" Это была инициатива г-на Тора " , – пояснил на пятничной пресс-конференции о. Всеволод Чаплин. По его словам, оппозиционный блогер Алексей Навальный – " достаточно серьезный, образованный человек, способный к диалогу " . " Его репутация как " безумного фюрера " некорректна с моей точки зрения, – подчеркивает о. Всеволод. – Беседа была достаточно интересной, он изложил свои взгляды на то, что проихсодит после выборов, в том числе свою точку зрения относительно прошедших и будущих протестных акций, которые организует набор движений, в которых он участвует " . В целом же, как заметил глава синодального отдела, " стоит в большей, нежели сегодня, степени, развернуть диалог между различными политическими силами, между разными слоями " . 17 января протоиерей Чаплин призвал общество начать обсуждение опубликованной накануне предвыборной статьи премьера Владимира Путина. В частности, отец Всеволод счел неслучайным то, что Путин предложил усилить в стране роль гражданского общества. " Возникает новая стадия политической жизни в целом " , – заявил в пятницу отец Всеволод и вновь вернулся к своему предложению: создать, а точнее возродить " политическое православие " в России. Представитель патриархии напомнил, что " в 90-е годы были более или менее успешные попытки создать православную или христианскую партию, но в целом эти организации не были мощными, они конфликтовали друг с другом " . Лидер одной из самых серьезных православно-политических организаций начала 90-х – Российского христианско-демократического движения (РХДД) Виктор Аксючиц готов к возвращению христианских демократов в большую политику. " Члены РХДД были избраны депутатами Верховного Совета, учредили парламентский комитет по свободе совести, подготовили и добились утверждения закона " О свободе вероисповедания " , по которому была проведена реформа отношений государства и церкви, – перечисляет Аксючиц успехи тогдашнего христианско-демократического движения. – По существу был демонтирован режим государственного атеизма, распущен Совет по делам религий, отменены все ленинско-сталинские декреты о взаимоотношениях церкви и государства, а день Рождества Христова стал государственным праздником " . Однако " после расстрела Дома Советов в 1993 года партию лишили финансирования, потом по существу запретили, не зарегистрировав " . В дальнейшем Аксючиц успел побывать советником первого вице-премьера Бориса Немцова, ныне одного из лидеров либерального протестного движения.

http://religare.ru/2_92002_1_21.html

" Это была инициатива г-на Тора " , – пояснил на пятничной пресс-конференции о. Всеволод Чаплин. По его словам, оппозиционный блогер Алексей Навальный – " достаточно серьезный, образованный человек, способный к диалогу " . " Его репутация как " безумного фюрера " некорректна с моей точки зрения, – подчеркивает о. Всеволод. – Беседа была достаточно интересной, он изложил свои взгляды на то, что проихсодит после выборов, в том числе свою точку зрения относительно прошедших и будущих протестных акций, которые организует набор движений, в которых он участвует " . В целом же, как заметил глава синодального отдела, " стоит в большей, нежели сегодня, степени, развернуть диалог между различными политическими силами, между разными слоями " . 17 января протоиерей Чаплин призвал общество начать обсуждение опубликованной накануне предвыборной статьи премьера Владимира Путина. В частности, отец Всеволод счел неслучайным то, что Путин предложил усилить в стране роль гражданского общества. " Возникает новая стадия политической жизни в целом " , – заявил в пятницу отец Всеволод и вновь вернулся к своему предложению: создать, а точнее возродить " политическое православие " в России. Представитель патриархии напомнил, что " в 90-е годы были более или менее успешные попытки создать православную или христианскую партию, но в целом эти организации не были мощными, они конфликтовали друг с другом " . Лидер одной из самых серьезных православно-политических организаций начала 90-х – Российского христианско-демократического движения (РХДД) Виктор Аксючиц готов к возвращению христианских демократов в большую политику. " Члены РХДД были избраны депутатами Верховного Совета, учредили парламентский комитет по свободе совести, подготовили и добились утверждения закона " О свободе вероисповедания " , по которому была проведена реформа отношений государства и церкви, – перечисляет Аксючиц успехи тогдашнего христианско-демократического движения. – По существу был демонтирован режим государственного атеизма, распущен Совет по делам религий, отменены все ленинско-сталинские декреты о взаимоотношениях церкви и государства, а день Рождества Христова стал государственным праздником " . Однако " после расстрела Дома Советов в 1993 года партию лишили финансирования, потом по существу запретили, не зарегистрировав " . В дальнейшем Аксючиц успел побывать советником первого вице-премьера Бориса Немцова, ныне одного из лидеров либерального протестного движения.

http://religare.ru/2_92002.html

На фоне общественного раскола по поводу одной хулиганской выходки появление такого влиятельного христианско-демократического публициста, как г-н Березовский, безусловно, станет заметным событием. Спорящие до хрипоты православные москвичи не смогут не реагировать на лондонские проповеди о " любви и свободе, которых так не хватает " нашему Отечеству. А те самые публичные спикеры Церкви уже и начали реагировать на инициативу олигарха, причем наилучшим для нашего героя образом – Березовский уже объявлен ими " антихристом " . После смерти Александра Солженицына в 2008 году в стране не осталось ни одного влиятельного христиански мыслящего политического активиста, кто бы соотносил те или иные общественные инициативы с публичным исповеданием христианства и, более конкретно, верностью русскому православию. Будет, конечно, чудовищно, если таким окажется г-н Березовский. Но что делать, если молодое консервативное движение, которое шесть лет назад что-то пыталось говорить о " политическом православии " , сегодня безнадежно расколото между сугубо светским, если не прямо языческим этническим национализмом, и крикливым антиоранжевым лоялизмом. А все промежуточное пространство постепенно замещается оккультными сектами и гностическими ересями. Тут еще вот что плохо. Начав свою " христианско-демократическую проповедь " , Березовский рано или поздно вынудит церковную общественность к публичной отповеди. И мы уже можем легко представить себе эту вдохновенную дискуссию – споря с лондонским олигархом, Церковь начнет брать под защиту существующий политический порядок и тем самым окажется еще более уязвимой для обвинений в конформизме и угодничестве перед земными властями. А далее " креативное меньшинство " начнет лепить из русской Церкви своего рода конфессиональный аналог " Единой России " – объединение культурного косного и политически трусливого большинства, с которым, на горе себе, решили связать свою судьбу наши руководители. И опять же весь вопрос к российской Церкви – способна ли она к какой-то серьезной контригре на идеологическом поле, что означает – способны ли политически мыслящие православные создать на поле " христианской демократии " религиозную версию " консервативного путинизма " ?

http://religare.ru/2_93293_1_21.html

31 октября 1983 года находился в составе экипажа АПЛ «К-324» в Саргассовом море при инциденте, связанном с повреждением и выводом из строя американской сверхсекретной подводной низкочастотной гидроакустической антенны. Учился в адъюнктуре по специальности «военная история». Тема диссертации — «Военно-морские силы капиталистических государств в локальных войнах и вооружённых конфликтах после второй мировой войны». В 1987 году принял крещение в Православной Церкви. Был исключён из рядов КПСС с формулировкой «За деятельность, несовместимую с высоким званием советского офицера», и демобилизован. После демобилизации работал научным сотрудником в Публичной библиотеке, учителем в школе, читал спецкурс «Религиозные аспекты русской культуры» в Педагогическом университете Санкт-Петербурга. С 1992 года — член редакционного совета газеты «Русь православная». Был пресс-секретарём митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Был председателем Союза православных братств Санкт-Петербурга. Был 12-м номером в избирательном списке Конституционно-демократической партии — Партии народной свободы (КДП-ПНС) Михаила Астафьева на выборах в Государственную думу Российской Федерации осенью 1993 года. КДП-ПНС не собрала необходимое число подписей. 2 апреля 1995 года был избран членом Национального совета Социал-патриотического движения «Держава» Александра Руцкого. На съезде «Державы» 26 августа 1995 года утверждён в федеральной части предвыборного списка под 3. С 1995 года — председатель Христианско-патриотического союза (ХПС). С 1997 года главный редактор газеты «Русь православная». В мае 1998 года стал одним из основателей информационного сайта «Русская линия», изначально являвшегося интернет-версией «Руси православной», однако в 2000 году покинул этот проект. В 2005 году вошёл в состав Главного совета восстановленного по инициативе Вячеслава Клыкова Союза русского народа. Являлся ведущим цикла военно-политических, аналитических и православных передач на интернет-канале «День». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/15/ob...

На основании этих древних канонов Синод постановил лишить сана всякого, кто не подчинится его решению от 8 октября и выставит свою кандидатуру в будущий парламент. Канонически решение это можно считать обоснованным. Учитывая традицию церковного послушания, все клирики обязаны были подчиниться этому решению. Но все же в пользу опального священника говорят следующие аргументы. Видные иерархи РПЦ (Патриарх Алексий, митрополит Волоколамский Питирим, архиепископ Ярославский Платон) сами в недавнем прошлом являлись депутатами СССР и России. Член Священного Синода, один из тех, кто подписал решение снять с Якунина сан священника, митрополит Минский Филарет и до сего дня состоит в Верховном Совете Белоруссии. Пытаясь выяснить позицию минского владыки, я безуспешно ему звонил: митрополита в епархии не было, он уехал на сессию белорусского парламента. Правда, в секретариате мне объяснили, что указ Синода от 8 октября касается только настоящих выборов и не запрещает действующим депутатам-епископам продолжать свою деятельность. Да, в тексте ни слова не говорится о действующих депутатах, но тогда не стоит прибегать к авторитету древних канонов для оправдания противоречивых действий. Вне всяких сомнений, церковная элита должна была бы первой продемонстрировать послушание канонам и вернуть мандаты своим избирателям. Кроме отца Глеба Якунина, еще несколько православных священников хотели выдвинуть свои кандидатуры. Игумен Иннокентий (Павлов) был включен в списки Российской христианско-демократической партии. Как клирик города Москвы он был приглашен вместе с отцом Глебом Якуниным на беседу с Патриархом, который долго " увещевал их не идти против Церкви, не вносить смуту в церковную и общественную жизнь " . В противоположность отцу Якунину, игумен Иннокентий заявил, что " ради мира церковного и по долгу иноческого послушания " принимает решение вычеркнуть свое имя из списка. Российское христианское демократическое движение В. Аксючица само отозвало из своего списка заштатного сибирского священника Сергея Малютина. Виктор Аксючиц сказал мне по телефону, что сожалеет, что Синод принял подобное решение. Он подчеркнул, что Патриархия просила его включить в свои списки вместо священников двух православных мирян: редактора журнала " Православная беседа " В. Лебедева и православного писателя, известного еще с самиздатовских времен, Виктора Тростникова. Лидер РХДД отказался уточнить, кто именно из иерархов рекомендовал названных литераторов. Из слов Аксючица можно заключить, что РПЦ в принципе не намерена окончательно уклоняться от предпарламентских состязаний.

http://religare.ru/2_26726_1_21.html

«У нас (в Европейском Союзе), — отметил председатель Христианско-демократического движения Словакии, бывший еврокомиссар по науке, образованию и культуре Ян Фигель, — есть общий рынок, общая валюта, но все равно нам не удалось избежать кризиса… Значение христианства в Европе огромно, а у христиан есть четкая система ценностей. Европа будет прекрасной, если мозаика будет единой, а не расколотой на Восток и Запад». Директор фонда религиозных исследований имени Иоанна XXIII Альберто Меллони (Италия) высказал предложение, чтобы Афон стал местом подготовки нового поколения молодых ученых, которые бы работали в сегодняшнем «постсекулярном» обществе над сохранением источников понимания христианской жизни. Президент Фонда св. Андрея Первозванного сенатор С.Е. Щеблыгин рассказал об укреплении связей между Россией и Афоном, в том числе через принесение его святынь, помощь в восстановлении зданий Свято-Пантелеимонова монастыря, поддержку исторических и искусствоведческих исследований. «Мы считаем, — сказал он, — что развитие связей с Афоном как центром религиозно-созерцательной и духовной жизни имеет благотворный потенциал для жизни всего российского общества. Ведь в России православное христианство стало духовной основой жизни людей на огромных пространствах от Балтийского моря на западе до Тихого океана на Дальнем Востоке». Главный научный сотрудник Института философии РАН С.С. Хоружий в своем докладе отметил, что старые тренды секуляризации, вытеснения религии из общественной жизни, встречаются с новой тенденцией «постсекуляризма», для которой характерно возвращение внимания к религиозным ценностям и стремление к диалогу светских людей и институтов с представителями религиозных традиций. Поэтому современные философы и антропологи ищут новые пути к осмыслению происходящего с человеком и обществом. И здесь афонский исихазм, считает философ, как неисчерпаемый источник не теоретического, а основанного на опыте «богословия энергий» знания способен многое дать для решения этой интеллектуальной задачи, открыть новые перспективы для понимания «синергийной» (причастной к Божественной энергии) природы человека.

http://pravmir.ru/v-zalcburge-proshla-ko...

Русская христианская демократия опиралась на идеологическую базу социального учения католической церкви, протестантскую утопическую идею социальной евангелизации, а также на православную богословскую мысль начала ХХ века, антикоммунистическую идеологию подпольных христианских организаций и программные документы западных христианско-демократических партий. Каковы же причины исчезновения христианско-демократического движения с политической карты России? 1. Отсутствие в России христианско-демократической политической традиции. Европейские и латиноамериканские христианскодемократические партии прошли несколько важных этапов развития. Сначала возникали клерикальные партии, которые пытались, прежде всего, защитить интересы церкви и верующих. Затем появились партии, которые ставили своей целью справедливое социальное переустройство. Они переживали периоды утопических надежд, связанных с идеей социальной евангелизации, пытались превратить идеал Царства Божьего в некую технологию по " улучшению " капитализма. Позже на Западе прямая зависимость от церковных структур исчезла, и христианско-демократическое движение начало структурироваться как союз различных частей христианского мира, к которому могут примыкать представители иных религий и неверующие. Русская же христианская демократия, в силу исторических обстоятельств, вынужденно скопировала последнюю конструкцию, не пережив весь процесс роста и становления. 2. Отсутствие собственной идеологии. Политическая идеология может завоевать сторонников только в том случае, если она учитывает специфические национально-государственные особенности и предлагает применительно к этим особенностям некие технологии, способные улучшить жизнь граждан. Христианская демократия не справилась с задачей по созданию оригинальной идеологии – российской и христианско-демократической одновременно. В интервью газете " Невское время "   один из лидеров ХДС Виталий Савицкий признавался: " Перспектива развития христианской демократии в России нам кажется хоть и реальной, но все же весьма отдаленной. К сожалению, сегодняшнее сознание людей лучше усваивает принципы клерикального подхода " .

http://religare.ru/2_10829_1_21.html

Сопредседатель ХДС СПб Игорь Потапов писал в своей брошюре " Христианство и политика "   : " Если придерживаться традиционной политической терминологии, когда коммунистические силы располагаются на крайне левом фланге, а националистические на крайне правом, то ХДС занимает правоцентристскую позицию, определяя себя как консервативная партия, стоящая за продолжение российских традиций в культурной, экономической, социальной и других сферах жизни " . Отчасти это верно и подтверждается тем, что ХДС СПб в течение двух лет состоял коллективным членом Российского христианско-демократического движения – организации правого толка, деятельность которой будет рассмотрена ниже. Однако следует отметить, что все русские христианско-демократические объединения родились в противоборстве с коммунизмом и им были чужды любые проявления этатизма – как церковного, так и секулярного. Реально они находились гораздо левее собственных заявлений. Рассмотрим, например, эволюцию, проделанную ХДС СПб в течение 1990–1991 годов. В попытках приспособиться к внутренним условиям России и выжить в нарастающей партийной конкуренции ХДС СПб вступил в политический блок с Петербургским монархическим центром, Свободной Россией (общественно-политической организацией христианско-патриотического направления) и Народно-трудовым союзом (НТС). Совместно они провели рад мероприятий, некоторые из них – весьма эффективно. В первую очередь это можно сказать о борьбе за возвращение Ленинграду исторического названия. " Именно в ходе этой акции, – пишет Игорь Потапов в той же брошюре  , – удалось объединиться разным общественным и политическим организациям: ХДС, Петербургскому монархическому центру, Свободной России, некоторым патриотическим организациям. ХДС ведет постоянную работу по формированию в политическом спектре нашего города блока партий христианской направленности, стоящих на христианско-центристских и правоцентристских позициях " . Осенью 1990 года ХДС СПб в качестве коллективного члена РХДД обсуждал  вопрос о вступлении РХДД в " Демократическую Россию " . РХДД в целом вступило в нее, а ХДС СПб выразил особое мнение и оговорил свое неучастие, считая эту организацию чересчур левой, не соответствующей правоцентристским установкам ХДС СПб.

http://religare.ru/2_26509_1_21.html

Немцов, фактически, в январе 1998 года «продавил» решение Правительственной Государственной комиссии о захоронении екатеринбургских останков как Царских, не посчитавшись с мнением Церкви, выраженном, в том числе, и в постановлениях Синода РПЦ. А ведь следствие еще не было закончено, а ответы на многие поставленные тогда вопросы общества и Церкви — не получены до сих пор. Главным советником Вице-Премьера Бориса Немцова в 1997-1998 годах, как формально, так и фактически был известный общественный деятель Виктор Аксючиц. Они познакомились и тесно общались с начала 1990-х годов. Об этом писал сам Виктор Аксючиц после убийства Бориса Немцова (2 марта 2015 года «Дружба с Немцовым»: Виктор Аксючиц о личности убитого политика): « С Борисом Немцовым мы познакомились летом 1990 года. После моего выступления на Съезде народных депутатов РСФСР в качестве кандидата в Председатели Верховного Совета Борис подошел ко мне, сказал, что всячески поддерживает, и вступил в Российское Христианское Демократическое Движение, лидером которого я был. После расстрела Дома советов, когда Шумейко и другие приближённые Ельцина предлагали арестовать ряд народных депутатов России (в списке была и моя фамилия), Борис позвонил и предложил с семьей приехать в Нижний Новгород, где он гарантировал безопасность. Когда он стал губернатором Нижегородской области – встречались в Нижнем периодически, анализировали ситуацию, помогали друг другу». Это подтверждает и другой советник Бориса Немцова Александр Шубин в своей статье «Как мы Царя хоронили» на портале История.рф от 14.07.2017: « В отличие от меня, имевшего с Немцовым только официальные отношения, Аксючиц был его старым другом». В то же время Виктор Аксючиц дружил с Гелием Рябовым и был его активным сторонником. Вот как писал об этом в своей книге с. 168] сам Г. Рябов: «В православно-философском журнале Виктора Аксючица «Выбор» я опубликовал свой сценарий о гибели Царской Семьи. Виктор был одним из весьма немногих в те времена, кто безоговорочно мне поверил и искренне поддержал. Позже он даже пытался профинансировать фильм о Романовых по моему сценарию, но по причинам независящим продолжить эту работу не смог».

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/28/...

Опять же от микрофона мне удалось призвать депутатов немедленно принять решение о созыве Съезда народных депутатов России, ибо Соглашение об СНГ кардинальным образом меняет государственный статус и строй Российской Федерации, на что Верховный Совет совершенно не правомочен. Эта очевидная истина даже для дилетантов от политики была отвергнута под завесой демагогии: “Хватит болтать, президент впервые принял судьбоносное решение, давайте голосовать”. Здравомыслящие голоса потонули в общем хоре – “даешь единство трех славянских народов”. В этот же день состоялась встреча Президента с лидерами политических партий. От Российского Христианского демократического движения присутствовали его сопредседатели я и Глеб Анищенко. Нам удалось записать ее на диктофон, сегодня некоторые ее фрагменты звучат злободневно. И здесь удивляла общее благодушие перед лицом исторической катастрофы мирового масштаба. С этим я и обратился к Ельцину: “Борис Николаевич, вам уже говорили много лестных слов, слов поддержки. Я же хочу донести до вас критическую позицию. Хотел бы остановиться на некоторых болевых точках. Прежде всего, необходимо отдавать себе отчет в том, что сегодняшняя ратификация является грубым нарушением нескольких ключевых положений действующей Российской Конституции. Либо решение Верховного Совета неконституционно, незаконно, либо перестает действовать Конституция. Эта ситуация конституционной революции, переворота. По существу, высшей законодательной властью России стимулируется правовой беспредел”. Теперь-то и бывшим депутатам очевидно, что тогдашней ратификацией Верховный Совет открыл шлюзы такого беззакония, которое смыло и его в 1993 году. С этого момента чинная атмосфера за столом встречи была взорвана. “Священник” Глеб Якунин : “Мы пришли сюда задавать вопросы, а не читать лекции”. Виктор Аксючиц : “Ваша точка зрения была сегодня многократно высказана на Верховном Совете, позвольте изложить другую позицию. Думаю, и это будет полезно”. Г. Якунин : “Аксючиц, мы вопросы задаем, а не лекции читаем президенту”.

http://pravoslavie.ru/246.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010