На 12 септември 1971 г. е издигнат в сан архимандрит. От 1971 до 1974 г. е представител на Московската Патриаршия в Световния съвет на Църквите в Женева. От 26 декември 1974 г. до 26 декември 1984 г. е ректор на Ленинградската духовна академия и семинария. На 14 март 1976 г. е ръкоположен за епископ Виборгски. На 2 септември 1977 г. е издигнат в архиепископски сан. От 26 декември 1984 г. е архиепископ Смоленски и Вяземски. От 1986 г. е управляващ енории в Калининградска област. От 1988 г. е архиепископ Смоленски и Калининградски. От 13 ноември 1989 г. до 2009 г. е председател на Отдела за външни църковни връзки, постоянен член на Светия Синод. На 25 февруари 1991 г. е издигнат в сан митрополит. От 6 декември 2008 г. е местоблюстител на Патриаршеския престол. На 27 януари 2009 г. е избран от Поместния събор на Руската Православна Църква за Патриарх Московски и на цяла Русия. На 1 февруари 2009 г. се извършва интронизацията на Светейшия Патриарх Кирил. Образование. Трудове под ръководството на митрополит Никодим (Ротов) След като завършва 8-ми клас средно училище, Владимир Гундяев постъпва в Ленинградската комплексна геоложка експедиция на Северозападното геоложко управление, където работи от 1962 г. до 1965 г. като картограф-техник, съчетавайки работата с образованието в средното училище. След като завършва училище през 1965 г., Владимир възнамерява да постъпи във физическия факултет на Ленинградския университет и вече като получи висше светско образование, да се посвети на духовното служение. Въпреки това по-големият му брат Николай, който по това време учи в Ленинградската духовна семинария, му урежда среща с Ленинградския митрополит Никодим (Ротов). Тази среща става решаваща в съдбата на бъдещия Патриарх: митрополит Никодим го съветва да постъпи направо в семинарията. В началото на 1966 г. митрополит Никодим назначава Владимир за свой личен секретар. След като си е създал мнение за изключителните способности на студента Гундяев, митрополитът поставя условие – ускорено овладяване на знанията: Владимир трябва за една година да усвои материала и да издържи изпити за 2 курса. От това време започва църковното служение на Владимир Гундяев, наситено с непрестанен труд и непрекъснато нарастващ списък на отговорностите. Пример за него е 36-годишният митрополит Никодим, който заедно с ръководството на една от най-големите руски епархии едновременно оглавява Отдела за външни църковни връзки на Руската Църква – ОВЦС, който по същество играе ролята на център за вземане на решения относно вътрешната и външната политика на Църквата през онези години.  

http://mospat.ru/bg/patriarch/

Митрополит Никодим (Ротов) Митрополит Никодим (Ротов) Митрополит Никодим — личность незаурядная. Отец его был партийный работник, страшный человек, но мать, учительница, была человеком внутренне религиозным. Первым, кто его заметил, был замечательный архиерей, архиепископ Димитрий (Градусов). Сохранилась кинохроника Собора 1945 г., где он со своим ярославским выговором медленно, торжественно, с большими паузами произносит: «Я выбираю Патриархом митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия». Он и пригрел этого семнадцатилетнего Борьку, и постриг его в монахи. Никодим, безусловно, был человек очень способный: знания впитывал, как губка. Конечно, это была конъюнктура, но «ставить» на него было выгодно: у него все получалось. Человек он был с размахом, по-русски широкая натура, умел и любить, и ненавидеть. Нельзя отрицать и того, что работал он на износ, и в конце концов «сгорел» на работе. Любимым его занятием было писать службы. Рассказывает, бывало: «Начал писать — и никак не шло. А вчера сижу на Центральном комитете — и вдруг как нашло вдохновение!» При этом он нанес серьезный удар нашему традиционному благочестию. В поездках, например, он требовал, чтобы вся делегация непременно причащалась за каждой службой. А ведь ездили мы работать, работали днями и ночами, и нам было не до подготовки к причастию. Бывало, что и кофе пили за полночь... В 1962 г. мы с Никодимом ездили на Афон. Это был всего лишь второй визит туда представителей нашей Церкви. Был май, уже стояла жара. Часть пути мы ехали на осликах, часть — шли пешком. С ослами тогда была целая история. Путешествовали мы втроем: Никодим — 120 килограммов, я — 70, еще с нами был сопровождающий переводчик -обычной комплекции. Ослики ведут себя очень интересно. Дорогу знают прекрасно: где ветка — наклонятся, где обрыв — прижмутся к скале, вверх идут бойко, а вниз осторожно, как кошки. Я со своим легко нашел общий язык: гладил его, хвалил: «Ах, ты, какой красивый! Да какие у тебя уши длинные!» — при случае совал ему какую-нибудь ветку. А Никодим все на своего ворчал: «А ну, куда пошел?! Да, куда ты меня, сейчас свалишь!» Потом была ночевка. На следующее утро мой ослик пошел ко мне легко, переводчик тоже оседлал своего без каких бы то ни было сложностей. А Никодима — никак не подпускает: брыкается, лягается, близко не подойдешь. Я говорю: «Вечером, видно, у них профсоюзное собрание было по технике безопасности и гигиене труда, постановили: тяжелых не сажать». Сбежались монахи — ослик и им не дается. Еле-еле общими усилиями водрузили на него митрополита и пустились в путь...

http://pravoslavie.ru/1978.html

1972 г. Митрополит Крутицки и Коломенски Ювеналий (Поярков) От 1972 г. до 1981 г. постът председател на Отдела за външни църковни връзки на Московската Патриаршия се заема от Крутицкия и Коломенски митрополит Ювеналий (Поярков), който ръководи дейността на ОВЦС с най-дълбока отдаденост към повереното му послушание, познаване на проблемите, прецизност и усърдие. 1960 г. Митрополит Никодим (Ротов) От 1960 г. до 1972 г. председател на Отдела за външни църковни връзки на Московската Патриаршия е Ленинградският и Новгородски митрополит Никодим (Ротов), който съчетава в себе си богатство от изключително необходими за Църквата идеи с решителност и постоянство в тяхното осъществяване. На митрополит Никодим му се налага да преодолява огромни трудности от страна на гражданските власти, и той го прави с обичайната за него принципност. Външната и особено международната дейност на Църквата през годините на преследвания е от особено голямо значение, за да се спре тяхното разширяване, да се направи невъзможно или трудно за властите да затварят и унищожават църквите и манастирите. Издействайки назначаването на млади епископи на катедрите в чужбина, митрополит Никодим създава възможности за по-нататъшното им преместване на каноничната територия на Църквата, в резултат на което епископатът на Руската Православна Църква става значително по-млад и многоброен. 1946 г. Митрополит Николай (Ярушевич) Крутицкият и Коломенски митрополит Николай (Ярушевич) оглавява Отдела за външни църковни връзки на Московската Патриаршия от 1946 г. до 1960 г. Този период от дейността на Отдела до голяма степен определя естеството на външните отношения на Руската Православна Църква на съвременния етап, задълбочава традиционните форми на междуцърковните отношения, полага основите на редица нови насоки в тази област на църковната дейност. Особено важно е да се отбележи, че през този период миротворческата дейност на Църквата, първите контакти с обществените организации водят до факта, че тя започва постепенно да излиза от изолация, да изгражда първите мостове с държавата, света на политиката, науката и културата.

http://mospat.ru/bg/department/history/

Светейшият Патриарх Московски и на цяла Русия Кирил Общуването на Църквата с външния свят е особена и неразделна част от православната мисия. Това служение не винаги е пряко проповядване на Божието Слово. То обаче помага на милиони хора да видят Православието от различни гледни точки, включително и да усетят красотата и силата на Православието. Обща биографична справка Светейшият Патриарх Кирил (в цивилния живот Владимир Михайлович Гундяев) е роден на 20 ноември 1946 г. в Ленинград. Баща – Михаил Василиевич Гундяев, свещеник, починал през 1974 г. Майка – Раиса Владимировна Гундяева, учителка по немски език в училище, през последните години от живота си домакиня, починала през 1984 г. По-големият му брат – протойерей Николай Гундяев, е професор в Петербургската духовна академия, почетен предстоятел на Преображенския катедрален храм в Санкт-Петербург. Дядо му – свещеник Василий Степанович Гундяев, заточеник в лагера Соловки, заради активната си църковна дейност и борбата си с обновленския разкол минал през затвори и интернирания през 20-те, 30-те и 40-те години на ХХ в. След завършване на 8 клас на средното училище Владимир Гундяев постъпва в Ленинградската комплексна геоложка експедиция на Северозападното геоложко управление, където работи от 1962 г. до 1965 г. като картограф техник, съчетавайки работата с образованието в средното училище. След като завършва гимназия през 1965 г., той постъпва в Ленинградската духовна семинария, а след това и в Ленинградската духовна академия, която завършва с пълно отличие през 1970 г. с кандидатска степен по богословие. На 3 април 1969 г. митрополит Ленинградски и Новгородски Никодим (Ротов) го подстригва в монашество с името Кирил. На 7 април е ръкоположен за йеродякон, а на 1 юни същата година – за йеромонах. От 1970 до 1971 г. е учител по догматическо богословие и помощник-инспектор в Ленинградската духовна академия и семинария; в същото време е личен секретар на Ленинградския и Новгородски митрополит Никодим и класен ръководител на 1-ви клас на семинарията.

http://mospat.ru/bg/patriarch/

Орехово-Зуевский, вик. Московской епархии; 1927–1928 еп. Нижнетагильский; расстрелян 19.11.1937. Никита (Прибытков) 23.01.1924 хирот. во еп. Кузнецкого; с 1924 г. еп. Рубцовский; с 1927 г. еп. Бийский; с 07.11.1934 еп. Мамалыжский; с 22.05.1935 еп. Белевский, вик. Тульской епархии; расстрелян 3.01.1938. Никита (Стягов) 6.12.1923 хирот. во еп. Боровичского, вик. Новгородской епархии; с 27.12.1934 в сане архиепископа; † 6.08.1936. Никифор (Богословский) в 1922 г. хирот. во еп. Городнянского, вик. Черниговской епархии; уклонился в обновленческий раскол. Никифор (Ефимов) 21.03.1926 хирот. во еп. Хабаровского; с 25.04.1928 еп. Котельнический, вик. Вятской епархии; с 31.01.1929 еп. Пятигорский; с дек. 1930 г. в заключении; расстрелян 1.09.1937. Никифор (Никольский) 8.06.1931 хирот. во еп. Волоколамского, вик. Московской епархии; с кон. 1931 г. еп. Кимрский, вик. Калининской епархии; с 7.12.1936 архиеп. Калининский; с 1937 г. в заключении; † 9.02.1942. Никифор (Осташевский) 15.09.1924 хирот. во еп. Новосибирского; с 1927 г. в сане архиепископа; с 18.04.1932 митр. Новосибирский и Барнаульский; † 17.04.1937. Никодим (Воскресенский) в 1925 г. упом. как еп. Демянский, вик. Новгородской епархии. Никодим (Гонтаренко) 31.08.1942 хирот. во еп. Краснодарского; † 22.01.1948. Никодим (Кононов) c 15.11.1913 еп. Белгородский, вик. Курской епархии; расстрелян 11.01.1919. Никодим (Кротков) с 16.11.1911 еп. Чигиринский, вик. Киевской епархии; с 1921 г. еп. Таврический и Симферопольский; с 1922 г. в сане архиепископа; с 1922 г. в заключении; с 10.06.1932 архиеп. Костромской; с дек. 1936 г. в заключении; † 21.08.1938 в тюрьме. Никодим (Ротов) 10.07.1960 хирот. во еп. Подольского, вик. Московской епархии; с 23.11.1960 еп. Ярославский и Ростовский; с 10.06.1961 в сане архиепископа; с 3.08.1963 в сане митрополита; с 5.08.1963 митр. Минский и Белорусский; с 9.10.1963 митр. Ленинградский и Ладожский; с 7.10.1967 митр. Ленинградский и Новгородский; † 5.09.1978. Никодим (Руснак) 10.08.1961 хирот. во еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

У отца Евгения было иначе. Он стремился и умел снять барьеры и даже сквозь них нести веру вокруг. Помню рассказ, как его повезли в ленинградский филиал Кремлевской больницы причащать старых большевиков. И они каялись в деяниях по изъятию церковных ценностей, по преследованиям Церкви, в разорении храмов. После моей свадьбы дал немалую сумму на кооператив: «Отдашь когда-нибудь, кому тогда будет нужнее». Очаровал на всю жизнь мою жену – своей открытостью, отсутствием всего показного. Ему было чем очаровать. Само лицо его излучало интерес к людям, к их внутренней жизни, доброжелательность. Кудрявая черная шевелюра и борода (он объяснял, как выстригают ему ее, а то уж очень густая), прекрасные большие глаза. Обаятельная улыбка располагала к себе всякого. Чувство юмора помогало преодолевать барьеры (и избегать фарисейской важности). Юмор – это тоже дар Божий. Однажды со смешком, так образно рассказывал, как сопровождал иностранцев по Кремлю, из-за жары не надел брюки под рясу и боролся с развевавшим ее ветром. Так заразительно смеялся, так лучился весельем. Никакого любования собой, напускной важности, превозношения». О. Евгений. На обороте: «Мамочке её сын в домашнем виде. Шувалово. Весна 1953 г.» Надо иметь в виду, что открытость батюшки, простота в общении с людьми вовсе не исключала «змеиной мудрости» по отношению к гонителям Церкви. Вот что сообщает племянник отца Евгения Василий Глебович Каледа: «В нашей семье сохранилось описание общения дяди Жени с владыкой Антонием (Блюмом) в один из его самых первых приездов в СССР в начале 60-х годов… Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) поручил ему проинформировать владыку Антония об истинном положении Церкви в СССР. Беседы с владыкой проходили в номере одной из гостиниц. Но беседами это было назвать сложно. Они проходили в жанре классических конспиративных встреч – один из них вел какой-то монолог на отвлеченную тему, другой в это время писал, затем они обменивались записками, а другой начинал свой монолог. У них обоих не было сомнений в том, что их беседы прослушиваются. В конце семидесятых годов мне посчастливилось пообщаться с митрополитом Антонием Сурожским в гостинице «Украина», во время одного из его приездов в Москву. Я ему представился и сказал, что я племянник отца Евгения Амбарцумова. Владыка улыбнулся, меня обнял и сказал, что он его хорошо помнит и много с ним общался».

http://pravmir.ru/otets-evgeniy-ambartsu...

На ликвидацию же Минской и Волынской не было получено согласия руководства Патриархии, и они прекратили свое существование исключительно в результате принятых административных мер. Минская семинария из-за открытого противодействия местных властей не могла с 1959 г. произвести набор воспитанников и поэтому после выпуска 1963 г. последних 5 учащихся фактически перестала функционировать. Подобным же способом в соответствии с постановлением ЦК Компартии Украины должна была в 1963 г. прекратить существование и Волынская семинария. Но все усилия республиканского руководства оказались тщетны, полностью сорвать набор новых учащихся не удалось. Тогда горисполком изъял у семинарии второй этаж здания, снял номерные знаки с ее автомашины и т. п. В 1964 г., утратив возможность нормально функционировать, она была вынуждена прекратить свою деятельность 1030 . В 1961 г. встал вопрос уже о существовании Ленинградской Духовной Академии и семинарии. Местная газета «Смена» целый номер посвятила «гнезду контрреволюции» в городе трех революций. В Академию перестали пускать посетителей, верующим запретили посещать ее храм. Казалось, что крупнейший центр духовного образования обречен. Но он не сдавался и в декабре 1962 г. даже ходатайствовал о возобновлении приема на заочный сектор. Помог Академии выстоять назначенный в октябре 1963 г. главой Ленинградской епархии митрополит Никодим (Ротов). Как Председатель Отдела внешних церковных сношений он энергично стал включать Академию в международную деятельность, зачастили иностранные делегации, профессора начали значительно активнее посещать различные богословские конгрессы. Зная о ярко выраженных симпатиях Н. Хрущева к развивающимся африканским странам, митрополит смог пригласить на учебу 7 африканцев из Уганды и Кении. Еще больше представителей государств «третьего мира» обучалось в Московской Духовной Академии. Под предлогом необходимости иметь подготовленные кадры для международной деятельности Патриархии удалось открыть в ней в 1964 г. небольшой заочный сектор и аспирантуру 1031 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На ликвидацию же Минской и Волынской не было получено согласия руководства Патриархии и они прекратили свое функционирование исключительно в результате принятых административных мер. Минская семинария из-за открытого противодействия местных властей не смогла с 1959 г. произвести набор воспитанников и поэтому после выпуска 1963 г. последних 5 учащихся фактически перестала функционировать. Подобным же способом в соответствии с постановлением ЦК Компартии Украины должна была в 1963 г. прекратить существование и Волынская семинария. Но все усилия республиканского руководства оказались тщетны, полностью сорвать набор новых учащихся не удалось. Тогда горисполком изъял у семинарии второй этаж здания, снял номерные знаки с ее автомашины и т.п. В 1964 г., утратив возможность нормально функционировать, она была вынуждена прекратить свою деятельность 1087 . В 1961 г. встал вопрос уже о существовании Ленинградской Духовной Академии и семинарии. Местная газета «Смена» целый номер посвятила «гнезду контрреволюции» в городе трех революций. В академию перестали пускать посетителей, верующим запретили посещать ее храм, казалось, что крупнейший центр Духовного образования обречен. Но он не сдавался и в декабре 1962 г. даже ходатайствовал о возобновлении приема на заочный сектор. Помог Академии выстоять назначенный в октябре 1963 г. главой Ленинградской епархии митрополит Никодим (Ротов). Как председатель отдела внешних церковных сношений он энергично стал включать Академию в международную деятельность, зачистили иностранные делегации, профессора начали значительно активнее посещать различные богословские конгрессы. Зная о ярко выраженных симпатиях Н.Хрущева к развивающимся африканским странам, митрополит смог пригласить на учебу 7 африканцев из Уганды и Кении. Еще больше представителей государств «третьего мира» обучалось в Московской Духовной Академии. Под предлогом необходимости иметь подготовленные кадры для международной деятельности Патриархии удалось открыть в ней в 1964 г. небольшой заочный сектор и аспирантуру 1088 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никита (Стягов) 6.12.1923 хирот. во еп. Боровичского, вик. Новгородской епархии; с 27.12.1934 в сане архиепископа; † 6.08.1936. Никифор (Богословский) в 1922 г. хирот. во еп. Городнянского, вик. Черниговской епархии; уклонился в обновленческий раскол. Никифор (Ефимов) 21.03.1926 хирот. во еп. Хабаровского; с 25.04.1928 еп. Котельнический, вик. Вятской епархии; с 31.01.1929 еп. Пятигорский; с дек. 1930 г. в заключении; расстрелян 1.09.1937. Никифор (Никольский) 8.06.1931 хирот. во еп. Волоколамского, вик. Московской епархии; с кон. 1931 г. еп. Кимрский, вик. Калининской епархии; с 7.12.1936 архиеп. Калининский; с 1937 г. в заключении; † 9.02.1942. Никифор (Осташевский) 15.09.1924 хирот. во еп. Новосибирского; с 1927 г. в сане архиепископа; с 18.04.1932 митр. Новосибирский и Барнаульский; † 17.04.1937. Никодим (Воскресенский) в 1925 г. упом. как еп. Демянский, вик. Новгородской епархии. Никодим (Гонтаренко) 31.08.1942 хирот. во еп. Краснодарского; † 22.01.1948. Никодим (Кононов) c 15.11.1913 еп. Белгородский, вик. Курской епархии; расстрелян 11.01.1919. Никодим (Кротков) с 16.11.1911 еп. Чигиринский, вик. Киевской епархии; с 1921 г. еп. Таврический и Симферопольский; с 1922 г. в сане архиепископа; с 1922 г. в заключении; с 10.06.1932 архиеп. Костромской; с дек. 1936 г. в заключении; † 21.08.1938 в тюрьме. Никодим (Ротов) 10.07.1960 хирот. во еп. Подольского, вик. Московской епархии; с 23.11.1960 еп. Ярославский и Ростовский; с 10.06.1961 в сане архиепископа; с 3.08.1963 в сане митрополита; с 5.08.1963 митр. Минский и Белорусский; с 9.10.1963 митр. Ленинградский и Ладожский; с 7.10.1967 митр. Ленинградский и Новгородский; † 5.09.1978. Никодим (Руснак) 10.08.1961 хирот. во еп. Костромского и Галичского; с 21.04.1964 еп. Аргентинский и Южноамериканский; с 25.02.1968 в сане архиепископа; 10.04.1970–6.10.1977 экзарх Центральной и Южной Америки; с 2.07.1970 на покое; с 1.12.1970 архиеп. Харьковский и Богодуховский; с 23.11.1983 архиеп. Львовский и Тернопольский, с 9.04.1985 в сане митрополита; с 30.12.1988 митр. Львовский и Дрогобычский; с 13.09.1989 митр. Харьковский и Богодуховский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Протокол 502 заседания Богослужебно-календарной комиссии 10–11 февраля 1969 года Заседание 10 февраля, понедельник На заседании присутствовали Преосвященный Питирим, епископ Волоколамский, председатель Издательского отдела Московской Патриархии; Карманов Евгений Алексеевич, секретарь редакции «ЖМП»; Успенский Николай Димитриевич, профессор Ленинградской духовной академии; игумен Матфей (Мормыль), преподаватель Московской духовной академии; протоиерей Сергий Орлов; протоиерей Николай Деснов, преподаватель Одесской духовной семинарии; Уржумцев Павел Васильевич, литературный редактор ЖМП; Просвирнин Анатолий Иванович, литературный редактор ЖМП; священник Александр Сложеникин. Отсутствовал Д.П. Огицкий (по болезни). Перед началом заседания, по прочтении молитвы, епископ Питирим поздравил с возобновлением заседаний Богослужебно-календарной комиссии, ранее возглавлявшейся епископом Афанасием (Сахаровым) , поделился добрыми воспоминаниями о почивших членах комиссии епископе Афанасии и Ольге Андреевне Дашкевич и высказал пожелание отслужить о них заупокойную литию в обеденный перерыв. Секретарем Богослужебно-календарной комиссии был избран священник Александр Сложеникин. Цель заседания Комиссии – решить возникшие в настоящее время вопросы издания календарей, являющиеся предметом особой заботы редакции. Программа: I. Выслушать мнения об издаваемом церковном календаре. ΙΙ. Рассмотреть вопросы, связанные с изданием богослужебных книг. ΙΙΙ. Наметить дальнейшую программу работы. По первому пункту программы было представлено 20 вопросов, которые рассматривались поочередно. 1. Сентябрьская преступка чтений в календарях. Уржумцевым П.В. была дана краткая историческая справка о сентябрьской преступке в календарях Московской Патриархии. Сентябрьская преступка является не нововведением, а существовала на Руси с давних времен, есть она у греков, указания на нее имеются в Богослужебном евангелии. В 1958 году еп. Афанасием был сделан обстоятельный доклад на эту тему и поднят вопрос о внесении сентябрьской преступки в календарь, что и было сделано в 1959 году. Через некоторое время посыпались письменные протесты в Московскую Патриархию. Протопресвитер Н. Колчицкий передал эти письма Святейшему Патриарху Алексию, который положил резолюцию: «восстановить традицию». Сентябрьскую преступку в календарях перестали делать. Спустя несколько лет Преосвященный Никодим (Ротов) снова поднял вопрос о внесении сентябрьской преступки в церковный календарь. В качестве «восстановления традиции» преступка вновь была введена в календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010