Христа, и о артусе, и о Фомине испытании ребр Господень». Л. 68. 315 У Калайд. – „похвалим красно новую неделю“, – так и в некоторых друг. списках (Сухом., стр. 20, прим.) и в печатном Златоусте (л. 105). 316 Вм. „празнуем“, – оконч. на имь, м. ч. 1 л. – древняя форма оконч., появившаяся не позднее XII в. См. Граммат. правила, приложенные к изд. Востоковым Остромирову Евангелию, 1843 г., стр. 24. 317 У Калайдов., как и в др. позднейших списках и Почаев. Златоусте: „не бо есть таже пасха днесь, но антипасха наречеся“, – у Сухомл. как и в нашем списке. 322 От гл. парити (кор. пр.) – πτεσϑαι, volare, летать и затем – быстро бежать. Miclosich, Radices lin. Slov., p. 66. 323 У Калайд. и в некоторых др. списках, а также и в печатн. Златоусте здесь прибавлено: „реками бо, рече Пророк, разсядется земля, узрят и разболятся нечестивии людии“ (Кал. стр. 23; Сухом. 22; Лавр. спис.; Злат. л. 107 об.). 324 В др. списк. следует: „и птица бо, рече Пророк, обрете гнездо себе, олтаря твоя, и свою каждо поющи песнь, славит Бога гласы немолчными. Днесь поновишася...“ (Калайд. 23; Сухом. 22, прим., Златоус. 107 об.). 325 В третью неделю по Пасхе. – Самым заглавием и этого Слова указывается предмет его и содержание: «Того же Кирилла мниха слово о снятии с древа тела Христова, и о мироносицах, и похвала Иосифу и Никодиму, в неделю вторую по Пасце» – Лавр. сп., л. 73 об. В нем проповедник говорит о плаче Богоматери, представляет картину снятия Спасителя с креста, рассказывает о мироносицах, ходивших к гробу, и о явлении им ангела, возвестившего о воскресении Христа, и затем славит-ублажает похвалами Иосифа Благообразного и оканчивает молитвенным воззванием к нему «о покрове и избавлении града от всякого зла, о победе и спасении князя» и пр. Слово это дошло до нас в двух редакциях, из которых в одной части его (плач Богоматери о снятии тела Спасителя с креста), с некоторыми незначительными изменениями текста, назначалась для чтения в Страстную пятницу или субботу, а остальное – на неделю мироносиц.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Необычайность лика архимандрита Феофана естественно привлекала к нему студентов, интересующихся Духовною жизнью. Мало–помалу около него сгруппировался небольшой кружок. Его прозвали «Златоустовским» потому, что началось чтение творений святых отцов именно с Златоуста. Началось с пяти–шести человек. По совету отца Феофана, мы обратились сначала к профессору патристики. Но он (может быть, по смирению?) отказался руководить нами, сославшись на то, что будто «и сам не читал в подлинниках» отцов Церкви. Тогда мы попросили отца Феофана руководить нами Он согласился; но посоветовал выбрать нам председателя из своей среды. Избрали товарища К–ва. А отец Феофан сидел и слушал скромно, что мы говорили; а иногда отвечал нам на наши недоуменные вопросы. Ответы эти всегда были глубоки и интересны. Один из наших товарищей,– давно покойный Р–в, потом принявший монашество, – бывало, потирал незаметно под столом свои руки – от восхищения. Любили мы и чтили отца Феофана. За это студенты и прозвали нас «феофанитами». Мы, конечно, не обижались. После Златоуста (не все двенадцать томов его, а избранные) мы читали авву Дорофея; начали читать святого Симеона, Нового Богослова, но, после десяти – двадцати страниц, он нам показался трудным; и мы заменили его, с совета отца Феофана, кем–то другим. Собирались мы раз в неделю, предварительно прочитав заданный отрывок. Один был докладчиком; потом мы обсуждали; в заключение говорил отец Феофан. И мало–помалу у нас воспитывалось православное отеческое воззрение. Это и было целью. Принимали в кружок сами, кто нам казался единомышленником. Поэтому у студентов о нас сложилось строгое воззрение, которое иные характеризовали так: «Легче Днепру потечь вверх, чем попасть в Златоус–товский кружок». Вспоминается один характерный случай. На Пасху студенты, разговляясь, пили и вино, которое на этот раз подавалось студентам в столовую. После этого начинались песни,– конечно, светские. Дальше веселие переходило границы. И нам уже неприлично было оставаться. Отец Феофан устроил нам разговенье в своей столовой. Была и бутылка легкого белого вина. Мы читали житие святого Марка Фраческого (кажется, память его – 5 апреля): строжайший одинокий пустынник, повелевавший и горе двигаться, и пище – появляться в пещере. Отец Феофан на Пасху уже и не ходил в столовую к студентам.

http://pravoslavie.ru/29998.html

Одних христиан в Антиохии было 100 000 душ, но и евреи, и язычники стекались толпами слушать его слово, которое возбуждало восторг даже тех, чья душа оставалась бесчувственной. Как некогда великие пророки, он «глаголом жег сердца людей», и громкие рыдания были ответом на его пламенные слова. Церковь Апостолов, в которой он проповедовал, стала центром Антиохийской жизни. В избытке своих чувств народ называл его то сладкоглаголивым, то медоточивым, то устами Божиими. Златоус-тым назвала его одна простая женщина, которая, однажды слушая его и увлеченная впечатлением чего-то прекрасного, воскликнула: «Учитель душ наших, Иоанн золотые уста, учение твое глубоко, но слабый ум наш не все может вместить!» С этого времени и весь народ стал называть его Златоустым, и сама Церковь удержала за ним это наименование. Особенно величественно выступает образ Златоустого в истории мятежа Антиохийского. Народ, раздраженный новым налогом по случаю военных обстоятельств, произвел открытое возмущение: чернь, доведенная до ярости разными подстрекателями, свергла императорские статуи, волочила их по улицам и, наконец, разбила в куски с дерзкими насмешками и ругательствами. К вечеру эта народная буря утихла и настала зловещая тишина. Опомнившись, мятежники пришли в ужас, сознавая, что они сделали и чего теперь должны ожидать. Гонцы уже неслись из Антиохии с донесением к императору... Иоанн молчал. В первые дни этих страшных событий скорбь не позволила слову его свободно излиться из его сердца, а уныние, облегавшее души антиохийцев, не давало им даже вспомнить о слове учителя. По прошествии нескольких дней, когда сердца их смирились и смягчились, Иоанн понял, что он им нужен, и со своей кафедры обратил к ним свое слово покаяния и утешения. «Что мне сказать и о чем говорить? – начал он. – Теперь время слез, а не слов; рыданий, а не речей, молитвы, а не проповеди... Так тяжело преступление, так велика язва... они выше всякого врачевства и требуют помощи свыше. Но, возлюбленные, передайте мне ваши души, – поспешает он ободрить унывающих, – возвратимся к прежнему нашему обычаю: как мы привыкли всегда быть здесь с благодушием, так и теперь возложим все на Бога. Не упадем духом. Не столько мы сами заботимся о своем спасении, сколько Тот, Кто даровал нам душу! Окрылим же себя надеждой и будем с любовью ждать, что будет благоугодно Господу сотворить с нами!»

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Маяк”, 1815 г., март); “Обновление Святогорской Успенской общежит. пустыни, 14 авг. 1844 г., Харьков. губ., Изюм. у., при р. Сев. Донце”, СПб. 1850 г.; “Святогор. общежит. Успен. пустынь”, Харьков, 1851 г.; “Святые Горы и Оптина пустынь”, А. Муравьева, СПб., 1852 г.; “Святогорская общежит. Успен. пустынь”, Москва, изд. 3, 1853 г.; “Истор.-стат. опис. Харьков. епар.”, I, 107 (тоже самое); “Ист. Росс. Иерар.”, IV, 290; VI, 66; Ратшин, 530; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 192; “Описание монастырей”, 1817 г., 97; “Воен. статистик. обозр. Харьков. губ.”, 176; “Харьков. календ. на 1887 г.”, 235; “Харьков. губ. вед.”, 1844 г., 24 (известие о монаст.); 1851 г., 34–36 (Дубицкий, “Поездка из Славянска в Святогорье”), 38 (освящ. храмов Покрова на св. вратах и св. Николая); 1856 г., 38 – 47 (Святогор. обитель); 1857 г., 4 (исправление ошибок в предыдущей статье), 43 (Кратк. опис.); 1861 г., 41 (тоже); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1844 г., 10 (возобн. м-ря); 1845 г., 94 (пожертв. Потемкиным 230 десят. зем.); 1851 г., 11 (увелич. штата иноков); 1860 г., 13 (пожертв. земля); 1877 г., 143 (устр. лазарета для ранен.); 1884 г., 238 (школа); Вейнберг, “Матер. по истор. Воронеж. и соседн. губ.”, вып. XI, 1070 (грам. 1679 г. ц. Феод. Алексеев. Валуй. воеводе Мих. Андр. Опухтину об оказании архим. Иоилю вспомоществ. деньгами, хлебом и воском из Валуй. доходов, на основании жалов. грам. ц. Михаила Феод. 1624 г.), 1073 (грам. 1683 г. ц. Иоанна и Петра Алекс. Валуй. воеводе Гр. Дм. Кобякову о том же); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 971, 4; “Дополн. к Акт, истор.”, VII, 40 (Акты 1677–80 г. о войне с Турциею; ст. XX, строит. Иоиль); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1859 г., II, Отд. 2, 80 (Цар. грам. 1648 г. на Корочу; приход татар к Святогор. м-рю; упомин. черный поп Игнатий), 231 (Челобитн. 1645 г. Ив. Милославского о татар. полоняниках); 1860 г., III, Отд. 1, 142 (в 1744 г. имел 1.874 душ. крест.); 1862 г., II, Отд. 1, 112 (архим. Иларион Григорович с 1733 г.; здесь вместо Святогорского назван Старорусским); 1865 г., II, смесь, 116–141 (Киванова “Святогор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Митрополит Иннокентий, его духовный отец и благодетель, отошел ко Господу; многие друзья и знакомые, которых ему оставлять было бы тяжело, сошли с земного поприща или выехали из Москвы. Путь в Харьков был расчищен... Наступил самый удобный момент для осуществления воли Божией... Все лето 1882 года по Москве ходили слухи о том, что преосвященный Амвросий переводится... в Харьков. К осени эти слухи становились все упорнее и настойчивее. Наконец, в первых числах сентября сам преосвященный Амвросий получил из Петербурга верное известие хотя и в частном письме, что Св. Синодом он предназначен к переводу в харьковскую епархию. Хотя уже три года назад преосвященный Амвросий стал носиться с мыслию о том, что ему предстоит разлука с Москвой, во петербургское извещение о его переводе в Харьков как громом поразило его. От 11-го сентября он писал своему казанскому другу Н.И. Ильминскому : «по воле Божией и власти земной, меня переселяют в Харьков. В Синоде дело решено, остается только ожидать Высочайшего соизволения. Прощай Москва и Миссионерское Общество и все мои любимые московские учреждения и занятия! Вот почему я теперь и пишу к Вам со всеусердием». О Харькове преосвященный Амвросий до того времени имел самое смутное представление или – вернее – он его совершенно не знал. Вводного знакомого он не имел в этом городе. Приходилось ему идти в страну чужую и неизвестную. В виду этого он обратился прежде всего с письмом к тогдашнему харьковскому преосвященному Иустину, прося у него наставлений и руководительства. С другой стороны он писал о том же к тверскому архиепископу Савве, незадолго пред тем бывшему в Харькове епископом. Преосвященный Савва, земляк преосвященного Амвросия по своему месторождению и знакомый его по своей службе в сане епископа и викария московской епархии, не замедлил ответом и сообщением просимых сведений. На ключаря харьковского кафедрального собора, протоиерея Семена Алексеевича Илларионова он указал как на человека умного, энергичного, деятельного и хорошо знающего как консисторское делопроизводство, так и жизнь всего епархиального духовенства, назвал его своим добрым и верным сотрудником; об остальном духовенстве он отозвался не особенно выгодно, назвал его ленивым и упорным «по самой своей хохлацкой природе», не умеющим жить в ладах с народом и легко относящимся к требованиям церковного устава. Это письмо преосвященного Саввы не очень обрадовало новоназначенного харьковского архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В конце 1920-х годов городские власти решили, что на месте Николаевского собора непременно должна быть проложена трамвайная линия. В феврале 1930 г. секретариат постановил закрыть и разобрать Николаевский собор на площади Тевелева. Кирпич и другие строительные материалы планировалось пустить на строительство школ-семилеток. Точная дата взрыва неизвестна. Есть сведения, что 7 марта 1930 года комендант Харькова Петров официально предупредил горожан: “В связи с возможностью в ближайшее время разлива рек и заторов льда комиссия по борьбе с наводнением будет производить подрывы льда у мостов ”. Окна рекомендовали оставлять открытыми, а стекла оклеить бумагой. Неслучайно архитектор В.Х. Немкин за свои заслуги был награжден орденами Св. Анны и Св. Станислава 2-й и 3-й степени. Собор стоял как вкопанный на хорошем растворе и кирпиче. Взрыв произвели неудачно, завалы пришлось мучительно разбирать еще полгода». По материалам энциклопедии Украины Церкви часто давали название улицам и площадям городов. Нынешняя площадь Конституции до революции именовалась Николаевской в честь церкви святого Николая Мирликийского. Первая церковь была построена в те далекие времена, когда Харьков только основывался, и находилась за восточной стеной крепости. Основным строительным материалом в XVIII веке было дерево. А дерево, как известно, очень хорошо горит. В огне городского пожара 1733 года и погибла первая Николаевская церковь. Только почти через тридцать лет на тогдашней главной площади города началось строительство новой, каменной церкви, работы над которой были завершены в 1770 году. Храм был сооружен в характерной для Слобожанщины форме, которую мы можем увидеть на примере Покровского собора. В веке Харьков превращался в один из важнейших центров Российской империи. Николаевская церковь ветшала и городская дума, окна которой выходили как раз на храм, решила возвести новый, более значительный храм. Несмотря на то, что собор занимал центральное положение в городе, приход его был беден. Поэтому сбор средств на его возведение занял целых девять лет. Строительство Николаевского собора было поручено епархиальному архитектору Владимиру Христиановичу Немкину. К 1896 году пятиглавый, в византийском стиле Николаевский собор был готов. Новый собор стал настоящим украшением города. Однако простоял он всего лишь 34 года. Советская власть особо не церемонилась с церковью. В 1930 году для прокладки трамвайных путей Николаевский собор был взорван. Так Харьков утратил один из самых прекрасных своих символов.

http://sobory.ru/article/?object=36906

Закрыть itemscope itemtype="" > Начало освободительной войны. Битва за Харьков! Часть 1 11.03.2022 1073 Время на чтение 10 минут  Источник: РУССКИЙ ДОЗОР  «Человек, у которого жизнь развивалась от хорошего к лучшему; человек, который еще при жизни не побывал в аду, еще не человек. Он зверь, мнящий себя человеком. Страшный смерч пронесся над моим родным городом. Но я никогда не сомневался, что оккупация Харькова и других земель Юга России временна. В 2014-ом году мне казалось, что скоро мы вернемся. Но помню, как моя жена Ольга во сне увидела, что мы вернемся только через восемь лет.» Это я написал в своей книге Переход через пропасть» в главе «Образ будущего». Книга была издана в 2019 м году. Не всем было очевидно, что так будет. Но теперь это уже реальность. 24-го февраля 2022 года российские войска пересекли границу Харьковской области, началась специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины. Мне Сергею Моисееву, председателю харьковской организации «Русь Триединая» довелось участвовать в этом долгожданном историческом событии. После участия в событиях Русской весны восемь лет я прожил в Москве , но никогда не оставлял мысли вернуться в родной, исконно русский город Харьков. Перед поездкой в сторону Белгорода, увидел плакат с портретом Виктора Цоя и на ум пришли слова его песни: «Я ждал это время, и вот это время пришло, Те, кто молчал, перестали молчать. Те, кому нечего ждать, садятся в седло, Их не догнать, уже не догнать. Тем, кто ложится спать — Спокойного сна.» Перед тем, как отправиться в Харьков в первой колонне, я думал о смысле происходящего. Открыл Библию и попал на книгу Пророка Иезекиля. Открыл на главе 22. Прочтите главы 21.22 книги пророка Иезекиля и вам все станет ясно. Там ключ понимания к происходящему. «И было ко мне слово Господне: и ты, сын человеческий, хочешь ли судить, судить город кровей? выскажи ему все мерзости его. И скажи: так говорит Господь Бог: о, город, проливающий кровь среди себя, чтобы наступило время твое, и делающий у себя идолов, чтобы осквернять себя!

http://ruskline.ru/opp/2022/03/11/nachal...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Русский Харьков К выходу книги Станислав Минаков   10:14 14.02.2024 120 Время на чтение 4 минуты Сегодня, в канун праздника Сретения Господня, а для меня это и дни памяти моего отца, родившегося в Харькове в 1929 г. (как и я через 30 лет) и пережившего оба года немецко-фашистской оккупации Харькова, в московском изд-ве " Вече " вышла моя 432-страничная книга " Русский Харьков " . В книге «Русский Харьков» Станислава Минакова, уроженца Харькова как минимум в четвертом поколении, члена Союза писателей России, лауреата международных, всероссийских и харьковских литературных и журналистских премий, собраны статьи автора, посвященные святыням, подвижникам, выдающимся творческим и общественным деятелям, а также событиям Имперской и Советской истории города Харькова, основанного в 1654 г. по указу Московского Царя Алексея Михайловича Романова (Тишайшего), города, побывавшего в 1918 г. столицей Донецко-Криворожской Республики и в 1919–1934 гг. — первой столицей УССР.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/14/russki...

– Положение иноверия в России. Истор. Обозрение. Варшава. 1904 – Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. Историческое исследование. М. 1890. Zeller Ed. Staat und Kirche. Lpz. 1873. Церковная Правда. Изд. прот. А. П. Мальцева. Берлин. 1913 г. и первая половина 1914 г. Церковная Правда. Заключительный номер, посвященный памяти о. протоиерея А. П. Мальцева. Серг.-Пос. 1916. Церковное запрещение и разрешение. Прав. Собеседник. 1859. 1 Церковные вотчины при Петре Вел. Там же. 1864. 1. Церковные постановления о священстве. Там же. 1859. II. Zhishman J. Das Eherecht der oriental. Kirche. Wien. 1864. – Das Stifterrecht. Wien 1887 – Die Synoden und Episcopal-Aemter in morgenl. Kirche. Wien 1867 Zorn Ph. Lehrbuch des Kirchenrechts. Stuttgart. 1888. – Staat und Kirche in Norwegen bis zum Schlusse des dreizehnten Jahrhunderts. München. 1875. Ueber einige Fragen des Kirchenrechts u. d. Kirchenpolitik. Bern. 1876. Ч. Чеглоков П. Об органах судебной власти в России от основания государства до вступления на престол Алексея Михайловича. Юр. сборник Мейера. 1855. Чельцов М. Единоверие за время столетнего существования его в русской церкви (27 окт. 1800–27 окт. 1900 г.). СПБ. 1900. – О приходе и регистрации прихожан. СПБ. 1905. – Современная жизнь в расколе и сектантстве. Выпуск первый. 1904-й год. СПБ 1905 г. – Церковь королевства Сербского со времени приобретения ею автокефальности (1879–1896 гг.) Историко-канон. очерк. СПБ. 1899. Чиж Вл. Расторжение брака вследствие помешательства супруга. Вестник права. 1899, октябрь. Чижевский И. Инструкция церковным старостам. Харьков. 1893. – Собрание церковно-гражданских постановлений о монашествующих и монастырях. Харьков. 1898. – Устройство православной российской церкви, её учреждения и действующие узаконения по её управлению. Харьков. 1898. – Церковное хозяйство. Харьков. 1891. Чин исповедания и обещания архиерейского. СПБ. 1901. Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе. Церк. печ. Чистович И. Феофан Прокопович и его время. СПБ. 1868.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Моя сестра (ей 29 лет) и ее муж тоже очень хотят детей. У них две беременности закончились неудачно. Если есть такая возможность, пожалуйста, вышлите нам освященные на поясе Пресвятой Богородицы пояски. Очень надеемся на то, что наши молитвы не останутся без ответа. Спасибо вам за то важное дело, которое вы делаете. Спасибо. 04111, Украина, г. Киев, ул. В. Пика, д. 16, кв. 19. Пожидаева Наталия. Наталия 2012/04/03, 15:42:36 Здравствуйте братия. Я написала вам письмо, потом увидела, что у вас можно пояс Богородицы заказать. Я из Украины город харьков. Возможно мне прислать в харьков?. У нас в семье несколько лет несчастия одни. Семья душевно больна. Ни у кого не слаживается семейная жизнь и много того что хочется что бы оно ушло от нас. Боже милостливый очень хочется семью. Если возможно на харьков. почта- Solidworcks@mail.ru г харьков. 17 партсьезда. дом 4. квартира32. индекс:61115 Спасибо вам. текст Валентина. 2012/04/03, 13:04:32 А мне кажется что уменя никаких особых проблем нет. Вроде все хорошо и все есть и работа, и чуткие коллеги, и сын недавно женился на хорошей девушке, но детишек пока нет, и досуг интересный-помогаю в монастыре по мере сил, а сын поет по воскресеньям на клиросе в этом монастыре, и со здоровьем особых проблем нет. Значит мне поясок не пришлют? На всякий случай оставлю свой адрес, с надеждой что и к нам Богородица будет милостива и у сына появятся здоровые и крепкие детишки. 153002 г.Иваново, ул. Калинина, д.31/20, кв.34, Красильникова Т.М. текст Татьяна М. 2012/04/03, 06:39:24 Пресвятая Богородица, защити нас от всех врагов, избавь от бед и тяжких обстояний, даруй нам мир, долгоденствие, здравие, успех, благочестие, благополучие, спаси нас своими молитвами.Аминь. р.б. Екатерина 2012/04/02, 16:59:25 Здравствуйте братья Афонского монастыря. Уже как 3 года не можем зачать ребеночка, живем вместе 7 лет. Обследование мужа и меня показали что все хорошо, но малыша все нет и нет. Мне 32 года мужу 49 лет. В первом браке у него родились две девочки. Просим Вас, пришлите пожалуйста освяшенный пояс Пресвятой Богородицы!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=859&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010