Своим служением Христос отвечает на чаяния, содержащиеся в ВЗ, о наступлении Царствия Божия как о прекращении несчастий и страданий (Лк 7. 22; Мф 11. 5). В ВЗ Мессия ожидается как носитель Духа (Ис 11. 2). При крещении Христос помазуется Духом (Мк 1. 10). Евангелист Лука, цитируя общее для всех евангелистов (ср.: Мф 3. 3; Мк 1. 3; Ин 1. 23) пророчество из Книги прор. Исаии (Ис 40. 3-5), приводит его полностью, делая смысловой акцент на наступлении ожидаемого в ветхозаветной истории спасения: «И узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк 3. 6). Рождество Иисуса Христа и обетование о спасении Идея спасения раскрывается уже в самом имени Иисуса Христа, возвещенном ангелом Господним: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1. 21). Тем самым уже с первых глав возвещается основное положение евангельского богословия о том, что спасение - это не теория или учение, а Сама Личность Иисуса Христа и живая связь с Ним верующего. Возвещенное спасение от греха раскрывается в дальнейшем в проповеди Иоанна Крестителя о покаянии, к к-рому приходили люди, крестились от него, исповедуя свои грехи (Мф 3. 6), а также в словах Иисуса Христа, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф 9. 6). Миссия Иоанна Предтечи была направлена на полное изменение духовного состояния сынов Израилевых (Лк 1. 17), а пришествие Мессии должно было «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их...» (Лк 1. 77). Христос также объявляет, что пришел «призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9. 13; ср.: 11. 19). В Евангелии от Луки подробно раскрывается тема спасения в повествовании о рождении Иисуса (гл. 1; соответствующая терминология встречается 6 раз). В стихах, называемых Песнью Пресв. Богородицы, Мария как буд. Мать Мессии отождествляет Себя с народом Божиим и радуется о Боге, Ее Спасителе (Лк 1. 47 слл.). Спасительные деяния Господа рассматриваются в Песни как часть многовековой истории и милостивого попечения Божия об избранном Им народе.

http://pravenc.ru/text/344423.html

Слово в неделю пред просвещением И проповедаше (Иоанн) глаголя: грядет Креплий мене во след мене, Емуже несмь достоин преклонися разрешити ремень сапог Его. Аз убо крестих вы водою: Той же крестит вы Духом Святым ( Мк. 1:7–8 ) С новым годом благости Господней приветствую всех вас и желаю всем от искреннего сердца обновления в духе, в вере, в уповании, в любви, во всем житии так, чтобы всем быть новою тварию, по апостолу: аще кто во Христе – нова тварь 6 . Прошел светлый праздник Рождества Христова; приближается другой светлый праздник Просвещения – Крещение Христово, бывшее 30 лет спустя по Рождестве Христовом. С этого времени надлежало Иисусу Христу вступить в открытое, славное Свое служение спасению человеческого рода. Для приготовления людей к принятию столь славного Царя неба и земли, Творца веков, единородного, собезначального Отцу и Духу Святому, – Сына Божия, – послан был великий провозвестник и пророк, Предтеча Господень и Креститель Иоанн, человек жизни в высшей степени строгой, праведной и святой. Ему повелено было от Бога в пустыне, в которой он жил, идти на берега Иордана и там проповедывать стекавшемуся народу крещение покаяния во оставление грехов. Об этом великом Предтече и ангеле во плоти было предсказано пророком Малахием, память которого воспоминалась третьего дня: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. И вот явился Иоанн, крестя в пустыне, и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордан, исповедуя грехи свои 7 . Крестились от Иоанна люди грешные, подобные нам; но для чего, спросите вы, крестился от Иоанна безгрешный, святейший Господь? – Для того, братья мои, чтобы освятить для нас воды крещением Своим и, чтобы установить и узаконить для нас таинство св. крещения, через которое все мы очищаемся от скверны греха и возрождаемся в новую духовную, благодатную жизнь, – освящаемся и делаемся чадами Божиими, народом святым, царственным священством, наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Страшный суд начинается уже здесь. И выбор делаем мы сами. Не столько Господь будет определять, идти ли нам в жизнь в вечную или в муку вечную, сколько мы сами определяем свою судьбу, когда избираем жизнь или смерть, благословение или проклятие. Путь к Богу. Неделя перед Богоявлением Закончился праздник Рождества Христова, приближается праздник Крещения Господня. В первые века это был один праздник — Богоявления, когда вспоминалось и рождение Спасителя, и выход Его на проповедь. Но к концу IV века Рождество и Крещение стали отмечаться раздельно. Сегодня, находясь на перепутье между двумя праздниками, мы слышим начало Евангелия от Марка, где говорится об Иоанне Крестителе (Мк. 1:1–8), и конец Второго Послания к Тимофею, которое было написано апостолом Павлом незадолго до его мученической смерти (2 Тим. 4:1–8). Какая связь между этими чтениями? Думаю, та, что оба они говорят нам о вере в Бога как о пути. Вера — это путь, по которому мы идем к Богу, и путь, по которому Господь приходит к нам. Проповедь Евангелия началась со слов Иоанна Крестителя, обращенных к народу: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». А апостол Павел говорит: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:67). Течение — значит бег; апостол использует здесь образ бегуна на дистанции, достигшего своей цели, выигравшего соревнование. Таким образом, мы слышим сегодня и о начале, и конце пути, и о том венце, который готовится каждому из тех, кто не споткнулся, не оступился на беговой дорожке духовной жизни, но достиг своей цели. А цель — это Сам Господь. Началом христианской жизни, началом, которое мы должны полагать ежедневно, является покаяние. Слова Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2) обращены к каждому из нас. Эти слова нужно понимать не в том смысле, что Царство Божие приблизилось хронологически, но в том смысле, что оно всегда рядом с нами, оно всегда готово придти и приходит к нам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

Так чудо предшествовало чуду: прежде нежели Пресвятая Дева Мария родила Христа, престарелая Елисавета родила Предтечу Христова, дабы видевшие необычайное по законам природы рождение от неплодной старицы, уверовали потом превышеестественному рождению от безмужной Девы: ибо всемогущая сила Божия, разрешившая неплодство старицы Елисаветы, конечно могла и нетленную отроковицу Марию соделать Матерью, ибо Создателю послушно всякое естество. Когда же Елисавета родила сына, и узнали о том ее соседи и сродники, то все радовались милости Божией, какую явил ей Господь, сняв с нее поношение безчадства. И исполнились тогда слова благовестника Гавриила, который говорил Захарии: жена твоя родит тебе сына, и многие о рождестве его возрадуются. В восьмой день по рождении собрались в дом Захарии священники и другие сродники, чтобы обрезать младенца, и хотели назвать его по имени отца – Захариею, но мать не соглашалась на сие. Будучи супругою пророка и матерью величайшего из пророков, Елисавета и сама была исполнена дара пророческого, и как пророчица желала, чтобы ее сына нарекли Иоанном. Тогда обратились к отцу младенца и знаками стали спрашивать его: как бы он желал назвать сына? Немотствующий Захария попросил дощечку и написал: «Иоанн будет имя ему». И тотчас отверзлись уста Захарии, и разрешился язык его, и он стал говорить, прославляя Бога. И дивились все таким чудесам: дивились тому, что старица неплодная родила сына, и что отец и мать избрали для сына необыкновенное имя, и что по написании сего имени немой отец стал говорить. И был страх на всех живущих вокруг их; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. И все, слышавшие о сем, говорили: что будет младенец сей? ( Лк. 1:66 ). И рука Господня была с младенцем, умножая в нем благодать Божию, и охраняя жизнь его. Дошел слух о чудесном рождении Иоанна и до царя Ирода. И вот, когда родился Господь наш Иисус Христос, и Ирод послал в Вифлеем воинов, чтобы избить там всех детей, он вспомнил тогда и об Иоанне, сыне Захарии, и подумал: не он ли будет царем Иудейским? И послал он воинов в дом Захариин; но посланные не нашли там Иоанна, ибо лишь только святая Елисавета услышала, что в Вифлееме началось избиение младенцев, тотчас же взяла свое дитя и убежала с ним в горы соседней пустыни, а святой Захария в то время находился в Иерусалиме, совершая служение во храме по чину среды своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Так чудо предшествовало чуду: прежде нежели Пресвятая Дева Мария родила Христа, престарелая Елисавета родила Предтечу Христова, дабы видевшие необычайное по законам природы рождение от неплодной старицы уверовали потом превышеестественному рождению от безмужной Девы: ибо всемогущая сила Божия, разрешившая неплодство старицы Елисаветы, конечно, могла и нетленную отроковицу Марию соделать Матерью, ибо Создателю послушно всякое естество. Когда же Елисавета родила сына и узнали о том ее соседи и сродники, то все радовались милости Божией, какую явил ей Господь, сняв с нее поношение бесчадства. И исполнились тогда слова благовестника Гавриила, который говорил Захарии: «Жена твоя родит тебе сына, и многие о рождестве его возрадуются». В восьмой день по рождении собрались в дом Захарии священники и другие сродники, чтобы обрезать младенца, и хотели назвать его по имени отца – Захарией, но мать не соглашалась на это. Будучи супругой пророка и матерью величайшего из пророков, Елисавета и сама была исполнена дара пророческого и как пророчица желала, чтобы ее сына нарекли Иоанном. Тогда обратились к отцу младенца и знаками стали спрашивать его: как бы Он желал назвать сына? Немотствующий Захария попросил дощечку и написал: «Иоанн будет имя ему». И тотчас отверзлись уста Захарии и разрешился язык его, и он стал говорить, прославляя Бога. И дивились все таким чудесам: дивились тому, что старица неплодная родила сына, и что отец и мать избрали для сына необыкновенное имя, и что по написании сего имени немой отец стал говорить. И был страх на всех живущих вокруг их; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране иудейской. И все слышавшие о сем говорили: «Что будет младенец сей?» И рука Господня была с младенцем, умножая в нем благодать Божию и охраняя жизнь его. Дошел слух о чудесном рождении Иоанна и до царя Ирода. И вот, когда родился Господь наш Иисус Христос и Ирод послал в Вифлеем воинов, чтобы избить там всех детей, он вспомнил тогда и об Иоанне, сыне Захарии, и подумал: не он ли будет царем иудейским? И послал он воинов в дом Захариин; но посланные не нашли там Иоанна, ибо лишь только святая Елисавета услышала, что в Вифлееме началось избиение младенцев, тотчас же взяла свое дитя и убежала с ним в горы соседней пустыни, а святой Захария в то время находился в Иерусалиме, совершая служение во храме по чину чреды своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

21 мая. Память святых равноапостольных царей Константина и Елены Тропарь, гл. 8: Увидев на небе изображение Креста Твоего, Господи, и, как Павел, не от людей приняв апостольское звание, царственный Твой апостол Константин вверил руке Твоей свой главный город, который храни всегда в мире, по молитвам Богородицы, Единый Человеколюбец. 24 июня. Рождество святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня Тропарь, гл. 4: Пророк и Претдеча пришествия Христова! Мы, с любовию чтущие тебя, недоумеваем, как достойно восхвалить тебя, ибо славным и священным рождением твоим окончилось бесплодие матери и немота отца твоего, и проповедуется миру воплощение Сына Божия. Величание: Прославляем тебя, Предтеча Спасителя Иоанн, и почитаем преславное твое рождение от неплодной. Стихи из псалмов Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего ( Лк. 1, 68–69 ). Клялся Господь Давиду в истине и не отречется ее. Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему ( Пс. 131, 11.17 ). Сильно будет на земле семя его, род правых благословится ( Пс. 111, 2 ). Служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей. И ты, младенец, назовешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощение грехов их по благоутробному милосердию Бога нашего, направить ноги наши на путь мира ( Лк. 1, 75–79 ). Кондак, гл. 3: Прежде неплодная ныне рождает Христова Предтечу, ибо он – исполнение всех пророчеств; возложивший руку в Иордане на Того, о Ком предсказывали пророки, явился пророком и проповедником Слова – Сына Божия и вместе Предтечею Его. Прокимен, гл. 4: И ты, младенец, назовешься пророком Всевышнего. Стих: Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему. ( Лк. 1, 76.68 ). 26 июня. Явление Тихвинской иконы Божией Матери Тропарь, гл. 4: Ныне, как светлейшее солнце, просвещая мир лучами благодати, воссияла нам на воздухе всечестная икона Твоя, Владычица. Ее, как некий Божественный дар, благоговейно приняв свыше, великая Россия прославляет Тебя, Богоматерь, Владычицу всех, и радостно восхваляет родившегося от Тебя Христа Бога нашего. Ему молись Ты, Госпожа Царица Богородица, чтобы сохранил Он невредимыми от всех вражеских нападений все города и страны христианские и спас с верою поклоняющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дева, не познавшая брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

27), как будто отклонил прославление Своей Матери, потому что «блаженными» назвал слышащих слово Божие и соблюдающих его (Лк 11. 28). Однако мнимость этих противоречий со всей очевидностью обнаруживается в свете Предания. Правосл. экзегетическая традиция объяснение евангельского текста Мф 11. 11 ищет в продолжении 11-го стиха, где содержатся следующие слова Христа: «...но меньший в Царстве Небесном больше его» (т. е. Иоанна Крестителя). Согласно этой традиции, рассматриваемый текст имеет в виду разные степени духовного совершенства, какие могли быть достижимы ветхозаветным человеком, к-рому еще не было доступно состояние обожения, и человеком НЗ, для к-рого в Искуплении, совершенном Иисусом Христом, открылась возможность приобщения к полноте благодати Св. Духа и вхождения в Царство Небесное ( Лопухин. Толковая Библия. С. 216). Св. Иоанн Предтеча был величайшим пророком; своей святостью он превзошел «рожденных женами» ветхозаветных праведников; однако он был сыном ВЗ и жил лишь надеждой на исполнение обетованных благ. Жизнь Девы Марии проходит в двух Заветах; и хотя ветхозаветный период Ее жизни являет собой предельную высоту Ее святости, какая была возможна до пришествия Христова, духовное совершенство Девы Марии во всей полноте осуществляется лишь в НЗ и несравненно превосходит Ее ветхозаветную праведность. Литургическое предание усматривает в Лк 11. 27-28 не умаление, а прославление Богоматери: этот текст включен в евангельское чтение во время всенощного бдения в Богородичные праздники. Объяснению этого, на первый взгляд, странного факта помогают др. евангельские места, в к-рых, как и в анализируемом тексте, говорится об отношении к слову Божию. В одном из них повествуется о том, как однажды пришли «Матерь и братья» Иисуса Христа, желая встретиться с Ним. Однако не могли этого сделать, т. к. Христос был окружен множеством народа. «И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк 8.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/20/...

47 Все, слушавшие Его, дивились разуму и ответам Его. 48 И, увидев Его, удивились; и матерь Его сказала Ему: Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и я с великой скорбью искали Тебя. 49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? 50 Но они не поняли сказанных Им слов. 51 И Он пошел с ними, и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И матерь Его сохраняли все слова сие в сердце своем. 52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и человеков. Ст. Как понимать слова Иисуса Христа Иосифу и пресв. Богородице, когда они по долгом искании наконец нашли Его в Иерусалиме, в храме, среди учителей: Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Зачем было искать Меня, т. е. в других местах, а не здесь? Мне, как посланному от Отца на особое служение роду человеческому, о чем уже нечто вы знаете, и естественно и прилично делать то, для чего и послан от Отца, и быть здесь в храме, который принадлежит Отцу моему. Какое евангелие читается на молебне по случаю Нового года? То же, которое читается 1-го сентября на литургии, – о том как однажды в день нового года у евреев Иисус Христос вошел в Лазарете в синагогу и всенародно прочитал пророчество Исаии о новом времени, устрояемом для людей чрез Него, как Спасителя. Лук. 4, 16–22 . Евангелие недели перед Просвещением или Крещением Скажите о недели перед Просвещением. Некоторые из великих праздников, каковы Рождество, Крещение Господне и Воздвиженье, обыкновенно имеют пред собою и после себя недели, т. е. воскресные дни, в евангельских и апостольских чтениях и нескольких песнях коих есть некоторое отношение к этим праздникам, и кои от того называются неделями: пред Рождеством, по Рождестве, пред Просвещением, (Крещением), по Просвещении, пред Воздвижением, по Воздвижении. Таким образом последний воскресный день перед Крещением называется неделею пред Просвещением. В сей день воспоминается обстоятельство, предшествовавшее крещению Христову, именно проповедь Иоанна Предтечи Христова в пустыне и крещение в реке Иордан проходивших к Нему иудеев, для приготовления к принятию Самого Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

80 Халев и Иисус Навин – единственные иудеи, которым посчастливилось войти в землю обетованную, т.к. все остальные евреи старше 20 лет были наказаны Богом, потому что роптали на Него. После покорения Ханаана Иисус Навин, ставший вождем после Моисея, разделил землю между двенадцатью коленами Израиля. Получил и Халев, сын Иефоннин, происходивший из колена Иудова, свою долю: город Аврок, родовой город Енака. Затем он попытался завоевать Давир, и сказал Халев, что отдаст в жены дочь свою Ахсу тому, кто овладеет городом Давир. И овладел им Гофониил, сын Кенеза. И когда привел её отец к Гофониилу, она крикнула с осла, на котором сидела, и Халев спросил, чего она хочет. Тогда она ответила: «Дай мне благословение, ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод». И дал ей Халев источники верхние и источники нижние ( Нав. 15:13–20 ). 82 По монашеским канонам, отрекшийся от мира должен забыть всё, что связывает его с миром, в том числе родителей и близких. Подразумевая это, Господь сказал ученику, просившему отпустить его на похороны своего отца: «Оставьте мертвым погребать своих мертвецов» ( Мф. 8:22 ). В другой раз, беседуя с апостолами, сказал: «Кто любит отца или матъ более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10:37 ). 83 Речь идет о грешнице, которая за два дня до Пасхи пришла в дом прокаженного Симона в Вифании, где был Иисус Христос с учениками. Она принесла алавастровый сосуд чистого и многоценного мира и вылила его на главу Господа ( Мк. 14:3 ; Ин. 12:1–3 ). Другой женщиной в доме была Мария, сестра Лазаря, которая помазала ноги Господу миром в своём доме за 6 дней до Пасхи. 84 Подразумевается посланная Богом в наказание десятая и последняя язва фараона, когда Ангел Господень поразил в одну ночь всех первенцев у египтян за то, что фараон не отпускал израильтян из Египта в землю обетованную. И сделался великий вопль (во всей земле) Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца (Исх. гл. 12). Читать далее Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 2. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Ho и святые отцы убеждают нас вооружаться против подобных прельщений. Святитель Григорий Нисский в «Слове о чревовещательнице» изъясняет, что дух, с которым беседовал Саул, не был духом Самуила, но духом бесовским. И невозможно, продолжает святитель, чтобы он был духом Самуила, ибо на призыв волшебницы вышел «представлявшийся Самуилом» 155 , а не сам пророк. Так Саул, вместо того чтобы говорить с Самуилом, говорил с диаволом в образе Самуила. Этот мнимый Самуил сказал ему: завтра ты и сыны твои будете со мною ( 1Цар.28:19 ). Но как мог произнести это святой и праведный пророк, которому Бог поведал о Сауловом отвержении: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? ( 1Цар.16:1 ) и который при жизни сам возвестил Саулу: не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем ( 1Цар.15:26 )? Суровые же слова Писания: Так умер Саул за свое беззаконие... за то, что... обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа ( 1Пар.10:13–14 ) вполне подтверждают толкование божественного отца Церкви Христовой. А святой Иоанн Лествичник говорит: «Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр», ибо «бесы тщеславия – пророки в снах... Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком» 156 . И все другие отцы из-за опасности прельститься «видениями и снами» принимали открываемое в них не иначе, как после длительного и строгого испытания. Спирит : В Священном Писании неоднократно повествуется о явлениях умерших праведников и ангелов. Отсюда мы заключаем, что в спиритизме нет ничего противохристианского. Священник : То правда, что Священное Писание повествует о пророках Моисее и Илии (см.: Мф.17:3 ), явившихся во время преображения Иисусова на Фаворе, как и о явлении в Иерусалиме многих усопших святых... по воскресении Его (см. Мф.27:52–53 ). Еще чаще говорит оно о явлении ангелов. Так, ангел предвозвещает рождество святого Иоанна Предтечи (см.: Лк.1:11–20 ) и Самого Спасителя (см.: Лк.2:9–15 ), укрепляет Господа за молитвой в Гефсиманском саду (см.: Лк.22:43 ) и открывает мироносицам тайну Его восстания из мертвых (см.: Мф.28:2–7 ; Лк.24:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010