Этот труд имеет огромное педагогическое значение, так как на примере отдельной обители позволяет увидеть ту огромную и разностороннюю просветительскую и воспитательную работу, которую вели русские монастыри на протяжении веков. Прежде всего, он раскрывает путь воспитания монаха, который осуществлялся в течение всей его жизни, до его последней минуты, причем путь этого воспитания у каждого монаха (при том, что у всех было общее направление в жизни – к Богу) был исключительно «своим», особым и неповторимым. Монахи, достигшие определенного уровня совершенства в своей духовной жизни, становились воспитателями других. Они несли свет миру, утешение и благодатную помощь сотням и тысячам людей, ведя их к Богу, к спасению. Тот высокий воспитательный настрой, который царил в духоносных монастырях, конечно же, не оставался внутри монастырских стен. Он обильно изливался вовне: через молитву, через многочисленных прихожан и богомольцев, через издание печатных работ – то есть через окормление, прежде всего, простых людей. При этом самым главным для монастыря было духовно-нравственное воспитание народа. Монастырь был для мира живым примером и эталоном сохранения Православия, его обычаев и устоев. Все видели духовную жизнь обители, ее насельников и стремились следовать живому примеру, руководствоваться советами высоко духовных отцов. Заслуга отца Иоанна перед российской педагогикой состоит в глубинном описании этого процесса духовного и нравственного воспитания, осуществляемого монахами монастыря, и особенно его старцами. Это воспитание внесло неоценимую лепту в духовно-нравственное благополучие русского народа, многих русских семей, сотен и тысяч русских людей. Архив Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Уникален по своему составу и полноте архив Глинской Рождество– Богородицкой пустыни, восстановленный схиархимандритом Иоанном на основании документов, хранящихся в различных архивах страны и в личном архиве автора (изначальный архив Глинской пустыни 17 – начала 20 века утрачен в 1917 году). Архив Глинской пустыни содержит четыреста восемьдесят единиц хранения объемом около четыре тысячи машинописных страниц.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

   В 1825 году он получил благодарность от Курского епископа Владимира за попечение об устройстве обители; в 1827 году — за возобновление теплой Предтеченской церкви; а в 1829 году — за постройку нового двухэтажного каменного корпуса .    Архимандрит Анатолий (Ключарев), характеризуя нравственный облик о. Паисия, писал, что это был духовный старец «неукоризненной жизни и бескорыстного служения» .    Однако как игумен Филарет при введении общежития в Глинской пустыни встретил недоверие и даже неприязнь некоторых духовно неопытных братий, так и о. Паисий претерпел клевету и скорби от отдельных насельников Обоянского монастыря.    Например, в 1824 году иеродиакон этой обители Ириней доносил Курскому преосвященному Владимиру о якобы проступках о. Паисия. Однако преосвященный, хорошо зная высокодуховную жизнь старца, наказал клеветника. Лишенный всего, Ириней был отправлен на епитимию в Рыльский монастырь .    22 июля 1831 года о. Паисий был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Коренной Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии. И здесь он все свои силы отдавал делу ревностного служения на благо монастыря.    В 1835 году он получил от преосвященного Илиодора признательность за «отличное попечение и благоустройство вверенной ему обители» и был сопричислен к ордену Святой Анны 2-ой степени . Автор «Исторического описания Коренной Рождество-Богородицкой пустыни» писал: «Архимандрит Паисий... был одним из наиболее потрудившихся в пользу Коренной пустыни ее настоятелей» . В 1832—1835 годах при о. Паисии были построены знаменитые величественные крытые каменные сходы, ведущие от соборного храма к нижней церкви «Живоносного источника» (стоимостью до 800 тыс. руб.) . По свидетельству современников, эти сходы придавали Коренной пустыни необычайно красивый вид, «напоминая галереи Афонских монастырей, и создавали большие удобства для богомольцев» . Отец Леонид (Кавелин) писал, что эти сходы «останутся незабвенным памятником усердия о. Паисия к благоукрашению сей обители» . После многих трудов, подъятых для Церкви Христовой, Глинский воспитанник архимандрит Паисий скончался в Коренной пустыни 2 мая 1841 года и погребен в этой обители со стороны устроенных им сходов .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Впрочем, большинство верующих, по рассказам старожилов, изначально восприняло всю с историю с «разоблачительным вскрытием» как провокацию большевиков и не свернуло с натоптанной дороги к Храму. Мощи святителя, возвращенные под опеку насельников Задонского Богородицкого монастыря пребывали непотревоженными вплоть до весны 1922 года, когда, под предлогом помощи голодающим Поволжья, обе раки вместе с навесами (малая – в теплой церкви Рождества Богородицы и большая – в летнем Владимирском соборе) были конфискованы. Но сама святыня была признана «не подлежащей изъятию» и оставлена «коллективу верующих». К сожалению, ненадолго. В том же году епископ Задонский Иоанн (Болховитинов) перешел в каноническое подчинение так называемым «обновленцам» – раскольнической группировке из числа духовенства, безоговорочно подчинявшейся требованиям новой власти и категорически настроенной против монашества. А потому, хотя мощи и оставались во Владимирском соборе, но хранителями их, вплоть до конца 20-х годов, были «красные попы», как именовали тогда обновленцев те, кто сохранял верность Святейшему Патриарху, а позднее – местоблюстителю Патриаршего престола. После окончательного разгрома Богородицкого монастыря в 1929 году, невдолге закрыты были и его храмы, где служили «обновленцы». А в 1932 году мощи святителя Тихона покинули Задонск. Святыня была передана антирелигиозному музею, организованному в бывшей Великокняжеской церкви Ельца. Оттуда мощи св. Тихона перевезли в Орловский краеведческий музей, где они пребывали в запасниках до самой Великой Отечественной войны. Во время боев, превративших Орел в руины, верующим удалось спасти и сохранить общероссийскую святыню. Позднее, с наступлением мира, мощи св. Тихона Задонского открыто были выставлены в кафедральном Богоявленском соборе города Орла. Произошло это в 1947 году. А 19 июня – 2 июля 1959 года по благословению архиепископа Орловского и Брянского Иеронима (Захарова) было проведено освидетельствование возвращенной святыни компетентной комиссией из служителей Церкви и врачей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

На территории Казанского Богородицкого монастыря казанцы смогли полюбоваться на грандиозные колокола, главный из которых — «Сахалин» — весит 6,5 тонн. 18 февраля. ПРАВМИР. В Казани торжественно встретили колокола, транспортируемые через всю страну в Южно-Сахалинский Собор Рождества Христова, сообщает «Российская газета» . На территории Казанского Богородицкого монастыря казанцы смогли полюбоваться на грандиозные колокола, главный из которых — «Сахалин» — весит 6,5 тонн. Кроме того, для всех желающих прошли уникальные мастер-классы от звонарей международного центра колокольного искусства, которые сопровождают сахалинские колокола вместе с переносной звонницей. Следующий городом, в котором остановятся колокола, станет Ижевск. Завершить доставку планируется 9 марта.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 марта, 2024 6 октября, 2023 6 марта, 2023 2 марта, 2023 17 февраля, 2023 17 февраля, 2023 19 ноября, 2022 10 октября, 2022 26 августа, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-kazani-torzhestvenno...

Когда икона Казанской Божией Матери вернулась в Казань, наш город преобразился до неузнаваемости. И вот мы теперь в Татарстане, в Казани, всем миром возрождаем храм, на месте её обретения. И на открытие, когда состоится, мы Вас приглашаем, будем Вас очень ждать», - пояснила, в частности, М.Х. Латыпова. Президент РФ В.В. Путин поблагодарил дарительницу, однако само приглашение никак не прокомментировал. «Было видно, как президент очень удивился, увидев, что ему дарят, - писала, в частности, по этому поводу Деловая газета Татарстана " Бизнес Online " . - Он поблагодарил Муслиму Хабриевну, а ценный подарок был передан Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери стало предметом докладов и выступлений на многих общественных, религиозно-просветительских и научных форумах: в том числе, на III Форуме православной общественности (ФПО) РТ, состоявшемся 24 ноября 2017 г. в г. Казани, на «круглом столе», посвящённом проблемам сохранения памятников церковного искусства, который проходил 23 января 2018 г. в г. Москве в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений, и «За прошедшее время в Татарстане, - констатировалось, в частности, в резолюции III ФПО РТ, - плодотворное соработничество Церкви, государства и общества вышло на новый уровень, что нашло своё выражение в первую очередь в совместных трудах по воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря, храмово-монастырских комплексов острова-града Свияжска, созданию духовно-просветительских центров Альметьевской и Чистопольской епархий и возрождению кафедрального собора Казанско-Вятской епархии Русской Православной старообрядческой с. 18 - 19] В связи с обращением к Президенту РТ Р.Н. Минниханову митрополита КиТ Феофана (И.А. Ашуркова) 23/01 от 7 февраля 2018 г.) было принято решение о проведении в г. Казани научно-просветительских чтений «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации», которые стали продолжением одноимённой Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации», проходившей в г.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

верующих в каждый. Тогда же по решению липецкого горисполкома был засыпан св. источник у Древнеуспенской ц.; засыпаны также св. источники близ Задонска, у сел Троекурово Лебедянского р-на и Нов. Дубовое Хлевенского р-на. Власти оказывали адм. давление на верующих, собиравшихся в Задонске накануне памяти свт. Тихона. В 1973 г. в Липецке была разрушена Успенская кладбищенская ц. на пл. Победы. В 1974 г. власти Задонска отобрали у верующих Успенский собор на Центральной пл. под предлогом создания в нем краеведческого музея, предоставив взамен Троицкую ц. бывш. задонского Тихоновского во имя Св. Троицы (Скорбященского) женского монастыря . В 1986 г. по решению Липецкого облисполкома в храмах региона проводился учет церковного имущества: были составлены описи и выполнены фотографии ценных икон, серебряной утвари и других предметов (ГАЛО. Ф. Р-2184. Оп. 1. Д. 27. Л. 154-157, Д. 28. Л. 24-27). До кон. 80-х гг. власти продолжали отклонять просьбы верующих о регистрации новых общин. В канун тысячелетия Крещения Руси областное управление культуры намеревалось открыть в Древнеуспенской ц. пирожковую или зал игровых автоматов, однако этому воспрепятствовали липецкие краеведы, разместив в храме музейную экспозицию, часть которой была посвящена правосл. культуре. Здесь впервые был экспонирован клад церковной утвари, найденный во время реставрации крыши Владимирского собора задонского Рождество-Богородицкого мон-ря; впосл. эти предметы были возвращены Воронежско-Липецкой епархии. Казанская ц. в Таволжанке, г. Грязи. 1845–1848 гг. Фотография. 2012 г. Казанская ц. в Таволжанке, г. Грязи. 1845–1848 гг. Фотография. 2012 г. В 1988 г. в Л. о. началось движение за возвращение верующим храмов и мон-рей; в том же году Церкви был передан Казанский храм в Таволжанке (в черте г. Грязи). В авг. 1991 г. состоялось 2-е обретение и перенесение из орловского кафедрального собора в недавно возвращенный верующим Владимирский собор задонского Рождество-Богородицкого мон-ря мощей свт. Тихона Задонского. К авг. 1993 г. верующим были переданы более 50 храмов и 2 монастыря - задонский Рождество-Богородицкий мужской и задонский Тихоновский в честь Преображения Господня женский . К 1 янв. 1994 г. в Л. о. действовали 72 прихода и 2 монастыря. На реставрацию храмов из бюджета области и города тогда же было выделено 50 млн р. (ГАЛО. Ф. Р-2529. Оп. 1. Д. 78. Л. 158-159). Решением Синода от 7 мая 2003 г. из Воронежской и Липецкой епархии была выделена Липецкая и Елецкая епархия в границах Л. о. 29 мая 2013 г. в тех же границах образована Липецкая митрополия, включившая Липецкую и Задонскую, а также Елецкую и Лебедянскую епархии. Старообрядчество

http://pravenc.ru/text/2110530.html

48 . Макарий Колязинский, основатель Колязинского Троицкого монастыря, который находится в теперешнем уездном городе Тверской губернии Колязине, скончавшийся 17-го марта 1483-го года. В 1521-м году при копании фундамента для церкви были открыты его мощи, от которых начали твориться чудеса. Когда было донесено вел. кн. Василию Ивановичу и митр. Даниилу о совершавшихся от мощей чудесах, митрополит послал в Колязинский монастырь для расследования дела о них, т. е. для производства дознания об их достоверности, Чудовского архимандрита Иону и, получив от архимандрита донесение благоприятное, на созванном соборе установил местное ему (Макарию) празднование 1313 . 49 . Пафнутий Боровский, основатель Рождество-Богородицкого Боровского Пафнутиева монастыря, который находится в 3-х верстах от города Боровска Калужской губернии, скончавшийся 1-го мая 1477-го года. В 1531-м году митр. Даниил с собором епископов «благословил пети канон и житие (Пафнутиево) чести (в его монастыре)» 1314 . —93— 50 и 51 . Савватий и Зосима Соловецкие, из которых первый скончался 27-го сентября 1435-го года, а второй 17-го апреля 1478-го года. Празднование обоим установлено за то или другое время до 1540-го года, ибо в этом последнем году посвящен был их имени придел, устроенный при одной церкви в Новгороде 1315 . В месяцеслове одного церковного Устава, писанного в первой половине XVI века, кроме перечисленных нами святых, находим еще 17-ть святых, одним из которых, вероятно, праздновалось местно, и другие из которых, может быть, только пользовались местным и не местным почитанием 1316 . Эти святые по хронологическому порядку их жизни суть: 52–54. Князь Муромский Константин (Ярослав) Святославич, скончавшийся в 1129-м году, и его сыновья Михаил и Феодор, скончавшиеся неизвестно когда (память 21-го мая), 55 и 56 . Князь Муромский Петр, в монашестве Давид, и супруга его Феврония, в монашестве Евфросиния, скончавшиеся в 1228-м году (память обоих 25-го Июня), 57 и 58. Аврамий Смоленский, первый игумен Смоленского Богородицкого, Аврамиева по его имени, монастыря, живший в конце XII–haчaлe XIII века, и его ученик и жизнеописатель Ефрем Смоленский (память обоих 21-го августа),

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ЗАХАРИЯ ТВЕРСКОЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Захария (+ ок. 1602 ), архиепископ Тверской и Кашинский . Монашеский постриг , возможно, принял во владимирском Богородице-Рождественском монастыре , в котором позднее стал архимандритом . Иона (Думин) , буд. митр. Ростовский и Ярославский, в начале XVII века в рукописи с творениями прп. Феодора Студита писал, что " пострижение приях от отца архимандрита Захарии, потом бысть в Твери епископом " . Время настоятельства Захарии во владимирском Рождество-Богородицком монастыре следует отнести к периоду после 1572/73 г., когда архимандритом обители был Евфимий, до осени 1578 года., когда Захария был хиротонисан во епископа, в 1578/79 г. в монастыре был новый настоятель - Иоаким. 30 ноября 1576 года Захария получил от царя Иоанна IV Васильевича жалованную тарханную грамоту, которая освобождала вотчины Рождество-Богородицкого монастыря во Владимирском, Суздальском и Муромском уездах от ряда налогов и повинностей и давала возможность беспошлинного провоза и покупки товаров для монастыря. Важную особенность документа составляет содержащееся в нем освобождение всех церквей монастырских вотчин от пошлин в архиерейскую казну. Такого условия не было в более ранних грамотах, пересказ которых помещен во вводной части акта 1576 года . Грамота 1576 года содержит важные данные о состоянии Рождество-Богородицкого монастыря, запустевшего из-за неурожая и эпидемии; документ следует рассматривать как результат усилий Захарии по восстановлению обители. Осенью 1578 года митр. Антоний возглавил хиротонию Захарии во епископа   Тверского и Кашинского . Первым деянием нового владыки стало его участие 20 декабря 1578 года в Соборе иерархов Русской Церкви . В январе 1580 года Захария присутствовал на Земском соборе в Москве . Собор зафиксировал имущественное положение Церкви и запретил приобретение Церковью в будущем недвижимых владений. Среди подписей иерархов под соборным определением имеется подпись еп. Захарии . В 1581 году участвовал в избрании митр. Дионисия , в 1584 года - в венчании на царство Феодора Иоанновича и в церковном Соборе , на котором были подтверждены неотчуждаемость земель, находящихся в церковном ведении, и запрет на их последующее увеличение. Собор отменил " тарханы " , т. е. освобождение от налоговых льгот (подпись еп. Захарии стоит под соборным приговором  ). В 1589 году присутствовал на интронизации московского патриарха Иова . В канун интронизации и в день торжества еп. Захария был среди встречавших Константинопольского патриарха Иеремию II на крыльце кремлевского Успенского собора.

http://drevo-info.ru/articles/13680055.h...

Весь монастырь был обнесен кирпичной стеной с пятью башнями, со “Святыми воротами” с юной стороны и воротами с запада и востока. Каменная стена окружила монастырскую территорию в 1803 году. Позже стены были перестроены. Нынешние главные ворота монастыря сооружены по проекту, утвержденному Александром 1 в 1810 году. На сегодня сохранились лишь северные ворота и угловая кирпичная башня, которые в настоящее время находятся в неудовлетворительном состоянии. Южные ворота восстановлены и используются по назначению.  С сайта Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани   На месте обретения иконы, в подвале Казанского собора, в 1913 году стараниями и заботами святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны был построен пещерный храм – часовня в честь Рождества Богородицы. Алтарная часть этого храма была найдена в 2000 г. при проведении на территории табачной фабрики археологических раскопок. Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани» составитель Г. В. Фролов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. 21 июля 2005 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II внес в Крестовоздвиженскую церковь Богородицкого женского монастыря (улица Большая Красная, 5) список Казанской иконы Божией Матери, привезенный через Москву из Рима, от Папы Римского Иоанна Павла II. Специально к этому событию в церкви начались масштабные реставрационные работы. В восстановлении первоначального облика принимали участие мастера из Казани и Санкт-Петербурга. Крестовоздвиженская церковь входит в ансамбль Богородицкого женского монастыря, одного из старейших на территории Казани (основан в 1579 г.). Она относится к новым постройкам – возведена в 1877 году (архитектор Тихомиров). В первоначальном виде церковь украшали восьмиколонный портик и лепное «Всевидящее око». Иван IV после обретения Казанской иконы Божьей Матери приказал соорудить во имя Богородицы и устроить при ней девичий монастырь. Среди первых монахинь была Матрона Онучина, принявшая имя Марфы.

http://sobory.ru/article/?object=06242

Особенно важно, что, будучи сам выдающимся подвижником Глинской пустыни, отец Иоанн об­ладает даром раскрыть духовный мир ее насельников, приподнять завесу их сокровенного внутреннего делания, ввести читателя в атмосферу той высокой духовной настроенности, которой была проникнута вся жизнь монастыря. Автор использовал много эпизодов из собственной жизни, являясь духовным другом и сотаинником славившихся святостью жизни Глинских схиархимандритов Андроника (Лукаша) и Серафима (Романцова) . Этот труд позволяет на примере отдельной обители увидеть ту огромную и разностороннюю просветительную и воспитательную работу, которую вели русские монастыри на протяжении веков. Архив Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Уникален по своему составу и полноте архив Глинской Рождество Богородицкой пустыни, восстановленный схиархимандритом Иоанном на основании документов, хранящихся в различных архивах страны и в личном архиве автора (изначальный архив Глинской пустыни утрачен в 1917 году). Архив Глинской пустыни содержит более 500 единиц хранения объемом около 4000 машинописных страниц. Архив охватывает практически всю историю существования одной из самых прославленных русских обителей периода с начала XVII и середины XX века. Архив содержит богатый изобразительный материал: это карты и чертежи, фотографии храмов и скитов Глинкой пустыни ХИХ – начала XX века, а также фотографии и портреты ее известных подвижников. Практически ни один из собранных документов ранее не публиковался. Эти материалы не только освещают историю Глинской пустыни, но и позволяют лучше понять историю России и судьбы Русской Православной Церкви. Разнообразие документов и материалов, охватывающих многие стороны взаимоотношений внутри обители и связей ее с миром, делает архив чрез­вычайно информативным не только для интересующихся историей Церкви. В жизни обители на протяжении четырех веков отражается история нашего Отечества и духовно-нравственная жизнь русского народа. Материалы архива дают новые сведения по истории церковного и гражданского права, литературе, этнографии и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010