Страждущим всегда оказывалась в Глинской пустыни квалифицированная медицинская помощь, по заповеди любви: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» ( 1Петр. 4, 8 ). В начале 70-х годов XIX века в больницу Глинской пустыни обращалось до 70 человек в год. Здесь лечились не только братия обители, но и проходящие богомольцы и странники. Например, в 1873 году обратились за помощью 63 человека: 37 братий, 26 богомольцев и странников 1311 . Необходимые лекарства, различные медицинские процедуры, питание и уход они получали здесь бесплатно. Однако больница помещалась в одноэтажном деревянном здании и была рассчитана на одновременное лечение лишь 10 человек 1312 . Еще при игумене Евстратии было получено разрешение на постройку двухэтажного каменного здания для помещения как больных, так и престарелых монашествующих. Но пустынь не имела тогда средств на эту постройку 1313 . В 1873 году о. Иннокентий предложил благотворителю обители киевскому купцу Кондратию Космичу Ховалкину, глубоко почитавшему Глинского настоятеля, построить в обители каменную больницу. К. К. Ховалкин изъявил свое полное согласие, и в апреле 1874 года на его средства началось строительство больничного корпуса в Глинской пустыни 1314 . В течение лета того же года корпус был «возведен в черне в два этажа и покрыт листовым железом под надзором практиковавшего в тех местах академика архитектуры Гроса, на что издержано полученных от благотворителя Ховалкина 9555 руб. 90 коп. серебром» 1315 . На внутреннюю отделку здания и штукатурку К. К. Ховалкин выдал тогда же 4544 руб. 1316 . В 1877 году строительство больницы на 25 мест было полностью закончено. Но, по замечанию посещавшего эту больницу автора книги «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь», «по обширности здания, количеству белья, посуды, медикаментов, хирургических инструментов» она могла бы вместить значительно больше больных, «а по красоте внутренней и внешней отделки, по высоте палат и богатому запасу всего необходимого такой больницей мог бы гордиться не только какой-либо уездный городок, но и иной губернский» 1317 . Строительство больницы обошлось в 16 600 руб., из которых 15 600 руб. пожертвовал купец К. К. Ховалкин, а остальные добавлены из средств пустыни 1318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Нилова Архимандрит и 30 монашествующих Калужской Мещовский Георгиевский По одному Строителю и по 6 монашествующих Малоярославецкий Николаевский Пустыни: Калужская Тихонова Козельская Введенская Оптина По Именному Указу 12 Декабря 1808 года к 7 велено прибавить 23 человека монашествующих Смоленской Рословльский Спасский По одному Строителю и по 6 монашествующих Юхновский Казанский Пустыни: Красногородищенская Ардынская Нижегородской Оранский Богородицкий По одному Строителю и по 6 монашествующих Островоезерский Троицкий Городецкий Феодоровский Арзамасская Высокогорская пустыня Курской Курский Коренной 30 человек монашествующих и больничных 10 Обоянский Богородицкий По одному Строителю и по 6 монашествующих Хотмыжский Богородицкий Знаменский Пустыни: Путивльская Молчинская Софрониева 30 человек монашествующих Глинская Богородицкая 1 Строитель и 6 монашествующих Владимирской Суздальский Васильевский По одному Строителю и по 6 монашествующих Переславский Николаевский Гороховский Николаевский Вязниковский Благовещенский Пустыни: Флорищева 1 Строитель и 30 человек монашествующих Золотниковская По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Борковская Солбинская Лукиянова Введенская Островская Вологодской Сямский Рождественский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Лопотов Знаменский Филипповский Николаев Прилуцкий Лальский Архангельский Тотемский Спасосуморин Пустыни: Успенская Семигородная Преображенская Белавинская Владимирская Заоникиевская Тульской Новосильский Святодухов По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Булевская Введенская Жабинская пустыня Вятской Орловский Спасский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Воронежской Преображенский Толшевский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Вознесенский Коротоякский Валуйский Успенский Успенский Предтечев Донецкий На войсковом содержании Успенский Кременский 1 Игумен и 55 человек монашествующих Девичий Преображенский Усть-Медведецкий, состоящий в войске Донском на войсковом содержании

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В течение пятидесяти дней на громадной территории сражалось в общей сложности более четырех миллионов человек. В битве участвовало свыше тринадцати тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, около семидесяти тысяч орудий и минометов, до двенадцати тысяч самолетов. Это больше, чем в Московской и Сталинградской битвах, вместе взятых. Даже отдельные сражения битвы на Курской дуге затмевали порою многое из того, что знала мировая военная история. Здесь, в районе Курского выступа, образованного огромной дутой фронта к июлю 1943 года, гитлеровское командование рассчитывало нанести решающее поражение Красной Армии, которое должно было бы, по его расчетам, предопределить её полный и окончательный разгром. Здесь решалась судьба страны, судьба всего народа, судьба каждого из нас. Двумя одновременными ударами с севера и с юга фашисты предполагали прорвать нашу оборону, соединившись у Курска, окружить и уничтожить расположенные в образовавшемся «котле» советские войска, а затем «продолжать наступление в тыл нашему Юго-Западному фронту, находившемуся в Донбассе, и провести новую операцию под условным наименованием «Пантера» 1 .               В 27 километрах к северу от Сурска, в поселке Свобода, находится бывшая Коренная Рождество-Богородицкая пустынь. На её территории в самый разгар битвы размещался штаб Центрального фронта, войска которого приняли на себя удар врага на северном крае дуги. Здесь с самого начала и до конца оборонительного сражения неотлучно находился на своём КП командующий Центральным фронтом генерал армии К.К.Рокоссовский. Правда, вначале штаб размещался не в самом монастыре, а рядом с ним, в деревянных домиках у монастырских ворот. Но вражеской воздушной разведке удалось обнаружить расположение штаба. Командующего спасло чудо. Обычно он до глубокой ночи работал в штабе, но в тот самый вечер, когда прилетели немецкие бомбардировщики, Рокоссовский решил, нарушив обычный распорядок, сходить на ужин в столовую, что была неподалеку. «От моего дома ничего не осталось — он был снесён... Если бы кто-нибудь находился в этом помещении, никто бы не уцелел. Спас меня просто случай, а возможно, интуиция. На войне всякое бывает» 2 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Крест на церкви железный, четырёхконечный, вызолоченный. Дверей три, паперть с одной стороны. Колокольня формы четырёхугольной, в три яруса, в нижнем на углах по четыре колонки полукруглые, во втором ярусе по две колонки полукруглых и две гладких, а в третьем ярусе на углах по три колонки полукруглых, кроме того, колокольня украшена карнизами, отливами и зубцами. Колоколов шесть, два больших отлиты в настоящем (XIX в.) столетии, а четыре — древние. Стены внутри окрашены масляною розовою краской, не расписаны... Иконостас деревянный, старого устройства, тело его белое, есть местами резьба золочёная, Царские двери из двух створок, с резьбой. В главном иконостасе все иконы были старого письма и кроме образа Спасителя не были поновляемы. В иконостасе же придельного алтаря в тёплой церкви все иконы относились к концу XIX в. Престол в главном алтаре был деревянный с кипарисовой верхней доской. Солея обыкновенная, деревянная, на две ступени выше. Амвон обыкновенный, деревянный. Оба клироса полукруглые, белые, без украшений. Пол везде деревянный». С расцветом ярмарочной торговли и ростом города к середине XIX в. резко увеличился приход Рождество-Богородицкого храма. В начале XIX в. в Пушкарской слободе насчитывалось 100 домов с живущими в них 304 мужчинами и 328 женщинами. В 1856 году, в период наивысшего расцвета лебедянских ярмарок, прихожан было 649 мужчин и 779 жен­щин. Но постепенно значение ярмарок падает, а количество прихожан уменьшается, и в 1889 году в приходе насчитывалось 140 дворов, мужчин 374, женщин 412. Прихожане Пушкарской слободы каждое трёхлетие выбирали из своей среды церковного старосту, который брал на себя заботу по благоукрашению храма за счёт собственных средств и со­бранных пожертвований. В 1872 году эту должность исполнял отставной поручик Иванов, в 1886-1889 годах — губернский секретарь Владимир Александрович Кузьмин, в 1915 году — лебедянский купец Митрофан Алексеевич Попов. При Рождество-Богородицкой церкви школа была открыта в 1896 году, а в следующем году для неё и церковной сторожки выстроено близ церкви кирпичное одноэтажное здание длиной 10, шириной 8, высотой 3 аршин, в котором было 7 окон, 1 дверь и голландская печь.

http://sobory.ru/article/?object=07944

1989, 4, 25. 60. Ульяновская и Мелекесская 2013. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 13 сентября 1989 года: Об Ульновской епархии. – 1990, 1, 29. 2014. ИЗ ЖИЗНИ епархии: 1988, 10, 38. 61. Уфимская и Стерлитамакская 2015. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 16 июля 1993 года: День обнаружения чудесного мироточения икон, находящихся в Рождество-Богородицком храме г. Уфы, объявить днем местночтимого церковного праздника. – 1994, 2, 39. 2016. ИЗ ЖИЗНИ епархии: 1984, 5, 34. 1985, 8, 32. 1987, 7, 36. 1989, 5, 27. 62. Хабаровская и Приамурская (до 1993 г. –Хабаровская и Благовещенская; до 1991 г. – Хабаровская и Владивостокская) 2017. СУРЖИК А., прот. Сохранить наследие. – 1990, 4, 28. 2018. ТРЕБУЕТСЯ повторное христианское просвещение. (Интервью с епископом Гавриилом). – 1990, 11, 26. 2019. ТИХМЕНЕВА В. Приход в Магадане. – 1990, 11, 28. 2020. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 29, 30 и 31 апреля 1991 года: Об именовании Преосвященных епархии “Хабаровский и Благовещенский”. – 1991, 5, 10. 2021. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 27–28 декабря 1993 года: Об именовании Преосвященных епархии “Хабаровский и Приамурский”. – 1994, 2, 40. 2022. ЖИЛКИНА М. Святейший Патриарх Алексий на Дальнем Востоке. –2000, 7, 30. 2023. ИЗ ЖИЗНИ епархии: 1984, 5, 35; 7, 31. 1985, 5, 26. 1986, 3, 26. 1990, 3, 42; 4, 38; 6, 35. 63. Чебоксарская и Чувашская 2024. КАРЛИНОВ И, прот. Знаменательное событие в жизни прихода. – 1989, 1, 17. 2025. АКТ учредительного собрания Чувашской библейской комиссии. – 1991, 6, 77. 2026. Е.П. “Время собирать камни”. (Посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Чебоксарской епархии). – 1996, 8, 19. 2027. ИЗ ЖИЗНИ епархии: 1984, 5, 35; 7, 33. 1985, 4, 22. 1986, 8, 35; 12, 36. 1987, 5, 25; 6, 16. 1988, 10, 39. 1989, 6, 27. 1990, 7, 46. 65. Челябинская и Златоустовская 2028. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 10–11 апреля 1989 года: О Челябинской епархии. – 1989, 7, 11. 2029. ЖИЛКИНА М.Пастырский визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Екатеринбургскую и Челябинскую епархии. –2000, 11, 33.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На правой южной стороне: а) Вновь строящийся двухэтажный корпус, в котором предполагается поместить просфорню, хлебню и устроить братские кельи. б) Деревянный двухэтажный флигель; в нем в верхнем этаже 5 келий; с северной стороны галлерея на столбах. В нижнем этаже две кельи и кухня, для приготовления пищи на гостиницу для гостей. Покрыт тесом. Все здание ветхо и предназначено к сломке. в) Трёхэтажный каменный корпус по концам с досчатыми галлереями и подъездным крыльцом, крыт железом. В верхнем этаже кельи для приезда преосвященного: прихожая, зал, буфет, столовая, гостиная, спальня, две кельи для прислужников и висячий балкон с южной стороны, с северной два крыльца и лестница; а в двух нижних этажах братские кельи. Всех келий в этом корпусе 24. В длину 48, в ширину 18 аршин. Выстроен в 1828 году, при Архимандрите Израиле. г) Рядом с этим корпусом, каменный же: с переднего фасада одноэтажный, а с оврага двухэтажный корпус (бывшая братская трапеза); ныне внизу занимаются хлебопечением, а вверху свечница и просфорня, при них 7 братских келий с чуланами, коридоры и мучной закром. Покрыт листовым железом. Выстроен до 1765 года, ибо упоминается в описи этого года, а покрыт железом в 1823 году, при Архимандрите Израиле. На северной стороне а) Новый отстроенный вчерне в 1862 году (архимандритом Серафимом) двухэтажный каменный корпус, в коем предназначено поместить рухлядную и братские кельи. б) Каменный так называемый больничный корпус, выстроенный над погребными сводами и подведенный под одну крышу со зданием теплой церкви; в нем по обеим сторонам коридора находятся к северу 4, а к югу 3 кельи. Между келью и церковью просторные сени или притвор, в коем к северу находится кладовая для помещения ризницы и библиотека. С южной стороны сего притвора приделано большое всходное деревянное крыльцо, а с западной стороны деревянный коридор в виде галлереи с чуланами. Корпус сей в длину 25, а в ширину 19 аршин, покрыт листовым железом, выстроен старанием архимандрита Паисия, в 1837 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

За Спасоевфимиевым За Арсениевым За Лопотовым За Александровым, что на Куште За Успенским Подолним За Никольским Катромским За Спасовым Печенским За Рябинским За Успенским Песочным За Рождественским Сямским За Ферапонтовым За Кириловым Новоезерским За Троицким Устьшехонским За Заоникиевской Владимирской пустынью За Архангельской пустынью За Дмитриевской Югской пустынью За Николаевской Мокрой пустынью За Спасской Репной пустынью За Ломовской пустынью За Успенской Седмигородской За Богоявленской За Спасским Вожеозерским монастырём За Белоезерским Воскресенским Череповым За Ворониною пустынью Б) За Воскресенским Гороцким девичьим Итого за монастырями: 40.127 Всего за домом Архиерейским и монастырями 46.468 Платёж в экономию 17. Епархия Вятская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом с приписными к нему монастырями и пустынями За Преображенским Пыскорским с приписными За Успенским Трифоновым За Богоявленским, что при городе Слободском, с приписным к нему Екатеринским За Крестовоздвиженским Верхочепецким За Троицким Истобинским За приписными к Богословскому Холуницкому За Вознесенским, что при Соли Камской, с приписной к нему Сыльвенской Воздвиженской пустынью За Верхоязвенской Успенской пустынью За Богословским Чердынским За Шеренской Богородичной пустынью За Успенской Чусовской пустынью За Зосимо-Савватиевской Оханской пустынью Итого за монастырями: 33.948 Всего за домом Архиерейским и монастырями 43.012 Платёж в экономию 18. Епархия Устюжская (не в окладе) Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом За монастырями: За Устюжским Архангельским За Троицким Гледенским За Устюжским Ивановским За Знаменским Филипповым За Николаевским Прилуцким За Троицким Телеговым За Троицкой Соезерской пустынью За приписной к дому Архиерейскому Зосимо-Савватиевской пустынью За Никольской Верхоломовской пустынью За Богородицкой Теплогорской пустынью За Дуниловой пустынью За Крестогорской и Тихоновой пустынью За Воздвиженской Симоновой Воломской пустынью За Соли Вычегодской за Введенским

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

По жалобе, принесенной от монастыря на таковые притеснения, предписано было от губернского правления губернскому землемеру Кореневу вымерить монастырскую землю, как прежнюю, так и прибавочную. Землемер сей без депутата от духовной стороны, без поверенного от Пустыни и не давши знать монастырю о имеющем быть измерении монастырской земли, измерял оную с одними только Курскими купцами и нашел яко бы на ней излишних две десятины с саженями. Продолжена была жалоба на обиды, и Курское губернское правление указом от 8-го апреля 1810 года предписало Курскому Уездному суду отправиться на монастырскую землю с Губернским землемером Короневым, с членом Казенной палаты советником Боголюбовым, с депутатами от Духовной стороны и градской Думы и с поверенным от Пустыни для положения межи между землёю принадлежащей Коренной ярмарке и Пустыни. Губернский землемер Коренев, измерив землю монастырскую, нашел якобы ошибку в плане, составленном Уездным землемером Шошиным и выданном Пустыни от Курской казенной Палаты, и именно: на линии между монастырской и ярморочной землею ромб в 45 градусов тогда, как надлежало бы написать на той линии ромб в 40 ½ градусов, и на сем основании, без сличения плана монастырского с планом, имеющимся на Коренную ярмарку, без определения уездного Суда и без разрешения, какое нужно было бы испросить у Губернского Правления сам собою провел линию на земле, издавна находящейся во владении монастыря, поставил, в присутствии одних купцов, на оной столбы и уехал с ними в Курск. Уездный суд по сему случаю мая 30 дня 1810 года постановил свое заключение и представил на благоусмотрение Губернского Правления. Заключение суда было следующее: «Хотя при произведении Уездным Судом теперяшнего на месте вообще с г. Советником Боголюбовым, Губернским землемером Кореневым, Депутатами, с духовной стороны протоиреем Ганковым, от шестигласной Думы градским главою Гладким, и поверенным от монастыря, принадлежащей монастырю земли свидетельства и измерения, показуемого на плане, прежде учиненном губернским землемером, излишества во владении Игумена Макария с братией не оказалось, о чем он землемер сообщением известил с тем, что осталась монастырю настоящая принадлежность, и где границе между монастырем и ярмаркою следует быть, поставлены им из столбов признаки; однако же по свидетельству уездного суда вообще с г.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В период работы в Курской области (с 1905 по 1908 год) хирург Войно-Ясенецкий выполнил более 1500 сложнейших операций, обобщил ряд хирургических случаев и опубликовал свои первые научные статьи: «Невроматозный элефантиаз лица, плексиформная неврома», а также «Ретроградное ущемление при грыже кишечной петли». В 1907 году Валентин Феликсович был переведен в Фатеж, где заведовал более крупной больницей на 60 коек, и проработал там недолго. Именно в Фатеже в семье родился первенец - сын Михаил. Известно, что в это время святитель посещал глинскую Рождество-Богородицкую и Коренную общежительную пустынь, где имел долгие беседы с настоятелем пустыни игуменом Исаией. Настоятель показывал ему монастырскую больницу, аптеку с запасом медикаментов и хирургических инструментов. Из Фатежа Войно-Ясенецкие переехали в начале 1908 года на Украину в город Золотоношу. Там в семье родился второй ребенок - дочка Елена. О работе в этом городе Войно-Ясенецкого в качестве врача в амбулатории нет никаких сведений, но известно, что в августе 1908 года, оставив семью на Украине, Валентин Феликсович едет в Москву. Поездка туда была мотивирована научным интересом Войно-Ясенецкого: во время работы в земствах перед ним остро встала проблема операций под местным наркозом, повлияла и новая в то время книга немецкого профессора Г. Брауна «Местная анестезия, ее научное обоснование и практические применения». Святитель вспоминал: «Я с жадностью прочел ее и из нее впервые узнал о регионарной анестезии, немногие методы которой весьма недавно были опубликованы. Я запомнил, между прочим, что осуществление регионарной анестезии седалищного нерва Браун считает едва ли возможным. У меня возник живой интерес к регионарной анестезии, я поставил себе задачей заняться разработкой новых методов ее». И вот в сентябре 1908 года Войно-Ясенецкий поступает в экстернатуру при Московской хирургической клинике известного профессора - хирурга П.И. Дьяконова. Оказалось, что профессор Дьяконов ничего не слышал и не знает об этой теме, но с радостью одобрил работу над ней Валентина Феликсовича. В результате кропотливой и упорной работы появились ценные научные результаты. Но финансовые трудности заставили прервать научную работу и продолжить практическую хирургию в земствах. Семья Войно-Ясенецких отправилась в Саратовскую губернию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1223...

Так, имеется подлинное донесение о. Архимандриту Ювеналию, впоследствии Епископу, одного из послушников Курской Коренной Рождества-Богородицкой Пустыни о своем видении. Послушник этот видел рай и там, между прочим, было «великое множество людей, все были в великом восхищении и неизреченной радости. И носился там благоуханный воздух, тонкий и приятный, как бы голубого цвета . И сказал мне, – сообщает самовидец, – один из юношей: «Смотри – это покой мирских людей» 961 . Ж. Г. Буржа 962 рассказывает об одном замечательном случае, когда, в десятилетнем возрасте, ему пришлось пережить умирание и у него развилось такое ясновидение, что, хотя и с закрытыми глазами, он видел однако все, что делалось в его комнате и в других комнатах, – видел сквозь стену в 25 сантиметров толщины. В невыразимом страдании душа его томилась около умирающего тела. «Как вдруг, – повествует рассказчик, – как вдруг, как бы спустившись с потолка, с быстротою молнии, предо мной предстал светоносный образ . Этот образ остановился у края моей кровати, около колонны, поддерживающей драпировки. Я стал различать мало-помалу голову, черты которой вырисовывались с поразительной ясностью, остальные части тела были окутаны голубоватым туманом . Я наблюдал явление скорее изумленный, чем испуганный; напротив того, эта симпатичная и прекрасная личность привлекала меня… Дух все время стоял предо мной. На его лице все яснее стало выражаться сострадание ко мне, я чувствовал, что меня влечет к нему, но не мог отделиться от моего тела, которое сдерживало меня, парализовало меня, несмотря на все напряжение моей воли. Прошло несколько минут; вдруг как бы фиолетовое облако окружило видение; затем облако это рассеялось, поднявшись кверху. – Все это происходило при полном свете, но этот свет почти пугал меня». Приблизительно через два месяца после сего случая мальчик поправился и, у одной своей родственницы, увидел написанным во весь рост портрет того, кто явился ему во время болезни. «На лице его было то же выражение кротости и доброты, а сам он был одет в блестящий военный мундир». Оказалось, что это прадед мальчика, Жан Буржа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010