Речь о причинах отчуждения от Церкви нашего образованного общества. «Церк.Вестн.» 1891, 10, стр.45· 28, стр.446. 34, стр.531. Воззвание к Харьковской пастве. «Приб. к «ЦВ» 1891, 38, стр.1283. Слово, произнесенное в Спасовом скиту 17.X.1891 г. «О христианском уединении». «Приб. к «ЦВ» 1891, 44, стр.1527· Слово на Новый год – о двоедушии в деле веры. «Приб. к «ЦВ» 1897, I, стр.2. «О религиозном сектантстве в нашем образованном обществе». СПБ, 1891. «О причинах отчуждения от церкви нашего образованного общества» · СПБ, 1891. Речь. «О делателях на жатве Божией». Харьков, Москва, 1901. «О воспитании детей у русского купечества». Харьков, 1902. «Об обязанности каждого православного христианина поучаться в слове Божием». Харьков, 1902. «Вразумление свыше». Харьков, 1902. «Вера жены хананеянки». Харьков, 1902. «Замечательные случаи при исповеди и приобщении больных». Харьков, 1902. «Евангельское повествование об исцелении Господом слепорожденного». · Харьков, 1902. «Евангельское повествование об исцелении Господом десяти прокаженных»· Харьков, 1902. «Евангельское повествование об исцелении Господом жены кровоточивой»· Харьков, 1902. Книга «Живое Слово», посвященная характеристике церковной проповеди и импровизации. Харьков I изд.1882. Харьков 2 изд.1892. Наставление детям, учащимся в сельских школах о кротости и жалостливом обращении с животными. 1903 год. «Преосвящ.Тихон, епископ Воронежский». М. 1844. «Сила привычки к вину». «Христианский обычай начинать каждое дело молитвой о благословении Божием». Харьков, 1902. Речь воспитанникам Московской духовной семинарии 8 ноября 1878 года после годичного акта Московской семинарии. «Изв.Казан.епарх.» 1878, 24, стр.683–688. Речь при выпуске воспитанниц Московского Николаевского института. «Изв.Казан.епарх.» 1880, 15, стр.409–416. Речь при открытии общества любителей церковного пения. «Правосл.обозр.» 1881, май-авг., стр.547–551· Слово, произнесенное 26 февраля в Московском большом Успенском соборе по случаю заключения мира с оттоманскою портой»·

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Справка: Болгарские уроженцы – Христо Попов, Христо Вергов, Стефан Бунтовников и иеродиакон Иларион, как значится в упомянутых выше указах Святейшего Синода, и Атанас Трифонов, по его собственному заявлению, имеют получать на свое содержание в Академии стипендии от Святейшего Синода Болгарской церкви, греческий же уроженец Панайот Коцампопуло никаких средств к содержанию в Академии не имеет. Определили: 1) Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении принять болгарских уроженцев Христо Попова, Христо Вергова, Стефана Бунтовникова, Атанаса Трифонова, иеродиакона Илариона и греческого уроженца Панайота Коцампопуло в число студентов 1 курса Академии, а болгарского уроженца Петра Юрьева, оказавшегося совершенно неподготовленным к прохождению академического курса наук, – в число вольных слушателей академических лекций. 2) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о назначении греческому уроженцу Панайоту Коцампопуло на содержание в Академии особой стипендии из Синодальных сумм. XVI. Собственноручные показания студентов 1 курса о желании их изучать специальные предметы первой или второй группы, один из древних и один из новых языков и слушать лекции по естественно-научной апологетике. По сим показаниям изъявили желание слушать: предметы первой группы: из языков: 1 . Анисимов Петр- греч. нем. Арефьев Иван – греч. нем. Ващенко Григорий – греч. нем. Вергов Христо, болгарин -греч. франц. —344— 5 . Воскресенский Иван – лат. франц. Головачев Потап – лат. нем. Дионисий (Марангудакис) иеродиакон, грек. греч. франц. Зеленин Николай – греч. нем. Знаменский Василий – греч. нем. 10 . Иларион, иеродиакон, болгарин – греч. франц. Кудинов Павел – греч. нем. Лепехин Николай – лат. нем. Попов Христо, болгарин – греч. франц. Пятницкий Иван – лат. нем. 15 . Ряжский Константин – лат. нем. Соловьев Николай – лат. нем. Сорокопуд Георгий – лат. нем. Спасский Алексей – греч. нем. Тарасов Василий – греч. нем. 20 . Трифонов Атанас, болгарин – греч. франц. Троицкий Дмитрий – греч. нем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Через несколько дней, когда мы всей нашей группой читали в комнате Гавриила молебен Божьей Матери, он испустил дух. Пресвятая пришла и забрала его. Михалис дал нам знак, чтобы мы завершили молебен, а уже после занялись усопшим. Христо 56 На проповеди г-на Михалиса приходил также г-н Христо. Человек большой веры и ревности к духовным вещам. Он много постился и читал много книг. Однажды, будучи уже в преклонном возрасте, он сильно заболел, и его родственники хотели пригласить священника, чтобы его причастить, но он отказался. Когда они стали его убеждать, что нужно причаститься, то он открыл им следующую тайну. За несколько месяцев до этого, на ночной молитве, внезапно вся его комната осветилась, и перед ним явился сам Христос, который по-дружески сказал ему: «Старина Христо, ты продвинулся далеко… Теперь тебе нет нужды причащаться от священника, я сам буду приходить и причащать тебя. Но никому об этом не говори!». С тех пор он верил, что его причащает сам Христос, и что он отправится в рай. Так он и умер, а родственники почитали его за святого. У них было много его фотографий, которым они всё время покланялись. Однажды Старец позвонил Михалису и с беспокойством сказал: «Михаил, дорогой, передай родственникам старины Христо, чтобы они совершенно прекратили поклоняться ему как святому, так как этим они гневят Господа. Старина Христо впал в прелесть, и попал в ад… Он поверил лукавому и погиб». Родственники поначалу изумились, но потом приняли это слово, так как доверяли Старцу, и после этого только молились об этой несчастной обманутой душе. Христо говорил и проповеди, все считали его образцом христианина. И постепенно он поверил похвалам людей, а от своего духовника отдалился. И в итоге впал в гордость, посчитал себя достойным видеть Господа. К сожалению, вселукавый диавол перехитрил его, видоизменился, и сумел в последние месяцы его жизни завести его в прелесть и скинуть в ад. Путешествие со Старцем Мой муж Харалампий был полицейским, с 1956 года старец Порфирий был его духовником. Обычно он ходил к Старцу один, так как я оставалась сидеть дома с семью детьми и со свекровью. Он был родом из деревни Монодри, недалеко от деревни Старца, – деревни «Святой Иоанн». Однажды, в 1977 г., Старец сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

С разрешения Преосвященного Ректора Академии частью занимались, частью осматривали академическую библиотеку: Директор Императорского Московского Коммерческого Училища Профессор Д.В. Цветаев, Протоиерей В.Ф. Остроухов, Преподаватель 5-й Московской гимназии А. Лебедев , Слушательница Археологического Института Μ. С. Боровкова, Доктор славянской филологии Берлинского Университета А. Круазэ ван-дер-Коп (A. C. Croiset van-der Kop.), Преподаватель Волынской Духовной Семинарии Ф. С. Владимирский; Преподаватель Лебединской классической —325— гимназии H.Μ. Гальковский, Преподаватель Псковской Духовной Семинарии Η. И. Серебрянский. б) Список пожертвований, поступивших в фундаментальную академическую библиотеку в 1907–1908 учебном году: 1) От Арсения, Архиепископа Харьковского, книги: а) Желательные церковные реформы на предстоящем Всероссийском поместном соборе. Харьков, 1907 – в двух экземплярах; б) Багрецов, Очерк архипастырской деятельности Арсения, Архиепископа Харьковского, во время управления Казанской епархией. Харьков, 1905; в) 1–5 годы святительского служения Арсения на Харьковской епархии. Харьков, 1904–1908; г) Сборник церковно-патриотических поучений. Харьков, 1905; д) Собеседования Архиепископа Арсения на XX съезде духовенства Харьковской епархии. Харьков, 1907; е) Торжественное празднование 25-летия служения Архиепископа Арсения в епископском сане. Харьков, 1907; ж) К 25-летию архиерейского служения в священном сане Архиепископа Арсения, Харьков, 1908; з) Празднование 40-летия священнослужения Архиепископа Арсения. Харьков, 1908; и) К 40-летию служения в священном сане Архиепископа Арсения. Харьков, 1908. 2) От Димитрия, Архиепископа Казанского, книги: а) Яблоков, Село Болгары. Казань, 1905; б) Устав церковного историко-археологического общества Казанской епархии. Казань, 1906; в) Открытие церковного историко-археологического общества. Казань, 1907; г) Поминовение св. патриарха Гермогена в Казани. Казань, 1907; д) Поминовение св. патриарха Гермогена и воспоминание о нём в Казани. Казань, 1907; е) Св. патриарх Гермоген. Казань, 1907; ж) Яблоков, Г. Свияжск. Казань, 1907.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле. Строительство её продолжалось десять лет (1825-1835 гг). В начале XX века на колокольне Христо-Рождественского собора насчитывалось восемь колоколов, крупнейший из которых имел массу более полутысячи пудов. Работы по строительству возобновилось через пять лет, в 1840 году, когда началась пристройка каменной трапезной. Руководили работами протоиерей Андрей Иванович Калугин и церковный староста Стефан Ларин. Два престола в трапезной церкви были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в 1841 году (левый) и Воздвижения Животворящего Креста Господня в 1842 году (правый). Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма города Липецка. К 1848 году в приходе Христо-Рождественского собора насчитывалось 344 двора, в которых проживало 1 556 душ мужского и 1 563 женского пола, в том числе 13 дворов дворян с 24 мужчинами и 30 женщинами. В смутные времена лихолетья, после революции 1917 года, Христо-Рождественский собор также пострадал от рук безбожной власти, как и многие храмы того времени. В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности. А в 1931 году собор был закрыт. В советское время храм начал приходить в ветхое состояние. И, в один из дней, встал вопрос о его сносе. Однако, по воле Божией, нашлись защитники храма. Активным противником сноса был главный архитектор Липецкой области Л. Е. Рудаков. Чтобы не потерять памятник архитектуры, в его стенах разместили Липецкий областной краеведческий музей. В декабре 1970 года на 30-метровой высоте колокольни собора были установлены и пущены липецкие куранты. Механизм часов с музыкой изготовили на Петродворцовом часовом заводе. Однако, время шло вперед. Как известно, времена меняются. Господь Бог услышал молитвы верующих и в 1991 году безбожная власть пала. В тот же год Христо-Рождественский собор вернули верующим города Липецка. Тогда же он стал кафедральным. 2 ноября 1991 года состоялось освящение Христо-Рождественского собора, и в нём возобновилась служба. Молебен по случаю открытия собора совершил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий в сослужении наместника Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря архимандрита Никона (Васина) и липецкого духовенства.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/08/...

Февральская революция открыла шлюзы для проявления всякого недовольства, рушились прежние, казалось, незыблемые основы и представления, в том числе и по вопросу религиозного воспитания в школе. Ещё задолго до октябрьского переворота неоднократно вставал вопрос о том, сохранять или изымать Закон Божий как предмет из цикла обязательных для преподавания. Сохранились документальные сведения по ст. Урюпинской, Хопёрского округа, раскрывающие обстоятельства обсуждения этого сложного и запутанного вопроса. Изложены были они настоятелем Христо-Рождественской церкви священником Петром Протопоповым в церковно-приходской летописи и выражали точку зрения Церкви. Отец Пётр Протопопов — не только истинно верующий православный человек, но и ответственный, ревностный, озабоченный делами прихода, состоянием нравственности прихожан и положением Церкви пастырь. Он — умнейший и глубоко порядочный человек; ему чужды лицемерие, игра словами, легковесность суждений, крикливость. Он один из немногих священнослужителей станицы, который не покинул родную церковь, не оставил своё служение в ней — в самое сложное время — в связи с приходом в станицу красных и мужественно перенёс угрозы, оскорбления, обыски, неоднократные попытки расправы над ним. Пётр Иванович Протопопов, 1874 года рождения; окончил духовную семинарию; в 1913–1920 гг. — настоятель Христо-Рождественский церкви. Ко времени записывания по горячим следам церковной и станичной истории в 1913 году ему было 39 лет (первая часть летописи до 1913 г. утеряна). Возраст зрелого и сложившегося человека с устоявшимися убеждениями и ценностями, основанными на православной христианской вере. В 1911 г. в “Донских епархиальных ведомостях” им опубликована статья, посвящённая истории возникновения и деятельности церковно-приходской школы при Христо-Рождественской церкви ст. Урюпинской (См. Священник П. Протопопов. 25-летний юбилей Урюпинской Христо-Рождественской церковно-приходской школы//Донские епархиальные ведомости. 1911. 10. С. 222–226; 11–12. С. 259–265; 4. С. 339–343).

http://pravmir.ru/sudba-religioznogo-obr...

Поэтому христиане — это " сыны Адама небесного, новое рождение, чада Духа Святого, светоносные братья Христовы, подобные Отцу своему, Адаму духовному и светоносному " . Божественная Троица — единственно вечно-новая; и срастворяясь (=соединяясь) с Ней, человеческая личность становится и остается " новой тварью " . Вся бесконечно сложная жизнь истинного христианина обращается и протекает в Троичности, ибо родившиеся от Бога горним рождением, рождением от Духа Святого, имеют в себе Христа, их освящающего и упокояющего; они всегда путеводимы Духом Святым, невидимо путеводимы к облагодатствованию в своей Христо-образной душе. Через отроичение душа освобождается от несовершенства и, когда " взойдет к совершенству, совершенно (teleiws) очистившись от всех страстей и в неизреченном общении пришедши в единение и срастворение с Духом Утешителем, и, срастворяемая Духом, сама сподобится стать духом, — тогда делается она вся светом (hole phws), вся — оком (hole ophthalmos), вся — духом, вся — радостью, вся — упокоением, вся — радованием, вся — любовью, вся — милосердием, вся — благостью и добротою " . " Душа, носящая в себе Бога, или, лучше сказать, носимая Богом… делается вся оком " . Духоносные, отроиченные, Христо-образные люди имеют душу, составленную из добродетелей Духа Святого, " внутренно пребывая неукоризненными, непорочными и чистыми " . Они становятся по благодати (kata harin) тем, чтчо Бог есть по естеству (kata physin), и все добродетели становятся для них " hws physews " (как бы природой). Человеческая личность срастается с Личностью Богочеловека Христа; Им распознается жизнь; Господь обитает в человеке и человек — в Господе, и " Сам Господь без труда творит в нем Свои собственные заповеди, исполняя его духовного плода " . Такая личность наконец ощущает себя Христо-образной (=Христо-подобной), обоженной, обогочеловеченной и всю суть своей жизни выражает таинственными словами святого и великого Павла: Уже не я живу, но живет во мне Христос. Естественно, невозможно дискурсивно проанализировать таинственное, благодатно-мистическое срастворение (соединение) человеческой личности со Христом, и через Него — со Отцем и Духом Святым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Христо-Рождественский кафедральный собор считается настоящим духовным центром города Липецка, одним из его символов, архитектурной жемчужиной, местом, где собираются верующие жители города и области, а также паломники со всех уголков земли. На сегодняшний день, собор является объектом культурного наследия народов РФ регионального значения. Христо-Рождественский кафедральный собор расположен на Соборной площади города. Построен архитектором Томазо Адамини в классическом стиле. Увенчан позолоченным обширным куполом, что делает святыню еще более значимой и величественной. Фасады с Северной и Южной стороны украшены лоджиями с колоннами. Также с этих сторон есть два каменных крыльца: южное - с двухмаршевой лестницей и северное - с одномаршевой лестницей. Собор имеет несколько приделов: придел Николая Чудотворца, придел Серафима Саровского, Кресто-Воздвиженский придел, придел Смоленской иконы Божьей Матери. Возводилось это грандиозное сооружение на протяжении многих десятилетий по распоряжению великой русской правительницы Екатерины II, начиная с 1791 года. Строительство было Благословлено Святейшим Правительствующим Синодом и Преосвященным Иннокентием, епископом Воронежским. Возведение храмовой части Христо-Рождественского собора было завершено к 1803 году, но освятить построенный храм удалось не сразу. Случилась беда - произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, сильно пострадал и основной объём здания. К 1805 году соборная церковь была вновь открыта усердием многих благотворителей. Деньги на построение храма собирали у моста через реку Воронеж. Особенно активно во время проходивших здесь ярмарок. И вот, по милости Божией, 20 июня 1805 года был освящен первый престол нового храма — во имя святого Николая Чудотворца. А главный соборный престол в честь Рождества Христова освятили 25 мая 1807 года. Именно с этого времени к Христо-Рождественскому храму переходит функция соборного храма города Липецка. Третий престол в храмовой части, правый, в южном приделе, был освящён в 1816 году.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/08/...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 4. Ответ на 2, Потомок подданных Императора Николая II: Все правильно! В Советское время был алый стяг и Христовы заповеди в кодексе строителя коммунизма, но Самого Христо не было. Сейчас есть и алый стяг, есть и Христос, и Его заповеди. Все встало на свои места! И миллиардеры появились - всё встало на свои места. Теперь каждый продавец газет может стать миллиардером. Не то что при безбожном совке. В последние года витает идея возникновения в России православного социализма. Где будут сочатаваться социальная справедливость общества и жизнь во Христе отдельного человека. Вот алый стяг с изображением Христа, который стал возможен сейчас, может стать символом такого православного социализма. 3. Ответ на 2, Потомок подданных Императора Николая II: Все правильно! В Советское время был алый стяг и Христовы заповеди в кодексе строителя коммунизма, но Самого Христо не было. Сейчас есть и алый стяг, есть и Христос, и Его заповеди. Все встало на свои места! И миллиардеры появились - всё встало на свои места. Теперь каждый продавец газет может стать миллиардером. Не то что при безбожном совке. Более чётко - " каждый уличный продавец газет " . Но классика, конечно, " каждый чистильщик обуви " . 2. Ответ на 1, РОНОЛ: Все правильно! В Советское время был алый стяг и Христовы заповеди в кодексе строителя коммунизма, но Самого Христо не было. Сейчас есть и алый стяг, есть и Христос, и Его заповеди. Все встало на свои места! И миллиардеры появились - всё встало на свои места. Теперь каждый продавец газет может стать миллиардером. Не то что при безбожном совке. 1. Правильно. Все правильно! В Советское время был алый стяг и Христовы заповеди в кодексе строителя коммунизма, но Самого Христо не было. Сейчас есть и алый стяг, есть и Христос, и Его заповеди. Все встало на свои места! Сообщение для редакции Закрыть Закрыть ШОК: у всех умных людей есть именно это число в дате рождения

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/11/kr...

И.В. Прямоносов выполнил орнаментальные работы, а в куполе написал образ Господа Саваофа. Таким образом, Троицкий придел оказался богато украшен живописными ветхозаветными и новозаветными сценами и орнаментом, который, скорее всего, был растительным. По описанию середины 1920-х гг. вся церковь изнутри была выкрашена белой масляной краской, кроме главного храма, расписанного живописью. Иконостасы главной и придельных церквей Троицкого собора всегда были деревянными. Когда и кем они были изготовлены изначально, неизвестно. Об алтарной преграде Христо-Рождественского придела, устроенной еще в XVIII столетии, сведений не сохранилось. Можно лишь предположить, что по составу икон она была характерна для своего времени и, кроме местного ряда, включала праздничный и пророческий ярусы с Распятием вверху. В 1783 г. причтом Христо-Рождественской церкви был заключен контракт со священником с. Рафайловского Ялуторовского уезда Захарием Ершовым, в котором он в качестве подрядчика обязался поновить иконостас и, между прочим, написать 14 новых икон двунадесятых праздников. Был ли сам Ершов живописцем или только руководителем работ, неизвестно. В начале XIX в. для главного Троицкого алтаря устраивается трехъярусный золоченый иконостас, местами отделанный резьбой с тридцатью резными фигурами ангелов. В царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех Евангелистов, а вверху – Господа Саваофа, над которым расположилось резное «сияние» с предстоящими ангелами. В иконах алтарной преграды звучала тема Праздников и Страстей Господних, завершающихся Воскресением и Распятием. Иконостас для Димитриевского придела был изготовлен также в три яруса, простой работы, без резьбы. В Христо-Рождественском приделе иконостас, видимо, был переделан ранее подрядчиком Ершовым. В 1832-1833 гг. резной иконостас и заклиросные киоты в Димитриевском приделе изготовил крестьянин Введенской волости Курганского уезда Иван Никитин, а живопись выполнил дворовый человек господ Путьковских Василий Пермяков. В это же время поновляется иконостас в Христо-Рождественском приделе.

http://sobory.ru/article/?object=35686

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010