Н.В. Маслов Библиография Отдел I Труды Глинских старцев Труды игумена Филарета (Данилевского) Устав Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//ЦГИА. Ф. 796. Оп. 102. Л. 936. Устав Екатеринбургского Новотихвинского девичьего монастыря. Устав Борисовской пустыни Курской епархии. Устав Уфимского Благовещенского девичьего монастыря. Поучение новопостриженному монаху. СПб, 1824//ЦГИА. Ф. 796. Оп. 104. Д. 1000. До и после пострига. Поучение монахам Глинского игумена Филарета. Почаев, 1910. С. 5–32. До и после пострига. Поучение монахам Глинского игумена Филарета. 3-е изд. Глинской пустыни в перев. со славянского языка. Курск, 1911. С. 7–32. Поучение новоначальному перед постригом//До и после пострига.... Почаев, 1910. С. 3–4. Наставление о должности духовника, служащего инокиням//ОР РГБ. Ф. 214. ОПТ–292. Л. 81 об.–89. Краткое изъяснение о явлении Пустынно-Глинской чудотворной иконы и Краткое описание Глинской пустыни. Записки игумена Филарета 1823 и 1828 г.г.//Там же. С. 99. Труды иеромонаха Порфирия (Левашова) О воспитании девиц в духе истинно христианском//Странник. 1866. Сентябрь. С. 85–125. Взгляд на монашество//Странник. 1867. Февраль. С. 39–51. О причинах раскола//Странник. 1867. Июль. С. 123–129. Беседа со старообрядцами//Странник. 1867. Июль. С. 10–31. О бессмертии//Странник. 1868. Март. С. 95–102. Труды игумена Иассона Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота//Курские епархиальные ведомости. 1893. 39. С. 1–8; 40. С. 9–16; 41. С. 17–24; 1894. 4. С. 25–32; 5. С. 33–40; 6. С. 41–43. Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота. (С портретом)/Сост. иеромонахом Иассоном. Курск, 1894. Краткое сказание о жизни монаха Досифея/Сост. иеромонах Иассон//Курские епархиальные ведомости. 1894. 7. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни монах Феодот. Издание Глинской пустыни. Одесса, 1909. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни/Собранное игуменом Иассоном. М., 1906. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий/Собрал игумен Иассон. Курск, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Обоянь. Богородицко-Знаменский мужской монастырь.. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Обоянский Богородицко-Знаменский общежительный мужской монастырь основан в 1663-1664 годах. Занимал значительную территорию и располагался между ул. Мещанской (сейчас - ул. Фрунзе) и рекой Псел. Главный храм монастыря - Соборная трехпрестольня церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, возведенная в первой четверти XVIII века. Церковь во имя Рождества Иоанна Крестителя построена в начале XVIII века " коштом " обоянского помещика Харлампия Переверзева. Монастырь и церкви были закрыты и уничтожены большевиками в 1924 году. На монастырской территории сейчас располагается коррекционная школа-интернат. История монастыря начинается в далеком 1663 году. Наименование обители было дано в честь чудотворной Курской Коренной иконы Богородицы «Знамение». В 1700 и 1719 годах все деревянные монастырские строения были полностью уничтожены пожаром. Уцелевшие монахи перешли в Белгородский Николаевский монастырь. Через несколько лет начинается реставрация монастыря, которая закончилась к 1730 году, после чего на территории обители были построены две каменные церкви. В 1818 году монастырь был обложен с трех сторон каменной оградой. С восточной стороны возводить стену не потребовалось, так как здесь двор закрывался помещением каменного корпуса длиной 22 сажени с куполом и пролетом. На монастырской земле, внутри огражденной территории, располагались две церкви, возведенные в 1730 году. Эти храмы стояли подле большого оврага. Кроме них, здесь было монастырское кладбище. В южной части обители был второй овраг, именуемый «малым». Возле него располагался каменный корпус в два с половиной этажа. Это здание сохранилось до наших дней. В XIX веке при монастыре было открыто низшее духовное училище, предназначавшееся для детей священнослужителей Обоянского уезда и городов Суджи, Богатово, Корочи и Старого Оскола. После прихода к власти большевиков на религию начинаются крупные гонения, повлекшие за собой закрытие монастыря в 1924 году. В годы советской власти здания и территория монастыря использовались в различных государственных нуждах. В настоящий момент здесь расположена школа-интернат.

http://sobory.ru/article/?object=39521

III. Историческое обозрение Коренной Пустыни Историческое обозрение Коренной Рождество-Богородицкой Пустыни можно разделить на три периода или отдела, сообразно важнейшим событиям, замечаемым в её внешней и внутренной жизни. Период первый от основания Обители в 1597 году до 1618 года, с которым совпадает её возобновление после разорения Крымскими Татарами в 1611 году. Период второй от 1618 до 1764 года, в который обитель эта состояла в зависимости от Курского монастыря, и период третий от 1764 до 1862 года, в который обитель сия постепенно благоустраивалась во внешнем и внутреннем отношениях. а) Период первый. От 1597 до 1618 года Период самостоятельного существования новопостроенной по Царскому изволению и Его иждивением, на месте явления Чудотворной Иконы, обители, продолжался весьма не долго, но несмотря па это, он несравненно богаче сведениями, нежели последующий за тем долгий период её зависимости от Курского монастыря. Как мы видели, ближайшим поводом к устроению сей последней обители было перенесение по Царскому Указу из пустыни в город Курск, чудотворной Иконы, по причине опасности от неприятельского нашествия. К которому именно году относится это перенесение, утвердительно сказать нельзя, а надобно полагать, что оно случилось в 1598 или 1599 годах; так например, известно что в 1598 году Царь Борис посылал гонцов «с милостивым словом» в Украинные города: Тулу, Оскол, Ливны, Елец Курск, и Воронеж, а в 1600 году Крымцы нападали на Белгород и шли к Курску, но были прогнаны Орловским Воеводой Князем Борисом Петровичем Татевым 5 5. С достаточной вероятностью можно предположить, что эта самая опасность и была поводом к сказанному выше распоряжению о перенесени чудотворной Иконы из пустыни в Курск, где она была поставлена в соборной Воскресенской церкви, в приделе Рождества Пресвятой Богородицы, построенном собственно для сего Игуменом Евфимием. Сей Игумен Евфимий, совершая Божественную службу и молебные пения у Св. Иконы, посылал каждое лето в день явления Иконы, то есть, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября) со святой водою в Москву к Великому Государю сына своего иерея Константина, доходами подаваемыми же от богомольцев с соборными священниками не делился, отсылая их на содержание своей пустынной обители, почему священники и подавали о сем челобитную Царю Борису. Однако Царь от того дохода им отказал, а пожаловал их угодьями, рыбными ловлями и венечными пошлинами; упомянутыми же доходами приказал владеть Игумену РождествоБогородицкой Пустыни Отцу Евфимию с братией.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Содержание От издательства Предисловие автора Отдел первый I. Местность обители до ее основания II. Причины к основанию Задонской обители (XVII век) III. Подробности о прежней недвижимой собственности сего монастыря (до 1764 года) Отдел второй IV. Возобновление обители после пожара и период постепенного благоустройства и процветания оной (с 1693 по 1857 год) Краткая биография святителя Христова Тихона V. Название монастыря Отдел третий VI. Построение второго каменного соборного Владимирского храма, существующего ныне, и другие постройки, а также важные события этого времени (с 1845 по 1870 год) VII. Построение новой теплой Рождества Богородицы церкви и улучшение других монастырских зданий Отдел четвертый VIII. Богослужение IX. Местные праздники X. Крестные ходы XI. Ризница XII. Библиотека XIII. Архив XIV. Благотворительность монастыря XV. О посещениях монастыря Задонского Богородицкого высочайшими особами, а также и другими знаменитыми лицами Отдел пятый XVI. Иерархическая степень монастыря XVII. Настоятели монастыря XVIII. Способы содержания монастыря в прежнее и нынешнее время XIX. Монастырское кладбище и памятники XX. Эпилог Копии некоторых монастырских бумаг I. Письмо Имеретинской царицы Марии II. Копия указа о погребении тела святителя Тихона III. Бумаги, объясняющие обретение мощей и перенесение гроба Преосвященного Тихона IV. Копия донесений от жандармского полковника Арсения Федоровича Козлова его сиятельству г-ну шефу жандармов V. Копия предложения Высокопреосвященного архиепископа Воронежского Антония II ректору Воронежской семинарии архимандриту Симеону VI. Опись, учиненная священным одеждам святителя Тихона Воронежского и Елецкого по обретении и перенесении гроба его VII Рапорт арх. Серафима с братией о перенесении тела свт. Тихона VIII. Копия указа о возведении третьеклассного Задонского монастыря в первый класс Задонский летописец и его труды (Об авторе этой книги)     Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Ириней, епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (Фальковский Иван Якимович) Родился 28 мая 1762 года в Пирятинском уезде в семье священника. Первоначальное образование получил в духовной академии при Киево-Братском монастыре. В 1776 году уехал с отцом в Токай (Венгрию) и поступил там на должность причетника, продолжая учение в местном римско-католическом училище. В 1777 году поступил в Пресбургскую гимназию. В 1778 году перешел в Пештскую римско-католическую гимназию. В 1780 году поступил в Офенский 11 университет. В 1782 году, окончив философское образование в Пеште, временно исполнял писарскую должность. В 1783 году вернулся в Россию и поступил в богословский класс Киевской духовной академии. 8 января 1784 года назначен при академии преподавателем арифметики и супер-интендантом академического общежития. 28 февраля 1786 года пострижен в монашество. В 1787 году основал при духовной академии «вольное пиитическое общество», имевшее своей целью ознакомить своих членов с современной литературой. 6 февраля 1799 года возведен в сан архимандрита Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря Черниговской епархии с оставлением на прежней должности в духовной академии. С апреля 1803 года, по упразднении Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря, управлял Киево-Братским монастырем. В том же году был назначен ректором духовной академии. 8 сентября 1803 года переведен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря в Киеве. В 1804 году, по прошению, уволен из духовной академии, где в течение двадцати лет преподавал различные предметы (арифметику, грамматику, немецкий язык, геометрию, алгебру, поэзию, богословие), поставлен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря и присутствующим в духовной дикастерии. 24 февраля 1807 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. С 7 февраля 1812 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. С 1 мая 1813 года, в связи с удалением архиепископа Варлаама (Шишацкого), управлял Могилевской епархией. В том же году 6 июля, по прошению, уволен от управления Смоленской епархией и назначен епископом Чигиринским, коадъютором Киевской митрополии, с управлением Киевским Златоверхим монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Архимандрит Леонид (Кавелин) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни — архимандрит Леонид (Кавелин) Архимандрит Леонид (Кавелин) В Избранное ( 1  голос:  5.0 из  5) Предисловие Летом 1862 года, случилось мне посетить Коренную Рождество-Богородицкую Пустынь, пользующуюся издавна и вполне заслуженной известностью в нашем Отечестве, как место явления чудотворной Иконы Знамения Божией Матери Курской, так и по знаменитой Коренной Ярмарке, бывающей близ этой Обители в 9ю пятницу после Святой недели. По желанию достопочтенного Настоятеля Обители О. Архимандрита Ювеналия Половцева, пользуясь свободным временем, я занялся рассмотрением монастырского архива, с целью составить историческое описание сей обители. Оказалось, что архив монастырский начиняется лишь с 1764 года, то есть, с того времени, как пустынь эта, бывшая до 1764 года приписной к Курскому Богородицкому Монастырю, сделалась самостоятельной; для собрания же сведений о начале Обители и состоянии её в период её зависимого существования, пришлось заглянуть и в архив Курского Знаменского монастыря. Таким образом, предлагаемое вниманию читателей «Историческое описание Коренной Пустыни» составилось из сведений о сей Обители, извлеченных из двух монастырских архивов, и частью из других письменных и печатных источников, каковы например: «Рукописное сказание о явлении и чудесах чудотворной Иконы Знамения Божией Матери, no исконному нарицанию Курская», рукопись, составленная в XVII столетии и в более или менее верных списках довольно распространённая в Курской губернии. Из печатных источников назову: «Описание Курского Наместничества С. Ларионова 1785 года» (Курск) и, «История о городе Курске, о явлении чудотворной Знамения пресвятой Богородицы Иконы, нарицаемая Курская, о Курском Знаменском Монастыре и его Настоятелях, сочиненная в 1786 году из разных рукописей, Грамот Царских и Патриарших, такожде и из рукописного Летописца в Курском Знаменском Монастыре находящегося», (на 55 страницах 1792 г. изд. в Курске).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/istorich...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Маштафаров А. В. Синодик Коневского Богородицкого Рождественского монастыря XVI в. Коневский или Коневецкий Богородицкий Рождественский мужской монастырь, по мнению историков, основан в 1393 г. иноком Арсением на острове Коневец, в 4-х верстах от берега в северо-западной части Ладожского озера. В церковном отношении территория, где располагалась обитель, относилась к Новгородской епархии, в административном первоначально, скорее всего, к Водской пятине Новгородской земли, с 1-й половины XVI в. – к пограничному с Шведским королевством Корельскому уезду. В 1577 г. уезд был захвачен шведами, а монастырь полностью разорен. Его насельники покинули остров и перебрались в Деревяницкий Воскресенский монастырь близ Новгорода Великого. В 1594 г. среди отошедших к Русскому государству исконных новгородских земель был и остров Коневец. Иноки возвратились на старое место и восстановили обитель. В Смутное время начала XVII в. остров вновь перешел к Швеции и почти до конца Северной войны, до 1718 г., находился в составе ее владений. Монахи вновь переселились в Деревяницкий монастырь, и только с 1760 г. монастырская община обосновалась на месте основания монастыря. В 1764 г. монастырь стал заштатным, после 1825 г. – третьеклассным. Комплекс негативных исторических событий, безусловно, повлиял на сохранность архива и библиотеки обители. С XIX в. началась не только безвозвратная утрата рукописей и документов – часть из них, в основном через антикварный рынок попала в руки коллекционеров. Видимо, именно так публикуемый ниже синодик Коневского монастыря оказался у известного собирателя документов по истории России и русской литературы, археографа, члена-корреспондента Академии наук И. А. Шляпкина (1858–1918 гг.) и к настоящему времени сохранился в московской части этой некогда обширной и пестрой по составу коллекции в Российском государственном архиве литературы и искусства (ф. 1296, собр. Шляпкина, оп. 2, 58, л. 1–23 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

Братия монастыря ЖМП 9 сентябрь 2020 /  2 ноября 2020 г. 12:50 Игумен Марк (Виленский), наместник Казанского Богородицкого монастыря: «В нашей обители физически ощущается Покров Пречистой Владычицы» - Ваше Высокопреподобие, мы беседуем в монастыре, основанном на месте явления одной из главных святынь православной Руси. Какое влияние оказала Казанская икона на историю вашей обители ? - Изначально обитель была женской. Когда от образа, обретенного на месте пожарища девочкой Матроной Онучиной и доставленного в кремлевский Благовещенский собор, стали происходить чудеса, об этом доложили царю Ивану Грозному. Государь повелел заложить тут Девичий монастырь. Слава об иконе быстро распространялась, сюда стекалось множество паломников. Приезжали и женщины, желавшие посвятить жизнь Богу и ставшие потом монахинями. Со временем монастырю официально присвоили категорию первоклассного. На XIX-XX века пришелся расцвет обители. В этот период здесь проживало до 500 монахинь. Казанский Богородицкий женский монастырь славился своими мастерскими – прежде всего золотошвейной и иконописной, приобретшей поистине всероссийскую известность «фирменным» письмом и использованием особых двухслойных досок. Для всей Казани женская обитель стала, как сейчас сказали бы, градообразующей институцией. И само слово «Казань» во всем христианском мире долго ассоциировалось прежде всего с местом обретения чудотворного образа и сооруженным здесь монастырем. - Как монастырь пережил произошедшую в 1904 году кражу явленного образа и его уничтожение злоумышленниками? - Прежде всего, монастырь понес духовный урон, выразившийся в общем настроении насельниц. Упадок был столь сильным, что даже Константинопольский Патриарх Иоаким пожелал приободрить и утешить казанских монахинь и горожан. Он благословил сделать список иконы Божией Матери «Паммакариста» («Всеблаженная») и передал его сюда. В общем, это была беда всемирного масштаба. Но монашеская жизнь продолжалась, и новый импульс ей придала деятельность великой княгини Елизаветы Федоровны по оборудованию на месте обретения явленной иконы Богородице-Рождественского пещерного храма.

http://e-vestnik.ru/interviews/kazanskiy...

Отдел второй IV. Возобновление обители после пожара и период постепенного благоустройства и процветания оной (с 1693 по 1857 год) С XVIII столетия история Задонского Богородицкого монастыря становится более замечательной. Из монастырского синодика (диптиха) видно, что с 1693 по 1697 год настоятельствовал в Задонской обители заботливый игумен Трифон. Им сооружена была вторая деревянная церковь Владимирская на месте прежней сгоревшей, и прочее монастырское сгоревшее строение также было возобновлено «деревянным зданием». По прошествии же 44 лет деревянная постройка вся значительно обветшала от времени и требовала снова поправки, а с умножением числа братии небольшая деревянная церковь казалась уже малоудобной к совершению в ней богослужений. Вследствие этих причин заботливый настоятель игумен Евфимий II (в схиме Евсевий) в 1736 году приступил к делу, и его старанием была построена на месте второй деревянной первая каменная с двумя приделами церковь; главный престол освящен был в 1741 году в прежнее наименование Сретения Богородичной иконы Владимирской, а приделы правый – в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, левый же – во имя Евсевия, епископа Самосатского. Этим же игуменом устроена на запад передняя часть ограды каменная, в ней – ворота, ведущие внутрь монастыря; против соборной церкви сооружена была каменным же готическим зданием колокольня, примыкавшая передней стороной к означенной ограде; внутри оной в первом этаже устроен был храм во имя святителя Николая; по обе стороны колокольни построены о двух этажах кельи с кладовыми для настоятеля и казначея; приобретена ризница и утварь престольная 35 . От всего этого остались: серебряный напрестольный крест со святыми мощами, Евангелие, ветхая стена и башня на северо-западном углу ограды, близ вновь устроенного (1862 год) уездного училища, на месте Колыванского подворья 36 . Много способствовало улучшению Задонской обители усердие благочестивых поклонников. По преимуществу казаки войска Донского оказывали свое усердие к Задонскому монастырю 37 , внутри коего даже покоится тело бригадира Ивана Васильевича, старшего сына атамана войска Донского Василия Фролова, который, возвращаясь из Москвы через Задонскую местность в Черкасск, опасно заболел и в сем монастыре скончался в 1742 году, где, с дозволения начальства и был погребен под алтарем соборной Владимирской церкви 38 . Мать его по этому случаю много делала пожертвований на украшение обители Задонской. Между прочим, две жемчужные архимандричьи митры, пожертвованные атаманшей Варварой 1 марта 1751 года, и до сих пор напоминают о расположении к сему монастырю Фроловых.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Глинская пустынь и Путивльский Молченский монастырь (1648–1764) Глава II В XVII – первой половине XVIII века история Глинской пустыни была тесно связана с Путивльским Молченским Рождества Пречистой Богородицы Печерским монастырем, основанным иноками Молченской Рождество-Богородицкой Печерской (впоследствии Софрониевой) пустыни, от которой он и получил свое название. В отчетах о состоянии Курской епархии начала ХХ века Путивльский Молченский монастырь назван одним из древнейших, однако точных сведений о времени его основания не сохранилось 146 . По преданию, в Путивле «на посаде в остроге» 147 с незапамятных времен (еще в XV-XVI вв.) 148 находилось подворье Молченской Печерской пустыни с собором во имя Рождества Пречистой Богородицы и храмом во имя Софии Премудрости Божией 149 . Это и был Путивльский монастырь в начале своего существования 150 . В конце XVI века, когда Молченская пустынь пострадала от набегов татар, началось активное строительство Путивльского Молченского монастыря 151 . В 1605 году, после разорения Молченской пустыни поляками, монахи этой обители оставили ее и переселились в Путивльский Молченский монастырь 152 . С историей Путивльского монастыря связан самый древний документ, в котором впервые упоминается Глинская пустынь. Архимандрит Анатолий (Ключаров) – единственный до нашего времени исследователь древних актов и грамот Глинской пустыни – считал таким документом выпись 153 1693 года, которая была дана игумену Путивльского Молченского монастыря Гавриилу с братией по указу великих государей царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича 154 . Однако автору данной работы удалось обнаружить еще более древний документ. Это «Межевая книга на земли в Крупецкой волости Севского уезда 1685 года» 155 из архива князей Барятинских, которые в XVIII веке стали владельцами Крупецкой волости 156 . «Межевая книга» содержит сведения о том, как в 1685 году по царскому указу писец Лев Кобяков и подьячий Иван Коробов межевали земли в Крупецкой волости. Казначей Путивльского Молченского монастыря иеродиакон Макарий, подтверждая право Путивльского монастыря на владение землями в этой волости, представил им выпись 156 (т. е. 1648) года, данную боярином князем Юрием Алексеевичем Долгоруким, бывшим тогда воеводой 157 и стольником 158 в Путивле. В выписи 1648 года сказано: «дано Путивльского Молченского монастыря Рождества Пречистыя Богородицы Печерския игумену Афанасью с братиею вместо их вотчины села Есмани 159 в Крупецкой волости бортной 160 ухожей 161 укольной 162 Пресвятыя Богородицы Глинские на оброк… а оброку им велено платить с того бортного ухожья во 15 кривенок меду на год» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010