Я был рад тому, что у меня оказались столь ценные книги, но не остановил свои изыскания и почти через год, в январе 2010 года, вновь отважился добиться интервью митрополита Никодима. На сей раз удача улыбнулась мне. Референт Харьковского епархиального управления Денис Залога записал ответы владыки на мои вопросы и направил их мне. В марте на интернет-портале Pravoslavie.ru вышел мой материал, озаглавленный цитатой архипастыря – «Воспоминания о служении в Аргентине для меня священны». Считаю за честь, что это интервью перепечатали газеты Харьковской епархии – «Харьковские епархиальные ведомости» и «Православна Xapkibщuha». Я продолжал собирать источники и литературу по интересующей меня теме. Проштудировал выпуски «Журнала Московской Патриархии» за 60-е, 70-е и 80-е годы. Заведующий Церковно-историческим музеем Харьковской епархии протодиакон Максим Талалай снабдил меня полезными изданиями: русскоязычным оригиналом мемуаров владыки «Жребий, предначертанный Богом» (Харьков, 2002) и своей книгой о святителе «Господу во славу, Церкви и народу во благо» (Харьков, 2008). В начале мая 2011 года, в преддверии торжеств по случаю 90-летия митрополита Никодима, на сайте Pravoslavie.ru была опубликована моя статья «15 лет в Латинской Америке». Конечно, мне очень хотелось хотя бы недолго поговорить с владыкой, увидеть воочию Слободской край, в котором он многие годы несет архипастырское послушание. Я собирался приехать в Харьков на празднование юбилея святителя 7-8 мая текущего года, но за несколько дней до отъезда заболел. Было грустно и обидно. Утешала мысль, что на все воля Божия, и то, что удалось внести свою лепту в подготовку красочной книги «Доброделатель», изданной к 90-му дню рождения одного из старейших иерархов Вселенского Православия. Через несколько месяцев, в августе, я, наконец, приехал в Харьков. В первый день на Слобожанщине (это был канун праздника Преображения Господня) молился за всенощным бдением в Благовещенском кафедральном соборе. Богослужение возглавил архиепископ Изюмский Онуфрий, викарий Харьковской епархии.

http://pravmir.ru/beseda-po-ukrainski-i-...

Чувство глубокого уважения и преданности своему архипастырю харьковское духовенство особенно ясно обнаружило при прощании с преосв. Макарием. Этот последний оставил Харьков навсегда несколько неожиданно. 20 июля 1868 года последовал указ о вызове преосв. Макария в С.-Петербург для присутствия в Св. Синоде. Получив извещение об этом, преосв. Макарий 23 июля, между прочим, писал своему брату: «сообщенная вами новость меня очень порадовала с первого разу, потому что обещает свидание с вами. Но потом мне стало очень грустно, когда я представил, сколько нужно хлопот пред переездом, при переезде и после переезда... Ведь это не то, что сел да переехал; а надобно перевозить с собою почти все, особенно книги... Я еще не получил указа и не знаю, скоро ли получу. Но, во всяком случае, едва-ли выеду прежде сентября» 1330 . Только 17 августа был получен в Харькове указ о вызове преосв. Макария в Св. Синод и он тогда же назначил свой отъезд в С.-Петербург на первые числа сентября. Время отъезда преосв. Макария из Харькова, между прочим, совпало со временем второго харьковского общеепархиального съезда и полного введения нового устава в духовно-учебных заведениях г. Харькова. Все это привлекло в Харьков множество епархиального духовенства. «С первого по десятое сентября 1868 года Харьков видел у себя столько иереев, сколько никогда не видел их прежде», – писал тогдашний харьковский хроникер. «Кроме духовенства, много и светских лиц, с разных концов епархии, нарочно приехали с целью проститься с Владыкою и в течение пяти дней, с раннего утра и до позднего вечера, буквально наполняли покои преосв. Макария: одни входили, другие выходили. Архипастырь одинаково ласково со всеми прощался, всех благословлял: и одному давал потребное наставление, другому – советы, а всем и каждому благожелание и утешал скорым своим возвращением в Харьков» 1331 . 8 сентября 1868 года преосв. Макарий совершал в последний раз Божественную Литургию в харьковском Покровском монастыре. В конце литургии он произнес прощальную речь, обращенную ко всей харьковской пастве и растрогавшую всех присутствовавших.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Я сам родом из города Чугуева. К слову, наша организация «Русь Триединая» возникла в Чугуеве. Свои первые мероприятия мы проводили в этом городе. Чугуев абсолютно русский город! Когда я спорил с бандеровцами на исторические темы, где-то в году 2004-м, я их спрашивал, а Чугуев? Они мне отвечали – «про це не можно казаты. Чугуев це москальскэ мисто!» Именно поэтому мы всегда будем казаты про мисто Чугуев! Потому, что Чугуев — это город русской ратной славы, это любимый город русских императоров! Екатерина II говорила, «проехали град Чугуев, приехали в деревню Харьков». Чугуев я условно называю город кшатриев, там нельзя было заниматься торговлей, купечеством, там было только одно сословие — служивых людей. Чугуев был родоначальником доблестного полка, сначала лучшего в России казачьего, а потом и уланского. Из чугуевцев был набрана личная охрана Екатерины II и Потемкина. В Чугуеве был построен императорский дворец. В этом дворце Имам Шамиль на встрече с императором Александром II был с кинжалом, а царь был без оружия. Они общались один на один, без свидетелей и, теоретически, Шамиль мог зарезать русского царя, помазанника Божьего. Когда Шамиль вышел из кабинета, он сказал: «Я недооценил величие русских царей, я двадцать лет боролся с мифом.» Мы говорим, что Чугуев это очень важное, сакральное место на Слобожанской земле, здесь ковалась слава России! Не только кистью чугуевца Ильи Репина, но и казачьей саблей. Цари очень любили город Чугуев, посещали его часто и даже императорским наследникам престола в обязательном порядке в качестве просветительской программы предписывались посещение Чугуева. Царевичи должны были обязательно побывать в моем родном городе. Большую роль в становлении города Харькова сыграло открытие императорского университета в 1804 года. При императоре Александре III Харьков становится четвертым имперским городом после Санкт Петербурга, Москвы и Варшавы. Александр III провел эксперимент, он национализировал железную дорогу на Харьковском направлении. Цены на грузоперевозки упали в несколько раз, благодаря этому пошел огромный поток инвестиций в Харьковский регион. В эпоху Александра III город Харьков развился очень бурно.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/05/pochem...

Настольной книгой проповедника стал замечательный труд преосвященного Амвросия “Живое слово”. Это совер­шенно оригинальное гомилетическое исследование, пред­ставляющее собою опыт соединения теории и психологии проповеднического творчества и гомилетического искусст­ва в целом. “ Живое слово” исследует вопрос о том, чем должна быть современная проповедь, дает множество полезных со­ветов и указаний, заслуживающих глубокого внимания. Имя архиепископа Амвросия никогда не умрет в цер­ковном сознании русского народа. На нас лежит долг изу­чать труды этого архипастыря и делать их достоянием воз­можно большего числа людей. Список трудов Преосвященного Амвросия, вышедших отдельными изданиями 1. Слово о современной проповеди, произнесенное 4 апреля в московском Успенском соборе протоиереем А. Ключаревым. М., 1872. 14 с. 2. Несколько проповедей протоиерея Алексия Ключарева. М., 1873. 231 с. 3. Слово о правах совести протоиерея Алексия Ключарева. М., 1876. 12 с. 4. Московская церковная кафедра. Проповедь еписко­па Амвросия. М., 1879. 15 с. 5. Проповеди Амвросия, епископа Дмитровского, вика­рия Московского, за последние годы его служения в Моск­ве 1873–1882. М., 1883. 336 с. 6. Слово преосвященного Амвросия, епископа Харьков­ского, об удовольствиях. Харьков, 1884. 12 с. 7. Речь преосвященного Амвросия, епископа Харьковского, к студентам Харьковского Технологического инсти­тута. Харьков, 1885. 7 с. 8. Слово преосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского, о христианском прогрессе. Харьков, 1890. 17 с. 9. Слово преосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского, по освящении храма в Харьковской третьей мужской гимназии. Об участии мирян в деле церковного учительства. Харьков, 1893. 20 с. 10. Проповеди преосвященного Амвросия, архиеписко­па Харьковского, произнесенные во время служения его в Харьковской епархии 1882–1894. С приложениями. Харь­ков, 1895. 672 с. 11. Амвросий, архиепископ Харьковский. О дела­телях на жатве Божией. Речь, произнесенная в актовом за­ле Харьковской духовной семинарии 18 марта 1901 года. М., 1901. 32 с.

http://pravmir.ru/zhizn-i-deyatelnost-vy...

22 августа того же года, в 10 часов вечера, прибыл в Харьков цесаревич наследник вели­кий князь Александр Николаевич и имел сви­дание с великою княгинею Еленой Павловной, прибывшей в Харьков и посетившей собор 21 числа. Поутру в 6 часов великий князь был встречен преосвященным Мелетием с соборяна­ми, после молебствия с доземным поклонением прикладывался к иконе Елецкой Божией Ма­тери, лежавшей на аналое перед иконостасом. По выходе из храма отправился в дальнейший путь к Полтаве. Того же года 7 октября на обратном пути из Вознесенска чрез Екатеринослав государыня им­ператрица с великой княжной прибыла в Харьков прямо во дворец, что в старом университетском корпусе; и в 10 часов утра 8 числа посетила институт. Здесь в храме встретили ее учитель ин­ститута протоиерей Антоновский и профессор университета протоиерей Зимин, провозглашена ектения и многолетие при пении девиц. В ознаменование своего благоволения государыня пожа­ловала им, протоиереям, каждому золотые часы с таковой же цепочкой; 9 числа утром в 8 часов отправилась в дальнейший путь. Того же года и месяца 11 числа в 7 часов ве­чером прибыл в Харьков наследник цесаревич Александр Николаевич в квартиру, бывшую в старом корпусе университета. На другой день принимал преосвященного, военных и гражданских чиновников; потом осматривал институт, университет, тюремный замок и богоугодное заведение. Поутру 13 числа в 6 часов прибыл в Успенский собор, быв встречен преосвященным, и по выслушании краткого молебствия отпра­вился в Чугуев. В 1842 г. 14 сентября прибыл из Чугуева пря­мо в Успенский собор государь император Ни­колай Павлович, где был встречен преосвящен­ным Иннокентием. Поутру в 8 часов осматривал институт и другие заведения. В 1845 г. 15 сентября поздно прибыл государь император в квартиру генерал-губернатора князя Долгорукова вместе с наследником великим князем Александром Миколаевичем. Поутру в 9 часов был в институте, потом в Успенском соборе, где встречен был преосвященным Иннокентием. По выходе из собора государь император отправился в Чугуев; а го­сударь наследник осматривал университет и гимназию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Итак, в 1886 году Николаевская церковь была разобрана, а на время строительства нового храма в сквере перед зданием Дворянского собрания построили и освятили временный деревянный храм. Новопостроенному величественному каменному собору до возраста своего предшественника дожить не было суждено - его взорвали в 1930 г. в угоду совершенствования городских средств передвижения, в возрасте 34 лет! Газета " Панорама " , (202), ноябрь 1994 г.; Судьба Николаевской церкви” автор кандидат архитектуры А. Лейбфрейд; Газета " Слобода " , от 22 декабря 1998 г.; А.Хорошевский, " Свято-Николаевский собор " ; Газета " Время " , (14489) от 6 октября 1998 г., " Трамвай или собор " ; Газета " Вечерний Харьков " , (8882) от 30 июля 2005 г., " Византия в центре Харькова " ; Газета " Вечерний Харьков " , 1 августа 2007 г., " Снос Мироносецкой церкви и Николаевского собора: не обошлось без… " ; Фларет, " Историко-статистическое описание Харьковской епархии " ; Гусев А.Н., " Историко-справочный путеводитель. Харьков его прошлое и настоящее " , 1902 г., Вечерский В.В., " Bmpaчehi об’екти apximekmyphoi спадщини " , Ykpaiha.- к.: HДITIAM, 2002 г. Древнейшая Николаевская церковь была деревянная. Она была устроена в одно время с основанием города у самой его стены. В 1733 г. церковь сгорела и на месте её был выстроен новый каменный храм, заложенный в 1764 г., а освященный в 1770 г., приделы и престолы в верхнем ярусе устроены были уже в XIX в. На плане 1785 года церковь значится находящейся вне центрального укрепления, но неподалеку от крепостной стены. Деревянная колокольня, стоявшая отдельно от церкви, уцелела от пожара и существовала да 20-х г.г. XIX столетия. Какой вид имела церковь в XVIII в., можем судить по рисунку 1787 г., как видно в этом году она подверглась реставрации, или переделке; по фасаду представлены леса. Лучшее понятие имеем об архитектуре храма по фотографии с неё (1885 г.), сделанной Досекиным, до сломки её в 1886 г. В современном Никоаевском храме не осталось ни одного памятника XVII в.; предметы церковной утвари наиболее древние 30–40 г.г. XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=46689

Черняев Н.И. «Пророк» Пушкина в связи с его же подражаниями Корану//Русское обозрение.- 1897.- 1,2,3, 11, 12; Черняев Н.И. «Пророк» Пушкина в связи с его же подражаниями Корану.- М.: Универ. тип., 1898.- 75 с. Черняев Н.И. Критические статьи и заметки о Пушкине.- Харьков: Тип. «Южн. край», 1900.- 648 с. Николай Иванович Черняев//Харьковские губернские ведомости.- 1910.- 16 мая. Черняев Н. И. Необходимость самодержавия для России, природа и значение монархических начал. Этюды, статьи и заметки.- Харьков, 1901. - С. 349. Там же. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т.4.- С.302. Институт рукописей Национальной Библиотеки Украины им. В.И. Вернадского.- Ф.XIII.- Архив Синода.- Ед.хр. 4624. Павлов Н.М. Письмо Победоносцеву К.П. от 10 октября 1904 г. Черняев Н.И. (Подп. Semper idem (Н. Черняев)) Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия//Мирный труд. - 1904.- - С.25-30; - С.1-10; - С.1-7; Черняев Н.И. Из записной книжки русского монархиста//Мирный труд.- 1904.- С.68-75; С.104-119; С.171-186; С.135-151; 1905.- 6-7. Мирный труд.- 1904.- С.30. Мирный труд.- 1904.- С.10. Мирный труд.- 1904.- С.1. Там же. Черняев Н.И. Из записной книжки русского монархиста.- Харьков: Тип. губ. правл., 1907.- С.1. Черняев Н.И. Из записной книжки русского монархиста.- Харьков: Тип. губ. правл., 1907.- 4, 248 с. Там же.- С.1. Смолин Михаил. Спасительная Реакция и идея Монархии//Черняев Н.И. Мистика, идеалы и поэзия русского Самодержавия. - М., 1998.- С.12. Черняев Н.И. Из записной книжки русского монархиста//Мирный труд.- 1904.- С.118-119. Черняев Н. И. Из записной книжки русского монархиста//Мирный труд. - 1904.- С.70. Николай Иванович Черняев//Харьковские губернские ведомости.- 1910.- 16 мая. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Собирается здание современной русской школы... Трудами уважаемого Александра Дмитриевича возвращаются для народа из забытия имена наших достойных светочей Духа и мысли, народному учителю это будет достойным пособием для формирования души ребенка.РАО, тратя больше 2 миллиардов рублей в год ничего полезного учителю создать не может, а энтузиасты на свои скромные " доходы " создают пособия, которые станут непременным спутником домашней библиотеки.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/25/...

Способин А. О разводе в России. М., 1881. Стефанович Д., свящ. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. СПб., 1909. (Стефанович К., свящ.) Феофан Прокопович как канонист. М., 1906. Суворов Н. Курс церковного права. Ярославль, 1889–1890. Т. 1–2. Он же. К вопросу о западном влиянии на древнерусское право. Ярославль, 1893. Он же. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских Соборов. Ярославль, 1884. Он же. О гражданском браке. Ярославль, 1887. Он же. О церковных наказаниях. СПб., 1876. Он же. Следы западно-канонического церковного права в памятниках древнего русского права. Ярославль, 1888. Он же. Разбор сочинения Г. Загоровского о разводе по русскому праву (Харьков, 1884). СПб., 1888. Тимофеев А. Г. История телесных наказаний в русском праве. СПб., 1897. Троцина К. Историческое развитие судоустройства в России от времен великого князя Uoahha III до наших дней. Киев, 1847. Он же. История судебных учреждений в России. СПб., 1851. (Турчанинов Н.) О Соборах, бывших в России со времени введения в ней христианства до царствования Uoahha IV Васильевича. СПб., 1829. Тяжелов А. Законы греческих императоров в отношении к Церкви после Юстиниана. М., 1877. Успенский Г. Опыт повествования о древностях русских. 2-е изд. Харьков, 1818. Ч. 1–2. Филарет, архиеп. История Русской Церкви. Периоды I-IV. Харьков, 1849–1853; 3-е изд. М., 1857. Филиппов А. История русского права. Юрьев, 1906. Ч. 1. Филиппов М. А. Судебная реформа в России. СПб., 1875. Т. 2. Цитович Н. Исходные моменты в истории русского права наследования. Харьков, 1870. Чебышев-Дмитриев А. О преступном действии по русскому допетровскому праву. Казань, 1862. Чечулин Н. Д. Города Московского государства в XVI веке. СПб., 1889. Чистович И. Очерк истории западнорусской Церкви. СПб., 1882. Ч. 1. Чичерин Б. Областные учреждения в России в XVII веке. М., 1856. Он же. Опыты по истории русского права. М., 1858. Чоглоков Н. Об органах судебной власти в России с основания государства до вступления на престол Алексея Михайловича//Юрид. сб., изданный Д. Мейером. Казань, 1855.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

27-го писал мне из Новочеркасска Преосвященный Никанор 1900 : «Сию минуту я получил благоволительное Ваше послание, и, откладывая всякие другие писания, спешу представить Вам мой ответ, чтобы письмо мое могло еще застать Вас в Витебске. Первым делом спешу принести Вашему Преосвященству глубоко-благожелательное поздравление с наступающим новолетием и не только искреннее, но даже искреннерадостное приветствие с новым почетным местом служения. Дай Бог, чтоб и Вы нашли себе возможное счастье в новом крае, и край, в известной своей части, нашел свое счастье в Вас, и мы в возможные дни невзгоды нашли в Вашей благостыне для своего смирения – опору и прибежище. Курскую епархию, т. е. кафедру, я знал по общей молве, потом со слов Преосвященного Архиепископа Антония Казанского 1901 и даже со слов Преосв. Сергия 1902 чрез старца Владыку нашего 1903 , как кафедру обильную благами земными только. Харьков я знаю немного; никогда его не видел. Но смело можно сказать, что назначением в Харьков, и не в Курск, Ваше Преосвященство только приобрели, ничего не потеряв. Харьков – Университетский город, большой торговый и правительственный центр; Попечительство Округа по Народному просвещению, Окружный Суд гражданский и военный, Судебная Палата, Военно-Окружное Управление и проч. и проч. делают Харьков центром не губернии только, но целой области. В соборе колокольня – выше Ивановской-Московской, так говорят, а собор незначительный. Архиерейский дом благоустроен еще Иннокентием 1904 , переделан заново Преосвящ. Макарием, а и —13— 1874 г. Преосвященный Нектарий вывел еще при доме целый ряд лавок, чем средства дома едва ли не удвоятся. Вообще Преосвящ. Нектарий был не только барин, но и собиратель-благоустроитель. Богослужение у него шло с местными и личными оттенками, но строго и чинно. Преосвященного Викария 1905 и лично я никогда не видал, но достаточно знаю, и по Казанской Академии и даже по Харькову по слухам, как раба Божия, человека в высшей степени кроткого. Угодит ли Вашему Преосвященству ожидаемым сотрудничеством, этого предугадать не могу. Духовенство в Харькове выше Витебского во многих отношениях и особенно потому, что в его составе имеется немало академиков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Харьков. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая). Старая Каплуновская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1810. Год утраты:Не установлен. Архитектор:Е. Васильев Адрес: Украина, Харьковская область, г. Харьков, улица Пушкинская 54, сейчас на этом месте многоэтажный дом. Координаты: 50.000002, 36.243481 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Свою историю улица Каплуновская, одна из старейших и интереснейших улиц города Харьков, ведет с середины XVIII столетия. Именно в это время на землях, расположенных севернее харьковской крепости, стали размещаться казармы расквартированных в Харькове полков и внутреннего гарнизонного батальона, и появился «военный городок». Ранее на этих землях рос строевой дубовый лес, который постепенно использовался для строительства жилья. Когда «военный городок» достиг внушительных размеров и его население превысило 2000 человек, встал вопрос о строительстве собственной воинской церкви, и в 1771 году по проекту губернского архитектора Петра Ярославского была возведена каменная церковь Рождества Богородицы во имя Каплуновской иконы Божией Матери. Списана эта икона была со знаменитой чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Не удивительно, что новая воинская церковь долгие годы именовалась не иначе, как Каплуновская. Это же название впоследствии получила и вся улица. К концу XVIII века Рождество-Богородичная церковь стала терять свое значение как воинская, поэтому окружавшую ее землю было решено использовать как кладбищенскую для Успенского, Троицкого и Николаевского приходов. Кладбище, по названию церкви, также именовали Каплуновским. В 1808-1810 гг., вероятнее всего, по причине ветхости старого храма, на его месте была построена новая каменная церковь по проекту профессора архитектуры Евгения Васильева. Спустя четверть века церковь получила статус приходской и была названа просто – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Впрочем, несмотря на это, общественность традиционно называла церковь «Каплуновской».

http://sobory.ru/article/?object=33250

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010