафедра истории Русской Церкви несколько десятилетий, с 1861 по 1897 г., тоже находилась в одних и тех же руках — профессора И. И. Малышевского. Служебное долголетие было вообще характерно для Киевской Академии, в которой и смены ректоров происходили относительно редко: за период с 1859 по 1897 г.— всего дважды. Другой ее замечательной особенностью было сохранение преподавания главных дисциплин за светскими учеными даже после Устава 1884 г. Всеобщую церковную историю почти 30 лет читал М. Г. Ковальницкий, позднее ставший с именем Димитрия архимандритом и епископом (принял монашеский сан в 1898 г.). По окончании Киевской Академии он преподавал сперва, будучи предшественником М. А. Олесницкого, нравственное богословие (1867–1869), затем всеобщую церковную историю, позднее он стал инспектором (1895–1898) и ректором академии (1898–1902). С 1902 по 1917 г. ректорами здесь были, теперь уже часто сменяясь, ученые монахи. Из профессоров заслуживает еще упоминания литургист А. А. Дмитриевский († после 1929 г.), много сделавший для развития этой не избалованной особым вниманием в российских академиях

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

   Это был человек большого ума, трудолюбия, такта, неизменного спокойствия и ровности духа, умения ладить с людьми и с собратиями-архиереями, и сподчиненными клириками, и с правительственными чиновниками. Его правилом было: «Нечего не ищи, и ни отчего не отказывайся». Мудрый, осторожный, тонкий церковный деятель, он был также замечательным духовным писателем, знатоком Священного Писания, автором нескольких эгзегетических сочинений. После блаженнойкончины митрополита Филарета преосвященный Исидор взял на себя главную заботу о переводе Библии на русский язык. Широкий размах имела и егоблаготворительная деятельность. Он был главным попечителем Императорского человеколюбивого общества. Скончался митрополит Исидор в глубокой старости, в1892 году.    Московскую кафедру с 1882 по 1891 годы занимал митрополит Иоанникий (Руднев) (1826—1900). Как и митрополит Исидор, он был сыномдиакона из Тульской епархии. Получив образование в Киевской Духовной Академии, он принял постриг от руки известного Печерского подвижника иеросхимонахаПарфения и до самой кончины оставался иноком высокой жизни, молитвенником и строгим постником.    В 1861 году его хиротонисали в епископа Выборгского. Перед переводом в Москву он исполнял должность экзарха Грузии. Митрополит Иоанникий особеннопрославился своей широкой благотворительной деятельностью. Сам изведовавший в юности нужду и лишения, он был для бедных щедрым «милостивцем». Известен онтакже и как, замечательный церковный администратор, энергичный, деятельный, инициативный. Пребывая на кафедре в Саратове, он основал тампротивораскольничье братство Святого Креста. В Нижнем Новгороде святитель основал такое же братство, открыл детский приют и ремесленную школу. В Грузии онучредил воскресные публичные собеседования о вере, открыл женское епархиальное училище. Все свое жалование за четыре с половиной года служения экзархом онпожертвовал на нужды духовного образования.    Введенный в состав Синода, митрополит Иоанникий был там твердым и непреклонным защитником независимости Церкви от давления светской власти. Когда в 1888году в Синоде обсуждался вопрос о поминовении усопших инославных и первоприсутствующий митрополит Исидор готов был поддержать мнение Победоносцева,клонившееся к снисхождению в этом вопросе, митрополит Иоанникий самым решительным образом высказался против отпевания инославных. Мнение Московскогомитрополита поддерживало большинство членов и присутствующих в Синоде. Рассмотрение вопроса о поминовении инославных было отложено на неопределенный срок.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Пятидесятилетие служебной деятельности К. П. Победоносцева//Ист. в. 1896. 7. Р. С. П. Нечто о Русской Церкви в обер-прокурорство К. П. Победоносцева. Лейпциг, 1887. Списки обер-прокуроров до 1865 г.//Рус. арх. 1866. 4. Фирсов Н. Победоносцев//Былое. 1924. Т. 25. Rodzjanko M. W. Erinnerungen. B., 1926. Shoob L. Konstantin Petrovic Pobedonoscev: A Study in Redaction. Berkeley, California, 1947. Slavic J. Z houbny obrañce samodeøaví//Slovanský pøehled. 1932. T. 4–5. Steinmann F., Hurtwicz E. Konstantin Petrowitsch Pobedonoszew, der Staatsmann der Reaktion unter Alexander III. Königsberg i. Pr.; B., 1933 (Quellen und Forschungen zur russische Geschichte. 2). Журнал Яковлева, бывшего в Синоде обер-прокурором с 1-го января по 7 октября 1803 года//Памятники новой русской литературы. СПб., 1873. Т. 3. Стеллецкий Н. Князь А. Н. Голицын и его церковно-государственная деятельность. К., 1901; то же в: ТКДА. 1900–1901. Чижевский И. Устройство Православной Русской Церкви (см. библиогр. к Введению Б). Goetze P. v. Fürst A. N. Gallitzin und seine Zeit. Leipzig, 1882. § 8. Святейший Синод и церковная политика правительства (1725–1817 гг.) Барсов Т. В. Св. Синод в его прошлом. СПб., 1896. Барсов Т. В. Синодальные учреждения прежнего времени. СПб., 1897. Беликов В. Отношение государственной власти к Церкви и духовенству в царствование Екатерины II//Чтения в ОЛДП. 1874–1875. Благовидов Ф. Обер-прокуроры Св. Синода (см. библиогр. к § 7). Веденяпин П. Законодательство имп. Елизаветы Петровны относительно православного духовенства//Прав. об. 1865. 5–7. Виноградов В. Платон и Филарет, митрополиты Московские: Сравнительная характеристика//БВ. 1913. Т. 1. Внутренний быт русского государства с 17 октября 1740 года по 25 октября 1741. М., 1880–1886. 2 т. Голубев А. А. Св. Синод//Там же. Т. 2. Горожанский И. Дамаскин Семенов-Руднев, епископ Нижегородский//ТКДА. 1893. 11–12; 1894, 1–7; то же. К., 1894. Грибовский А. М. Записки о Екатерине II. М., 1847; 2-е изд. 1862. Дианин В. Малороссийское духовенство во второй половине XVIII в., по пунктам его, представленным в Екатерининскую комиссию для составления нового уложения//ТКДА. 1908. 8–9.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Киевская Академия была единственной, где после реформы 1869 г. ученому монашеству удалось сохранить за собой ректорство и общее руководство. В истории Киевской Академии, бесспорно, почетное место принадлежит ее долголетнему ректору архимандриту, позже епископу Сильвестру Малеванскому (1883–1897), который, будучи профессором догматики, много способствовал развитию этой дисциплины  . Теснейшим образом с академией была связана деятельность В. Ф. Певницкого († 1911), сначала (с 1860 г.) доцента по церковной литературе, а затем долгие годы профессора пастырского богословия, гомилетики и истории проповеди. Через его школу прошли чуть ли не все священники Киевской и южных епархий во 2–й половине XIX и начала XX в. Ему, опытному педагогу, который был к тому же и плодовитым литератором, удалось, как ни в какой другой академии, пробудить в студентах истинное усердие к проповеди. С начала 60–х гг. Певницкий опубликовал в «Трудах» академии большое число работ по проблемам Церкви и общества, особенно о реформе 1869 г. и высшем образовании. В 1905–1907 гг. он активно участвовал в подготовке церковной реформы  . Нравственное богословие в продолжение нескольких десятилетий также читал человек светский — М. А. Олесницкий, сначала доцент, а затем профессор по кафедре нравственного богословия и педагогики. Как и на многих его современников, преподавателей академий после 1860 г., глубокое впечатление на него произвело протестантское богословие, его этика основывалась главным образом на системе Ричля (Ritschl) (1822–1889). Консерватор и человек строгих правил, митрополит Иоанникий Руднев (1891–1900) в конце концов заставил этика–либерала отказаться от этого предмета и с 1895 г. ограничиться лекциями по психологии  . Кафедра истории Русской Церкви несколько десятилетий, с 1861 по 1897 г., тоже находилась в одних и тех же руках — профессора И. И. Малышевского. Служебное долголетие было вообще характерно для Киевской Академии, в которой и смены ректоров происходили относительно редко: за период с 1859 по 1897 г. — всего дважды. Другой ее замечательной особенностью было сохранение преподавания главных дисциплин за светскими учеными даже после Устава 1884 г. Всеобщую церковную историю почти 30 лет читал М. Г. Ковальницкий, позднее ставший с именем Димитрия архимандритом и епископом (принял монашеский сан в 1898 г.). По окончании Киевской Академии он преподавал сперва, будучи предшественником М. А. Олесницкого, нравственное богословие (1867–1869), затем всеобщую церковную историю, позднее он стал инспектором (1895–1898) и ректором академии (1898–1902). С 1902 по 1917 г. ректорами здесь были, теперь уже часто сменяясь, ученые монахи. Из профессоров заслуживает еще упоминания литургист А. А. Дмитриевский († после 1929 г.), много сделавший для развития этой не избалованной особым вниманием в российских академиях дисциплины  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

884 Апокрифическое житие Никиты XVI в.//Памятники старинной русской литературы изд. гр. Кушелевым-Безбородко. Под ред. И. Костомарова. Вып. III. СПб., 1862, с.148; Истрин В.М. Апокрифическое мучение Никиты. Одесса, 1899, с.18. 885 Четыркин И.Д. К вопросу об изображении великомученика Никиты//Труды X Археологического съезда в Риге. M., 1900, с.94. 886 Великие Минеи Четьи, ноябрь, дни 1–12, стб.1 и далее; Руднев В. Св. Безсеребряники Козьма и Дамиан. M., 1865. 894 Житие преп. Нифонта. СПб., 1879–1895, вып.1–3; Великие Минеи Четьи, декабрь, дни 18–23. M., 1907, стб.1783–1837. 899 Требник, с.170–173. Об иллюстрациях к псалму 118 в Псалтирях XI–XIV вв. и месте псалма в службах «по усопшим» был сделан доклад О.А.Дьяченко на Лазаревских чтениях 1994 г. 909 Weitzmann K. Die byzantinischen Elfenbeinskulpturen des Jh. B., 1930–1934. II, 24 b; Kartsonis A. Anastasis, pl.57. 914 Peterson T.-G. The Frescoes of the Parekklesion of St. Euthymios in Thessaloniki: Patrons, Workshops and Style//The Twilight pf Byzantium. Aspects of Cultural and Religious History in the Late Byzantine Empire. Ed. by S. Curcic and D. Mouriki. Princeton, 1991, pl.II. 915 Лордкипапидзе И.Г. Роспись придела Вамека Дадиани в Хоби//Средневековая монументальная живопись. Русь и Грузия. M., 1978, с. 143 916 Л.А. Средневековая монументальная живопись в Абхазии. Тбилиси, 1980, с.179, табл.44. , 917 Underwood P.A. The Djami. О росписях усыпальниц см. также: Curcic S. Medieval Royal Tombs in the Balkans: an Aspect of the «East or West» Question//The Greek Orthodox Theological Review. Vol.29/2, p.l75–186 918 JjypuH B. HajcTapnjM живопис исполнеце пустиножительа Петра Коришкого//Зборник Радова Византинолошког Института. Кн.5. Београд, 1958, с.180–184; см. там же библиографию. 919 Брюсова В.Г. О содержании росписей XI–XII вв. Мартирьевской паперти Софийского собора//Древнерусское искусство. Художественная культура XI – первой половины XIII в. M., 1988, с.174–176 920 Сорокатый В.М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля//Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. M., 1977, с.441–412.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010