Тогда мои родственники отвели меня к ещё одной, очень знаменитой колдунье, которая мне «открыла», что я пал жертвой магических заговоров одной женщины, хотевшей меня заполучить, которую я отверг. Тогда я поверил этой колдунье, поскольку действительно, была такая женщина, которая усиленно пыталась со мной флиртовать, а я её избегал. Эта колдунья каждый вечер поднималась на гору, призывала там демонов и совершала много чего ещё мерзкого и ужасного, о чём даже непристойно писать. Она дала мне какой-то талисман обмотанный серебряной нитью и, хотя в то время я постоянно чувствовал себя «овощем», с того момента внезапно озверел и, взяв кувалду, стал крушить всё, что находил пред собой. Все удивлялись, где я только находил на это силы. В перерывах, когда я немного успокаивался, начинал звать и умолять о помощи. У священников Тогда мой брат, совершенно отчаявшись, повёл меня к отцу Николаю. Как только он начал мне читать молитвы, я озверел и принялся бить самого себя, ломал стулья, выкрикивал богохульства и всё время кричал: «Ты меня жжёшь, ты меня жжёшь! Прекрати, старик, сил больше нет». Я упал навзничь изрыгая пену изо рта и трепыхался словно рыба выброшенная из воды. У меня было желание убить батюшку и, словно обезумевший бросался на него, но какая-то невидимая палка била меня по рукам, так что я испытывал ужасную боль. Вот тогда я впервые осознал, что это было беснование. В конце батюшка потребовал, чтобы я сжёг все свои сатанинские книги, поисповедовался и причастился. Когда я решился поисповедоваться, то услышал внутри себя демона, говорящего голосом первого мага-гипнотизёра, к которому я обращался, умолявшего меня: «Не делай этого, прошу тебя, не делай этого, жжёт меня, жжёт, не губи меня, Христо!». Пока я шёл в церковь , леденящий душу голос снова начал раздаваться, но уже прямо у меня в ушах: «Христо, не делай этого, прошу тебя, ты меня жжёшь, ты меня жжёшь! Я дам тебе богатство, женщин, всё, что захочешь, только не делай этого. Возвращайся домой, приходи в мой кабинет!». Теперь я слышал уже голос гипнотизёра-торговца книгами рядом с собой, несмотря на то, что нас разделяло расстояние в пятьсот километров! Но на этот раз я не испугался и продолжил свой путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

По рассмотрении дела в консистории 13 августа 1778 г. Ялуторовскому заказчику протопопу Иосифу Нагибину была выслана благословенная грамота от имени епископа Тобольского и Сибирского Варлаама, а также антиминс для выстроенной в Курганской слободе каменной церкви, которую ему предписывалось освятить «соборне» с местным причтом. До 1805 г. храм во всех документах именуется Христо-Рождественским, а с этого года - Троицким. Можно предположить, что сначала были выстроены и, вероятно в 1767 и 1778 гг., освящены отапливаемые Димитриевский и Христо-Рождественский приделы, а к 1805 г. церковь достроили и освятили главный холодный престол, по которому она и стала именоваться Троицкой. Этот храм был первой каменной постройкой в городе и первой по времени начала строительства каменной церковью в Курганском уезде. Долгое время Троицкая церковь носила имя собора, но в начале 1870-х гг., после реконструкции и расширения второй городской церкви – Богородице-Рождественской, получившей статус соборной, была переименована в приходскую. Одноэтажный Троицкий собор, построенный разносторонним крестом, имел традиционную для сибирских церквей XVIII в. вытянутую по продольной оси композицию: главный храм, трапезная часть с примыкающими к ней с северной и южной сторон приделами, и в одной связи с ней колокольня. Храм производил впечатление основательности и прочности. Планировка его напоминала некоторые тобольские барочные церкви, для которых характерно наличие широкой трапезной с приделами, главного храма в виде крупного восьмерика на четверике, достаточно крупного верхнего восьмерика со световыми окнами и пятигранного оформления главной алтарной апсиды с главкой над ней. Также были устроены и придельные алтари, по две грани которых оказались вмонтированы в стены главного храма, вследствие чего с внешней стороны оставались видны только по три грани и часть четвертой. Как главная церковь, так и придельные были устроены в виде прямоугольных палат. Троицкий алтарь отделялся от храма каменной стеной с тремя пролетами, а придельные алтари – деревянными иконостасами.

http://sobory.ru/article/?object=35686

Обогочеловеченные, обоженные и душой, и телом святые " прелагаются в Божественное естество исоделываются благим, богами — theoi и чадами Божиими " . Этим достигается последний, вечный смысл личности: вся душа и все тело навсегда становятся Христо-подобными, богоподобными; вечное блаженство личности наполняется вечной богоподобной жизнью, богоподобным ведением (знанием) и вечным созерцанием (зрением, видением) " несказанной красоты Лица Христова " . Заключение Вышеизложенное учение преподобного Макария Египетского приводит нас к выводу о том, что тайна человеческой личности и познания невозможна и необъяснима вне Святой Троицы. Возможность, объем, границы и собственный критерий своего познания богообразная личность находит лишь в срастворении (=соединении) с Триипостасной Истиной. От своего загадочного начала до не менее загадочного апокалиптического завершения богообразная природа личности тяготеет к Божественной Троице. Разобщенная (=разрушенная) грехом, ввергнутая в адские ужасы сатанинского солипсизма, богообразная (=боголикая) сущность личности изливается в судорожных рыданиях в своем устремлении к Богу. Духосветлый, христоносный Макарий Великий, этот чудесный духовидец человеческой природы, находит, что человеческая личность и на всех ступенях греховности (=поражения грехом) в основе своей — теоцентрична, Христо-центрична и что свой вечный, богоданный смысл и полноту она обретает лишь в благодатно-таинственном срастворении (=соединении) с Богочеловеком Христом. Но содержание, форма и путь к этому соединению (krasis) со Христом носят исключительно чисто благодатно-богочеловеческий характер, и нельзя подсовывать святому Макарию пантеистическое понятие krasis di’ holwn стоиков. Мы видели, что " красис " (=соединение) человеческой личности со Христом совершается в Духе Святом, которого не имеют не только стоики, но и величайшие нехристианские философы: Платон, Аристотель и Сократ. Для Бого-человеческого " красиса " абсолютно необходима историческая Личность Богочеловека Христа и благодатное со-действие Бога Духа Святого и Бога Отца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Какой же тогда подобает ей быть? – Всецело светлой, святой, чистой, боголюбивой. А душа? – Лишь во Христе обретает она все свое умилительное бессмертие, исполненное Божественными совершенствами и блаженствами, знает путь и ведает смысл как себя самой, так и всего ей присущего. Тогда постепенно все ее мысли и чувства освящаются, облекаются во Христа, обоживаются, обогочеловечиваются, становятся бессмертными и вечными, каждая мысль – Христо-мысль; каждое чувство – Христо-чувство. Тогда Христова мысль становится ее мыслью, Христово чувство – ее чувством, Христова совесть – ее совестью. Всё Христово становится ее собственным: и Истина, и Правда, и Любовь, и Жизнь, и Вечность. И она, жаждущая Христа, делается подобной Христу. Всё ей присущее постепенно преображается во Христе и сообразуется Христу Господу, вообразуясь в Него, доколе не изобразится в ней Христос – μχρις ο μορφωθ Χριστς ν μν. Тогда, только тогда радость эта, и блаженство, и благословение, и благовестие – быть человеком, и причем радость нетленная, блаженство непреходящее, благословение непреложное, благовестие вечное. Если «найдется» человек во Христе, то окажется в мире совершенно новом, в мире Богочеловеческом=в Церкви, в котором его обитатели живут совершенно новой жизнью: жизнью святых таинств и святых добродетелей, то есть святых Богочеловеческих сил. Первая из них – вера. А вкупе с ней и вслед за ней и все прочие таинства и святые подвиги: Крещение, Миропомазание, Причащение, любовь, надежда, молитва, пост, кротость, смирение, милосердие, сострадание, благость (доброта), праведность, покаяние, исповедь и другие. Всеми ими человек живет одновременно, все подъемлет, восходя по всем их стезям, причем неизменно всему предшествует и всё наставляет своим Богочеловеческим светом вера. Это жительство во святых таинствах и святых добродетелях образует новую правду, новую праведность, Бого-человеческую и евангельскую, о которой мир вне Христа не знает и знать не может, потому что не имеет святых сил, созидающих эту правду и эту праведность.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Игумения Пульхерия, настоятельница Христо-Рождественского монастыря в г. Слободском (Вятской епархии) (Память 27 июля). Пульхерия происходила из крестьянской семьи Сазоновых, родина ее – село Васильевское, Нолинского уезда, Вятской губернии. В 1830 году, будучи еще мирянкой, она предприняла, по обещанию, путешествие в Саровскую обитель. Дорогой она стала страдать водянкой, все тело ее опухло, пожелтело и расслабло. Болезнь была настолько тяжела, что от совершенного изнеможения Пульхерия принуждена была подолгу останавливаться в Нижнем-Новгороде и Арзамасе, и только об одном молила Господа, чтобы Он привел ее побывать в Сарове и принять последнее благословение великого старца о. Серафима, так как на выздоровление свое она не надеялась. На другой же день по прибытии в Саров, после ранней обедни, она пошла в келлию о. Серафима. «Я увидела здесь, среди множества посетителей, одного человека, горько плачущего, – рассказывала впоследствии игумения Пульхерия, – о. Серафим за что-то сделал ему строгий выговор, и когда тот хотел что-то дать ему, старец отвечал: «теперь не приму, теперь не приму». Я так же готовилась было из усердия поднести старцу полотенце своего рукоделия, но, услышав последние слова, не решилась на это, спрятала свой подарок н отошла к двери назад всех. И что же? Мысль моя и поступок не укрылись от прозорливости отца Серафима. Раздвинув толпу посетителей, он с улыбкой подошел ко мне и молча протянул руку. Тогда я от радости и удивления, не зная, что мне делать, поспешно подала ему полотенце, и он, взявши его, трижды утерся им и сказал: «иди, радость моя, за мной». Проведя в келлию свою, он благословил меня и дал мне просфоры со св. водой и потом сказал: «завтра мы с тобой увидимся». На другой день о. Серафим после ранней обедни ушел в свою пустыньку, где и принимал своих посетителей. Когда позднее других подошла к нему за благословением мать Пульхерия, то Преподобный сказал ей: «ты, матушка, нездорова. Пойди умойся в ключе и напейся, и будешь здорова». – «Я уж пила, батюшка, отвечала больная, и умывалась, как пришла сюда». На это о. Серафим сказал ей: «возьми, матушка, воды-то из ключа с собой, пей и умывайся, и тело-то омой. Апостолы Христовы исцелят тебя, и будешь здорова». Так как у больной не было ничего, во что можно бы было взять воды, то Преподобный вынес ей из своей келлии небольшой кувшинчик и, подавая его, повторил свои прежние слова; то же еще раз сказал он ей и по возвращении от источника с водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В том и состоит чудо, что Господь соделался человеком, и причем человеком без греха; этим совершено всецелое обновление, дабы было явлено Его могущество. От того, что некогда Сам ввел в человеческую природу, Он воспринял на Себя то, что хотел, то есть рождение от жены, возрастание и различные периоды жизни, утомление, голод, жажду, сон, печаль, смерть, Воскресение. Для этого там, где истлевало человеческое тело, там Иисус полагает Свое тело; и где человеческая душа была обладаема смертью, там Христос показывает, что и Его душа – человеческая, чтобы и как человеку не быть Ему обладаему смертью и как Богу – разрушить державу смерти: дабы там, где посеяно тление, произросло нетление, и где царствовала смерть, Он, Бессмертный, явившись в образе человеческой души, показал бессмертие и тем самым соделал нас общниками (причастниками) Своего нетления и бессмертия в надежде на воскресение из мертвых... В Своем искупительном подвиге Господь дал тело за тело, и душу за душу, и совершенное бытие за всего человека». Святой Кирилл Иерусалимский , с душой, истканной из Богооткровенных истин Священного Предания, выражает в Своей христологии соборное Христо-чувство и Христо-сознание Вселенской Церкви. Он свидетельствует, что «Христос имел два естества: был человеком, насколько был видим, и Богом, насколько был невидим. Как человек Он действительно ел, как мы (ибо имел плоть, подобную нашей, а как Бог насытил пять тысяч людей пятью хлебами; как человек Он истинно умер, а как Бог воскресил четверодневного мертвеца; как человек Он действительно спал в лодке, а как Бог – ходил по водам». «Надобно веровать в единого Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Божия. Мы говорим «в единого», чтобы Его Сыновство было единородным; мы говорим «в единого», чтобы ты не предположил, что существует некто другой; мы говорим «в единого», чтобы ты неблагочестиво не распространил Его разноименные действия на многих сынов». «Многие наименования имеет Спаситель наш, но еретики пребывают в заблуждении, утверждая, что одно – Христос, другое – Иисус, третье – Дверь и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Чтобы быть бессмертным, человек должен в центре своего самоощущения чувствовать себя бессмертным; чтобы быть вечным, он должен в центре своего самосознания сознавать себя вечным. Без этого и бессмертие, и вечность – это лишь навязанные предположения. Если человек когда и имел это чувство бессмертия и это сознание вечности, то это было так давно, что атрофировалось под осадком смерти. Несомненно, атрофировалось: об этом свидетельствует вся таинственная структура человеческого существа. Все мучение наше сводится к этому вопросу: как оживить это атрофированное чувство; как воскресить это атрофированное сознание? Не могут этого сделать люди, не могут и трансцендентные боги. Это может сделать только Бог, Который Себя, бессмертного, воплотил в человеческое самоощущение и Себя, вечного, воплотил в человеческое самосознание. Это соделал Христос, воплотившись в человека и став Богочеловеком. Только в Нем человек действительно ощутил себя бессмертным, осознал себя вечным. Богочеловек в Лице Своем преодолел пропасть между временем и вечностью и восстановил между ними связь. Отсюда, только тот человек действительно чувствует себя бессмертным и действительно сознает себя вечным, который органически соединился с Личностью Богочеловека Христа, с Его Телом, с Церковью. Поэтому для человека и человечества Личность Христа стала единственным переходом и путем из времени в вечность. Поэтому в Церкви, в Православной Церкви, Личность Богочеловека Христа стала и осталась единственным путем и путевождем из времени в вечность, из самоощущения смертности в самоощущение бессмертия, из самосознания временности и тленности в самосознание вечности и нетления. Вечноживая Личность Богочеловека Христа и есть в самой сущности Церковь . Церковь – это всегда Личность, причем Богочеловеческая Личность, Богочеловеческий Дух и Тело. Сущность Церкви, жизнь Церкви, цель, дух, учение, пути – даны в досточудной Личности Богочеловека Христа. Отсюда и миссия Церкви заключается в том, чтобы всех своих верных органически и лично соединить с Личностью Христовой чтобы их самоощущение соделать Христо-ощущением и их самосознание – Христо-сознанием, чтобы их жизнь была жизнью во Христе, чтобы их личность была личностью во Христе, чтобы в них жили не они, а Христос (см.: Гал.2:20 ). Миссия Церкви – своих членов возрастить в бессмертие и вечность, соделывая их причастниками Божеского естества (см.: 2Пет.1:4 ). Еще миссия Церкви состоит в том, чтобы в каждом члене своем возрастить веру в то, что именно бессмертие и вечность – это нормальное состояние человеческой личности, а не временность и смертность, что человек – это странник, шествующий через смертность и временность в бессмертие и вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

393. Слово по освящении соборного Христо-Рождественского храма, воздвигнутого тщанием ея превосходительства Агафоклии Александровны Полторацкой (Говорено архиепископом Тверским Филаретом в Тверском Рождественском монастыре, 18 июля; напечатано в собр. 1820 и 1821 гг.) 1820 год Слава же Господня вниде в храм, по пути врат зрящих на восток. И взя мя дух, и введе мя во двор внутренний: и се ис полнь славы дом Господень. И страх, и се глас от храма глаголющаго ко мне, и муж стояше близ мене, и рече ко мне: сыне человечь, видел ли еси место престола Моего, и место стопы ног Моих, идеже вселится имя Мое среде дому Израилева в век? ( Ueз. XLIII. 4–7 ). Сии слова суть часть повествования, в котором пророк Иезекииль описывает великое видение храма. Для лучшего внимания, представим главнейшие обстоятельства видения и повторим содержание прочитанных теперь слов. Храм Иерусалимский, разрушенный Вавилонянами, лежал в развалинах. Пророк был в плену Вавилонском. Однажды, по собственному его выражению, " была на нем рука Господня» ( Иез.40:1 ), и он в Божественном видении приведен на землю Израилеву. Здесь, на горе, представляется ему как бы здание города и храма. Является некто и измеряет храм во всех его частях. За сею частью видения, в которой показан Пророку план и долженствующее последовать создание нового храма, следует другая, в которой представлено ему освящение храма. Пророк выведен из него восточными вратами, и теми же вратами входит в него слава Господня. По сем Дух опять берет пророка во храм, и он видит, что полн «славы дом Господень». Наконец, к довершению видения и для изъяснения виденного, слышится из храма глас, и сам Господь храма говорит Пророку: «сын человеческий! видел ли еси место престола Моего?» Не трудно усмотреть, что совершившееся ныне во храме сем имеет сходство с сим пророческим видением. Сходство может быть, не случайное. Вероятно, Богомудрые чиноположители Церковные, дабы внушить нам, что освящение храма точно есть дело Божественное, в чине освящения сего подражали чину Божественного видения Иезекиилева. После того, как вместо измерения всех частей храма, мы знаменали все части его святым крестом, который есть всеобщая мера всего здания церкви Христовой, – после того, как дух тайнодействия вывел нас из храма, – провозглашено «шествие Царя славы» ( Пс.23:7 ), и слава Господня, слава Иисуса распятого, яко на Херувимской колеснице, почивающая невидимо на священных останках пострадавших за Него мучеников, действительно вошла во храм, только не «по пути врат зрящих на восток», но путем врат ведущих к востоку, ибо Церковь Новозаветная уже не ожидает посещения Востока с высоты, как ожидала Ветхозаветная, но паче сама шествует к Востоку высоты, по следам «возшедшаго на небо небесе на востоки» ( Ncaл. LXVII. 34 ), к новому высочайшему откровению славы Его. Итак, теперь если бы кто имел очи Иезекиилевы, тот без сомнения и здесь увидел бы «полн славы дом Господень».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

О человечности и бесчеловечности. Ч. 8–9 Созидание человека в подлинной человечности – это мучительное рождение и возрождение человека, подлинный крест и распятие ветхого человека в нас, но и воскресение в нас нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол. 3, 9–10; Еф. 4, 22–24). Посему в Православии человечность – это самый настоящий подвиг, а достижение человечности — подлинное подвижничество. О человечности и бесчеловечности. Ч. 7 Не Бог оставляет человека, а человек оставляет Бога, и в этом оставлении Бога и удалении от Бога, в разрыве бытийно-жизненной связи с Богом, характеризующейся свободой и любовью, происходит расчеловечивание человека, так что он перестает быть самим собой. О человечности и бесчеловечности. Ч. 6 Самая большая тайна в наших отношениях с Богом – это Божия свобода и Божия любовь, но ни то ни другое никогда не навязывается. Однако Божия любовь умеет иногда нас и наказать. И пусть, – слава Ему. Божия рука любви подчас ощущается как удар, так что время от времени это наказание является воспитательным бичом. О человечности и бесчеловечности. Ч. 5 В Православии, в православном живом Предании, вере, опыте, жизни, бытии и поведении, – в центре всего находится христианский (Христов, Христо-подобный и Христо-центричный, Богочеловеко-центричный) гуманизм, тое есть Богогуманизм, явленный и открывшийся во Христе и в христоподобных святых. И это – мерило, и содержание, и смысл нашего бытия, и жизни, и деятельности. О человечности и бесчеловечности. Ч. 1–2 Сайт «Православие.Ru» предлагает вниманию читателя впервые публикуемые на русском языке главы из книги известного сербского иерарха и богослова епископа Афанасия (Евтича) «Альфа и Омега». «Мы выбрали эту тему – о человечности и бесчеловечности, – пишет автор, – так как она очень актуальна и вопрос этот глубоко христианский». Святая земля: история и эсхатология Несомненно, существует некая особая диалектика, но не платоновская или гегелевская, а библейская, в том, что для человека земля одновременно и радость и печаль, источник жизни и смерти, благословенного счастья и процветания, но одновременно - источник проклятия, несчастья и утрат.

http://pravoslavie.ru/jurnal/07013011421...

Своим богообразием человек – Адам – представляет божественную значимость, превосходит всю тварь и удостаивается чести быть местом упокоения Божия 151 . «Человек драгоценнее всех тварей... не только видимых, но и невидимых, то есть служебных духов. Ибо об Архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: сотворим по образу и подобию Нашему, но сказал об умной человеческой сущности, разумею бессмертную душу» 152 . Величие бессмертной человеческой души происходит от ее богообразия; она велика и величественна Богом, поэтому она – «престол славы» Его 153 . В душе святой Макарий видит «сродство Бога с человеком и человека с Богом» 154 . Величие Бога отражается в богозданной душе, ибо она есть «тварь умная, исполненная лепоты, великая и чудная, прекрасное подобие и образ Божий» 155 . Сотворенная Троичным Богом душа Христо-образна, так как сотворена по образу Слова, второго Лица Святой Троицы 156 . Сотворенный таким, человек по своей душе (« ψυχ») представляет собой некую богочеловечность. Разумеется, ее ни в коем случае нельзя отождествлять с исторической Личностью Богочеловека Христа. Она лишь заключает в себе замысел, содержание и порядок человеческой личности: Бог, т. е. Божий образ, и человек, т. е. в Божием образе дан божественный элемент как имманентное содержание человеческой личности, как реальность Бесконечного, а в подобии дана беспредельная возможность к бесконечному Богоуподоблению всего человеческого. Богообразие души ни в коем случае не означает того, что сущность души тождественна сущности Бога 157 . Святой Макарий решительно отвергает это и ясно говорит, что нет ничего общего между природой Божией и природой души. «Душа не от Божия естества и не от естества лукавой тьмы» 158 . Душа – не Бог, но цель ее – стать общницей в жизни Божией ( ζως Θετητος μετασχεν) 159 . Она сотворена, чтобы жить во свете Троичного Божества; в этом ей помогает третье Лицо Святой Троицы – Дух Святой, ибо при сотворении Бог дал Адаму крылья Духа Святого, чтобы они несли его, куда Дух желает 160 . Дух Святой действует в Адаме, как в пророках, и научает его, как пророков 161 . Христообразие личности Адама соблюдается творческим действием Святого Духа. Но это участие Святого Духа в жизни Адама абсолютно естественно, ибо Адам сотворен не только по образу Христа, но и «по образу Духа» ( κατ εκονα το Πνεματος) 162 . Это значит, что душа Адама не только Христо-образна, но и Духо-образна.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010