И на это мать его сказала: “Нет, но будет он назван Иоанном”. И сказали ей: “Никого нет в родне твоей, кто назывался бы этим именем”. И спрашивали знаками отца его, как бы он хотел назвать его. И, попросив дощечку, он написал так: “Иоанн – имя ему”. И удивились все. И тотчас раскрылись уста его и язык, и он говорил, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них, и по всей горной стране Иудейской говорили обо всех этих событиях. И все слышавшие положили это на сердце свое, говоря: “Чем же будет это дитя?” Ибо рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, говоря: “Благословен Господь, Бог Израилев, что посетил и сотворил искупление народу Своему. И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь названо, ибо ты будешь идти пред лицом Господа – приготовить пути Ему”. Дитя же возрастало и укреплялось духом; и был он в пустынях до дня явления его пред Израилем. Лк 1:5–25, 57–68, 76, 80 Причастен: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится. Причастен В вечной памяти будет праведник, от злой молвы не убоится. Ряд же, Апостол и Евангелие вычитаем напреди. Подобает ведати, яко аще случится праздник Иоанна Предтечи в неделю, предваряются вся воскресная. Рядовые же Апостол и Евангелие вычитываем заранее. Подобает знать, что если случится праздник Иоанна Предтечи в Воскресный день, предваряет все воскресное. Молитва: Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю: пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Искушения в пустыне окончились. Побежденный диавол оставил Христа «до времени». Иисус Христос, подкрепленный Святым Духом и благословением Отца Своего Небесного, из пустыни направился к берегам Иордана, в Вифавару, где Его Предтеча продолжал призывать народ к покаянию. Иоанн Креститель, увидев приближающегося к нему Иисуса и указывая на Него, сказал народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его... но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Таким образом, Предтеча всенародно объявил Иисуса Христа – Мессией, Сыном Божиим. По свидетельству Иоанна Крестителя, Мессия будет не политическим всемирным владыкой, а Агнцем Божиим, Который столько тысячелетий предызображался в жертвоприношениях. Он так же, как невинные ягнята (агнцы) и тельцы, заклавшиеся для всесожжения, кротко примет на Себя страдания и смерть, прольет кровь Свою за грехи всего мира, чтобы спасти людей от вечной смерти. Вернувшись из пустыни, Христос временно поселился близ Иордана, где крестил Иоанн. На другой день Иоанн Креститель опять увидел проходившего мимо Иисуса Христа и сказал стоявшим около него двум своим ученикам: «Вот Агнец Божий». Услышав от Иоанна эти слова, оба ученика его пошли за Иисусом. Один из них был Андрей, которого впоследствии Церковь стала именовать Первозванным, Другой же был Иоанн Богослов. Оба они занимались рыболовством и жили в рыбацком городке Вифсаиде. Это событие евангельской истории хорошо известно по знаменитому полотну Иванова «Явление Христа народу». Вдохновенный Предтеча указывает толпе на приближающегося Спасителя. Люди взволнованы: кто смотрит с надеждой, кто с любопытством, а кто и с сомнением. А Христос твердыми шагами спускается по дороге. Он знает, куда идет и для чего послан в мир. Господь, увидев идущих за Ним Андрея и Иоанна, остановился и спросил их: «Что вам надобно?» Они ответили Ему: «Учитель, мы желаем знать, где Ты живешь?» [ ]

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Скачать epub pdf Совсем скоро начнется Рождественский пост, во время которого православные христиане готовятся к достойной встрече величайшего события – Рождения на свет Спасителя. Конечно, кто-то из нас постится уже не впервые и многое знает об этом периоде. Однако любой пост всегда вызывает затруднения даже у опытных людей. На некоторые вопросы мы попросили ответить протоиерея Геннадия Фаста , настоятеля храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены города Абакана, автора многих книг о христианстве. – Отец Геннадий, зачем православным четыре многодневных поста? Не достаточно ли одного Великого, а также среды и пятницы – дней недели, когда мы вспоминаем о том, как Христос был предан и распят? Зачем нам еще Рождественский пост? – В апостольские времена пост был установлен в те дни, когда вспоминались события, отнявшие у христиан Христа. Вот слова Евангелия: Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься ( Мф. 9, 14–15 ). И ученики Спасителя, когда Церковь была создана в Духе Святом, постились именно в среду, в пятницу и в Святую Четыредесятницу – в предпасхальный пост, который мы сегодня называем Великим. Но всякий добрый саженец растет, у него появляются новые ветви, крепнут корни. История христианства насчитывает двадцать веков, Церковь наша – уже большое дерево, поэтому со временем и возникли другие посты: например, однодневные, как на Усекновение главы Иоанна Предтечи или Воздвижение Креста Господня, в память о Божией Матери – Успенский, в честь святых апостолов – Петропавловский. Появился и Рождественский пост. Возникновение постов происходило в разных странах в разное время. Рождественский пост на Руси был утвержден митрополитом Московским Максимом примерно в 1300 году. Киевская Русь этого поста не знала, хотя уже тогда прославились великие Киево-Печерские угодники Божии, тогда зародилась Русь Святая.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сын Божий естественный, желая, чтобы сыны Божии приобщенные были сообразны Ему на земле не в чем-либо ином, как в страданиях, показал это Свое хотение при Своем рождестве. Ибо, сойдя с неба в землю, чтобы возвести от земли на небо род человеческий, и родившись от Пречистой Девы в Вифлееме, тотчас же дарует спасение четырнадцати тысячам младенцев, подобных Ему в младенчестве, и дарует его не иначе, как только мученичеством, чтобы те, которые будут сообразны Ему в небесной славе, прежде всего были сообразны Ему на земле в страдании. Ныне празднуемый святой Иоанн Предтеча явил себя сообразным Спасителю в страдании, на что хорошо указывает и самый настоящий день пятничный – день воспоминания о двух тех смертях. И когда воспоминание о двух смертях соединяешь в одно место, то видишь как бы одну истину. Взят и связан Христос: «Взяли и связали Его» ( Ин. 18:12 ). Взят и связан святой Иоанн, ибо «Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду» ( Мф. 14:3 ). Умирает Иоанн в темнице; и во время смерти Христовой тьма была по всей земле ( Лк. 23:44 ). Христос преклонил на Кресте главу Свою, Иоанн преклонил главу свою под меч; и оба проливают кровь свою. Иоанн пострадал за истину с радостью. Христос, Сама Истина, пострадал за наши неправды: «Тот грехи наши понес» ( Ис. 53:4 ). Так, сообразуясь между собой в смерти, Господь и раб, Христос и Предтеча беседуют друг с другом по Писанию: «Возлюбленный Мой Мне, и Я ему» ( Песн. 2:16 ), Христос говорит: «Возлюбленный Мой Иоанн, раб Мой и Предтеча Мой подобен Мне, а Я ему». Иоанн же отвечает: «Иисус Христос, Господь Мой, «у Которого я недостоин развязать обувь на ногах» ( Деян. 13:25 ), сообразен мне, ибо принял на Себя образ мой, и я подобен Ему, умирая от беззаконного Ирода, как Он от синагоги иудейской». Разве только в том можно усмотреть между ними разницу, что Христос умер на Кресте, а Иоанн усечен мечем. Но это случилось для того, чтобы сбылись слова, сказанные Иоанном: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин. 3:30 ). Христос возрос высоко, вознесенный выше всех на Кресте, Иоанн же умалился мечом и отпавшею от тела на землю главой поклонился до ног Христу Господу своему, до ног, стоящих на Кресте, что он предвидел пророческими своими очами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1956 г. Слово в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Только о двух величайших событиях в истории рода человеческого возвестил Господь Бог через Архангела Гавриила: о Рождестве во плоти Предвечного Сына Своего и о рождестве Его Предтечи и Крестителя Иоанна, величайшего из рожденных женами, по слову Господа Иисуса Христа. Рождение Предтечи Господня сопровождалось чудом разрешения уз языка его отца Захарии, связанного Архангелом за неверие благовестию. Оно было прославлено пророчеством Захарии: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приуготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира ( Лк. 1:76–79 ). Вся жизнь Предтечи Господня Иоанна была совершенно необыкновенна. О младенческих годах его мы знаем только от евангелиста Луки, что он возрастал и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю ( Лк. 1:80 ). Как и когда оказался св. Иоанн в пустыне, точно не известно. По преданию, царь Ирод после избиения Вифлеемских младенцев хотел убить Иоанна, но не смог найти его и в ярости велел убить отца его Захарию. А Елизавета, услышав, что воины ищут ее ребенка, бежала с ним в гористую пустыню и, недолго прожив там, умерла. Иоанн же остался один. Как питал его Господь Бог , как хранил от диких зверей, как научился юный Предтеча питаться саранчой и диким медом, мы не знаем. Но твердо верим, что Богу все возможно ( Мф. 19:26 ). Прожил он в пустыне в глубоком одиночестве лет до тридцати. Никаким рукодельем он не занимался, книг не имел, да и читать не умел. Что делал он там? Такие философы, как Декарт и Кант, долгие часы и даже дни неподвижно сидели в креслах, погруженные в размышления. Но если глубока философия, то гораздо более глубоко богомыслие – высшая форма молитвы без слов, которую Святые Отцы называют умной молитвой. Непостижимо велика глубина духовного общения с Богом величайших святых. Преподобный Павел Фивейский прожил 91 год в пустыне, совершенно неведомый миру, имея общение только с одним Богом. Преподобный Арсений Великий целые ночи до восхода солнца стоял под открытым небом с воздетыми к небу руками. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и тысячу ночей молился Богу, стоя на плоском камне. Конечно, подобное делание нес и св. Иоанн Предтеча. В непрестанном размышлении о Боге и о судьбах мира, в глубоком молитвенном общении с Богом возрастал его великий дух, его понимание путей спасения, которым он должен научить погибающий в грехах народ, изменить и углубить его мысли и чувства, побудить к покаянию и исправить их кривые и лукавые пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

3. Третья же часть откладывалась каждый 3й год(т.е. в 3й и 6й годы семилетнего цикла) вместо праздничной для подаяния бедным. Втор. 14: 28 -29: «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год, и клади в жилищах твоих… и пришелец, и сирота, и вдова… пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (ср. Вт. 26;12–15, Ам.4;4-5 ). В последнем случае получается, что милостыня (часть на бедных) не просто давалась по желанию, а была обязательной заповедью и входила в понятие «десятины»! — о чем мы еще подробней поговорим в дальнейшем, а пока я хотел бы обратить внимание на то, что кроме десятины от всех трудов своих ( Лев 27; 30-32 ) иудеи отделяли еще одну десятую часть от оставшегося после уже отданной десятины дохода. Отсюда по аналогии с Четыредесятницей, как ежегодной духовной десятины храмового благочестия, можно развить учение и о праздничной духовной десятине, т.е. предпраздничных постах, общее количество дней которых должно составлять в сумме не более 33, в число которых должны входить не только известные посты перед Рождеством Христовым, Богоявлением, Успением Богородицы, памятью ап. Петра и Павла, но и перед другими великими праздниками, положение которых не препятствует постовой практике. Давайте попробуем в теории все эти 33 дня поделить между всеми возможными предпраздничными постами: К примеру, если минимальный срок Рождественского поста должен составлять 5 дней, а Крещенского (как и ныне из-за длительного попразднства) — 1 день. Так же если оставить по 5 дней – Преображенскому и Успенскому постам, тогда можно еще 5 дней попоститься перед праздником Рождества Богородицы, отдание которого 25 сентября и, следовательно, — 1 день накануне и еще 1 день в день Воздвижения Креста Господня. По аналогии с последним можно сделать так же и в отношении дня Усекновения главы Иоанна Предтечи, т.е. это еще 2 дня поста. А оставшиеся 8 дней поделить между днями Сретения Господня, Рождества Иоанна Предтечи, преставления св. Петра и Павла, и других значимых (по выбору)!

http://azbyka.ru/video/117-duhovnaja-des...

Подпишитесь на наш Телеграм Благовещение Пресвятой Богородицы описано только в одном Евангелии — от Луки (Лк 1:26–38). Это событие посвящено воспоминанию сообщения архангелом Гавриилом хорошей новости (собственно, благовещение) Деве Марии о том, что через рождение от Нее Господь войдет в земной мир. Согласно повествованию апостола Луки, архангел Гавриил явился Приснодеве в Назарете в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи. Вестник обратился к Деве со словами, которые вызвали в Ней смущение: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» . И затем продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца» . Но продолжение речи архангела лишь увеличило недоумение Марии, «не знавшей» Своего мужа, то есть не состоявшей с ним в плотских отношениях. Архангел Гавриил на вопрос Девы о том, как Она родит, ответил, что «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» . И напомнил Марии о том, что и престарелая Елисавета смогла забеременеть в преклонном возрасте, потому что на это была воля Божия, для Которого все возможно. Эти слова успокоили Приснодеву, и Она кротко ответила согласием: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» . Праздник Благовещения отмечается 25 марта (по юлианскому календарю, или 7 апреля — по григорианскому). Эта дата имеет важное значение в византийской традиции, так как считается днем сотворения мира и Воскресения Христова . От нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова , Зачатия и Рождества пророка Иоанна Предтечи . Современное название праздника закрепилось за ним только к VII веку. До этого он именовался по-разному на Западе и на Востоке. Например, «День приветствия», «Приветствие Марии», «Благовещение Христа», «Начало искупления», «Зачатие Христа» и др. Литургическое почитание Установление праздника произошло в IV столетии. Хотя на росписях в катакомбах присутствуют изображения события Благовещения. Они датируются II–III веками.

http://blog.predanie.ru/article/blagoves...

Тропарь праздника Святой Троицы Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе. Перевод: Ты, Христе Боже, сделал премудрыми простых рыбаков, когда послал им Святого Духа. Апостолы научили весь мир. Слава Тебе за такую любовь к людям. Рождество Иоанна Предтечи, Крестителя Господня Празднуется 7 июля Событие Рождества Иоанна Крестителя отражено в первой главе Евангелия от Луки, в которой рассказывается о том, как священник Захария и его супруга Елисавета, жившие в одном из городков иудеи, состарились, но Елисавета так и оставалась бездетной. Однажды во время богослужения в Иерусалимском храме Захарии явился Архангел Гавриил, который предсказал священнику, что скоро у него родится сын, который станет предтечейпредшественником, который своей деятельностью подготовит путь ожидаемого Мессии. Захария, слыша слова Архангела Гавриила, усомнился в них и попросил знамения . На это Архангел Гавриил ответил: ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила ее родственница Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость, ибо после Благовещения тоже ожидала рождения Своего Сына. Елисавета, по внушению Духа Святого, узнала в гостье Матерь Божию. И святой Иоанн, находившийся в утробе своей матери, воскликнул радостно, приветствуя Богородицу. Спустя три месяца после встречи праведная Елисавета родила сына. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Когда мать назвала его Иоанном, все родственники были удивлены, так как никто в их роду не носил этого имени. Об имени для новорожденного сына спросили святого Захарию. Он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Как только Захария это сделал, речь вернулась к нему, по предсказанию архангела, его речь. Исполнившись Духа Святого, он прославил Бога и произнес пророческие слова о том, что в мир вскоре придет Спаситель, а сын его Иоанн будет Предтечей Господа.После Рождества Господа Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

На гору высокую взойди, благовествующий Сиону! Возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалиму! Возвысьте, не бойтесь: Я Господь Бог, Я услышу, [Бог] Израилев, и не оставлю их, но открою на горах реки и среди равнин – источники; превращу пустыню в луга и жаждущую землю – в источники вод. Да возвеселится небо свыше, и облацы да кропят правду, да возсияет земля, и да прозябнет милость, и правда да возсияет вкупе. Глас веселия возвестите, и услышано да будет, возвестите даже до конец земли. Глаголите, яко избави Господь раба Своего Иакова, и аще вжаждут в пустыни, источит им воду из камене. Да возрадуется небо свыше, и облака да кропят правдою; да произведет земля и произрастит милость, и правду да произрастит с ней вместе. Глас радости возвещайте, и да будет услышано [это], (возвещайте) до конца земли. Говорите, что избавил Господь раба Своего Иакова, и если возжаждут они в пустыне, Он изведет им воду из скалы. Возвеселися, неплоды нераждающая, расторгни и возопий, неболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа. Возвеселись, неплодная, не рождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что много детей у покинутой, больше, чем у имеющей мужа! Ис 40:1–3, 9; 41:17–18; 45:8; 48:20–21; 54:1 На литии стихиры самогласны, глас 1: Стихиры на литии самогласные, глас 1 Искапайте, горы, сладость,/и холми, яко агнцы, взыграйте,/яко родися от Елисавети/хотяй с нами водворитися Господень Предтеча,/разрешивый в рождестве отчее безгласие./Тем и мы вопием ему:/Крестителю Христов, моли спастися душам нашим. Источите, горы, капли сладостные,/и холмы, как агнцы, взыграйте,/ибо родился от Елисаветы/тот, кому предстоит с нами водвориться – Господень Предтеча,/прекративший при своем рождении/немоту собственного отца./Потому и мы возглашаем ему:/“Креститель Христов, ходатайствуй/о спасении душ наших!” Богознаменитый глас, Света светильник,/Господень Предтеча,/Христом свидетельствованный,/первый во пророцех, о мире молитву творяй,/изрядно стадо твое поминай, спасти невредимо.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Призыв Предтечи – глас вопиющего в пустыне, но он гремит во всех веках, достигая и нас: «Уготовайте пути Господни, прямыми сделайте стези Его». Грех искривил все наши пути. Каждая душа человеческая должна стать тем путем, о котором говорит Предтеча. Каждая душа человеческая должна выпрямиться покаянной устремленностью к Богу. Этот глас будит нашу совесть. А совесть, говорят святые отцы, – это предтеча любви, как сам Иоанн Креститель – Предтеча Христа. К покаянию призывает он, а прощение дарует Господь. Уготовим наши души к встрече праздника Крещения Господня. Да будет дано нам покаяние как второе крещение, чтобы очистились души наши от скверны всякого греха и мы узнали, что этой богоявленской водой мы становимся новым творением. Потому что не только приблизилось, но и открылось нам Царство Божие. Неделя пред Богоявлением Мк, 1 зач., 1, 1–8 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. В Неделю пред Богоявлением, прежде чем мы вступим в праздник на водах, где открывается тайна Пресвятой Троицы, Святая Церковь напоминает нам, как мы должны подготовиться к этому дню. Мы слышим Евангелие от Марка, самые первые его слова: «Начало Евангелия Господа Иисуса Христа». Святые отцы обращают наше внимание на то, что каждое из четырех Евангелий начинается с разных отправных точек. Начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово и Слово было Бог» – это то, что мы слышим на Пасху Господню. Начало этого Евангелия – от вечности. Начало Евангелия от Матфея – родословная Господа Иисуса Христа, от Авраама, который был отцом верующих, и чад его. Начало Евангелия от Луки – Рождество Христово. Мы слышим о рождении большего из рожденных женами и о рождении Бога, ставшего человеком. А начало Евангелия от Марка – Крещение Господне. Бог, ставший человеком, являет совершенство человека. И в крещении каждый из нас становится подобным Христу по дару Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010