Значительное внимание уделено анализу различных богослужебных чинов, молитвословий и титулований. Их изменения, произведённые в 1900–1918 гг., рассматриваются как определённые показатели отношений духовенства Русской церкви к православному императору и светским внеконфессиональным властям, а также к некоторым сторонам архиерейских полномочий. Исследование базируется на массе источников. Среди них – законодательные и правительственные акты, документы официальных церковных структур, архивные материалы, периодическая печать, дневники, воспоминания и письма участников событий, богослужебные книги различных лет издания и проч. Монография снабжена научно-справочным аппаратом, содержит приложения с соответствующими документами, материалами и статистическими сведениями. Она рассчитана на историков, политологов, социологов, религиоведов, теологов и всех, интересующихся историей Отечества и Русской православной церкви.   СОДЕРЖАНИЕ Протоиерей Валентин Асмус. Вступительное слово ОТ АВТОРА. (Из истории написания книги) ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. (О филологической стороне проблемы)  ГЛАВА I. Российская православная церковь в начале XX в. I.1 РПЦ в начале XX в.: структура, управление, социальный состав I.2 Полномочия василевсов в Православной церкви I.3 Взаимоотношения иерархической и царской властей в 1905–1916 гг. . I.4 Воззрения иерархов на миропомазание всероссийских императоров в царствование Николая II I.5 Духовенство и события Первой российской революции I.6 Обращения монархистов к Св. синоду: 1905–1908 гг. I.7 Изменения богослужебных титулований архиереев и поминовений лиц Царствующего Дома (вторая половина XIX – начало XX вв.) I.8 Изменение архиерейских присяг (февраль 1901 г.) ГЛАВА II. Позиция Святейшего правительствующего синода РПЦ в процессе свержения монархии II.1 Св. синод и революционные события февраля-марта 1917 г. II.2 «Старая» и «новая» государственные присяги II.3 Изменение богослужебных чинов поставлений и рукоположений в различные степени церковно- и священнослужения

http://bogoslov.ru/book/1610746

На этот же период пришлось восхождение при дворе «звезды» Григория Распутина, что также имело серьезное значение для русской церковной жизни. На фоне стремительных перемен в общественной жизни страны и сопутствовавших этому политических потрясений, Церковь оказывалась в новых реалиях, побуждавших духовенство и мирян активизировать интеллектуальную деятельность в поисках ответов на вызовы времени. Весь этот период не прекращалось обсуждение наболевших проблем жизни Церкви, многие из которых были впоследствии включены в повестку работы Собора. Этот период особенно интересен исследователям тем, что является временем вызревания серьезных преобразований приходской и епархиальной жизни, в необходимости которых было уверено большинство церковных деятелей России. Свидетельством тому являются отзывы правящих архиереев по вопросам церковной реформы, полученные в преддверии Собора. Примечательно, что большинство из них тогда высказалось за возвращение Русской Церкви к основам своего канонического строя – к восстановлению Патриаршества и возобновлению практики регулярного созыва Поместных Соборов. Начало XX века, – это время борьбы между двумя представлениями о том, какими путями должна Россия дальше развиваться. Условно можно сказать о либерально-демократической модели и о консервативной, главной тезис которой представлен К.П.Победоносцевым, –констатировал о.Георгий, заметив, что ввиду значимости эпохи, всякий посвященный этому времени научный труд имеет огромное значение. Эти книги невероятно актуальны для нашего времени. Церковь в последние двадцать лет получила свободу, и главный вопрос для нее – как этой свободой воспользоваться. Конечно, здесь исторические параллели имеют колоссальное значение, потому что мы, слава Богу, можем начинать свою деятельность не с нуля, подчеркнул он. Присутствовавший на презентации епископ Воскресенский Савва (Михеев), наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, изда тельство которого занимается подготовкой полного свода материалов Поместного Собора 1917-1918 годов, рассказал, что благословение на публикацию этих документов было получено еще в 90-е годы XX века.

http://pravoslavie.ru/54296.html

Была в шестой раз переиздана и книга «Гибель красных Моисеев. Начало террора. 1918 год» об Урицком и Володарском. В декабре 2018 года прошла презентация книги « Писатели Разъезжей улицы » в серии «Моя улица», в которой автор повествует об уже ушедших от нас писателях. Много блистательных литературных имен вместила в себя Разъезжая улица в Санкт-Петербурге! Это Ф.М. Достоевский и Н.А. Некрасов, А.И. Куприн и Ф.К. Сологуб, В.В. Розанов и Л.А. Чарская… На Разъезжей улице в размещавшихся здесь редакциях журналов и салонах бывали Сергей Есенин и Владимир Маяковский, Анна Ахматова и Осип Мандельштам… – это не просто краеведческий очерк. Судьбы писателей-классиков, определивших лицо русской культуры XIX и XX веков, органично переплетаются в рассказах автора с судьбами нынешних литераторов, с событиями современности, сливаются в увлекательное повествование об историческом пути Санкт-Петербурга и всей России в XXI веке. Уже следующий, 2019 год, порадовал книгой « Небесная линия. Блаженная Ксения Петербургская и ее храм на Лахтинской улице в Санкт-Петербурге», выпущенной Фондом «Созидающий мир». Подарком и «торжественной речью» режиссёра Наталии Цукановой к 70-летию писателя стал фильм « Русская судьба Николая Коняева», премьера которого состоялась в Союзе писателей в Москве. Этот фильм удостоен первых призовых мест на международных кинофестивалях документальных фильмов. Размещен в свободном доступе на Ютуб. Издательство «Русь» выпустило книгу воспоминаний «Благовест книжного слова. Памяти Николая Коняева», в которой помещены и литературоведческие труды о жизни и творчестве писателя, и его основная библиография. Собирались воспоминания, как говорится, «по горячим следам», в первые три месяца после кончины, но не все смогли найти в себе силы справиться с тем, что больше не увидятся с ним, не стали пока писать, просили подождать, когда улягутся чувства. Почитатели до сих пор присылают свои размышления и воспоминания, а иногда и отыскивают свои дневниковые записи студенческой поры.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/15/pi...

Презентация открылась вступительным словом ведущего вечера проректора ПСТГУ по международной работе, доктора исторических наук, доктора церковной истории священника Георгия Ореханова , раскрывшего значение издающейся серии книг для осмысления важного опыта деяний Поместного Собора для современной жизни Церкви и представившего пришедших на презентацию гостей – авторов и издателей этих книг. Затем к собравшимся обратился заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии магистр богословия протоиерей Николай Балашов , который поделился тем, как рождалась презентируемая серия. По его словам, в начале 90-х годов было ощущение, что опыт обсуждения церковных реформ в предсоборный период и на самом Соборе может оказаться сейчас особенно востребованным и полезным, поскольку начало прошлого столетия было временем напряженных исканий духовенства, богословов и наиболее ответственных и активных мирян, желавших изменений в жизни Церкви. Известно, что время утвердившейся в нашей стране на семь десятилетий богоборческой власти не способствовало претворению в жизнь соборных решений, поставив саму Церковь в советском обществе в подневольное положение. Поэтому к началу 90-х годов ни одна из серьезных проблем, поднимаемых на Соборе, не была решена. Отсюда у инициаторов издания серии появилось желание включить участников дискуссии начала XX века с их идеями и предложениями в современное обсуждение перспектив развития церковной жизни в условиях открывшейся свободы. Ныне, обращаясь к той, столетней давности, эпохе, представляется важным, в частности, проследить судьбы участников предсоборной и соборной дискуссии, многие из которых ныне прославлены в чине мучеников. В целом же, богатейший по широте и глубине мысли материал Поместного Собора по-прежнему нуждается в детальном изучении и введении в современный контекст. Научный сотрудник фонда «Христианская Россия», культурный атташе Посольства Ватикана в РФ Джованна Парравичини рассказала, как возникла идея издания этой серии в фонде, который до этого видел свою задачу в знакомстве итальянского читателя с неугасавшей вопреки жестоким преследованиям духовной жизнью в советской России, с русской религиозной философией, богословием иконы, русской православной традицией в целом.

http://pravmir.ru/cerkovnye-reformy-1917...

Россия в XX в. первой вступила в эпоху исторических катаклизмов, и поэтому русские мыслители раньше других смогли почувствовать глубинные тенденции, которым суждено было определять все дальнейшее развитие европейской цивилизации. Однако большая часть того, что было понято и высказано тогда, не было услышано вовремя. Среди таких невостребованных пророчеств оказался и вышедший в 1918 г. труд Ильина. Сегодня мы должны оценить его как одно из наиболее оригинальных сочинений не только в русской, но и во всей европейской философии XX в. В этой работе Ильин оказался подлинным первооткрывателем одного из самых влиятельных и оригинальных течений в европейской философии нашего столетия, очень по-разному преломившегося и в экзистенциальной онтологии М. Хайдеггера, и в неогегельянстве Ж. Валя, А. Кожева, Ж. Ипполита, и в «атеистическом» экзистенциализме Ж.-П. Сартра и А. Камю. Все эти столь разные философские школы объединяет одно и то же стремление – совершенно по-новому оценить положение человека в мире, по-новому понять его роль и его судьбу в истории. Земная, историческая, несовершенная жизнь человека превращается в философии XX в. в абсолютный центр действительности; история человека предстает как центральное звено метафизической истории мира, трагедия человека становится непосредственным воплощением трагедии всего мироздания. Многие новаторские течения европейской философии в начале XX в. обратились к гегелевскому наследию и без труда обнаружили там истоки почти всех новых тем и идей. Гегель внезапно стал предельно современным философом, более того, оказалось, что он до этого времени оставался философом непонятым. Основой нового прочтения Гегеля в начале века стало более пристальное изучение его ранних работ. Начало этому положил В. Дильтей, который в опубликованной в 1905 г. работе «История молодого Гегеля» осуществил интерпретацию ранних работ Гегеля в духе иррационализма философии жизни. В 1907 г. ученик Дильтея Г. Ноль впервые опубликовал эти работы под заголовком «Теологические рукописи молодого Гегеля».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Сегодня всё более очевидно, что роковым для Государства Российского был не октябрь 1917 года, а февраль-март. Этому поистине переломному событию посвятил в последние годы д.и.н., профессор М. А. Бабкин два фундаментальных исследования: " Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году " (М., Индрик, 2008) и " Священство и Царство (Россия, начало ХХ в. - 1918 г.). Исследования и материалы. (М., Индрик, 2011) Бабкин показывает, что подавляющее большинство российского епископата уже в начале XX столетия стояло на республиканских позициях. В вышедшем в 1900 г. " По благословению Святейшего Правительствующего Синода " Служебнике исчезает обязанность вынимания на проскомидии частицы о здравии Государя... С началом революции 1905 года многие архиереи публично проявляли ей сочувствие. Старший викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Нарвский Антонин (Грановский) сразу после обнародования Манифеста 17 октября 1905 года перестал на совершаемых им богослужениях поминать Царя как " самодержавнейшего " , а в декабре 1905 года опубликовал в столичной газете " Слово " статью о том, что Православие и Самодержавие несовместимы. В Петербурге высшее духовенство при поддержке митрополита Антония (Вадковского) совершало публичные панихиды по революционерам. Участие в Февральской революции стало итогом. Св. Синод уже 6-8 марта распорядился изъять из богослужебных чинов поминовение Царской власти. Если Россия была провозглашена А.Ф. Керенским Республикой только через шесть месяцев после революционных событий, то Св. Синод это " совершил " через шесть дней. А уже к концу марта 1917 г. все богослужебные тексты, где ранее поминалась Царская власть, были исправлены. По сути, именно действия Синода сделали революцию необратимой. Среди прочего М.А.Бабкин обращает внимание на «определённый символизм в действиях некоторых представителей духовенства " , которые " кощунственно ассоциировали происшедший в стране государственный переворот с Пасхой " . Многие современники указывали на " пасхальную " атмосферу " великой безкровной " революции. На улицах городов нередким было приветствие: " Христос воскресе... наконец-то мы свободны " . А один из московских клириков, священник Владимир Востоков, явился 4 марта 1917 года на Красную площадь для служения праздничного молебна не в тёмном (великопостном, положенном по церковному уставу), а в красном, пасхальном облачении. " Многим из тех, кто в те дни участвовал во всеобщей революционной вакханалии, даже казалось, будто бы " рай опустился на землю " , - пишет М. Бабкин. Духовенство освящало своим присутствием революционные праздники..

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

В дисциплинарных целях были проведены выборы «старшей сестры» (ею стала матушка Рахиль), что вызвало нестроения в общине, для пресечения к-рых потребовалось вмешательство генерального консула в Иерусалиме А. Г. Яковлева. Он ходатайствовал перед Победоносцевым об утверждении составленных им для общины правил (первоначальный текст правил см.: Россия в Св. земле. Т. 2. С. 104-106). С нек-рыми изменениями эти правила получили утверждение в постановлении Святейшего Синода от 24 июля 1898 г. (текст см.: Дмитриевский. С. 23-27) - эта дата считается временем основания мон-ря. Община управлялась старшей сестрой, в 1898-1918 гг. мон. Валентиной, награжденной наперсным крестом 4 дек. 1912 г. Продолжателем трудов архим. Антонина по расширению и благоустройству обители стал назначенный в 1903 г. начальником РДМ архим. Леонид (Сенцов) . При нем в Г. м. были «возведены, в виду увеличения количества монашествующих, 24 домика-келлии для жительства сестер обители; построены: новая гостиница на 200 паломников, трапезная, коровник, маслобойня, птичник, пчельник, рукодельная; вновь устроено и расширено 8 цистерн для воды, а также сделаны другие хозяйственные постройки» ( Дьяконов. С. 286). В 1903 г. в обители были созданы иконописная и золотошвейная мастерские, в Казанском храме сохранились иконы, написанные сестрами или шитые ими жемчугом и бисером. В 1910 г. начато строительство большого собора во имя Живоначальной Троицы, прерванное после 1914 г. В 1913 г. был приобретен участок, именуемый «Камень сидения», связанный, по преданию, с пребыванием Пресв. Богородицы в Айн-Кареме. В отчете 1914 г. указана только стоимость участка - 5100 р., с примечанием: «Уплачено из сумм Горненского монастыря 3232 руб. 72 коп.» (Там же. С. 303). Собор во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Начало строительства - 1903 г. Фотография. Кон. XX в. Собор во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Начало строительства - 1903 г. Фотография. Кон. XX в. Будучи архитектором по образованию, архим.

http://pravenc.ru/text/166225.html

VI.2 Основные акты советского правительства о взаимоотношениях государства и церкви. Реакция на них Поместного собора ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ (I) ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ (II) ПРИЛОЖЕНИЯ I. Документы и материалы по истории Русской православной церкви – Указатель церковных соборов, съездов и собраний к Приложению I – Перечень документов, опубликованных в Приложении I II. Хронология основных событий истории России и Русской православной церкви (начало XX в. – конец 1918 г.) III. Статистическое приложение (таблицы) – Список таблиц Статистического приложения IV. Карты епархиально-административного деления РПЦ накануне 1917 г. V. Сводный перечень епархий и викариатств, епархиальных и викариальных архиереев РПЦ (по состоянию на 1 марта 1917 г.) VI. Список иерархов РПЦ (на 1 марта 1917 г.) VII. Список членов Св. синода зимней (1916/1917 гг.) и летней (1917 г.) сессий VIII. Избранные биографические сведения о членах Святейшего правительствующего синода состава зимней сессии 1916/1917 гг. IX. Хронологический перечень обер-прокуроров Св. синода (конец XIX в. – 1917 г.) X. План зала заседаний Св. синода XI. Члены Государственного совета от православного духовенства (1917 г.) XII. Поимённый список духовенства РПЦ – членов IV Государственной думы XIII. Члены IV Государственной думы – священники РПЦ – участники Февральской революции XIV. Отдельные молитвословия некоторым праздникам РПЦ (тексты периода империи, «послефевральской» 1917 г. и современной редакций) XV. Отдельные богослужебные молитвословия РПЦ (тексты периода империи, «послефевральской» 1917 г. и современной редакций) XVI. Общие формулы поминовений церковных властей на ектениях и великом входе в XIX–XXI вв. (По материалам иерейских «Служебников») XVII. Общие формулы поминовений церковных властей на литургиях в XVIII–XXI вв. (По материалам «Чиновников архиерейского священнослужения») XVIII. «Светские» (внебогослужебные) титулования священнослужителей XIX. Даты основных переходящих праздников Православной российской церкви (1894–1927 гг.)

http://bogoslov.ru/book/1610746

Императорский план Санкт-Петербурга с показанными линиями проектируемого метрополитена Транспорт Самый мощный пассажирский паровоз в Европе — Российский магистральный паровоз осевой формулы 2-3-1, производившийся в 1914–1918 гг. на Путиловском заводе Особой личной заботой Императора был важнейший для гигантской страны вопрос — транспорт. Россия — страна речных путей. Наш речной флот стал самым большим в мире. Железные дороги — самое передовое в то время средство сообщения. Их протяженность при Николае II выросла более чем вдвое. Ежегодно строилось в среднем по полторы тысячи километров путей . Знаменитая Транссибирская магистраль была завершена в абсолютно рекордные сроки — за четырнадцать лет . Император Николай II считал это строительство одним из важнейших дел своей жизни: в 1891 году он, еще будучи Наследником, по благословению отца, Александра III, был назначен шефом Транссиба и лично заложил великую стройку во Владивостоке . Чтобы оценить, насколько сложным и беспрецедентно успешным был этот проект, сравним создание Транссиба — самой крупной в мире стратегической дороги — со строительством других великих железных дорог мира. Укладка путей Транссибирской магистрали. Из альбома «Великий путь», 1899 г. Транссибирская магистраль строилась со скоростью 500 километров в год. Это по нашей непроходимой сибирской тайге, через реки, горы, болота. Немцы примерно в это же время прокладывали железную дорогу Стамбул–Багдад. Географические и погодные условия очевидно другие, далеко не Сибирь. Показатель немцев — 120 километров ж/д путей в год. А вот англичане, задумав построить трансафриканскую магистраль Каир–Кейптаун, возводили ее быстрее — 300 километров в год. Но все же заметно медленнее, чем Транссиб, и к тому же эту свою дорогу так и не достроили. И еще одно сравнение, которое может показаться уж вовсе неожиданным. Люди старшего поколения помнят, как буквально весь Советский Союз участвовал в строительстве знаменитой Байкало-Амурской магистрали — БАМ! Так вот, темпы строительства БАМа по тем же горам, болотам, по той же непролазной тайге не превышали 200 километров в год! Конец XIX — начало XX века и последняя четверть XX века. Разница — в два с половиной раза.

http://pravoslavie.ru/157587.html

— В ваших вопросах — естественная попытка связать нашу Гражданскую войну с похожими явлениями в других странах. Но я хочу попытаться развернуть этот разговор все-таки в сторону уникальности. Да, всякое противостояние в любом обществе, основанное на том, что появляются и утверждаются разные взгляды на политические реалии, на судьбу страны, может накалиться настолько, что люди забудут обо всем на свете. Частности будут, конечно, схожи, почему нет. Но все-таки смею думать, что наша история начала ХХ века — периода Гражданской войны — именно уникальна. Это совершенно уникальное явление, и его даже называть стоит по-другому: русская Смута. Россия не единожды проходила через подобного рода испытания. Исторические срывы, провалы и катастрофы следует признать важнейшей особенностью русской цивилизации. Путь постепенного, последовательного развития время от времени нас начинает тяготить. И тогда Россию сотрясает очередная Смута — тяжелейшая эпоха лавинообразного распада и разложения. Эта разрушительная энергия Смуты отменяет красоту и человечность русской жизни, ее высокое призвание, отменяет величие нашей культуры — собственно, всё то богатство, которое мы ценим и любим. Русская Смута — род национальной болезни, форма кризиса, пробуждающего и развязывающего темные страсти и низменные инстинкты. Смута всякий раз запускает механизм национального саморазрушения, деградации и развала государственности. Специально упоминаю об этом, потому что для Русского мира государство — важнейший институт. На самом деле всё это, конечно, только следствие. В первую очередь смута поселяется в умах и душах русских людей всякого чина и звания: Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны (2 Тим. 3, 2). Вот исчерпывающая характеристика смутного времени. В начале XX века русского человека невозможно узнать: самые низменные проявления выплескиваются наружу, приобретают демонстративный характер. Это создает соответствующий моральный климат в стране и быстро меняет общество на новый лад. В первые ряды выдвигается совершенно особый тип людей, которые, демонстрируя беспредельную злобу, безжалостность, неблагодарность, могут повести за собой других. И нам важно понять: а когда всё это у нас началось? Когда началась очередная русская Смута? В большинстве исторических сочинений и в школьных учебниках называется 1918 год. Стало быть, начало Гражданской войны привязывается ко времени появления антибольшевистских сил, к рождению белой армии в Новочеркасске и к началу знаменитого Ледяного похода… Но как же так? Ведь белые хотят положить конец Смуте — развалу государства, общества, культуры, не так ли. А когда начался развал? Наверняка задолго до 18-го года…

http://pravmir.ru/grazhdanskaya-vojna-ya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010