21 июня 1960 г. определением Синода митр. Николай был освобожден от занимаемой должности. Новым председателем ОВЦС был назначен архим. Никодим (Ротов; впосл. митрополит), избранный на том же заседании Синода во епископа. 16 марта 1961 г. Синод постановил, что руководитель ОВЦС всегда должен быть в епископском сане и иметь статус постоянного члена Синода. При еп. Никодиме (Ротове) в короткое время была реорганизована работа отдела, значительно увеличен штат сотрудников; отдел получил для размещения особняк на ул. Рылеева (ныне Гагаринский пер.). В 1963 г. архиеп. Никодим (Ротов) был назначен председателем Комиссии по вопросам христианского единства. Будучи главой ОВЦС и Комиссии, он расширял связи Церкви с православными и инославными Церквами, используя в интересах РПЦ намерение руководителей СССР привлечь священнослужителей к участию в гос. внешнеполитических инициативах. Активизировались контакты с Римско-католической Церковью (РКЦ). В миротворческой деятельности РПЦ выступала организатором международных и всесоюзных конференций, подготовкой которых занимались сотрудники ОВЦС. Под рук. митр. Никодима отдел стал интеллектуальным и организационным центром РПЦ, инициировавшим и воплощавшим в жизнь самые широкие церковно-общественные инициативы. В дек. 1963 г. при ОВЦС был создан филиал аспирантуры МДА (см. ст. Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия ). Определением Синода от 16 дек. 1969 г. был открыт филиал ОВЦС в Киеве при экзархе Украины (впосл. преобразован в ОВЦС УПЦ). В период председательства митр. Никодима к работе в ОВЦС были привлечены Таллинский и Эстонский архиеп. Алексий (Ридигер; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) ), иером. Ювеналий (Поярков; впосл. митрополит), игум. Хризостом (Мартишкин; впосл. митрополит), А. Л. Казем-Бек , Б. Б. Вик, П. А. Кутепов, Б. А. Нелюбов, Г. Н. Скобей, В. А. Чукалов. 30 мая 1972 г. митр. Никодим по состоянию здоровья был освобожден от должности председателя ОВЦС, но в качестве председателя Комиссии по вопросам христианского единства сохранил за собой руководство внешней деятельностью РПЦ. Отдел возглавил митр. Тульский и Белёвский Ювеналий (Поярков), продолживший линию деятельности, намеченную митр. Никодимом. Укреплялись связи с Восточными (дохалкидонскими) Церквами. Набирало силу миротворческое служение. Заместителями митр. Ювеналия в разные годы были прот. Николай Гундяев , Зарайский еп. Иов (Тывонюк ; впосл. митрополит), архим. Мефодий (Немцов ; впосл. митрополит). Определением Синода от 25 июля 1979 г. открыт филиал ОВЦС в Ленинграде при митрополите Ленинградском и Новгородском.

http://pravenc.ru/text/Отдел внешних ...

В период массовой антирелиг. кампании, в нач. 60-х гг. ХХ в., подвергался резким нападкам местной прессы. 6 янв. 1965 г. под давлением советских властей, спровоцировавших смуту в приходе, был временно уволен за штат. 6 нояб. 1966 г. Ленинградский и Ладожский митр. Никодим (Ротов) назначил его настоятелем Свято-Троицкой ц. в г. Всеволожске Ленинградской обл. С 22 мая 1968 г. состоял также благочинным храмов 2-го (Пригородного) округа. 15 марта 1970 г. назначен духовником Ленинградских митрополии и духовных школ. Указом Синода РПЦ от 25 июня 1970 г. избран епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии и ректором Ленинградских ДАиС. 16 июля того же года в Троице-Сергиевой лавре он был пострижен в монашество с именем Мелитон - в честь одного из 40 мучеников Севастийских. 17 июля возведен в сан архимандрита. 26 июля 1970 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры митр. Никодим возглавил архиерейскую хиротонию М. Став архиереем, М. продолжил работу ректора Ленинградских духовных школ: ассистировал в проведении экзаменов, замещал отсутствовавших преподавателей семинарии, проводил занятия по катехизису в 1-м классе семинарии и по догматическому богословию во 2-м, читал курс Свящ. Писания НЗ в ДА. В его обязанности также входили встречи и беседы с посещавшими духовные школы иностранцами. За недолгое время пребывания на посту ректора снискал глубокое уважение и признательность всех, с кем ему приходилось общаться в своей деятельности. Однако состояние здоровья и преклонный возраст не позволили М. долго совмещать пост ректора с обязанностями викарного епископа. 26 дек. 1974 г. по рапорту митр. Никодима М. был освобожден от должности ректора, остался викарным архиереем. 19 апр. 1980 г. возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. Состоял председателем Епархиального совета. Был награжден гос. медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», церковным орденом св. кн. Владимира 2-й степени и орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени. Отпевание М. после кончины возглавил Ленинградский и Новгородский митр. Алексий (Ридигер; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий II ). Похоронен на Большеохтинском кладбище города.

http://pravenc.ru/text/2562910.html

Успенский собор Новодевичьего мон-ря, в подклете к-рого с 1949 по 1981 г. размещался Издательский отдел Московской Патриархии. Фотография. 2009 г. Успенский собор Новодевичьего мон-ря, в подклете к-рого с 1949 по 1981 г. размещался Издательский отдел Московской Патриархии. Фотография. 2009 г. 19 сент. 1960 г. председателем И. о. был назначен сменивший митр. Николая на посту председателя ОВЦС Подольский еп. Никодим (Ротов ; впосл. митрополит Ленинградский). Еп. Никодим стал также и 1-м председателем редколлегии «Богословских трудов» - начавшего выходить с 1960 г. ежегодного сборника, в к-ром публиковались работы совр. богословов, а также труды выдающихся церковных деятелей прошлого, творения св. отцов и учителей Церкви. 14 мая 1963 г. архиеп. Никодим (Ротов) был по его ходатайству освобожден от должности председателя И. о. ввиду большого объема работы в ОВЦС. Новым председателем И. о. был назначен нареченный епископом Волоколамским Питирим (Нечаев ; впосл. митрополит), занимавший эту должность более 30 лет. Его ближайшими помощниками были архим. Иннокентий (Просвирнин) , П. В. Уржумцев , И. А. Минаков, В. П. Овсянников; деятельно сотрудничал с И. о. ответственный секретарь ОВЦС А. С. Буевский . В связи с расширением сферы деятельности и увеличением числа сотрудников в нач. 80-х гг. была осуществлена реконструкция (фактически строительство) здания издательского центра Московской Патриархии на Погодинской ул., вблизи Новодевичьего мон-ря (освящено 22 сент. 1981), с домовым храмом во имя прп. Иосифа Волоцкого. Длительное время И. о. был единственным изд-вом в стране, выпускавшим правосл. лит-ру: Свящ. Писание, богослужебные книги, творения св. отцов и учителей Церкви, жития святых, катехизические пособия, богословские труды, журналы, пособия для церковно- и священнослужителей, правосл. календари. Несмотря на жесткий гос. надзор, осуществлявшийся Советом по делам религий при Совете министров СССР , И. о., преодолевая мн. ограничения, постоянно увеличивал тиражи и номенклатуру церковных изданий.

http://pravenc.ru/text/293874.html

«Журнал Московской Патриархии». 1943 г. 2. Обложка «Журнал Московской Патриархии». 1943 г. 2. Обложка В 1935 г. с усилением в СССР гос. давления на религ. орг-ции издание было прекращено. Во время Великой Отечественной войны политика государства изменилась. 4 сент. 1943 г. на встрече И. В. Сталина с митрополитами митр. Сергий (Страгородский) среди проблем Церкви назвал отсутствие периодического издания. Сталин согласился с необходимостью издания церковного журнала. 1-й номер возобновленного ЖМП вышел 12 сент. 1943 г., в день восшествия митр. Сергия на Патриарший престол. Вплоть до кон. 80-х гг. журнал оставался единственным правосл. периодическим изданием на территории РСФСР и объединял всех, кто писали на церковные темы. С момента возобновления он выходил ежемесячно (за исключением 1994-1996). Кроме того, было подготовлено 6 специальных выпусков: в 1948 г. (в связи с юбилейными торжествами по поводу 500-летия автокефалии РПЦ и Московским совещанием Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей), 1963 г. (к 50-летию архиерейского служения Патриарха Алексия I ), 1968 г. (к 50-летию восстановления Патриаршества в РПЦ; номер был напечатан в 1971), 1995 г. (к 5-летию Патриаршего служения Алексия II ), 1997 г. (в связи со 125-летием Среднеазиатской епархии и ее посещением Предстоятелем РПЦ) и 1999 г. (к 70-летию со дня рождения Патриарха Алексия II). Тираж 40-х гг. составлял 15 тыс. экз. и постепенно увеличивался, в 1989 г. достиг 32 тыс. экз.; в последующие годы в связи с экономическими трудностями тираж снизился: в 1995 г. он составил 3 тыс. экз.; далее вновь начал возрастать (в 2008 - 9 тыс. экз.). Главными редакторами журнала были Патриарх Сергий (1943-1944), Патриарший Местоблюститель, впоследствии Патриарх Алексий I (1944-1946), Крутицкий митр. Николай (Ярушевич) (1946-1960), Подольский еп. (впосл. Ярославский архиеп.) Никодим (Ротов) (1960-1961), архим. (впосл. Волоколамский митр.) Питирим (Нечаев) (1962-1994), Бронницкий еп. (впосл. архиепископ) Тихон (Емельянов) (1995-2000), прот. В. Силовьев (с 2001). Обязанности ответственного секретаря выполняли прот. А. П. Смирнов (1943-1949), Л. Н. Парийский (1949-1950), А. И. Георгиевский (см. Георгиевские ) (1950-1953), А. В. Ведерников (1954-1962), Е. А. Карманов (1963-1981), В. П. Овсянников (1981-1985), К. М. Комаров (1986-1994), Е. С. Полищук (1995-1996), М. В. Жилкина (с 1996). В 1943 г. в редколлегию помимо Патриарха Сергия входили Ленинградский митр. Алексий (Симанский), Киевский митр. Николай (Ярушевич) и Горьковский архиеп. Сергий (Гришин) . В 60-х гг. XX в. в редколлегии состояли протоиереи Виталий Боровой и Всеволод Шпиллер , свящ. Николай Иванов, А. Ф. Шишкин и др. В 1985-1994 гг. зав. редакцией была А. Г. Чулюкина. Активное участие в редактировании ЖМП в 50-90-х гг. принимал ответственный секретарь ОВЦС А. С. Буевский , в 60-90-х гг.- П. В. Уржумцев .

http://pravenc.ru/text/182369.html

2 апр. Н. и патриарх Алексий I посетили Карпова и заявили протест против массового закрытия мон-рей. 19 мая они вновь встретились с Карповым, чтобы информировать его о фактах адм. воздействия на Церковь, при этом, как отметил Карпов, «больше всего по фактам администрирования говорил митрополит Николай». Протест против разнузданной антирелиг. пропаганды нашел выражение в проповеднической деятельности Н. Свой яркий талант он использовал для обличения гонителей-безбожников. Читаемые им в Преображенском соборе и др. храмах проповеди апологетического характера становились все более резкими, они производили огромное впечатление на слушателей. «В самый разгар хрущёвских гонений, перед своей отставкой, он выскажет безбожникам все. В ярких, темпераментных, насыщенных проповедях он выплеснет всю клокочущую, годами накоплявшуюся, долго сдерживаемую ярость»,- писал об этом Левитин-Краснов. Не говоря прямо о гонениях, творимых властями, Н. гневно обличал их верных слуг - работников антирелиг. пропаганды: «Жалкие безбожники! Они подбрасывают вверх свои спутники, которые вспыхивают и, погаснув, падают на Землю, как спички; и они бросают вызов Богу, зажегшему солнце и звезды, которые вечно горят на горизонте» (запуски космических ракет были в то время излюбленным аргументом на публичных антирелигиозных лекциях). 15 июня 1960 г. Куроедов вызвал в Совет по делам РПЦ патриарха Алексия I и, сославшись на неудовлетворительную внешнецерковную деятельность РПЦ, потребовал уволить Н. с поста председателя ОВЦС. Под давлением властей Н. был вынужден подать прошение об освобождении его от должности главы внешнецерковного отдела «по сложившимся обстоятельствам». 21 июня 1960 г. Синод РПЦ удовлетворил это прошение, выразив Н. благодарность за многолетние труды. Новым председателем ОВЦС стал архим. Никодим (Ротов ; впосл. митрополит). Власти настаивали на отстранении Н. от руководства Издательским отделом и удалении его из Москвы. Н. отказался от предложенного ему перевода на Ленинградскую кафедру и написал прошение об увольнении на покой по состоянию здоровья.

http://pravenc.ru/text/2566030.html

Его патриотизм не вызывает сомнений... При обсуждении с ним практических вопросов, Никодим прислушивается к мнению Уполномоченного Совета, идя навстречу его рекомендациям и высказывая свои предложения по практическому их осуществлению. В тех случаях, когда рекомендации Уполномоченного Никодим находил неприемлемыми, он прямо заявлял об этом, разъясняя свою точку зрения» (цит. по: Митр. Никодим (Ротов) - правосл. богослов в эпоху социализма. 2009. С. 213-214). С кон. 50-х гг. в Ленинграде и Ленинградской обл., как и по всей стране, происходило последовательное наступление властей на Церковь. К 1964 г. были закрыты 13 приходских храмов, под угрозой снятия с регистрации находился еще ряд приходов, где власти препятствовали назначению священнослужителей на вакантные должности. В действующих храмах по требованию властей сокращалось число служб, под фактическим запретом оказались крестные ходы. Самую серьезную опасность представляли планы властей по ликвидации Ленинградских духовных школ. Существуют свидетельства, что именно ради спасения ДА Н. сделал свой выбор в пользу Ленинградской кафедры (рассматривались и др. варианты его назначения, напр. митрополитом Крутицким и Коломенским, что было бы более удобно в отношении совмещения с руководством ОВЦС). Митрополичья резиденция Н. в Ленинграде находилась под одной крышей с духовными школами. Чтобы убедить власти в целесообразности сохранения Ленинградской ДА, Н. стал энергично развивать ее международную деятельность, регулярно приглашал в академию иностранные делегации, способствовал поездкам академической профессуры на различные богословские конференции и конгрессы. Зная о стремлении советского руководства к усилению своего влияния на развивающиеся африкан. страны, Н. пригласил на учебу 7 правосл. жителей Уганды и Кении. В дальнейшем на учебу также приглашали студентов из Африки, в связи с чем в 1965 г. образован фак-т африкан. христ. молодежи (впосл. фак-т иностранных студентов, в т. ч. и из зап. стран). Профессор прот. Василий Стойков вспоминал о внимании, к-рое Н. уделял Ленинградским духовным школам: «Будучи сверх меры загружен епархиальными, общецерковными и общехристианскими и многими другими делами, он, тем не менее, находил время, чтобы участвовать в работе Приемной комиссии, принимать участие в заседаниях Ученого Совета, посещать лекции, зачеты и экзамены... Не ограничиваясь официальным общением, Владыка Никодим устраивал так называемые чаепития у себя в покоях, чтобы иметь непосредственное общение с преподавателями в неофициальной обстановке» ( Стойков В., прот. Из воспоминаний о былом//ХЧ. 2006. 27. С. 156-157). Н. часто выступал перед учащимися с лекциями по различным вопросам совр. церковной жизни; неск. лет читал курс лекций по истории РПЦ синодального периода и XX в. (уделяя особое внимание Всероссийскому Поместному Собору 1917-1918 гг.), составил их конспект.

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

В 1917 г. состоялся последний набор в В. с., 11 нояб. «ввиду тяжелых экономических условий» занятия были прекращены и воспитанники отпущены домой (согласно распоряжению, «по 5 февраля 1918 г.»), занятия в семинарии не возобновились. За все время своего существования В. с. подготовила и выпустила свыше 3500 чел. Среди ее выпускников - новомученики протоиереи Григорий Воинов и Сергий Константинов , свящ. Константин Некрасов , диак. Николай Цветков , а также профессора МДА Алексей И. Введенский , В. П. Виноградов , Д. Ф. Голубинский , П. И. Горский-Платонов , П. С. Казанский , Н. Ф. Каптерев , проф. КазДА А. И. Гренков , археолог К. И. Невоструев и др. Среди ректоров семинарии были буд. архиереи, деятели духовного просвещения, ученые, люди высокой монашеской жизни: Парфений (Чертков , 1814-1817; впосл. архиеп. Владимирский), Никанор (Клементьевский , 1818-1826; впосл. митр. Новгородский и С.-Петербургский), Венедикт (Григорович , 1829-1831; впосл. архиеп. Олонецкий), Евлампий (Пятницкий , 1831-1834; впосл. архиеп. Тобольский), Агапит (Введенский ; 1834-1842), свт. Филофей (Успенский , 1842-1847; впосл. митр. Киевский), Евгений (Сахаров-Платонов , 1847-1849; впосл. еп. Симбирский), Леонид (Краснопевков , 1849-1853; впосл. архиеп. Ярославский), Игнатий (Рождественский , 1857-1861; впосл. еп. Костромской), Никодим (Белокуров , 1862-1866; впосл. еп. Дмитровский), Сергий (Спасский , 1866-1872; впосл. архиеп. Владимирский), прот. Филарет Сергиевский (1874-1883), Александр (Светлаков , 1883-1885; впосл. еп. Калужский), Иаков (Пятницкий , 1886-1891; впосл. митр. Казанский), Антоний (Каржавин, 1891-1895; впосл. архиеп. Тверской), Трифон (Туркестанов , 1897-1899; впосл. митр.), прот. Андрей Беляев (1899-1912) и др. Последним ректором В. с. был сщмч. Герман (Ряшенцев , 1912-1918, впосл. еп. Вязниковский). Семинария владела хорошей б-кой, сформированной благодаря пожертвованиям митр. Платона, свт. Филарета (Дроздова), С.-Петербургского митр. Никанора (Клементьевского), профессоров семинарии и др. лиц. В 1858-1877 гг. Московская консистория передала в В. с. часть рукописей и книг, конфискованных у старообрядцев (наиболее древние относятся к XVI в.). В 20-х гг. XX в. большая часть б-ки В. с. хранилась в помещении б-ки МДА и в 1930-1945 гг. в составе собрания МДА поступила в ГБЛ (в 1966 выделена в отдельный фонд - 556). Значительную часть собрания составляют материалы, связанные с деятельностью митр. Платона, Псковского архиеп. Мефодия (Смирнова) , преподавателей семинарии (Рукописные собрания ОР ГБЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1986. С. 171-177).

http://pravenc.ru/text/158878.html

Лозе (1982) – Лозе Эдвард, еп. Вера в богословии апостола Павла//ЖМП. М., 1982. 8. С. 56–60. Мудьюгин (1973a) – Михаил (Мудьюгин) , еп. Комментарии к 3-й главе Евангелия от Иоанна//БТ. М., 1973. 10. С. 102–109. Мудьюгин (1973b) – Михаил (Мудьюгин) , еп. Евхаристия как новозаветное приношение//БТ. М., 1973. С. 164–173. Мудьюгин (1981) – Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Последование Христу в служении ближнему и миру//ЖМП. М., 1981. 11. С. 64–67; 12. С. 64–67. Мудьюгин (1982) – Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вера в богословии святого апостола Павла//ЖМП. М., 1982. 12. С. 125–127. Николайнен (1973) – Николайнен А. Т. Евхаристия в свете исследований Священного Писания Нового Завета//БТ. М., 1973. 11. С. 188–192. Ротов (1965) – Никодим (Ротов), митр. Размышления над книгами Премудрого//ЖМП. М., 1965. 9. С. 34–38. Ротов (1971) – Никодим (Ротов), митр. Некоторые материалы для изъяснения текста: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» ( Ин. 15:3 )//БТ. М., 1971. 6. С. 151–155. Ротов (1972) – Никодим (Ротов), митр. Предание и современность//ЖМП. М., 1972. 12. С. 54–59. Сарычев (1971) – Сарычев В.Д. Сущность примирения и ее библейское обоснование//БТ. М., 1971. 6. С. 164–169. Сперанский (1973) – Сперанский М., прот. 6-я глава Послания апостола Павла к Римлянам//БТ. М., 1973. 10. С. 109–112. Талызин (1968) – Талызин В. И. Церковное предание//БТ. М., 1968. 4. С. 221–225. Чуб (1975) – Михаил (Чуб), архиеп. К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия. Священное Писание в творениях св. Мефодия//БТ. М., 1975. 13. С. 172–180. Шлинк (1968) – Шлинк Э. Тезисы к диалогу между православными и евангелическими богословами о проблеме Предания//БТ. М., 1968. 4. С. 243–248. Литература Августин (2008) – Августин (Никитин) , архим. Церковь плененная. Митрополит Никодим (1929–1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. – 676 с. Блохин (2013) – Блохин К.В. Советско-американские отношения в 1960–70-е гг.: неоконсерваторы США и крах разрядки//Вестник РУДН.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

м. архим. Иоасаф безуспешно направлял в Синод прошения о возобновлении этой традиции. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. 1914 г. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. 1914 г. Настоятели К. м. часто становились архиереями. В 1567-1576 гг. К. м. возглавлял архим. Иеремия (впосл. архиепископ Казанский и Свияжский), участвовавший в деяниях Собора 1572 г. и в отпевании архиеп. Казанского свт. Германа . В 1588-1589 гг. в обители настоятельствовал архим. св. Ермоген (впосл. 1-й митрополит Казанский и патриарх Московский), в 1590-1593 гг.- архим. Галактион (впосл. архиепископ Суздальский), в 1613-1629 гг.- архим. Макарий (впосл. архиепископ Астраханский; 1638), в 1744-1748 гг.- архим. Вениамин (Пуцек-Григорович) (впосл. митрополит Казанский), в 1766-1767 гг.- архим. Иероним (Фармаковский) (впосл. епископ Владимирский), в 1772-1785 гг.- архим. Платон (Любарский) (впосл. архиепископ Екатеринославский), в 1790-1794 гг.- архим. Амвросий (Орлин) (впосл. епископ Рязанский), в 1798-1799 гг.- архим. Ксенофонт (Троепольский) (впосл. архиепископ Подольский), в 1799-1808 гг.- архим. Антоний (Соколов) (впосл. архиепископ Подольский), в 1808-1816 гг.- архим. Епифаний (Канивецкий) (впосл. епископ Воронежский), в 1816-1817 гг.- архим. Афанасий (Протопопов) (впосл. архиепископ Тобольский). В 1774-1836 гг. из-за разрушения архиерейского дома в кремле К. м. служил городской квартирой Казанских архиереев, основная резиденция к-рых находилась в загородном архиерейском доме. В 1744-1854 гг. настоятелями К. м. являлись ректоры КазДС (в 1797-1818 «старой» КазДА), с 1854 г.- епископы Чебоксарские, викарии Казанской епархии, с 1898 г.- епископы Чистопольские, ректоры КазДА, с 1907 г.- епископ Мамадышский, викарий Казанской епархии, а с 1911 г.- наблюдатели (руководители) миссионерских курсов. Всего 12 настоятелей управляли мон-рем в архиерейском сане, в т. ч. в 1907-1911 гг.- еп. Андрей (Ухтомский) . С июля 1912 г. К. м. возглавлял сщмч. Иоасаф (Удалов) , сначала в сане игумена, а с 1920 г.- уже будучи викарным епископом.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

2014 г. митрополитом был избран Георгий (Хризостому), хиротонисанный 1 марта 2014 г. В наст. время в митрополии насчитывается 81 приходский храм и 131 парекклисион, действует муж. мон-рь прп. Дионисия Олимпийского (с подворьем в Литохоро), 3 жен. мон-ря: прп. Ефрема Сирина близ Кондарьотисы (основан в 1985), свт. Афанасия Великого близ Колиндроса (основан в 1987), Пресв. Богородицы Макриррахис (основан в Х или в XII в., восстановлен в 1993). В исихастирии вмч. Георгия Победоносца близ Кориноса осталась 1 престарелая монахиня. Близ Колиндроса создается новая жен. обитель - во имя праведных Иоакима и Анны. В недействующих мон-рях вмч. Георгия Победоносца близ Ритини работают летние лагеря митрополии, в монастыре Введения во храм Пресв. Богородицы в Петре (основан в 1134 или 1151) с 1927 по 2005 г. была размещена психиатрическая больница. В митрополии особо почитаются ап. Павел, вмц. Екатерина (покровительница г. Катерини), сщмч. Александр Пиднский, прп. Дионисий Олимпийский . Епископы Китрские: Герман (упом. в 870 и 879), Константин (XI в.), неизвестный по имени (между 1090 и 1108), Лев (XII в.), Иоанн Сикунтин (2-я пол. XIII - нач. XIV в.), Георгий (упом. в 1329), Иаков (упом. в 1341), Григорий (?-1382; впосл. митрополит Лакедемонский), Феофил, Феодор (упом. в 1453), Неофит (упом. в 1486), Софроний (после 1543 - до 1560), Дамаскин (упом. в 1560/61 и 1564/65), Лукиан (упом. в 1567 и 1570), Зосима (1572 или не позднее 1590-1607; впосл. митрополит Фессалоникийский), Иеремия (? - до 1612; ранее епископ Полианийский), неизвестный по имени (1612-1615), Иеремия (повторно в 1615-1618), Максим (1-я четв. XVII в.), Анфим (упом. в 1649), Иоанн (?), Иоаким (1662-1679; впосл. митрополит Веррийский), Афанасий (1700-1715), Аввакум (упом. в 1720), Афанасий (упом. в 1725), Дионисий (упом. между 1767 и 1769), Констанций (1784-?), Косма (посл. четв. XVIII в.), Игнатий (?-1791; впосл. архиепископ Кассандрийский), Захария (1791 - после 1801), Мелетий I (Кириакос; 1812-1821), Кирилл (1821-1838; впосл. митрополит Косский), Самуил (1838-?), Мелетий II (1840 или 1842-1846; впосл. епископ Полианийский), Григорий (1846-1853), Феоклит (1853-1865), Филарет Византийский (1865-1872), Дорофей (1872-1873; впосл. митрополит Эносский), Мелетий III (Кавасилас; 1873-1875; ранее митрополит Неокесарийский и Эносский), Николай (Лусис; 1875-1878), Иоанникий (Маргаритиадис; 1878-1885, ранее епископ Элейский; впосл. митрополит Могленский), Леонтий (Элефтериадис; 1885-1893; впосл. епископ Парамифийский), Николай (Саккопулос; 1893-1896; впосл. митрополит Эдесский, Анкирский, Маронийский, Кесарийский, Халкидонский), Феоклит (Папаиоанну; 1896-1904; ранее епископ Иерисский и Св. Горы, затем Полианийский и Петрский), Парфений (Вардакас; 1904-1924).

http://pravenc.ru/text/1841153.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010