Однако даже введение республиканской формы правления в «государстве Российском» не отменяло существование его как такового, поскольку под ним в соответствии с многовековой традицией понималась не одна только политическая система, а вся страна в целом. Большевистская конституция 1918 года именовала «государством» уже только республику, то есть политическую систему страны («рабоче-крестьянское государство») - в западноевропейском смысле. С тех пор эта политическая система меняла свое официальное название достаточно часто - в зависимости от политических вкусов ее лидеров. Но страна с официальным названием « СССР » оставалась Россией, какие бы эксперименты не ставились над ее народом. С 1993 года республика (политическая система страны) официально именуется «Российской Федерацией» и «Россией». Однако страна в целом, «сохраняя исторически сложившееся государственное единство , ... чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству» (Конституция Российской Федерации. Преамбула) наряду с именем «Россия» наследует свое историческое название «Государство Российское» , как и тождественное ему «Российская империя» - их никогда никто не отменял. Понятие государства в четырех языках. Под ред. О. Хархордина. СПб., 2002. Напр., в 1581 г. царь писал Стефану Баторию: «А ты бы дождался наших послов в своем государстве». См. также: Понятие государства в четырех языках. С. 172. «Все государства Российского царствия» упоминаются в Утвердительной грамоте 1598 г. (Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т. 3. М., 1985. С. 37). В окружной грамоте 1606 г. об избрании на царство Василия Шуйского говорилось, что избран он был «всем Московским государством» (Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн. 4: История России с древнейших времен. Т. 8. М., 1994. С. 493). В том же значении понятие употребляется в грамотах царя Михаила Романова от 23 марта 1613 г. и казанского митрополита Ефрема от 27 апреля 1613 г., адресованных Земскому собору (Морозова Л.Е. Россия на пути из Смуты: Избрание на царство Михаила Федоровича.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Адрес: Россия, г. Ярославль, пл. Богоявления 12 Телефон: +7 (4852) 72-56-23 Электронная почта: satomsky@yandex.ru Сайт: http://teofania.ru/ Подробнее... Успенский кафедральный собор (Ярославль) [ править править код ] Ярославский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы основан был еще в домонгольский период отечественной истории. По свидетельству летописи Ростовский князь Константин Всеволодович в 1215 г. «заложи церковь Успение Богородици на Ярославли». Впоследствии храм неоднократно горел и перестраивался. Кровавые события XX столетия сказались на судьбе многих русских храмов, уничтоженных безбожниками. В 1918 году при подавлении белогвардейского мятежа, при артобстреле собор пострадал от попадания снарядов, но на средства приходского совета был отремонтирован. В 1922 году в его стенах прошла акция по изъятию церковных ценностей из богатейшей ризницы. 1929 год принес новые бедствия, была снесена колокольня, а затем и ликвидирована религиозная община соборной церкви. В разоренном храме Божием была устроена пошивочная мастерская и склад для произведений древнерусского искусства, предназначенных к вывозу за границу через Госфонд. Затем там хранили зерно. В 1937 году Успенский кафедральный собор был снесен. В 2004 году было принято окончательное решение о воссоздании Успенского кафедрального собора. 26 октября 2005 г. состоялась торжественная церемония освящения закладного камня, которое совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Святейший Патриарх). Камень находится за алтарем собора. В рамках празднования 1000-летия основания г. Ярославля 12 сентября 2010 года Успенский собор был торжественно освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сослужении сонма архиереев. Адрес: Россия, г. Ярославль, Которосльная набережная, 2/1 Телефон: +7 (4852) 72-57-81 Сайт: http://yar-uspenie.cerkov.ru/ Подробнее... Музеи [ править править код ] Историко-архитектурный музей-заповедник [ править править код ] То, что в просторечии называют кремлём, а официально – Историко-архитектурным музеем-заповедником, на самом деле – Спасо-Преображенский мужской монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославль

Москва. Домовая церковь Чуда Михаила Архангела при подворье Михайловского женского монастыря Уфимской Епархии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Чуда Михаила Архангела в Хонех Архитектурный стиль: Неорусский стиль Год постройки:Между 1914 и 1918. Архитектор:И.П. Машков Ссылки:   Адрес: Россия, г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 46 Координаты: 55.763036, 37.564433 Проезд:станция метро " Улица 1905 года " , выход 1 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Решением мунициального собрания внутригородского муниципального образования «Пресненское» в Департамент культурного наследия направлена просьба о включении здания храма Чуда Михаила Архангела в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. На основании того же решения формируется обращение в Москомархитектуру с предложением разработать проект восстановления фасада здания в первоначальном виде. Храм заложен в 1914 году и являлся подворьем уфимского Михайловского монастыря. Отнят у Церкви и закрыт в 20-х гг. XX века и превращён в 3-этажный дом. В конце 70-х гг. XX века в здании находился трест «Гидромонтаж», в 90-х гг. «Союзснабимпорт». Сегодня здание делят между собой насколько арендаторов, в том числе Йога-центр. ovco.org Церковь Чуда Архангела Михаила на подворье Михайловского женского монастыря Уфимской епархии. Б. Пресненская, ныне ул. Красная Пресня, 46, у Пресненской заставы близ угла Пресненского вала. Михайло-Архангельский женский монастырь находился в Уфимском уезде Уфимской епархии, учрежден в 1901 г. Синодом разрешено монахиням Михайловского монастыря соорудить храм и подворье в Москве. В нижнем этаже будет престол св. мч. Иоанна Нового, а в верхнем - чуда арх. Михаила и св. Алексия митрополита в память рождения Наследника цесаревича. Закладка храма была летом 1914 г. Предполагалось впоследствии устроить приделы: Алексия митрополита и Иоанна Нового Белградского (Сочавского, память 2 июня ст. ст.). Находящиеся в архиве чертежи храма подписаны архитектором Машковым. 21 дек. 1916 г. при подворье освящена часовня Богоматери " Нечаянная радость " , вмещающая до 200 богомольцев. Его совершил еп. Модест при пении хора монахинь обители.

http://sobory.ru/article/?object=25437

На этот же период пришлось восхождение при дворе «звезды» Григория Распутина, что также имело серьезное значение для русской церковной жизни. На фоне стремительных перемен в общественной жизни страны и сопутствовавших этому политических потрясений, Церковь оказывалась в новых реалиях, побуждавших духовенство и мирян активизировать интеллектуальную деятельность в поисках ответов на вызовы времени. Весь этот период не прекращалось обсуждение наболевших проблем жизни Церкви, многие из которых были впоследствии включены в повестку работы Собора. Этот период особенно интересен исследователям тем, что является временем вызревания серьезных преобразований приходской и епархиальной жизни, в необходимости которых было уверено большинство церковных деятелей России. Свидетельством тому являются отзывы правящих архиереев по вопросам церковной реформы, полученные в преддверии Собора. Примечательно, что большинство из них тогда высказалось за возвращение Русской Церкви к основам своего канонического строя – к восстановлению Патриаршества и возобновлению практики регулярного созыва Поместных Соборов. Начало XX века, – это время борьбы между двумя представлениями о том, какими путями должна Россия дальше развиваться. Условно можно сказать о либерально-демократической модели и о консервативной, главной тезис которой представлен К.П.Победоносцевым, –констатировал о.Георгий, заметив, что ввиду значимости эпохи, всякий посвященный этому времени научный труд имеет огромное значение. Эти книги невероятно актуальны для нашего времени. Церковь в последние двадцать лет получила свободу, и главный вопрос для нее – как этой свободой воспользоваться. Конечно, здесь исторические параллели имеют колоссальное значение, потому что мы, слава Богу, можем начинать свою деятельность не с нуля, подчеркнул он. Присутствовавший на презентации епископ Воскресенский Савва (Михеев), наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, изда тельство которого занимается подготовкой полного свода материалов Поместного Собора 1917-1918 годов, рассказал, что благословение на публикацию этих документов было получено еще в 90-е годы XX века.

http://pravoslavie.ru/54296.html

В дисциплинарных целях были проведены выборы «старшей сестры» (ею стала матушка Рахиль), что вызвало нестроения в общине, для пресечения к-рых потребовалось вмешательство генерального консула в Иерусалиме А. Г. Яковлева. Он ходатайствовал перед Победоносцевым об утверждении составленных им для общины правил (первоначальный текст правил см.: Россия в Св. земле. Т. 2. С. 104-106). С нек-рыми изменениями эти правила получили утверждение в постановлении Святейшего Синода от 24 июля 1898 г. (текст см.: Дмитриевский. С. 23-27) - эта дата считается временем основания мон-ря. Община управлялась старшей сестрой, в 1898-1918 гг. мон. Валентиной, награжденной наперсным крестом 4 дек. 1912 г. Продолжателем трудов архим. Антонина по расширению и благоустройству обители стал назначенный в 1903 г. начальником РДМ архим. Леонид (Сенцов) . При нем в Г. м. были «возведены, в виду увеличения количества монашествующих, 24 домика-келлии для жительства сестер обители; построены: новая гостиница на 200 паломников, трапезная, коровник, маслобойня, птичник, пчельник, рукодельная; вновь устроено и расширено 8 цистерн для воды, а также сделаны другие хозяйственные постройки» ( Дьяконов. С. 286). В 1903 г. в обители были созданы иконописная и золотошвейная мастерские, в Казанском храме сохранились иконы, написанные сестрами или шитые ими жемчугом и бисером. В 1910 г. начато строительство большого собора во имя Живоначальной Троицы, прерванное после 1914 г. В 1913 г. был приобретен участок, именуемый «Камень сидения», связанный, по преданию, с пребыванием Пресв. Богородицы в Айн-Кареме. В отчете 1914 г. указана только стоимость участка - 5100 р., с примечанием: «Уплачено из сумм Горненского монастыря 3232 руб. 72 коп.» (Там же. С. 303). Собор во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Начало строительства - 1903 г. Фотография. Кон. XX в. Собор во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Начало строительства - 1903 г. Фотография. Кон. XX в. Будучи архитектором по образованию, архим.

http://pravenc.ru/text/166225.html

– Как Церковь оценивает исторический опыт Соловков прошлого века? И вообще, как могло случиться, что в православной стране произошло такое искажение сознания, которое привело к массовому истреблению людей, разрушению традиций, нарушению ценностных ориентиров? – Религиозно-философское осмысление российской катастрофы XX века уже сделано нашими благочестивыми предшественниками. Причем чаще всего – не в тишине ученых кабинетов или келий, а среди раскатов апокалипсического грома. Хочу вам привести несколько цитат. Вот, свт. Игнатий (Брянчаниниов) еще в 1840-х годах написал: «У нас осталась только кое-какая внешность от Православия, но это мертвое тело без жизни. Россия находится накануне взрыва безбожного либерализма». Вторит ему еще один светильник Русской Церкви XIX в. свт. Феофан Затворник: «Через поколение, много через два, иссякнет наше Православие». Мыслителям XX века предстояло убедиться в верности этих предсказаний. Лев Тихомиров в начале столетия засвидетельствовал: «Весь мир только носит имя христианского, но нигде противоположность между именем жизни “Святой Руси”, “Православия” и т.д. и полной мертвостью веры не поражает нас до такой степени как в современной России». А вот – В. В. Розанов, 1918 год: «Глубокий фундамент всего теперь происходящего заключается в том, что в европейском (и в том числе русском) человечестве образовались колоссальные пустоты от былого христианства; и в эти пустоты проваливается всё: троны, классы, сословия, труд, богатства… всё проваливается в пустоту души, которая лишилась древнего содержания». И. А. Ильин, 1948 год: «Весь кризис, переживаемый ныне Россией и миром, есть кризис по существу своему духовный. В основе его оскудение религиозности, то есть целостной, жизненно-смертной преданности Богу и Божьему делу на земле. Отсюда возникает все остальное: измельчание духовного характера, утрата духовного измерения жизни, измеление и прозаизация человеческого бытия, торжество пошлости в культуре, отмирание рыцарственности и вырождение гражданственности)».

http://pravmir.ru/arximandrit-porfirij-s...

Закрыть «Индуцированный массовый психоз» Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон представил книгу «Гибель империи. Российский урок» 07.12.2023 528 Время на чтение 3 минуты В четверг, 7 декабря, в ТАСС состоялась пресс-конференция в формате телемоста Москва - Симферополь, посвященная выходу книги митрополита Симферопольского и Крымского Тихона «Гибель империи. Российский урок», сообщает РИА Новости. Российское прогрессивное интеллигентское общество к моменту Февральской революции было незрелым и еще не вышло из стадии подросткового негативизма, неизвестно, насколько оно повзрослело сейчас, сказал митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов) на пресс-конференции, посвященной выходу его новой книги " Гибель империи. Российский урок " . Произведение посвящено событиям истории России в феврале 1917 года и свержению монархии. Как ранее сообщили РИА Новости Крым в Крымской митрополии, новую книгу о трагедии падения Российской империи митрополит Тихон (Шевкунов) писал не менее десяти лет. Первый тираж книги «Гибель империи. Российский урок» составит 50 тысяч экземпляров. Ее подготовило и напечатало православное издательство Псково-Печерского монастыря «Вольный странник». Приобрести книгу можно будет как в светских книжных магазинах, так и в церковных лавках, а позже — на маркетплейсах. Митрополит Тихон отметил, что накануне 1917 года Россия была процветающей, одним из мировых лидеров по экономическому развитию. «Достижения были громадные, в книге содержится 276 ссылок на научные труды и архивные документы — обо всем этом рассказывается. Россия иногда воспринимается нами по прекрасным и очень правдивым воспоминаниям наших классиков — Чехова и других писателей. Но в основном это все относится к концу XIX — началу XX века. После событий 1905 года, когда " жареный петух клюнул " правительство — ситуация кардинально изменилась: стали заниматься всем всерьез», — рассказал митрополит Тихон. По его словам, ученый Иван Павлов в 1918 году «в разоренном Петрограде» выступал с лекцией о психопатологических причинах революции и начал с того, что революция — плод интеллигентского ума.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/07/in...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ " Батюшки особого назначения " Документальный фильм 11.12.2009 14:14 Версия для печати На сайте телеканала " Россия " опубликован документальный фильм " Батюшки особого назначения " . Сегодня в мире только у трех крупных военных держав отсутствует институт военного духовенства – это Северная Корея, Китай и Россия. С конца прошлого века капелланы контингента НАТО вовлекались во  все военные действия - от сил быстрого реагирования до операций морского флота. Западные державы, вполне атеистические по природе, поощряют и даже оплачивают присутствие в своих армиях священников. В России вопрос о необходимости сотрудничества Церкви и Армии обсуждается уже более 10 лет, и до сих пор в обществе не существует единого мнения. Это тем более странно, потому что в дореволюционной России традиции полковых священников исчислялись столетиями. Православная вера тысячу лет поддерживала русских людей, помогала им выстоять в труднейших обстоятельствах, была духовным фундаментом Российского государства и его могучей армии. После революции, 16 января 1918 года, институт военного и морского духовенства в русской армии был ликвидирован приказом Народного Комиссариата по военным делам. Из армии были уволены 3700 священников. Сегодня мало кто знает, что до октябрьского переворота в русской армии у каждого рода войск был свой небесный покровитель и практически у каждого полка - своя полковая церковь, где сохранялись не только духовные реликвии, но и военные трофеи, оружие и награды погибших в боях офицеров. Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства включало 907 храмов, из них 12 соборов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

От казны обитель получала ежегодный оклад - 337 р. 43 к. По штатам 1906 г. кроме игумении и казначеи в мон-ре должны были пребывать 10 монахинь и 12 послушниц (фактически их было соответственно 12 и 9). Аносин Борисоглебский мон-рь. Фотография. 2001 г. Аносин Борисоглебский мон-рь. Фотография. 2001 г. В нач. XX в. А. Б. м. называли «женской Оптиной» и «Аносиной пустынью». Многие насельницы обители оставили воспоминания, стихи, письма и др. свидетельства о жизни мон-ря: «Беседы с моей дочерью» игум. Евгении (Мещерской), «Памятные записки» - дневник и воспоминания игум. Евгении (Озеровой), воспоминания схимон. Леонтии (Левицкой) и др. Хотя число насельниц в обители было небольшим, 11 из них впосл. стали игумениями др. жен. мон-рей: прп. Олимпиада - игум. коломенского Брусенского мон-ря, Евгения - игум. московского в честь Вознесения Господня мон-ря и др. После кончины игум. Иоанны (Макаровой) в 1918 (1919?) г. настоятельницей А. Б. м. была назначена игум. Алипия (Таишева). Несмотря на тяжелые налоги и притеснения со стороны властей, мон-рь не закрывался до 1928 г., став крупнейшим духовным центром Подмосковья. Обитель посещали сщмч. Петр (Полянский), архиеп. Гурий (Степанов), еп. Варфоломей (Ремов), сщмч. Серафим (Звездинский), схиигум. Фамарь (Марджанова), прп. Алексий (Соловьёв), схиигум. Герман (Гомзин) и др. подвижники XX в. В А. Б. м. переходили многие насельницы разоренных обителей, в сер. 20-х гг. в мон-ре жили ок. 130 сестер. Весной 1928 г. А. Б. м. получил статус трудовой артели, в июле того же года был закрыт. На основе монастырского хозяйства, считавшегося образцовым, был создан колхоз «Россия». Все имущество, архив и б-ку обители вывезли в музей Новоиерусалимского мон-ря, бóльшую часть икон сожгли в специальных баках с кислотой для получения золота. 7 июля 1928 г. игум. Алипия вместе с 2 священниками и неск. насельницами была арестована и увезена в Москву, затем отправлена в ссылку; остальным сестрам приказали в течение 3 дней покинуть обитель. После возвращения из ссылки игум.

http://pravenc.ru/text/115668.html

И, наконец, что касается высшей сферы духовного потенциала страны – религиозности ее населения, – внешние характеристики тут выглядят внушительно. Россия была полиэтнической и поликонфессиональной империей с преобладанием в ней русского этноса и лиц православного исповедания, которое по этой причине имело статус господствующего, при том что свободой вероисповедания пользовались также инославные христиане и иноверцы – мусульмане, иудеи и даже язычники, при известной ограниченности прав старообрядческих общин до 1905 года, и полулегальном (подлежавшие высылке в Закавказье молокане) и нелегальном статусе изуверских сект (скопцы). Численность паствы Православной Церкви в имперскую эпоху выросла пропорционально демографическому росту более чем десятикратно – с 10 до 110 миллионов, по более консервативным оценкам – до 100 миллионов: разница объясняется расхождением официальной статистики и приблизительной оценкой числа тех, кто действительно пребывал в церковном лоне, говоря точнее, тем обстоятельством, что большинство приверженцев старообрядчества, а также часть сектантов и утративших веру лиц из интеллигенции формально, по документам, числились православными. Поэтому в выступлениях участников Поместного Собора 1917–1918 годов приводились разные оценки количества православных в стране – 100 и 110 миллионов. В 1721 году Русская Церковь имела более 15 тысяч приходов, на исходе императорской (или синодальной) эпохи их количество выросло до 60 тысяч. Число священнослужителей и церковнослужителей за два столетия увеличилось с 60 до 110 тысяч. В 1913 году образовательная система Православной Церкви включала 4 духовных академии, 57 семинарий и 185 духовных училищ, в которых в совокупности обучалось около 52 тысяч студентов и учащихся. В России имелось тогда 550 мужских и 475 женских монастырей с более чем 100 тысячами насельников и насельниц. Мученики и исповедники XX столетия за немногими исключениями получили воспитание еще в синодальную эпоху Есть и более важные характеристики церковной жизни синодальной эпохи, чем статистические показатели. В этот период подвизались святители Тихон Задонский, Филарет и Иннокентий Московские, Игнатий Кавказский и Феофан Затворник, преподобные Серафим Саровский и Амвросий Оптинский, блаженная Ксения Петербуржская и святой праведный Иоанн Кронштадтский, высотой своей жизни, святостью подвигов достойные быть поставленными в один ряд с прославленными угодниками Божиими Древней Руси. Мученики и исповедники XX столетия, за немногими исключениями, не только родились, но и получили воспитание, а большинство из них и совершали свое служение Богу и Церкви еще в синодальную эпоху.

http://pravoslavie.ru/142703.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010