Старостильный раскол и Константинопольский Патриархат V.2. Старостильный раскол на канонической территории Александрийского Патриархата V.3. Старостильный раскол на канонической территории Русской Православной Церкви V.3.1. Греческий старостильный раскол и разрозненные ветви Российской Катакомбной Церкви V.3.2. Греческий старостильный раскол и украинские церковные разделения V.3.3. Греческий старостильный раскол и Российская Православная Автономная Церковь V.3.4. «Российская Православная Автономная Церковь в Америке» и греческий старостильный раскол V.4. Старостильный раскол в Грузинской Православной Церкви V.4.1. Раскол протоиерея Василия Мкалавишвили V.4.2. Антиэкуменическая пропаганда и раскол архимандрита V.4.3. Епархия Южной Осетии-Алании «Синода Противостоящих» V.5. Старостильный раскол и Сербская Православная Церковь V.5.1. Взаимоотношения «флоринитского» Синода ЦИПХ Греции со Свободной Сербской Православной Церковью V.5.2. Распространение греческого старостильного раскола юрисдикции «флоринитского» Синода ЦИПХ Греции на территории Сербии V.6. Старостильный раскол в Румынской Православной Церкви V.6.1. Календарная реформа и начало старостильнического сопротивления в Румынии V.6.2. Жизнь и деятельность основателя Румынской Старостильной Церкви иеромонаха Гликерия (Тэнасе) V.6.3. Распространение старостильного раскола в Румынии V.6.4. Зарождающийся румынский старостильный раскол и РПЦЗ V.6.5. Румынское старостильничество в 1936–1955 гг. V.6.6. Румынская Старостильная Церковь в 1955–2007 гг. V.6.7. Раскол епископа Сучавского Косьмы (Лостуна) V.7. Старостильный раскол в Болгарской Православной Церкви V.7.1. Болгарская Старостильная Православная Церковь V.7.2. Автономная Болгарская Церковь ИПХ в составе V.8. Старостильный раскол в Кипрской Православной Церкви V.9. Старостильный раскол на канонической территории Православной Церкви Чешских Земель и Словакии V.10. Старостильный раскол на канонической территории Православной Церкви Америки Глава VI. Идеология старокалендарной схизмы Список сокращений  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В условиях широкой автономии Православная Церковь в Эстонии, как и остальные, смогла постепенно восстановить все стороны церковного бытия: епархиальную, приходскую и монастырскую жизнь, развить духовное просвещение и религиозное образование, благотворительность и служение милосердия. Исключительное место в жизни АПЦЭ занимали монастыри — важнейшие духовные центры, поддерживавшие в душах людей, стекавшихся в их благодатную ограду, ту спасительную веру, без которой, по слову апостола, угодить Богу невозможно (Евр. 11. 6). В этот период в ведении АПЦЭ находились одна из древних особо почитаемых русских обителей Псково-Печерский Успения Божией Матери мужской монастырь (1473), Пюхтицкий Успенский женский монастырь (1891), Иверская женская община в Нарве. Многие священнослужители Автономной Эстонской Православной Церкви и благочестивые миряне посещали святые обители Русской Православной Церкви, расположенные в епархиях западной части бывшей Российской империи: рижский Свято-Троицкий женский монастырь (1891), виленский Свято-Духовский мужской монастырь (1597) и Почаевскую Успенскую лавру (1240). Но наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 28 июня, на день памяти основателей Валаамского Свято-Преображенского мужского монастыря (XII в.) преподобных чудотворцев Сергия и Германа. Господь судил мне в детстве вместе с родителями дважды побывать в обители, духовное влияние которой во многом предопределило мой дальнейший жизненный путь. Первоочередной пастырской заботой в Автономной Эстонской Православной Церкви оставалось попечение о браке и семье, о религиозном воспитании детей, раскрытие в сознании пасомых сущности супружеского и семейного служения в браке, являющегося, по слову апостола, великой тайной по отношению ко Христу и Церкви (Еф. 5. 32). В самом начале 20-х гг. с благословения священноначалия в Риге появились студенческие религиозные кружки, заложившие основу Русское студенческое христианское движение в Прибалтике. Руководитель РСХД за рубежом выдающийся духовник и проповедник протоиерей Сергий Четвериков (Париж) считал, что оно имело почву и в России и было выражением «глубокой внутренней потребности молодой души найти в себе самой твердое религиозное основание для разумной и осмысленной жизни» 981. В кругах русской студенческой молодежи за пределами Советской России усиливалось стремление познать и усвоить Христово учение, религиозно осмыслить русскую действительность, ее прошлое и настоящее, принять на себя ответственность за судьбу русской культуры и Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/430328/

Священный Синод Русской Православной Церкви 17 февраля 1997 года констатировал, что в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего предстоятеля, и отметил, что в этих условиях каноническое попечение о ее пастве осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви — Патриархом Московским и всея Руси. Председателю ОВЦС было поручено решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае. Также было восстановлено исполнение Указа Святейшего Синода от 22 апреля 1902 года о почитании в лике местночтимых святых мучеников священномученика Митрофана и 221 православных мирян с ним в Китае пострадавших с определением дня их памяти 24 июня (н. ст.). Данное решение Священного Синода было сообщено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II председателю КНР Цзян Цземиню в апреле 1997 года письмом. Священный Синод 27 декабря 2000 года возложил временное архипастырское попечение о пастве Китайской Автономной Православной Церкви, проживающей в автономном районе Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики, на епископа Читинского и Забайкальского, а 17 июля 2002 года временное архипастырское попечение о пастве в Синьцзян-Уйгурском автономном районе было возложено на архиепископа Астанайского и Алма-Атинского при координации исполнения данных решений с Отделом внешних церковных связей. В 2003 году в Пекине скончался проживавший на покое клирик Китайской Автономной Православной Церкви протоиерей Александр Дэ, рукоположенный в сан священника начальником ХХ Российской духовной миссии в Китае архиепископом Пекинским и Китайским Виктором (Святиным) в начале 1950-х годов. В 1998 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил отца Александра орденом святителя Иннокентия Московского II степени за миссионерские и пастырские труды, а в 2001 году — наперсным крестом с украшениями. Находящийся в Гонконге протоиерей Дионисий Поздняев с 2004 года осуществляет работу по восстановлению Петропавловского прихода. Священный Синод 6 октября 2008 года возобновил деятельность прихода. Действуют также домовые храмы в Шэньчжене, Гуанчжоу и Макао. С июня 2005 года в Шанхае постоянно проживает священник Алексей Киселевич, который совершает богослужения для интернациональной общины в помещениях генерального консульства Российской Федерации в Пекине.

http://patriarchia.ru/db/text/1143899.ht...

11–12 ноября 1942 года в Кременце состоялась следующая встреча митрополита Алексия и «администратора» Поликарпа, где обсуждались практические вопросы по «объединению» и составу «Синода» новой структуры. Все решения были проигрышными и означали тотальное поражение канонической Церкви пред расколом. Подписание митрополитом Алексием «Акта объединения» вызвало новые церковные нестроения, конфликты, претензии луцких раскольников на храмы канонической церкви и гонения на пастырей. Узнав о свершившейся в Почаеве трагедии, архиереи канонической церкви начали противодействие самовольным и антиканоническим деяниям митрополита Алексия. Эти деяния перечеркивали все результаты ожесточенной борьбы в последние 20 лет с расколом на Украине, борьбы за каноническую чистоту и против грубого влияния националистической прокатолической политики на жизнь Церкви. Члены Синода Автономной церкви архиепископ Симон (Ивановский) и епископы Пантелеимон (Рудык) и Вениамин (Новицкий) обратились к митрополиту Алексию с требованием снять свою подпись в «Акте объединения» и сложить с себя звание Экзарха. Это требование было изложено в направленном ему меморандуме в ноябре 1942 года. Исследователи считают, что составлял меморандум секретарь Синода владыка Вениамин. В меморандуме говорилось: «Наличие «Акта об объединении» дает возможность допускать мысли, что Святая Украинская Православная Церковь, имеющая преемство от Святых Апостолов и строго соблюдающая Церковные каноны, через «Акт объединения» приравнивается к Луцкой иерархии, которая нарушила единство и каноны Святой Православной Церкви…» Епископы автономной церкви Пантелеимон (Рудык), Вениамин (Новицкий) и Димитрий (Маган), опасаясь за судьбу канонической церкви, предприняли даже письменное обращение к архиепископу Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде), возглавлявшему с 1938 года Германскую епархию Русской Православной Церкви за границей с просьбой принять в управление Православную Церковь на Украине в тот сложный момент. Из ответного письма стало ясно, что без одобрения немцев это сделать невозможно Очевидно, что рейх, ведя войну против России, не согласился бы передать в церковное управление епископу РПЦЗ бывшие территории Российской империи.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/19/...

Большинство Православных Церквей постановлений конгресса не приняло. Своих представителей в Стамбул не прислали Патриарх Александрийский Фотий, Патриарх Антиохийский Григорий IV и Патриарх Иерусалимский Дамиан. С их стороны оценка стамбульского собрания была отрицательной. Не участвовали в конгрессе представители Московского Патриархата, а из двух архиереев Русской Зарубежной Церкви, присутствовавших на мероприятии, все документы подписал только архиепископ Александр (Немоловский), в то время как архиепископ Анастасий (Грибановский) , возмущенный модернистским духом конгресса, покинул его. Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви в 1923 г. отверг принятые в Стамбуле решения. Брачные новшества этого скандального мероприятия не вошли в практику Поместных Церквей, однако новый календарь был принят несколькими Поместными Церквами, что привело к появлению в них старостильных расколов. Среди других деяний патриарха Мелетия было и вмешательство в жизнь православных епархий, находившихся на отпавших от Российской империи территориях. Финляндская епархия стала одной из них. 6 июля 1923 г. патриарх Мелетий утвердил Финляндскую Автономную Церковь в своей юрисдикции, на богослужениях теперь должен был поминаться Вселенский Патриарх. Спустя два дня, 8 июля патриарх Мелетий рукоположил Германа Аава во епископа Сортавальского без принятия им монашества. Несмотря на появление «национального» архиерея, архиепископ Серафим (Лукьянов) все еще надеялся, что главой Финляндской Церкви будет он. Одним из шагов, сделанных иерархом навстречу государству, было его согласие принять новый календарь, на что было получено благословение патриарха Тихона. Однако Финляндское государство не желало видеть русского иерарха на посту главы Церкви – архиепископу Серафиму было предложено хорошее денежное содержание и пребывание на покое. С 1924 г. иерарх проживал в Коневецком монастыре, откуда впоследствии переехал в Великобританию. Новым главой Финляндской Церкви стал Герман (Аав), получивший титул архиепископа «Карельского и всея Финляндии». Вскоре иерарх приступил к реформам, целью которых было преодоление русского православного наследия и создание финских церковных традиций. Это выражалось в переводе богослужения с церковнославянского языка на финский, в архитектурном стиле новых храмов, которые архиепископ предлагал окрашивать в цвета национального флага – белый и синий, и др. Действия иерарха вызвали протесты монахов Валаамского и Коневецкого монастырей, однако в целом политика архиепископа Германа сохранила Финляндскую Церковь как автономную структуру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обозревая жизненный путь обоих угодников Божиих, председатель ОВЦС отметил и их вклад в научное знание о культуре и обычаях стран, где Господь судил им проповедовать слово Божие. «Равноапостольный Николай в письме к святителю Иннокентию писал: «Много лет меня… манила на свое поле наука; японская история и вся японская литература – совершенно непочатые сокровища, — стоит лишь черпать целыми пригоршнями, все будет ново, интересно в Европе, и труд не пропадет даром». И действительно, труды святителя Николая стали новым научным словом в русском востоковедении и подлинным ярким событием в научно-исследовательской литературе того времени», – отметил архипастырь. Однако дело проповеди было абсолютным приоритетом, подчеркнул владыка Иларион: «Святитель Николай прилагал все возможные и невозможные усилия для того, чтобы японцы сами создавали свой духовный мир, свою Церковь. В этом его стремлении ярко видна преемственность миссионерской школы святителя Иннокентия (Вениаминова), которую отличали открытость, доступность, простота общения, мягкость и терпимость по отношению к людям, стремление дать простор их творчеству и инициативе». Свое выступление митрополит Волоколамский Иларион завершил словами Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), который в свое время также послужил делу миссии Православия в Японии: «Православие – это самое христианство во всей его полноте и простоте… Как дар неба, а не человеческого разума, оно выше мира и не определяется им, а наоборот, собою хочет переродить мир. Следовательно, и здесь, на Востоке, Православие, конечно, может войти... в национальное сознание, как оно могло войти в Европе, и так же станет истинно… японской верой, как в Европе оно стало верой греческой, русской и пр., – пусть только ничем не возмущается его первобытная чистота». С докладами о различных аспектах служения святителя Иннокентия Московского и равноапостольного Николая Японского выступили глава Японской Автономной Православной Церкви митрополит Токийский и всей Японии Даниил, архиепископ Сендайский Серафим, ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин), священнослужители Японской Автономной Православной Церкви, Московской областной, Санкт-Петербургской, Касимовской и Ржевской епархий Русской Православной Церкви, научные сотрудники и преподаватели Института Дальнего Востока Российской академии наук, Токийского университета иностранных языков, Института стран Азии и Африки при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, Московской консерватории, Санкт-Петербургской духовной академии и Николо-Угрешской семинарии.

http://mospat.ru/ru/news/48047/

Русская вивлиофика, или собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней русской литературы/изд. Николаем Полевым. Т. I. М.: тип. Августа Семёнова. 1833. – 414, XIII с. Памятники древнерусского канонического права. Часть первая (памятники XI–XV в.)//Русская историческая библиотека, издаваемая Имп. Археографическою комиссиею. 2-е изд. Т. 6. СПб., 1908. Русская Православная Церковь . ХХ век/под общ. ред. архим. Тихона (Шевкунова). М., 2007. – 792 с. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания/сост. Т. Барсов . Т. I. СПб., 1885. – 663 с. Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. 1. Пг., 1917; Вып. 2. Ч. 2. Пг., 1918. Свод законов Российской империи. Все 16 томов, исправленные по продолжениям 1906 и 1908 гг. и доп. позднейшими узаконениями, в 4 книгах/сост. и изд. присяжный поверенный А.М. Нюренберг. Изд. неофициальное. Кн. 1–6. М.: Т-во скоропечатни А.А. Левинсон, 1910–1912. Свод законов Российской империи, Гос. Имп. Николая Первого составленный. Изд. 1857 года. Т. 1–15. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1857. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 2. М., 1918. Собрание постановлений по части раскола. 2-е изд. СПб., 1875. – 694с. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1918. 17, 18, 62, 65; 1920. 73; 1922. 19; 1923. 69, 72 Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1929. 35, 47–48. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства Союза Советских Социалистических Респудбик. 1937. 2. Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920–1941 гг.: документы и материалы/сост., вст. статья и коммент. А.И. Савина. Новосибирск: Посох, 2004. – 427 с. Столыпин П.А. Программа реформ: документы и материалы: в 2 т. Т. 1. М.: РОССПЭН, 2002. – 763 с. Съезды Советов Союза ССР, Союзных и Автономных Советских Социалистических Республик: сборник документов. 1917–1936 гг.: в 3 т./ред. колл. М.П. Георгадзе (глав. ред.) и др. – Т. 1. М., Госюриздат, 1959. II. Документы архивного хранения

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протестантская Методистская Церковь Б. объединяет ок. 100 тыс. верующих; центр в г. Анехо (Того); Баптистский всемирный альянс имеет 3 тыс. приверженцев (1998); действуют общины различных сект: Свидетелей Иеговы, церквей Христа, церкви Назарян, Ассамблеи Бога и др. Протестанты имеют 257 миссионерских центров, семинарию в Порто-Ново. Англиканская Церковь представлена еп-ством Бенина, входящим в Провинцию Нигерии. Церковь Провинции Нигерии является автономной Церковью Англиканского Содружества . Православных небольшое число, среди гл. обр. российских граждан, работающих в российских представительствах или оказавшихся здесь вслед. замужества. Местные церкви. В стране много мелких независимых объединений: Святая христианская Церковь (с 1947), Небесная Церковь Христа, Херувимов и Серафимов (с 1933), Методистская Африканская Церковь, к-рая откололась от методистской в 1927 г. Мусульмане большей частью живут на севере, северо-востоке страны, на границе с Нигером и Нигерией; исповедуется ислам суннитского толка. Действуют мусульм. ордена Тиджанийя и Хамалийя. Традиционные верования представляют собой политеизм с обширным пантеоном божеств, в к-рый входят и обожествленные духи сородичей (тэводу). Основными почитаемыми богами являются бог неба (Нана-Булуку), богиня земли (Сагбата) и бог грома (Ксевиозо). В честь них построены и действуют храмы. Большое влияние сохраняют жрецы традиц. культов. Распространение христианства В XV в. на прибрежную территорию Б. проникли европейцы, португальцы Ж. ди Сантарен и П. ди Эскобар. В XVI в. побережье Б. было превращено в крупный район работорговли (отсюда название - Невольничий берег). Свои фактории создавали здесь франц., голл., англ. купцы. В XVI-XVII вв. на побережье существовали неск. гос. образований (Аллада, Вида, Аджаче). К XVII в. относятся первые сведения о сложившемся на территории совр. Б. гос-ве Дагомея. Первые католич. миссионеры появились в Дагомее в 1660 г. Франция оказывала поддержку католич. миссиям. В 1680 г. в Виде была построена небольшая церковь, здесь служили франц. и португ. священники. Создана сеть начальных школ. Дагомея на протяжении десятилетий поставляла помощников миссионеров в др. колонии Французской Зап. Африки. В 1830 г. в Дагомее насчитывалось 2 тыс. католиков. Активная работа католич. миссионеров началась в 1860 г., когда Дагомея обратилась к Африканской миссии Лиона. В 1900 г. было уже 5 тыс. католиков. В 1913 г. открыта семинария. В 1928 г. состоялась ординация первого африкан. священника.

http://pravenc.ru/text/78088.html

Внешняя миссия обращена к тем, кто находится вне Церкви. Адресатом внешней миссии Церкви являются приверженцы различных верований и носители разных мировоззрений — как религиозных, так и нерелигиозных (светских). Результатом ее является приобщение новых членов к Церкви и, как следствие, создание церковных общин или вовлечение новообращенных членов в жизнь уже существующих общин. Долгое время внешняя миссия Церкви представляла собой прямую проповедь Евангелия нехристианским народам. Следуя словам Спасителя, Церковь с самого начала своего существования проповедовала Евангелие всем «дальним и ближним» (Еф. 2:17), и эта проповедь исторически привела к возникновению всех существующих Поместных Церквей. Благодаря миссионерской деятельности Русской Церкви Православие утвердилось среди многих племен и народов, проживающих на ее канонической территории. До 1917 года наша Церковь осуществляла свою внешнюю миссию среди нехристианских народов Российской Империи на территории Сибири и Дальнего Востока, а также за пределами Российской Империи, в частности, в Японии, Китае, Корее, Северной Америке. Проповедь русских миссионеров сопровождалась созданием церковных общин из числа новообращенных, активной переводческой деятельностью, строительством храмов и монастырей, устройством духовных училищ, школ, библиотек, лечебниц и ремесленных мастерских. Ярким примером остается Японская миссия, являющаяся плодом миссионерских усилий святителя Николая Японского: начавшись с одного храма при русском дипломатическом представительстве, она выросла в Автономную Японскую Православную Церковь, продолжающую и поныне спасительное дело проповеди в своей стране. Результатом многолетних подвижнических трудов русских миссионеров в Китае и Америке стало создание Китайской Автономной Церкви, возрождающейся после тяжелых лет «культурной революции», и Православной Церкви в Америке, получившей автокефалию от Русской Православной Церкви в 1970 году. До революционных событий 1917 года внешняя миссия проводилась Русской Церковью масштабно и организованно, но во время атеистических гонений ХХ века эта деятельность в прежних формах стала невозможной. Она сохранила свою частичную организацию только в церковном Зарубежье, а в Советском Союзе сводилась к индивидуальному свидетельству со стороны священнослужителей и мирян, нередко сопровождавшемуся исповедничеством и даже мученичеством. Масштабная миссия Церкви стала возможной только после обретения ею свободы.

http://mospat.ru/ru/documents/87604-o-so...

В настоящее время на территории КНР существует несколько православных общин на северо-востоке Китая, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, Пекине, Шанхае и других городах. Многие общины лишены пастырского окормления и храмов. Храмы существуют лишь в Харбине, Лабдарине, Урумчи, Кульдже, Чугучаке. Православие признано как религия русского национального меньшинства в специальных автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия, провинции Хэйлунцзян. Сегодня православные верующие Китая страдают из-за отсутствия священников и регулярных богослужений. Русская Православная Церковь как Церковь-Мать заинтересована в восстановлении деятельности Китайской Автономной Православной Церкви. На данном этапе наша Церковь готова оказывать всестороннюю помощь китайским верующим, и в первую очередь, в появлении китайских священников. На фоне роста числа католиков и протестантов в современном Китае, православные верующие этой страны, которые имеют более чем 300-летнюю традицию, к сожалению, пока лишены возможности нормальной церковной жизни. И это отнюдь не способствует их численному росту. — Как развиваются отношения между руководством КНР и Московским Патриархатом в вопросе нормализации ситуации Русской Православной Церкви в Китае? — Российско-китайское двухстороннее соглашение, включающее пункт о развитии диалога и сотрудничества между ведущими религиозными конфессиями России и Китая, находится в стадии практической реализации. Так, например, в ноябре 2009 года возглавлявшаяся мною делегация Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, в которую входили представители Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, посетила Китай по приглашению Государственного управления КНР по делам религий. Состоялись переговоры о развитии российско-китайского сотрудничества в религиозной сфере в соответствии с Планом действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на 2009-2012 годы. В результате визита подписаны меморандумы о взаимопонимании и о порядке взаимодействия, а также о возможности обучения в духовных школах Русской Православной Церкви студентов из Китая.

http://patriarchia.ru/db/text/1429783.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010