Никодим (1929-1978) и его эпоха: (в восп. современников). СПб., 2008; Митр. Никодим и Всеправосл. единство: К 30-летию со дня кончины митр. Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова)/Сост.: прот. В. Сорокин. СПб., 2008; Выдрин И. В. Митр. Никодим. Екат., 2009; Иларион (Алфеев), архиеп. Выступление на встрече сотрудников ОВЦС со Свят. Патр. Московским и всея Руси Кириллом//ЦиВр. 2009. 2(47). С. 11-12; он же. Защита внешних рубежей Церкви - приоритетная задача в деятельности ОВЦС//Там же. 4(49). С. 17-28; он же. Нести миру евангельское свидетельство//Там же. 2(47). С. 13-30; он же. Патр. Кирилл: Жизнь и миросозерцание. М., 2009. (Патриархи Рус. Церкви); он же. Доклад на торжественном заседании, посвящ. 65-летию ОВЦС//ЦиВр. 2011. 3(56). С. 56-66; он же. Свидетельство о вере через диалог с миром//ЖМП. 2011. 9. С. 32-35; он же. Взаимоотношения РПЦ с Церквами Англиканского содружества//ЦиВр. 2012. 4(61). С. 25-48; он же. Межправосл. сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Правосл. Церкви//Там же. 1(58). С. 17-52; он же. Быть в мире, но не от мира: Сб. докл. и выступлений. М., 2013; он же. Доклад на торжественном акте//ЦиВр. 2016. 2(75). С. 36-54; он же. У ОВЦС нет иных интересов, кроме интересов всей Церкви//ЖМП. 2016. 6. С. 48-55; Митр. Никодим (Ротов) - правосл. богослов в эпоху социализма: К 80-летию со дня рожд.: Из богосл. наследия митр. Ленинградского и Новгородского Никодима за 1956-1967/Сост.: прот. В. Сорокин. СПб., 2009; «Неизвестный» Патр. Кирилл: [Сб. бесед, мат-лов]/Ред.-сост.: А. А. Добросоцких. М., 2009; Мага А. На службе Церкви//ЖМП. 2011. 9. С. 28-31; На службе Церкви: К 65-летию ОВЦС Моск. Патриархата. М., 2011; Филарет (Вахромеев), митр. «...Не поступаясь высшими принципами и сохраняя чистую совесть...»//ЦиВр. 2011. 3(56). С. 77-88; Сурков С. А. Митр. Николай (Ярушевич). М., 2012; Черников В. В. На страже рубежей Церкви//ЖМП. 2016. 6. С. 40-42. Митр. Иларион (Алфеев) Рубрики: Ключевые слова: ВКЛАДНЫЕ КНИГИ разновидность документов, велись в крупных рус. мон-рях и нек-рых соборах в сер. XVI - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/2581695.html

Другой крайностью в отношении к советской власти был " иосифлянский " раскол, связанный с движением " непоминающих " и именем митрополита Иосифа (Петровых), управлявшего Ленинградской епархией в 1926-1927-м годах. Вернувшись из заключения он не согласился со своим переводом в Одессу и политикой заместителя патриаршего местоблюстителя - митрополита Сергия (Страгородского), заявил об отделении от него. Некоторое время самочинно управлял епархией. В 1937-м году был расстрелян. На 1936-м году в городе оставались открытыми 34 храма и 82 зарегистрированных священнослужителя. В 1941-м - 21 храм и 20 клириков. В годы блокады духовенство вместе с прихожанами несло тяготы войны, в оставшихся храмах совершались регулярные богослужения. Епархия, как и вся Русская Церковь, заняла активную патриотическую позицию и участвовала в сборе средств на помощь фронту. В конце 1941 года Николо-Богоявленским и Владимирским соборами было собрано более 1 млн рублей, и около 2 млн собрали верующие на танковую колонну имени святого Димитрия Донского. Усилиями митрополита Алексия (Симанского) было открыто 10 храмов. В послевоенный период советская власть стала лояльнее относиться к Церкви, чаще положительно отвечая на ее запросы об открытии храмов и регистрации священнослужителей. При митрополите Григории (Чукове) было открыто 11 приходов, возродилась духовная академия. Тяжело пришлось Церкви в хрущевский период гонений. В северную столицу по Промыслу Божию тогда был поставлен митрополит Никодим (Ротов), управлявший Ленинградской епархией с 1963-го по 1978-й годы. Его мудрая позиция, способность к самопожертвованию и известность в мировом христианстве спасли от закрытия многие храмы епархии и духовную академию. Но это стоило ему здоровья и ранней кончины. Святейший Патриарх Кирилл глубоко почитает владыку Никодима, всегда посещает его могилу, приезжая в Санкт-Петербург. Ситуация кардинально меняется в 1988 году, когда на высоком церковно-государственный уровне в нашей стране отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Это время повышенного интереса людей ко всему религиозному.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Луконин Ю.В. С нансеновским паспортом на берегах Нила. - В кн.: Российская диаспора в Африке 20-50-е годы. - М.: Восточная литература, РАН, 2001. - с.29. НИКОДИМ (РОТОВ), митрополит Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата, с 1960 епископ Подольский, викарий Московской епархии, далее, епископ Ярославский и Ростовский, с 1961 архиепископ, с 1963 митрополит Минский и Белорусский, далее Ленинградский и Ладожский, с 1967 Ленинградский и Новгородский. Посетил Марокко в 1977, Умер в 1978. Источники: Журнал Московской Патриархии. - Москва, 1978, N6. - с.16. ОВТРАХТ АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ Ученый, геолог, специалиста по изучению руд в Марокко. Проживая в Рабате, длительное время был регентом церковного хора в Воскресенского храма. Характеризовался положительно, духовник отмечал его качества - рвение, высокую моральность, аскетический образ жизни. Выйдя на пенсию, переехал во Францию, принял монашество в одном из православных монастырей во Франции. Источники: Колупаев Ростислав, игумен. Русские эмигрантские ученые и наука в Северной Африке. -//Школа. - М., 2001, N 2 (41). - с.60. Письмо протоиерею Николаю Захарову, 1977.10.02. - Воскресенский храм, Рабат, Марокко. Архив. Фонд не описан. ПАНТЕЛЕИМОН, архиепископ В миру Петр Рудык род. 1896(8)?, окончил православный богословский факультет Варшавского университета. Несколько лет был архимандритом Почаевской Свято-Успенской лавры. Епископ Львовский с 1941., в 1941-1943 управлял Киевской епархией Автономной Украинской Церкви, с 1944 архиепископ. Эвакуировался в Германию, присоединился к РПЦЗ, направлен в Тунис. Из-за болезни настоятеля храма в Тунисе протоиерея Константина Малиженовского архиепископу Пантелеимону часто приходилось служить одному. Местное греческое духовенство появление русского архиерея в Северной Африке встретило враждебно. Патриарх Александрийский запретил сослужения своих клириков со священниками РПЦЗ, находящимися в подчинении архиепископа Пантелеимона. Архиепископ Пантелеимон переведен в Буэнос-Айресс, затем управлял Эдмонтонской и Канадской епархией. Скончался в 1968, похоронен на кладбище при храме Рождества Богородицы в мест. Реббит Хилл (Канада).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/402/...

Бывал в этой " алма-ате " и владыка Мефодий, и слышал рассказы о митрополите Николае и об отце Исаакии, которые передавались из уст в уста. А в настоящее время он уже непосредственно находится в Алма-Ате, и так же тепло вспоминает о небольшой, уютной " алма-ате " елецкой. Монахиня Макария умерла на Троицу, 3 июня 2001 года в Воронеже, оставаясь до последних своих дней духовной водительницей Воронежского митрополита. В 1972 году Николай с отличием закончил Семинарию и продолжал учебу в Ленинградской Духовной Академии. Через полтора года обучения в Академии, 5 января 1974 года митрополит Никодим (Ротов) совершил над ним монашеский постриг. 7 января тем же Архипастырем монах Мефодий был рукоположен во иеродиакона, а 24 апреля, в неделю праведных Иосифа и Никодима - в иеромонаха. Вскоре после рукоположения отцу Мефодию пришла повестка из военкомата о призыве в армию. И в мае 1974 года, в день памяти святителя Николая летного, несмотря на духовный сан, иеромонаха Мефодия забрали в армию. Служил он в городе Овруче Житомирской области, в стройбате. Чтобы священник не проводил религиозной агитации среди личного состава, его назначили ночным сторожем на строящемся объекте. Но и проходя военную службу, отец Мефодий каждые субботу и воскресенье имел возможность посещать храм, читать на клиросе, петь, помогать священнику. Через полгода, в декабре, в день зимней памяти святителя Николая, иеромонаха Мефодия из армии комиссовали. Основная причина досрочной демобилизации состояла в том, что сотрудники политотдела стали опасаться того идеологического влияния, которое иеромонах оказывал не только на солдат-срочников, но и на офицерский состав. Отец Мефодий возвратился в Академию и в 1976 году с отличием ее закончил. По окончании Академии митрополит Никодим предложил ему поступить в аспирантуру. Но стремлением молодого священника было служить на приходе, общаться с людьми, что он и высказал в ответ на предложение Митрополита. Тогда Владыка назначил его в самый северный и едва ли не самый захудалый приход Ленинградской епархии.

http://ruskline.ru/analitika/2009/02/16/...

   Но Куроедов настаивал на удалении митрополита Николая из Москвы. Святейший Патриарх предлагал митрополиту Николаю перевод на Ленинградскую или Новосибирскую кафедру, он, однако, не согласился. Тогда Совет потребовал увольнения несговорчивого архипастыря на покой. 22 мая 1960 г. митрополит Николай служил Божественную литургию в Вешняковском храме. Зная об опале, много верующих пришло проститься с митрополитом, который уезжал в отпуск в Сухуми. По возвращении он был лишен возможности служить в московских церквах. 16 сентября архипастырь подал прошение об увольнении на покой, сославшись на болезнь сердца, и Священный Синод удовлетворил просьбу архипастыря. Святейший Патриарх в это время также принял решение об образовании редакционной комиссии «Журнала Московской Патриархии» и возложил на преосвященного Никодима, епископа Подольского, общее руководство Издательским отделом Московской Патриархии. На Крутицкую кафедру назначен был митрополит Питирим (Свиридов), занимавший Ленинградскую кафедру с апреля 1959 г. Его преемником в Ленинграде стал перемещенный из Минска митрополит Гурий (Егоров), архипастырь подвижнической жизни, в прошлом многолетний узник концлагерей. Временное управление Минской кафедрой было возложено на епископа Бобруйского Леонтия (Бондаря).    13 декабря 1961 г. митрополит Николай скончался. Обстоятельства его смерти до конца не выяснены и поныне. Во время пребывания в Боткинской больнице он находился в полной изоляции. Воспрещено было возносить в московских храмах гласные молитвы о его исцелении. После кончины тело его в течение 13 часов оставалось в морге. За останками почившего из Патриархии приехали архиепископ Никодим (Ротов) и епископ Киприан (Зернов). Погребли митрополита Николая 17 декабря в крипте храма Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой лавре. Отпевали почившего архипастыря митрополит Крутицкий Питирим, архиепископ Одесский Борис, епископ Дмитровский Киприан, епископ Таллинский Алексий с сонмом духовенства. Святейший Патриарх Aлekcuй I прочитал разрешительную грамоту.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Важнейшим деянием Собора стало избрание нового Патриарха. С предложением об избрании Патриарха выступил митрополит Ленинградский Никодим (Ротов). Он, в частности, сказал: «Предсоборная комиссия внесла рекомендацию, чтобы для избрания на престол Патриарха Московского и всея Руси был предложен один кандидат. Осуществление этого предложения выразит братское единомыслие наше в очень важном для Русской Православной Церкви вопросе, тем более что в отношении имени кандидата среди нас не может быть значительного разномыслия». Митрополит Никодим предложил избрать на Патриарший престол митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена. 2 июня состоялось избрание Патриарха. Избрание проходило путем открытого голосования. Право избрания предоставлялось епархиальным архиереям. Сначала, в порядке от младших по хиротонии к старшим, должны были высказаться епископы, затем архиепископы, затем митрополиты, потом постоянные члены Священного Синода, Предстоятель Японской автономной Православной Церкви митрополит Владимир, и, наконец, Патриарший Местоблюститель митрополит Пимен. Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий обратился к младшему по хиротонии епископу Самаркандскому Платону (Лобанкову), временно управляющему Ташкентской епархией : «Преосвященный епископ Самаркандский Платон, кого избираете Вы с клиром и паствой вверенной Вашему управлению Ташкентской епархии Патриархом Московским и всея Руси?» Епископ Платон ответил: «Я, клир и паства Ташкентской епархии избираем Патриархом Московским и всея Руси Высокопреосвященного Пимена, Митрополита Крутицкого и Коломенского». Затем митрополит Алексий обратился к каждому из  епархиальных архиереев. Самому митрополиту Алексию задал аналогичный вопрос митрополит Ленинградский Никодим. Поскольку все архиереи единодушно высказались за избрание Патриархом митрополита Пимена, митрополит Никодим, дабы это единодушие не нарушилось, выступил с предложением освободить митрополита Пимена от голосования. От имени Московской епархии имя митрополита Пимена назвал старший по хиротонии из викариев Московской епархии епископ Волоколамский Питирим (Нечаев).

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

Митрополит Варсонофий выразил соболезнования в связи с кончиной протодиакона Василия Маркова июня 2017 " Служение Святой Матери Церкви отец Василий начал в эпоху богоборческих гонений, ставших для верующих людей временем подвига и исповедничества, - говорится в обращении. - Имея в сердце крепкую веру и любовь к Господу нашему Иисусу Христу, новопреставленный благоговейно и трепетно нес послушания на многих приходах Ленинграда, совершал служение и за рубежом, всегда оставаясь верным сыном Русской Православной Церкви. Многие годы отец Василий был протодиаконом и старостой Казанского кафедрального собора, украшая богослужения своим пением и голосом, полагая силы делу возрождения молитвенной жизни храма. В памяти собратьев-священнослужителей и прихожан он останется верным служителем алтаря Господня, смиренным и добрым человеком, всегда готовым помочь ближнему. Вечная память новопреставленному протодиакону Василию. Да упокоит Господь его душу в селениях праведных! " Протодиакон Василий Григорьевич Марков родился 1 января 1931 года в селе Веселкино на Псковщине в семье церковного старосты. До конца 1930-х годов эти земли входили в состав Эстонии. Семья жила на хуторе, владела десятью гектарами земли. В 1944 году, когда линия фронта находилась на месте их приходского храма, в дом Марковых перенесли совершение уставных богослужений. После войны практически всю землю у семьи отобрали, стали загонять в колхоз. В 1949 году Василий Марков поступил в Ленинградскую семинарию. Через два года он был призван в армию, служил на Северо-Беломорском флоте (береговая охрана). В 1957 году Василий Марков окончил семинарию по первому разряду. 2 марта 1958 года, будучи на первом курсе Ленинградской духовной академии , был рукоположен во диакона. Служил в различных храмах: Никольском Большеохтинском , святого праведного Иова на Волковском кладбище , Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры , Князь-Владимирском соборе . В 1976 году митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) возвел отца Василия в сан протодиакона и направил на служение в Токио - на подворье Московского Патриарха в Японии. Вернувшись из командировки, с 27 августа 1985 года протодиакон Василий Марков снова стал служить в Князь-Владимирском соборе. Осенью 1989 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) поручил отцу Василию заняться восстановлением церкви Владимирской иконы Божией Матери на Владимирской площади . За труды по восстановлению Владимирской церкви Святейший Патриарх Алексий II наградил протодиакона Василия Маркова орденом князя Даниила Московского 2-й степени.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Кроме регулярных номеров, вышло 4 специальных: в 1948 г. (в связи с юбилейными торжествами по поводу 500-летия автокефалии  Русской Православной Церкви и Московским совещанием Предстоятелей и Представителей автокефальных Православных Церквей), в 1963 г. (к 50-летию архиерейского служения Патриарха Алексия I ), в 1995 г. (к 5-летию Патриаршего служения Алексия II ) и в 1997 г. (в связи со 125-летием Среднеазиатской епархии и ее посещением Предстоятелем Русской Православной Церкви). Первый состав редколлегии Журнала состоял из четырех человек: ответственным редактором был Святейший Патриарх Сергий, членами редакционной комиссии — митрополиты Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) — будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) , а также архиеп. Горьковский и Арзамасский Сергий (Гришин; скончался через месяц после выхода первого номера Журнала); ответственным секретарем — прот. Александр Смирнов. После кончины Патриарха Сергия 15 мая 1944 года во главе Журнала стал Патриарший Местоблюститель, а затем и Святейший Патриарх Алексий I. В 1946 г. его сменил на этом посту митр. Крутицкий и Коломенский Николай, который руководил Журналом до 1960 г. Ответственными секретарями издания при нем были: прот. Александр Смирнов (до июля 1949 г.), проф. ЛДА Л.Н. Парийский (август 1949 г. — июнь 1950 г.), проф. МДА А.И. Георгиевский (июль 1950 г. — декабрь 1953 г.); А.В. Ведерников (1954-1962 гг.). Активное участие в редактировании Журнала в течение почти 50-ти лет (с 1954 г.) принимал ответственный секретарь ОВЦС А.С. Буевский. С 19 сентября 1960 г. по 14 мая 1963 г. председателем редколлегии Журнала был епископ Подольский (впоследствии митр. Ленинградский и Новгородский) Никодим (Ротов) , ответственным редактором — доцент ЛДА А.Ф. Шишкин, членами редколлегии: протоиереи Виталий Боровой и Всеволод Шпиллер, а также Н.П. Иванов, Е.А. Карманов, П.В. Уржумцев и А.С. Буевский (ЖМП, 1960, 10, с. 5; 1979, 4, с. 25).  2 января 1962 г. ответственным редактором Журнала был назначен архим. (впоследствии митр. Волоколамский и Юрьевский) Питирим (Нечаев) , к-рый возглавлял его почти 33 года. Ответственными секретарями редакции в это время были: Е.А. Карманов (1963 г. — август 1981 г.), В.П. Овсянников (сентябрь 1981 г. — 1985 г.); проф. МДА К.М. Комаров (1986 г. — январь 1992 г.). В 1985-1992 гг. зав. редакцией Журнала была А.Г. Чулюкина.

http://patriarchia.ru/db/text/5306940.ht...

Ук. Соч. 197. См.: Письмо митрополита Николая (Еремина), 1955.22.11. - ВХРМ. 198. Егоров А. Ук. соч. 199. Bulletin de la Paroisse Orthodoxe de la Sainte Resurrection, 1955, - р.2. 200. Письмо архиепископа Николая священнику Николаю Шкарину, 1955.22.11. - ВХРМ. 201. Рукоположения и награждения. -//ВРЗЕПЭ, 1955, 22. - с.115. 202. Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944 гг.), французский писатель, военный летчик, погиб, не дожив 3-х дней до освобождения Франции. 203. Захаров Н. Ук. Соч. 204. Луконин Ю.В. Ук. Соч. - с.49. 205. Там же. 206. Лев (Церпицкий), с 1987 г. епископ Ташкентский и Среднеазиатский, с 1990 г. епископ Новгородский и Старорусский, с 1995 г. - архиепископ. 207. Гурий (Шалимов), с 1993 г. епископ Корсунский, с 2003 г. епископ Магаданский. 208. Егоров А. Ук. Соч. 209. Никодим (Ротов), с 1960 г. председатель ОВЦС МП, с 1960 г. епископ Подольский, викарий Московской епархии, далее, епископ Ярославский и Ростовский, с 1961 г. архиепископ, с 1963 г. митрополит Минский и Белорусский, далее Ленинградский и Ладожский, с 1967 г. Ленинградский и Новгородский, + 1978 г. 210. Кирилл (Гундяев), с 1976 г. епископ Выборгский, викарий Ленинградской епархии, с 1977 архиепископ, с 1984 г. архиепископ Смоленский и Калининградский, с 1991 г. митрополит. 211. Николо-Братская церковь в Бресте известна тем, что в ней состоялся в 1596 г. униатский собор. 212. См.: Митрофан (Зноско-Боровский), епископ. Хроника одной жизни. - М.: Издание Св. Владимирского братства, 1995. - с.86. 213. Серафим (Ляде Карл Георг Альберт) (1893-1950 гг.), митрополит, родился в немецкой протестантской семье в Лейпциге, в 1904 г. принял православие, до 1916 г. учился в Московской Духовной академии, в 1919-1920 гг. служил священником в Белой армии. В 1923 г., приняв монашество, хиротонисан обновленцами в епископа Ахтырского. С 1930 г. проживал в Германии, перешел в РПЦЗ, получил титул епископа Тегельского, с 1938 г. возглавлял Германскую епархию, с 1939 г. архиепископ, с 1942 г. митрополит, скончался в Мюнхене.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

Никодим (Ротов Борис Георгиевич, 1929–1977), митрополит, председатель ОВЦС Московского Патриархата в 1960–1972 гг., руководитель Издательского отдела Московской Патриархии в 1960–1963 гг.; пострижен и рукоположён в иеродиакона в 1947 г., в иеромонаха – в 1949 г., в сан игумена – в 1957 г., служил в Ярославской епархии, в 1955 г. окончил ЛДА со степенью кандидата богословия, архиепископ Ярославский и Ростовский, в 1956 г. – член Русской духовной миссии в Иерусалиме, в 1957–1959 гг. – начальник этой миссии, в 1959 г. заместитель председателя ОВЦС, в 1960 г. хиротонисан во епископа Подольского, с ноября 1960 по август 1963 г. – епископ, архиепископ (1961) Ярославский и Ростовский, в августе-октябре 1963 г. – митрополит Минский и Белорусский, в октябре 1963 г. – октябре 1967 г. – митрополит Ленинградский, Ладожский и Новгородский, с октября 1967 г. до кончины – митрополит Ленинградский и Новгородский, скоропостижно скончался 5 сентября 1978 г. во время визита в Ватикан. Никодим (Руснак Николай Степанович, род. 1921), митрополит Харьковский и Богодуховский с 1989 г., кандидат богословия (1966); пострижен и рукоположён в иеродиакона в 1945 г., в иеромонаха – в 1946 г., архимандрита – в 1958 г.; настоятель Свято-Иоанно-Богословского Крещатинского монастыря в 1948–1955 гг., в 1956–1958 гг. – священник Скорбященского храма на Большой Ордынке в Москве, в 1958–1961 гг. – заместитель начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, в 1961–1964 гг. – епископ Костромской и Галичский, в 1964–1977 гг. – епископ Аргентинский и Южноамериканский, патриарший экзарх Центральной и Южной Америки в 1970–1977 гг., архиепископ Харьковский и Богодуховский в 1968–1983 гг.; архиепископ, затем митрополит (1985) Львовский и Тернопольский в 1983–1989 гг. Николай (1889 – не ранее 1973), схиархимандрит, настоятель Ильинского скита в 1953–1973 гг. Николай (Генералов), иеромонах, подвизается на Афоне с 1978 г., в 1983–1993 гг. – антипросоп Свято-Пантелеимоновского монастыря в Карее, после закрытия Ильинского скита, совершенного против его воли, сложил свои полномочия и выполнял разные послушания, с 2004 г. подвизался в скиту Ксилургу, который возродил, в настоящее время подвизается на Крумице.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010