Сказанного о церковном положении областей, отошедших к Швеции, достаточно, чтоб повторить, что помимо отделения Псковской епархии юго-западные пределы Новгородской митрополии не уменьшились. Не заметно существенного изменения пределов её ко второй половине XVII в. по южной и юго-восточной границе, изображающей из себя, как замечено выше, ломаную линию от города Великих Лук к устью р. Сухоны в С. Двину. Теперь только можно точнее обозначить пограничные пункты этой линии, пользуясь в иных случаях отрицательным методом. Исходными пунктами её на западе несомненно нужно считать г.г. Заволочье с Пусторжевским уездом 164 и Великие Луки, входившия с 1589 г. до 1775 г. в титул новгородских владык. Отсюда граница поднималась к Торопцу и отделяла его к патриаршей (бывшей митрополичьей) области. В свою Торопецкую десятину в 1556 г. м. Макарий ставил попа 165 . С верховьев р. Торопы севернаго притока З. Двины граница шла к озеру Селигеру по смесным владениям новгородцев с Тверью 166 . Обойдя озеро Селигер, она сливалась с границей древней Новгородской области и шла к северу чрез Тверцу по границе Тверской епархии на Торжок, Волок, Вежецк и Устюжну Железнопольскую, древний город Новгородской епархии, и области, отделяя все эти города к Новгородской митрополии 167 . От Устюжны через среднее течение р. Мологи подъем пограничной линии продолжался до северных берегов озера Лача, где стоял г. Каргополь. Прямой линией от г. Каргополя на юг к верховьям Сухоны, главному притоку р. С. Двины, и бассейном левых притоков Сухоны до впадения её в С. Двину обозначалась южная граница той области, которая известна под именем Ваги и которая вместе с Каргополем до 1682 года составляла южную часть северо-восточной территории Новгородской епархии. Следовательно, южная граница Ваги в данном месте может быть названа южной границей и Новгородской епархии. Пройдя несколько севернее р. Сухоны, она заканчивалась в среднем бассейне С. Двины, откуда по р. Двине начиналась восточная граница. Южнее проведенной черты лежали города тех епархий, уезды которых подходили к Новгородской митрополии. Такими, помимо Псковской епископии и патриаршей области, были Ростовская митрополия с двумя архиепископиями Тверской и Вологодской. Тверской архиерей посвящал ставленников в соседние города Новгородской епархии – Бежецкий Верх и Волок, за отсутствием местного архиерея. Велоозерская область с Пошехоньем, пограничные с Новгородской митрополией, значились отдельной десятиной в числе земель патриарха за 1625–1657 г.г. 168 . В то же время большая часть Пошехонья принадлежала Ростовской епархии 169 . Ей же принадлежали в 1558–1676 г. Устюг на левом берегу в нижнем течении р. Сухоны, Сольвычегодск на правом берегу другого притока С. Двины р. Вычегды, недалеко от её устья и г. Тотьма 170 . Таким образом, обозначенная граница Новгородской епархии в общем может быть названа довольно точной к началу второй половины XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В отделе по социальному служению Ростовской епархии обсудили вопросы организации помощи пострадавшим от пожара в Ростове 23 августа 2017 г. 17:35 22 августа 2017 года в Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Ростовской епархии состоялось совещание с участием руководителя отдела иерея Евгения Осяка, сотрудников отдела и представителей православной службы помощи «Милосердие-на-Дону». В центре внимания собравшихся была экстренная ситуация , сложившаяся накануне в г. Ростове. Крупнейший пожар в центре города оставил без крова сотни людей. В ходе рабочей встречи обсуждались вопросы организации централизованного сбора гуманитарной помощи, а также оказания духовной поддержки пострадавшим от пожара. Руководитель епархиального социального отдела подчеркнул необходимость работы отдела в эти дни в усиленном режиме, а также важность оперативного информационного сопровождения. Иерей Евгений Осяк выразил благодарность благочинным и духовенству Центрального и Юго-Восточного округов г. Ростова, руководителю епархиального информационного отдела, а также настоятелю и клирикам Старо-Покровского храма г. Ростова за своевременную помощь пострадавшим. В первые часы после бедствия погорельцев временно разместили в нескольких пунктах пребывания, где были оборудованы места для молитвы. Здесь было организовано дежурство священников, оказывающих психологическую и молитвенную помощь пострадавшим. Отец Евгений также выразил благодарность всем жителям Ростова и области, всем жертвователям за непрекращающуюся помощь. На епархиальный склад гуманитарной помощи приносят вещи, продукты и предметы первой необходимости. Регламент действий по сбору и распределению собираемой гуманитарной помощи будет разрабатываться в течение текущей недели в отделе по социальному служению Ростовской епархии. В оперативном штабе помощи и в пунктах размещения пострадавших уже трудятся сотрудники отдела по социальному служению и волонтеры службы «Милосердие-на-Дону», предлагающие жителям сгоревших домов чай и свежую выпечку.

http://patriarchia.ru/db/text/4991794.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Шахтинской епархии открыли пять новых центров гуманитарной помощи 07.04.2022 В Шахтинской епархии для оказания своевременной помощи вынужденным переселенцам открыли пять новых гуманитарных центров — в городах Шахты , Новошахтинск , Каменск-Шахтинский , Донецк и Миллерово . В новых центрах собирают, сортируют и раздают помощь, а также по запросам беженцев передают помощь на приходы епархии. Всего через гуманитарные центры Шахтинской епархии уже передано более 50 тонн гуманитарной помощи. На помощь беженцам в епархии израсходовано 2,7 миллиона рублей. В дальнейшем новые центры епархии будут работать на постоянной основе для всех нуждающихся. «Большое количество эвакуированных людей из Донбасса не желают выезжать в отдаленные регионы вглубь страны по разным причинам: разъединились семьи — пожилые не смогли выехать по причине немощи; дома остались животноводческие хозяйства, и люди надеются в скором времени вернуться обратно. Они размещаются в Ростовской области частным образом, снимая квартиры, домовладения и приусадебные участки. В связи с этим в населенных пунктах приграничной территории отмечается повышение цен на съемное жилье. Пособия в размере 10 тысяч рублей и сбережения, которые имеют с собой вынужденные переселенцы, расходуются ими на оплату жилья. Поэтому многие, обращающиеся к нам за помощью, делятся с нами тем, что деньги давно закончились, и если бы не гуманитарные центры, им нечего было бы есть», — отметил руководитель социального отдела Шахтинской епархии иерей Владислав Касьянов. Люди, прибывшие из Донбасса, получают в гуманитарных центрах все необходимое для временного проживания. Беженцам выдают продуктовые и гигиенические наборы, для семей с детьми приобретаются детское питание и подгузники, при необходимости закупаются медикаменты. Желающим трудоустроиться в центрах помогают с поиском работы. Вынужденные переселенцы, ожидающие отправки в другие регионы страны, также получают из гуманитарных центров Шахтинской епархии специально сформированные продуктовые дорожные наборы.

http://drevo-info.ru/news/28008.html

В Шахтинской епархии открыли пять новых центров гуманитарной помощи 7 апреля 2022 г. 17:39 В Шахтинской епархии для оказания своевременной помощи вынужденным переселенцам открыли пять новых гуманитарных центров — в городах Шахты, Новошахтинск, Каменск-Шахтинский, Донецк и Миллерово. В новых центрах собирают, сортируют и раздают помощь, а также по запросам беженцев передают помощь на приходы епархии. Всего через гуманитарные центры Шахтинской епархии уже передано более 50 тонн гуманитарной помощи. На помощь беженцам в епархии израсходовано 2,7 миллиона рублей. В дальнейшем новые центры епархии будут работать на постоянной основе для всех нуждающихся. «Большое количество эвакуированных людей из Донбасса не желают выезжать в отдаленные регионы вглубь страны по разным причинам: разъединились семьи — пожилые не смогли выехать по причине немощи; дома остались животноводческие хозяйства, и люди надеются в скором времени вернуться обратно. Они размещаются в Ростовской области частным образом, снимая квартиры, домовладения и приусадебные участки. В связи с этим в населенных пунктах приграничной территории отмечается повышение цен на съемное жилье. Пособия в размере 10 тысяч рублей и сбережения, которые имеют с собой вынужденные переселенцы, расходуются ими на оплату жилья. Поэтому многие, обращающиеся к нам за помощью, делятся с нами тем, что деньги давно закончились, и если бы не гуманитарные центры, им нечего было бы есть», — отметил руководитель социального отдела Шахтинской епархии иерей Владислав Касьянов. Люди, прибывшие из Донбасса, получают в гуманитарных центрах все необходимое для временного проживания. Беженцам выдают продуктовые и гигиенические наборы, для семей с детьми приобретаются детское питание и подгузники, при необходимости закупаются медикаменты. Желающим трудоустроиться в центрах помогают с поиском работы. Вынужденные переселенцы, ожидающие отправки в другие регионы страны, также получают из гуманитарных центров Шахтинской епархии специально сформированные продуктовые дорожные наборы.

http://patriarchia.ru/db/text/5915279.ht...

IV, 107 и 155), бывшей в вологодских краях в 20-х годах, в портфелях археографической комиссии (примеч. 44 и 48) и в «Полном собрании законов Российской Империи». Хронология преосв. Евгения и вообще все почти «Сведение» исторически верно. Исключение составляют: сообщение о начале постройки Сольвычегодского собора в 1510 г. (в 1558 г.), по «Летописцу о г. Сольвычегодске, о подчинении устюжской епархии вологодской в 1786 г. (в 1788 г.), об учреждении костромской епархии в 1742 г. (в 1744 г.) и об отписи вольского уезда из холмогорской епархии в вятскую в 1786 г. (в 1788). Относительно же отписи от вологодской епархии к вятской Устьвыма, Яранска и Вожемска с уездами в настоящей редакции «Сведения» сказано, что она произведена в 1672 г., а в редакции более ранней (рук. 138) – в 1676 т., как действительно и было (Савваитов, стр. 169). Время отхода (3 июля 1787 г.) от вологодской епархии к новгородской Белоезерска и Чаронды у Евгения обозначено более точно (рук. 161), чем у Савваитова (стр. 201). – Но не смотря на все свои ученые достоинства, труд нашего автора в настоящую пору не важен уже для историка русской церкви, – последний, в случае надобности, всегда будет обращаться к г. Савваитову и дополнившему его, на основании новых архивных, части консисторских данных, ускользнувших от внимания Евгения, H. И. Суворову. Будь «Сведение» опубликовано в свое время, его отечественная историческая наука встретила бы с радостью. И это потому, что ранее, в конце XVIII ст., хотя и были собраны кое-какие известия об учреждении вологодской епархии, но известия эти крайне скудны, недостаточны. Переписанные на трех столбцах, они хранятся теперь в рукописном сборнике шево-софийской соборной библиотеки 167, л. 50 об. и 51 in fol.), что дает нам возможность познакомить читатели с их характером. «Состоящие ныне под ведомством вологодской епархии города и уезды, говорится там, были под ростовской епархией». Из «Сведения» же Евгения известно, что, кроме ростовской, некоторые города вологодской губернии подчинялись в церковном отношнии новгородским преосвященным; те и другие города им точно и указаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Далее вниманию участников встречи был представлен видеоролик о социальном служении на Дону, создатели которого показали работу Центра гуманитарной помощи Донской митрополии и действующих социальных проектов и направлений епархиального отдела по церковной благотворительности («Приют для мамы», «Друзья детей», «Служба помощи бездомным», «Мои года — мое богатство», курсы подготовки социальных работников и др.). Министр труда и социального развития Ростовской области Елена Елисеева приветствовала участников форума и в своем слове отметила реализующееся взаимодействие митрополии и социальных служб города и области в деле социального служения. «Совместными усилиями мы стараемся решить демографические задачи, укрепить институт семьи, материнства и детства, защитить ветеранов войны и труда, малоимущих и других людей, нуждающихся в помощи. Перспективы сотрудничества ежегодно обсуждаются на Димитриевских образовательных чтениях. Для представителей духовенства всегда открыты двери в министерство труда и социального развития Ростовской области. Мы готовы продолжать сотрудничество и реализовывать совместные проекты», — рассказала министр. Елена Елисеева отметила и взаимодействие с Донской митрополии в деле оказании помощи и заботы о пострадавших от крупнейшего пожара в Ростове-на-Дону в этом году. Заместитель министра здравоохранения Ростовской области по лечебной работе Андрей Ерошенко передал слова приветствия от министра здравоохранения Ростовской области Татьяны Быковской. В своем выступлении он подчеркнул, что социальное партнерство министерства и Ростовской епархии укрепляется с каждым годом — в частности, в сфере донорства и в работе с пациентами и врачами Детского онкогематологического центра при Областной детской больнице. «Служение врачей невозможно без Божиего благословения. Господь дает детским докторам особые силы, потому что простых человеческих сил для спасения детей просто не хватает», — сказал замминистра и от лица медицинских работников поблагодарил митрополита Меркурия и духовенство епархии за совместное служение в деле помощи пациентам.

http://drevo-info.ru/news/23078.html

Аудиторная работа со студентами дополняется разнообразными воспитательными мероприятиями, в которых принимает участие духовенство Ростовской-на-Дону епархии. При Донском государственном техническом университете построен храм святой мученицы Татианы, в богослужении принимают участие студенты университета, преподаватели, сотрудники. В Татианинском храме проводятся еженедельные воскресные миссионерские встречи со студентами. Форматы встреч самые разные: совместные просмотры фильмов, обсуждение актуальных для молодежи вопросов, творческие вечера, беседы со специально приглашенными гостями, чтения подготовленных молодежью тематических докладов, совместные чаепития и даже музыкальные концерты. Таким образом, «Татьянинские вечера» — это площадка для свободного общения православной и студенческой молодежи, где есть возможность обсудить сложные темы на простом языке. Практическая реализация проектов Опыт работы с вузами был представлен рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений в январе 2018 года в пресс-центре Храма Христа Спасителя на секции «Система работы по духовно-нравственному воспитанию студентов вузов Ростовской области отдела религиозного образования и катехизации Ростовской епархии». Участники секции — проректоры ведущих вузов Ростовской области: ЮФУ, ДГТУ, РГУПС, РГЭУ, Таганрогского института имени А.П. Чехова и Донской духовной семинарии. Во время совместной работы были представлены системы работы и модели по духовно-нравственному воспитанию студентов. Это и образовательная деятельность вузов в рамках преподавания дисциплин, элективных курсов, факультативных курсов духовно-нравственного содержания; и совместное участие студентов как волонтеров в проектах в рамках региональных, всероссийских, международных конкурсов и грантов; и досуговая сфера (молодежные дискуссионные клубы, открытые публичные лекции). Вниманию участников секции также были представлены такие формы работы со студенческой молодежью, как развитие добровольческой и проектной деятельности; приобщение студенческой молодежи к православной культуре, историческому наследию России в рамках реализации 3-х проектов-победителей международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива».

http://patriarchia.ru/db/text/5505169.ht...

5. Образовать в административных границах Арсеньевского и Дальнегорского городских округов, Анучинского, Кавалеровского, Ольгинского, Тернейского, Чугуевского и Яковлевского районов Приморского края, — Арсеньевскую епархию, выделив ее из состава Владивостокской епархии. 6. Епархиальному архиерею Арсеньевской епархии иметь титул Арсеньевский и Дальнегорский. 7. Временное управление Арсеньевской епархией поручить архиепископу Владивостокскому и Приморскому Вениамину.   ЖУРНАЛ 70 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об образовании новых епархий на территории Ростовской и Свердловской областей Российской Федерации. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Учитывая значительное число приходов на территории Свердловской и Ростовской областей Российской Федерации и имея в виду облегчение исполнения архиереями решений Поместного и Архиерейского Соборов, а также Священного Синода, направленных на развитие приходской жизни и деятельности, — образовать новые епархии на территории упомянутых областей. 2. Образовать в административных границах Алапаевского, Артемовского, Асбестовского, Байкаловского, Белоярского, Богдановичского, Верхнедубровского, Заречного, Ирбитского, Каменского, Каменск-Уральского, Камышловского, Малышевского, Пышминского, Рефтинского, Слободо-Туринского, Сухоложского, Таборинского, Тавдинского, Талицкого, Тугулымского, Туринского округов и районов Свердловской области — Каменскую епархию, выделив ее из состава Екатеринбургской епархии. 3. Епархиальному архиерею Каменской епархии иметь титул Каменский и Алапаевский. 4. Епископом Каменским и Алапаевским избрать игумена Серафима (Кузьминова), клирика Тульской епархии. Место наречения и хиротонии игумена Серафима (Кузьминова) оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 5. Образовать в административных границах Верхотурского, Верхне-Нейвинского, Верхнесалдинского, Верхнетагильского, Волчанского, Гаринского, Горноуральского, Ивдельского, Карпинского, Качканарского, Кировградского, Краснотурьинского, Красноуральского, Кушвинского, Лесного, Невьянского, Нижнесалдинского, Нижнетагильского, Нижнетуринского, Новолялинского, Новоуральского, Пелымского, Североуральского, Серовского, Сосьвинского округов и районов Свердловской области — Нижнетагильскую епархию, выделив ее из состава Екатеринбургской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/1586149.ht...

Гуманитарный центр Ростовской епархии ежедневно принимает и оказывает помощь беженцам 4 марта 2022 г. 12:29 С первого дня поступления беженцев из Луганской и Донецкой народных республик в Ростовскую область епархиальный центр гуманитарной помощи переведен в ежедневный режим работы. «Мы обладаем большим опытом по оказанию помощи беженцам, с такой ситуацией сталкиваемся во второй раз. В 2014 году в нашу область прибыло много переселенцев из Донецка и Луганска, и мы должны были оперативно реагировать. Были развернуты пункты гуманитарной помощи, временные приюты, организованы выезды в места размещения беженцев. Церковью была проведена огромная работа по оказанию помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию», рассказал руководитель социального отдела Ростовской епархии иерей Евгений Осяк. «В настоящее время центр работает в усиленном режиме. На просьбы о помощи самыми первыми отозвались неравнодушные жители нашего края: они стали передавать вещи, продукты, предметы первой необходимости. Люди активно пользуются сервисами доставки — ежедневно мы получаем гуманитарную помощь на склад через курьеров, не зная, кто ее оказал, — поделился отец Евгений. — Существенную помощь оказывают епархии Русской Православной Церкви. Одним из первых, кто вышел на связь, был самый отдаленный регион: помощь поступила от верующих жителей Владивостока. Затем гуманитарный груз пришел из Смоленской  и  Екатеринодарской  епархий, а также от Синодального отдела по церковной благотворительности ». «Каждый день, без выходных, в центре идет сортировка и передача гуманитарной помощи беженцам, организуются гуманитарные выезды. Социальными службами приходов епархии собираются сведения о нуждах из пунктов временного размещения, доставляется помощь на места. Все пункты размещения беженцев, расположенные как в городе, так и в отдаленных сельских регионах, охвачены вниманием церковных социальных служб и волонтеров из числа верующих. Ежедневно в епархиальный отдел приходит сводка с мест размещения, в центре гуманитарной помощи комплектуется и выдается необходимое. Возможно, в ближайшее время возникнет необходимость передачи гуманитарной помощи на территории Донбасса и Луганска», — добавил отец Евгений.

http://patriarchia.ru/db/text/5906055.ht...

Состоялась традиционная пасхальная встреча митрополита Ростовского Меркурия с журналистами донских СМИ 20 апреля 2017 г. 10:45 18 апреля 2017 года в Трапезном зале Ростовского епархиального управления состоялась ежегодная пасхальная встреча митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия с журналистами донских средств массовой информации. Встреча в неофициальном формате в дни Светлой седмицы проходит в шестой раз и становится площадкой для открытого обсуждения с правящим архиереем тех вопросов, которые волнуют сегодня широкую общественность, обмена мнениями по самому широкому кругу резонансных тем. В мероприятии принимали участие начальник Управления информационной политики правительства Ростовской области Сергей Тюрин, директор ГТРК «Дон-ТР» Вячеслав Ковалев, директор телеканала «РостовПапа» Владимир Буянов, проректор по организации проектной деятельности в сфере общественных коммуникаций ЮФУ Сергей Дюжиков, директор издательского дома «МедиаЮг» Владимир Денисов, главный редактор журнала «Национальные приоритеты» Анатолий Максимчук, директор пресс-центра «МедиаС» Людмила Бородина, журналисты крупнейших донских СМИ, руководители вузовских пресс-служб, которые активно сотрудничают с Донской митрополией в медиасфере. Церковные информационные структуры на встрече представляли руководитель информационного отдела Ростовской епархии протоиерей Даниил Азизов, пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский, пресс-секретарь Шахтинской епархии Илья Шарков.  Во вступительном слове митрополит Меркурий обратился к теме столетия русской революции и указал на ключевую категорию, позволяющую подойти к пониманию истории: «В 2017 году мы вспоминаем события, которые изменили нашу страну. Вопрос в том, как мы будем оценивать тот исторический путь, который прошло Отечество. Многие пытаются давать оценки исходя из сегодняшнего дня, руководствуясь своим жизненным опытом, тем, что они видят и чувствуют. К осмыслению исторического процесса такой подход имеет слабое отношение. Очень важно для понимания истории использовать категорию вечности. Все, что происходило в истории, мы должны расценивать с точки зрения вечности. А если мы начнем мерить прошлое небольшими отрезками, то, конечно, не увидим, как действовал промысел Божий в тот или иной исторический период и рискуем повторить ошибки наших предков. А сто лет назад, если говорить очень кратно, было большое смущение умов, люди не могли осмыслить многочисленные стихийные политические явления».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010